- 13 - 1997 / 01
- 14 - 1197 / 02
- "Корабли и суда китайской Сунгарийской флотилии в 1929 году"
- "Строительство лидеров эскадренных миноносцев проекта "38" на Амурском судостроительном заводе"
- "Лидер эскадренных миноносцев "Баку" проекта "38"
- "Линейные корабли Германии в 1906-1945 годах"
- "Немецкие линейные корабли типа "Н"
Часть 3
- 15 - 1997 / 03
- "Первые программы броненосного флота.
Часть 3. Броненосные фрегаты "Hector" и "Valiant" - "Линейный корабль "Воля" и батарея "Mirus"
- "Германские эскадренные миноносцы проектов "Z".
- "Сталинские линкоры.
Часть 2 Проектирование линейных кораблей для Советского Союза в Соединенных Штатах" - "Плавание крейсера "Karlsrhue".
Часть 1 и 2
- "Первые программы броненосного флота.
- 16 - 1997 / 04
- 17 - 1997 / 05 - "Корабли флота Японии."
- Подводные лодки. 1905-1945 годы
- 18 - 1997 / 06
- "Первые программы броненосного флота.
Часть 5. Броненосный фрегат "Royal Alfred" - "Турецкие военные корабли периода войны 1877-1878 годов на Дунае"
- "Плавание крейсера "Karlsrhue".
Часть 4 - "Проекты эскадренных миноносцев военного времени в австро-венгерском флоте"
- "Германские миноносцы периода Второй мировой войны
- "Японские системы управления артиллерийской стрельбой"
- "Первые программы броненосного флота.
-
- 19 - 1998 / 01 - "Корабли флота Японии."
- Японские миноносцы и эскадренные миноносцы. 1878-1945 годы
- 20 - 1998 / 02 - "Корабли флота Японии."
- Сторожевые, эскортные и патрульные корабли, боевые катера, диверсионные средства
- 21 - 1998 / 03 - "Корабли флота Японии."
- Канонерские лодки, корабли минно-тральных сил, десантныех корабли и средства
- 22 - 1998 / 04- "Bismarck"
- 23 - 1998 / 05
- "Первые программы броненосного флота.
Часть 6. Броненосный фрегат "Achilles" - Проекты торпедных катеров в австро-венгерском флоте в 1914-1918 годах"
- "Линейные корабли Германии в 1906-1945 годах"
- "Германский линейный крейсер "Lutzow" в бою у Скагеррака"
- "Тенденции проектирования линейных кораблей в кайзеровском флоте. 1915-1918 годы"
- "Германские миноносцы периода Второй мировой войны
- "Первые программы броненосного флота.
- 24 - 1998 / 06
- "Проектирование авианосцев в фашистской Германии".
- "Французские контр-миноносцы межвоенного периода"
- "Проектирование авианосцев в фашистской Германии".
-
Французские контр-миноносцы межвоенного периода
Часть 2 "Четырехтрубники" контр-миноносцы типов "Guepard", "Valmy", "Albatros" И "Vauquelin"
18 апреля 1922 года во Франции была окончательно утверждена первая после окончания войны кораблестроительная программа, В числе прочих кораблей в ней предусматривалась постройка шести крупных эскадренных миноносцев, получивших во французском флоте классификацию контрминоносцы (Contre Torpilleurs). Их готовность намечалась в 1926-1927 годах. Меньше чем через год, 26 февраля 1923 года был выдан первый заказ на строительство "Tigre", а уже летом 1925 года на нем начались предварительные испытания. Пройдя в октябре официальные приемные испытания он еще в декабре того же года был зачислен в строй флота. За ним в течение 1926-1927 года последовали еще пять серийных кораблей. Статья о этих кораблях помещена в "Бриз" 4/1995.
Принципиально эти корабли типа "кошек" имели большое значение во французском военном кораблестроении. Очень важным новшеством явилась сборка корпуса кораблей по продольной системе набора - до этого французы строили легкие корабли только по поперечной системе. Помимо прочих достоинств, таких как усиление продольной прочности при увеличении длины и ряда других, это позволило также сэкономить почти 100 тонн водоизмещения, использованных для усиления вооружения и увеличения боезапаса. Следует отметить, что последующие французские контр-миноносцы и эсминцы строились также по продольной системе набора.
С 1927-го по 1931 год шестерку "Jaguar'oв" программы 1922 года сменили на стапелях восемнадцать следующих контрминоносцев бюджетных программ 1925-1928 годов, строящихся несколькими сериями, но имеющими примерно одинаковые величину и вооружение. Их проекты создавались и совершенствовались французским военно-морским проектным бюро (Service Technique) под руководством главного строителя флота Антуана (IGM - Ingeneur General Marine Antoine). Характерной чертой их также была внешняя схожесть, и в частности силуэт с четырьмя наклоненными назад дымовыми трубами, расставленными попарно. В связи с этим все корабли обычно объединяются в одну группу и известны среди морских историков как контр-миноносцы - "четырехтрубники".
По сравнению с предшественниками они были почти на 300 тонн крупнее, имели вдвое более производительные котлы, позволявшие обеспечивать мощность 16.000/20.000 лс (вместо 10.000/11.000 лс на прежних кораблях), турбинные агрегаты, развивающие в нормальных условиях мощность 64.000 л.с. (против прежних 50.000 л.с.). Проектная скорость 35,5 - 36,0 узлов (в зависимости от серии) не была больше, чем на "Jaguar'ax", но фактическая скорость оказалась заметно превзойденной - на ходовых пробах и официальных испытаниях они довольно легко достигали 40 узлов и даже больше.
Эта группа контр-миноносцев строилась несколькими сериями. Две первых включали по три корабля, следующие две серии были числено больше и включали по шесть кораблей. Как уже говорилось, примечательной особенностью всех восемнадцати контр-миноносцев было однообразие их силуэта. Все корабли имели по четыре слегка наклоненные дымовых, трубы, установленных парами примерно в середине корпуса и две мачты, из которых носовая была выполнена треногой из легких конструкций. Однако фактически их конструкция не была настолько же схожей как это определялось силуэтом - главным образом, вследствие последовательных усовершенствований в таких важных вопросах, как остойчивость и боевая мощь артиллерии. Помимо этого, контр-миноносцы типов "Aigle" и "Vauquelin" имели особенные формы корпуса, отличающиеся от их предшественников. В большей степени это касалось кормовой части. Имелись и внешние отличия, такие как размещение прожекторных площадок и платформ торпедных аппаратов.
Ниже приведены имена и характеристики этих восемнадцати кораблей. Они приведены в порядке принятия их бюджетных программ строительства.
Наименования | Верфь - строитель | Закладка на стапеле | Спуск на воду | Выход на испытания | Готовность |
Бюджет 1925 финансового года (закон от 13 июля 1925 года) | |||||
"Bison" | "Arsenale de Lorient" (Лориан) | март 1927 | 29.10.1928 | июль 1929 | окт. 1930 |
"Guepard" | "Arsenale de Lorient" (Лориан) | март 1927 | 19.04.1928 | окт. 1928 | авг. 1929 |
"Lion" | "Ateliers et Chantiers de la France" (Дюнкерк) | июль 1927 | 5.08.1929 | июль 1929 | янв. 1931 |
Бюджет 1926 финансового года (закон от 4 августа 1926 года) | |||||
"Valmy" | "Ateliers et Chantiers de la Loire e Penhoet" (Сен-Назер) | май 1927 | 19.05.1928 | февр. 1929 | янв. 1930 |
"Verdun" | "Ateliers et Chantiers de la Loire" (Сен-Назер) | авг. 1927 | 4.07.1928 | май 1929 | апр 1930 |
"Vauban" | "Ateliers et Chantiers de la France" (Дюнкерк) | март 1929 | 1.02.1930 | апр. 1930 | янв. 1931 |
Бюджет 1927 финансового года (закон от 26 декабря 1927 года) | |||||
"Aigle" | "Ateliers et Chantiers de la Loire" (Сен-Назер) | окт. 1928 | 19.02.1931 | февр. 1931 | сент. 1932 |
"Vautour" | "Forges et Chantiers de la Mediterranee" (Ла Сейн) | февр. 1929 | 26.08.1930 | июль 1931 | дек. 1931 |
"Albatros" | "Ateliers et Chantiers de la Loire" (Нант) | янв. 1929 | 27.06.1930 | нояб.1930 | дек. 1931 |
"Gerfaut" | "Ateliers et Chantiers de la Bretagne" (Нант) | май 1929 | 14.06.1930 | янв. 1931 | янв. 1932 |
Бюджет 1927 финансового года (закон от 26 декабря 1927 года); специальный тип; постройка решена DM 26 ноября 1928 года | |||||
DA-8 "Milan" | "Arsenale de Lorient" (Лориан) | дек. 1930 | 13.10.1931 | июнь 1932 | апр. 1934 |
DA-9 "L'Epervier" | "Arsenale de Lorient" (Лориан) | авг. 1930 | 14.08.1931 | авг. 1932 | апр. 1934 |
Бюджет 1928/1929 финансового года (закон от 29 марта 1929 года) | |||||
DA-10 "Vauquelin" | "Ateliers et Chantiers de la France" (Дюнкерк) | март 1930 | 29.03.1931 | дек. 1932 | июль 1933 |
DA-11 "Kersaint" | "Ateliers et Chantiers de la Loire" (Нант) | окт. 1930 | 14.11.1931 | нояб. 1932 | нояб. 1933 |
DA-12 "Cassard" | "Ateliers et Chantiers de la Bretagne" (Нант) | апр. 1930 | 6.-11.1931 | авг. 1932 | июль 1933 |
DA-13 "Tartu" | "Ateliers et Chantiers de la Loire" (Нант) | сент. 1930 | 7.12.1931 | июль 1932 | дек. 1932 |
DA-14 "Maille-Breze" | "Ateliers et Chantiers de la Loire e Penhoet" (Сен-Назер) | 9.10.1930 | 9.11.1931 | 1.09.1932 | февр. 1933 |
DA-15 "Chevalier-Paul" | "Forges et Chantiers de la Mediterranee" (Ла Сейн) | окт. 1931 | 21.03.1932 | нояб. 1933 | июнь 1934 |
Тип контр-миноносцев | "Bison" | "Valmy" | "Albatros" | "Milan" | "Vauquelin" |
Водоизмещение контрактное (испытаний) | 2436 ts | 2436 ts | 2441 ts | 2441 ts | 2441 ts |
Водоизмещение при нормальной нагрузке | 2700 т | 2700 т | 2660 т | 2660 т | 2660 т |
Водоизмещение при полной нагрузке | 3200 т | 3200 т | 3140 т | 3140 т | 3140т |
Длина наибольшая | 130,20 м | 130.20 м | 128,50 м | 129,30 м | 129,30 м |
Длина между перпендикулярами | 123,10 м | 123,10 м | 122,40 м | 122,40 м | 122,40 м |
Ширина по ватерлинии | 11,52 м | 11,52 м | 11,69 м | 11,70 м | 11,70 м |
Ширина наибольшая | 11,76 м | 11,76 м | 11,84 м | 11,84 м | 11,84 м |
Осадка при полной нагрузке носом / кормой | 3,38 /4,68 м | 3,38 /4,68 м | 3,49 /4,97 м | 3,49 /4,97 м. | 3,49 /4,97 м |
Высота корпуса | 7,60 м | 7,60 м | 7,30 м | 7,30 м | 7,30 м |
Вооружение:
5 - 138,6-мм орудий на одинарных лафетах (боезапас по 1ЬО выстрелов на ствол);
4 - 37-мм зенитных полуавтоматических пушки на одинарных лафетах (боезапас 2400 выстрелов);
4 - 13,2-мм зенитных пулемета на спаренных лафетах (установлены на кораблях незадолго до войны);
6 или 7 - 550-мм торпедных труб на 2-трубных и 3-трубных установках;
2 бомбосбрасывателя и 4 бомбомета (штатно);
40 мин заграждения (только на кораблях типа "Vauquelin").
Энергетическая установка:
2 паровых турбинных агрегата "Rateau", "Parsons" или "Zoelly" с зубчатой передачей простого типа;
4 водотрубных котла Penhoet с тонкими вертикальными трубками;
Мощность турбин при обычной и форсированной тяге 64.000 / 70.000 л.с.
Скорость контрактная 35,5 узлов (корабли типа "Guepard" и "Valmy") и 36,0 узлов (остальные корабли)
Скорость на испытаниях от 39,8 до 42,2 узла
Емкость топливных цистерн 572/585 тонн
Дальность плавания (различалась от серии к серии) в среднем 3400 - 3650 миль на скорости 14,5 узла и около 750-800 миль на полной скорости (34 узла)
Экипаж:
230 человек, в том числе 10 офицеров, 34 унтер-офицера и 186 квартирмейстеров и матросов.
Спасательные средства:
2 моторных катера. 2 барказа (из них 1 моторный), 1 вельбот, 1 ялик-двойка и 1 сборная плоскодонная шлюпка.
Как уже упоминалось корпус кораблей собирался по продольной системе набора. Внешний вид имел некоторое сходство с предшествующим типом "кошек" - высокий (около 7 метров над ватерлинией) полубак на протяжении примерно 2/5 длины корпуса, компоновка надстроек, размещение торпедных аппаратов и орудийных установок, слегка наклоненные назад дымовые трубы, носовая треногая мачта и легкая мачта в корме, одинаковые образования оконечностей с сильно наклоненным вперед форштевнем и круглой и довольно широкой кормой, заваленной внутрь. Основные отличия заключались в количестве труб и подпорах грот-мачты на кораблях типа "Jaguar". Кроме того, более поздние контр-миноносцы серий "Milan" и "Vauquelin" имели иную форму кормы - обычного крейсерского типа с развалом наружу, и кроме того отличались расстановкой торпедных аппаратов, что впрочем мало изменило боковой силуэт.
При некотором увеличении длины и ширины корпуса относительные коэффициенты практически не изменились - L/B = 11.35 на "Lynx" и 11,0 на "Milan" и "Vauquelin"; Т/В=0,326 на "Lynx" и 0,331 на "Milan" и "Vauquelin". Это говорит о том, что французские конструкторы не стремились как-то кардинально изменять обводы корпуса для достижения более высокой скорости. а решали эту проблему простым увеличением мощности механизмов. По всей вероятности этого не требовало и морское командование, вполне удовлетворенное результатами испытаний кораблей типа "кошек".
Вообще же, основные изменения производились только в вооружении и энергетической установке, что вполне объяснимо в связи с неизменностью задач, предъявляемых флотом к данному классу кораблей, при этом важно отметить, что предполагаемая при проектировании величина кораблей не позволяла придать им черты легкого крейсера-разведчика, хотя многие из предъявляемых им задач, традиционно были присущи именно классу крейсеров. Это подтверждается также и тем. что на контр-миноносцах прослеживается явное преобладание артиллерийского вооружения над торпедным. То. что большая дальность плавания не относилась к основным требованиям объясняется тем, что контр-миноносцы создавались конкретно против итальянских кораблей для действий на сравнительно небольшом и насыщенном морскими базами средиземноморском театре. А так как итальянский флот стремился к господству только в Средиземном море, то и для борьбы с ним не требовались корабли с большой дальностью плавания. Однако, как оказалось, в ходе предстоящей войны французскому флоту пришлось больше сражаться со своими "союзниками", чем с итальянцами.
Корабли практически не отличались между собой по составу вооружения. Контр-миноносцы типов "Bison" и "Valmy" получили на вооружение по пять 40-калиберных 138,6-мм орудий модели "24" на одинарных лафетах, прикрытых защитными щитами. Характеристики этого орудия были очень близки к орудию 130-мм калибра модели "23", которыми вооружались все 1500-тонные эскадренные миноносцы, постройки начиная с 1924 бюджетного года. Хотя разница в калибрах была незначительна веса снарядов отличались более разительно - 40,4 кг против 32 кг у 130-мм пушки. Учитывая ручное заряжение орудий и достаточно большой вес снаряда практическая скорострельность 138-мм орудия оказалась незначительной и не превышала 5-6 выстрелов в минуту, хотя теоретически скорость стрельбы могла быть и большей. Влияла на скорострельность также не совсем удачная конструкция откидных затворов (culasse a secteurs echelonnes), принятая на этих орудиях.
Максимальная дальность стрельбы достигала 19 км при возвышении орудия +35 градусов, но точность стрельбы по всплескам можно было корректировать только на дистанциях не более 13 км, и лишь в ясную погоду и при спокойном море это удавалось и на больших дистанциях. Дополнительную трудность корректировки на дальних дистанциях составило относительно большое время полета снаряда, например, расстояние 9000 метров снаряд преодолевал за 17,6 секунд. Объяснялось это большим весом снаряда и его слишком малой начальной скоростью вылета, равной примерно 700 м в секунду.
Следующая серия "хищных птиц" получила на вооружение новые 138,6-мм орудия образца 1927 года. Эти пушки были созданы с учетом опыта изучения замечательных немецких 150-мм орудий с трофейного эсминца "Amiral Senes". По своим механическим параметрам новые орудия модели "27" мало отличались от предыдущего образца, однако замена затворов откидного типа на полуавтоматические клиновые (culasse a coin horizontal) существенно увеличила теоретическую скорострельность - до 12, и даже 15 выстрелов в минуту. Этому способствовало также принятое в установках уменьшение высоты стойки лафета (tourillons), из-за чего, впрочем, уменьшились возвышение ствола орудий до +28 градусов и, соответственно, максимальная дальность стрельбы, которая теперь лишь на 1700 метров превышала дальнобойность новых 120-мм орудий итальянских эсминцев. Тем не менее, значительно усовершенствовав само орудие и его лафет, конструкторы практически не сделали ничего для улучшения системы подачи боезапаса из погребов на перегрузочные посты, также как и с постов к орудиям. При большом весе снаряда (этот вес считается почти предельным для ручного заряжения) это оказалось существенным недостатком и свело на нет новые усовершенствования артсистемы, в результате чего ее скорострельность резко уменьшилась и во многом зависела от мышечной силы артиллеристов.
Помимо прочего новая артсистемы модели "27" были оборудованы устройством дистанционного наведения (telepointee) по вертикали и пеленгу, а также устройством дистанционного управления (telecommandee en direction).
Немаловажное значение для точности стрельбы и управления огнем имело также и первоначальное отсутствие на всех контр-миноносцах достаточных средств наблюдения и управления стрельбой. К примеру, имелся только один дальномер, работающий по принципу совмещения изображений (telemetre a coincidence) с базой объективов 3 метра. Положение несколько улучшилось только через несколько лет, когда во французском флоте появились стереоскопические дальномеры. Начиная с конца 1935 года контр-миноносцы новейших типов постепенно были дооборудованы одним 5-метровым стерео-дальномером на верхнем мостике (вместо 3-метрового) и одним 4-метровым стереодальномером на кормовой надстройке. Правда, следует отметить, что это не было сделано на шести наиболее старых кораблях типов "Bison" и "Valmy".
На всех контр-миноносцах боезапас был одинаков и включал по 150 выстрелов на каждое орудие.
Если оценивать зенитное артиллерийское вооружение контр-миноносцев с современных позиций, то оно конечно же выглядит совершенно недостаточным. Однако, учитывая взгляды 30-х годов на возможности авиации, а в то время прослеживалась явная недооценка этого, очень быстро развивающегося рода морского оружия, можно однозначно утверждать, что зенитное вооружение кораблей вполне соответствовало существующим доктринам командования французского флота (да и не только французского). Только наступившая война показала ошибочность довоенных взглядов на зенитное вооружение.
Штатный состав зенитной артиллерии на контрминоносцах составляли четыре 37-мм полуавтоматических зенитных пушки модели "25" на одинарных лафетах, а также добавленные позже четыре 13,2-мм тяжелых пулемета модели "29" на спаренных лафетах модели "31". Первоначальный вариант довооружения предусматривал четыре 8-мм пулемета Hotchkiss модели "14" на спаренных лафетах модели "26", однако он был пересмотрен уже при первых обсуждениях из-за недостаточности калибра. Довооружение проводилось в начале 30- х годов, а замена 8-мм пулеметов на 13,2-мм была произведена через несколько лет. Например пулеметы для последней серии "Vauquelin" были заказаны 18 июня 1931 года и установлены в начале 1934 года. Такой состав зениток сохранялся без изменений на всех кораблях вплоть до начала Второй мировой войны. И только в 1940 году на части из них он был незначительно усилен, о чем будет рассказано позже.
Шесть первых кораблей типов "Bison" и "Valmy", а также четыре серии "Albatros". по аналогии с первыми контрминоносцами типа "Jaguar", получили на вооружение два трехтрубных торпедных аппарата модели "28-Т" для торпед калибром 550 мм. Они были установлены в промежутках между палубными надстройками в диаметральной плоскости. При таком размещении сектора стрельбы аппаратов были довольно сильно ограничены из-за сравнительно большой ширины корпуса кораблей - на каждый борт по 30 градусов в нос и корму от траверза. При большем развороте аппарата торпеда при выпуске из аппарата могла задеть хвостовым оперением за борт собственного корабля.
Восемь остальных контр-миноносцев "L'Epervier", "Milan" и шесть типа "Vauquelin" имели уже по семь таких же торпедных труб с иным размещением. Кормовой трехтрубный аппарат модели "28-Т" был установлен в диаметральной плоскости аналогично предыдущим кораблям, а носовые два сдвоенных аппарата модели "28-D" установлены непосредственно у бортов корабля, что значительно увеличило их углы стрельбы.
Корабли комплектовались торпедами модели "23-D" длиной 8,57 метров и весом по 2105 кг (при веса взрывчатого вещества 415 кг). Дистанцию в 9 тысяч метров торпеды проходили за 8 минут, имея на исходе скорость 40 узлов, а 13 тысяч метров за 13 минут, сохранив скорость 35 узлов.
Противолодочное оружие эсминцев включало два бомбосбрасывателя и 4 бомбомета, что также соответствовало установкам того времени и считалось достаточно мощным, хотя отмечалось, что бомбосбрасывателей (и самих глубинный бомб) могло быть и больше. Однако, здесь следует учитывать проектное предназначение кораблей в большей степени для борьбы с эсминцами, чем с подводными лодками.
Оба бомбосбрасывателя размещались в корме Для них имелся комплект глубинных бомб из 24 штук на кораблях типа "Bison" и "Valmy" и из 16 штук (еще 8 в боепогребе) на кораблях трех последующих серий. Бомбы, имевшие вес по 200 кг и калибр 242 мм, хранились на специальных стеллажах, непосредственно соединявшихся с бомбосбрасывателями. Помимо бомбосбрасывателей предусматривались четыре бомбомета типа "Thornycroft" с размещением побортно в средней части корабля. Для них полагались 12 бомб калибром 125 мм и весом по 100 кг. На части кораблей два бомбомета были сняты вскоре после вступления в строй. Позже, во время войны, бомбометы на большинстве кораблей вновь были установлены. Для поиска подводных лодок штатно предполагались только шумопеленгаторы. Активных средств поиска подводных лодок (гидролокаторов) не имелось.
Дополняли вооружение на шести контр-миноносцах типа "Vauquelin" рельсовые дорожки для сорока мин типа "Breguet" весом по 500 кг.
Помимо этого каждый из десяти первых кораблей имел по два боевых прожектора, из которых один размещался на специальной платформе над мостиком, а другой на возвышенной платформе за грот-мачтой. Такая расстановка уже в то время сильно критиковалась так как носовой прожектор при включении ослеплял всех находящихся на мостике корабля. В связи с этим на контр-миноносцах "Milan", "L'Epervier" и шести типа "Vauquelin" оба прожектора были перенесены на специальную платформу, опоясывающую третью дымовую трубу. Они были установлены побортно и, что особенно важно, имели дистанционное управление.
За исключением экспериментальных контр-миноносцев "Milan" и "L'Epervier", о которых будет сказано далее, все "четырехтрубники" имели примерно одинаковые по компоновке и параметрам двухвальные энергетические установки.
Двигательная установка включала 2 турбинных агрегата с зубчатой передачей обычного типа. "Lion" и "Vauban" получили турбины Zoelly, на "Gerfaut", "Kersaint" и "Cassard" - турбины Rateau, а на остальных кораблях - турбины Parsons. Интересно отметить, что моряки отказались от турбин Breguet, ранее установленных на контр-миноносцах самой первой серии "Leopard" и "Lynx" '(1 - На кораблях типа "кошек" турбины Breguet были установлены на "Leopard' и "Lynx", остальные четыре имели турбины Rateau. К сожалению. в выпуске "Бриз" 4/1995 допущена опечатка при описании энергетической установки названия систем турбин по ошибке изменены местами.) и показавших себя весьма неудовлетворительно. Причем на этих кораблях после обобщения результатов испытаний и чтобы подстроиться под турбины пришлось заменить винты. На "четырехтрубниках", также как и на кораблях типа "Jaguar", каждый агрегат включал турбины высокого и низкого давления, а также маршевую турбину для крейсерского хода. Соответственно турбины вращались со скоростью 2300 (ВД), 1620 (НД) и 4000 (маршевая) оборотов в минуту. В агрегатах использовалась зубчатая передача, разработанная фирмой "Power Plant Со", ничем не отличавшаяся от аналогичной с типом "Jaguar".
Котельная группа состояла из четырех водотрубных котлов Penhoet с тонкими вертикальными трубками с прямым нагревом пламенем (flamme direct). Начиная с серии "хищных птиц" (тип "Albatros") в строительных контрактах (marches) оговаривалось, что все котлы должны быть "типа разработанного верфью Saint-Nazaire - Penhoet".
Каждый котел, при естественной тяге обеспечивал паром механизмы для создания мощности в 16 тысяч л.с. Поверхность нагрева (surface de chauffe) составляла 1200 квадратных метров, при этом объем топки (камеры сгорания) варьировался от 44 кубометров на первых кораблях и до 40,95 - 42,0 кубометров на серии "Vauquelin". Рабочее давление насыщенного пара (timbrees) составляло 20 кг/кв.см, а температура 215 градусов. Все четыре котла, наполненные водой, вместе с комплектом обеспечивающих их работу устройств весили около 415 тонн, то есть если исходить из мощности при форсированной тяге (a feux pousses) 80 тысяч л.с. удельный вес установки составлял примерно 5 кг/л.c. Учитывая, что указанная мощность на испытания легко достигалась всеми кораблями этот вес можно считать фактическим.
Эти котлы считались очень хорошими и для французского флота представляли значительное движение вперед. Интересно сравнить их технические показатели с угольными котлами эсминцев (torpilleurs d'escadre) типа "Claymore", последние из которых закончили службу в 1930-1932 годах. При удельном весе 10 кг/л.с. и нагревательной поверхности около 300 квадратных метров эти котлы производили пар для обеспечения мощности только 3100 л.с. При этом потребная площадь котлов составляла 16 кв. метров вместо 35 на контр-миноносцах, при том, что производительность котлов была меньше в семь раз. К этому можно добавить, что расход топлива для котла контрминоносцев в среднем составлял 3 кг мазута на квадратный метр поверхности нагрева и при этом на каждый кг мазута выпаривалось 13-14 литров воды.
Все вспомогательные механизмы имели турбоприводы. В этом отношении "четырехтрубники" мало отличались от "Jaguar'ов". В каждом МО имелось по 2 турбобалластных насоса, а в каждом КО - по 2 топливных поршневых насоса и 2 центробежных питательных насоса, которые могли подавать котельную воду как непосредственно к котлам, так и через имеющиеся 2 подогревателя. Форсирование работы котлов обеспечивалось специальными турбовентиляторами Rateau - по два в каждом котельном отделении.
На испытаниях при контрактном водоизмещении все контр-миноносцы легко превысили проектные 35,5 и 36 узлов, достигнув скорости от 39,8 до 42,2 узла при мощности 80-87 тысяч л.с., а при форсировании тяги до 100 тысяч л.с. В полном грузу в морских условиях корабли реально поддерживали ход в 36 и даже 37 узлов. Результаты испытаний приведены далее в таблице.
Интересно отметить, что довоенные источники указывали иногда для "четырехтрубников" скорости более высокие, чем приведенные в этой таблице. Так например о контрминоносце "Cassard" упоминалось, что на пробах в 1932-1933 годах он развил скорость 45,7 узла при форсировании мощности до более чем до 100 тысяч л.с. Если исключить вариант о заведомо ложных сообщениях, то можно предположить, что этот корабль, предъявленный на испытания одним из первых в своей серии, прошел обширную заводскую программу еще в далеко незагруженном состоянии.
Особый случай среди "четырехтрубников" представляли корабли специального типа "Milan" и "L'Epervier" бюджета 1927 финансового года. Их постройка по специальному проекту была утверждена морским департаментом (DM) 26 ноября 1928 года. Особенность проекта заключалась в экспериментальных энергетических установках с повышенной температурой перегретого пара, предназначенных для этих кораблей. Известно, что подобное предложение обсуждалось еще при проектировании первой серии контр-миноносцев типа "Jaguar", однако тогда морское командование, возлагавшее большие надежды на эти корабли, не решилось идти на риск. Первый подобный эксперимент был проведен на авиатранспорте "Commandante Teste", на котором были установлены котлы с рабочим давлением 20 кг/кв.см и температурой пара 290 градусов. Результаты опытов оказались довольно удачными, но недостаточность сведений требовала продолжения эксперимента. Именно с этой целью были выбраны два контр-миноносца "Milan" и "L'Epervier".
Разработка чертежей и спецификаций энергетической установки этих кораблей сильно затянулась, отчего они были заложены на стапеле на 18 месяцев позднее четырех остальных кораблей этой серии "хищных птиц". Это позволило изменить многие рабочие чертежи, а по существу использовать при постройке кораблей теоретический чертеж (plane de cogue) новой серии "Vauquelin".
Котельная группа, включавшая по четыре водотрубных котла с тонкими вертикальными трубками и с прямым нагревом пламенем (flamme directe), считалась значительно более совершенной и представляла собой новый тип морских испарительных установок. Основным отличием являлось принятое в котлах повышенное рабочее давление (timbre) 27 кг/кв.см при температуре перегретого пара 325 градусов. Для большей эффективности эксперимента были выбраны различные системы котлов. Их параметры приведены в табпице.
Число котлов | Тип котлов | Поверхность нагрева | Объем топки | |
"Milan" | ||||
Hoc.КО | 2 | du Temple | 1173 кв.м | 39,29 куб.м |
Кор.КО | 2 | Yarrow-Loire | 1193 кв.м | 41.80 куб.м |
"L'Epervier" | ||||
Нос.КО | 2 | Thorriycroft-Penhoet | 1180 кв.м | 41,22 куб.м |
Кор.КО | 2 | du Temple-Normand | 1138 кв.м | 43,60 куб.м |
Двигательная установка этих контр-миноносцев также отличалась от других "четырехтрубников". Турбинные агрегаты обоих кораблей предполагали тройное расширение (detente) пара. На "Milan" каждый агрегат включал турбины Parsons высокого, среднего и низкого давления, работающие последовательно в ряд (en serie), а также одну крейсерскую турбину и одну турбину заднего хода. Агрегаты типа Rateau на "L'Epervier" включали три главные турбины, а также две маршевые. Особенности турбинной установки этих двух кораблей позволяли исключительно быстро менять режимы хода и повышать скорость. Число оборотов в минуту турбин, агрегата (ПТА) и винтов приведено в таблице.
твд | тсд | тнд | маршевая | вал ПТА | винт | |
"Milan" | 3030 | 2060 | 1690 | 2730 | 380 | 190 |
"L'Epervier" | 3700 | 3700 | 2800 | ? | ? | 370 |
Сведения, опубликованные в современной кораблям печати, указывают, что "L'Epervier" при мощности 62 тысячи л.с. развил скорость 40,6 узлов, а при 82 тысячах л.с. скорость 42,6 узла. Дальнейшее форсирование работы механизмов повысило эти показатели до 100 тысяч л.с. и скорости 44,5 узлов. По всей вероятности такие данные могли быть получены только при сильном облегчении корабля (в период проведения заводских проб). Официальные результаты ходовых испытаний этих двух кораблей приведены ниже.
Корабль | Максимальная скорость | Средняя скорость на 8-часовых испытаниях |
"Milan" | 40,83 узлов | 38,980 узлов |
"L'Epervier" | 41,94 узлов | 39,728 узлов |
Помимо прочих достоинств, как показали результаты испытаний, установки оказались довольно экономичными, что позволяло увеличить радиус действия (rajon d'action) при таком же запасе топлива. Судя по опубликованным данным прохождения замеренных дистанций и расхода топлива расчетная дальность плавания для кораблей типа "Bison", "Valmy" и первых четырех "хищных птиц" (серия "Albatros") не превышала 750 миль на максимальной практической скорости, которая была определена в 36 узлов для типа "Bison" и "Valmy" и 36 узлов для типа "Albatros" и следующих. В крейсерском режиме при следовании на маршевой турбине расчетная дальность плавания составила 3400 миль при скорости 14,5 узлов для шести первых кораблей и примерно 3650 миль при 18 узлах для остальных "четырехтрубников".
В то же время расчетная дальность плавания "L'Epervier" выросла до 800 миль на максимальной скорости 42 узла и 1300 миль на скорости 30 узлов. При следовании на 21 узлах с использованием крейсерских турбин дальность плавания вырастала до 2300 миль, а только на крейсерских турбинах могла достичь 2750 миль. Теоретически же, при 15-узловой скорости она могла даже несколько превысить и 5000 миль. Что касается контр-миноносца "Milan", то в ходе войны, уже через несколько лет после вступления в строй, французским морякам пришлось признать, что его дальность плавания на скорости 14,5 узлов едва превысила 2500 миль. Кроме того, в рапортах, касающихся этого корабля, отмечалось, что к сожалению на полной скорости расход топлива приближался к величине 30 тонн в час (немного больше чем на "Jaguar'ax"), а на скорости 30 узлов составлял 14 тонн в час. Для сравнения можно отметить, что на британских эсминцах типа "Tribal" расход топлива при 30 узлах примерно уравнялась на 6 тоннах в час, правда при этом нелишне вспомнить, что проектная мощность британских эсминцев была меньше французских почти на треть. В конечном счете французам пришлось убедиться в том, что дальность плавания "Milan" оказалась практически вдвое меньше чем у британских типа "Tribal".
В целом же опыт боевых операций 1939-1942 годов, проводившихся в трудных эксплуатационных условиях, показал, что все 2400-тонные контр-миноносцы также как и 1500-тонные эскадренные миноносцы, как оказалось, к сожалению имели "слишком короткие ноги".
(для сравнения показаны также результаты типа "Jaguar")
Корабль | Максимальная | Средняя скорость скорость на 8-часовых испытаниях |
"Jaguar" | 34 20 узлов | |
"Panthere" | 35,30 узлов | |
"Leopard" | 34,90 узлов | |
"Chacal" | 34,70 узлов | |
"Tigre" | 36,70 узлов | 35,93 узлов |
"Lynx" | 35,70 узлов | 34,50 узлов |
"Bison" | 40,60 узлов | 35,47 узлов |
"Guepard" | 35,40 узлов | 36,09 узлов |
"Lion" | 40,40 узлов | 36,09 узлов |
"Valmy" | 39,80 узлов | 37,07 узлов |
"Verdun" | 40,16 узлов | 36,70 узлов |
"Vauban" | 40,15 узлов | 36,35 узлов |
"Aigle" | 38,66 узлов | 37,20 узлов |
"Vautour" | 40,18 узлов | 37,77 узлов |
"Albatros" | 40,99 узлов | 39,13 узлов |
"Gerfaut" | 41,20 узлов | 40,01 узлов |
"Vauquelin" | 33,99 узлов | 38 19 узлов |
"Kersaint" | 39 75 узлов | 37,03 узлов |
"Cassard" | 42,85 узлов | 38,93 узлов |
"Tartu" | 41,01 узлов | 38,58 узлов |
"Maille-Breze" | 40,57 узлов | 39,19 узлов |
"Chevalier-Paul" | 39,83 узлов | 37,73 узлов |
Во многих сферах военного кораблестроения "четырехтрубники" представляли достаточно большое движение вперед не только по отношению к предыдущей серии "кошек" (типа "Jaguar"), но также и между собственными сериями кораблей.
Например, в 1932 году флотская приемная комиссия (comission de recette) в приемном акте (rapport final) по поводу контр-миноносцев "Albatros" и "Gerfaut" указывала, что они "являются серьезным прогрессом над кораблями серий "Valmy", "Verdun" и "Bison", полностью преобладая над всеми достоинствами своих предшественников". В том же документе подчеркивалось, что их метацентрическая высота 0,80 метра обеспечивает очень хорошую поперечную остойчивость. При этом корабли во время совершения циркуляции получали лишь сравнительно небольшой крен, чего нельзя было сказать о предыдущих сериях - кораблях типов "Valmy" и "Bison", а также и типа "Jaguar". Помимо этого корабли типа "хищных птиц" имели небольшое снижение высоты надводного борта, однако несмотря на это оказалось, что они лучше держаться в море, чем их более старшие "братья". Отмечалось также, что несмотря на значительную экономию в весе корпуса и устройств, составившую 50-60 тонн, прочность корабельных конструкций нисколько не ухудшилась, что впоследствии подтвердил и опыт эксплуатации кораблей. Об улучшениях в области артиллерийского и иного вооружения уже говорилось ранее.
В следующем 1933 году другая флотская приемная комиссия в другом приемном акте подчеркивала, что по сравнению с "хищными птицами" контр-миноносец "Vauquelin" отличается гораздо более надежными и улучшенными по конструкции вспомогательными механизмами, а также более маневренными в управлении (souplesse) главными механизмами. Отмечалось также, что применение сварки при сборке корпуса - абсолютное новшество для того времени - позволило вновь сэкономить вес почти на 30 тонн. Однако следует отметить, что комиссия подвергла критике экспериментальное использование дюралюминия для некоторых видов оборудования из-за его недостаточной прочности. Важно отметить, что это один из самых первых случаев применения легких металлов на французских малых кораблях, по всей вероятности первый после очень давнего подобного эксперимента в 1893 году на миноносце "Forbin"
В отчете о плаваниях контр-миноносца "Tartu", во время которого он попал в шторм с высотой волн до 7 метров, отмечалась его фекрасная мореходность, причем указывалось, что она много лучше, чем на более старом (на 3 года) "Verdun". При этом "Tartu" проявил прекрасную способность удерживать курс на большом волнении (tenue de route), при этом даже сильный ветер практически не влиял на крен корабля. Отмечалось также, что корабль при встречном волнении (mer d'avant) сильно терял в скорости, однако легко держал максимальный и полный ход на всех иных курсах по отношению к волнам. Здесь же говорилось, что при попутных волнах (mer d'arriere) достаточно только одного ловкого рулевого для удержания корабля на курсе почти без рысканья.
С 1922 года до 1933-1934 годов, когда вступили в строй корабли последней серии "четырехтрубников", французский флот накопил достаточно долгий опыт строительства и эксплуатации крупных эскадренных миноносцев, числившихся во французском флоте как контр-миноносцы. Результатом обобщения этого опыта и сравнения его с предполагавшимися для кораблей задачами стала появившаяся в 1934 году специальная директива французского Генерального морского штаба (Etat-Major general, EMG) для Управления командования морскими силами (conduite des forces maritimes). Согласно этой директиве контрминоносцы включались в категорию "легких сил" флота, в сфере деятельности которых оказались следующие задачи:
- участие в операциях по обеспечению командования и управления соединениями (то есть роль разведывательных и посыльных кораблей);
- нарушение вражеских коммуникаций:
- защита собственных коммуникаций и конвоирование отдельных транспортных и вспомогательных кораблей;
- содействие обороне собственного побережья и действия против вражеских береговых частей и объектов, включая десантные операции и обстрел берега;
- при участии в генеральном сражении организация и ведение фланговых столкновений (combat d'ailes);
- отражение атак, оттеснение и в конечном итоге уничтожение вражеских "легких сил" и миноносцев;
- постоянная поддержка своих миноносных сил.
Как видно из этого списка большинство задач предполагало самостоятельные и инициативные действия кораблей этого класса, при этом важное место занимали крейсерские операции. По существу, на контр-миноносцы были возложены присущие легким крейсерам задачи.
Наиболее вероятными противниками французских контр-миноносцев, и в то же время наиболее серьезными и опасными, считались итальянские 5000-тонные крейсеры типа "Condotierre", имевшие довольно высокую проектную скорость в 37 узлов и вооруженные башенной артиллерией из восьми 152-мм орудий. Как оказалось, на испытаниях эти крейсеры достигали 40-узловой скорости - то есть вплотную приблизились к французским "четырехтрубникам". Но их опасность заключалась не только в этих цифрах. Важное преимущество у итальянских крейсеров заключалось в их значительно большем водоизмещении, что напрямую влияло на скоростные качества. В плохую погоду и при сильном волнении итальянские крейсера значительно меньше теряли в скорости, чего нельзя было сказать о французских контр-миноносцах, которым приходилось уменьшать скорость даже при небольшой зыби. По иному французское морское командование относилось к броневой защите "итальянцев". По его мнению "слишком легкое бронирование "Condotierre" (пояс 20-24 мм, палуба 20 мм, башни 30 и 40 мм) предоставляло собой лишь видимость защиты от контрминоносцев, так как эксперименты с французскими 138-мм орудиями показали, что они пробивают 52-мм броневые листы на дистанции до 14 км, что более чем достаточно для боевого столкновения "легких сил". Тем не менее, вопреки этому мнению, достаточно распространенному в то время, следует признать, что даже такое тонкое бронирование создавало определенную защиту и имело важное значение в поединке с небронированными кораблями. К этому выводу в конце концов приблизились и французы.
Как вероятные, но гораздо менее серьезные противники рассматривались также итальянские большие 1620-тонные эсминцы типа "Navigatori" со скоростью 38 узлов и вооруженные шестью 120-мм орудиями.
В целом же французское морское командование считало вполне возможным противостояние своих контрминоносцев итальянским легким крейсерам. Это мнение подтвердил также и специальный опрос, проведенный среди старших морских офицеров, а также офицеров управления стрельбой (directeurs de fir) и артиллерийских офицеров кораблей. Большинство офицеров были убеждены в этом мнении и считали, что каждому отдельному контр-миноносцу не следует искать боя с крейсером типа "Condotierre", однако дивизия этих кораблей (три единицы) не должна избегать боя с кораблями подобного класса. Поскольку это мнение было наиболее распространенным, в программу боевой и огневой подготовки контрминоносцев включались специальные упражнения для обучения концентрации огня всех трех кораблей дивизии по одной цели на больших дистанциях.
Хорошо обученная концентрированной стрельбе (firs groupes d'efficacite) и совместному маневрированию (manoeuvrer tons a la fois) дивизия из трех однотипных контр-миноносцев имела вполне реальные шансы выйти победителем из подобного поединка. Пятнадцать 138-мм орудий с трех кораблей создавали бортовой залп весом немного больше 600 кг, что при скорости стрельбы 5-6 залпов в минуту давало 3-3,6 тонн выбрасываемого металла. Большая точность и эффективность стрельбы обеспечивалась специальными пристрелочными снарядами, окрашивающими всплески (gerbes colorees) в разные цвета для каждого корабля, что значительно облегчало артиллерийским офицерам опознавание своих залпов и облегчало групповую стрельбу.
Дополнительную эффективность соединению придавало торпедное вооружение контр-миноносцев. 15-18 одновременно выпущенных торпед (5-6 с каждого корабля) позволили бы успешно реализовать идею массированного бортового торпедного залпа как во время дневного боя, так и в ночных условиях. Причем количество выпускаемых торпед позволяло надеяться на успех даже при стрельбе "по площади" в условиях, когда нельзя было надеяться на хорошее прицепивание. К тому же французы были убеждены, и не без оснований, в том что их торпеды гораздо лучше итальянских. В то время французы оценивали свои и итальянские торпеды следующим образом:
Французские - 9000 м (40 узлов) и 13.000 м (35 узлов)
Итальянские - 4000 м (38-40 узлов) и 12.000 м (30 узлов) или (в зависимости от типа торпед) 10.000 м (28 узлов)
Французский Генеральный морской штаб (Etat-Major general, EMG), морское командование, а также и Технический отдел (Service technique) практически вплоть до начала военных действий считало, что все контр-миноносцы, построенные перед войной, являются вполне современными кораблями и не считало нужным производить на них какие-либо модернизации, и в том числе усиление явно недостаточного зенитного вооружения. Тем не менее некоторые попытки изменения зенитного вооружения все-таки имели место.
Еще в 1938 году на рассмотрение командования был поднят вопрос о пересмотре зенитного вооружения на контрминоносцах типов "Guepard"-"Valmy", "Albatros" и "Vauquelin". Результатом этого явился циркуляр Генерального морского штаба от 12 августа 1938 года, в котором были отражены следующие меры для решения проблемы
- Размещение на легких платформах на уровне крыши переднего мостика, позади позиции орудия N-2, двух спаренных лафетов 13,2-мм зенитных пулеметов. Эти работы были частично произведены на большинстве кораблей (последних серий) в периоды осуществления на них плановых длительных ремонтов. До конца 1939 года пулеметы установили и на остальных контрминоносцах. При этом зенитки поставлялись из весьма ограниченных резервов арсеналов военно-морских баз; специального распоряжения или заказа на поставку вооружения от орудийных заводов не было.
- Замена на контр-миноносцах типов "Albatros", "Milan" и "Vauquelin" четырех одноствольных 37-мм автоматов модели "25" двумя спаренными установками такого же калибра модели "33" Интересно отметить, что это не касалось шести единиц типов "Guepard" и "Valmy", которые уже тогда были отнесены к устаревающим единицам. При этом в документе особо выделялось, что новые установки должны быть размещены так, чтобы по возможности увеличить сектор выстреливания торпед из носового строенного аппарата на "Albatros'-ax". Эти работы не производились по крайней мере до начала 1940 года из-за постоянного нахождения кораблей в море и в боевых походах. Позже они, видимо, были отменены из-за разработки программы кардинального перевооружения французских "легких сил".
11 февраля 1939 года было принято дополнительное решение установить на всех кораблях зенитные дальномеры - на лидерах флотилий 2-метровые, и 1-метровые на остальных кораблях.
Уже первые столкновения контр-миноносцев с немецкой авиацией выявили главный и основной недостаток, присущий, впрочем, практически всем кораблям всех стран предвоенной постройки, - слабость зенитного вооружения. Особенно это проявилось в период норвежской кампании и в боях у Дюнкерка, вызвав по этому поводу горькие комментарии со стороны экипажей. "Теперь определилась как факт вся непригодность корабельного зенитного вооружения перед неприятельскими самолетами", - отметип командир "Tartu" и 5-й дивизии эсминцев капитан Шомель (Chomel) в своем рапорте о боевых действиях в этот период, указав в итоге, что корабль практически не имеет зенитного вооружения. К сожалению, такое мнение стало общим во французском флоте, и не могло не вызвать каких-либо ответных действий, хотя, как оказалось, во многом запоздалых.
В специальном приказе Генерального морского штаба от 13 июня 1940 года указывалось, что французский флот оказался плохо подготовлен к борьбе С вражеской авиацией. В связи с этим было признано необходимым "усилить зенитную артиллерию ближнего действия на большинстве боевых единиц". В приказе подробно оговаривалось какие меры требовалось осуществить, чтобы предотвратить "имеющие место ситуации неудачных столкновений с самолетами". По существу этот приказ представлял собой обширную программу зенитного перевооружения французских кораблей, в соответствии с которой предполагались поставки на флот большого числа зенитных автоматов и крупнокалиберных пулеметов. При этом следует отметить, что первые поставки подобного вооружения, вызванные по всей вероятности опытом боевых действий, начались примерно в середине апреля и проводились в некоторой степени стихийно, и лишь чуть позже были упорядочены названным выше приказом Например контр-миноносец "Gerfaut" получил в этот период дополнительно два 37-мм автомата модели "33" и три спаренных 13,2-мм пулеметов, из которых два были размещены на мостике. Такое же дополнительное вооружение получил и "Cassard", но на нем оно было дополнено еще двумя 37-мм зенитными автоматами модели "25".
В целом же в соответствии с приказом от 13 июня 1940 года предусматривалось поступление на флот следующего зенитного вооружения:
- 191 спаренных 37-мм зенитных автоматов модели "33". Их поступление на флот началось еще в середине апреля 1940 года, то есть вскоре после начала "норвежской кампании".
- 36 спаренных 37-мм зенитных автоматов модели "35" с силовым приводом и дистанционным управлением стрельбой. Первые автоматы должны были передаваться флоту в сентябре 1940 года.
- 200 одноствольных 37-мм зенитных автоматов модели "35" с ручным обслуживанием и автономным прицеливанием. Первые частичные поставки были запланированы на начало 1941 года.
- 360 одноствольных 25-мм автоматических пушек Hotchkiss должны были выделяться частично из армейских заказов, а частью поступать непосредственно из армии. Известно, что после июня 1940 года флот получил от армии 50 таких автоматов.
- Как последняя мера предполагалась закупка британских счетверенных и спаренных установок автоматов "Pom-Pom"
Этим же приказом от июня 1940 года отмечалось, что контр-миноносцы типов "Albatros", "Milan" и "Vauquelin" должны были получить на первом этапе по две спаренных установки 37- мм автоматов модели "33" Позже предполагалась установка третьей спаренной 37-мм зенитки Перевооружение кораблей типов "Guepard" и "Valmy" также включало по три спаренных 37- мм автомата, однако эти работы не определялись первоочередными и должны были исполняться "так быстро как можно будет осуществить".
Однако ход войны изменил планы морского командования. Французы, сами удивляющиеся собственному такому быстрому поражению, не смогли довести до конца все запланированные мероприятия. Естественно, морскому командованию пришлось пересмотреть свою программу, отказаться от которой, учитывая важность вопроса, оно не могло Однако теперь ее выполнению препятствовали то. что большинство оружейных предприятий оказалась в руках оккупантов; к тому же выявился страшнейший дефицит ряда материалов, необходимых для производства оружия и работ на кораблях. С началом переговоров о прекращении военных действий очень большие трудности появились из-за вмешательства комиссий по перемирию - особенно этому способствовала итальянская делегация. Французам для продолжения хотя бы части работ пришлось усиленно изворачиваться, представляя проводимые модификации не как усиление зенитного вооружения, а в виде перегруппировки его размещения на кораблях или замены одних моделей на другие. Немало бед французам принесло и их противостояние своим бывшим союзникам - британцам.
Только в самом конце 1940 года моряки получили возможность более или менее беспрепятственно проводить перевооружение кораблей. Приказом морского Генерального штаба от 19 декабря 1940 года были определены новые штаты зенитной артиллерии для всех классов и типов кораблей. В отношении контр-миноносцев в этом приказе оговаривались следующие мероприятия.
- На кораблях типа "Vauquelin" предусматривалась установка трех спаренных 37-мм автоматов модели "33", из которых один на крыше надстройки перед кормовыми прожекторными платформами и два побортно на специальных площадках на кормовой надстройке. При этом одновременно предполагалось для расширения углов стрельбы убрать с кораблей кормовую легкую мачту, а также заменить кормовой артиллерийский пост на пост управления стрельбой зенитной артиллерии. Однако поскольку достаточного количества зениток все равно не было, как временная мера предусматривалась установка двух 13,2-мм зенитных пулеметов Browning, которые должны были сниматься с кораблей по мере поступления предусмотренного оружия,
- На кораблях типов "Albatros" и "Milan" планировалось размещение только одной спаренной 37-мм зенитки модели "33" на кормовой надстройке, а также двух 13,2-мм пулеметов Browning, которые, как и на типе "Vauquelin". должны были заменяться более совершенными автоматами.
- На кораблях наиболее старых типов "Guepard" и "Valmy" 37-мм автоматы должны были устанавливаться в последнюю очередь, а до того времени их временно должны были заменять два 13,2-мм зенитных пулемета Browning.
Однако абсолютное большинство из этих работ, также как и некоторых других изменений, одновременно намечавшихся к выполнению, так и не были сделаны из-за того, что в результате должно было сильно увеличиться водоизмещение кораблей Тем нэ менее именно этот проект перевооружения лег в основу проводившейся на контр-миноносцах в 1941-1942 годах модернизации.
Реальное усиление зенитного вооружения на большинстве французских кораблей, и в том числе на контр-миноносцах. было осуществлено только в 1941-1942 годах, когда флот фактически не участвовал в боевых действиях, находясь в относительном перемирии и с немцами, и с британцами. При этом командованием флота обсуждалось несколько проектов модернизации кораблей, но в конце концов из них был принят тот, который мог быть реально выполнен с учетом имеющихся запасов вооружения на складах, еще оставшихся в руках французов В основном морякам приходилось рассчитывать только на военно-морские арсеналы в Бизерте, Оране и частично в Тулоне, а также на склады вооружений в Касабланке и Дакаре. Проекты перевооружений кораблей полностью зависели от возможностей этих арсеналов. Все работы на кораблях выполнялись во время их нахождения в плановом или аварийном ремонте, специально для производства работ корабли не отзывались.
+ Модификации контр-миноносцев серий "Guepard" и Valmy", а также четырех кораблей типа "Albatros".После гибели "Bison'a" 3 мая 1940 года, во время эвакуации войск из Namsos'a, в строю оставались только пять кораблей этих серий. Из них "Lion" и "Vauban", а также "Aigle" из третьей серии, приказом от 20 октября 1940 года были включены в состав соединения кораблей, осуществлявших патрулирование "невоенной зоны", границы которой были определены условиями перемирия Франции и Германии. Эта пара кораблей постоянно находилась в службе, и модернизационные работы на них так и не были произведены до их затопления в Тулоне 27 ноября 1942 года. Три других корабля, "Guepard", "Valmy" и "Verdun" были включены в состав 3-й дивизии эсминцев и в 1942 году прошли перевооружение и частичную модификацию. Схожий объем работ был проведен и на четырех кораблях третьей серии "четырехтрубников" - контр-миноносцах "Albatros", "Gerfaut", "Aigle" и "Vautour". Но на них по разным причинам имелись некоторые отличия - на "Aigle" из-за постоянного нахождения в патруле, а на "Gerfaut" - из-за позднего начала работ (15 сентября 1942 года). Основные модификации, выполненные на кораблях этих трех серий, приведены далее.
- Для увеличения секторов стрельбы зенитных автоматов со всех кораблей снята задняя мачта.
- На четвертой дымовой трубе смонтированы специальные раскосы для растяжки антенн. На "Albatros" и "Gerfaut" раскосы антенн на четвертой дымовой трубе по верхней кромке были соединены горизонтальной перекладиной
- На "Guepard" снят передний строенный торпедный аппарат; на "Valmy", наоборот, снят кормовой аппарат; на "Verdun" и всех четырех кораблях типа "Albatros" сохранены оба торпедных аппарата.
- Удалена носовая прожекторная платформа вместе с 75-см прожектором - за исключением "Verdun", на котором ее не снимали. На "Albatros", "Aigle" и "Vautour" все прожекторы также были оставлены на своих местах, но на "Gerfaut" кормовые 75-см прожекторы были сняты так как их предполагалось установить на специальных площадках новой конструкции, которые были сооружены на нем еще до начала модернизации в сентябре 1942 года, однако установить прожекторы так и не успели.
- На задней надстройке сооружены специальные площадки для одной спаренной установки 37-мм автоматов модели "33". На "Aigle", из-за его занятости в патруле перемирия, установить 37-мм автоматы модели "33" не удалось, также как и зенитные пулеметы Browning на переднем мостике.
- На "Guepard", "Valmy" и "Verdun" по бокам площадки задней надстройки размещены 1-метровые зенитные дальномеры, снятые со своего штатного места в передней части средней надстройки. На них же платформа кормового прожектора возвышена на метр.
- На всех контр-миноносцах платформы кормового дальномера также возвышены на 1 метр.
- Побортно на верхней палубе установлены одноствольные 37-мм зенитные автоматы модели "25".
- Спаренные 13,2-мм зенитные пулеметы Hotchkiss перенесены с крыльев переднего мостика на площадки в передней части средней надстройки. Это не было сделано на "Albatros" из- за неготовности площадок, а также на "Gerfaut", хотя на последнем эти площадки сделать успели.
- На переднем мостике размещены два одноствольных 13,2- мм пулемета Browning. На "Guepard", "Valmy" и "Verdun", а также "Vautour" их установили на прежних местах пулеметов Hotchkiss, а на "Albatros" и "Gerfaut" - в задней части крыльев носового мостика. Как уже говорилось, на "Aigle" это не было сделано вообще.
"Milan" и "L'Epervier" с апреля 1939 года относились к 11-й дивизии эсминцев. Со времени капитуляции Франции они базировались в Марокко и успели пройти модернизации в 1941 году, во время крупных ремонтов в Оране ("Milan") и Касабланке ("L'Epervier"). Из основных объемов на кораблях было сделано следующее:
- Удалена грот-мачта. "Milan" лишился ее еще в июне 1940 года, когда она оказалась сломанной и была срезана в Бресте.
- Смонтированы антенные раскосы на четвертой дымовой трубе. Отличительной чертой этих двух кораблей от остальных "четырехтрубников" стали именно эти раскосы, более массивные и установленные сравнительно шире, чем на других кораблях.
- На "Milan" с июля 1940 года до апреля 1941-го на верхней площадке кормовой надстройки стояли побортно два одноствольных 13,2-мм зенитных пулемета. Затем они были сняты, а на площадке кормовой надстройки в диаметрали установлен спаренный 37-мм зенитный автомат, при этом сама площадка была расширена, а находившийся рядом с ней кормовой даль- номерный пост возвышен на 1 метр. Такой же автомат был установлен и на "L'Epervier"
- Добавлены два одноствольных 37-мм автомата модели "25". На "L'Epervier" их установили на двух специально смонтированных на кормовой надстройке легких навесных площадках, а на "Milan" на верхней палубе побортно от третьей дымовой трубы.
- На обоих кораблях в задней части крыльев носового мостика установлены два одноствольных 13,2-мм пулемета Browning.
- На "L'Epervier" поверх кормового главного дальномерного поста установлен один зенитный дальномер. На "Milan" зенитные дальномеры размещались на крыше передней части средней надстройки.
После случайной гибели "Maille-Breze" в Гриноке 30 апреля 1940 года, в строю на момент капитуляции Франции оставались еще пять кораблей этого типа. Как наибопее современные из "четырехтрубников" эти контр-миноносцы в первую очередь подверглись наиболее обширному модернизации в течение 1941 и 1942 годов.
Первым в 1941 году перевооружение и перестройку прошел последний контр-миноносец серии "Chevalier-Paul". Как и на предыдущих кораблях с него удалили грот-мачты и смонтировали на последней дымовой трубе раскосы для антенн. Помимо этого была перегруппирована и усилена малокалиберная зенитная артиллерия:
- На платформе крыши кормовой надстройки в диаметрали установлен спаренный 37-мм зенитный автомат модели "33".
- На специально устроенных площадках побортно от кормового артиллерийского дальномерного поста размещены два одноствольных 37-мм автомата модели "25". При этом сама башня дальномера возвышена на 1 метр.
- В передней части средней надстройки, вместо снятых зенитных дальномеров, установлены два одноствольных 13,2-мм пулемета Browning.
- Удапен кормовой строенный торпедный аппарат. Эта мера вызвала большое недовольство среди кадровых французских морских офицеров и особенно сильно критиковалась командирами контр-миноносцев и эсминцев, так как корабль, по существу, лишался большей части своего торпедного вооружения - из четырех оставшихся труб в бортовом залпе участвовали только две. На отмене этого решения настаивал также и командующий французским флотом адмирал де Лаборде (Amiral de Laborde). И хотя конструкторы считали, что снятие торпедного аппарата необходимо для увеличения почти на 2 см сравнительно небольшой 0,6-метровой метацентрической высоты, тем не менее на остальных четырех кораблях серии все торпедное оружие было сохранено. При этом правда, в виде частичной компенсации на них были сняты кормовые башенки дальномерных постов
В 1941-1942 годах четыре оставшихся корабля прошли схожую с "Chevalier-Paul" модернизацию. На них также сняли грот-мачту и установили антенные раскосы.
Только "Kersaint", вступивший в строй после ремонта 15 июня 1941 года, получил временно на вооружение три одноствольных 25-мм автомата Hotchkiss, установленные на платформе крыши кормовой надстройки, расширенной за счет снятых башенок дальномерных постов. Позже их предполагалось заменить на одноствольные 37-мм автоматы. При этом в кормовой части платформы были устроены небольшие выступы- спонсоны, на которых разместили два одноствольных 13,2-мм пулемета Browning. Такое их размещение было признано явно неудачным, однако изменено не было. Носовые пулеметы Hotchkiss и 1-метровые зенитные дальномеры. Но зато только на нем были оставлены и четыре одноствольных 37-мм автомата на верхней палубе побортно от средней надстройки.
Изменения в зенитном вооружении, выполненные после августа 1941 года на "Tartu", "Cassard" и "Vauquelin", заключались в следующем:
- На платформе крыши кормовой надстройки, расширенной за счет снятых башенок дальномерных постов, установлены по три лафета зенитных установок 37-мм калибра. Однако размещены они были по разному. "Tartu" и "Cassard", аналогично "Chevalier-Paul", получили по одному спаренному лафету модели "33" в диаметрали и по два одноствольных автомата модели "25" на крыльях платформы. "Vauquelin" - два спаренных лафета модели "33"» в диаметрали и на крыле с левого борта, а также один одноствольный автомат модели "25" на крыле с правого борта.
- Спаренные 13,2-мм пупеметы Hotchkiss быпи перенесены с носового мостика на небольшие площадки в передней части средних надстроек, где раньше размещались зенитные дальномеры. А на местах Hotchkiss'oB разместили два одноствольных 13,2-мм пулемета Browning
Впоспедствии предполагалась удаление одноствольных и спаренных 37-мм автоматов с кормовой надстройки, и установка вместо них трех строенных лафетов таких же автоматов модели "33". Работы предполагапось начать не ранее 1943 года, но из-за самозатопления французского флота в Тулоне, сделаны они конечно же не были.
Следует отметить также, что уже перевооруженный на более сильное зенитное вооружение "Chevalier-Paul" тем не менее был 16 июня 1941 года атакован двумя британскими торпедоносцами в районе Латакии и потоплен торпедой, сумев при этом уничтожить один из самолетов.
В 1939 году французские контр-миноносцы, также как и эсминцы, имели очень слабое вооружение не только зенитное, но и противолодочное.
Предполагавшиеся по штату шумопеленгаторы (сонары) на контр-миноносцах так и не были установлены, а так как гидролокаторы на них вообще не предусматривались, то корабли, по-существу, были лишены средств обнаружения подводных лодок.
Лишь в 1939 году, после начала войны французское морское командование смогло договориться с британским Адмиралтейством об установке на французских эскортных кораблях гидролокационной аппаратуры типа ASDIC. Англичане согласились предоставить в распоряжение французам некоторое количество комплектов типа 123 (предназначались для небольших кораблей ПЛО) и типа 128 (предназначались для эсминцев и миноносцев).
Первая поставка (до 1 марта 1940 года) предусматривала 16 комплектов типа 128 - ими предполагалось оборудовать десять эсминцев серии 1500-тонников, а также шесть контрминоносцев типа "Jaguar", которые воевали в британских водах. Вторая, более поздняя партия включала уже 25 комплектов типа 128, и назначалась для четырех эсминцев-1500-тонников и шестнадцати контр-миноносцев "четырехтрубников" (из восемнадцати кораблей этого типа исключались "Vauquelin"; "Maille- Breze"). Последние 5 комплектов оставались в резерве.
Монтаж аппаратуры предполагалось проводить в период плановых или внеочередных ремонтов кораблей. В связи с этим первыми из "четырехтрубников" гидролокаторы ALPHA (так французы стали называть аппаратуру ASDIC типа 128) получили "Bison" и "Vautour". Первый из них заканчивал долгосрочный ремонт после еще довоенного (ночью 7/8 февраля 1939 года) столкновения с крейсером "Georges Leygues". Он вышел из ремонта только 10 декабря 1939 года, уже имея на борту гидролокатор. "Vautour" получил его во время большого ремонта в Тулоне в конце 1939 года. Возможно их успели смонтировать также на "Kersaint" в апреле 1940 года и на "Gerfaut" в мае 1940 года. Остальные "четырехтрубники" аппаратуру гидролокации так и не получили - в мае-июне 1940 года отношения между Францией и Англией резко изменились, и о поставках ее из Англии уже не могло быть и речи. Правда позже монтаж гидролокаторов на французских кораблях был продолжен - в августе 1940 года аппаратуру получил "Tartu", в декабре - "Vauquelin", в конце года - "Cassard". а в 1942 году - "Albatros". Предполагалось также произвести работы и на "Chevalier Paul", но достоверно известно, что это не было сделано вплоть до его гибели 16 июня 1941 года.
Со средствами атаки подводных лодок на контрминоносцах положение оказалась еще более сложным. К началу войны корабли располагали только 24 глубинными бомбами, которые можно было сталкивать прямо за корму двумя специальными сбрасывателями. Для каждого из них имелось по восемь глубинных бомб весом по 200 кг и еще восемь запасных бомб на оба аппарата. Поэтому примерно одновременно с поставкой шумопеленгаторов было принято решение разместить на контр-миноносцах по два бомбомета "Thornycroft", которые в французском флоте стали обозначать как модель "28" - 100/300 или 100/125. Как и шумопеленгаторы их монтаж производился только при выводе кораблей из службы - во время ремонтов.
Установить бомбометы предполагалось побортно, при этом рядом с бомбометом размещались специальные стойки с двумя запасными глубинными бомбами весом по 100 кг. Причем французские моряки всерьез опасались, что размещение их вблизи борта создаст опасность ухудшения остойчивости кораблей, и до этого не отличавшихся хорошими мореходными качествами. На контр-миноносцах серий "Bison", "Valmy" и "Albatros" бомбометы предполагалось разместить на открытой палубе перед второй дымовой трубой, на "Milan", "Epervier" и типа "Tartu" - по бокам от четвертой дымовой тдубы, причем на последних сектор стрельбы составил бы 125 градусов на каждый борт. 22 июня 1941 года французское морское министерство распорядилось установить дополнительно еще по два бомбомета на тех кораблях типа "Tartu", которые уже получили гидролокаторы. В целом большинство из запланированных рабе, г были выполнены в 1940-1941 годах, но дополнительные два бомбо- мета не были установлены до начала 1942 года.
Таким образом запас глубинных бомб на контрминоносцах во время войны установился в следующем количестве -16 бомб по 200 кг на стеллажах бомбосбрасывателей и к ним 8 запасных. Еще 4 бомбы по 100 кг на бомбометах, 4 рядом на специальных стойках и 12 запасных в хранилище
Позже было решено усилить противолодочное вооружение двумя бомбометами на кораблях серий "Bison", "Valmy" и "Albatros", оборудованных гидролокаторами. Работы прэдполг галось выполнить начиная с сентября 1942 года, однако после дующие события е Северной Африке помещали этим планам, а в дальнейшем вообще сделали их невозможными вплоть дс гибели кораблей.
Различные изменения военного времени на контрминоносцах.
В период между 1940 и 1942 годами на "четырехтрубниках" были произведены некоторые модификации, часть из которых производилась на нескольких кораблях, а частично и на отдельных единицах. В их числе можно назвать следующие:
- Удаление циферблатов передачи параметров стрельбы, которые предназначались для визуального отображения данных ведения огня на другие корабли соединения, следующие мателотами впереди или позади. Циферблаты размещались на передней стенке платформы управления огнем и за грот-мачтой Позднее циферблаты монтировались на передней стенке платформы управления огнем и на обоих задних углах крыльев мостика. В конце концов их удалили с кораблей по приказу командующего флотом от 15 ноября 1941 года.
- Размещение постов передачи топлива в море, которые прошли испытания на эскортных кораблях (миноносцы и эсминцы) в походных условиях в начале 1939 года. На контрминоносцах посты приема топлива устанавливались в носовой части палубы.
- Установка щитов прикрытия прислуги бортовых спаренных торпедных аппаратов на контр-миноносцах "Milan", "L'Epervier" и серии "Tartu". Эти стальные щиты ограждения прикрывали прислугу аппаратов не только от непогоды, но частично и от пулеметного обстрела с самолетов.
- Монтаж полностью закрытых передних частей направляющих труб торпедных аппаратов на контр-миноносцах серии "Tartu", выполненный в целях предохранения головных частей торпед от пулеметного огня с самолетов.
- Установка в 1941 году высокого козырька на передней дымовой трубе на контр-миноносце "Valmy". На других "четырехтрубниках" такую переделку не производили, но на части эсминцев - 1500-тонниках это было сделано.