- 13 - 1997 / 01
- 14 - 1197 / 02
- "Корабли и суда китайской Сунгарийской флотилии в 1929 году"
- "Строительство лидеров эскадренных миноносцев проекта "38" на Амурском судостроительном заводе"
- "Лидер эскадренных миноносцев "Баку" проекта "38"
- "Линейные корабли Германии в 1906-1945 годах"
- "Немецкие линейные корабли типа "Н"
Часть 3
- 15 - 1997 / 03
- "Первые программы броненосного флота.
Часть 3. Броненосные фрегаты "Hector" и "Valiant" - "Линейный корабль "Воля" и батарея "Mirus"
- "Германские эскадренные миноносцы проектов "Z".
- "Сталинские линкоры.
Часть 2 Проектирование линейных кораблей для Советского Союза в Соединенных Штатах" - "Плавание крейсера "Karlsrhue".
Часть 1 и 2
- "Первые программы броненосного флота.
- 16 - 1997 / 04
- 17 - 1997 / 05 - "Корабли флота Японии."
- Подводные лодки. 1905-1945 годы
- 18 - 1997 / 06
- "Первые программы броненосного флота.
Часть 5. Броненосный фрегат "Royal Alfred" - "Турецкие военные корабли периода войны 1877-1878 годов на Дунае"
- "Плавание крейсера "Karlsrhue".
Часть 4 - "Проекты эскадренных миноносцев военного времени в австро-венгерском флоте"
- "Германские миноносцы периода Второй мировой войны
- "Японские системы управления артиллерийской стрельбой"
- "Первые программы броненосного флота.
-
- 19 - 1998 / 01 - "Корабли флота Японии."
- Японские миноносцы и эскадренные миноносцы. 1878-1945 годы
- 20 - 1998 / 02 - "Корабли флота Японии."
- Сторожевые, эскортные и патрульные корабли, боевые катера, диверсионные средства
- 21 - 1998 / 03 - "Корабли флота Японии."
- Канонерские лодки, корабли минно-тральных сил, десантныех корабли и средства
- 22 - 1998 / 04- "Bismarck"
- 23 - 1998 / 05
- "Первые программы броненосного флота.
Часть 6. Броненосный фрегат "Achilles" - Проекты торпедных катеров в австро-венгерском флоте в 1914-1918 годах"
- "Линейные корабли Германии в 1906-1945 годах"
- "Германский линейный крейсер "Lutzow" в бою у Скагеррака"
- "Тенденции проектирования линейных кораблей в кайзеровском флоте. 1915-1918 годы"
- "Германские миноносцы периода Второй мировой войны
- "Первые программы броненосного флота.
- 24 - 1998 / 06
- "Проектирование авианосцев в фашистской Германии".
- "Французские контр-миноносцы межвоенного периода"
- "Проектирование авианосцев в фашистской Германии".
-
Немецкие линеиные корабли типа "Н"
Окончание статьи (начало см."Бриз -6 и -7м)
Броневая и конструктивная защита
Германская концепция морского боя на ближних дистанциях в Северном море еще на первых дредноутах типа "Nassau" (1909 год) заставила применить цитадельную систему бронирования. Она сохранилась и в дальнейшем. Немцы, в отличие от французов и американцев, применявших внутренний броневой пояс, остались верны вертикальному наружному глазному поясу и карапасной бронепалубе за ним. Немецкие эксперты считали такое бронирование наиболее эффективным для отражения ожидаемых атак.
Нет никаких официальных данных по зоне неуязвимости этих линкоров, но расчетная зона неуязвимости от снарядов американских 45-калиберных 406-мм. орудий (вес снаряда 1016 кг, угол на цель 90 градусов) составила для жизненно важных частей примерно от 11 до 21 км. (внутренний предел обуславливался пробитием вертикальной бортовой брони и скоса палубы). Пространство над нижней бронепалубой, которая при полной нагрузке оказывалась почти у ватерлинии, практически не имело защиты от 406-мм. снарядов, так как верхняя палуба (50 мм.) пробивалась даже с дистанций менее 11 км., а верхний 145-мм.пояс пробивался вообще со всех дистанций. Таким образом, если погреба и энергетическая установка хорошо защищались от прямых попаданий, то над ватерлинией практически не было мест, которые оказывались бы неуязвимы от 406-мм. снарядов почти на всех дистанциях (за исключением пространств непосредственно за главным поясом).
В проектах "Н" принцип абсолютно непробиваемой защиты заменили принципом минимизации и локализации повреждений. Протяженность и высота главного пояса определялись принятыми осадкой и водоизмещением. На этих кораблях предполагалось иметь специальные таблицы дистанций, которые бы для определенного противника показывали на какой угол надо было привести цель, чтобы ее снаряды не пробивали главный пояс. Вертикальный пояс на кораблях проекта "Н" имел в нижней части, погруженной на 1,825 метра ниже проектной ватерлинии (осадка 10 метров), толщину 300 мм., которая на верхних 1,35 метрах сужалась до 170 мм в месте стыковки с верхней 145-мм.частью. Нижний пояс сохранял толщину на всем протяжении цитадели, а верхний за башней "Anton" уменьшался до 120 мм.
В районе главных механизмов устройство горизонтальной брони было таким же как на кораблях типов "Scnarnhorst" и "Bismarck", но в районе погребов имелись отличия. Поскольку 406-мм. орудие было мощнее 380-мм., по "принципу равной защиты" следовало усилить защиту погребов, учитывая также и меньшую, чем на предыдущих линкорах, толщину главного пояса.
Применение скосов для низкорасположенной нижней броневой палубы могло создать некоторые проблемы в случае частичного затопления, но это была невысокая плата за усиление защиты механизмов и погребов.
Толщины горизонтального бронирования
Верхняя палуба: над погребами 80 мм.
над механизмами 50 мм.
Броневая палуба:
посередине над погребами 120 мм.
посередине над механизмами 100 мм.
у бортов над погребами 150 мм.
у бортов над механизмами 120 мм.
Суммарная толщина:
посередине над погребами 200 мм.
посередине над механизмами 150 мм.
у бортов над погребами 230 мм.
у бортов над механизмами 170 мм.
В отличие от типов "Scharnhorst" и "Bismarck", эти корабли имели четыре траверзных переборки, но с похожим распределением толщины брони на них. Появление дополнительной переборки было вызвано желанием защитить торпедный погреб. Носовая переборка по бокам от противоторпедной продольной переборки имела толщину 80 мм., а посередине - 120 мм.; под нижней бронепалубой она имела 220-мм.толщину, сужаясь вниз до 150 мм. на участке между противоторпедной переборкой и до 100 мм. у бортов. Эта переборка защищала носовые погреба от снарядных попаданий с носовых углов. Кормовая траверзная переборка была подобна носовой, только с вдвое более узким 220-мм.участком, под которым брони уже не имелось. Переборка за отделением рулевых машин имела толщину 200 мм. Еще одна, неполная броневая 100-мм.переборка проходила по высоте противоосколочного пояса перед главным носовым траверзом для защиты торпедного перегрузочного отделения. Края этой переборки разграничивали толщины бортовой брони - перед ней толщина плит была 60 мм., за ней - 150 мм.
В пределах цитадели проходило несколько важных броневых продольных переборок. Противоторпедная, бронированная на всем протяжении цита-, дели, имела толщину 45 мм. в районе механизмов и 60 мм. в районе боевых погребов. Ее верхняя 30- мм.часть, проходящая между нижней броневой и верхней палубами, выполняла роль противоосколоч- ной защиты. Далее, внутри корабля, над нижней бронепалубой имелась еще одна 30-мм.продольная переборка для защиты внутренних помещений. Для локализации повреждений при взрывах снарядов или бомб в средней части корабля имелось еще пять поперечных броневых переборок.
Поскольку водоизмещение кораблей типа "Bismarck" жестко ограничивалось, единственной броней вне цитадели был небольшой противоосколочный пояс в носу. На линкорах типа "Н", имевших большее водоизмещение и длину по ватерлинии, удалось применить более обширную легкую броневую защиту вне цитадели.
Большая часть борта в носовой части прикрывалась 60-мм. и 150-мм. броней, защищая, в частности, перегрузочное торпедное отделение перед носовым броневым траверзом. Более обширное бронирование корпуса вне цитадели, чем на предыдущих кораблях, появилось вследствие анализа повреждений линейного крейсера "Lutzow" в Ютландском бою. Нос защищался 60-мм броней "Wh" на протяжении 12 метров и по высоте на 7,25 метрах. Между носовым броневым траверзом и местом, где начиналась 7,25- метровая полоса противоосколочного пояса, его толщина увеличивалась до 150-мм. на протяжении перегрузочного торпедного отделения, а затем снова уменьшалась до 60 мм. В этом районе противоосколочный пояс имел глубину 4,25 метра.
В корме противоосколочный 90-мм. пояс, высотой 4,25 метра, проходил до броневой переборки в кормовой части отделения рулевых машин. Немцы считали, что такая защита кораблей, предназначенных для действий вдали от своих баз, обеспечит целостность борта при осколочных попаданиях, а аварийные партии легко справятся с ограниченными повреждениями от прямых попаданий. На кораблях типа "Bismarck" с аналогичным назначением такая защита отсутствовала из-за ограничения стандартного водоизмещения 42.000 тонн.
Самая толстая броня на кораблях была установлена на башнях и барбетах главного калибра: 400-мм. лобовые плиты, 220-мм. боковые и 325-мм. задние плиты, причем толщина последних была обусловлена не требованиями защиты, а, по большей части, желанием получить сбалансированную установку. Горизонтальная броня крыши имела толщину 220-мм., но наклонная ее часть над стволами орудий утоньшалась до 180 мм. Такое распределение брони на башнях применяли еще на германских проектах Первой мировой войны.
Нижнее кольцо барбетов под верхней бронепалубой делалось из 240-мм. незакаленной брони, а верхнее - из 365-мм. закаленной. Такое двухуровневое бронирование барбетов применялось также и на кораблях типа "Bismarck", но по сравнению с ним толщина плит была увеличена, поскольку барбеты считались более уязвимыми, чем башни. Система подачи боезапаса, зарядные картузы и пламянепроницаемые задвижки проектировались так, чтобы уменьшить риск взрыва погребов при разрыве снаряда в башне.
Башни средней артиллерии имели такую же защиту как на кораблях типов "Scharnhorst" и "Bismarck", и германские конструкторы не видели необходимости ее усиливать за счет других статей нагрузок. Барбеты этих башен имели толщину 80 мм. и высоту над верхней броневой палубой 1,37 метра для носовых башен, 1,61 метра для средних и 1,64 метра для кормовых.
Развитая противоосколочная защита между бронепалубами в пределах цитадели состояла из переборок толщиной 15-20 мм. Более толстыми были продольные переборки. Противоосколочная защита охватывала также помещения перегрузки и подготовки 37-мм. боезапаса, подъемники 150-мм. и 105-мм. боезапаса, фальшборты, открытый ходовой мостик, штурманскую рубку, кабельные кожухи, рубку управления артиллерийским огнем, зенитные директоры, посты связи и кормовую часть адмиральского помещения. Дымоходы защищались 16-мм плитами.
Хотя эти корабли имели в некоторых местах (например, главный пояс) меньше брони, чем линкор "Bismarck", оконечности, рулевые приводы и боевые рубки на них защищались лучше. Вес брони (без учета брони в 15 мм. и ниже) составил 39,2 % от стандартного водоизмещения против 40.4 % на "Bismarck'e" (следует учитывать, что на кораблях типа "Н" были более тяжелые механизмы), но в обоих случаях относительная длина цитадели была одинаковой. lBismarck" имел более толстый главный пояс, но более тонкие скосы бронепалубы (105 мм. против 120 мм.), поэтому можно вполне определенно считать, что погреба и механизмы на линкорах "Н" защищались от 406-мм снарядов достаточно хорошо.
Немцы всегда стремились дать боевым рубкам своих кораблей хорошую защиту. Проект боевой рубки на линкорах типа "Н" отличался от таковой на "Scharnhorst" и "Bismarck" Стенки главной рубки (размером 3,08 х 5 метров) имели в верхней части толщину плит 350 мм., а в нижней - 200 мм Для изготовления вертикальных плит применялась закаленная броня. Горизонтальная броня изготовлялась из нецементированного материала и имела толщину: крыша - 200 мм. и нижняя палуба рубки - 80 мм. Плиты нецементирозанной брони соединялись сваркой а закаленной - шпонками и броневыми болтами Коммуникационная шахта защищалась 150-мм закаленной броней в форме подковы. Она соединяла нижнюю бронепалубу и нижний уровень боевой рубки, расширяясь кверху, гак что весь комплекс напоминал гигантскую трапецию.
Кормовая рубка с боков и сверху защищалась одинаковой по толщине 100-мм броней Однако броневой материал использовался разный - для вертикальных плит закаленная броня, для горизонтальных перекрытий - незакаленная.
Относительно большая ширина корпуса позволила применить систему поотивоторпедной защи
ты аналогичную защите кораблей типа "Bismarck". Только внутренняя противоторпедная переборка на половине осадки отстояла от обшивки на 5,5 метра по большей части цитадели, а в ее оконечностях требовалось не менее 3,25 метра. Толщина противоторпедной переборки и внутренней структуры корпуса увеличивалась, чтобы компенсировать уменьшение глубины ПТЗ. Трудности представляла ПТЗ в районе кормовых башен главного калибра - здесь из корпуса выходили внешние гребные залы и из-за их дейдвудов глубина защиты на половине осадки оказалась меньше желаемых 3,25 метров. В виде компенсации в этом месте имелось тройное дно.
В оконечностях цитадели ширина противоторпедной защиты была чуть больше, чем на линейных кораблях типа "Bismarck", но все разно меньше, чем на большинстве иностранных линкоров. Сделать защиту более глубокой не позволяли большие погреба главного калибра и дизельная энергетическая установка, требовавшая большего объема. А увеличить размеры корабля не позволяла величина немецких доков, где они должны были проходить текущий ремонт.
Конструкцию двойного дна, устроенную на линкорах типов "Scharnhorst" и "Bismarck", решили оставить и на проекте "Н-39", а для ограничения района затоплений пои подводных взрывах под днищем сделали более совершенное разделение на отсеки Помимо этого имелись и некоторые другие отличия. В частности, высоту двойного дна увеличили до 2 метров под энергетической установкой и до 2.75 метров под башнями главного калибра.
Корабли имели также хорошо продуманное внутреннее разделение (число главных водонепроницаемых отсеков 21) - особенно поперечными переборками внутри цитадели. Большое внимание уделялось также устранению значительных кренов при затоплении погребов, помещений главных механизмов или бортовых отсеков.
Район | Глубина на 1/2 осадки | Общая толщина переборок | Толщина ПТП |
Башня "Anton" | 3,08 м. | 72 мм | 60 мм. |
Башня "Bruno" | 3,08 м. | 72 мм | 60 мм. |
Средняя часть | 5,50 м. | 55 мм | 45 мм |
Башня "Cesar" | 2;06 м. | 72 мм | 60 мм. |
Башня "Dora" | 1,28 м. | 72 мм. | 60 мм. |