- 13 - 1997 / 01
- 14 - 1197 / 02
- "Корабли и суда китайской Сунгарийской флотилии в 1929 году"
- "Строительство лидеров эскадренных миноносцев проекта "38" на Амурском судостроительном заводе"
- "Лидер эскадренных миноносцев "Баку" проекта "38"
- "Линейные корабли Германии в 1906-1945 годах"
- "Немецкие линейные корабли типа "Н"
Часть 3
- 15 - 1997 / 03
- "Первые программы броненосного флота.
Часть 3. Броненосные фрегаты "Hector" и "Valiant" - "Линейный корабль "Воля" и батарея "Mirus"
- "Германские эскадренные миноносцы проектов "Z".
- "Сталинские линкоры.
Часть 2 Проектирование линейных кораблей для Советского Союза в Соединенных Штатах" - "Плавание крейсера "Karlsrhue".
Часть 1 и 2
- "Первые программы броненосного флота.
- 16 - 1997 / 04
- 17 - 1997 / 05 - "Корабли флота Японии."
- Подводные лодки. 1905-1945 годы
- 18 - 1997 / 06
- "Первые программы броненосного флота.
Часть 5. Броненосный фрегат "Royal Alfred" - "Турецкие военные корабли периода войны 1877-1878 годов на Дунае"
- "Плавание крейсера "Karlsrhue".
Часть 4 - "Проекты эскадренных миноносцев военного времени в австро-венгерском флоте"
- "Германские миноносцы периода Второй мировой войны
- "Японские системы управления артиллерийской стрельбой"
- "Первые программы броненосного флота.
-
- 19 - 1998 / 01 - "Корабли флота Японии."
- Японские миноносцы и эскадренные миноносцы. 1878-1945 годы
- 20 - 1998 / 02 - "Корабли флота Японии."
- Сторожевые, эскортные и патрульные корабли, боевые катера, диверсионные средства
- 21 - 1998 / 03 - "Корабли флота Японии."
- Канонерские лодки, корабли минно-тральных сил, десантныех корабли и средства
- 22 - 1998 / 04- "Bismarck"
- 23 - 1998 / 05
- "Первые программы броненосного флота.
Часть 6. Броненосный фрегат "Achilles" - Проекты торпедных катеров в австро-венгерском флоте в 1914-1918 годах"
- "Линейные корабли Германии в 1906-1945 годах"
- "Германский линейный крейсер "Lutzow" в бою у Скагеррака"
- "Тенденции проектирования линейных кораблей в кайзеровском флоте. 1915-1918 годы"
- "Германские миноносцы периода Второй мировой войны
- "Первые программы броненосного флота.
- 24 - 1998 / 06
- "Проектирование авианосцев в фашистской Германии".
- "Французские контр-миноносцы межвоенного периода"
- "Проектирование авианосцев в фашистской Германии".
-
Первые программы броненосного флота
Статья 4-я. Первые статьи этой серии см. сборники "Бриз" 1 (1995), 7 (1996) и 3 (1997).
Броненосные фрегаты типа "Caledonia"
Быстрый рост французского броненосного флота вызвал у английского Адмиралтейства опасения потери первенства на море. 26 июля 1861 года лорд Пальмерстон при обсуждении дополнительного кредита Адмиралтейству произнес зажигательную речь в Парламенте, сильно испугав британскую общественность:
"Французское правительство в настоящую минуту действительно имеет на воде шесть броненосных судов, обладающих большой силой, причем два из этих судов двухдечные корабли... (*)(*) Это "La Gloire", L'invincible", "La Normandie", "La Courone", двухдечные "Magenta" и "Soiferino" и десять типа "La Gauloise", из которых только один "Heroine" железный. Последний строился в Лориане, на том же стапеле, с которого был спущен на воду "La Courone" - броненосец, который должен был стать первым французским железным броненосцем, но из-за малых запасов железа на французских морских арсеналах был построен деревянным.
Мы знаем два типа "Defence", три типа "Caledonia", два типа "Royal Oak" и один башенный корабль по системе Кольза."
Соотношение для Парламента оказалось неприятным сюрпризом. Масла в огонь подлили пугающие общественность, но неизвестно на чем основанные, слухи о предстоящей высадке французских войск на британских островах, а также о скорой войне с Соединенными Штатами - более реальные из-за обострившихся отношений с САСШ. В связи с этим, Парламент тут же утвердил новые 250 тысяч фунтов стерлингов для броненосного флота, в дополнение к 850 тысячам, ассигнованным чуть раньше. Помимо этого, бюджет 1861/1862 финансового года предусматривал дополнительные значительные средства на усиления флота.
Учитывая длительность постройки новых железных броненосцев, Адмиралтейство, торопясь пополнить флот, решилось на более простой путь, уже опробованный во Франции, - переоборудовать шесть деревянных 91-пушечных винтовых линкоров стандартного типа в броненосцы. Помимо уменьшения сроков строительства, подобное решение вопроса обошлось бы Адмиралтейству гораздо дешевле. В марте 1861 года в Девонпорте были остановлены работы на заложенном в прошлом августе линкоре "Ocean". Вскоре замерло строительство еще на трех кораблях - в Пемброке и в Вуличе. В июне были остановлены работы в Чатаме на линкоре "Royal Oak", а в августе в Вуличе на корабле "Repulse".
Однако решение о перестройке фрегатов для британского флота не всеми было принято благожелательно. До этого в печати известные английские кораблестроители Айзек Уаттс (Isaak Watts; автор чертежей железных броненосцев типов "Warrior", "Defence", "Hector" и последующих "Achilles" и типа "Minotaur") и Уильям Скотт-Рассел (William Scott Russel; строитель множества судов с железным корпу- пусом) выставляли напоказ все недостатки французских "панцирных" броненосцев и превозносили достоинства железного броненосного флота. А теперь также, что во Франции не только начаты постройкой, но и сделаны все необходимые распоряжения к окончанию в скорейшем времени десяти железных броненосных судов самых больших размеров. Во Франции это решение было окончательно утверждено еще в декабре 1860 года, и если до мая 1861 года не спешили проводить его в исполнение, то это потому только, что хотели положительно увериться, чему держаться при их постройке относительно морских и боевых качеств... Постройка их будет окончена, по всей вероятности, в 18 месяцев. И тогда все перечисленное составит шестнадцать броненосных судов. Но и это еще не все. Франция имеет еще одиннадцать плавучих батарей, как их называют там, но из них две или три есть сильные военные суда со всеми морскими качествами. Следовательно, в итоге будет двадцать семь судов, которые Франция может выставить совершенно готовыми к действию на море, не позже как через два года."
К этому сообщению Пальмерстона Парламенту было добавлено, что "в настоящее время у нас пятнадцать броненосных судов, частью построенных и большей частью строящихся. Из них в течение 1862 года на воде предполагается иметь одиннадцать, в 1863 году будет тринадцать, а в 1864 году - шестнадцать, включая одно судно нового типа. В их числе три типа "Warrior" [включая "Achilles"], три типа "Minotaur" только что заказанных, два типа "Hector", Адмиралтейство само обратилось к деревянным броненосцам. Скрепя сердце, эти видные, всеми признанные кораблестроители, смирились с необходимостью их появления. Однако летом 1862 года Адмиралтейство сообщило о решении строить деревянные броненосные корабли по проектам Эдварда Рида (корветы "Enterprise", "Research", "Favorite" и фрегат "Zealous"), одновременно приняв его на правительственную службу и вскоре назначив главным строителем флота. Это вызвало бурю негодования. В начале августа Скотт-Рассел через газету "Times" публично заявил, что Адмиралтейство "...тратит огромные капиталы без всякой пользы для нации". С опровержением его доводов выступил Рид, указывающий, что Британия с ее разбросанными колониями, должна иметь не только линейные броненосцы, но и бронированные крейсеры - корветы. Но уже 13 августа Скотт-Рассел опубликовал новое письмо, в котором обвинял Эдварда Рида и поддерживающего его герцога Соммерсетского в бесполезной трате 12 миллионов фунтов стерлингов, выделенных в общей сложности на кораблестроение по смете 1861/62 года и еще 8 миллионов, выделение которых на эти же нужды предполагалось по дополнительным ассигнованиям до 1864 года. Из этой суммы Скотт-Рассел выделил только 3,5 миллиона потраченных с пользой, за которую он посчитал уже построенные или еще строящиеся шесть броненосцев типов "Warrior", "Achilles" и "Minotaur". Все остальные строящиеся броненосцы, включая четыре типов "Defence" и "Hector" и пять типа "Caledonia" и "Royal Alfred", а также все предполагаемые броненосцы Рида, он определил как "тяжкое бремя для флота". Еще больше страстей он добавил в выступлении в королевском институте Великобритании, намекая, что герцог Соммерсетский сознательно тормозит строительство больших железных броненосцев (имея в виду "Achilles" и типа "Minotaur"). В подтверждение Скотт- Рассел привел ответ герцога Соммерсетского на вопрос, почему нельзя ускорить строительство железных броненосцев, вместо того, чтобы строить деревянные. Герцог ответил, что "...Парламент не имеет надобности торопиться".
Тем не менее, Адмиралтейство не считало нужным отказаться от своего намерения, и решение о переделке кораблей осталось в силе, так же как и решение о строительстве кораблей Рида. Всего для переделки были выбраны шесть кораблей, находящихся на стапелях в недостроенном состоянии, но уже почти готовых. Работы по их строительству были приостановлены еще в первой половине 1861 года и затем, после решения Парламента, в течение нескольких месяцев, эти корабли были перестроены в 50-пушечные броненосные фрегаты. Из этих шести кораблей четыре были примерно одинаковы ("Royal Oak" отличался от остальных меньшей мощностью машины и имел только одну дымовую трубу) и могут быть отнесены к одному типу. Еще один линкор, "Repulse", перестраивался по отдельному проекту и настолько долго, что к моменту готовности оказался явно устаревшим кораблем. Шестой и наименее готовый корабль "Royal Alfred" первоначально достраивался по проекту, одинаковому с первыми четырьмя линкорами, но еще до готовности корабля было решено достроить его по измененному чертежу с усиленной броневой защитой, что было вызвано обобщением результатов опытов с броней, проведенных в Шибуринессе и показавших недостаточность ранее применявшейся толщины брони. (*(*) Довольно часто в литературе встречается ошибочные сообщения, что одним из этих линкоров был "Zealous", который на самом деле был заложен как 34-пушечный фрегат в 1859 году в Пемброке и не имел отношения к данной программе. Его перестройка в казематный броненосец с самого начала проводилась по проекту Эдварда Рида.
Известно также, что в конце 1862 года Адмиралтейству предлагалось заменить "Royal Alfred" (постройка которого задерживалась из-за нововведений) 91-пушечным однотипным линейным кораблем "Bulwark", строящимся в Чатаме. Однако предложение всерьез не рассматривалось, так как "панцирные броненосцы" оставались все-таки для британского флота временной мерой. Кроме того, вступили в действие и чисто технические причины. "Bulwark", заложенный еще как парусный линкор, было необходимо оборудовать паровой машиной, а это требовало проведения обычного для того времени мероприятия - разделения корпуса в средней части, раздвижки половин и вставки специального отсека с паровой машиной. Естественно, это заняло бы некоторое время, понадобились бы большие расходы. Помимо этого требовалось время и для изготовления самой паровой машины, так как механизм, предназначавшийся для "Bulwark", был передан на "Royal Oak".)
В результате проведенных работ британский королевский флот получил четыре недорогих для казны, но вполне крепких и добротных броненосных фрегата, не уступающих по огневой мощи большинству французских броненосцев.
Задуманные для недолгого срока службы эти корабли эксплуатировались "на износ" и в 1875 году по ветхости были исключены из списков действующего флота и перечислены к порту как негодные к службе портовые суда.
Переоборудование кораблей проводилось правительственными королевскими верфями - теми же, на которых они в свое время были заложены. Работы по перестройке начались летом 1861 года - приказ о начале работ был получен в июле. И уже осенью следующего года три из них сошли на воду. В среднем ежедневно на каждом корабле трудилось по 300 человек.
Первым 10 сентября 1862 года в Чатаме при большом стечении народа был спущен со стапеля "Royal Oak", а в этом же месяце, 27-го числа, в Пемброке второй фрегат "Prince Consort", первоначально носивший имя "Triumph". Через месяц, 24 октября за ними последовал "Caledonia", строившийся королевской верфью в Вуличе. Четвертый фрегат верфь в Девонпорте не успела подготовить к спуску до конца осени. Так как наступившие холода и усложнившаяся ледовая обстановка могли помешать кораблю сойти на воду, Адмиралтейство решило не рисковать, и "Ocean" коснулся морской воды только 19 марта 1863 года.
В целом конструкция корпуса была изменена только в части тех усовершенствований, которые соответствовали новым требованиям Адмиралтейства - изменение вооружения и установка брони поверх деревянного корпуса.
Это были обычные 91-пушечные двухдечные корабли водоизмещением 3715 ts, строящиеся в то время в Англии в довольно большом количестве.
При перестройке на них была срезана верхняя палуба, а корпуса удлинены на 7 метров (20 футов). Первоначальный набор оконечностей был снят и сделан несколько острее. Для компенсации добавочных весов, из-за которых высота орудийных портов над ватерлинией уменьшалась, пришлось поднять бывшую нижнюю палубу на 0,3 метра. При этом высота междупалубного пространства оказалась 2,2 метра (7 футов).
За исключением некоторых подкреплений под броней, конструкция корпусов осталась прежней. Набор собирался не сплошным - между шпангоутами имелись пространства, не везде заполняемое деталями набора, так называемые "открытые шпации". Об
щая толщина деревянного борта доходила до 32 дюймов (812 мм.) при толщине наружной обшивки от 6 до 8 дюймов (152-203 мм.).
Толщина борта ниже ВЛ:12" (внутренняя обшивка) + 14" (набор) + б" (наружная обшивка) = 32"
Толщина борта под броней: 8" (внутренняя обшивка) + 14" (тимберсы) + 8" (наружная обшивка) + 4,5" (броня) = 34,5"
Отличие в конструкции корпуса состояло в упоминавшихся подкреплениях под броней, предложенных к установке на кораблях корабельным инженером Торнером, - над орудийными портами посредством специальных железных полос были устроены
металлические своды, обшитые деревом. Кроме того, между набором и обшивкой были размещены железные полосовые ридерсы, которые, взаимно пересекаясь, доходили до днищевого стрингера (3-й или 4-й пояс обшивки от киля, то есть не доходят до киля примерно на метр) и создавали дополнительную жесткость бортам. Перед зашивкой ридерсов их густо смазывали специальным составом из густой угольной смолы (mineral tar) и скипидара.
Бимсы и кницы верхней палубы изготовлялись из железа. На концах бимсов по всей длине судна был уложен пояс из железных листов, скрепленный с корпусом угловым железом. Кницы набора крепились к борту болтами, проходящими сквозь деревянные детали набора и обшивки и заклепанных на железных полосах, специально уложенных под наружной обшивкой напротив книц. На бимсы верхней палубы были уложены железные листы, более толстые ближе к борту. Сверху они прикрывались дубовой настилкой толщиной 4 или 5,5 дюймов (102 или 140 мм). Бимсы батарейной палубы - деревянные. Впереди грот-мачты на палубе была размещена бронированная капитанская рубка.
Корму сделали довольно массивной, кормовой колодец для подъема винта во время передвижения под парусами оборудован не был. Отсутствие колодца, помимо улучшения крепости кормовой части корпуса, позволяло упростить и удешевить работы по корпусу и машине.
Форштевень в подводной части имел специальное подкрепления для возможной установки таранного шпирона. Контр-топтимберсы в корме были уклонены внутрь для защиты винта. Княвдигеда и носовой фигуры не было, но зато сохранились обычные для того времени резьбовые украшения, - как в носу, так и в корме. Это была дань традиции, память об уходящей эпохе парусного флота.
Интересно отметить, что эти корабли, создававшиеся как временный противовес французским "панцырным" броненосцам (до вступления в строй королевского флота полноценных броненосцев с железным корпусом) послужили своеобразным полигоном для испытания всяческих новшеств, вводимых в этот период на флоте. Правда, большинство из них оказались неудачными и в ближайшем будущем не применялись.
В частности, на этих фрегатах, по предложению капитана Феншоу, была оригинально устроена система вентиляции внутренних помещений. Железные мачты, полые внутри, использовались как вентиляционные шахты для вытяжки воздуха, для чего в мачтах были проделаны отверстия, а во внутренних помещениях в верхней части переборок устроены решетки из железного прута.
Другим новшеством было применение световых люков. Желая обойтись как можно меньшим количеством отверстий в броне конструкторы попытались решить проблему освещения угольных ям с помощью крышек люков из толстого стекла. Но и это новшество оказалось малоэффективным и позже пришлось установить обычные крышки, а в бортах прорезать иллюминаторы, позволившие работать при нормальном освещении.
Еще менее полезным оказалось другое устройство, появление которого на фрегатах было вызвано тем же желанием - до минимума сократить количество отверстий в броне. На этот раз дело касалось палубных шпигатов. Они объединялись по несколько штук, и вода по общей, более толстой трубе, проходящей по внутренней стороне обшивки, выводилась за борт ниже ватерлинии на 1,2 метра - на уровне нижней кромки броневого пояса. Как показал опыт эксплуатации фрегатов это устройство оказалось даже опасным для них. В октябре 1863 года
"Prince Consort" на переходе из Плимута в Ливерпуль в Ирландском канале попал в сильный шторм и заливался водой настолько сильно, что пришлось стать на якорь в укромном месте, чтобы спастись от гибели. Осмотр показал, что вода во внутренние помещения попадала сверху, так как общие сливные трубы не справлялись с отводом воды за борт. После этого случая на всех кораблях этого типа были прорезаны обычные палубные шпигаты.
Поскольку подводная обшивка на фрегатах была из дерева Адмиралтейство решило испытать на этих кораблях новый способ защиты от обрастания днища. Первоначально, по общепринятой в британском флоте практике, днище и подводный борт фрегатов были покрыты листами из меди или так называемого сплава Мюца (60 % меди и 40 % цинка). В конце 1863 года, после пятимесячного плавания (и почти через год после спуска на воду) "Royal Oak" был введен в док, и при осмотре его подводной части обнаружилось, что в местах, близких к железу, из-за явления электролиза, еще не изученного в то время, медь оказалась разрушена коррозией настолько сильно, что требовалась замена многих листов. Эдвард Рид предложил железные детали в подводной части корпуса покрывать тиковой обшивкой в 3 дюйма толщиной (75 мм.), а поверх нее нашивать медные листы. Это было незамедлительно сделано, и фрегат, совершив переход на Мальту, был вновь осмотрен в доке. По мнению морских специалистов результаты оказались настолько прекрасными, что все броненосцы с деревянным корпусом были переделаны подобным образом.
Все фрегаты были снабжены одинаковым количеством шлюпок (их общий вес достигал 13,5 тонн). По штату на кораблях должны были находиться по два 42-футовых барказа, два 30-футовых и один 23- футовый парусных катера и две четверки длиной по 32 и 24 фута.
"Royal Oak" | "Caledonia" | "Prince Consort" | "Ocoan" | ||
Водоизмещение | 6366 ts | 6832 ts | 6832 ts | 6909 ts | |
Вместимость (полезная нагрузка) | 4056,3 ts | 4125 ts | 4045,3 ts | 4047 ts | |
Длина между перпендикулярами | 273*0" | 83,21 M. | 273'0" 83,21 M. | 273'1" 83,24". | 273'1" 83,24 м. |
Длина по килю | 232*8,1* | 70,92 M. | 231'3,7" 70,51 M. | 232'8,7" 70,93 M. | 232'9,6" 70,96 m. |
Длина наибольшая | 283'7" | 86,5 M. | 283'7" 86,5 M. | 283'7" 86,5 M. | 283'7" 86,5 M. |
Ширина с наружной обшивкой | 58*6** | 17,83 M. | 59'2" 18,03 M. | 58'5" 17,81 M. | 58'5" 17,81 M. |
Ширина без обшивки | 57'3" | 17,45 M. | 57'11" 17,65 м. | 57'2" 17,43 M. | 57'2" 17,43 M. |
Глубина интрюма | 19'10" | 6,05 M. | 19'10" 6,05 M. | 19'10" 6,05 м. | 19'10" 6,05 M. |
Осадка по чертежу: носом | 23'10" | 7,26 M. | 25'2" 7,67 M. | 23'6" 7,16 M. | 25'2" 7,67 M. |
кормой | 25'5" | 7,75 M. | 26'7" 8,10 M. | 26'9" 8,15 M. | 25'7" 7,80 м. |
Осадка на испытаниях: носом | 23'8" | 7,21 M. | 22'4" 6,81 M. | н. д. | н. Д. |
кормой | 25'7" | 7,80 M. | 23'11м 7,82 м. | H. Д. | н. Д. |
Площадь погруженной части | 1180 кв.фут = | 1180 кв.фут = | |||
мидель-шпангоута | H | Д. | = 109,63 кв.м. | н. Д. | = 109,63 кв.м. |
по состоянию на момент вступления в строй
Пустой корпус с отделкой 3162 т. (48,8 %)
Вертикальная броня с подкладкой 970 т. (15,0 %)
Артиллерия с припасами 377 т. (5,8 %)
Механизмы с водой в котлах 684 т. (10,5 %)
Запас топлива 650 т. (10,0 %)
Различные запасы, рангоут, такелаж,
паруса и иное 641 т. (9,9 %)
Всего: 6484,0 т. (100,0 %)
по состоянию на 1874 год (по книге Д.Мертваго "Таблицы броненосных кораблей всего мира")
Пустой корпус с отделкой 3433,77 т. (49,7 %)
Вертикальная броня с подкладкой 939,62 т. (13,6 %)
Артиллерия с припасами 359,27 т. (5,2 %)
Механизмы с водой в котлах 856,72 т. (12,4 %)
Запас топлива 587,26 т. (8,5 %)
Различные запасы, рангоут, такелаж,
паруса и иное 732,36 т. (10,6 %)
Всего: 6909,0 т. (100,0 %)
При составлении технических условий на переоборудование говорилось о вооружении фрегатов 50 пушками. Однако уже вскоре после начала работ по переоборудованию, в июле 1861 года, в соответствии с упоминавшимся ранее циркуляром Адмиралтейства (см."Бриз"-7/96), штатным вооружением фрегатов были назначены (*(*) Британские орудия описываемого периода, находившиеся на вооружении броненосцев.):
- в батарее (орудийная палуба): двадцать четыре 68-фунтовых гладкоствольных дульнозарядных пушки и восемь 100-фунтовых (178-мм.) нарезных казнозарядных пушек Армстронга;
- на верхней палубе в оконечностях: две таких же 100-фунтовых пушки на поворотных платформах (**). (**) В свое время, из-за неудач во время испытаний на полигоне, производство 100-фунтовых 7-дюймовых нарезных каз- нозарядных пушек Армстронга было прекращено. После удачных испытаний летом 1861 года (см."Бриз"-7/96) указанным циркуляром разрешалось применение на кораблях флота указанных орудий.
Однако при линкоров вступлении в строй, по различным причинам, состав вооружения на кораблях отличался как от предполагаемого, так и между собой:
С этим вооружением фрегаты вступили в строй британского флота, нр уже в 1867 году все они их перевооружили нарезной дульнозарядной артиллерией:
- на батарейной палубе: шестнадцать 6,5-тонных 7- дюймовых 15,9-калиберных орудий и четыре 9-тонных 8-дюймовых/15-калиберных орудий;
- на верхней палубе: четыре таких же 7-дюймовых орудия.
- помимо этой артиллерии имелось также по несколько малокалиберных пушек для шлюпок и десанта.
"Prince Consort" в 1871 году поменял вооружение еще раз, получив семь 12-тонных 9-дюймовых 14-калиберных и восемь 9-тонных 8-дюймовых 15-калиберных орудий. Все орудия нарезные дульнозарядные.
Как и на всех других батарейных броненосцах орудийные порты на фрегатах были сделаны амбразурой и имели в свету 1,17 метра высоты при ширине с наружной стороны 0,61 метра (внутри в два раза шире).
Орудия | 7-дм. Нарезные каэнозар. Армстронг | 100-фн; гладкоств. дульноэар. | 68-фн.гладкоств. дульноэар. |
Royal Oak | 11 | - | 24 |
Prince Consort | 7 | 8 | 16 |
Caledonia | 10 | 8 | 12 |
Ocean | 24 | - | - |
Орудие | Вес орудия т. | Вес Снаряда фн. | Вес заряда фн. | Тип пороха | Начальная скорость ф / сек. | |
6"/18,0 | 32-фн. гладкоств. дульноэарядная | 2,9 | 32 | 10 {шах) | RLG | 1690 (max) |
8"/13,5 | 68-фн. гладкоств. дульноэарядная | 4,75 | 68 | 16 (max) | RLG | 1579 |
7"/14,2 | 110-фн. гладкоств. каэнозарядная | 4,1 | 110 и 90 | 10 и 11 | RLG | 1013 и 1165 |
7"/ - | 100-фн. нарезная казнозар. Армстр. | 110 | RLG | |||
7"/15,9 | нарезная дульноэарядная | 6,5 | 115 | 30/ 22 и 14 | P/RLG | 1255 / 1430 и 1230 |
8"/14,8 | нарезная дульноззрядная | 9,0 | 180 | 35 / 30 и 20 | Р / RLG | 1413 / 1330 и 1163 |
9"/13,9 | нарезная дульноэарядная | 12,5 | 250 | 50 / 43 и 30 | Р / RLG | 1420 / 1336 и 1192 |
Р - Peble Powder (крупнозернистый порох) изготовления завода "Waltham Abbey"
RLG - Rifle Large Grain (артиллерийский порох) изготовления завода "Waltham Abbey"
Возвышение нижней кромки портов над ватерлиниеи было различно:
"Royal Oak" и "Prince Consort" 2,20 метра
"Caledonia" и "Ocean" 2,06 метра
Орудийные порты были вырезаны очень близко друг к другу, что отличало эти корабли от большинства других. И хотя устройство портов позволяло вести огонь под углом 32 градуса от перпендикуляра к борту, однако небольшое пространство, отведенное для пушек (из-за близко расположенных портов) создавало при этом немалые трудности и увеличивало время между выстрелами.
Боевые припасы по штату на момент вступления в строй броненосца "Royal Oak" составляли (количественно этот запас превышал штатный для неброненосных кораблей):
110-фн. конических бомб заряженных 140 шт.
110-фн. конических бомб пустых 200 шт.
110-фн. сплошных ядер Армстронга 340 шт.
68-фн. бомб 480 шт.
68-фн. сплошных ядер 1680 шт.
20-фн. обычных армстронговых бомб 100 шт.
20-фн. конических армстронговых бомб 50 шт.
20-фн. сплошных ядер 100 шт.
12-фн. бомбы для шлюпочных орудий
12-фн. сплошных ядер 50 шт.
Ящики с порохом 540 шт.
Крюйт-камеры с запасами пороха и бомбами помещались в глубине корпуса, на 9 футов (2,7 метра) ниже грузовой ватерлинии.
На "Royal Oak" в котельном отделении имелась специальная вагранка для плавки металла в бомбы.
В соответствии с чертежами перестройки кораблей предусматривалось защитить броней всю площадь надводного борта, причем плиты брони пояса в верхней части опирались на бимсы верхней палубы. Ниже ватерлинии они опускались на 1,52 метра (5 футов). Толщина броневых плит была различна:
в средней части корпуса 4,5 " (114 мм.)
в носу (12,2 метра от штевня) 3 " (76,2 мм.)
в корме (12,2 метра от штевня) 2,5 " (63,5 мм.)
Броня навешивалась на тиковый деревянный борт, который одновременно выполнял роль подкладки под плиты. Между бортом и броней прокладывался слой просмоленного войлока. От применения подкладки под броней моряки отказались, так как к этому времени опыт, полученный в результате различных опытовых расстрелов броневых плит в Шибуринессе с достаточной ясностью показал, что подкладка практически не влияет на крепкость борта и ее вес лучше использовать для утолщения брони. Правда первоначально под бортовую броню предполагалось уложить 12-дюймовую (305 мм.) тиковую подкладку, уменьшая ее толщину в нижней части до 5 дюймов, - этим конструкторы только хотели устранить влияние на железо кислотных свойств английского дуба из которого были изготовлены детали набора корпуса. Но, не желая увеличивать стоимость и время работ, отказались от этого, ограничившись устройством тикового борта в
надводной части. На фрегате Caledonia , в виде опыта, Адмиралтейство опробовало французский способ укладки брони на подкладку, заранее обожженную снаружи для предохранения от гнили. Чтобы иметь возможность провести сравнение, таким способом была уложена половина плит, другую же половину прикрепили обычным для Англии способом.
Бронеплиты крепились к борту сквозными болтами на гайках, причем в подводной части болты гальванизировались, в надводной части - обычные. Между собой плиты не скреплялись, лишь соприкасались друг с другом кромками "впритык".
Верхняя палуба была сделана из железных прокатных листов, толщиной 1/2" (12,7 мм.) у диаметральной плоскости и 3/4" (19 мм.) - ближе к бортам. Листы приклепывались к железным бимсам. Поверх них винтами с гайками крепилась дубовая настилка в 5,5" толщиной. Сама палуба была совершенно "чистая" - помимо дымовых труб и капитанской рубки не имелось никаких перегородок или корпусных надстроек. Капитанская рубка на верхней палубе прикрывалась броневыми плитами в 4,5" (114 мм.), уложенными на тиковой подкладке.
Броневые плиты поставлялись по контракту различными заводами. Для "Royal Oak" их изготовлял завод "Times Iron Works", а для "Ocean" - завод Брауна в Шеффилде "Atlas Steel and Iron Works". Для обоих этих судов плиты изготовлялись коваными. Так как этот способ Адмиралтейством признавался как менее прочный, чем прокат, вероятной причиной того, что заказы были все-таки сделаны можно признать загруженность английских железоделательных заводов и нежелание Адмиралтейства откладывать готовность кораблей в ожидании прокатной брони. Для двух других кораблей броня изготовлялась тремя небольшими заводами, причем часть плит были кованные, а часть - прокатные.
Такое распределение заказов, видимо, объясняет почему размер броневых плит не был одинаков,- точнее сказать, при одинаковой длине примерно 4,5 метра, они отличались только по ширине - от 0,96 метра на "Royal Oak" до 1,6 метра на "Ocean". Соответственно, вес плит также колебался в известных пределах, но известно, что вес средней плиты (с некоторыми допусками) составлял примерно 4 тонны. Таким образом, среднее количество плит, требующееся для каждого корабля, составляет примерно 300 штук (как это было на "Royal Oak").
Несмотря на то, что толщина броневых плит была не меньше, чем на предыдущих кораблях, уже в конце 1862 года для моряков становилось ясным, что 4,5-дюймовая толщина брони явно недостаточна. Проведенные полигонные стрельбы показали, что, в связи с быстрым развитием артиллерии, подобная броня уже в ближайшее время не сможет защитить корабль от снарядов противника. Обобщенные результаты стрельб приведены в таблице.
Орудие | Дальность стрельбы | Снаряд | Вес заряда | Углубление в железной броне |
100-фн. пушка Армстронг | 200 ярд. | 110-фн. сплошной | 14 фн. | 1,5-2 дм. |
68-фн. пушка гладкоств. | 200 ярд. | 68-фн. сплошной | 16 фн. | 2,5 - 3 дм. |
70-фн. пушка Уитворт | 220 ярд. | 70-фн. ядро и бомба | 12 фн. | броня и подкладка пробиты |
120-фн. пушка Уитворт | 600 ярд. | 130-фн. бомба | 25 фн. | броня и подкладка пробиты |
В связи с этим Скотт-Рассел опубликовал свои замечания, которые заканчивались следующими словами: "Еще недавно плиты брони в 4,5" толщиной с деревянной подкладкой в 18" могли противостоять действию артиллерии, но последние опыты показали, что мы не будем иметь флота, если он будет состоять из деревянных судов, одетых в броню. Армстронг пробивал наши деревянные корабли, а Уитворт доказал, что он может сделать то же и с броненосными судами."
Подобное высказывание еще не стало официальной точкой зрения Адмиралтейства. В ноябре 1862 года "Times" напечатало вполне реальное для того времени мнение, что "...в настоящее время ни одно орудие, способное пронизать борта "Warrior" [то есть следует иметь в виду 4,5" броню] не может быть поставлено на палубу корабля, и, так как не было еще построено судно лучше "Warrior", то пре
имущество перед пушками остается на стороне судов подобного рода. Между тем, доказано на опыте, что известные орудия Армстронга на 200, а Уитворта на 600 ярдах могут разбить борта "Warrior" если бы нашлось судно, способное нести подобные орудия. В настоящее время максимальный вес орудия, установленный на корабле 5 тонн, между тем, как пушка Уитворта весит 7 тонн, а пушка Армстронга 12 тонн." (*(*) В Америке на судах уже устанавливали и более крупные орудия, однако в Европе напринимали их в расчет, не считая эти суда мореходными.). И тем не менее, приостановка работ на "Royal Alfred" и перепроектирование строящегося броненосца "Northumberland" (третьего типа "Minotaur") с целью усиления их броневой защиты, показывает, что британские адмиралы допускали недолговечность последнего суждения.
Детали | под броней дм. /мм. | ниже брони дм. / мм. |
внутренняя обшивка (тик) | 8" / 203 | 12" / 305 |
набор (дуб) | 13,5" / 343 | 14" / 356 |
наружная обшивка (тик) | 8" / 203 | 6" / 152 |
Для упрощения проектирования и перестройки кораблей было сразу же решено, что механизмы и котлы останутся прежними, тем более, что на них уже были выданы заказы. Это существенно уменьшило затраты и время работ. Для всех четырех фрегатов (а первоначально линкоров) они изготовлялись основным поставщиком Адмиралтейства - заводом Модслея и Фильда. Конструкция паровых машин ничем не отличалась от типовых машин того времени - горизонтальные 2-цилиндровые машины простого расширения (то есть пар одинакового давления в обоих цилиндрах), с прямой передачей вращения на вал гребного винта. Конструктивно они все были одинаковы, но цилиндры машины "Royal Oak" имели несколько меньший диаметр, и, соответственно механизм развивал меньшую мощность.
Восемь паровых котлов размещались в двух отделениях, в нос и корму от машины - по четыре в каждом. Этим объясняется наличие двух дымовых труб на трех кораблях. Менее мощная машина линкора "Royal Oak" требовала меньшей паропроизводительности, поэтому этот корабль имел только одно котельное отделение с шестью котлами и одну дымовую трубу. На всех кораблях котлы имели одинаковую конструкцию - четырехтопочные, в каждом по 280 трубок.
"Royal Oak" был оборудован 19-тонным двухлопастным винтом Гриффита, усовершенствованным Модслеем. Кормового колодца для подъема винта не было, но с помощью специального устройства его ройства его можно было снять с вала и подтянуть к борту до уровня батарейной палубы. На остальных фрегатах были установлены несъемные четырехло- пастные винты Гирша. Хотя их нельзя было поднимать на палубу, в них имелось специальное, устройство позволяющее изменять или регулировать шаг винта. Винты изготовлялись из пушечного металла.
Диаметр винта:
"Royal Oak" 19'2,5" / 5,855 м.
"Caledonia" и др. 21'0" / 6,401 м.
Шаг винта:
"Royal Oak" 22' - 27,5' / 6,706 - 8,382 м.
"Caledonia" и др. 20' - 25' / 6,096 - 7,620 м.
Средний расход топлива равнялся 1,32 кг./IHP в час. Вместимость угольных ям составляла 650 тонн. Этого запаса угля хватало на 890 миль при следовании полной скоростью (примерно 75 ходовых часов). В некоторых источниках говорится об автономности 100-110 часов хода на полной скорости и 6,25 суток
на экономической скорости. "Royal Oak" отличался менее мощной, но более экономичной машиной. Современные источники указывают, что он мог пройти на скорости 5 узлов расстояние в 2200 миль.
На всех фрегатах имелась вспомогательная паровая машина в 40 HP для привода помпы, вентиляторов и шпилей. Она же использовалась для нагнетания воздуха в топки при раздуве пламени.
Первым на официальные испытания в июне 1863 года вышел "Royal Oak". На мерной миле в Сток-Бее, по результатам шести пробегов он показал полную скорость 12,528 узлов при индикаторной мощности 3704 HP. Винт имел шаг 27,5 футов и делал 52-54 оборота в минуту. На испытаниях среднего хода результаты были следующие:
при топке 4 котлов = 2998 IHP - 11,127 узлов при топке 2 котлов = - 7,979 узлов
Во время испытаний фрегат имел полную нагрузку. При этом выяснилось, что полностью загруженный фрегат показал скорость лучшую, чем на предварительных испытаниях в марте 1863 года, когда он не имел на борту всех положенных грузов. Объясняли это ошибкой при измерениях на предварительных пробах.
В сентябре того же года на мерную милю вышел второй броненосец "Prince Consort". При неполной нагрузке он достиг скорости 13,132 узла при мощности 4234 IHP. Но за более достоверный результат принято считать скорость, показанную в Сток-Бее в марте 1865 года, когда он был полностью загружен. Тогда его скорость оказалась равной 12,77 узла при 3953 IHP. Через четыре года, 26 ноября 1867 года, на 8-часовых испытаниях в тихую погоду фрегат развил 11,6 узла при 3721 IHP. Такое снижение скорости приписывали в большей степени обрастанию дна, чем старости корпуса и износу механизмов.
В 1864 году прошли испытания и были приняты в казну два других броненосца. Первым из них в мае на мерную милю вышел "Caledonia". При неполном водоизмещении он показал скорость 12,863 узла при индикаторной мощности 4552 IHP. Несколько позже фрегат превысил этот результат - 13,07 узла при 4538 IHP, но как и в случае с "Prince Consort" достоверной оказалась скорость менее 12 узлов, показанная при полной нагрузке. Позже фрегат не смог развить и эту скорость. Так 1 ноября 1866 года на сравнительных испытаниях в канале, при слабой зыби, скорость "Caledonia" оказалась только 11,2 узла. При этом машины фрегата развили мощность 4597 IHP - большую, чем на официальных приемных испытаниях.
В июле, через два месяца после "Caledonia", на заводскую пробу вышел "Ocean". Также при неполной загрузке усредненная по шести пробегам наибольшая скорость оказалась равной 12,895 узла при индикаторной мощности 4244 IHP. Скорость среднего хода достигала 10,691 узла. Через два года, 1 ноября 1866-го (на тех же испытаниях, что и "Caledonia"), "Ocean" развил еще меньшую скорость - только 11 узлов при 3939 IHP.
Плавая в эскадре Английского канала, эти фрегаты участвовали позже во многих сравнительных испытаниях и показали себя хорошими, надежными кораблями, но им ни разу больше не удалось развить ту же скорость, что на испытаниях, хотя механизмы могли достигнуть и зачастую достигали той же мощности. Объяснялось это многими причинами - наростами на днище, износом механизмов, увеличением перегиби и другими.
Испытания на поворотливость показали примерно одинаковые результаты. При первоначальной площади погруженной части руля, равной 145,2 -151 кв. футов (13,49 - 14,03 кв. метров) время полной циркуляции и ее диаметр вполне удовлетворили Адмиралтейство:
Время | Диаметр | |
"Ocean" | 4 мин. 57 сек. | 438 м. |
"Prince Consort" | 4 мин. 40 сек. | 408 м. |
"Caledonia" | 5 мин. 15 сек. | 536 м. |
"Royal Oak" | 5 мин. 17 сек. | 457 м. |
Время указано без учета затрачиваемого на перекладку руля (на руль обычно ставились четыре человека). Угол поворота руля от диаметральной плоскости составлял 22-26 градусов, что в общем мало отличалось от обычных деревянных линкоров с приводом руля от штурвала.
В английском флоте того времени поворотливость нередко проводились не во время сдаточных или официальных испытаний, а позже, уже при нахождении корабля в компании. Так "Caledonia" провела такие испытания через год после ходовых - в июне 1865 года.
"Royal Oak" | "Caledonia" и другие | |
Номинальная мощность | 800 HP | 1000 HP |
Диаметр цилиндров | 82" /2,08 м. | 92" / 2,34 м. |
Ход поршней | 48" / 1,22 м. | 48" / 1,22 м. |
Площадь поверхности нагрева: 18.722 кв.фут / 1739,33 кв.м.
Площадь колосников 671 кв.фут / 62,34 кв.м.
Как и все корабли того времени наряду с паровой машиной новые броненосцы получили парусное вооружение. "Ocean" и "Prince Consort" имели полную фрегатскую оснастку с площадью парусности 22.900 кв. футов (2127,48 кв. метров), два других броненосца "Caledonia" и "Royal Oak" были вооружены барком. У них площадь парусов была на 700 футов меньше (2062,45 кв. метров). Мачты и бушприт железные и, как уже говорилось, внутри полые и использовались для вентиляции. Реи деревянные, причем марса-реи сделаны двойными. Такелаж проволочный и крепился без русленей.
Высота клотика над палубой | Длина стеньги с брам-стеньгой | |
Фок-мачты | 47,09 м. | 27,28 м. |
Грот-мачты | 48,31 м. | 27,28 м. |
Бизань-мачты | 34,90 м. | 18,14 м. |
Вес рангоута с принадлежностями | 78,50 т. | |
Вес такелажа с принадлежностями | 52,75 т. | |
Вес парусов с запасными | 9,6 т. |
По результатам парусных испытаний были выделены "Caledonia" и особенно "Ocean", показавшие себя лучше многих других броненосцев. Два других фрегата оказались несколько похуже, но и они, в сравнении с броненосцами иных типов, были далеко не худшими.
Поворот оверштаг корабли совершали без затруднений и всегда точно, а поворот через фордевинд - с немалым трудом. Под парусами корабли довольно легко управлялись, но отличались стремительной бортовой качкой. Крен доходил до 26-28 градусов, когда другие броненосцы валились на борт гораздо меньше. В наибольшей степени это относится к броненосцу "Prince Consort", который считался из всех английских броненосцев этого периода самым валким. Причиной этого предполагали неправильное распределение нагрузки и в том числе перетяжеление оконечностей броней, но с этим приходилось мириться как с необходимостью. Кроме того, эти корабли имели довольно большую метацентрическую высоту. Например, у "Prince Consort" она равнялась 6 футам (1,829 м.)
Помимо этого, фрегаты также очень сильно страдали от килевой качки, доходящей нередко до 12 градусов, а на "Ocean" адмирал Иельвертон в 1866 году отметил среднюю по трехдневным замерам килевую качку в 14,3 градуса.
Но, несмотря на эти недостатки, не признававшиеся в то время существенными, эти фрегаты заслужено считались очень хорошими ходоками.
Контр-адмирал Иельвертон в 1866 г. говорил об "Ocean" и "Caledonia": "... хотя по морским качествам они не могут сравняться со старыми линкорами, но за всем тем оказываются хорошими военными судами". Контр-адмирал Дакресс в парламент- ном отчете в 1864 году назвал "Prince Consort" и "Royal Oak" поворотливыми, но тихими на ходу под парусами (*).
(*) Интересно отметить, что большинство современных источников, включая авторитетный справочник Conway "All the World's Fightning Ships" указывают для "Royal Oak" скорость под парусами 13,5 узлов. Для трех других кораблей скорость под парусами обычно указывается как 10,0 - 11,5 узлов.
Эти броненосцы всеми морскими специалистами того времени признавались неоценимыми при блокадных действиях и при обороне побережья, а адмирал Иельвертон предлагал даже увеличить их число вдвое, правда основными доводами его оставались мореходные качества.
Однако за всем этим многие считали одним из главных недостатков этих судов невозможность выдержать сильные бури северной Атлантики. Этой же точки зрения придерживался адмирал Дакресс. Правда, в целом ряде последующих плаваний эта, весьма удовлетворительная оценка, не нашла подтверждения. Так Лорд Г.Ленокс в одной из своих речей в 1867 году привел в пример хорошее поведение фрегата "Ocean" во время плавания из Средиземного моря в Батавию в очень плохих условиях. На переходе от мыса Доброй Надежды к острову Пасхи в сильный шторм корабль потерял все свои шлюпки. Благодаря сильным ветрам он делал большие переходы, имея среднюю дневную скорость под парусами 8 - 10 узлов, делая в день 195 - 243 мили.
Один из офицеров этого корабля отмечал после плавания, что нередко скорость под парусами доходила до 12-ти узлов - для такого тяжелого корабля очень хороший результат.
Вообще же эти корабли провели большинство своей службы в дальних плаваниях и оправдали надежды, возлагаемые на них при проектировании.
Автономность кораблей по запасам питьевой воды (58 т.) составляла восемь недель. По запасам провизии (29,5 т. в бочках для команды и 23,5 т. для офицеров) - двенадцать недель.
Общая стоимость работ по постройке и переоборудованию, произведенных правительственными верфями (за исключением механизмов, изготовленных частными заводами по контракту) приведена в таблице в фунтах стерлингов.
Стоимость этих фрегатов не превысила стоимости первых броненосцев, но время изготовления кораблей, как и предполагалось, оказалось гораздо
меньше.
+ Стоимость постройки кораблей"Royal Oak" | "Prince Consort" | "Caledonia" | "Ocean" | |
Корпус с броней | 189.381 | 174.392 | 212.763 | 201.651 |
Механизмы с отделкой | 45.310 | 52.603 | 51.895 | 52.162 |
Рангоут, оснастка, запасы | 19.846 | 15.554 | 18.672 | 17.417 |
ВСЕГО | 254.537 | 242.349 | 283.330 | 271.230 |
С 12 % накладных расходов | 280.518 | 266.173 | 312.034 | 298.451 |
При вступлении в строй личный состав каждого из кораблей, зачисленных в ранг фрегатов, по штату насчитывал 507 человек. Позже он был увеличен до 605 человек.