- 13 - 1997 / 01
- 14 - 1197 / 02
- "Корабли и суда китайской Сунгарийской флотилии в 1929 году"
- "Строительство лидеров эскадренных миноносцев проекта "38" на Амурском судостроительном заводе"
- "Лидер эскадренных миноносцев "Баку" проекта "38"
- "Линейные корабли Германии в 1906-1945 годах"
- "Немецкие линейные корабли типа "Н"
Часть 3
- 15 - 1997 / 03
- "Первые программы броненосного флота.
Часть 3. Броненосные фрегаты "Hector" и "Valiant" - "Линейный корабль "Воля" и батарея "Mirus"
- "Германские эскадренные миноносцы проектов "Z".
- "Сталинские линкоры.
Часть 2 Проектирование линейных кораблей для Советского Союза в Соединенных Штатах" - "Плавание крейсера "Karlsrhue".
Часть 1 и 2
- "Первые программы броненосного флота.
- 16 - 1997 / 04
- 17 - 1997 / 05 - "Корабли флота Японии."
- Подводные лодки. 1905-1945 годы
- 18 - 1997 / 06
- "Первые программы броненосного флота.
Часть 5. Броненосный фрегат "Royal Alfred" - "Турецкие военные корабли периода войны 1877-1878 годов на Дунае"
- "Плавание крейсера "Karlsrhue".
Часть 4 - "Проекты эскадренных миноносцев военного времени в австро-венгерском флоте"
- "Германские миноносцы периода Второй мировой войны
- "Японские системы управления артиллерийской стрельбой"
- "Первые программы броненосного флота.
-
- 19 - 1998 / 01 - "Корабли флота Японии."
- Японские миноносцы и эскадренные миноносцы. 1878-1945 годы
- 20 - 1998 / 02 - "Корабли флота Японии."
- Сторожевые, эскортные и патрульные корабли, боевые катера, диверсионные средства
- 21 - 1998 / 03 - "Корабли флота Японии."
- Канонерские лодки, корабли минно-тральных сил, десантныех корабли и средства
- 22 - 1998 / 04- "Bismarck"
- 23 - 1998 / 05
- "Первые программы броненосного флота.
Часть 6. Броненосный фрегат "Achilles" - Проекты торпедных катеров в австро-венгерском флоте в 1914-1918 годах"
- "Линейные корабли Германии в 1906-1945 годах"
- "Германский линейный крейсер "Lutzow" в бою у Скагеррака"
- "Тенденции проектирования линейных кораблей в кайзеровском флоте. 1915-1918 годы"
- "Германские миноносцы периода Второй мировой войны
- "Первые программы броненосного флота.
- 24 - 1998 / 06
- "Проектирование авианосцев в фашистской Германии".
- "Французские контр-миноносцы межвоенного периода"
- "Проектирование авианосцев в фашистской Германии".
-
Германские миноносцы периода второй мировой войны
Продолжение серии статей (см."Бриз" 11 и 12 / 1996; 3, 4 и 6 / 1997).
Миноносцы следующего типа "FT/39" имели большие размеры и оказались весьма полезными кораблями для германского, а потом, по иронии судьбы, и для французского и советского флотов. Хотя проект имел обозначение собственнoe."Flottentorpedoboot/39" (миноносцы при эскадре), корабли этого типа никогда не использовались именно по этому назначению. Внешне они имели красивый и грациозный вид, с низким гладкопалубным корпусом, с подъемом в носу и хорошо видимым развалом носовых шпангоутов. В целом же внешний вид корабля создавал впечатление стремительности и изящества.
По первоначальному проекту (по состоянию на февраль 1940 года) полное водоизмещение равнялось 1668 тонн, а учитывая принятые на борт мины миноносцы имели полное водоизмещение 1733 тонн. Длина по конструктивной ватерлинии равнялась 97 метрам, а наибольшая (с учетом нависающего над водой клиперского носа) 102,5 метрам. Двухвальная установка с двумя турбозубчатыми агрегатами, как и на эсминцах, была эшелонированной - считая от носа в корму - КО- МО-погреб-КО-МО. Исходя из этого миноносцы получили две широко расставленные дымовые трубы.
Однако при расчетах бралось водоизмещение 1750 тонн, а длина волны принималась равной L/20 (1/20 длины корабля). При "конструктивном водоизмещении" 1415 тонн (полностью укомплектованный корабль с третью топлива, но без резервной воды для котлов) проектная скорость равнялась 34,5 узла при мощности 32.000 л.с. При этом расчетный расход топлива не превышал 0,57 кг/л.с. в час. Удельный вес энергетической установки составлял 11,765 кг/л.с.
К июлю 1941 года проект был несколько модифицирован. Без сомнения, этому способствовал полученный опыт боевых действий: корпус усилен, экипаж увеличен с 154 до 166 человек. Позже он был увеличен еще больше. Запас топлива возрос с 300 до 393 тонн. В результате полное водоизмещение составило 1776 тонн, а с 50 минами на борту 1841 тонн. Так как проектная мощность сохранилась прежней максимальная скорость снизилась на четверть узла. Расчетная мощность механизмов для режима крейсерской скорости 19 узлов увеличилась с 3940 до 4300 л.с. Дальность плавания на скорости 19 узлов увеличилась до 2400 миль. Вспомогательные механизмы включали паровой котел для работы на якорных стоянках, Турбогенераторная установка суммарной мощностью 160 кВт размещалась в машинных отделениях. Имелось также специальное отделение дизель-генераторов с тремя агрегатами мощностью по 80 кВт. Начиная с "Т.31" и на последующих имелось только два агрегата дизель-генераторов.
Для большей универсальности новых миноносцев они получили более мощное артиллерийское вооружение. Четыре 105-мм орудия "SKC/32", установленные на лафетах "С/32", были разнесены по всей длине корабля. Одно орудие размещалось в носу, другое перед второй дымовой трубой, два других были установлены в корме возвышенно одно над другим, причем на довольно большим расстоянии одно от другого. Среднее орудие имело ограниченные сектора обстрела.
Первый боевой опыт войны заставил также существенно усилить зенитное вооружение миноносцев. Как и на предыдущих проектах два 20-мм.автомата были установлены на крыльях носового мостика. В дополнение к ним две спаренных 37-мм. зенитки типа "SKC/30" разместили на специальных платформах по бортам сразу за второй дымовой трубой, а одну счетверенную установку с 20-мм. автоматами поместили на возвышенной площадке кормовой надстройки с хорошими секторами обстрела. Головной "Т.22" был достроен без счетверенки, но позже ее установили. Для управления артиллерийским огнем имелся 3-метровый дальномер и директор на мостике, данные от которого шли к трансмитерной станции на палубе платформы.
Торпедное вооружение составляли два трехтрубных аппарата с управлением от прицельного приспособления типа "TZA.2"co стабилизированной оптикой. Миноносцы "Т.22" - "Т.25" имели по одному прицелу, остальные - по два. Имелся также отдельный торпедный пост управления стрельбой, оборудованный вычислительным прибором фирмы Цейсс для расчетов угла упреждения, переключателем времени для стрельбы веером и полностью автоматическим вычислительным прибором УТС. Для передачи данных к торпедным аппаратам имелась специальная трансмитерная станция. На кораблях предусматривались только шесть торпед типа "G.7a". Запасных торпед не имелось.
По проекту можно было брать на борт 60 мин типа "ЕМС" (дополнительный вес в перегруз вместе с минными рельсами составлял 70 тонн), но выходить в море с минами можно было только при волнении не более 4 баллов и в любом случае, из-за проблем остойчивости необходимо было заполнять топливные бункеры только на 50 %. Кроме того, при наличии мин орудие N-4 не могло вести стрельбу.
Противолодочное вооружение составляли четыре бомбосбрасывателя с глубинными бомбами. Предусматривалась также аппаратура прослушивания "S-Gerat".
В целом проект оказался вполне удачным По мнению германского морского штаба, миноносцы могли использоваться на любых прибрежных театрах военных действий, где Германия вела войну, включая районы, опасные в отношении возможности сильного воздушного противодействия со стороны противника. По рекомендации морского штаба 105- мм. орудия имели возвышение 70 градусов для стрельбы по самолетам, но по-настоящему серьезного управления зенитным огнем миноносцы не имели. Но для боя с надводными кораблями миноносцы не совсем подходили, так как зачастую не могли достичь даже проектной скорости и с трудом давали 30 узлов.
До октября 1939 года планировалось построить большую серию миноносцев по этому проекту - им предполагалось присвоить литерные наименования вплоть до "Т.60", Но фактически их построили меньше. Миноносцы "Т.22" - "Т.30" строились фирмой "Schihau". "Т.31" - "Т.48" были заказаны фирме "Deschimag", a "Т.49" - "Т.52" - заводу "Germania" з Киле. Подрядчики для "Т.53" - "Т.60" выбраны так и не были. По строительному графику сдача флоту "Т.52" планировалась 1 апреля 1942 года, но начало боевых действий нарушило все планы, и 6 октября 1939 года из программы исключили миноносцы "Т.31" - "Т.60". Заказы на "Т.22" - "Т.ЗО" были выданы 10 ноября 1939 года, а заказы на "Т.31" - "Т.36" были задержаны до 20 января 1941 года. На это повлияло отсутствие необходимых материалов, а также большие проблемы с квалифицированными рабочими кадрами. Но и заказанные миноносцы строились очень медленно. К июню 1940 года проблемы с постройкой настолько обострились, что даты готовности установили только для "Т.22" и "Т.23". Первый из них был полностью укомплектован 28 февраля 1942 года, но театра военных действий он достиг только спустя восемь месяцев. В 1942 году были достроены еще три корабля, е 1S43 году - пять, в 1944 году - шесть. В ходе выполнения программы их строительства были сделаны некоторые изменения (не затрагивающие кардинальных переделок), включая уменьшение развала баковых шпангоутов для упрощения конструкции на последней группе миноносцев ("Т.31" - "Т.36").
Военных модернизаций было немного - заключались они в том, что в процессе достройки на тех кораблях, на которых успевали, учитывали военный опыт. По уже упоминавшейся ранее программе модернизации "Barbara" предполагалось новое усиление зенитного вооружения. Предусматривалось, что две спаренных 20-мм.зенитных установки типа "LM/44" разместят по бортам в носовой части палубы, а две одноствольных 37-мм.пушки типа "М/43" на лафетах типа "1/43" на крыльях мостика. Две спаренных 37-мм. установки типа "М/42" должны были заменить 37-мм.пушки типа "SKC/30". Кроме них, побортно на минных рельсах на специальных тумбах предполагалось два спаренных 20-мм.зенитных автомата типа "LM/44".
И вновь ситуация в конце 1944 года помешала довести эту программу до конца: лишь некоторые миноносцы получили по две дополнительных штатных установки на крыльях мостика, остальные корабли усиливали зенитное вооружение за счет имевшихся ресурсов баз.
К началу 1945 года только "Т.23", Т.28", "Г.ЗЗ" и "Т.36" оставались на плаву. По меньшей мере один из них, "Т.23" или "Т.28", получил две одноствольных 40-мм. или 37- мм. зенитки на крылья мостика и еще две одноствольных пушки вместо двух спаренных 37-мм.автоматов типа "SKC/30" по бортам от дымовой трубы, - то есть, всего четыре одноствольных пушки. Один из да ух других миноносцев, "Т.ЗЗ" или "Т.36", получил дополнительные зенитки на тумбах (tubs) впереди мостика,
(*) - Это орудие (как и некоторые другие) имело заводское (или конструкторское) обозначение "SKC/32" (Schne'lfeucrkanone '1932). При этом одновременно обычно указывался тип лафета, на котором оно устанавливалось. Иногда встречается иное несколько упрощенное обозначение орудия "TKC/32" (Schnellteuerkanone in Torpedobootslafette "1932), которым систему называли во флоте. Оно означало специальное предназначение системы и, как таковое, само по себе указывало тип лафета. Различий в характеристиках при этом не подразумевалось. Сказанное можно отнести и к некоторым другим арт.системам.
Калибр 105 мм.
Начальная скорость снаряда 780 м/сек.
Общая длина ствола 4,740 м. (45 кал.)
Длина лейнера 4,400 м. (42 кал.)
Давление газа в канале ствола 2850 кг/кв.см.
Живучесть ствола 4100 выстрелов
Сила отдачи при возвышении 0 град 22.600 кг.
Вес ствола с замком 1765 кг.
Макс.дальность стрельбы 15.175 м.
Вес снаряда 15,1 кг.
Вес взрывчатого вещества в снаряде 3,8 кг.
Длина снаряда 459 мм.
Общий вес боеприпаса 24 кг.
Длина цельного боеприпаса 1050 мм.
Вес установки 6750 кг.
вес люльки 655 кг.
вес фундамента и лафета 2100 кг.
вес прицельного оборудования 350 кг.
вес электропривода установки 210 кг.
вес щита (броня "Wsh") 1670 кг.
Углы возвышения + 70 /-10 град.
Один оборот штурвала перемещал орудие:
вертикальная наводка 3 град.
горизонтальная наводка 3 град.
Броня щита (лоб / верх и бока) 12/4 мм.
Как уже говорилось, от первоначального желания построить большую серию миноносцев типа "Т/39" с началом боевых действий пришлось отказаться, и только в конце 1942 года было решено продолжить работы над проектами новых миноносцев. В результате появился модифицированный вариант проекта "Т/39", который получил шифр "Т/41". Фактически это был несколько увеличенный тип миноносца "T/3S" водоизмещением 2190 тонн и с длиной корпуса по ватерлинии 102 метра. Внешние отличия от "Т.22" были небольшие, но увеличение длины позволило разместить дополнительную небольшую надстройку между мостиком и орудием N-1, на которой установили спаренный 37-мм.зенитный автомат типа "SKC/30". Для управления зенитным огнем были установлены носовой 3-метровый дальномер и артиллерийский директор на верхнем мостике.
Основным же отличием было увеличение мощности механизмов до 40.000 л.с. Но это никак не сказалось на скорости, лишь позволило сохранить наибольшую проектную скорость почти неизменной - 34 узла. Однако, несмотря на это, Морской Генеральный штаб, основываясь на печальном опыте "Т/39", ожидал только 31 узел.
Для управления торпедной стрельбой на новых миноносцах предусматривались два торпедных директора "TZA- 2", но, в отличии от кораблей проекта "Т/39", они не имели стабилизированной оптики. Подразумевалось, что стабилизированные "торпедные прицелы будут установлены позже, по мере поступления от промышленности, причем предполагалась установка прицелов с перископной системой кругового обзора, Центральный пост управления торпедной стрельбой и передаточная торпедная станция также были несколько упрощены - отсутствовала система автоматического управлений стрельбой. Правда предусматривалась установка в дальнейшем полуавтоматической системы. Сами торпедные аппараты имели гидравлические приводы, а не электрические, как прежде.
В целом же, по мнению штаба, проект " Т /41" можно было считать таким же улучшением над "Т/39", каким было улучшение эсминцев проекта "Z/36" над "Z/34".
Первоначально предполагалось построить шесть кораблей этого проекта, получивших литерные обозначения "Т.37" - "Т.42". В августе 1941 года для них заказали турбины на заводах фирмы "Schihau". Контракты на постройку самих кораблей были заключены 25 ноября 1942 года. Им были присвоены строительные номера No. 1538-1543. Еще а середине 1944 года предполагалось, что головной "Т.37" будет готов 30 декабря 1944 года, следующие за ним с интервалом 4-6 недель, а последний "Т.42" - 17 июля 1945 года. Но уже осенью срок достройки перенесли на два-три месяца. Теперь готовность "Т.37" ожидалась в феврале 1S45 года.
В середине 1943 года флот заказал еще шесть таких миноносцев - "Т.43" - "Т.48". Контракты на них были заключены 12 июня 1943 года, а 11 января 1944 года последовал заказ еще трех кораблей - "Т.49" - "Т.51", Соответственно они получили заводские, строительные номера No. 1636-1641 и No. 1717-1719. Вторая серия в некоторых деталях отличалась от первых кораблей, но предполагала установку артиллерийского директора типа "Flakleitgerat М/42" для управления зенитным огнем 105-мм.орудий. Причем предполагалось установить четыре одноствольных установки с орудиями SKC/32, которые из-за больших недопоставок их флоту решили заменить на SKC/30. Зенитная артиллерия включала новые 37-мм.автоматы "Flak М/42", хотя число стволов не увеличилось и оставалось тем же.
Всем этим планам осуществиться не удалось. Фронт не стоял на месте. Восточная Пруссия оказалась под угрозой оккупации Советской Армией, и 22 января 1945 года работа над миноносцами была остановлена. К этому времени только первые шесть миноносцев находились в большей или меньшей степени готовности. Из остальных только некоторые были заложены. Из первой шестерки только "Т.37", "Т.38" и "Т.39"' были очень близки к завершению, поэтому их было решено увести из Зльбинга, что и было сделано в конце января. Поз
же было решено эвакуировать еще один миноносец - "Т.40", однако во время буксировки, 12 марта его посадили на мель у Brossen'a. Несмотря на тяжелую обстановку немецких фронтов в Прибалтике попытки снять корабль были предприняты, однако успеха они не принесли. Из трех уведенных миноносцев только "Т.37" 9 марта включили в список кораблей, под
лежащих достройке по экстренной программе. Достроить быстро два других миноносца возможности не было. На "Т.38" успели установить только редукторы, а котлов и турбин еще не было. "Т.39" также не мог быть достроен в короткое время. Все три миноносца были затоплены союзниками в 1946 году.
Примечание. В выпуске "Бриз" 6/1997 на развороте стр.26/27 пропущен текст. На рисунке помещены чертежи германских миноносцев "Т.5" -"Т.8" и "Т. 11" - "T.12" постройки фирмы "Deschimag" в Бремене.