- 13 - 1997 / 01
- 14 - 1197 / 02
- "Корабли и суда китайской Сунгарийской флотилии в 1929 году"
- "Строительство лидеров эскадренных миноносцев проекта "38" на Амурском судостроительном заводе"
- "Лидер эскадренных миноносцев "Баку" проекта "38"
- "Линейные корабли Германии в 1906-1945 годах"
- "Немецкие линейные корабли типа "Н"
Часть 3
- 15 - 1997 / 03
- "Первые программы броненосного флота.
Часть 3. Броненосные фрегаты "Hector" и "Valiant" - "Линейный корабль "Воля" и батарея "Mirus"
- "Германские эскадренные миноносцы проектов "Z".
- "Сталинские линкоры.
Часть 2 Проектирование линейных кораблей для Советского Союза в Соединенных Штатах" - "Плавание крейсера "Karlsrhue".
Часть 1 и 2
- "Первые программы броненосного флота.
- 16 - 1997 / 04
- 17 - 1997 / 05 - "Корабли флота Японии."
- Подводные лодки. 1905-1945 годы
- 18 - 1997 / 06
- "Первые программы броненосного флота.
Часть 5. Броненосный фрегат "Royal Alfred" - "Турецкие военные корабли периода войны 1877-1878 годов на Дунае"
- "Плавание крейсера "Karlsrhue".
Часть 4 - "Проекты эскадренных миноносцев военного времени в австро-венгерском флоте"
- "Германские миноносцы периода Второй мировой войны
- "Японские системы управления артиллерийской стрельбой"
- "Первые программы броненосного флота.
-
- 19 - 1998 / 01 - "Корабли флота Японии."
- Японские миноносцы и эскадренные миноносцы. 1878-1945 годы
- 20 - 1998 / 02 - "Корабли флота Японии."
- Сторожевые, эскортные и патрульные корабли, боевые катера, диверсионные средства
- 21 - 1998 / 03 - "Корабли флота Японии."
- Канонерские лодки, корабли минно-тральных сил, десантныех корабли и средства
- 22 - 1998 / 04- "Bismarck"
- 23 - 1998 / 05
- "Первые программы броненосного флота.
Часть 6. Броненосный фрегат "Achilles" - Проекты торпедных катеров в австро-венгерском флоте в 1914-1918 годах"
- "Линейные корабли Германии в 1906-1945 годах"
- "Германский линейный крейсер "Lutzow" в бою у Скагеррака"
- "Тенденции проектирования линейных кораблей в кайзеровском флоте. 1915-1918 годы"
- "Германские миноносцы периода Второй мировой войны
- "Первые программы броненосного флота.
- 24 - 1998 / 06
- "Проектирование авианосцев в фашистской Германии".
- "Французские контр-миноносцы межвоенного периода"
- "Проектирование авианосцев в фашистской Германии".
-
Турецкие военные корабли периода войны 1877 - 1878 годов на Дунае
К.Б. Стрельбицкий
К 1877 году Османская империя имела значительные владения в Европе, частью естественной северной границы которых являлась река Дунай (турецкое название - Туна). Под турецким контролем находился весь правый берег Дуная от его впадения в Черное море и выше по течению до устья реки Тимок (нынешний 846-й км). Столь большая речная граница являлась причиной того, что на Дунае постоянно дислоцировалось значительное количество военных кораблей Османского военного флота (Osmanli Bahriye).
К 12 апреля 1877 года, когда русский Император Александр II подписал Высочайший Манифест об объявлении войны Османской империи, в состав турецкой Дунайской флотилии (Типа Firka), которой командовал адмирал Мехмет Ариф (Ариф-паша), входили девять мониторов и пять канонерских лодок, а так же более мелкие вооруженные и невооруженные суда и плавучие средства. При этом турецкая флотилия не просто являлась самой мощной на реке, но и значительно превосходила все военно-речные силы остальных придунайских государств вместе взятые. К тому же, имея под своим полным контролем Геориевское и Сули некое гирла в дельте Дуная, турки могли свободно перебрасывать на эту реку дополнительные военные корабли из Черного моря. Другим путем увеличения флотилии могла быть мобилизация в ее состав судов Османской Дунайской пароходной компании (ldare-i Nehriye), и в ходе войны турецкое командование использовало обе эти возможности. Описания боевых действий на Дунае в русско-турецкую войну 1877-1878 годов неоднократно публиковались на русском языке, однако помещенная в отечественных источниках информация о турецких речных кораблях была далеко не полной и не всегда точной. Ниже читателям "Бриза" предлагается специально подготовленный для сборника справочный материал, содержащий подробные данные об турецких военных кораблях, являвшихся противниками русских и румын в ходе боевых действий 1877 года в бассейне Дуная. Для каждого корабля приводятся его основные тактико-технические характеристики по состоянию на 1877 год, а также дается историческая справка о его судьбе. Названия кораблей даются в русской и латинской транскрипции, уточненной у коллег из Стамбульского морского музея; отдельно дается их перевод на русский язык. Даты указаны по старому и новому стилю.
Автор благодарит за помощь, которую оказали ему при написании этой работы Михай Джорджеску (Бухарест, Румыния) и коллега по Московскому Клубу истории флота А.Ф.Воронов.
Морские мониторы
+ Илютф-Ю Целильи ("Lutf-U Celil") "Хивз-Ур Рахман" ("O'hivz-Ur Rahman")"Lutf-u Celir - "Божеская милость"
"Hivz-ur Rahman" - "Милосердный покровитель"
Официальная классификация - башенные броненосцы береговой обороны.
Мониторы построены во Франции в 1868 - 1870 годах по египетскому заказу на верфи "С.А.де Шантье э Ателье де ла Жирон" ("SA des Chantiers et Ateliers de la Gironde") в Бордо.
Корабли были заложены в 1868 году и еще в процессе постройки на стапеле, 29 августа 1868 года переданы турецкому флоту.
Корабли были спущены на воду в 1869 году, и в марте 1870 года вступили в строй.
В дальнейшем они служили на Дунае, где приняли участие в боевых действиях русско-турецкой войны.
"Лютф-ю Целиль" потоплен во время боев у входа в Мачинский рукав Дуная 29 апреля (10 мая) 1877 года, в районе Ириали (Брэилы) русской полевой артиллерией со всем экипажем - погибли около 150 человек из находившихся на борту.
"Хифз-ур Рахман" переведен в 1878 году в метрополию и в 1909 году исключен из списков действующего флота и продан на слом.
Водоизмещение 2540 т. Длина 64,4 (62,2) м. Ширина 13,6 м. Осадка 4,4 м. 1 горизонтальная 3-цилиндровая паровая машин системы "Компаунд"; 2 угольных паровых котла локомотивного типа; 2 гребных винта; Мощность машины 2000 л.с. Скорость максимальная 12 узлов. Запас топлива 300 т. Бронирование: Борт 88 - 140 мм. оконечности 117 мм. орудийные башни 127 - 140 мм. Вооружение: два 225-мм.орудия системы Армстронга; два 178-мм.орудия Армстронга; одно 102-мм.орудие Круппа. Экипаж 121 человек (включая 12 офицеров) |
Монитор "Хивз-ур Рахман" "Хивз-ур Рахман" в свое время стал достаточно известным кораблем в связи с объявлением его жертвой атаки русских минных катеров в ночь 13/14 мая 1877. Известно, что русские минные катера "Царевич" (бывш. румынский "Randunica" разработки британской фирмы "Thomycroft") и "Ксения", вместе с другими двумя катерами атаковавшими три турецких судна, потопили одно. Большинство современных русских и румынских газет объявили затопленное судно как "Хивз-ур Рахман", который в то время действительно находился в русле Мачин на Дунае. Тщательное изучение множества книг и статей по этой теме, большинство, которых были современным русским или румынскими работами, было обнаружено, что "Хивз-ур Рахман" находился в составе турецкого флота в конце столетия, то есть гораздо позже этой даты. Потопленное судно в действительности было монитором "Сейфи". Можно предполагать, что на известном рисунке художника Верещагина, сделанном по рассказам одного из участников атаки, имеет место определенный домысел художника, выраженный, в частности, изображением монитора только с двумя мачтами. |
---|
Речные мониторы
+ "Сейфи" ("Seyfi") "Хизбер" ("Hizber")"Seyfi" - "Рыба-меч"
"Hizber" - "Лев"
Корабли построены в 1872 - 1876 годах специально для службы на реке Дунай.
Строились они в Турции по французскому проекту на верфи "Терсане- и Амире" ("Tersane-i Amire") в Стамбуле.
Заложены были в 1872 году, спущены на воду в сентябре 1873- го, вступили в строй в 1876 году.
Участвовали в боевых действиях русско-турецкой войны на Дунае.
"Сейфи" потоплен в ночью 26/27 апреля 1877 года в Мачинском рукаве Дуная, в районе Петре-Фетей, русскими паровыми минными катерами "Царевич" (бывший румынский "Рэндуница" ("Randunica") и "Ксения".
"Хизбер" в 1878 году переведен в метрополию и в 1909 году списан и сдан на слом.
Водоизмещение 404 т. Длина 43,9 м. Ширина 9,4 м. Осадка 1,6 м. 1 паровая 2-цилиндровая машина; 1 угольный паровой котел; 1 гребной винт; Мощность машины 400 л.с. Скорость максимальная 8 узлов. Запас топлива 18 т. Бронирование: борт 52 - 76 мм. палуба 30 - 32 мм. надстройка 76 - 105 мм. Вооружение: два 120-мм. орудия системы Круппа; два 178-мм. орудия Армстронга; одно 102-мм. орудие Круппа. Экипаж 51 человек (включая 10 офицеров) |
---|
"Бёгюртлен" ("Begurtlen")
"Ишкод Pa" ("Iskodra")
"Подгориче" ("Podgorice")
"Семендире" ("Semendire")
"Фетх-Юль Ислам" ("Feth-Ulislam")
Все корабли этого типа носили названия европейских населенных пунктов Османской империи, за исключением головного корабля серии - "Feth-ulislam" - "Победа ислама”.
Корабли построены в 1864 - 1865 годах специально для службы на турецких внутренних водах.
Строились по турецкому заказу на верфи "С.А. де Форж э Шантье де ла Медитерране" ("SA de Forges et Chantiers de la Mediterranee").
Заложены в 1864 году, в следующем году спущены на воду и вступили в строй.
"Ишкодра" и "Подгориче" в 1865 - 1871 года служили на озере Ишкодра (Скадарское), а затем были переведены на Дунай, где постоянно несли службу остальные корабли этого типа.
"Ишкодра" и "Подгориче" выведены из строя своими экипажами и захвачены 04(16) июля 1877 года русскими войсками в Небуле (Никополь) и 11(24) сентября 1877 года официально зачислены в списки Российского Императорского флота как мониторы "Систово" и "Никополь" соответственно. Они были исключены из списков русского флота 30. октября (13 ноября) 1889 года, после чего "Никополь" сдан на слом, а "Систово" переоборудован в баржу "N.6". Три остальных корабля этого типа в 1878 году переведены в Турцию, .где и .находились до конца свей службы. "Семендире" в 1879 году переименован в "Мемдухийе" ("Memduhiye"). Списаны/пошли на слом корабли в 1880/1886 году ("Бепортлен"), в 1902/1909 году ("Мемдухийе") и в 1908/1909 году ("Фетх-юль Ислам").
Водоизмещение 335 т. Длина 31,5 (30,5) м. Ширина 9,8 м. Осадка 1,7 м. Механизмы: . 2 паровых 1-цилиндровых машины ВД; 2 угольных паровых котла; 2 гребных винта; Мощность машины 290 л.с. Скорость максимальная 8 узлов. Запас топлива 20 т. Бронирование: борт51 - 76 мм. надстройка 12,5 - 76 мм. Вооружение: два 150-мм. орудия системы Армстронга; шесть 76-мм. орудий Армстронга; 4 шестовых мины. Экипаж 50 человек (включая ,10 офицеров) |
Мониторы типа "Фетх-юль Ислам" приняли активное участие в войне. Они распределялись по различным морским базам: "Семендире" в Tulcea, "Фетх-юль Ислам" в Hirsova, "Ишкодра" и "Бегуртлен" в Silistra, "Подгориче" в Vidin. Последний оказался первой жертвой в войне. Он использовался для обстрела румынских позиций в районе Calafat и был блокирован двумя минными полями по течению выше и ниже его позиции. Монитор пришлось укрыть буксиром "Socrates" за островом Chiftele, но румыны тайно установили мортирную батарею и начали перекидной обстрел, корректируя его по телеграфному проводу выдвинутым на 3 км наблюдательным постом. Следующим утром, семьдесят седьмым выстрелом батареи на "Подгориче" были взорваны погреба и монитор затонул. Позже он был восстановлен и вновь плавал, завершив карьеру в русском флоте под именем "Систово". Другим монитором, "Ишкодра", командовал храбрый и инициативный британский капитан, который сделал ряд различных обстрелов русских и румынских войск. В апреле своими действиями монитор пытался помешать постановке минного заграждения в районе Flaminda. Два русских минных катера атаковали его из засады, но турецкое судно, имея даже более длинные шестовые мины, успешно отразило атаку катеров, которым пришлось уклониться и атаковать с другого направления, находясь под огнем монитора. Один из командиров катеров, офицер Нилов, даже стрелял из револьвера по мостику канонерки. Успеха эта атака русским не принесла, но затем в действие вступили русские береговые орудия, заставив "Ишкодра" отойти. Видимо, в этом бою смелый британский командир был серьезно ранен, так как в дальнейшем лодка в боевых действиях не участвовала, а позже была захвачена русскими и переименована в "Никополь". Другие три судна оставались в турецкой службе до конца столетия. |
---|
Мореходные канонерские лодки
+ "Atka" ("Акка") "Варна" ("Varna) "Сюнне" ("Sunne") "Шевкет Нюма" ("Sevket Numa")"Atka" ("Акка")
"Варна" ("Varna)
"Сюнне" ("Sunne")
"Шевкет Нюма" ("Sevket Numa")
Все корабли этого типа носили имена населенных пунктов Османской империи, кроме "Sevket Numa" - "Путь к величию".
Корабли построены в 1859 - 1860 годах по турецкому заказу в Великобритании.
Головной "Акка" построен на верфи "Дж. энд Р.Уайт" в Саутгемптоне, остальные три - на верфи "Мони Уайгрэм" в Блей- куолле.
Все они вступили в строй Османского флота в августе 1859-го - марте 1860 годов.
К 1877 году служили на Дунае.
"Сюнне" погибла 27 сентября (9 октября) 1377 года на русской мине в районе Сюнны (Сулина) в устье Дуная. С кораблем погибли 27 человек.
Остальные корабли серии переведены в 1879 году в метрополию, где "Варна" переименована в "Нецмифешан" ("Nlpcmifesan").
Списаны/сданы на слом в 1901/1903 гйду ("Акка"), 1909 году ("Нецмифешан") и 1918/1925 году ("Шевкет Нюма").
Водоизмещение .496 т. Длина 35,4 м. Ширина 6,0 м. Осадка 2,7 м. 1 паровая 1-цилиндровая машина; 1 угольный паровой котел; 1 гребной винт; Мощность машины 225 л.с. Скорость максимальная 8 узлов. Запас топлива 80 т. Вооружение: четыре 26-фунтовых орудия; одно 16-фунтовое орудие. Экипаж 70 человек |
---|
"Seyyar" - "Путешествие"
Лодка построена в Турции на верфи "Терсане-и Амире" ("Tersane-i Amire") в Стамбуле.
Заложена и спущена на воду в 1865 году и в следующем году вступила в строй.
К 1877 году служила на Дунае, где приняла участие в боевых действиях.
В 1878 году переведена в метрополию.
В 1909 году судно списано и сдано на слом.
Водоизмещение 276 т. Длина 39,9 м. Ширина 6,4 м. Осадка 2,8 м. 1 паровая 1-цилиндровая машина; 1 угольный паровой котел; Скорость максимальная 9 узлов. Запас топлива 25 т. Вооружение: четыре 19-фунтовых орудия. Экипаж 35 человек |
---|
Посыльное судно
+ "Аркади" ("Arkadi")"Arkadi" - "Аркадия* (сохранено греческое название)
Корабль построен в 1866 году в Великобритании по заказу правительства Конфедерации южных штатов на верфи "У.Поттер энд Сон" ("W.Potter and Son") в Лондоне.
Первоначально назывался "Дрим" ("Dream" - Мечта).
В 1867 году судно было приобретено греческим правительством для своего флота, переименовано в "Аркадион" ("Arkadion").
20 августа 1867 года захвачено турецкими кораблями в районе Эльфаносии, и в сентябре 1867 года официально вошло в состав Османского ВМФ как посыльное судно под названием "Аркади" ("Arkadi"). В 1877 году mнесло службу на Дунае, приняло участие в боевых действиях русско-турецкой войны.
Впоследствии переведено в метрополию.
В 1896 году списано и в 1905 году сдано на слом.
Водоизмещение 767 т. Длина 78,0 м. Ширина 8,0 м. Осадка 2,0 м. 1 паровая машина и 1 угольный паровой котел; 2 гребных колеса; Скорость максимальная 10 узлов Запас топлива 150 т. Вооружение: шесть 30-фунтовых орудий. Экипаж 120 человек |
---|
Вооруженная яхта
+ "Султанийе" ("Sultaniye")"Sultaniye" - "Принадлежащая Султану".
Яхта была построена по египетскому заказу в Великобритании на верфи "К.Дж.Мэйр" ("C.J.Mare") в Блэйкуолле.
Заложена в 1852 году, спущена на воду 23 декабря этого же года, а в следующем году вошла в состав египетского флота под именем "Фейз-и Ци- хат" ("Feiz-i Cihat").
В 1862 году зачислена в состав! турецкого османского флота как вооруженная яхта под наименованием "Султанийе".
В 1877 году несла службу на Дунае, в следующем году переведена в метрополию, где и оставалась долгие годы.
В 1910-х годах использовалась в качестве военного транспорта.
20 апреля 1912 года затоплена своим экипажем в Измирском заливе, в Еникале, во избежание захвата ее итальянцами.
Водоизмещение 2909 т. Длина 119,2 м. Ширина корпуса 9,0 м. Ширина с выносами гребных колес 12,0 м. Осадка 4,8 м. 1 паровая 2-цилиндровая машина; 2 угольных паровых котла; 2 гребных колеса; Мощность машины 750 л.с. Скорость максимальная 15 узлов Запас топлива 300 т. Вооружение: четыре 14-фунтовых орудия. Экипаж 140 человек |
---|
Вооруженный пароход
+ "Пурсут" ("Pursut)Вооруженный пароход, построенный по турецкому заказу в 1847 году на одной из верфей Великобритании.
В 1877 году нес службу на Дунае, в следующем году переведен в метрополию, в 1883 году списан и сдан на слом.
Водоизмещение 627 т. Длина 54,3 м. Ширина корпуса 8,6 м. Осадка 4,1 м. 1 паровая машина и 1 угольный паровой котел; 2 гребных колеса; Мощность машины 482 л.с. Скорость максимальная 15 узлов Вооружение: четыре - пять малокалиберных пушек. Экипаж 45 человек |
---|
Вооруженный пароход
+ "Месир-И Бахри" ("Mesir-I Bahri")Вооруженный пароход построен в Турции в 1838 году на верфи "Терсане-и Амире" ("Tersane-i Amire") в Стамбуле.
В 1877 году нес службу на Дунае, в следующем году переведен в метрополию и в 1879 году списан и сдан на разборку.-
Водоизмещение 275 т. Длина 48,7 м. Ширина корпуса 6,7 м. Осадка 2,4 м. 1 паровая 2-цилиндровая машина; 1 угольный паровой котел; 2 гребных колеса; Скорость максимальная 8 узлов Вооружение: четыре 76-мм. орудия. Экипаж 63 человека |
---|
Пароход был построен в Англии по турецкому заказу в 1858 году, на верфи "Дж. энд Р. Уайт" в Уэст-Коуэс на острове Уайт.
В период строительства условно назывался "Константинополь" ("Constantinople").
В 1877 году судно несло службу на Дунае, а в следующем году переведено в метрополию.
В 1908 году "Килич Али" был исключен из списков флота, а в следующем году продан частному владельцу.
В 1924 году сдан на слом.
Водоизмещение 484 т. Длина 51,9 м. Ширина корпуса 7,56 м. Осадка 1,8 м. 1 паровая машина и 1 угольный паровой котел; 2 гребных колеса; Мощность машины 350 л.с. Скорость максимальная 11 узлов Вооружение: два 33-фунтовых орудия. Экипаж 70 человек |
---|
Транспорт
+ "Фейза-И Бахри" ("Feyza-I Bahri")"Feyza-i Bahri" - "Изобилие морей".
Транспорт построен в Турции на верфи "Терсане-и Амире" ("Tersane-i Amire") в Стамбуле как колесный пароходо-фрегат.
Корабль был заложен в 1846 году, спущен на воду и вступил в строй Османского ВМФ в 1848 году.
В 1867 году переклассифицирован в транспорт.
В 1877 году нес службу на Дунае, в следующем году переведен в метрополию и списан.
В 1880 году пошел на слом в Стамбуле.
Водоизмещение 1443 т. Длина 69,1 м. Ширина корпуса 11,7 м. Осадка 5,1 м. 1 паровая 2-цилиндровая машина; 2 угольных паровых котла; 2 гребных колеса; Мощность машины 900 л.с. Скорость максимальная 9 узлов Запас угля 150 т. Вооружение: к 1877 тоду вооружения не имел. Экипаж 320 человек |
---|
Буксир
+ "Ислахат" ("Islahat")Буксир Османского ВМФ был построен в Турции под названием на верфи "Терсане-и Амире" ("Tersane-i Amire") в Стамбуле.
Корабль был заложен и спущен на воду в 1870 году, вступил в строй в 1871 году и в дальнейшем нес службу на Дунае.
В конце 1877 года он переведен в метрополию.
В 1908 году официально исключен из списков флота и в 1910 году сдан на слом.
Водоизмещение 125 т. / 166 брт. Длина 29,3 м. Ширина корпуса 6,3 м. Осадка 1,9 м. 1 паровая 1-цилиндровая машина; 2 угольных паровых котла; 2 гребных колеса; Экипаж 15 человек |
---|
"Nuzhet" - "Радость"
Буксир неизвестного происхождения, в 1873 году официально включен в состав Османского ВМФ под названием "Nuzhet".
В 1877 году нес службу на Дунае, затем переведен в метрополию.
В 1889 - 1905 году нес службу на озере Ишкодра (Скадарское).
В 1909 году исключен из списков флота и в следующем году сдан на слом.
Водоизмещение 105 т. Длина 52,4 м. Ширина корпуса 9,2 м. 1 паровая 1-цилиндровая машина; 2 угольных паровых котла; 2 гребных колеса; Мощность машины 150 л.с. |
---|
Буксир Османского ВМФ построен в Турции на верфи "Терсане-и Амире" ("Tersane-i Amire") в Стамбуле.
Корабль был заложен в 1873 году, в 1874 году спущен на воду и в следующем году вступил в строй.
В 1877 году нес службу на Дунае, затем переведен в метрополию.
В 1881 году официально исключен из списков флота.
Водоизмещение 112 т./ 107 брт. Длина 24,5 м. Ширина корпуса 5,1 м. Осадка 1,5 м. 1 паровая 1-цилиндровая машина; 1 угольный паровой котел; 1 гребной винт; скорость максимальная 10 узлов Экипаж 15 человек |
---|
***
+ Кроме тогоКроме того, в состав турецкой Дунайской флотилии в 1877 году входйли так же следующие вспомогательные суда, какие-либо дополнительные данные по которым отсутствуют.
"Батум" ("Batum")
"Кайсерийе" ("Kayseriye")
"Лютфийе" ("Lutfiye")
"Медар-и Тевфик" ("Medar-i Tevfik")
"Мерсин" ("Mersin")
"Мюхревт-и Нусрет" ("Muhrevt-i Nurset")
"Нузхетие" ("Nuzhetiye") "Селаник" ("Selanik")
"Серафеддин" ("Serafeddin")
"Цаник" ("Canik")
"Шехбаз -и Бахри"
("Sehbaz-i Bahri")
Уже после начала военных действий в состав флотилии так же были включены следующие пароходы, какие-либо дополнительные данные по которым так же отсутствуют:
"Азизийе" ("Aziziye")
"Видин" ("Vidin")
"Зиштови" ("Zistovi")
"Картал" ("Kartal")
"Лом" ("Lom")
"Ниш" ("Nis")
"Нюзхет" ("Nuzhet")
"София" ("Sofia")
"Хюсейин" ("Huseyin")
Известно, что пароход "Видин" в апреле - мае 1877 года был потоплен русской полевой артиллерией в районе Слободзни. Пароход "Анетте" ("Anette") и ряд более мелких судов были захвачены русской армией 7(20) мая 1877 года в районе Фла- манды еще до их включения их в состав флотилии.
При написании работы использованы следующие основные зарубежные источники:
Conways "All the World Fighting Ships". Volume I: 1861 - 1906. - London, 198.
Conways "All the World Fighting Ships". Volume II: 1906 - 1921. - London, 1985.
Craciunoniu C., Georgescu M. "Danube monitors ...from the first to the nuclear age..." - Bucuresti, 1996.
Langensiepen В., Guleryuz F. "The Ottoman Steam Navy 1828 - 1923". - London, 1995.
"Warship International". - 1972, N 2. - P. 196, 207 - 209, 1979, N 2. - P. 188 - 189.,
Материалы рукописи П.В.Боженко "Русско-турецкая война 1877 - 1878 годов на море".