- 13 - 1997 / 01
- 14 - 1197 / 02
- "Корабли и суда китайской Сунгарийской флотилии в 1929 году"
- "Строительство лидеров эскадренных миноносцев проекта "38" на Амурском судостроительном заводе"
- "Лидер эскадренных миноносцев "Баку" проекта "38"
- "Линейные корабли Германии в 1906-1945 годах"
- "Немецкие линейные корабли типа "Н"
Часть 3
- 15 - 1997 / 03
- "Первые программы броненосного флота.
Часть 3. Броненосные фрегаты "Hector" и "Valiant" - "Линейный корабль "Воля" и батарея "Mirus"
- "Германские эскадренные миноносцы проектов "Z".
- "Сталинские линкоры.
Часть 2 Проектирование линейных кораблей для Советского Союза в Соединенных Штатах" - "Плавание крейсера "Karlsrhue".
Часть 1 и 2
- "Первые программы броненосного флота.
- 16 - 1997 / 04
- 17 - 1997 / 05 - "Корабли флота Японии."
- Подводные лодки. 1905-1945 годы
- 18 - 1997 / 06
- "Первые программы броненосного флота.
Часть 5. Броненосный фрегат "Royal Alfred" - "Турецкие военные корабли периода войны 1877-1878 годов на Дунае"
- "Плавание крейсера "Karlsrhue".
Часть 4 - "Проекты эскадренных миноносцев военного времени в австро-венгерском флоте"
- "Германские миноносцы периода Второй мировой войны
- "Японские системы управления артиллерийской стрельбой"
- "Первые программы броненосного флота.
-
- 19 - 1998 / 01 - "Корабли флота Японии."
- Японские миноносцы и эскадренные миноносцы. 1878-1945 годы
- 20 - 1998 / 02 - "Корабли флота Японии."
- Сторожевые, эскортные и патрульные корабли, боевые катера, диверсионные средства
- 21 - 1998 / 03 - "Корабли флота Японии."
- Канонерские лодки, корабли минно-тральных сил, десантныех корабли и средства
- 22 - 1998 / 04- "Bismarck"
- 23 - 1998 / 05
- "Первые программы броненосного флота.
Часть 6. Броненосный фрегат "Achilles" - Проекты торпедных катеров в австро-венгерском флоте в 1914-1918 годах"
- "Линейные корабли Германии в 1906-1945 годах"
- "Германский линейный крейсер "Lutzow" в бою у Скагеррака"
- "Тенденции проектирования линейных кораблей в кайзеровском флоте. 1915-1918 годы"
- "Германские миноносцы периода Второй мировой войны
- "Первые программы броненосного флота.
- 24 - 1998 / 06
- "Проектирование авианосцев в фашистской Германии".
- "Французские контр-миноносцы межвоенного периода"
- "Проектирование авианосцев в фашистской Германии".
-
Германские миноносцы периода второй мировой войны
* - Продолжение. Начало см "Бриз-11 и -12" (1996) и "Бриз-3" (1997)
Миноносцы проекта "Т/24"
Проект разработан проектным бюро морского ведомства на базе предыдущего проекта миноносца "Т/23", от которого отличался лишь в деталях. Ведущий инженер проекта - конструктор Эренберг (Ehrenberg).
Все двенадцать миноносцев построены государственной верфью "Marinewerft" в Вильгельмсхафене.
В отношении остойчивости и мореходности миноносцам проекта "Т/24" были присущи все свойства, указанные для миноносцев проекта "Т/23", но, поскольку они были спроектированы позже, в процессе строительства на них сделали некоторые изменения - переделка мостика и надстройки, замена полубалансирного руля на балансирный (площадь руля достигла 1/30 LxT), изменение кормовых обводов в подводной части, более плоская форма транца и иные. Отличались они и внешне, получив несколько больший наклон мачт и труб к корме, что придало им более красивый и стремительный силуэт.
Некоторые изменения проекта были произведены в механической установке - увеличена производительность котлов (три двойных котла) и мощность электро-энергетической установки.
Состав вооружения изменен не был, но все три орудия были более нового образца и к тому же получили защитные коробчатые щиты. Платформу для зенитных орудий перед второй дымовой трубой расширили к бортам, что увеличило сектора стрельбы зениток.
Так же как и предыдущие, миноносцы проекта "Т/24" во время войны проходили модернизации - в основном усиление зенитного вооружения (аналогично проекту "Т/23", и дополнительно еще один автомат перед носовой надстройкой) и, помимо этого, установка радиолокационных станций на месте прожекторов (а также связанные с этим необходимые изменения - в частности, установка подпор грот-мачты для большей устойчивости).
Миноносцы | Стр.номер | Заложен на стапеле | Спущен на воду | Готовность |
"Wolf" | 109 | 1927 | 12 октября 1927 | 15 ноября 1928 |
"litis" | 110 | 1927 | 12 октября 1927 | 1 октября 1928 |
"Luchs" | 111 | 1927 | 15 марта 1926 | 15 апреля 1929 |
"Tiger" | 112 | 1927 | 15 марта 1928 | 15 января 1929 |
"Jaguar" | 113 | 1927 | 15 марта 1928 | 1 июня 1929 |
"Leopard" | 114 | 1927 | 15 марта 1928 | 15 августа 1929 |
Водоизмещение стандартное:
официально объявленное 800 ts
миноносцы типа "Wolf" 933 ts
Водоизмещение нормальное 1045 тм.
Водоизмещение полное 1320 ts
Длина по ватерлинии (КВЛ) 89,0 м.
Длина наибольшая 92,6 м.
Ширина наибольшая по КВЛ 8,60 м.
Осадка по КВЛ при D стандартном 2,83 м.
Осадка по КВЛ при D нормальном 3,36 м.
Осадка наибольшая при D полном 3,52 м.
Высота борта 5,20 м.
Количество отсеков 13
Протяженность двойного дна 96 %
длины корпуса по ватерлинии (КВЛ).
Продольная система набора, конструкции корпуса собирались из специальной судостроительной стали "Torpedobootsstahle". При изготовлении надстроек и корабельных устройств частично применялись легкие сплавы и электросварка.
Осадка увеличивалась на 1 см. при увеличении нагрузки на 15,8 т.
2 турбозубчатых агрегата и 3 паровых водотрубных
котла "Marine-Schultz" МО (ЛБ) - МО (ПБ) - КО - (Всп. мех.) - КО - КО Турбозубчатые агрегаты изготовлены:
для "litis" и "Tiger" - "Vulkan"
для "Jaguar" и "Luchs" - "Schihau"
для "Wolf" и "Leopard" - "Brown, Boweri & Co"
2 трехлопастных винта диаметром 2,50 м.
позже диаметр винтов уменьшен до 2,35 м.
3 двойных водотрубных нефтяных котла:
рабочее давление 18,5 ат.
площадь нагрева 2487 кв.м.
Мощность механизмов по проекту 23.000 SHP
Мощность механизмов фактическая до 25.500 SHP
Скорость полная по проекту 34,0 узла
Скорость фактическая 35,2 узла
при 510 оборотах в минуту
Максимальный запас жидкого топлива 338 т.
После увеличения емкости цистерн 380 т.
Расчетная дальность плавания:
17-узловым ходом 3900 миль
20-узловым ходом 2200 миль
Фактическая дальность плавания:
17-узловым ходом ок. 1997 миль
Электроэнергетическая установка:
1 турбо-генератор и 2 дизель-генератора Суммарная мощность (120 Вольт) 99 кВт.
Рули:
1 балансирный руль в диаметральной плоскости.
3 105-мм./45-калиберных орудия образца "SKC/28" на одиночных лафетах "LC/28"
+ 80 град.; Запас снарядов - 300 штук;
4 37-мм. автоматов; 8000 патронов;
С 1941 года добавлены по 4 20-мм. зенитных автомата (8000 патронов). Позже, во время войны, на уцелевших миноносцах установили счетверенную 20-мм. установку и увеличили число одноствольных автоматов. 6 500-мм.торпедных труб в двух 3-трубных аппаратах.
С 1931 году заменены на такое же количество 533-мм. труб для торпед "G.7a".
Могли брать на палубу до 30 мин.
Все три орудия имели защитные щиты коробчатой формы
В 1932 году на "Leopard" и "Luchs" испытывались новые 127-мм./45-калиберные орудийные установки, которыми позже были вооружены эсминцы проектов "Z". На эсминцах были установлены по три таких орудия (300 снарядов).
1 мотобот (моторный катер);
1 шлюпка (вельбот или полубарказ).
штатный в военное время:
4 офицера и 116 унтер-офицеров и матросов.
Позже штатный состав увеличен:
4 офицера и 123-125 унтер-офицеров и матросов.
Как флагман соединения добавлялись:
5 офицеров и 25 унтер-офицеров и матросов.
На миноносце "Wolf", некоторое время использовавшемся в качестве учебно-артиллерийского судна:
3 офицера и 120 унтер-офицеров и матросов.