- 13 - 1997 / 01
- 14 - 1197 / 02
- "Корабли и суда китайской Сунгарийской флотилии в 1929 году"
- "Строительство лидеров эскадренных миноносцев проекта "38" на Амурском судостроительном заводе"
- "Лидер эскадренных миноносцев "Баку" проекта "38"
- "Линейные корабли Германии в 1906-1945 годах"
- "Немецкие линейные корабли типа "Н"
Часть 3
- 15 - 1997 / 03
- "Первые программы броненосного флота.
Часть 3. Броненосные фрегаты "Hector" и "Valiant" - "Линейный корабль "Воля" и батарея "Mirus"
- "Германские эскадренные миноносцы проектов "Z".
- "Сталинские линкоры.
Часть 2 Проектирование линейных кораблей для Советского Союза в Соединенных Штатах" - "Плавание крейсера "Karlsrhue".
Часть 1 и 2
- "Первые программы броненосного флота.
- 16 - 1997 / 04
- 17 - 1997 / 05 - "Корабли флота Японии."
- Подводные лодки. 1905-1945 годы
- 18 - 1997 / 06
- "Первые программы броненосного флота.
Часть 5. Броненосный фрегат "Royal Alfred" - "Турецкие военные корабли периода войны 1877-1878 годов на Дунае"
- "Плавание крейсера "Karlsrhue".
Часть 4 - "Проекты эскадренных миноносцев военного времени в австро-венгерском флоте"
- "Германские миноносцы периода Второй мировой войны
- "Японские системы управления артиллерийской стрельбой"
- "Первые программы броненосного флота.
-
- 19 - 1998 / 01 - "Корабли флота Японии."
- Японские миноносцы и эскадренные миноносцы. 1878-1945 годы
- 20 - 1998 / 02 - "Корабли флота Японии."
- Сторожевые, эскортные и патрульные корабли, боевые катера, диверсионные средства
- 21 - 1998 / 03 - "Корабли флота Японии."
- Канонерские лодки, корабли минно-тральных сил, десантныех корабли и средства
- 22 - 1998 / 04- "Bismarck"
- 23 - 1998 / 05
- "Первые программы броненосного флота.
Часть 6. Броненосный фрегат "Achilles" - Проекты торпедных катеров в австро-венгерском флоте в 1914-1918 годах"
- "Линейные корабли Германии в 1906-1945 годах"
- "Германский линейный крейсер "Lutzow" в бою у Скагеррака"
- "Тенденции проектирования линейных кораблей в кайзеровском флоте. 1915-1918 годы"
- "Германские миноносцы периода Второй мировой войны
- "Первые программы броненосного флота.
- 24 - 1998 / 06
- "Проектирование авианосцев в фашистской Германии".
- "Французские контр-миноносцы межвоенного периода"
- "Проектирование авианосцев в фашистской Германии".
-
Линейные корабли типа "Ostfriesland
Техническое описание дредноутов
Корпус и общая конструкция
Корпус новых линкоров представлял собой несколько увеличенный в размерах корпус предыдущих дредноутов. В этом нет ничего удивительного - расположение артиллерии оставалось прежним, а различия в размещении энергетической установки не были особенно заметны из-за принятой достаточно большой ширины. Проектированием корабля руководил главный строитель имперского флота Бюркнер (Burkner). Величина корпуса и его размеры определялись основными требованиями флота - строгое ограничение осадки, размещение орудийных башен с 305-мм. орудиями и обеспечение достаточно большой глубины конструктивной защиты. Учитывая увеличение водоизмещения на 20 % (4 тысячи тонн) и длины на 21 метр для сохранения прежней осадки конструкторы пошли на увеличение ширины почти на 2 метра, при этом отношение L/B увеличилось незначительно и составило 5,84.
Требование сохранения осадки в полном грузу не более 8,9 метра, как и в случае с "Nassau", оставалось очень строгим, но иначе быть не могло. Помимо ограниченных глубин Кильского канала имелись и иные трудности. Выходы из немецких баз в Северном море шли через песчаные бары, которые можно было пройти лишь во время высоких приливов. Поврежденный же корабль мог попасть в базу только если он будет сильно облегчен, как это в будущем произошло с "Seydlitz" после Ютландского сражения. Германские проектировщики не могли забывать эти условия, которые не лимитировали размеры английских дредноутов. Позже, во время войны в некоторых случаях (как например 28 августа 1914 года) основные силы флота не могли вовремя оказать помощь кораблям в Гельголандской бухте в случае их стычки с противником.
Корпус сохранил гладкопалубную архитектуру со спардеком в средней части и небольшой седловатостью. Форштевень имел незначительный подъем - верхняя палуба поднималась над ватерлинией в носу на 6,38 метра, в корме - на 5,37 метра. Среднюю высоту борта оставили примерно как на "Nassau", считалось, что ее вполне достаточно для нормальной мореходности в штормовых условиях Атлантики и Северного моря. Размеры корпуса приведены далее.
Водоизмещение нормальное 22.808 тм.
Водоизмещение полное 24.700 тм.
Вместимость по проекту 12.915 BRT / 7965 NRT
Длина по конструктивной ватерлинии 166,55 м.
Длина между перпендикулярами 157,40 м.
Длина наибольшая 167,20 м.
Ширина наибольшая по КВЛ (по 62-му шпангоуту)
без противоторпедных сетей 28,5 м.
Осадка порожнего корабля 8,07 м.
Осадка при нормальном водоизмещении (по КВЛ) .... 8,232 м.
Осадка носом / кормой при полном
водоизмещении 8,68 / 8,94 м.
Высота борта на миделе (по 62-му шпангоуту) 13,58 м.
Когда в 1920-1921 годах в Соединенных Штатах "Ostfriesland" был подвергнут бомбардировкам с воздуха он показал весьма хорошую живучесть и способность к сопротивлению взрывам, лишний раз доказав насколько тщательно подходили немцы к обеспечению непотопляемости и живучести кораблей.
Конструкции корпуса изготовлялись из мягкой сименс-мартиновской стали (так называемая судостроительная сталь - Siemens-Martin-Flusseisen). Листы днищевой и бортовой обшивки также изготовлялись из стали.
Набор корпуса включал 137 шпангоутов (6 минусовых, "нулевой" по оси балера руля и 130 плюсовых). Шпация равнялась 1,2 метра. Нумерация шпангоутов, переборок и отсеков шла из кормы к носу. Продольная прочность обеспечивалась вертикальным килем и девятью стрингерами с каждого борта, промежуток между которыми равнялся 2,1 метра. Стрингеры II, V и VII выполнялись водонепроницаемыми. Дополнительную продольную прочность борту придавал броневой шельф и продольные переборки. Помимо этого конструкция корпуса предполагала наличие доковых килей. Внешние доковые кили были устроены между 23 и 100 шпангоутами под стрингером V каждого борта, внутренние - между 45 и 80 шпангоутами под стрингером II, а также в оконечностях под средним килем между 7-29 и 95-127 шпангоутами. В районе носовой надстройки и тяжелой боевой рубки (между 55 и 75 шпангоутами) побортно имелись также рамные внутренние кили высотой 1 метр в середине и 1,25 метра по краям. Пустоты между конструкциями боковых и доковых килей заполнялись деревом м специальные корабельным цементом.
Двойное дно простиралось на 86 % общей длины корабля (143,56 метра) - между 9 и 124 шпангоутами. Высота междудонного пространства на большей части длины дредноута составляла 1 метр. По ширине корабля настил внутреннего дна в корме между 9 и 17 шпангоутами имелся только вблизи тоннеля среднего вала, затем - между 17 и 113 шпангоутами - внутреннее дно ограничивалось днищевыми стрингерами V! каждого борта, а после 113 шпангоута настил внутреннего дна поднимался по бортам и доходил до нижней палубы.
Внутренне пространство корабля делилось на 17 водонепроницаемых отсеков 16-ю главными поперечными переборками, которые были расположены в местах теоретических шпангоутов под номерами 9; 17; 23; 29; 34,5; 45; 54; 62; 70; 75; 84; 90; 100; 106; 113 и 124. Все водонепроницаемые переборки доходили, до главной броневой палубы, а большая часть из них продолжались вверх до батарейной или верхней палуб. Почти во всех отсеках корабля имелись свободные проходы от борта к борту.
Если в расположении поперечных переборок дредноуты типа "Ostfriesland" принципиально от "Nassau" не отличались, то этого нельзя сказать о продольном разделении корабля. Пространство, ограниченное по ширине противоминными переборками, ниже броневой палубы почти по всей длине (между 23 и 106 шпангоутами) делилось двумя продольными переборками (на расстоянии 3,2 метра от диаметрали). По высоте эти переборки начинались от внутреннего дна и поднимались до броневой палубы (между шпангоутами 23 и 100), а после 100 шпангоута - от внутреннего дна до промежуточной палубы. Эти переборки разделяли отсеки боевых погребов, а также машинно-котельные отделения. На "Nassau" подобное деление было применено только в машинных отделениях, а котельные отсеки делились одной центральной продольной переборкой. Учитывая, что котельные отсеки на корабле обычно являлись наиболее большими по объему такая практика при наличии пробоины борта в них могла привести к затоплению довольно значительного внутреннего объема, а это грозило появлением большого опрокидывающего момента и крена. Положение, конечно, можно было исправить контрзатоплением, но в этом случае осадка корабля резко увеличивалась, а именно этого немцы опасались больше всего по указанным ранее причинам. На "Ostfriesland" такая ситуация могла оказаться еще более тяжелой из-за большей ширины корабля. Деление внутреннего пространства двумя продольными переборками устраняло эти трудности, и помимо этого резко увеличивало живучесть энергетической установки.
Противоторпедная броневая переборка толщиной от 25 до 30 мм. размещалась между 23 и 90 шпангоутами в районе стрингера V. По высоте она поднималась от днищевой обшивки до броневой палубы в районе излома горизонтальной части и скоса. Между противоторпедной переборкой и бортом на протяжении от 17 до 113 шпангоутов имелась еще одна продольная переборка, поднимавшаяся от настила двойного дна до скоса броневой палубы.
Под броневой палубой, между 54 и 84 шпангоутами, по внутренней стороне правой продольной переборки был устроен специальный коммуникационный коридор шириной 1,5 и высотой 2,5 метра. В нем находились штуртросы рулевого привода, кабели рулевого индикатора (положение рулей), линии связи с машинным отделением, электрические кабели, переговорные трубы, магистраль орошения, противопожарные магистрали, воздуховоды от компрессоров и иное.
Помимо этого ниже броневой палубы главные отсеки делились на отдельные водонепроницаемые помещения. На "Helgoland" это были отсеки двойного борта и двойного дна (92), внешние отсеки подводной защиты (Wallgang; 42), защитные бункеры (Schutzbunker; 22), вспомогательные помещения (14), коффердамы (Stauung; 69), различные помещения на нижней и верхней платформах (38+39), а также помещения, относящиеся к рулевому управлению (15). Количество таких отсеков на однотипных кораблях практически не отличалось.
Форштевень имея таранную форму к был усилен для возможности нанесения удара шпироном. Детали форштевня быт изготовлены из мартиновской мягкой стали. Усиленная часть штевня начинался около 4,5 метра ниже ватерлинии и поднимался до батарейкой палубы. Выше батарейной палубы форштевень имел упрощенную конструкцию и состоял из широкого стального листа толщиной 14 мм. Ниже шпирона размещалась труба торпедного аппарата.
Корабль имел следующие горизонтальные уровни: нижняя и верхняя платформы, броневая (вне цитадели промежуточная) палуба, батарейная и верхняя палубы, а также надстроечная (спардек). Выше имелись только ярусы мостиков. Все палубы настилались стальными листами, а поверх них специальным покрытием - на открытых частях батарейной и верхней палуб укладывался тиковый настил толщиной 65 мм., прочие же покрывались линолеумом.
Распределение весов на кораблях этого типа по сравнению с "Nassau" отмечало тенденцию в снижении веса корпуса и роста веса вооружения, что вполне объяснимо в связи с увеличением главного калибра.
"Nassau" | "Ostfriesland" | ||
Корпус и оборудование | 33,6 % | 7047,67 т. | 30,9 % |
Бронирование | 35,2 % | 8393,34 т. | 36,8 % |
Энергетическая установка | 7,3 % | 1801,83 т. | 7,9% |
Артиллерия и боезапас | 13,8 % | 3307,16 т. | 14,5 % |
Минное вооружение | 0,5 % | 136,85 т. | 0,6 %. |
Снабжение | 4,4 % | 980,74 т. | 4,3 % |
Запас топлива | 5,3 % | 1140,40 т. | 5,0 % |
Проектное водоизмещение | 100 % | 22.808 т. | 100 % |
° - Здесь приведены сведения о весовых нагрузках из издания немецкого кораблестроителя Эверса. Они несколько отличаются от приведенных в предыдущей статье о "Nassau" (взятой из статьи в "Marine Rundschau"), что объясняется различиями в распределении весов конструкций и оборудования по статьям нагрузок. В любом случав эти различия не изменяют общей тенденции в изменении нагрузки.
Корабли имели по два параллельных полубалансирных руля, оси которых располагались в 2,8 метра от диаметрали. Немецкие конструкторов признавали, что одной из причин выбора двух параллельных рулей являлась необходимость установки в корме торпедной трубы, хотя они указывали, что применение двух рулей "тандем" (один за другим в диаметра- ли) было бы более выгодно как с точки зрения живучести рулевой системы, так и для управляемости корабля. Последнее, правда, не оказалось столь важным так как корабля и при параллельной схеме рулей отличались хорошей маневренностью и малым радиусом циркуляции. По всей вероятности это было достигнуто большой площадью рулей и тем, что они находились в струе вода от винтов. Перо руля обшивалось листовой судостроительной сталью толщиной 18 шл. (внизу пера руля 20 мм). Как и на "Nassau" рули размещались в струях боковых винтов, что повышало их эффективность и придавало кораблю хорошую маневренность и управляемость.
Каждый руль имел собственный приводной механизм с паровым приводом. Обе рулевые машины поршневого типа размещались в отдельных помещениях, и каждая из них была связана с обоими рулями таким образом, что могла приводить в действие оба руля или один из них. Это могло стать очень полезным при повреждении одного из рулей или какой- либо машины. Имелась также возможность ручного управления - каждый руль мог быть подключен к ручному приводу из трех жестко связанных между собой рулевых колес.
Во время испытаний линкоров выяснилось, что имея сравнительно небольшой диаметр циркуляции на полком ходу при наибольшей перекладке руля линкоры получали крен до 7 градусов и теряли в скорости до 65 % (для "Nassau" эта величина составляла 70 %).
Корабли имели по три носовых якоря Холла каждый весом по 7500 кг.(по два с правого борта и одному с левого), а также по одному кормовому якорю Холла весом 3750 кг.
На корабле были установлены две полых внутри стальных мачты со стеньгами. Нижней частью мачты упирались в броневую палубу. Высота топов мачт над конструктивной ватерлинией составляла 30,0 метров, клотиков стеньг 42,5 метра. Поверх топов мачт были устроена так называемые "вороньи гнезда", диаметром 2,5 метра. Они предназначались
для нахождения там при необходимости сигнальщиков или наблюдателей. На каждой мечте крепились деревянные сигнальные реи, а также деревянные радиостеньги с высотой над ватерлинией 39,5 метров, на которых крепились две разведенные в стороны радиоантенны.
Еще перед войной на грот-мачтах кораблей были устроены специальные корректировочные артиллерийские посты. В начале войны их оборудовали и на фок-мечтах.
Вооружение Дредноутов Типа "Ostfriesland"
+ Вооружение Дредноутов Типа "Ostfriesland"12 305-мм.орудий SKL/50 в шести орудийных башнях.
14 150-мм.орудий SKL./45 а батарее в казематах.
14 88-мм.орудий SKL/45 о батарее и на надстройках.
2 60-мм.десантных пушки SBtsKL/21,
2 или 4 8-мм.пулемета
6 500-мм. подводных торпедных аппаратов.
Линейные корабли типа "Ostfriesland" обладали наибольшей огневой мощью, чем любой другой корабль германского" флота, несмотря на то, что размещение орудийных башен на дредноутах, типа "Ostfriesland" не отличалось от кораблей типа "Nassau" и позволяло использовать в бортовом залпе только две трети из общего числа орудий. Недостатки такого размещения были достаточно подробно рассмотрены при описании "Nassau", однако немаловажно отметать, что все они были прекрасно известны немецкому командованию еще в период проектирования, а не выявились позже, когда в широких кругах началось обсуждение достоинств и недостатков вооружения этих кораблей. Исходя из этого следует считать, что шестиугольное расположение башен было выбрано вполне сознательно и обосновывалось вполне определенными причинами. Две из них были названы ранее - это обеспечение одновременной или раздельной эффективной стрельбы на оба борта или в оконечности, а также создание резерва артиллерии на случай выхода из строя башен стреляющего борта Оба фактора были рассмотрены и, как можно полагать, уже в то время могли быть опровергнуты на основании того, что это вступало в противоречие с принятой в то время а немецком флоте тактикой ведения боя. В начале статьи уже упоминалось о том, какое большое внимание уделял Тирпиц отработке совершенной тактики, которая для него являлась одним из исходных факторов всей морской политики Германии.
Несколько большего внимания заслуживает версия инженера Бурхардта о вынужденном расположении башен из-за ограничения длины корпуса, однако и здесь имелись некоторые противоречия даже с собственными взглядами немецких моряков. Тем не менее, принимая вo внимание эти соображения, шестиугольное размещение орудийных башен на линкоре типа "Nassau" можно как-то объяснить даже при наличии серьезных замечаний. На этом фоне ситуация с линкорами типа "Ostfriesland" выглядит совершенно по другому. При их большей на 21 метр длине средние башни можно было установить и диагонально, и по диаметрами. Соответствующие проекты были предложены департаментом конструирования еще а начале 1907 года, однако не были приняты во внимание. Считается, что при принятии такого неперспективного решения морское командование руководствовалось тремя причинами, из которых первая и вторая были теми же, что и для "Nassau" и уже упомянуты. Третьей называлось желание создать эскадру из восьми кораблей с одинаковым расположением вооружения, однако как и две первые, эта причина также вызывает некоторое недоумение. Внутри эскадр различное расположение башен не влияло ни на тактическое управление, ни на возможность приспособления личного состава (в случае, если он должен был пересаживаться с одного корабля на другой). Немецкое морское командование вполне осознавало этот факт, так как достаточно спокойно отнеслось к различию калибров внутри эскадры. К тому же немного позднее в немецком флоте была создана эскадра из линкоров с различным расположением башен - типы "Kaiser" и "Konig".
Однако, если принять so внимание особое отношение немцев к тактике флота, наиболее вероятной можно считать иную версию. В то время германский флот, хоть и стремившийся к соперничеству с британским, тем не менее еще не мог рассчитывать на численное превосходство. Политическая обстановка в мире в то время на предвещала войны в ближайшее время, однако и не являлась настолько стабильной, чтобы не допускать обратного. В случае войны против Англии немецкое морское командование предполагало использовать свой еще не окрепший флот в специальных беспокоящих вылазках, то есть заранее ставила его в положении обороняющегося или преследуемого. В этом случае такое расположение орудий можно считать достаточно оправданным, так как немецкие корабли типов "Nassau" и "Ostfriesland" могли сосредоточить достаточно плотный бортовой огонь из восьми орудий на курсовых углах 30-40 градусов как в нос, так и в корму, в то время как британские корабли в такой ситуации имели возможность стрелять только из четырех или шести орудий. В положении преследуемого немцам несомненно пришлось бы выдерживать определенное направление отхода в сторону своих баз (что впоследствии подтвердил опыт войны). В подобном случае даже небольшое изменение курса немецким флотом вполне могло создать ситуацию когда каждый немецкий корабль мог стрелять по догоняющему противнику восемью орудиями в то время как сам обстреливался бы из шести или даже четырех, и таким образом в большей или меньшей степени уравнять силы. Взгляды на морскую тактику того времени вполне определенно показывают, что только тот флот, который считал себя достаточно сильным для решительного генерального сражения, мог позволить себе за счет ограничения секторов обстрела достигать максимальной мощи бортового залпа. В 1907 году германский флот таким еще не был. Эту точку зрению вполне подтверждают диафрагмы секторов обстрела орудий главного калибра.
Как бы то ни было орудийные башни на "Ostfriesland" были расставлены подобно "Nassau", правда (в отличие от него) благодаря большей ширине корпуса барбеты средних башен были несколько отодвинуты от борта к диаметрами.
Система заряжения башен, как и на "Nassau", предусматривала защищенные броней элеваторы, которые подавали боеприпасы из погребов за противоминной переборкой к перегрузочному устройству, расположенному в специальном подбашенном помещении. В перегрузочной камере боеприпасы выгружались из элеватора и только затем подавались к заряжающим устройствам. Но в отличие от "Nassau" на новых линкорах перегрузочная камера имела другую конструкцию и расположение. На них перегрузочная камера и нижний элеватор подвешивались к погону башни, вращаясь вместе с ней. При этом достигалась даже большая скорость стрельбы (3 выстрела в минуту на ствол), чем при транзитном элеваторе, когда каждый раз производились две перегрузки на пути из порохового погреба до орудия. Подобная система была применена еще при устройстве концевых башен на линкорах предыдущего типа "Posen" и "Rheinland". Теперь же его применили как в концевых, так и в бортовых башнях. Этому преимуществу сопутствовала тогда еще не известная опасность, которая происходила при попадании снаряда в скопление зарядных картузов в перегрузочной камере. На линейном крейсере "Seydlitz" в бою у Доггер-банки 24 января 1915 года это привело к выходу из строя башни и тяжелым людским потерям. Преимущества подобной системы подачи боезапаса оказались столь очевидны, что от перегрузочных камер немцы отказались только в 380-мм. орудийных башнях линкоров типа "Вауегп", но причиной этого не являлись недостатки самой системы, а трудности, связанные с манипуляциями со снарядами и зарядами такого большого веса. На "Вауеrn" вновь были установлены транзитные элеваторы, и немцам пришлось удовлетвориться меньшей скорострельностью орудий.
48-тонные 305-мм. орудия SKL750 образца 1908 года производства оружейных заводов Круппа на линкорах типа "Ostfriesland" размещались в шести башнях типа "Drh.L.C/08" на спаренных лафетах с возможностью раздельного вертикального наведения стволов 1. Орудия стреляли 450-кг. бронебойными снарядами с начальной скоростью 762 м/сек. Эффективность и мощность этих орудий по мнению немцев не уступали английским 305-мм. и даже 343-мм.орудиям. Если судить по имеющимся в настоящее время сведениям с этим вполне можно согласиться.2
Каждая орудийная башня весила 600 тонн (331,3 тонн орудия, лафеты и боезапас и 268,7 тонн броневая защита). Лафеты башен обеспечивали снижение стволов до -8 градусов и возвышение до 13,5 градусов. Это позволяло стрелять на дальности 16,2 км.3 Позже углы снижения и возвышения стволов были изменены соответственно на -5,5 и 18 градусов, что увеличило дальнобойность до 20,4 км. Каждая башня имела собственные дальномерные устройства.
Оси вращения концевых башен были расположены на шпангоутах 26 и 97,5, а боковых на шпангоутах 47,5 и 77,5 на расстоянии 7,95 метра от диаметральной плоскости корабля. Барбеты башен имели внешний диаметр 8,5 метров, и, таким образом, между барбетами боковых башен и бортами кораблями получался промежуток чуть меньше двух метров.
Система перезаряжения и подачи боезапаса обеспечивала скорострельность стрельбы с интервалом 24 секунды. Для каждой башни имелось по одному отдельному снарядному погребу (Granatkammer) под главной броневой палубой. Каждой из трех кормовых башен отводились по два зарядных погреба (Puiverkammer), для трех носовых башен в общей сложности семь пороховых погребов. Размещение погребов не отличалось от принятого на "Nassau". Для концевых башен снарядные погреба размещались непосредственно под башнями, а ниже пороховые погреба. У бортовых башен, наоборот, снарядные погреба размещались под зарядными. Для каждого орудия боезапас подавался собственными подъемниками, то есть для каждой башни имелось по два снарядных и два зарядных нижних подъемника (для транспортировки от погребов к перегрузочной камере) и такое же количество верхних подъемников (от перегрузочной камеры к заряжающему устройству).
Боекомплект каждого корабля включал 1020 бронебойных снарядов Psgr L/3,4 (Panzersprenggranaten) - no 190 снарядов на концевые башни и по 160 на боковые - а также 1020 метательных зарядов (Pulverladung) к ним. Каждый заряд включал основной полузаряд (Hauptkartus) в металлической гильзе и добавочный полузаряд (Borkartus) в двойной шелковой оболочке и металлическом пенале, из которого полузаряд вынимался перед заряжением. В зарядах применялся артиллерийский порох RPC/06 (Rohrenpulver). Кранцы первых выстрелов для каждого орудия предусматривали по четыре снаряда и комплектов зарядов.
Позиция | Высота | Борт | Сектор стрельбы | |
башен | осей | (в градусах | ||
орудии | по картушке) | |||
Носовая башня А | 8,00 м. | ПБ-ЛБ | 290 | 215 - 0 - 145 |
Носозая башня В | 7,85 м. | ПБ | 165 | 0 - 165 |
Кормовая башня С | 7,85 м. | ПБ | 165 | 15 - 180 |
Кормовая башня D | 7,83 м. | ПБ-ЛБ | 300 | 30 - 180 - 330 |
Кормовая башня Е | 7,85 м. | Л 5 | 165 | 180 - 345 |
Носовая башня F | 7,85 м. | ЛБ | 165 | 195 - 360 |
* - Приведены данные для дредноута "Helgoland". У остальных линкоров отличия минимальные, например, у "Ostfriesland" высота осей орудий боковых башен равнялась 7,78 м., а сектор стрельбы башни Е равнялся 180-348 градусов, и т.д.
В статье о линкорах типа "Nassau" говорилось, что в отличие от британского и американского флотов немецкий флот на своих первых дредноутах не отказался от полноценной артиллерии среднего калибра, оставив в этом качестве 152-мм. орудия в бортовых казематах. Правильность этого решения подтвердили последующие события, когда еще до начала войны всем флотам, помыкавшись с малокалиберной противоминной артиллерией, все-таки пришлось вернуться к 6-дюймовым орудиям. Однако, проявив достойную похвалы дальновидность в отношении 150-мм. артиллерии, немецкие моряки сохранили на кораблях 88-мм. орудия - также в целях борьбы с эсминцами. Двойной калибр противоминной артиллерии имел множество недостатков, основными из которых являлись затруднения в управления стрельбой и, как таковая, сама ненужность меньшего калибра при наличии более крупной артиллерии - из-за малой эффективности 88-мм. орудий.
Число 152-мм.казематных орудий на дредноутах типа "Ostfriesland" по сравнению с "Nassau" было увеличено с 12 до 14. Все они традиционно для немецкого флота размещались побортно на батарейной палубе в средней части корабля, в пределах концевых орудийных башен. Такое рассредоточение их с большими промежутками позволило достаточно удачно распределить сектора их обстрела, а также более безопасно разместить их артиллерийские погреба.
На линкорах устанавливались 5,7-тонные скорострельные 152-мм. орудия модели "15-cm. SKL/45" - такие же как и на "Nassau". Орудия устанавливались на одинарных лафетах типа "MPL С/06" 4. Лафет обеспечивал углы возвышения орудий от -9 до 20 градусов. На курсовых углах, близких к диаметрали, в отличие от "Nassau", угол возвышения оставался таким же, только снижение ствола орудия уменьшалось до -7 градусов, При наибольшем возвышении дальнобойность орудия составляла 13,5 км., а с 1915 года, после принятия нового снаряда - 16,8 км. Скорость стрельбы реально достигала 7 выстрелов в минуту, хотя имеются сведения и о 10 выстрелах, Общий вес 150-мм. установок со всем оборудованием и боезапасом составил около 900 тонн.
Боекомплект 150-мм. артиллерии составлял 2100 выстрелов. Для каждого орудия предусматривались по 50 осколочно-фугасных снарядов (Sprenggranaten) Spgr L/3,4 (BdZ) и по 100 осколочно-фугасных снарядов Spgr L/3,5 (K.Z.). По другим данным вместо снарядов Spgr L/3,4 линкоры брали на борт для каждого орудия по 50 бронебойных снарядов Psgr L/3,2 (Panzersprenggranaten). Вес снарядов был одинаков - по 45 кг; зарядов 22,6 кг, включая 13,25 кг пороха марки RPC/06 .(Rohrpulver). Помимо этого для каждого орудия имелось по четыре практических снаряда (для учебных целей) L/3,3 (KZ).
Боезапас хранился в четырех погребах ниже броневой палубы - побортно в носу и корме, одном погребе в диаметральной плоскости в сторону носа от середины корабля и четырех бортовых погребах в средней части корабля, в районе перегрузочных помещений боковых башен главного калибра. Подачу боеприпасов к 150-мм. орудиям осуществляли 14 снарядоподъемников с цепным приводом - по одному двойному подъемнику справа и слева от носовых погребов к батарее (под главной палубой), один двойной подъемник из среднего носового погреба к батарее, по два одинарных подъемника на каждом борту из погребов в перегрузочные отделения к батарее, по одному двойному подъемнику по бортам из кормовых погребов (под главной палубой) к батарее.
1 - SKL - Schnetlfeuer Kanone (скорострельное орудие); L/50 - длина ствола в калибрах. Drh.L.C. - Drehscheiben Lafette (вращающийся лафет); С/08 - год принятия на вооружение.
2 - По официальным немецким сведениям (1918 года) пробивная способность орудий у дульного среза составляла 991 мм.для стальной плиты (при этом указывался вес снаряда 385,6 кг., sec заряда 140,6 кг, и начальная скорость 890 м/сек.(?}). Указанные нами сведения приведены в соответствии со спецификацией линкора "Helgoland" ("Schifiskunde S.M.3. Helgoland" Nr.91, Berlin, 1914)
3 - По спецификации кораблей 162 гтм максимальная. Другие, более поздние источники, указывают дальность стрельбы до 180 гтм. (каждый гтм - гектометр - равен 100 метрам).
4 - MPL - Mittel Pivit Lafetts (дословно лафет на среднем штыре - то есть лафет с вращением орудия по центральной вертикальной оси).
Позиция | Высота | Сектор стрельбы | ||
орудия | осей | (8 градусах по картушке) | ||
орудий | ПБ | ЛБ | ||
Каземат Nr. 1 | 4,25 м. | 120 | 0 -120 | 240 - 360 |
Каземат Nr.2 | 4,25 м. | 120 | 7 - 127 | 233 - 353 |
Каземат Nr.3 | 4,25 м. | 120 | 14 - 134 | 226 - 346 |
Каземат Nr.4 | 4,25 м. | 120 | 15 - 135 | 225 - 345 |
Каземат Nr.5 | 4,25 м. | 120 | 17,5 - 137,5 | 222,5 - 342,5 |
Каземат Nr.6 | 4,25 м. | 120 | 60 - 180 | 180 - 300 |
Каземат Nr.7 | 4,25 м. | 120 | 60 - 180 | 180 - 300 |
* - Приведены данные для дредноута "Helgoland". У остальных линкоров отличия минимальные.
Помимо 150-мм. орудий в состав противоминной артиллерии входили четырнадцать 88-мм. скорострельных пушек модели "8,8-crn SKL/45". Подобно "Nassau" эти пушки размещались на батарейной палубе и внутри носовой надстройки в казематах и на кормовой надстройке за орудийными щитами. Как и в других иностранных флотах малокалиберная противоминная артиллерия себя не оправдала и постепенно удалялась с кораблей. На линкорах типа "Ostfriesland" в первую очередь были демонтированы пушки в носовой батарее. Из-за низкого расположения и негерметичности створок орудийных портов казематы этих орудий сильно заливались водой и ими практически невозможно было пользоваться. Уже в 1914 году носовые пушки с кораблей сняли, порты заделали герметично, а экономия веса была использована для установки двух зенитных орудий такого же калибра. С 1915 до 1917 года все 88-мм. пушки на линкорах были демонтированы, и затем их использовали для вооружения малых кораблей.
Одинарные лафеты "MPL С/06" этих орудий обеспечивали углы возвышения стволов от -10 до 25 градусов. При наибольшем возвышении орудие стреляло на дальность 10,7 км. Скорострельность установок составляла до 20 выстрелов в минуту, но реально не превышала 10 выстрелов. Общий вес 88-мм. орудий со всем оборудованием и боезапасом составил около 240 тонн.
Боекомплект 88-мм. артиллерии составлял 2800 выстрелов. Для каждого орудия предусматривались по 200 осколочно-фугасных (Sprenggranaten-Patronen) унитарных снарядов - 100 штук Spgr 1/4,5 (KZ) и 100 штук Spgr L/4,5 (JZ). Снаряд вместе с зарядом в гильзе весил 15,5 кг., из которых сам снаряд весил 10 кг., и еще 2,325 кг. весил метательный заряд пороха марки RPC/06 (Rohrpulver).
Для хранения боеприпасов предназначались один патронный погреб ниже броневой палубы в средней части корабля, к носу от миделя, а также два погреба в перегрузочном отделении, между погребами 150-мм.боезапаса. Снаряды подавались к орудиям шестью снарядоподъемниками - двумя двойными от носового погреба под нижней палубой к батарее,
двумя двойными из кормовых погребов на батарейную палубу и далее одним двойным подъемником с батарейной палубы к казематам носовой надстройки и одним одинарным подъемником к орудиям кормовой надстройки.
Позиция | Высота | Сектор стрельбы | ||
орудия | осей | (в градусах по картушке) |
||
орудий | ПБ | ЛБ | ||
Линейный корабль "Helgoland" |
||||
Носовая батарея Nr. 1 | 4,5 м. | 113 | 4-117 | 243 - 356 |
Носовая батарея Nr.2 | 4,5 м. | 118 | 5 - 123 | 247 - 355 |
Нос. надстройка Nr.3 | 8,8 м. | 120 | 0 - 120 | 240 - 360 |
Нос. надстройка Nr.4 | 8,8 м. | 110 | 10 - 120 | 240 - 350 |
Корм. надстройка Nr.5 | 8,8 м. | 120 | 50 - 170 | 190 - 310 |
Корм. надстройка Nr.6 | 8,8 м. | 118 | 60 - 178 | 182 - 300 |
В каютах в корме Nr.7 | 4,5 м. | 120 | 95 - 215 | 145 - 265 |
Линейный корабль "Ostfriesland" |
||||||
Носовая батарея Nr. 1 | 4,45 м. | 108 | 6 | -114 | 246 | - 355 |
Носовая батарея Nr.2 | 4,39 м. | 108 | 6 | - 114 | 246 | - 355 |
Нос. надстройка Nr.3 | 8,62 м. | 110 | 0 | - 110 | 250 | - 360 |
Нос. надстройка Nr.4 | 8,61 м. | 110 | 10 | - 120 | 240 | - 350 |
Корм.надстройка Nr.5 | 8,60 м. | 120 | 50 | - 170 | 190 | - 310 |
Корм.надстройка Nr.6 | 8,60 м. | 118 | 60 | - 178 | 182 | - 300 |
В каютах в корме Nr.7 | 4,19 м. | 120 | 95 | - 215 | 145 | - 265 |
* - У остальных линкоров отличия минимальные.
Проект корабля не предусматривал специального противосамолетного вооружения, однако с самого начала боевых действий на кораблях Флота Открытого моря стали устанавливать зенитные пушки, конструкция которых была разработана и опробована еще до войны. Это были обычные 88-мм. зенитные пушки модели "8,8-crn SKL/45 (G.E.)", устанавливаемые на специально сконструированных лафетах с большим углом возвышения "MPL С/13" (к сожалению, к настоящему времени мы не располагаем точными сведениями о характеристиках этой установки). Линейные корабли типа "Ostfriesland" получили по два таких орудия еще в 1914 году. Их вес компенсировался снятием двух или четырех противоминных пушек такого же калибра из носовой батареи.
Следуя обычной для того времени практике помимо главной й средней артиллерии линкоры имели на борту орудия на случай высадки десантной партии. Две 60-мм. десантные пушки "6-cm. SBtsK L/2t" (Snelifeuer Boots Kanone) на колесных лафетах "BLL.C/00" (Boots und landung Lafette) предназначались для использования на берегу или для стрельбы с катеров или баркасов для поддержки десанта. Дальность стрельбы 4,3 км. при максимальном возвышении ствола 19,25 градусов. Для обоих пушек боезапас составлял 500 снарядов. Следует отметить, что десантная артиллерия отмечалась только в проектных спецификациях и рекомендациях для строительства. Более поздние сведения (в том числе номерные спецификации кораблей 1913-1914 годов) не подтверждают ее наличия на бортах кораблей. Возможно, что эти пушки были заменены двумя дополнительными пулеметами, так как по некоторым сведениям того периода известно, что во время войны вместо предусмотренных спецификацией двух пулеметов корабли зачастую имели их по четыре. 1[1 - Это же относится и к линкорам "Rheinland" и "Westfalen" (типа "Nassau"), хотя в спецификациях "Nassau" и "Posen" (1912 и 1913 года} десантная артиллерия указывается.]
Линкоры имели на борту также два 8-мм.пулемета "Mash.Gew.", которые устанавливались на специальных переносных тумбах на палубе корабля или на шлюпках и катерах. Дальность стрельбы пулеметов 2,4 км., скорострельность 250 выстрелов в минуту.
Боекомплект для пулеметов составляя по 10 тысяч патронов на ствол (помимо учебных), которые хранились в оружейном помещении ниже броневой палубы. Там же находилось стрелковое вооружение команды и офицеров - это были 410 винтовок "Mod./98° и от 99 до 130 пистолетов "Mod./04".
В германском флоте периода Первой мировой войны слишком переоценивалось значение торпедного вооружения на крупных кораблях. Немецкие моряки не желали отказываться от выгод нанесения мощного торпедного удара в каком-либо подходящем случае. В этих взглядах на торпедное оружие немецкий флот не был одинок, но в других европейских флотах к нему относились более осторожно, так как уже в то время становилось ясно, что тактика боя в кильватерных колоннах, а также большие скорости кораблей увеличение дистанции боя вряд ли позволят создание подходящей ситуации. Опыт боевых действий вполне подтвердил подобную точку зрения, так как торпедное вооружение на крупных германских кораблях никак не показало себя в войне, хотя некоторые линкоры и пытались применять торпеды в боевых условиях.
Линейные корабли типа "Ostfriesland" получили на вооружение шесть подводных торпедных аппаратов, калибр которых по сравнению с "Nassau" был увеличен до 500 мм. Боезапас составляли 18 торпед Как и на "Nassau" применялись торпеды типа "G" образца 1910 года с весом боевой части 135 кг. На дальности 900 метров скорость торпед равнялась 38,5 узлов, а на дальности 3600 метров - 35 узлов. Общий вес всего торпедного вооружения и сопутствующего оборудована составил 260 тонн.
Большие торпедные погреба были установлены в обычных для немецкого флота местах - по соседству с концевыми погребами 305-мм.артиллерии с обоих бортов - кормовой с левого борта между шпангоутами 1071/3 и 109 и носовой с правого борта между шпангоутами 15 и 17. Боевые части торпед хранились в погребах в корме на правом борту между шпангоутами 106 и 107 и в носу также на правом борту между шпангоутами 23 и 24,5. Для подготовки торпед к стрельбе имелись шесть специальных помещений - зарядных отделений - по одному в каждом носовом и кормовом торпедных отделениях и по два в каждом торпедоподготовительном отделении для бортовых аппаратов.
Торпедные трубы были размещены по одной в носу и корме и четыре побортно.
- Носовой неповоротный аппарат - нижняя часть форштевня была специально спроектирована для установки носового торпедного аппарата, смонтированного под шпироном на глубине 6 метров. Ось трубы проходила вдоль диаметрали в горизонтальной плоскости. Труба была изготовлена из мартиновской стали (в верхней части из профильной листовой стали). Управление стрельбой носовым аппаратом производилось из носовой боевой рубки.
- Кормовой неповоротный аппарат был расположен ниже ватерлинии на 1,5 метра в диаметральной плоскости. Управление стрельбой кормовым аппаратом производилось из кормовой рубки. Ранее уже говорилось, что необходимость установки в корме торпедной трубы стала одной из причин выбора схемы расположения рулей.
- Два неповоротных носовых бортовых торпедных аппарата были установлены под броневой палубой ниже ватерлинии на 4 метра, в отсеке между 101 и 106 шпангоутами (ниже носового шпиля) по правому и левому бортам. Оси труб имели наклон вниз 2 градуса и угол стрельбы 20 градусов вперед от траверза. Управление стрельбой осуществлялось из носовой или кормовой рубок.
- Два неповоротных кормовых бортовых торпедных аппарата были установлены под броневой палубой ниже ватерлинии на 3,75 метра, в отсеке между шпангоутами 18 и 23 (ниже кормового шпиля) по правому и левому бортам. Оси труб имели наклон вниз 2 градуса и угол стрельбы 20 градусов вперед от траверза. Управление стрельбой осуществлялось из носовой или кормовой рубок.
В каждом из торпедных отделений имелось по одному резервуару для воздуха высокого давления.
1 - Согласно спецификаций имелось 18 торпед, однако в официальном издании "Германский военный флот", опубликованном в 1912 году в Берлина Имперским Морским ведомством (том.1 Германские линейные корабли, ш.12 тмп "Ostfriesland", ч.7 Торпедное вооружение) сообщается только о 16 торпедах.
Броневая и конструктивная защита дредноутов типа "Ostfriesland"
+ Броневая и конструктивная защита дредноутов типа "Ostfriesland"По расположению броневой защиты и толщине плит линейные корабли типа "QstfriesJand" лишь незначительно отличались от своих предшественников. По мнению многих специалистов неудачное с их точки зрения расположение орудийных башен создало ситуацию, когда треть артиллерии главного калибра оставалась "ненужным" в бою весом, в то время как он более эффективно мог быть использован для усиления броневой защиты. Особенно в этом мнении преуспели некоторые английские историки, которые считали, что по этой причине немецкие инженеры "не смогли обеспечить кораблям достаточную защиту". В подтверждение этого обычно приводятся следующие линейные корабли типа "Kaiser", на которых в бортовом залпе могли участвовать все пять башен, а экономия в весе отсутствующей шестой башни использована для усиления брони. При этом не всегда упоминается о том, что даже в таком виде броневая защита "Gsifriesfarid" оказалась гораздо лучше бронирования их британских современников - как по размещению, так и по толщине плит. Например, "Neptune" имел толщину плит главного пояса 10 дюймов, a "Colossus" 11 дюймов, в то время как на "Ostfriesland" она равнялась 11,75 дюймов (300 мм.). А защиты, подобной "Kaiser'y", англичане вообще добились не скоро.
Структурно схема броневой защиты новых немецких линкоров включала следующие составные:
- Броневая цитадель (главный пояс, траверзы и палуба).
- Легкая бортовая и палубная броня в оконечностях.
- Бронированная верхняя и батарейная палубы.
- Броневая защита главной артиллерии.
- Броневой каземат противоминной артиллерии,
- Защита постов управления и местное бронирование.
- Противоторпедная броневая переборка.
Дополнительную защитные свойства кораблям представляли подводная противоторпедная зашита, а также угольные бункеры в районе котельных отсеков,
Забронированная цитадель являлась основой броневой защиты. Основное предназначение цитадели заключалось в защите жизненно важных отсеков корабля, то есть она выполняла ту самую задачу сохранения живучести и боеспособности, которая по мнению Тирпица должна была обеспечить необходимое превосходство над кораблем противника.
Главный броневой пояс на линкорах размещался между 23 и 100 шпангоутами (отсеки IV - XII) на протяжении 92,5 метров. Он прикрывал барбеты и погреба концевых и боковых орудийных башен, а также машинно-котельные отсеки. В соответствии с обычной практикой броневые плиты пояса нижней кромкой крепились к продольным связям броневого шельфа и. начинаясь у палубного скоса (1,6 метра ниже ватерлинии), по высоте доходили до уровня главной броневой палубы. Выше главного пояса на таком же протяжении имелся верхний броневой пояс, плиты которого верхней кромкой опирались на конструкции батарейной палубы на высоте около 3 метров над ватерлинией. Таким образом суммарная высота поясной бортовой брони составляла 4.6 метров. Оконечности брони цитадели противоположных бортов соединялись поперечными броневыми переборками, размещенными на местах 23 и 100 шпангоутов.
Броневые плиты поясной защиты и траверзов, изготовленные по крупповскому методу цементации из закаленной никелевой стали, навешивались поверх 50 мм. тиковой подкладки. Обшивка под броней имела толщину 10 мм. Плиты главного пояса на уровне ватерлинии имели толщину 300 мм., но в нижней части постепенно утончались до 170 мм. Плиты верхнего пояса имели толщину 170 мм., но в районе барбетов боковых башен (шпангоуты 45-50 и 75-80) защита на уровне верхнего пояса была увеличена до 250 мм. Толщина плит броневых траверзов на уровне главного пояса равнялась 210 мм., выше - 170 мм.
Борт в оконечностях, вне цитадели, защищался более тонкой броней, изготовленной тем же способом, что и главная броня. Плиты навешивались также поверх подкладки из тикового бруса примерно одинаковой толщины 50 мм.
В корме бортовая броня начиналась от -2 шпангоута и продолжалась до кормового бронетраверза. Участок от ахтерштевня до шпангоута -2 защищен не был. Как и на "Nassau" выше ватерлинии плиты поднимались на 2,1 метра и не доходили до батарейной палубы почти на метр, что позволяло устроить в размещенных там жилых помещениях иллюминаторы. Ниже ватерлинии кромка брони у бронетраверза находилась на глубине 1,6 метра и далее к корме поднималась до 1,15 метра (у -2 шпангоута - до 0,65 метра). Толщина брони в корме, между шпангоутами -2 и 23, равнялась 120 мм на уровне ватерлинии, и 100 мм по нижней хромке. Выше броневой палубы толщина кормовой брони уменьшалась до 90 мм. В корме имелась специальная броневая поперечная переборка, заи\ищавшая помещения рулевых машин. Она размещалась по шпангоуту -2 и имела толщину плит, одинаковую с бортовой броней кормы - то есть сверху вниз 90, 120 и 100 мм.
В носовой части легкое бронирование начиналось сразу за носовым бронетраверзом и продолжалось от 100-го шпангоута вплоть до форштевня. Верхней кромкой броня опиралась на батарейную палубу, а ниже ватерлинии опускалась на глубину 1,6 метра. Толщина плит на уровне ватерлинии равнялась 120 мм., а выше броневой палубы (до батарейной) - 100 мм. Начиная от 119 шпангоута и до форштевня ниже этой поясной брони имелся короткий нижний пояс толщиной 60 и 80 мм. Он опускался от нижней кромки 120-мм, плит до глубины 2,9 метра.
Горизонтальное бронирование, как и на "Nassau", включало две основных броневых палубы - главную и верхнюю. Батарейная палуба имела только легкое бронирование. В качестве броневого материала для горизонтальной защиты применялась мягкая судостроительная сталь и броневая сталь с небольшим процентным содержанием никеля. 1 [1 - Здесь указывается толщины не только бронирования палуб, но и конструктивные толщины горизонтальных уровней. ]
Верхняя палуба бронировалась только в районе казематов средней артиллерии (между 41 и 91 шпангоутами). Она включала два слоя - нижний из судостроительной стали толщиной 25 мм, и верхний из никелевой стали в 20 мм.
Батарейная палуба была тонкой и настилалась 8-мм. листами судостроительной стали. Над цитаделью, вне казематов, она усиливалась 16-мм.листами из такой же стали. В оконечностях корабля, на уступах батареи палуба прикрывалась броней из никелевой стали толщиной 25-35 мм.
Главная броневая палуба являлась основной горизонтальной защитой. Она также была двухслойной и имела скосы под углом 30 градусов к нижней кромке броневого пояса. В пределах цитадели палуба размещалась лишь немного выше уровня ватерлинии (на 0,86 метра), что, по мнению немецких инженеров, должно было ограничить по высоте затопляемый объем отсека при подводной пробоине. Однако нелишне отметить, что низкое положение палубы могло привести к затоплению вышерасположенных помещений и распространению воды дальше при наличии пробоин в бортах и при крене корабля. Нижний слой главной палубы внутри цитадели (между 23 и 100 шпангоутами) настилался 20-мм. листами из судостроительной стали. Верхний слой из никелевой стали й горизонтальной части имел толщину 35 мм., а на скосах до 60 мм.
В оконечностях, вне цитадели, уровень броневой палубы продолжался до шпангоута -2 в корму и до форштевня в нос. Но броневые плиты в оконечностях укладывались на других уровнях. Вне цитадели горизонтальная защита опускалась ниже ватерлинии - в корме на 0,25 метра и в носу на 1,62 метра. В немецком флоте эти уровни назывались промежуточной палубой и также имели скосы под тем же углом к поясной броне. Поверх 20-мм. слоя из судостроительной стали промежуточная палуба усиливалась плитами из никелевой брони различной толщины - в зависимости от значимости участка. От ахтерштевня до броневой переборки рулевых машин (-2 шпангоут) никелевая броня имела толщину 35 мм., затем до 15-го шпангоута (ширина горизонтальной части над рулевыми машинами равнялась 8 метрам) - 60 мм. со скосами такой же толщины, и далее до главного бронетраверза (23 шпангоут) - 35 мм. по всей ширине корабля со скосами. В носовой части (от 100-го шпангоута) толщина слоя никелевой брони была одинакова и равнялась 35 мм.
Некоторые участки платформ под броневой палубой также получили усиленную защиту из листов судостроительной стали. В частности верхняя платформа в нос от котельных отсеков (между 75 и 90 шпангоутами) вне продольных переборок имела толщину 20 мм., а внутрь от них между 86 и 100 шпангоутами - 15 мм.
Большое внимание было уделено прикрытию больших по площади вырезов и проемов в броневых палубах. 8 дымовых шахтах на уровне горизонтальной брони были установлены специальные броневые решетки из судостроительной стали. Аналогичную защиту получили также вырезы световых и вентиляционных люков большого диаметра (между шпангоутами 16-17 и 106-107). Основания дымоходов также прикрыты легкой броней.
Защита артиллерии включала разнообразное по толщине бронирование, включая вращающуюся башенную броню главного калибра, вес которой по общепринятым положениям при распределении весовых нагрузок не включался в статью брони, а относился к артиллерии. Орудийные башни главного калибра защищались плитами из закаленной цементированной брони Круппа. Лобовые плиты имели толщину 300 мм., боковые 254 мм, задние плиты 290 мм., причем толщина последних определялась в большей степени необходимостью противовеса тяжелой лобовой броне. Крыши башен были прикрыты броней переменной толщины - горизонтальная часть 50-мм.плитами из незакаленной мягкой стали Крупна, а наклонная 100-мм.закаленной никелевой броней. Палуба башен настилалась 50-мм.листами из мягкой брони.
Барбеты башен, защищавшие системы подачи боезапаса и устройства заряжения орудий, также прикрывались толстой броней на всей их высоте от башен до главной броневой палубы. Для защиты барбетов носовой башни использованы плиты толщиной 300, 270, 200, 120, 100 и 80 мм.; кормовой башни - 270, 250, 200, 100 и 80 мм., а всех боковых башен - 270, 220, 100 и 60 мм. (последние из незакаленной крупповской брони). Артиллерийские погреба, расположенные под броневой палубой, защищались вертикальной броней поясов и траверзов, а также горизонтальной палубной броней.
Противоминная артиллерия размещалась на батарейной палубе, где были устроены специальные казематы, прикрытые броней. По длине корабля казематы занимали пространство в пределах концевых орудийных башен, между шпангоутами 40-41 и 91-92. На краях батареи в носу и корме вертикальная броня казематов под углом сближалась с барбетами концевых орудийных башен и примыкала к ним, образуя специальные выступы в бортах кораблей для увеличения секторов стрельбы. Крыша казематов прикрывалась броней верхней палубы. Вертикальная броня батареи изготовлялась из закаленной никелевой стали Крупна, плиты нашивались на тиковую подкладку толщиной 50 мм. Толщина бронирования составляла 170 мм., но цилиндрическая броня амбразур, из- за своей сложной формы изготовленная из никелевой стали, была тоньше - только 80 мм. Внутри батарея делилась на отдельные орудийные казематы специальными противоосколочными переборками из судостроительной стали толщиной 15 мм.(продольные) и 20 мм. (поперечные).
88-мм.скорострельные противоминные орудия на кормовой надстройке имели полукруглые щиты стандартного в
немецком флоте типа, такие же орудия в небронированных казематах под Носовым мостиком прикрывались со стороны амбразур цилиндрическими щитами толщиной 50 мм. Четыре носовых и два кормовых 88-мм. орудия в помещениях на броневой палубе не имели броневого прикрытия.
Носовая командная рубка имела двухярусную конструкцию, аналогичную на "Nassau". Верхний ярус, возвышавшийся над палубой надстройки, прикрывался вертикальной закаленной крупповсксй броней с высоким содержанием никеля толщиной 400 мм. Внутренняя разделительная переборка из такой же брони толщиной 60 мм. Плиты крыши были сделаны из незакаленной крупповской стали толщиной 100 мм., а палуба (межярусное перекрытие) из 50-мм.закаленной брони с низким, содержанием никеля, У нижнего яруса, скрытого носовой надстройкой, вертикальная броня (закаленная крупповская, с, высоким содержанием никеля) была меньше - спереди и с боков 250 мм., а с кормовой стороны 150 мм.
Прямоугольная в сечении коммуникационная шахта внутри рубки прикрывалась 70-мм.плитами из мягкой крупповской стали. Ниже рубки эта шахта продолжалась вплоть до броневой палубы, но прикрывалась уже 100-мм. закаленной броней.
Кормовой пост управления был защищен 200-мм. плитами из закаленной никелевой брони, Крыша поста 50-мм. накрыта закаленной броней с низким содержанием никеля, а палуба двухслойной судостроительной сталью толщиной 25+25 мм. Коммуникационная шахта из поста диаметром 0,7 метра защищалась 80-мм. броней только до верхней палубы.
При разработке противоторпедной подводной защиты был использован аналогичный опыт работ с линкорами типа "Nassau" и в том числе результаты экспериментов с отсеком, о котором говорилось при описании "Nassau". В целом же устройство подводной конструктивной защиты мало отличалось от предыдущих линкоров, однако в отличие от них противоторпедная переборка (Torpedotangsschotte) имела неодинаковую толщину - в районе боевых погребов ее толщина увеличивалась с 30 до 38 мм. Эта переборка почти на всем своем протяжении была непрерывной - в отличие от британских экранов (так называемых "ширм"), устанавливаемых только в районе погребов. По высоте переборка начиналась от днищевой обшивки и поднималась до броневой палубы. Между 23 и 90 шпангоутами она проходила вдоль V-гo стрингера, но в районе между 90 и 100 шпангоутами переходила на 11-й стрингер и представляла собой защиту только для нижних помещений носовой башни (Turmtragerlangsschotte).
Дополнительную защитные свойства кораблям представляли угольные бункеры в районе котельных отсеков, между шпангоутами 45 и 90 (главные) и 34,5 и 45 (верхние, над броневой палубой). Вообще, в германском флоте того времени угольному топливу, как средству защиты, уделялось большое внимание. Немецкие инженеры и моряки считали свойство угля крошиться и поглощать при этом ударную энергию взрыва настолько важным, что зачастую отказывались от множества выгод использования жидкого топлива. О размещении угля на линкорах будет подробнее сказано при описании энергетической установки.
Помимо этого, снаружи от противоторпедной переборки ниже броневой палубы, между 23 и 90 шпангоутами были устроены два ряда отсеков, из которых так называемые защитные отсеки (Schutzbunker) примыкали к противоторпедной переборке, а между ними и двойным бортом помещались внешние отсеки подводной защиты (Wallgang).
Как и дредноуты типа "Nassau" новые линкоры имели противоторпедные сети, но по названным в предыдущей статье причинам после Ютландского боя они были удалены с кораблей.
( Продолжение следует )