- 13 - 1997 / 01
- 14 - 1197 / 02
- "Корабли и суда китайской Сунгарийской флотилии в 1929 году"
- "Строительство лидеров эскадренных миноносцев проекта "38" на Амурском судостроительном заводе"
- "Лидер эскадренных миноносцев "Баку" проекта "38"
- "Линейные корабли Германии в 1906-1945 годах"
- "Немецкие линейные корабли типа "Н"
Часть 3
- 15 - 1997 / 03
- "Первые программы броненосного флота.
Часть 3. Броненосные фрегаты "Hector" и "Valiant" - "Линейный корабль "Воля" и батарея "Mirus"
- "Германские эскадренные миноносцы проектов "Z".
- "Сталинские линкоры.
Часть 2 Проектирование линейных кораблей для Советского Союза в Соединенных Штатах" - "Плавание крейсера "Karlsrhue".
Часть 1 и 2
- "Первые программы броненосного флота.
- 16 - 1997 / 04
- 17 - 1997 / 05 - "Корабли флота Японии."
- Подводные лодки. 1905-1945 годы
- 18 - 1997 / 06
- "Первые программы броненосного флота.
Часть 5. Броненосный фрегат "Royal Alfred" - "Турецкие военные корабли периода войны 1877-1878 годов на Дунае"
- "Плавание крейсера "Karlsrhue".
Часть 4 - "Проекты эскадренных миноносцев военного времени в австро-венгерском флоте"
- "Германские миноносцы периода Второй мировой войны
- "Японские системы управления артиллерийской стрельбой"
- "Первые программы броненосного флота.
-
- 19 - 1998 / 01 - "Корабли флота Японии."
- Японские миноносцы и эскадренные миноносцы. 1878-1945 годы
- 20 - 1998 / 02 - "Корабли флота Японии."
- Сторожевые, эскортные и патрульные корабли, боевые катера, диверсионные средства
- 21 - 1998 / 03 - "Корабли флота Японии."
- Канонерские лодки, корабли минно-тральных сил, десантныех корабли и средства
- 22 - 1998 / 04- "Bismarck"
- 23 - 1998 / 05
- "Первые программы броненосного флота.
Часть 6. Броненосный фрегат "Achilles" - Проекты торпедных катеров в австро-венгерском флоте в 1914-1918 годах"
- "Линейные корабли Германии в 1906-1945 годах"
- "Германский линейный крейсер "Lutzow" в бою у Скагеррака"
- "Тенденции проектирования линейных кораблей в кайзеровском флоте. 1915-1918 годы"
- "Германские миноносцы периода Второй мировой войны
- "Первые программы броненосного флота.
- 24 - 1998 / 06
- "Проектирование авианосцев в фашистской Германии".
- "Французские контр-миноносцы межвоенного периода"
- "Проектирование авианосцев в фашистской Германии".
-
Корабли и суда китайской Сунгарийской флотилии в 1929 году
К.Б. Стрельбицкий
Первой войной после Гражданской, в которой приняли участие корабли и соединения советских военно-морских сил, стал так называемый "Конфликт на КВЖД" или фактически советско-китайская война 1929 года. Активное участие в боевых действиях осени 29-го в басейне Амура принимали и речные военные флотилии обеиx воюющих сторон советская Дальневосточная (Амурская) и китайская Сунгарийская.
Наиболее полное (хотя и не лишенное недостатков) описание советско-китайской речной войны 1929 года интересующиеся читатели могут найти в книгах В.Н. Багрова и Н.Ф. Сунгоркина Краснознаменная Амурская флотилия (Москва, 1970 и 1976) и Боевая вахта амурцев (Хабаровск, 1982).
Справочные данные по советским кораблям участникам боев на Сунгари нетрудно отыскать в открытой отечественной литературе. Для этого, к примеру, достаточно заглянуть в справочники Корабли и вспомогательные суда Советского Военно-морского флота (1917-1927 годы) (Москва, 1981) и Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945 (Москва, 1988). Иначе обстоит дело с кораблями противника. Достаточно полные сведения о них получить сложнее. Причиной этому скудность и разбросанность по различным источникам справочного материала по сунгарийским военным кораблям и судам. К сожалению и в вышедшем недавно в свет первом отечественном издании, посвященном военному флоту Китая Корабли китайского флота А.С. Павлова (Якутск, 1996) внимательный читатель сможет обнаружить данные лишь о четырех из одиннадцати боевых единиц Сунгарийской флотилии.
Автор нынешней публикации уже обращался к теме советско-китайской войны 1929 года и участию в ней речных флотилий на страницах своего справочника Потери противников Советского Военно-Морского флота 1918-1940 (Львов, 1995, стр 12-13). Ныне вниманию читателей предлагается собранный специально по заказу сборника Бриз первый в своем роде на русском языке открытый справочный материал по боевым единицам китайской Сунгарийской флотилии по состоянию на 1929 год. Данный материал составлен на основе анализа, изучения и сопоставления советских разведывательных и боевых документов, открытых и внутриведомственных отечественных и зарубежных изданий. По каждому кораблю флотилии приводится достаточно подробная историческая справка и основные тактикj-технические элементы. Эти справки охватывают все одиннадцать кораблей и судов, принимавших активное участие в боевых действиях на реке Сунгари в октябре 1929 года.
Водоизмещение - 550 т Длина - 64 (54,9) м Ширина - 8,5 м Осадка - 2,1 м Паровая машина тройного расширения и 2 паровых котла; 2 дымовые трубы; 2 гребных винта Мощность механизмов - 950 лс Запас топлива - 113 т Скорость: максимальная - 13,5 уз экономическая - 10,0 уз Вооружение: 1*120 мм орудие 1*88 мм полевое орудие 4*52 мм автоматических орудия 3 пулемета 2*87 мм бомбомета Экипаж - 123 чел |
Заложена в 1905 году на судостроительной верфи фирмы Кавасаки в Кобе (Япония) по заказу китайского правительства в серии из четырех однотипных мореходных канонерских лодок. В разобранном виде доставлена морем в Китай, собрана на верфи Дзян-Нань Док К в Шанхае и в 1906 году вступила в строй. В конце сентября 1921 года через Амур переведена на Сунгари и вошла в состав Сунгарийской флотилии в качестве флагманского корабля. 31 октября 1929 года потоплена в Фугдине (Фуцзине) базирующимся на плавучую базу Амур гидросамолетом МР-1 из состава 63-й отдельной речной авиационной эскадрилий советской Дальневосточной военной флотилии. В течение 1930-1931 годов поднята китайцами, но к 1932 году выведена ими из строя. В таком состоянии корабль был захвачен японцами и передан манчжурам. В 1935 году поставлена на восстановительный ремонт на судостроительной верфи фирмы Кавасаки в Харбине (Манчжу-Ди-Го) но в дальнейшем от ввода в строй отказались, и он там же был сдан на слом. В различных советских публикациях мореходная канонерская лодка Дзян-Хен ошибочно классифицируется как вспомогательный крейсер, речной крейсер, речной монитор или речной сторожевой корабль. |
---|
Водоизмещение: стандартное - 170 т нормальное - 275 т полное - 350 т Длина - 54 м Ширина - 8,1 м Осадка - 0,8 м 2 паровых 3-цилиндровые машины тройного расширения и 2 паровых котла; 1 дымовая труба; 2 гребных винта Мощность механизмов - 1300 лс Запас топлива - 75 т Скорость максимальная - 13,0 уз Вооружение: 1*88 мм полевое орудие 2*76 мм орудия 2*47 мм автоматических орудия 2 пулемета 2*87 мм бомбомета 30 речных мин Экипаж - 45 чел |
Заложена в 1903 году по заказу Кайзеровского военного флота на судостроительной верфи фирмы Schichau в Эльбинге (Германия) как речная канонерская лодка В (строительный номер 711). Спущена на воду 26 августа 1903 года, затем разобрана и морем доставлена в Китай, там собрана и вновь спущена на воду. 28 мая 1904 года вступила в строй под именем Фатерланд. В дальнейшем корабль использовался в качестве немецкого стационера на Янцзы в столице Китая Нанкине. 18 августа 1914 года оставлена там своим экипажем, фиктивно продана военным флотом частному немецкому судовладельцу и переименована им в Ландесфатер. 20 марта 1917 года, после объявления китайским правительством войны Германии, конфискована им. В том же году лодка прошла капитальный ремонт, после которого вошла в состав китайского военного флота как речная канонерская лодка Ли Суй. В конце сентября 1921 года через Амур переведена на Сунгари и вошла в состав Сунгарийской ркчной флотилии. 11 октября 1929 года в бою с советским монитором Свердлов в Лахасусу (Тунцзяне) получила тяжелые повреждения и через восемь дней затоплена своим экипажем в качестве брандера на реке Сунгари в районе Фанцзятцня (Анцзитуня), в 5 км ниже Фугдина (Фуцзиня). В течение 1930-1931 годов поднята китайцами. Не восстанавливалась, и в таком состоянии захвачена японцами, которые передали лодку манчжурам. В 1933 году прошла восстановительный ремонт на судостроительной верфи фирмы Kawasaki в Харбине (Манчжу-Ди-Го). После ремонта зачислена в состав Императорского военного флота Манчжу-Ди-Го вновь как канонерская лодка Ли Суй (одновременно носила японское название Рисуй). К 1941 году переклассифицирована в учебное судно. 16 августа 1945 года оставлена своим экипажем в Харбине и взята под охрану русским отрядом Штаба обороны Харбина. В течение 22-26 августа передана силам советской Краснознаменной Амурской военной флотилии. В дальнейшем входила в ее состав как учебное судно Пекин. |
---|
Водоизмещение - 266 / 314 т Длина - 54,0 м Ширина - 8,1 м Осадка - 0,8/ 0,98 м 2 паровых 3-цилиндровых машины тройного расширения и 2 паровых котла; 1 дымовая труба; 2 гребных винта Мощность механизмов - 1300 лс Запас топлива - 95 т Скорость максимальная - 15,0 уз Дальность плавания (экономической скоростью 5 узлов) - 4350 миль Вооружение: 2*88 мм полевых орудия 1*52 мм автоматическое орудие 3 пулемета 3*87 мм бомбомета 20 речных мин Экипаж - 45 чел |
Заложена в 1909 году по заказу Кайзеровского военного флота на судостроительной верфи фирмы Й.К. Текленборг АГ в Геестемюнде (Германия) как речная канонерская лодка С (строительный номер 232). Спущена на воду 15 июля 1909 года, затем разобрана и морем доставлена в Китай, там собрана и вновь спущена на воду. 1 апреля 1910 года вступила в строй под именем Оттер. В дальнейшем корабль использовался в качестве немецкого стационера на Янцзы в столице Китая Нанкине. 18 августа 1914 года оставлена там своим экипажем, фиктивно продана военным флотом частному немецкому судовладельцу и переименована им в Мюнхен. 20 марта 1917 года, после объявления китайским правительством войны Германии, конфискована. В том же году лодка прошла капитальный ремонт, после которого вошла в состав китайского военного флота как речная канонерская лодка Ли Ци. В конце сентября 1921 года через Амур переведена на Сунгари и вошла в состав Сунгарийской военной флотилии. 11 октября 1929 года в бою с советским монитором Свердлов в Лахасусу (Тунцзяне) получила тяжелые повреждения и воизбежание затопления выбросилась на береговую отмель реки выше города по течению Сунгари. В течение 1930-1931 годов канонерка была снята с мели китайцами, но к 1932 году выведена из состава флотилии. Не восстанавливалась, и в таком состоянии захвачена японцами, которые передали лодку манчжурам. В 1935 году поставлена на восстановительный ремонт на судостроительной верфи фирмы Kawasaki в Харбине (Манчжу-Ди-Го), но вскоре командование флотилии от ремонта отказалось и в 1935-1936 годах судно было сдано на слом. |
---|
Водоизмещение - 247 / 360 т Длина: наибольшая - 50,0 м по ватерлинии - 48,0 м Ширина: корпуса - 9,5 м наибольшая - 14,6 м Осадка - 0,8 / 1,1 м 1 паровая машина тройного расширения; 2 гребных колеса Мощность механизмов - 450 лс Скорость максимальная - 11,0 уз Вооружение: 4*76 мм орудия 2*47 мм автоматическое орудия 2-4 пулемета 2*87 мм бомбомета Экипаж - 48 чел |
Бывший русский речной номерной колесный буксирный пароход V (Пятый), построенный в 1897 году на судостроительной верфи фирмы Хауторп, Лесли и К в Ньюкасле (Великобритания) по заказу правления Китайской Восточной железной дороги для Сунгарийского речного пароходства в серии из одиннадцати однотипных единиц. В 1918 году продан судовладельцем китайской пароходной фирме. В сентябре 1926 года судно было конфисковано китайским правительством и после переоборудования вошло в состав Сунгарийской военной флотилии как речная канонерская лодка Чиань-Пинь. 11 октября 1929 года канонерская лодка потоплена в Лахасусу (Тунцзян) советским речным монитором Красный Восток. В течение 1930-1931 годов поднята китайцами. Не восстанавливалась, и в таком состоянии захвачена японскими войсками, после чего была передана ими манчжурам. В 1933 году лодка прошла восстановительный ремонт на судостроительной верфи фирмы Кавасаки в Харбине (Манчжу-Ди-Го), после чего зачислена в состав Императорского флота Манчжу-Ди-Го вновь как канонерская лодка Чиань-Пинь. Одновременно корабль имел японское наименование Кохей. В 1942-1943 годах по ветхости лодка исключена из списков флота и сдана на слом. |
---|
Водоизмещение - 250 т Длина наибольшая - 50,0 м Длина по ватерлинии - 48,0 м Ширина корпуса - 9,5 м Ширина наибольшая - 14,6 м Осадка - 0,8 / 1,1 м 1 паровая машина тройного расширения; 2 гребных колеса Мощность механизмов - 400 лс Скорость максимальная - 12,0 уз Вооружение: 1*52 мм автоматическое орудие 4 пулемета 2*87 мм бомбомета Экипаж - 48 чел |
Бывший русский речной колесный буксирный пароход Монгол, построенный в 1903 году по типу номерных буксиров. Строился по заказу правления Китайской Восточной железной дороги для Сунгарийского речного пароходства. В 1918 году продан судовладельцем китайской пароходной фирме. В сентябре 1926 года судно было конфисковано китайским правительством и после переоборудования и вооружения вошло в состав Сунгарийской военной флотилии как вооруженный речной пароход Чиань-Тун. 30 октября 1929 года пароход потоплен на Сунгари между Фугдином (Фуцзинем) и Фанцзятунем (Анцзитунем) советским гидросамолетом МР-1, базирующимся на плавбазу Амур из состава 63-й отдельной речной авиационной эскадрильи ДВВФ. В 1932 году поднят японцами и передан манчжурам. В 1933 году пароход прошел восстановительный ремонт на судостроительной верфи фирмы Кавасаки в Харбине (Манчжу-Ди-Го), после чего зачислен в состав Императорского флота Манчжу-Ди-Го как речная канонерская лодка Чиань Тун. Одновременно корабль носил японское название Коцу. В 1942/1943 году лодка исключена из списков флота и сдана на разборку. |
---|
Водоизмещение - 247 т Длина: наибольшая - 50,0 м по ватерлинии - 43,0 м Ширина: корпуса - 9,5 м наибольшая - 14,6 м Осадка - 0,8 / 1,1 м 1 паровая машина тройного расширения; 2 гребных колеса Мощность механизмов - 400 лс Скорость максимальная - 8,0 уз Вооружение: 2*47 мм автоматических орудия (на Чиань-Ань 1*52 мм орудие) 2-3 пулемета 2*87 мм бомбомета Экипаж - 48 чел |
Бывшие русские номерные речные колесные буксирные пароходы (см. также Чиань Пинь). Прежние обозначения точно не установлены. Все построены в 1897 году на судостроительной верфи фирмы Хауторп, Лесли и К в Ньюкасле (Великобритания) по заказу правления Китайской Восточной железной дороги для Сунгарийского речного пароходства в серии из одиннадцати однотипных единиц. В 1918 году проданы судовладельцем китайской пароходной фирме. В сентябре 1926 года суда были конфискованы китайским правительством и после переоборудования зачислены в состав Сунгарийской военной флотилии как вооруженные речные пароходы. Чиань-Пай и Чиань-Тай 11 октября 1929 года потоплены в Лахасусу (Тунцзян) советским речным монитором Сун-Ят-Сен. Пароход Чиань-Нань потоплен 30 октября на Сунгари между Фугдином (Фуцзинем) и Фанцзятунем (Анцзитунем} советским гидросамолетом МР-1 базирующимся на плавбазу Амур из состава 63-й отдельной речной авиационной эскадрильи ДВВФ. Пароход Чиань-Ань потоплен гидросамолетом МР-1 на следующий день в Фугдине вместе с канонерской лодкой Цзян-Хен. В 1932 году японцы подняли Чиань-Ань и передали его манчжурам. В 1933 году судно прошло восстановительный ремонт на судостроительной верфи фирмы Кавасаки в Харбине, после чего зачислено в состав Императорского военного флота Манчжу-Ди-Го как речная канонерская лодка Чиань-Ань. Одновременно корабль имел японское наименование Кайма. К 1941 году корабль был исключен из списков флота и сдан на слом. |
---|
Водоизмещение - 247 / 360 т Длина: наибольшая - 50,0 м по ватерлинии - 48,0 м Ширина: корпуса - 8,0 м наибольшая - 14,6 м Осадка - 0,9 м 1 паровая машина тройного расширения; 2 гребных колеса Мощность механизмов - 1300 лс Скорость максимальная - 7,5 уз Вооружение: 1*52 мм автоматическое орудие 2 пулемета |
Бывший русский номерной речной колесный буксирный пароход (см. Чиань-Пинь). Прежнее обозначение точно не установлено. Построен в 1897 году на Судостроительной верфи фирмы Хайтроп, Лесли и К в Ньюкасле (Великобритания) по заказу правления Китайской Восточной железной дороги для Сунгарийского речного пароходства в серии из одиннадцати однотипных единиц. В 1918 году продан судовладельцем китайской пароходной фирме. В сентябре 1926 года судно было конфисковано китайским правительством и после переоборудования и вооружения вошло в состав Сунгарийской военной флотилии как вооруженный речной транспорт Ли-Чуань. 30 октября 1929 года пароход потоплен в Фугдине (Фуцзине) советским гидросамолетом МР-1, базирующимся на плавбазу Амур из состава 63-й отдельной речной авиационной эскадрильи ДВВФ. В 1932 году поднят японцами и передан манчжурам. В 1933 году пароход прошел восстановительный ремонт на судостроительной верфи фирмы Кавасаки в Харбине (Манчжу-Ди-Го), после чего зачислен в состав Императорского флота Манчжу-Ди-Го как речная канонерская лодка Ли-Ци. Одновременно корабль носил японское название Рисей. К 1941 году лодка исключена из списков флота и сдана на разборку. |
---|
Водоизмещение - 160 / 600 т Длина наибольшая - 62,62 м Ширина корпуса - 103 м Осадка - 0,35 / 1,28 м Вооружение: 2*120 мм ооудня 2*76 мм орудия 1*40 мм зенитный автомат Вооружение по советским данным: 2*52 мм автоматических орудия 2*47 мм автоматических орудия 1*40 мм зенитный автомат 2 пулемета 3*87 мм бомбомета |
Бывшая стальная несамоходная сухогрузная баржа, построенная в 1927 году на судостроительной верфи фирмы Кавасаки в Харбине (Китай) по заказу правления Юкно-Манчжурской железной дороги для своего речного пароходства. После мобилизации и вооружения вошла в состав Сунгарийской военной флотилии как плавучая артиллерийская (несамоходная) батарея Дун-И. В некоторых источниках ошибочно классифицируется как вооруженный транспорт. 11 октября 1929 года в бою с советским речным монитором Сун Ят Сен в Лахасусу (Тунцзяне) получила повреждения и в таком состоянии в тот же день захвачена советскими войсками. В качестве трофея уведена на Амур и в дальнейшем входила в состав советской военной флотилиии в своем первоначальном качестве под обозначением X 42500. К 1945 году использовалась в составе Краснознаменной Амурской военной флотилии в качестве несамоходной плавучей базы ПБ-2. |
---|
В различных источниках имеются сведения о том, что в состав китайской флотилии входил еще целый ряд кораблей и судов, какие-либо дополнительные данные по которым отсутствуют. В числе таких единиц источники называют речные канонерские лодки Фей Пен (водоизмещение 450 тонн) и Хай-Чунь, вооруженные пароходы Хунь-Хо (вспомогательная канонерская лодка ?) и Чиань Чинь, а также до семнадцати невооруженных пароходов и военных транспортов (в том числе Ло-Хинь).