- 13 - 1997 / 01
- 14 - 1197 / 02
- "Корабли и суда китайской Сунгарийской флотилии в 1929 году"
- "Строительство лидеров эскадренных миноносцев проекта "38" на Амурском судостроительном заводе"
- "Лидер эскадренных миноносцев "Баку" проекта "38"
- "Линейные корабли Германии в 1906-1945 годах"
- "Немецкие линейные корабли типа "Н"
Часть 3
- 15 - 1997 / 03
- "Первые программы броненосного флота.
Часть 3. Броненосные фрегаты "Hector" и "Valiant" - "Линейный корабль "Воля" и батарея "Mirus"
- "Германские эскадренные миноносцы проектов "Z".
- "Сталинские линкоры.
Часть 2 Проектирование линейных кораблей для Советского Союза в Соединенных Штатах" - "Плавание крейсера "Karlsrhue".
Часть 1 и 2
- "Первые программы броненосного флота.
- 16 - 1997 / 04
- 17 - 1997 / 05 - "Корабли флота Японии."
- Подводные лодки. 1905-1945 годы
- 18 - 1997 / 06
- "Первые программы броненосного флота.
Часть 5. Броненосный фрегат "Royal Alfred" - "Турецкие военные корабли периода войны 1877-1878 годов на Дунае"
- "Плавание крейсера "Karlsrhue".
Часть 4 - "Проекты эскадренных миноносцев военного времени в австро-венгерском флоте"
- "Германские миноносцы периода Второй мировой войны
- "Японские системы управления артиллерийской стрельбой"
- "Первые программы броненосного флота.
-
- 19 - 1998 / 01 - "Корабли флота Японии."
- Японские миноносцы и эскадренные миноносцы. 1878-1945 годы
- 20 - 1998 / 02 - "Корабли флота Японии."
- Сторожевые, эскортные и патрульные корабли, боевые катера, диверсионные средства
- 21 - 1998 / 03 - "Корабли флота Японии."
- Канонерские лодки, корабли минно-тральных сил, десантныех корабли и средства
- 22 - 1998 / 04- "Bismarck"
- 23 - 1998 / 05
- "Первые программы броненосного флота.
Часть 6. Броненосный фрегат "Achilles" - Проекты торпедных катеров в австро-венгерском флоте в 1914-1918 годах"
- "Линейные корабли Германии в 1906-1945 годах"
- "Германский линейный крейсер "Lutzow" в бою у Скагеррака"
- "Тенденции проектирования линейных кораблей в кайзеровском флоте. 1915-1918 годы"
- "Германские миноносцы периода Второй мировой войны
- "Первые программы броненосного флота.
- 24 - 1998 / 06
- "Проектирование авианосцев в фашистской Германии".
- "Французские контр-миноносцы межвоенного периода"
- "Проектирование авианосцев в фашистской Германии".
-
Первые Программы Броненосного Флота
* Статья 3-я. Первые статьи этой серии см. сборники "Бриз-1" и "Бриз-7"
Броненосные фрегаты "Hector" и "Valiant"
Заложив на стапелях в 1859 году четыре броненосных фрегата, англичане ассигновали большое количество средств на их постройку и в ближайшее время не предполагали нового строительства. Однако быстрое пополнение французского флота броненосцами и нависшая угроза войны с Соединенными Штатами побудили вновь вынести на обсуждение парламента при подготовке проекта бюджета 1861/62 финансового года вопрос об усилении флота броненосцами. Парламент, прекрасно понимая место британского флота в мировой политике, без длительных дебатов согласился с требованиями адмиралтейства. Это позволило уже в 1861 году заложить одиннадцать новых броненосцев (часть из них перестраивались из деревянных винтовых линкоров), в числе которых были два батарейных фрегата совершенно нового типа - с бронепоясом по всей длине корпуса. Такая схема бронирования была вызвана желанием устранить недостатки четырех первых фрегатов типов "Warrior" и "Defence" - незащищенность бортов в оконечностях, доступность рулевой машины и винтов вражеским снарядам, а также слабость энергетической установки на двух последних фрегатах. Это потребовало пересмотра и изменения обводов подводной части корпуса в сторону увеличения полноты миделя, что обеспечило большую вместимость для размещения более сильных механизмов, увеличенных запасов и несколько усиленной артиллерии.
В самом начале 1861 года адмиралтейство предложило своим верфям и частным заводам в порядке конкурса разработать проект и условия на постройку двух броненосных фрегатов, одинаковых с "Defence", но с учетом требуемых адмиралтейством улучшений. Срок для этого давался небольшой - предложения от фирм и верфей принимались до 24 января 1861 года. После рассмотрения вариантов почти сразу же по выбранному проекту были заложены два корабля. Уже 1 февраля 1861 года на частной верфи "Westwood, Baillie & Со." в Попларе (близ Лондона) состоялась официальная закладка головного корабля "Valiant". Причем окончательная доводка чертежей и спецификаций производилась уже в процессе постройки. Это облегчалось тем, что новые фрегаты должны были быть во многом схожим с предыдущими кораблями "Defence" и "Resistance". Закладка второго фрегата "Hector" на частной верфи "R.Napier & Sons Ltd (Dalmuir)" в Глазго. Однако темпы строительства новых броненосцев сильно разнились. Если ставший головным "Hector" сошел со стапеля на воду уже в следующем году - 26 сентября 1862 года, то второй броненосец "Valiant" был спущен на воду только через два года после закладки - 14 октября 1863 года. Строительство задержалось не по вине завода, который вполне мог справиться с изготовлением корабля в говоренный контрактом срок. Виновато оказалось правительство, неравномерно выделявшее средства на строительство корабля, а также адмиралтейство, решившее воспользоваться задержкой для внесения некоторых изменений (в основном по части вооружения, они были введены и на "Hector'e"), еще больше задержавших готовность корабля.
В носовой части не имелось водореза и гальюна, присущих "Warrior". Форштевень таранной формы, в верхней части прямой, ниже ватерлинии переходил в небольшой шпирон, приспособленный для нанесения таранных ударов.
Иначе была выполнена и кормовая оконечность, которую сделали гораздо более прямой и затупленной - вместо эллиптической, с раковинами, как на прежних кораблях. Кроме того, на корме не имелось никаких украшений.
Верхняя и батарейная палубы сделаны железными и уложены на деревянные бимсы. Поверх железных листов на палубах был сделан деревянный настил.
Каждый фрегат был снабжен семью различными шлюпками для повседневных нужд и в качестве спасательных средств.
- Два 42-футовых барказа,
- Два 30 футовых и один 23-Футовый катера,
- Одна 32-футовая и одна 24-футовая четверка.
"Hector" | "Valiant" | |||
Водоизмещение | 6409 ts | 6364 ts | ||
Вместимость (полезная нагрузка) | 4089 ts | 4063 ts | ||
Длина между перпендикулярами | 280'2" | 85,40 м. | 280'0" | 85,35 m. |
Длина по килю | 241 '6,5" | 73,62 m. | 241 '4,9" | 73,58 m. |
Ширина с броней | 56'5" | 17,20 м. | 56'4" | 17,17 м. |
Глубина интрюма | 19'0" | 5,79 m. | 19'0" | 5,79 m. |
Осадка по чертежу: носом | 24'0" | 7,32 m. | 24'2" | 7,37 m. |
кормой | 25'7" | 7,80 m. | 25"2" | 7,67 м. |
Осадка на испытаниях: носом | 24'2" | 7,37 m. | 23'6" | 7,19 м. |
кормой | 25'8" | 7,82 м. | 24'6" | 7,46 м. |
Площадь погруженной части: | ||||
мидель-шпангоута | 109,90 kb.m. | 109,63 кв.м. | ||
грузовой ватеолинии | 1108,24 кв.м. | 1102,29 кв.м. |
(по книге Д.Мертваго "Таблицы броненосных кораблей всего мира")
Пустой корпус с отделкой 3260 т.(51,17 %)
Вертикальная броня с подкладкой 1287 т.(20,20 %)
Механизмы с водой в котлах 642 т.( 10,08 %)
Запас топлива 450 т.(7,06 %)
Артиллерия с припасами 291 т.(4,57 %)
Различные запасы, рангоут, такелаж, паруса и иное 441 т.(6,92 %)
ВСЕГО: 6371 т.(100,0 %)
По первоначальному проекту оба броненосца предполагалось вооружить двадцатью гладкоствольными пушками весом по 4,75 тонн, установленными в батарее. Еще четыре более крупных орудия - 110-фунтовых казнозарядных пушки Армстронга - планировалось разместить на верхней палубе "ромбом". Такое расположение артиллерии позволяло вести стрельбу на один борт из двенадцати пушек батареи и трех с верхней палубы. При этом вес залпа равнялся 1146 фунтам (816+330 фунтов), что 8 пересчете составляет 519,83 кг.
Однако появление мощных нарезных орудий на время вытеснило гладкоствольную артиллерию. Переработанный проект теперь предполагал двадцать орудий, из которых в батарее размещались по четыре 203-мм.(8") орудия весом по 9 тонн и двенадцать177-мм.(7") орудий, весом по 6,5 тонн. Еще четыре таких же 177-мм. орудия устанавливались на верхней палубе. Там же находились несколько небольших малокалиберных орудий, предназначавшихся для действий против минных шлюпок и в качестве десантных.
В новом варианте вес залпа орудий на каждый борт равнялся 436,82 кг., в нос и корму - по 116,12 кг.
Для пополнения запаса бомб Мартина в передней части котельного отделения была установлена специальная вагранка для переплавки металла в бомбы.
Орудийные порты были сделаны амбразурой и имели размеры в свету 1,07 метра и в ширину снаружи 0,61 метра. Нижние кромки портов возвышались над ватерлинией примерно на 2 метра. Углы обстрела орудий батареи составляли 25-30 градусов от траверза порта.
Как и на предыдущих кораблях типа "Defence" использование носового шпирона оказалось затруднительным по тем же самым причинам - недостаточная поворотливость и еще меньшая скорость. Кроме того, небольшие размеры шпирона и его неглубокое расположение ниже ватерлинии создавали дополнительные трудности.
По расположению бронирования эти корабли резко отличались от предшествующих им броненосцев. Бортовая броня закрывала батарею по всей длине корпуса. Но ниже батарейной палубы, то есть - на уровне ватерлинии, бронировалась только средняя часть корпуса. При этом бронепояс опускался ниже ватерлинии на 1,52 метра (5 футов), а по высоте переходил в бронированную батарею и доходил до верхней палубы. В оконечностях, на расстоянии 9 метров от форштевня (29,5 футов) и 11,28 метров от ахтеоштевня (37 футов) ватерлиния не защищалась броней на высоте 1,5 метра - до высоты бимсов батарейной палубы (5 футов от ватерлинии). Таким расположением брони достигалось облегчение оконечностей и увеличивалась их плавучесть.
Длина броневого пояса на уровне ватерлинии 213'0" 64,92 м.
Толщина плит пояса и траверзов 4,5" 114 мм.
Толщина подкладки под броню 18" 457 мм.
Толщина обшивки под подкладкой 5/8" 15,9 мм.
Высота бронирования борта:
в средней части корпуса 19" 5,79 м.
в оконечностях 9'0" 2,74 м.
Общий вес брони 912 тонн
Общий вес подкладки 375 тонн
Таким образом, в оконечностях борт бронировался только в пространстве между батарейной и верхней палубами, оставляя открытыми руль и винт.
Незащищенные части ватерлинии отделялись от защищенных носовым и кормовым бронетраверзами той же толщины, что и бортовая броня.
Броневые листы пояса и траверзов укладывались на двухслойную тиковую подкладку (по устройству аналогичную подкладке "Warrior" - см. также "Бриз-1") Сама подкладка крепилась на железную обшивку корпуса Листы брони крепились к борту броневыми болтами. Как и на "Defence" на этих броненосцах отказались от крепления броневых плит между собой в замок", ограничившись их пристыковкой друг к другу кромками. Плиты укладывались горизонтально.
Батарейная и верхняя палубы, собранные из 1/2" листов прокатного железа, уложены под деревянным настилом на железных бимсах.
Основной недостаток принятой на броненосцах схемы бронирования - незащищенность ватерлинии в оконечностях. И хотя при этом достигалось облегчение оконечностей корпуса, конструкторы не смогли таким образом устранить одно из основных замечаний предыдущих проектов - открытое, без броневой защиты, расположение рулевого устройства и движителя Прикрытие носовой и кормовой части батареи не давало тех преимуществ, которые получили бы авторы проекта, защитив броней всю ватерлинию. Поэтому дальнейшего развития эта схема бронирования не получила. В итоге, в отношении бронирования, броненосные фрегаты типа "Hector" оказались единственными в своем роде кораблями.
Оба фрегата имели горизонтальные паровые машины, двухцилиндровые, с прямой передачей вращения на вал
Номинальная мощность 800 HP
Диаметр цилиндров 2,08 м. (82")
Ход поршня 1,22 м.(48")
Кроме главной паровой машины на каждом броненосце была установлена небольшая машина в 40 лс, предназначавшаяся для привода помп. Данные помпы могли использоваться как для откачивания воды гак и для нагнетания ее в пожарную магистраль. Эта же машина приводила в действие вентиляторы Ллойда и мусороподъемник из машинного отделения
Шесть трубчатых, четырехтопочных котлов пролетного типа. Котлы располагались в двух бортовых котельных отделениях, по три котла в каждом. Рабочее давление пара в котлах составляло 22 фунта на кв. дюйм
На "Hector" был установлен один двухлопастный винт Гриффита диаметром 6,096 метра (20 футов), с возможностью подъема его на палубу. Винт "Valiant" был несколько видоизменен Модслеем, который изготовлял механизмы для броненосца. Как и на "Hector" он был двухлопастный и мог быть поднят на палубу. Диаметр винта был несколько больше - 6,148 метра (20 футов и 17м). Шаг винтов на обоих кораблях можно было изменить разворотом лопастей. Пределы изменения шага составляли 6,858 - 8,382 метра (22,5 - 27,5 футов).
Вместимость угольных бункеров составляла 450 тонн. Во время приемных испытаний выяснилось, что в режиме полной мощности расход угля равнялся около 2 кг./лс в час. Таким образом, расчетная дальность плавания равнялась 1300 миль, а топлива могло хватить на 108 часов полного хода. Однако, в дальнейшем, во время службы фрегатов, и в частности во время испытаний в Английском канале, выяснилось, что фактический расход топлива оказался несколько больше, отчего автономность по запасам топлива сократилась до 98 часов полного хода.
В 1874-1876 годах на фрегатах были установлены новые котлы - более производительные, а также произведены некоторые другие работы в машине.
Броненосец "Hector" вышел на мерную милю в 1864 году и на первой пробе показал усредненную по результатам пробегов скорость 11,488 узла, но так как контрактная скорость (11,75 узла) достигнута не была, на следующий день испытания повторили, и фрегат показал 11,843 узла.
Через два месяца, во время официальной передачи, машины корабля развили индикаторную мощность 3256 IHP, что позволило броненосцу развить скорость 12,358 узла. Скорость среднего хода оказалась равной 9,872 узла на первой пробе и 10,242 - на второй пробе при 1790 IHP.
Однако результаты, достигнутые "Hector", многими специалистами не признавались действительными, так как для их достижения были приняты специальные меры. На корабле перед испытаниями были сняты несколько орудий, вагранка, часть иных запасов, и в том числе 100 тонн угля. К тому же на пробе был использован отборный уголь, а в состав машинной команды включили опытных заводских кочегаров. Фактической полной скоростью признавали 11 узлов. Правильность этого мнения была подтверждена в ходе эксплуатации фрегата. Так на испытаниях полного хода в море 1 ноября 1866 года при небольшой зыби "Hector" показал только 10 узлов при 2101 IHP.
Результаты испытаний на поворотливость оказались сравнительно неплохими и вполне удовлетворили Адмиралтейство. Площадь погруженной части руля равнялась 13,61 кв. метров (146,5 кв. футов). Время полной циркуляции на полном ходу во время последней пробы оказалось менее 6 минут (с момента начала поворота, без учета времени перекладки руля). При положении руля право на борт 20 градусов оно равнялось 5 мин. 49 сек., а при положении руля лево на борт 20 градусов составило 5 мин. 24 сек. Диаметр циркуляции при этом составлял 2,5 - 3 длины корабля.
Второй корабль, "Valiant", после спуска на воду был зачислен в паровой резерв и на официальные испытания механизмов вышел только в октябре 1865 года. При этом броненосец не имел полной нагрузки (без провизии, орудий, части личного состава с багажом, некоторых запасов). По результатам шести пробегов на мерной миле скорость оказалась 12,670 узлов при индикаторной мощности 3560 IHP. Скорость среднего хода 9,6 узлов. Поворотливость оказалась несколько хуже, но вполне приемлемой в сравнении с другими броненосцами. Время полной циркуляции влево 6 мин. 13 сек. вправо - 5 мин. 6 сек. Диаметр циркуляции примерно такой же как у головного корабля - 2,5-3 длины корпуса.
Как и свои предшественники оба фрегата сохранили полное парусное вооружение и имели оснастку трехмачтового барка. Мачты железные, со стеньгами и брам-стеньгами. Короткий бушприт простого типа, при действии тарана убирающийся внутрь.
Площадь парусности равнялась 1988,12 кв. метров (21.400 кв.футов).
Высота от ватерлинии:
Клотик фок-мачты 41,00 м.
Клотик грот-мачты 42,37 м.
Клотик бизань-мачты 38,56 м.
Вес с принадлежностями:
Вес рангоута 78,5 т.
Вес такелажа 52,75 т.
Вес парусов с запасными 9,5 т.
Последующие испытания и эксплуатация показали, что "Hector" - один из худших броненосцев на парусном ходу. Адмирал Иельвертон в рапорте от 1866 года по итогам сравнительных испытаний в Английском канале отметил, что "Hector" вообще оказался "дурным" судном.
Фрегат отличался очень быстрой и порывистой качкой, при ходе сильно зарывался носом. По предложению адмирала Дакресса носовая часть была облегчена. Это довольно существенно улучшило его мореходность, но только при состоянии моря до 7 баллов. Так, например, в парусных гонках фрегат два
раза оказался вторым среди шести-восьми броненосцев. При более сильных ветрах и на зыби "Hector" сразу терял свои преимущества и не мог даже хорошо выполнить оверштаг, хотя в иную погоду легко поворачивал за 9-10 минут, что для броненосного корабля считалось неплохим результатом.
Крен при боковой качке достигал 20 градусов при 10 колебаниях в минуту. При этом порты сильно заплескивались водой, отчего действие артиллерии было сильно ограничено. На океанском волнении фрегат плохо освобождался от воды, обильно черпая ее особенно при уходе от волны.
По предложениям опытных моряков однодеревки фок- и грот-стеньги были заменены на обычные стеньги с брам-стеньгами. Это улучшило парусные ходовые качества, но, тем не менее, он все равно оставался одним из худших парусников.
На сравнительных паровых испытаниях "Hector" тоже не смог показать себя с лучшей стороны. В гонках броненосцев он обходил только слабые небольшие броненосцы береговой охраны.
Автономность по запасам питьевой воды (57,5 тонн) составляла 8 недель, по запасам провизии (29,5 тонн для команды в бочках и 23,5 тонн для офицеров в ящиках) - 12 недель.
При вступлении в строй штатный экипаж фрегатов составлял 507 человек. Позднее его увеличили до 605 человек.
Новизна конструкции вызвала некоторое удорожание постройки, но все-таки эти броненосцы считались сравнительно недорогими судами. Данные о стоимости кораблей смотрите в таблице.
"Hector" | "Valiant" | |
Корпус с броней | 237.911 фт.ст. | 264.443 фт.ст. |
Механизмы и отделка | 45.738 фт.ст. | 48.323 фт.ст. |
Рангоут, такелаж, паруса и запасы | 10.969 фт.ст. | 12.449 фт.ст. |
ВСЕГО: | 294.618 фт.ст. | 325.215 фт.ст. |
С 12 % накладных расходов | 299.050 фт.ст. | 327.947 фт.ст. |
В целом, корабли оказались неудачными. Несмотря на очень близкие размеры с предыдущим типом "Defence" в противоположность им новые фрегаты оказались маломореходными; и в паровом, и в парусном отношениях они не показали себя и вполне заслуженно считались плохими ходоками. Увеличение площади бронирования не принеся ощутимых выгод сильно перетяжелили оконечности. А увеличение номинальной мощности механизмов не увеличило фактической реальной скорости, хотя на официальных испытаниях были получены более высокие результаты. Дальнейшего развития этот тип корабля не получил.
После трехлетних плаваний в Английском канале "Hector" был переведен в паровой резерв. Его собрат сразу после приема в казну был приписан к порту и, за редким исключением, не выходил в море, постоянно числясь в паровом резерве. По прошествии пяти с половиной лет он был перечислен в береговую стражу.
В 1874-1875 годах оба фрегата прошли капитальный ремонт по корпусу и механизмам, во время которого на "Hector" заменили старые котлы на новые более производительные.
Таким образом, корабли типа "Hector" стали первым в английском флоте опытом усовершенствования схемы размещения бронирования, однако этот первый опыт оказался неудачным.
(Д.Мертваго "Современные военные флоты" 1878 г.)
"Hector" | "Valiant" | |
Водоизмещение | 6713 т. | 6713 т. |
Длина между перпендикулярами | 2804" / 85,37 м. | 280'1" / 85,37 м. |
Ширина с броней | 56'5" / 17,20 м. | 56'3" / 17,15 м. |
Осадка фактическая: носом | 24'2" / 7,36 м. | 23'5" / 7,14 м. |
кормой | 25'7,5" / 7,81 м. | 24'5" / 7,44 м. |
Броневая защита борта | 4,5" / 114 мм. | 4,5я / 114 мм. |
Вооружение | 2 - 8" и 16 - 7" пушек | 2-8" и 16-7" пушек |
Скорость полного хода | 12,3 узла | 12,6 узла |
Мощность машин | - | 3560 и.л.с. |
Парусность | барк | барк |
Тип нинта | подъемный Гриффита | подъемный Гриффита |
Диаметр винта | - | 20,17 фут / 6,148 м. |
Площадь руля | - | 146,5 кв.фут / 13,22 кв.м. |
Полная циркуляция: время | - | 5 мин. 40 сек. |
диаметр | - | 1692 фут / 515 м. |
Корпус с отделкой без брони | 48,8 % / 3279 т. | 48,8 % / 3279 т. |
Артиллерия с запасами | 4,3 % / 291 т. | 4,1 % / 291 т. |
Броня борта с подкладкой | 19,0 % / 1282 т. | 19,0% / 1282 т. |
Машины и котлы с водой | 9,5 % / 642 т. | 9,5 % / 642 т. |
Запас топлива | 6.7 % / 450 т. | 6.6 % / 450 т. |