- 13 - 1997 / 01
- 14 - 1197 / 02
- "Корабли и суда китайской Сунгарийской флотилии в 1929 году"
- "Строительство лидеров эскадренных миноносцев проекта "38" на Амурском судостроительном заводе"
- "Лидер эскадренных миноносцев "Баку" проекта "38"
- "Линейные корабли Германии в 1906-1945 годах"
- "Немецкие линейные корабли типа "Н"
Часть 3
- 15 - 1997 / 03
- "Первые программы броненосного флота.
Часть 3. Броненосные фрегаты "Hector" и "Valiant" - "Линейный корабль "Воля" и батарея "Mirus"
- "Германские эскадренные миноносцы проектов "Z".
- "Сталинские линкоры.
Часть 2 Проектирование линейных кораблей для Советского Союза в Соединенных Штатах" - "Плавание крейсера "Karlsrhue".
Часть 1 и 2
- "Первые программы броненосного флота.
- 16 - 1997 / 04
- 17 - 1997 / 05 - "Корабли флота Японии."
- Подводные лодки. 1905-1945 годы
- 18 - 1997 / 06
- "Первые программы броненосного флота.
Часть 5. Броненосный фрегат "Royal Alfred" - "Турецкие военные корабли периода войны 1877-1878 годов на Дунае"
- "Плавание крейсера "Karlsrhue".
Часть 4 - "Проекты эскадренных миноносцев военного времени в австро-венгерском флоте"
- "Германские миноносцы периода Второй мировой войны
- "Японские системы управления артиллерийской стрельбой"
- "Первые программы броненосного флота.
-
- 19 - 1998 / 01 - "Корабли флота Японии."
- Японские миноносцы и эскадренные миноносцы. 1878-1945 годы
- 20 - 1998 / 02 - "Корабли флота Японии."
- Сторожевые, эскортные и патрульные корабли, боевые катера, диверсионные средства
- 21 - 1998 / 03 - "Корабли флота Японии."
- Канонерские лодки, корабли минно-тральных сил, десантныех корабли и средства
- 22 - 1998 / 04- "Bismarck"
- 23 - 1998 / 05
- "Первые программы броненосного флота.
Часть 6. Броненосный фрегат "Achilles" - Проекты торпедных катеров в австро-венгерском флоте в 1914-1918 годах"
- "Линейные корабли Германии в 1906-1945 годах"
- "Германский линейный крейсер "Lutzow" в бою у Скагеррака"
- "Тенденции проектирования линейных кораблей в кайзеровском флоте. 1915-1918 годы"
- "Германские миноносцы периода Второй мировой войны
- "Первые программы броненосного флота.
- 24 - 1998 / 06
- "Проектирование авианосцев в фашистской Германии".
- "Французские контр-миноносцы межвоенного периода"
- "Проектирование авианосцев в фашистской Германии".
-
Японская тяжелая броня/h2>
+ Японская тяжелая броня
(Из сборника документов комиссии американского Военно-Морского Флота по исследованию японского производства и технологий "The U.S.Naval Technical Mission to Japan", катушка JM-200-E)
В Японии при изготовлении брони для крупных боевых кораблей первоначально применялась технология и структура материала немецкой фирмы "Krupp", а позже - английской фирмы "Vickers". В течение всей Первой мировой войны японская промышленность сильно страдала от недостаточных поставок составляющих элементов броневых сплавов, в особенности никеля. В связи с этим после войны большая часть исследований японских специалистов этого профиля занимались возможностью создания собственного броневого материала с достаточно высокими характеристиками при малом содержании никеля.
Около 30 % поверхностно-закаленной брони (Face-hardened armor) использовалось в качестве вертикальной защиты кораблей с толщиной более 11 дюймов (280 мм.). Для орудийных башен линейных кораблей типа "Yamato" были изготовлены 25-дюймовые поверхностно-закаленные броневые плиты - в течение последних десяти лет поверхностно-закаленные броневые плиты не цементировались из-за отсутствия в Японии подходящей технологии.
На крейсерах, в противоположность тяжелым кораблям, устанавливали сравнительно тонкую броню. Лобовые плиты орудийных башен большинства "вашингтонских" крейсеров имели толщину менее 2 дюймов.
В то время вся работа японской броневой металлургической промышленности основывалась на так называемых кислых мартеновских печах (acid open hearth furnace), в которых можно было получить материал с низким содержанием серы и фосфора - менее 0,02 %. Также существовала тенденция к довольно высокому содержанию углерода, которое никогда не опускалось ниже 0,30 %, а в большинстве случаев равнялось от 0,45 до 0,50 %. Предел прочности на разрыв (Tensile strengths) в среднем был немного выше, чем у американской брони производства военного времени, но по вязкости (ductility) японская броня уступала американской, особенно при уменьшении общей площади поперечного сечения (the reduction of area).
Японская методика проведения опытных расстрелов во время приемки образцов плит (Ballistic tests) во многом была подобна американской.
Тяжелая броня для японских боевых кораблей производилась двумя предприятиями: Морским арсеналом в Куре (Kure Naval Arsenal) и заводом Муроран на Хокайдо ("Muroran", Hokkaido). Завод в Куре производил в больших количествах все виды брони любой толщины. Суммарное количество изготовленного броневого материала завода "Muroran" составило примерно 30 % от завода в Куре. Этот завод не мог поставлять броню толщиной более 8 дюймов, а также поверхностно-закаленную броню (Face-hardened armor). Технология изготовления брони на заводах "Muroran" и Арсенала в Куре была идентичной, за исключением некоторых локальных отличий, исходящих из местных условий, как например, качество топлива и иные.
Экспериментальная и теоретическая работа с тяжелым броневым материалом осуществлялась в разных местах, главным образом в Мегуро во втором Морском Научно-исследовательском Институте (Meguro Second Naval Research Institute) и в Сендай в Научно-исследовательском Институте Металлов (Sendai Metals Research Institute), где проводились фундаментальные исследования и масстабные испытания. Экспериментальные и опытные разработки проводилась также в Экспериментальной Лаборатории в Куре (Kure Experimental Laboratory), деятельность которой была тесно связана с военно-морским Арсеналом и полигоном. Наряду с теоретическими исследованиями проводились полномасштабные опыты с реальными расстрелами броневого материала (см.также раздел С).
Следует иметь в виду также, что в течение многих лет металлургические предприятия фирмы "Yawata Works" на севере острова Кюсю (Kyushu) не производили тяжелых броневых плит, ограничиваясь изготовлением тонкой брони, которую никак нельзя классифицировать как тяжелая.
+ А. Разновидности Японской тяжелой брони
1. Гомогенная броня (Homogeneous)
a) NVNC (New Vickkers, non-cemented) - Новая броня Викерса, нецементированная;
b) MNC (Molybdenum alloy, non-cemented) - Молибденовый сплав, нецементированный;
c) CNC (Copper alloy, non-cemented) - Медный сплав, нецементированный;
d) CNC, и CNCo (Variations of the CNC type) - Варианты сплава CNC.
2. Поверхностно-закаленная броня (Face-hardened armor)
a) VC (Vickers Cemented) - Броня Викерса, цементированная;
b) VH (Vickers hardene, non-cemented) - Броня Викерса закаленная, нецементированная.
3. Другие виды брони
Проводились исследования и других видов броневого материала, однако лишь упомянутые выше оказались единственными, в достаточной степени успешными образцами японской броневой промышленности. Другие варианты поверхностно-закаленной брони, основанные на добавках в броневые стали молибдена и медных сплавов (МН, МН, и СНт ), а также варианты гомогенной брони (MNC, и CNC;J ) так и не были запущены в производство. В некоторой степени об этих видах брони рассказывается в части С.
4.Общие сведения
Абсолютное большинство японской броневой продукции для флота имела толщину около 1 дюйма. Все защитные плиты местного бронирования (fragment protection) со средним содержанием углерода и высоким содержанием марганца обозначались "Ducol" (DS - Ducol steel). Некоторое количество таких броневых плит было изготовлено с толщиной 2 дюйма.
Для изготовления конструкций, не имевших жизненно-важного значения, но могущих подвергнуться местным или вторичным повреждениям, применялась высокоупругая сталь НТ (High Tensile steel) - низкоуглеродистый (0,2 % углерода) сплав с добавлением никеля (0,5 - 0,6 %)
+ В. Состав брони
Вид брони
С
Si
Мп
Р
S
Ni
Сг
Си
Мо
NVNC, VC и VH
0,43 / 0,53
менее 0,35
0,30 / 0,45
менее 0,035
менее 0,045
3,7 / 4,2
1,8 / 2,2
менее 0,25
MNC
0,30 / 0,38
3,3 / 3,8
1,8/2,3
0,25 / 0,40
CNC
0,38 / 0,46
2,5/3,0
0,8 / 1,3
0,9/ 1,3
-
CNC,
1,8 /2,3
1,5 / 2,0
0,6 / 1,0
0,10 / 0,20
СЫС2
1,3 / 1,8
DS (*)
0,23 / 0,24
ок. 0,35
ок. 1,40
мало
нет
ок. 0,20
нет
* Хотя сталь Ducol не считается "броней", она включена в таблицу для целей сравнения. Данные для стали DS - средние величины, позволяющие проводить сравнение со спецификационными значениями для других сталей. Операции тепловых обработок, описание которых дается в дальнейшем, не относятся к стали DS.
+ С. Разработка Японской брони (даты приближенные)
1900: Произведены две 150-мм.(5-3/4") броневые плиты КС (Krupp cemented). Это первая реальная броня, сделанная в Японии.
1905: Завершено изготовление брони для линкора "Ikoma" - около 2000 тонн брони КС. Технология ее изготовления не отличалась от эксперимнтальных плит (см. 1900 год).
(Примечание: Вес, указанный выше и далее, выражен в метрических тоннах, если не указано иное).
1910: Фирма "Vickers Armstrong Со." начинает поставлять в Японию в большом количестве броню VC (Vickers Cemented).
1915: В Японии впервые изготовлена экспериментальная 200-мм. броневая плита VC, получившая номер No.1. Технология изготовления аналогична английской.
1925: В Японии сделана экспериментальная броневая плита NVNC, содержащая 4 % никеля.
1926: В Японии изготовлена экспериментальная 450-мм.(18") броневая плита VC, - наиболее тяжелая плита, изготовление которой было возможно в то время. Изготовленные позже плиты толщиной 26 дюймов имели примерно такой же вес.
1928: Первая попытка сделать броневую плиту с утоньшенной нижней кромкой "чтобы уменьшить и правильно распределить вес".
1931: Изготовлены первые экспериментальные броневые плиты CNC. На полигоне сделаны первые опытные расстрелы подобных плит толщиной 1,4"; 1,7"; 2,5"; 3,9" и 8,5"с целью определения необходимости добавки никеля. Выяснилось, что плиты толщиной до 3,9" включительно по своим характеристикам не уступают броне NVNC, однако плиты толщиной 8,5" оказались хуже NVNC. По этой причине, как положительный результат опытов, принято решение о применении на флоте брони CNC толщиной только до 75 мм. Разница в дюйм (между 3,9" и 75 мм.) должна была обеспечить некую промежуточную зону гарантии (margin of safety).
1937: Исследования брони VH на предмет замены ею брони VC. После проведения достаточно серьезных и объемных стрельбовых испытаний были выделены основные требования к броневому материалу, позволившие сформировать экономичную систему изготовления и приемки продукции от изготовителя и возможность взаимозаменяемости брони. Возможность замены брони VC броней VH (иначе говоря устранение процесса цементации в броневой промышленности) давала некоторые существенные преимущества:
1. Исключен расход топлива при цементации.
2. Исключен расход материалов, потребных для цементации.
3. За счет упрощения металлургического процесса становиться возможным изготовление тяжелой брони на предприятиях, где цементированная броня не изготовляется.
4. Сокращается время выделки брони.
5. Появилась возможность более удобной и быстрой переделки или перепроката плит, которые были забракованы из-за наличия определенного рода дефектов, например, отслаивание или иные.
6. Уменьшалась восприимчивость к растрескиванию поверхностного слоя после затвердения, более чувствительная у цементированных гшит..
Как уже было отмечено выше, броневые стали NVNC и VH содержали примерно одинаковое количество углерода - около 0,5 %. Это позволяло при наличии дефектов или по иным причинам даже после обработки плиты VH переделать ее в плиту NVNC.
В то же время характеристики брони VH, в некоторых случаях, не позволяли замены ею брони VC. Проведенные опыты показывали, что плиты брони VH имеют лишь незначительное преимущество при использовании тяжелой брони (от 13 до 17 дюймов) и не имеют никакого преимущества для более тонкой брони, а в ряде случаев даже худшие характеристики,- например, 6-дюймовые плиты (подробные сведения приведены в "NavTechJap Document No.ND50-3173 0.1-0.5 - "Reports on Armor Ballistic Tests"). По японским сообщениям наблюдаемые различия характеристик между плитами двух типов оказались не больше, чем можно было ожидать различий между двумя плитами одного и того же типа. Тем не менее, заслуживает внимания тот факт, что по имеющейся доступной информации Имперский Японский Военно-морской Флот не применял на боевых кораблях поверхностно-закаленную броню любого типа толщиной менее 11 дюймов, иначе говоря, поверхностно-закаленную броню получили только линейные корабли; крейсера и авианосцы имели исключительно гомогенную броню. Поверхностно-закаленные плиты толщиной значительно меньше 11 дюймов изготовлялись исключительно для экспериментальных целей или опытных расстрелов на полигоне. Одна из таких плит, изготовленных в последний десятилетний период (100-мм.плита VC) была обнаружена на заводе в Куре среди металлоконструкций, ожидающих отправки на переплавку. Другая плита, оказавшаяся сравнительно новой (183 мм. толщтной = 7 дюймов) была обнаружена на испытательном полигоне в Kamegakubi. Вероятно, она предназначалась для испытания действия новых снарядов.
1940: Произведены первые плиты брони MNC. Японцы считают, что эта броня имела наиболее высокие показатели по сопротивлению удару снаряда (ballistic resistance) и по влиянию на отклонение снаряда от прямого пути (obliquity impacts). По их мнению использование этой брони было равнозначно броне NVNC, но при устройстве горизонтальной защиты предпочтение следовало отдать броне MNC, так как обнаружилось, что для разрушения такой плиты требуются более серьезное воздействие (severe impact conditions), чем для плиты NVNC.
1942: В условиях жесточайшей экономии никеля были проведены новые исследования брони CNC. Как отмечалось ранее, этот тип броневой стали уступал другим при изготовлении толстых плит. Цель проведенных исследований заключалась в том, чтобы при минимальном использовании никеля поддерживать в броне высокие характеристики (ballistic quality). По результатам исследований были сделаны следующие выводы:
1. Добавление меди не давало никакого определенного эффекта при изготовлении брони толщиной более 4 дюймов.
2. Плиты брони CNC1 толщиной 1,4; 2 и 3,9 дюймов по характеристикам эквиваленты аналогичным плитам брони CNC.
3. Плиты брони CNC2 толщиной 1,4 и 2 дюйма по характеристикам эквиваленты аналогичным плитам брони CNC, но плиты толщиной 3,9 дюйма уступали им.
4. Исходя из этих сведений считалось возможным применять броню CNC1 толщиной от 1,5 до 3,9 дюймов, а броню CNC2 толщиной от 1 до 1,5 дюймов. Для толщин плит 4 дюйма и более брони MNC или NVNC исследования должны быть продолжены.
1943: Проводились дальнейшие опыты и исследования с целью создания брони CNC3 , включающей добавки меди и предназначенной для горизонтальной защиты на кораблях. Во время этих опытов делался упор на создание броневого сплава с пониженным содержанием меди, так как к этому времени Япония, помомо никеля, стала испытывать затруднения с поставкой и этого цветного металла. Правда имелись запасы низкосортной меди и некоторое количество лома никеля, в основном подшипники с никелевой соединительной прослойкой (nickel- bearing scrap). Они позволили бы японцам при необходимости увеличить их процентное содержание с целью создания сбалансированного броневого материала.
Процентное содержание Ni+Cu в стали CNC3 держалось около 2,4 - 2,9 %, причем максимальное содержание меди было 0,8 %, а зачастую и меньше. Испытания стали CNC3 показали, что она имеет некоторое преимущество в защитных дистанциях перед броневыми сплавами CNC и CNC2 , однако больше никаких сведений о различиях этих видов брони не имеется.
В некоторых японских источниках броневая сталь cnc3 после своего спецификационного номера обозначается как Р1_1() . Более подробно об этом можно прочитать в документах "NavTechJap Document No.ND50-3422, "Plans for the Manufacture of Experimental Armor Plate (CNC Analysis)".
+ F. Прокат и ковка (rolling and forging)
1. Толщина плиты (конечная)
Выполняемые операции
Менее 8,7 дюймов
Только прокат
Более 8,7 дюймов
Грубая ковка с обжатием примерно до половины толщины и далее прокат
4 Максимальные значения для японской брони
Толщина
660 мм. (26 дюймов)
Ширина плиты
4500 мм. (14 футов и 9 дюймов)
Длина плиты
11.000 мм. (36 футов)
Вес плиты
220.000 фунтов (около 100 тонн)
+ J. Физические характеристики брони
Характеристики при механическом воздействии по спецификации:
Толщина плиты дюймы
Тип брони
Предел текучести (мин.) psi кгс/см2
Предел прочности на разрыв psi кгс/см2
Удлинение (мин.) 25 мм. ( % )
3"
CNC
85.000
5976,1
120.000 ± 7000
8436,7 ± 492,1
19
3"
NVNC
70.000
4921,5
120.000 ± 7000
8436,7 ± 492,1
18
3" - 7"
NVNC, VH
64.000
4499,6
113.000 ± 9000
7944,6 ± 632,7
19
3" - 7"
MNC
70.000
4921,5
120.000 ± 7000
8436,7 ± 492,1
20
7"
NVNC, VH
57.000
4007,5
106.000 ± 10.000
7452,5 ± 703,0
20
7"
MNC
57.000
4007,5
106.000 ± 10.000
7452,5 ± 703,0
21
(Из сборника документов комиссии американского Военно-Морского Флота по исследованию японского производства и технологий "The U.S.Naval Technical Mission to Japan", катушка JM-200-E)
В Японии при изготовлении брони для крупных боевых кораблей первоначально применялась технология и структура материала немецкой фирмы "Krupp", а позже - английской фирмы "Vickers". В течение всей Первой мировой войны японская промышленность сильно страдала от недостаточных поставок составляющих элементов броневых сплавов, в особенности никеля. В связи с этим после войны большая часть исследований японских специалистов этого профиля занимались возможностью создания собственного броневого материала с достаточно высокими характеристиками при малом содержании никеля.
Около 30 % поверхностно-закаленной брони (Face-hardened armor) использовалось в качестве вертикальной защиты кораблей с толщиной более 11 дюймов (280 мм.). Для орудийных башен линейных кораблей типа "Yamato" были изготовлены 25-дюймовые поверхностно-закаленные броневые плиты - в течение последних десяти лет поверхностно-закаленные броневые плиты не цементировались из-за отсутствия в Японии подходящей технологии.
На крейсерах, в противоположность тяжелым кораблям, устанавливали сравнительно тонкую броню. Лобовые плиты орудийных башен большинства "вашингтонских" крейсеров имели толщину менее 2 дюймов.
В то время вся работа японской броневой металлургической промышленности основывалась на так называемых кислых мартеновских печах (acid open hearth furnace), в которых можно было получить материал с низким содержанием серы и фосфора - менее 0,02 %. Также существовала тенденция к довольно высокому содержанию углерода, которое никогда не опускалось ниже 0,30 %, а в большинстве случаев равнялось от 0,45 до 0,50 %. Предел прочности на разрыв (Tensile strengths) в среднем был немного выше, чем у американской брони производства военного времени, но по вязкости (ductility) японская броня уступала американской, особенно при уменьшении общей площади поперечного сечения (the reduction of area).
Японская методика проведения опытных расстрелов во время приемки образцов плит (Ballistic tests) во многом была подобна американской.
Тяжелая броня для японских боевых кораблей производилась двумя предприятиями: Морским арсеналом в Куре (Kure Naval Arsenal) и заводом Муроран на Хокайдо ("Muroran", Hokkaido). Завод в Куре производил в больших количествах все виды брони любой толщины. Суммарное количество изготовленного броневого материала завода "Muroran" составило примерно 30 % от завода в Куре. Этот завод не мог поставлять броню толщиной более 8 дюймов, а также поверхностно-закаленную броню (Face-hardened armor). Технология изготовления брони на заводах "Muroran" и Арсенала в Куре была идентичной, за исключением некоторых локальных отличий, исходящих из местных условий, как например, качество топлива и иные.
Экспериментальная и теоретическая работа с тяжелым броневым материалом осуществлялась в разных местах, главным образом в Мегуро во втором Морском Научно-исследовательском Институте (Meguro Second Naval Research Institute) и в Сендай в Научно-исследовательском Институте Металлов (Sendai Metals Research Institute), где проводились фундаментальные исследования и масстабные испытания. Экспериментальные и опытные разработки проводилась также в Экспериментальной Лаборатории в Куре (Kure Experimental Laboratory), деятельность которой была тесно связана с военно-морским Арсеналом и полигоном. Наряду с теоретическими исследованиями проводились полномасштабные опыты с реальными расстрелами броневого материала (см.также раздел С).
Следует иметь в виду также, что в течение многих лет металлургические предприятия фирмы "Yawata Works" на севере острова Кюсю (Kyushu) не производили тяжелых броневых плит, ограничиваясь изготовлением тонкой брони, которую никак нельзя классифицировать как тяжелая.
1. Гомогенная броня (Homogeneous)
a) NVNC (New Vickkers, non-cemented) - Новая броня Викерса, нецементированная;
b) MNC (Molybdenum alloy, non-cemented) - Молибденовый сплав, нецементированный;
c) CNC (Copper alloy, non-cemented) - Медный сплав, нецементированный;
d) CNC, и CNCo (Variations of the CNC type) - Варианты сплава CNC.
2. Поверхностно-закаленная броня (Face-hardened armor)
a) VC (Vickers Cemented) - Броня Викерса, цементированная;
b) VH (Vickers hardene, non-cemented) - Броня Викерса закаленная, нецементированная.
3. Другие виды брони
Проводились исследования и других видов броневого материала, однако лишь упомянутые выше оказались единственными, в достаточной степени успешными образцами японской броневой промышленности. Другие варианты поверхностно-закаленной брони, основанные на добавках в броневые стали молибдена и медных сплавов (МН, МН, и СНт ), а также варианты гомогенной брони (MNC, и CNC;J ) так и не были запущены в производство. В некоторой степени об этих видах брони рассказывается в части С.
4.Общие сведения
Абсолютное большинство японской броневой продукции для флота имела толщину около 1 дюйма. Все защитные плиты местного бронирования (fragment protection) со средним содержанием углерода и высоким содержанием марганца обозначались "Ducol" (DS - Ducol steel). Некоторое количество таких броневых плит было изготовлено с толщиной 2 дюйма.
Для изготовления конструкций, не имевших жизненно-важного значения, но могущих подвергнуться местным или вторичным повреждениям, применялась высокоупругая сталь НТ (High Tensile steel) - низкоуглеродистый (0,2 % углерода) сплав с добавлением никеля (0,5 - 0,6 %)
Вид брони | С | Si | Мп | Р | S | Ni | Сг | Си | Мо |
NVNC, VC и VH | 0,43 / 0,53 | менее 0,35 | 0,30 / 0,45 | менее 0,035 | менее 0,045 | 3,7 / 4,2 | 1,8 / 2,2 | менее 0,25 | |
MNC | 0,30 / 0,38 | 3,3 / 3,8 | 1,8/2,3 | 0,25 / 0,40 | |||||
CNC | 0,38 / 0,46 | 2,5/3,0 | 0,8 / 1,3 | 0,9/ 1,3 | - | ||||
CNC, | 1,8 /2,3 | 1,5 / 2,0 | 0,6 / 1,0 | 0,10 / 0,20 | |||||
СЫС2 | 1,3 / 1,8 | ||||||||
DS (*) | 0,23 / 0,24 | ок. 0,35 | ок. 1,40 | мало | нет | ок. 0,20 | нет |
* Хотя сталь Ducol не считается "броней", она включена в таблицу для целей сравнения. Данные для стали DS - средние величины, позволяющие проводить сравнение со спецификационными значениями для других сталей. Операции тепловых обработок, описание которых дается в дальнейшем, не относятся к стали DS.
1900: Произведены две 150-мм.(5-3/4") броневые плиты КС (Krupp cemented). Это первая реальная броня, сделанная в Японии.
1905: Завершено изготовление брони для линкора "Ikoma" - около 2000 тонн брони КС. Технология ее изготовления не отличалась от эксперимнтальных плит (см. 1900 год).
(Примечание: Вес, указанный выше и далее, выражен в метрических тоннах, если не указано иное).
1910: Фирма "Vickers Armstrong Со." начинает поставлять в Японию в большом количестве броню VC (Vickers Cemented).
1915: В Японии впервые изготовлена экспериментальная 200-мм. броневая плита VC, получившая номер No.1. Технология изготовления аналогична английской.
1925: В Японии сделана экспериментальная броневая плита NVNC, содержащая 4 % никеля.
1926: В Японии изготовлена экспериментальная 450-мм.(18") броневая плита VC, - наиболее тяжелая плита, изготовление которой было возможно в то время. Изготовленные позже плиты толщиной 26 дюймов имели примерно такой же вес.
1928: Первая попытка сделать броневую плиту с утоньшенной нижней кромкой "чтобы уменьшить и правильно распределить вес".
1931: Изготовлены первые экспериментальные броневые плиты CNC. На полигоне сделаны первые опытные расстрелы подобных плит толщиной 1,4"; 1,7"; 2,5"; 3,9" и 8,5"с целью определения необходимости добавки никеля. Выяснилось, что плиты толщиной до 3,9" включительно по своим характеристикам не уступают броне NVNC, однако плиты толщиной 8,5" оказались хуже NVNC. По этой причине, как положительный результат опытов, принято решение о применении на флоте брони CNC толщиной только до 75 мм. Разница в дюйм (между 3,9" и 75 мм.) должна была обеспечить некую промежуточную зону гарантии (margin of safety).
1937: Исследования брони VH на предмет замены ею брони VC. После проведения достаточно серьезных и объемных стрельбовых испытаний были выделены основные требования к броневому материалу, позволившие сформировать экономичную систему изготовления и приемки продукции от изготовителя и возможность взаимозаменяемости брони. Возможность замены брони VC броней VH (иначе говоря устранение процесса цементации в броневой промышленности) давала некоторые существенные преимущества:
1. Исключен расход топлива при цементации.
2. Исключен расход материалов, потребных для цементации.
3. За счет упрощения металлургического процесса становиться возможным изготовление тяжелой брони на предприятиях, где цементированная броня не изготовляется.
4. Сокращается время выделки брони.
5. Появилась возможность более удобной и быстрой переделки или перепроката плит, которые были забракованы из-за наличия определенного рода дефектов, например, отслаивание или иные.
6. Уменьшалась восприимчивость к растрескиванию поверхностного слоя после затвердения, более чувствительная у цементированных гшит..
Как уже было отмечено выше, броневые стали NVNC и VH содержали примерно одинаковое количество углерода - около 0,5 %. Это позволяло при наличии дефектов или по иным причинам даже после обработки плиты VH переделать ее в плиту NVNC.
В то же время характеристики брони VH, в некоторых случаях, не позволяли замены ею брони VC. Проведенные опыты показывали, что плиты брони VH имеют лишь незначительное преимущество при использовании тяжелой брони (от 13 до 17 дюймов) и не имеют никакого преимущества для более тонкой брони, а в ряде случаев даже худшие характеристики,- например, 6-дюймовые плиты (подробные сведения приведены в "NavTechJap Document No.ND50-3173 0.1-0.5 - "Reports on Armor Ballistic Tests"). По японским сообщениям наблюдаемые различия характеристик между плитами двух типов оказались не больше, чем можно было ожидать различий между двумя плитами одного и того же типа. Тем не менее, заслуживает внимания тот факт, что по имеющейся доступной информации Имперский Японский Военно-морской Флот не применял на боевых кораблях поверхностно-закаленную броню любого типа толщиной менее 11 дюймов, иначе говоря, поверхностно-закаленную броню получили только линейные корабли; крейсера и авианосцы имели исключительно гомогенную броню. Поверхностно-закаленные плиты толщиной значительно меньше 11 дюймов изготовлялись исключительно для экспериментальных целей или опытных расстрелов на полигоне. Одна из таких плит, изготовленных в последний десятилетний период (100-мм.плита VC) была обнаружена на заводе в Куре среди металлоконструкций, ожидающих отправки на переплавку. Другая плита, оказавшаяся сравнительно новой (183 мм. толщтной = 7 дюймов) была обнаружена на испытательном полигоне в Kamegakubi. Вероятно, она предназначалась для испытания действия новых снарядов.
1940: Произведены первые плиты брони MNC. Японцы считают, что эта броня имела наиболее высокие показатели по сопротивлению удару снаряда (ballistic resistance) и по влиянию на отклонение снаряда от прямого пути (obliquity impacts). По их мнению использование этой брони было равнозначно броне NVNC, но при устройстве горизонтальной защиты предпочтение следовало отдать броне MNC, так как обнаружилось, что для разрушения такой плиты требуются более серьезное воздействие (severe impact conditions), чем для плиты NVNC.
1942: В условиях жесточайшей экономии никеля были проведены новые исследования брони CNC. Как отмечалось ранее, этот тип броневой стали уступал другим при изготовлении толстых плит. Цель проведенных исследований заключалась в том, чтобы при минимальном использовании никеля поддерживать в броне высокие характеристики (ballistic quality). По результатам исследований были сделаны следующие выводы:
1. Добавление меди не давало никакого определенного эффекта при изготовлении брони толщиной более 4 дюймов.
2. Плиты брони CNC1 толщиной 1,4; 2 и 3,9 дюймов по характеристикам эквиваленты аналогичным плитам брони CNC.
3. Плиты брони CNC2 толщиной 1,4 и 2 дюйма по характеристикам эквиваленты аналогичным плитам брони CNC, но плиты толщиной 3,9 дюйма уступали им.
4. Исходя из этих сведений считалось возможным применять броню CNC1 толщиной от 1,5 до 3,9 дюймов, а броню CNC2 толщиной от 1 до 1,5 дюймов. Для толщин плит 4 дюйма и более брони MNC или NVNC исследования должны быть продолжены.
1943: Проводились дальнейшие опыты и исследования с целью создания брони CNC3 , включающей добавки меди и предназначенной для горизонтальной защиты на кораблях. Во время этих опытов делался упор на создание броневого сплава с пониженным содержанием меди, так как к этому времени Япония, помомо никеля, стала испытывать затруднения с поставкой и этого цветного металла. Правда имелись запасы низкосортной меди и некоторое количество лома никеля, в основном подшипники с никелевой соединительной прослойкой (nickel- bearing scrap). Они позволили бы японцам при необходимости увеличить их процентное содержание с целью создания сбалансированного броневого материала.
Процентное содержание Ni+Cu в стали CNC3 держалось около 2,4 - 2,9 %, причем максимальное содержание меди было 0,8 %, а зачастую и меньше. Испытания стали CNC3 показали, что она имеет некоторое преимущество в защитных дистанциях перед броневыми сплавами CNC и CNC2 , однако больше никаких сведений о различиях этих видов брони не имеется.
В некоторых японских источниках броневая сталь cnc3 после своего спецификационного номера обозначается как Р1_1() . Более подробно об этом можно прочитать в документах "NavTechJap Document No.ND50-3422, "Plans for the Manufacture of Experimental Armor Plate (CNC Analysis)".
1. Толщина плиты (конечная) | Выполняемые операции |
Менее 8,7 дюймов | Только прокат |
Более 8,7 дюймов | Грубая ковка с обжатием примерно до половины толщины и далее прокат |
4 Максимальные значения для японской брони | |
Толщина | 660 мм. (26 дюймов) |
Ширина плиты | 4500 мм. (14 футов и 9 дюймов) |
Длина плиты | 11.000 мм. (36 футов) |
Вес плиты | 220.000 фунтов (около 100 тонн) |
Характеристики при механическом воздействии по спецификации:
Толщина плиты дюймы | Тип брони | Предел текучести (мин.) psi кгс/см2 | Предел прочности на разрыв psi кгс/см2 | Удлинение (мин.) 25 мм. ( % ) | ||
3" | CNC | 85.000 | 5976,1 | 120.000 ± 7000 | 8436,7 ± 492,1 | 19 |
3" | NVNC | 70.000 | 4921,5 | 120.000 ± 7000 | 8436,7 ± 492,1 | 18 |
3" - 7" | NVNC, VH | 64.000 | 4499,6 | 113.000 ± 9000 | 7944,6 ± 632,7 | 19 |
3" - 7" | MNC | 70.000 | 4921,5 | 120.000 ± 7000 | 8436,7 ± 492,1 | 20 |
7" | NVNC, VH | 57.000 | 4007,5 | 106.000 ± 10.000 | 7452,5 ± 703,0 | 20 |
7" | MNC | 57.000 | 4007,5 | 106.000 ± 10.000 | 7452,5 ± 703,0 | 21 |