- 13 - 1997 / 01
- 14 - 1197 / 02
- "Корабли и суда китайской Сунгарийской флотилии в 1929 году"
- "Строительство лидеров эскадренных миноносцев проекта "38" на Амурском судостроительном заводе"
- "Лидер эскадренных миноносцев "Баку" проекта "38"
- "Линейные корабли Германии в 1906-1945 годах"
- "Немецкие линейные корабли типа "Н"
Часть 3
- 15 - 1997 / 03
- "Первые программы броненосного флота.
Часть 3. Броненосные фрегаты "Hector" и "Valiant" - "Линейный корабль "Воля" и батарея "Mirus"
- "Германские эскадренные миноносцы проектов "Z".
- "Сталинские линкоры.
Часть 2 Проектирование линейных кораблей для Советского Союза в Соединенных Штатах" - "Плавание крейсера "Karlsrhue".
Часть 1 и 2
- "Первые программы броненосного флота.
- 16 - 1997 / 04
- 17 - 1997 / 05 - "Корабли флота Японии."
- Подводные лодки. 1905-1945 годы
- 18 - 1997 / 06
- "Первые программы броненосного флота.
Часть 5. Броненосный фрегат "Royal Alfred" - "Турецкие военные корабли периода войны 1877-1878 годов на Дунае"
- "Плавание крейсера "Karlsrhue".
Часть 4 - "Проекты эскадренных миноносцев военного времени в австро-венгерском флоте"
- "Германские миноносцы периода Второй мировой войны
- "Японские системы управления артиллерийской стрельбой"
- "Первые программы броненосного флота.
-
- 19 - 1998 / 01 - "Корабли флота Японии."
- Японские миноносцы и эскадренные миноносцы. 1878-1945 годы
- 20 - 1998 / 02 - "Корабли флота Японии."
- Сторожевые, эскортные и патрульные корабли, боевые катера, диверсионные средства
- 21 - 1998 / 03 - "Корабли флота Японии."
- Канонерские лодки, корабли минно-тральных сил, десантныех корабли и средства
- 22 - 1998 / 04- "Bismarck"
- 23 - 1998 / 05
- "Первые программы броненосного флота.
Часть 6. Броненосный фрегат "Achilles" - Проекты торпедных катеров в австро-венгерском флоте в 1914-1918 годах"
- "Линейные корабли Германии в 1906-1945 годах"
- "Германский линейный крейсер "Lutzow" в бою у Скагеррака"
- "Тенденции проектирования линейных кораблей в кайзеровском флоте. 1915-1918 годы"
- "Германские миноносцы периода Второй мировой войны
- "Первые программы броненосного флота.
- 24 - 1998 / 06
- "Проектирование авианосцев в фашистской Германии".
- "Французские контр-миноносцы межвоенного периода"
- "Проектирование авианосцев в фашистской Германии".
-
Вооружение и боевые технические средства Германских эскадренных миноносцев
Изменение внешнего вида эсминцев во время войны
Как и в любом флоте полученный во время военных действий боевой опыт вызвали целый ряд
модернизационных работ на кораблях. В отношении немецких эсминцев можно отметить, что на них подобные работы начались примерно через год после начала войны. Поскольку до середины 1940 года боевой состав эсминцев немецкого флота понес большие потери, а новые корабли вступали в строй в своем большинстве с учетом полученного опыта, модернизациям подверглись далеко не все корабли этого класса - в основном это коснулось уцелевших эсминцев проектов "Z/34", "Z/34.А" и "Z/36".
Первая видимая модернизация заключалась в установке треногой фок-мачты, а точнее - в добавлении к ней двух опор-подпорок со стороны кормы. На "Richard Beitzen", "Paul Jacobi", "Theodor Riedel", "Hermann Schoemann" и "Karl Galster" опоры стыковались с основной мачтой на уровне крестовины (crosstrees) с наблюдательным постом, на остальных четырех эсминцах "Hans Loay", "Friedrich Ihn", "Erich Steinbrinck" и "Friedrich Eckoldt" немного ниже, а на "Bruno Heinemann" еще более ниже. Все эсминцы военной постройки вступали в строй уже с треногими фок-мачтами.
Следующим серьезным улучшением стала установка на эсминцах системы активного поиска подводных целей - гидролокатора, названного в немецком флоте "S-Gerat" (Schallwellenanlagegerat).
В ходе прошедшей войны немцы со всей полнотой оценили возможности подводных лодок. Вскоре после войны военно-морские конструкторы и разработчики систем вооружения в немецком флоте погрузились в работу по созданию систем борьбы с ними, и нет ничего удивительного в том, что они, не имея доступа к секрету "Asdic", создали в 30-х годах аналогичное устройство, использовав принцип эхолота (известно, что скорость звука в воде постоянна и равняется 1470 м/сек., изменяясь только в зависимости от солености воды и некоторых иных факторов, которые могут быть учтены).
Устройство включало в себя генератор на 15 кГц, катодную трубку (cathode-ray tube) , усилитель и передающе-приемные кристаллы. Работала установка "S-Gerat" на частотах 10 и 15 кГц, а в импульсном режиме - 300 Гц. Погрешность в определении пеленга составляла 1 градус, в определении дистанции 1 %.
Испытания системы были проведены на тендерах "Strahl" и "Laboe". С 1938 года она стала поступать на корабли, причем первые образцы устанавливались на противолодочных кораблях. Точные даты установки "S-Gerat" на эсминцах проектов "Z/34" и "Z/36" неизвестны, однако на их строительных чертежах в носовой части зарезервированы отсеки для MS-Gerat". Можно предположить, что эсминцы достраивались по этим чертежам, но без установки в упомянутом отсеке оборудования.
Известно также, что эсминец "Theodor Riedel" получил гидролокатор к августу 1940 года, a "Friedrich Ihn" - в феврале 1941-го в Данциге. Причем последний провел его испытания в море под наблюдением специалистов. Когда через два месяца "Friedrich Ihn", базируясь уже во Франции, вышел для встречи возвращающегося рейдера "Thor", он шел впереди "Bruno Heinemann" и "Erich Steinbrinck", чтобы использовать гидролокатор, так два других эсминца его не имели. С большой вероятностью можно также допустить, что все последующие типы эсминцев достраивались уже с "S-Gerat".
В 1940-1941 годах на эсминцах установили радиолокационные станции. Для этого на каждом корабле расширили заднюю часть мостика и там надстроили рубку с радиолокационным постом. Поверх крыши рубки была размещена антенна РЛС "матрасного" типа.
Затем довольно долго внешний вид эсминцев довоенной постройки оставался без изменений. В 1942 году на некоторых кораблях этого типа - "Richard Beitzen", "Paul Jacobi", "Theodor Riedel", "Hans Lody", "Friedrich Ihn" и "Erich Steinbrinck", прошедших текущий ремонт, укоротили носовую дымовую трубу на 0,7 метра и, к тому же. срезали на 1,2 метра козырек (cowl). Одновременно укоротили козырек второй дымовой трубы на 0,7 метра.
В 1944 году "Richard Beitzen", "Paul Jacobi", "Erich Steinbrinck" и "Hans Lody" прошли капитальный ремонт, в ходе которого два первых получили носовую оконечность "атлантического" типа. Одновременно на трех из них (исключая "Richard Beitzen") была вновь переделана фок-мачта. Переделка была вызвана тем, что установленная поверх носовой надстройки довольно громоздкая антенна РЛС, не могла совершать круговой оборот, так как этому мешала основная стойка фок-мачты. В новом виде нижняя часть мачты была раздвоена и представляла собой подобие ворот (Tormast).
Помимо этого в годы войны с некоторых эсминцев сняли моторные шлюпки и кран для их спуска на воду, - вероятно, для уменьшения верхнего веса.
Изменение вооружения в ходе войны
+ Изменение вооружения в ходе войныПрактически все проводимые изменения вооружения сводились к усилению средств противовоздушной обороны. Исключение составляло лишь довооружение части эсминцев основной артиллерией до штатного состава. Тем не менее, нелишне отметить, что, в отличие от большинства флотов, немцы при этом не снимали торпедные аппараты, даже когда эффективность их использования была практически сведена к нулю - после середины 1944 года ни один немецкий эсминец не выпускал своих торпед (исключая бой 4-й флотилии в январе 1945 года).
Наибольшие изменения на эсминцах претерпело зенитное вооружение.
Низкая скорострельность и малая надежность 20-мм. автоматов "С/30" привели к тому, что на оружейном заводе "Mauserwerke" приступили к разработке улучшенного образца этого автомата. Работы сводились к созданию более совершенного затворного механизма, что в конце концов увеличило скорострельность до 420-480 выстрелов в минуту, хотя на практике было достигнуто только 180-220 выстрелов в минуту. Получившийся автомат мало отличался от прототипа. Его технические характеристики совпадают с приведенными в таблице ранее, за исключением:
Вес ствола с затвором 57,5 кг.
Сила отдачи (а=0 град.) 290 кг.
Вес установки, включая сетку для сбора стрелянных гильз 416 кг.
Скорострельность 220 выстр./мин.
Уже в 1940 году эта артсистема стала поступать на флот, однако эсминцы не были в числе первых кораблей, на которых установили новые автоматы. Только в апреле 1941 года первыми из эсминцев их получили "Friedrich Ihn" и "Bruno Heinemann" - к прежним автоматам добавили один одноствольный на полубаке, перед орудием N-1, еще два установили на палубах шельтердека носовой надстройки под стволом орудия N-2 и кормовой надстройки под стволом орудия N-4. Позже первый из названных автоматов был перенесен в самый нос на круглый банкет, обвес вокруг которого мог складываться.
Вплоть до 1944 года ни 37-мм. зенитные орудия, ни 20-мм. автоматы не имели никаких защитных щитов. Правда, для 20-мм. зениток были сконструированы грубые по форме щиты, но устанавливали их только на вспомогательных эскортных и тральных кораблях "S-boots" и "R-boots". На эсминцах их не устанавливали, за исключением "Z.23", получившего их на короткое время в начале войны.
Первым существенным усилением зенитного вооружения была замена двух одноствольных 20-мм. автоматов с кормового шельтердека на счетверенную установку (известную как "2-cm.Flak/35 in Vierling L/38"). Конструирование этой установки проводила фирма "Mauserwerke", а производство в 1940 году наладили на оружейных заводах "Rheinmetall-Borsig" в Дюсельдорфе. Установка включала четыре ствола 20-мм. зенитных автоматов "2-cm.С/38" (их характеристики приводились ранее), смонтированные на одном лафете "L/38".
Четыре ствола обеспечивали высокую плотность огня при довольно значительной экономии места и веса. Циклическая скорострельность установки составляла 1800 выстрелов в минуту, но на практике реальная скорость стрельбы не превышала 880 выстрелов.
+ Характеристики установки "L/38"Вес установки 2.150 кг.
Вес люльки и откатника 410,0 кг.
Вес установки без прицелов 828,0 кг.
Вес прицелов 96,6 кг.
Вес силовых приводов 31,5 кг.
Вес бронещита 500,0 кг.
Установка четырехствольных зениток на эсминцах началась в конце 1941-го - начале 1942 годов. Предполагается, что одним из первых получил такую установку "Richard Beitzen" - вероятно в декабре 1941 года, так как в феврале 1942-го, во время знаменитого прорыва через Ла-Манш, этот эсминец использовал ее. Но не все уцелевшие после Нарвика эсминцы успели их получить. С большой вероятностью можно предположить, что "Bruno Heinemann" ушел на дно без них. Также достоверно известно, что "Z.26" и "Hermann Schoemann" к моменту своей гибели в апреле и мае 1942 года (соответственно) имели в корме все те же одноствольные автоматы. А вот "Friedrich Eckoldt", погибший в декабре 1942 года, уже имел "счетверенку".
Из кораблей военной постройки, по-видимому, "Z.23" - "Z.31" были введены в строй без этих автоматов, так как известно, что на части из них "счетверенки" устанавливались позже.
Эсминцы, которые получали носовую орудийную башню, как правило, получали и вторую счетверенную установку, которая размещалась поверх перегрузочного помещения носового орудия в носовой части мостика (то есть сразу же за орудийной башней). "Z.37" получил носовую "счетверенку" весной 1943 года, хотя в момент вступления в строй он уже имел носовую башню, a "Z.38" и "Z.39" вступили в строй флота уже с ними.
По мере продолжения войны превосходство союзников в воздухе росло, появлялись качественно новые самолеты. Руководству германских ВМС пришлось признать, что 20-мм. автоматы недостаточно эффективны против новых самолетов и новой тактики воздушных атак. Это стало особенно заметно, когда британские самолеты, наряду с пулеметно-пушечным огнем при штурмовке стали использовать ракеты, выпускаемые со средних высот. В первой половине 1944 года немецкое морское командование разработало ряд мер по усилению зенитного вооружения кораблей всех классов,- в основном, за счет увеличения количества 37-мм. стволов. Предполагалось широкое применение новых 37-мм. зенитных установок "Flak.MK/42", а на крупных кораблях (линкоры и крейсера) более новых автоматов "Flak.M/43". Наряду с этим была возможность разместить на кораблях трофейные 40-мм. автоматические пушки "Bofors", получившие в немецком флоте обозначение "Flak.28".
Зенитное 37-мм. орудие "3,7-ст. МК/42" на лафетной установке "3,7-cm.LM/42". также выпускалось концерном "Rheinmetall-Borsig" в Дюсельдорфе, причем для ускорения выпуска конструкция автомата была предельно упрощена. Автомат имел моноблочную конструкцию ствола. Вертикальный скользящий затвор. Отдача ствола гасилась гидравлическим откатником, а пружинные накатники возвращали ствол в положение выстрела. Казенная часть присоединялась посредством байонетного затвора. Скорострельность установки была повышена до 250 выстрелов, в минуту (практическая скорость стрельбы 180 выстрелов).
Снаряды снабжались головными постоянными взрывателями типа "40".
Впервые для защиты прислуги легких орудий были использованы щиты. Интересно отметить удивительное и упорное нежелание немцев ставить хотя бы легкие щиты прикрытия, так как даже самый тонкий щит давал хорошую моральную поддержку для прислуги.
+ Характеристики зенитных автоматов "3,7-cm. МК/42"Калибр 37 мм.
Общая длина ствола 2,568 м.(69 кал.)
Вес ствола с затвором 109 кг.
Тип нарезки постоянный радиус;
7 град.=25,6 кал.
Количество нарезов 16
Длина нарезки 2289 мм.
Живучесть ствола 7000 выстрелов
Сила отдачи (а=0 град.) 1240 кг.
Начальная скорость фугасного снаряда 850 м/сек.
Дульная энергия 24,4 тм
Питание обоймы на 8 выстрелов
Вес фугасного снаряда 0,610 кг.
Вес гильзы с зарядом 0,510 кг.
Общий вес унитарного патрона 1,3 кг.
Общая длина патрона 355,0 мм.
Калибр 37 мм.
Общая длина ствола 57 кал.
Вес ствола с затвором 127 кг.
Тип нарезки Кира 3 град./5 град.
Количество нарезов 20
Длина нарезки 1838 мм.
Давление газов в стволе 2900 ат.
Живучесть ствола 8000 выстрелов
Сила отдачи (а=0 град.) 1500 кг.
Начальная скорость снаряда (три типа снарядов) 770; 870 и 1150 м/сек.
Дульная энергия 21,8 тм
Заряжание обоймы по 8 патронов
Вес снаряда 0,625 кг. и 0,685 кг.
Общий вес унитарного патрона 1,5 кг.
Общая длина патрона 368 мм.
Вес установки 1900 кг.
Углы возвышения +90 / -10 град.
Углы горизонтального вращения 360 град.
Дальность стрельбы 6,4 км.
Досягаемость по высоте 4,8 км.
Эта программа усиления зенитного вооружения получила кодовое обозначение "Barbara" и была утверждена на совещании морского командования в ноябре 1944 года. В соответствии с ней все эсминцы должны были получить по две двухствольных 37-мм. автоматических установки "LM/42" перед носовой надстройкой на уровне палубы шельтердека (палуба орудия N-2). Две таких же установки должны были заменить старые 37-мм. установки "SKC/30" в средней части корпуса и еще три таких же установки предполагалась разместить на кормовой надстройке вместо 127-мм. (или 150-мм.) орудия N-3.
В дополнение к этому эсминцы с 150-мм. артиллерией должны были также получить две одноствольные 37-мм. зенитки взамен прежних двух 20-мм. автоматов на средней надстройке - как это было сделано на единственном уцелевшем эсминце проекта "Z/36" "Karl Galster". А эсминцы проекта "Z/36.B" дополнительно должны были получить еще два таких же одноствольных 37-мм. автомата на верхний мостик - вместо 20-мм. "счетверенки". Эсминец "Z.28", использовавшийся как штабной и имевший расширенную кормовую надстройку, должен был перевооружаться по индивидуальному проекту, который предполагал меньшее количество зениток в корме.
Помимо этого, все одноствольные 20-мм. автоматы "С/38" следовало заменить спаренными зенитными установками "LM/44", с размещением их в носу, на крыльях мостика и на шканцах.
Можно сказать, что из прежнего зенитного вооружения на эсминцах практически оставалась только кормовая 20-мм. счетверенная установка.
Перевооружение намечалось проводить одновременно с капитальным ремонтом кораблей, но полностью программу немцы выполнить не успели. Работы по программе "Barbara" в большей или меньшей степени были произведены на эсминцах "Paul Jacobi", "Hans Lody", "Erich Steinbrinck", "Z.25" и "Z.39".
Таким образом, к концу войны эти эскадренные миноносцыцы получили различное по составу вооружение:
+ "Paul Jacobi":всего десять 37-мм. и тринадцать 20-мм. автоматов.
- 2 спаренных 37-мм. установки позади орудия N-2 на уровне палубы шельтер-дека;
- 2 спаренных 37-мм. установки побортно от второй дымовой трубы;
- 2 одноствольных 37-мм. автомата на платформах на месте орудия N-3;
- 4 спаренных 20-мм. установки на полубаке, крыльях мостика и вместо орудия N-3;
- 1 счетверенная 20-мм. установка поверх кормовой надстройки;
- 1 одноствольный 20-мм. автомат (о местоположении нет данных).
всего двенадцать 37-мм. и тринадцать 20-мм.автоматов.
- 37-мм.автоматы были расположены как на "Paul Jacobi", но вместо одноствольных 37-мм. автоматов стояли спаренные установки;
- расположение 20-мм. автоматов, очевидно, как на "Paul Jacobi".
"Erich Steinbrinck":
всего четырнадцать 37-мм. и десять 20-мм. автоматов.
- 37-мм. установки располагались так же как на "Hans Lody";
- 2 одноствольных 37-мм. автомата дополнительно на расширенной платформе кормовой 20-мм. счетверенной установки;
- 3 спаренных 20-мм. установки на полубаке и крыльях мостика;
- 1 счетверенная 20-мм. установка поверх кормовой надстройки.
всего десять 37-мм. и шестнадцать 20-мм. автоматов.
- 2 спаренных 37-мм. установки на носовой надстройке позади орудийной башни;
- 4 одноствольных 37-мм. автомата вокруг второй дымовой трубы;
- 2 одноствольных 37-мм. автомата в корме, на крыльях палубы шельтердека;
- 4 спаренных 20-мм. установки побортно на полубаке и крыльях мостика;
- 2 счетверенных 20-мм. установки поверх кормовой надстройки.
всего четырнадцать 37-мм. и четырнадцать 20-мм. автоматов.
- 2 спаренных 37-мм. установки на носовой надстройке позади орудийной башни;
- 2 спаренных 37-мм. установки побортно от второй дымовой трубы;
- 2 спаренных 37-мм. установки побортно, рядом с позицией орудий N-3;
- 2 одноствольных 37-мм. автомата на платформе второй дымовой трубы;
- 2 спаренных 20-мм. установки на крыльях ходового мостика;
- 2 счетверенных и 2 одноствольных 20-мм. установки на расширенной кормовой надстройке.
Его вооружение составляли два 55-мм. зенитных орудия, девять 37-мм и двадцать 20-мм. автоматов.
- 2 одноствольных 37-мм. автомата побортно на месте орудия N-3;
- 1 счетверенная 20-мм. установка и 1 одноствольный 37-мм. автомат на палубе расширенной надстройки на месте орудия N-3;
- 2 спаренных 37-мм. установки побортно от кормовой дымовой трубы на местах прежних 20-мм. автоматов;
- Возможно, что в средней части корабля, на месте 37-мм. автоматов были установлены два 55-мм. зенитных орудия - одни из первых образцов этой артиллерийской системы;
- 2 счетверенных 20-мм. установки перед носовой надстройкой;
- 4 спаренных 20-мм. установки на шканцах, крыльях мостика и полубаке.
Довооружение остальных эсминцев, в большинстве случаев, не было связано с программой "Barbara" и проводилось в индивидуальном порядке, зачатую одновременно ремонтными или текущими работами.
Так, на эсминце "Z.33" зенитное вооружение было усилено за счет установок, снятых с затопленного в 1945 году "карманного" линкора "Lutzow". Орудие N-3 на нем было снято и передано на эсминец "Z.34". Число стволов 37-мм. автоматов на них к концу войны достигло десяти. Вероятно, что две спаренных установки были размещены перед мостиком, еще две таких же - на платформе в средней части корпуса и еще одна "спарка" - на месте орудия N-3. Помимо этого эсминцы имели по двенадцать 20-мм. автоматов, из которых одна счетверенная установка, две спаренных и четыре одноствольных.
+ Эсминец "Friedrich Ihn" частично был переоборудован по программе "Barbara"На нем сняли орудие N-3. Но из-за нехватки новых 37-мм. установок он, по большей части, был вооружен спаренными 20-мм. автоматами с щитами прикрытия. Помимо двух старых спаренных 37-мм. установок и одной 20-мм. "счетверенки" на нем было установлено восемнадцать стволов 20-мм. калибра:
- 2 спаренных установки на полубаке, побортно от орудия N-2;
- 2 спаренных установки побортно от позиции снятого орудия N-3;
- 1 спаренная установка рядом с 20-мм. "счетверенкой" на кормовой надстройке;
- 2 спареных установки, предположительно, были размещены на крыльях мостика.
На эсминце "Theodor RiedeT число стволов 20-мм.автоматов довели до четырнадцати - одна "счетверенка", две "спарки" и шесть одноствольных установок. А вот "Richard Beitzen", по-видимому, вообще не получил дополнительных зениток.
Эсминец "Z.34" также получил дополнительное зенитное вооружение, но его установка не было связана с программой "Barbara". Достоверно известно, что в дополнение к имевшемуся зенитному вооружению, перед носовой надстройкой был установлен один одноствольный автомат "Bofors". Предположительна установка еще двух подобных автоматов.
Эсминец "Z.38" закончил войну имея шесть стволов 37-мм. зениток и шестнадцать 20-мм. автоматов, a "Z.31", на котором после повреждений, полученных в бою в 1945 году, вместо носовой орудийной башни установили 105-мм. орудие, в окончательном виде к концу войны имел на вооружении четырнадцать 37-мм. зениток и по меньшей мере двенадцать 20-мм. автоматов.
Часть других кораблей, к которым помимо названных относятся "Z.24", "Z.28" и "Z.32" усилили свое зенитное вооружение во время текущих ремонтов, используя различные ресурсы, не связанные с программой "Barbara".
Эсминцы "Z.35" и "Z.36" были потоплены еще до начала их ремонта и перевооружения. О вооружении эсминца "Z.43" в момент его гибели пока что нет сведений.
Таким образом, программа "Barbara", принятая незадолго до окончания войны, не была проведена полностью. В связи с этим, эсминцы, уцелевшие к концу войны, имели совершенно разное зенитное вооружение. Однако, следует подчеркнуть важные особенности принятой программы. Расположение автоматов в носовой части (четыре 37-мм. и один-два 20-мм. стволов) позволило ликвидировать закрытый ранее сектор 40-50 градусов, называемый "мертвой зоной". Все установки имели хорошие сектора обстрела, в основном более 120 градусов.
Однако, несмотря на значительное увеличение плотности огня, эффективность зенитного вооружения снижалась из-за сильного отставания немцев в деле разработок систем управления зенитным огнем. Все зенитные установки имели ручное наведение. Дистанционное управление (RPC) отсутствовало, не был разработан стабилизированный гироскопический прицел, не имелось возможности совмещения систем УАЗО с радиолокационной станцией, отчего немцы даже не делали попыток следить за воздушными целями с помощью радиолокации.
Не получилось у немцев и с созданием стабилизированных зенитных артсистем. Несмотря на то, что предвоенные 37-мм.установки были стабилизированы, многочисленные проблемы с ними привели к тому, что новые зенитные установки "LM/42" не имели подобного устройства. В конце концов, большинство эсминцев, были вооружены по большей части не стабилизированными зенитками, a "Z.33" к концу войны вообще не имел стабилизированных зенитных установок.
Появление на эсминцах ракетного оружия
+ Появление на эсминцах ракетного оружияВ течение предвоенных 30-х годов и последующих военных лет Германия была впереди всех стран в области развития ракетной техники. За удивительно короткий срок было создано много ракетных систем, наиболее известными из которых стали "V-1" и "V-2". Но было еще множество других проектов, включая ракеты "земля-воздух" и "воздух-воздух". Вероятно, к большому счастью для союзников, только отдельные типы ракет успели принять участие в боевых действиях в конце войны.
Морские силы использовали в основном два типа ракет: проекты "7,3-cm. Fohn" и "8,6-cm. RAG", из них последний был пригоден для небольших кораблей, включая эсминцы и миноносцы.
Ракетное оружие стало поступать на флот в середине 1944 года и использовалось в прибрежных операциях, где предполагалась сильное воздушное противодействие. Несколько позже ракетные пусковые установки разместили и на некоторых больших кораблях.
В основном это были неуправляемые ракеты "поверхность-воздух" и "поверхность-поверхность" калибра 86 мм., которые выпускались из простых трубчатых установок. Эти пусковые установки (Abschussgerat "М.42 / М.43") представляли собой довольно громоздкую трубчатую направляющую. Первоначально они даже не имели прицелов, которые появились только на более поздних вариантах.
Ракетное оружие использовалось для создания зоны воздушного барьера. Его испытания проводились на борту вспомогательного судна "Mowe", после чего его передали в распоряжение командующего норвежскими эскортными силами. Предполагалось после получения некоторого опыта создать собственную тактику его использования. Меж тем, испытания продолжались на борту подводной лодки "U.994".
Калибр 86 мм.
Длина ПУ ок. 1270 мм.
Вес ПУ ок. 27 кг.
Вес снаряженной установки ок. 36 кг.
Углы горизонтальной наводки 360 град.
Углы вертикальной наводки 90 град.
Первоначально предполагалось создание девяти типов боеприпаса (ракет) с различной дальностью действия. Эти ракеты получили следующие обозначения:
- "Rkt. Drahtseilgerat - 400 и -1000" (иначе "R.Dg") - тросовая;
- "Rkt. Sprenggranate - 400, -600 и -800" (иначе "R.Spg") - осколочно-разрывные (фугасные);
- "Rkt. Leuchtgeschoss" - осветительные (иначе "R.Lg");
- "Rkt. Signalgeschoss" - сигнальные (маркерные) (иначе "R.Sg");
- "Nebelraketen" - дымовые;
- "Doppelraketen" - сдвоенные (парные).
Однако подобное разнообразие сильно критиковалось офицерами флота, так как неизменно вызывало путаницу в его использовании.
Фактически, в деле на кораблях использовались только "R.Dg-400 и -1000" и "R.Spg-400 и -800". Все они выстреливались из пусковых труб зарядом черного пороха. Фугасные ракеты имели разрушительную мощь, сравнимую с 8,8-мм. снарядом. Ракета "R.Dg" по устройству принципиально была идентична британской "РАС" образца 1940 года - перед атакующими самолетами вывешивался обширный по объему пучок тросов, о которые самолеты разрушали свои винты и крылья. Ракета "R.Dg" могла держаться в воздухе около 30 секунд.
Тактика использования ракет предполагала создание трех концентрических зон защиты вокруг корабля - каждая своим видом боеприпаса. Хранились ракеты невдалеке от пусковых установок в специальных контейнерах (кранцы) - три ряда по пять ракет в каждом. Первый ряд состоял из ракет "R.Dg- 1000", которые после пуска создавали первую зону поражения, удаленную от от корабля на 4500-3000 метров. Второй ряд включал ракеты "R.Dg-400" или "R.Spg-800". Эта зона отстояла от корабля на 3000- 1500 метров. Третий ряд состоял из ракет "R.Spg- 400", которыми создавалась самая близкая зона. Ее удаление не превышало 1500 метров.
"8,6-cm. Rkt. Sprenggranate L/4,8"
Назначение . фугасная
Вес ок. 8,4 кг.
Длина 417 мм.
Метательная взрывчатка . черный порох
Дальность 400, 600 и 800 м.
Боеголовка . эквивалент 88-мм. фугасному снаряду
Цвет окраски . желтый
"8,6-cm. Rkt. Leuchtgeschoss"
Назначение . осветительная
Вес 4,3 кг.
Длина 392 мм.
Метательная взрывчатка . черный порох
Дальность при возв.40 град 1100 м.
Досягаемость по высоте при возвышении
направляющей 40 град 350 м.
Время горения 30 сек.
"8,6-cm. Rkt. Drachtseilgerat"
Назначение . парашют и тросы
Вес: "R.Dg-400" 5,0 кг.
"R.Dg-1000" 5,3 кг.
Длина: "R.Dg-400" 392 мм.
"R.Dg-1000" 426 мм.
Метательная взрывчатка . черный порох
Дальность 400 и 1000 м.
Высота открытия "R.Dg-400" 300-400 м.
"R.Dg-1000" 800-1000 м.
Длина троса 100 м.
В соответствии с программой "Barbara" эсминцы должны были получить по четыре набора "RAG". Немного позже их количество увеличили до шести при 28 ракетах на каждую установку. Миноносцы, действующие в Скагерраке, в конце концов, получили еще больше подобных пусковых установок. Как уже говорилось, насколько успешно использовалось это оружие, неизвестно.
( Продолжение следует )