- 13 - 1997 / 01
- 14 - 1197 / 02
- "Корабли и суда китайской Сунгарийской флотилии в 1929 году"
- "Строительство лидеров эскадренных миноносцев проекта "38" на Амурском судостроительном заводе"
- "Лидер эскадренных миноносцев "Баку" проекта "38"
- "Линейные корабли Германии в 1906-1945 годах"
- "Немецкие линейные корабли типа "Н"
Часть 3
- 15 - 1997 / 03
- "Первые программы броненосного флота.
Часть 3. Броненосные фрегаты "Hector" и "Valiant" - "Линейный корабль "Воля" и батарея "Mirus"
- "Германские эскадренные миноносцы проектов "Z".
- "Сталинские линкоры.
Часть 2 Проектирование линейных кораблей для Советского Союза в Соединенных Штатах" - "Плавание крейсера "Karlsrhue".
Часть 1 и 2
- "Первые программы броненосного флота.
- 16 - 1997 / 04
- 17 - 1997 / 05 - "Корабли флота Японии."
- Подводные лодки. 1905-1945 годы
- 18 - 1997 / 06
- "Первые программы броненосного флота.
Часть 5. Броненосный фрегат "Royal Alfred" - "Турецкие военные корабли периода войны 1877-1878 годов на Дунае"
- "Плавание крейсера "Karlsrhue".
Часть 4 - "Проекты эскадренных миноносцев военного времени в австро-венгерском флоте"
- "Германские миноносцы периода Второй мировой войны
- "Японские системы управления артиллерийской стрельбой"
- "Первые программы броненосного флота.
-
- 19 - 1998 / 01 - "Корабли флота Японии."
- Японские миноносцы и эскадренные миноносцы. 1878-1945 годы
- 20 - 1998 / 02 - "Корабли флота Японии."
- Сторожевые, эскортные и патрульные корабли, боевые катера, диверсионные средства
- 21 - 1998 / 03 - "Корабли флота Японии."
- Канонерские лодки, корабли минно-тральных сил, десантныех корабли и средства
- 22 - 1998 / 04- "Bismarck"
- 23 - 1998 / 05
- "Первые программы броненосного флота.
Часть 6. Броненосный фрегат "Achilles" - Проекты торпедных катеров в австро-венгерском флоте в 1914-1918 годах"
- "Линейные корабли Германии в 1906-1945 годах"
- "Германский линейный крейсер "Lutzow" в бою у Скагеррака"
- "Тенденции проектирования линейных кораблей в кайзеровском флоте. 1915-1918 годы"
- "Германские миноносцы периода Второй мировой войны
- "Первые программы броненосного флота.
- 24 - 1998 / 06
- "Проектирование авианосцев в фашистской Германии".
- "Французские контр-миноносцы межвоенного периода"
- "Проектирование авианосцев в фашистской Германии".
-
Германские миноносцы периода второй мировой войны
* - Продолжение. Начало см "Бриз-11 и -12" (1996) и "Бриз-3" (1997)
Миноносцы проекта "Т/23"
Проект разработан проектным бюро морского ведомства на базе проекта эскадренного миноносца времен Первой мировой войны "Н-145". Ведущий инженер проекта - конструктор Эренберг (Ehrenberg). Первоначальный проект предусматривал стандартное водоизмещение 769 ts и вооружение из трех 120-мм. орудий и двух спаренных торпедных аппаратов. Уменьшение калибра артиллерии и усиление торпедного вооружения потребовало увеличить водоизмещение на 42 ts. Некоторую экономию в весе дало применение электросварки.
Все шесть миноносцев построены государственной верфью "Marinewerft" в Вильгельмсхафене.
Проект миноносцев вполне мог быть сравним с базовым проектом "Н-145", но новые миноносцы отличались улучшенной мореходностью. Облегчение носовой части и увальчивость на корму создали им репутацию более "сухого" корабля - волны захлестывали палубу гораздо меньше. Миноносцы обладали вполне приемлемой управляемостью и маневренностью, но на малых режимах хода, и особенно при сильном боковом ветре, корабли едва могли выдерживать курс, что создавало опасность на узких фарватерах и в проливах. Ситуация еще более ухудшалась при расходовании топлива из носовых цистерн - уменьшение осадки носа и увальчивость на корму делали корабли при боковом ветре склонными к рысканью на курсе и, к тому же, создавали довольно большие амплитуды бортовой качки. Во избежание этого, для уменьшения парусности, на миноносцах были переделаны носовые надстройки и уменьшена площадь мостика. В некоторой степени это помогло, но качка кораблей стала более порывистой. Помимо прочего эта переделка уменьшила силуэт кораблей и несколько улучшила остойчивость (о чем свидетельствует также появившаяся порывистость качки). На миноносцах типа "Wolf" (проект "Т/24") переделка надстройки и мостика была сделана еще в ходе строительства.
Конструктивно головной миноносец "Mowe" несколько отличался от серийных по конфигурации и расположению надстроек. Также первоначально он имел круглую крейсерскую корму - в отличие от остальных с широкой транцевой кормой, закругленно к бортам. После торпедного попадания в "Mowe" 8 мая 1940 года, когда взрывом ему оторвало корму, во время ремонта была устроена транцевая корма как и на других миноносцах. Как оказалось, это дало выигрыш в скорости и улучшило остойчивость.
Для своего времени миноносцы отличались достаточно мощной водоотливной системой, устроенной по типу отдельных автономных станций (7 эжекторов и 3 трюмных помпы). Общая производительность их равнялась 1714 куб.м.в час (включая два циркуляционных насоса главных холодильников).
Во время строительства и после вступления в строй были проведены некоторые работы по усилению носовых шпангоутов на уровне верхней палубы и полубака. Входе войны помимо усиления зенитного вооружения на кораблях устанавливали радиолокационные станции на площадках мачт (вместо прожекторов). Для большей устойчивости грот-мачту со стороны кормы подкрепили наклонными подпорами.
Миноносцы | Стр.номер | Заложен на стапеле | Спущен на воду | Готовность |
"Mowe" | 102 | 1924 | 4 марта 1926 | 1 октября 1926 |
"Seeadler" | 103 | 1925 | 15 июля 1926 | 1 мая 1927 |
"Greif" | 104 | 1925 | 15 июля 1926 | 15 марта 1927 |
"Albatros" | 105 | 1925 | 15 июля 1926 | 15 мая 1927 |
"Kondor" | 106 | 1925 | 22 сентября 1926 | 15 июля 1928 |
"Falke" | 107 | 1925 | 22 сентября 1926 | 1 августа 1927 |
Водоизмещение стандартное:
официально объявленое 800 ts
головной "Mowe" 811 ts
остальные миноносцы 924 ts
Водоизмещение нормальное:
головной "Mowe" 976 тм.
остальные миноносцы 998 тм.
Водоизмещение полное:
головной "Mowe" 1213 ts
остальные миноносцы 1290 ts
Длина по ватерлинии (КВЛ):
головной "Mowe" 84,7 м.
остальные миноносцы 85,7 м.
Длина наибольшая:
головной "Mowe" 87,0 м.
остальные миноносцы 88,5 м.
Ширина наибольшая по КВЛ 8,30 м.
Осадка по КВЛ при D стандартном 2,81 м.
Осадка по КВЛ при D нормальном 3,33 м.
Осадка наибольшая при D полном 3,65 м.
Высота борта 5,10 м.
Количество отсеков 13
Протяженность двойного дна 96 %
длины корпуса по ватерлинии (КВЛ).
Продольная система набора, конструкции корпуса собирались из специальной судостроительной стали "Torpedobootsstahle". При изготовлении надстроек и корабельных устройств частично применялись легкие сплавы и электросварка.
Осадка увеличивалась на 1 см. при увеличении нагрузки 15,3 т.
Восстанавливающий момент "Mowe" 2330 мт.
2 турбозубчатых агрегата и 3 водотрубных котла
"Marine-Schultz". МО (ЛБ) - МО (ПБ) - КО - (Всп. мех.) - КО - КО Турбозубчатые агрегаты изготовлены:
для "Mowe" - "Blohm und Voss"
для "Greif" и "Falke" - "Vulkan"
для "Seeadler" - "Germania"
для "Albatros" и "Kondor" - "Schihau"
2 трехлопастных винта диаметром 2,50 м.
позже диаметр винтов уменьшен до 2,35 м.
1 обычный и 2 двойных водотрубных нефтяных котла:
рабочее давление 18,5 ат.
площадь нагрева 2241 кв.м.
Мощность механизмов по проекту 23.000 SHP
Мощность механизмов фактическая:
головной "Mowe" 22.100 SHP
остальные миноносцы до 24.829 SHP
Скорость полная по проекту 33,0 узла
Скорость фактическая:
головной "Mowe" 32,0 узла
остальные миноносцы до 33,6 узлов
при 521 оборотах в минуту Запас жидкого топлива:
при нормальном водоизмещении 150 т.
максимальный запас 321 т.
после увеличения емкости цистерн 340 т.
Расчетная дальность плавания:
17-узловым ходом 3600 миль
20-узловым ходом 2000 миль
Фактическая дальность плавания:
17-узловым ходом ок. 1800 миль
Электроэнергетическая установка:
2 турбо-генератора и 1 дизель-генератор
Суммарная мощность (115 Вольт) 75 кВт.
1 полубалансирный руль в диаметральной плоскости.
3 105-мм./45-калиберных орудия образца "Utof" на
одиночных лафетах "LC/16" Запас снарядов - 300 штук;
4 37-мм. автоматов; 8000 патронов;
С 1941 года добавлены по 4 20-мм. зенитных автомата (8000 патронов).
Позже, во время войны, на уцелевших миноносцах установили счетверенную 20-мм. установку и увеличили число одноствольных автоматов.
6 500-мм. торпедных труб в двух 3-трубных аппаратах.
С 1931 году заменены на такое же количество 533-мм. труб для торпед "G.7a".
Могли брать на палубу до 30 мин.
На "Mowe" кормовое орудие имело защитный коробчатый щит. Два других орудия первоначально щитов не имели, но позже носовое орудие получило его. Остальные миноносцы имели защитные щиты на двух орудиях уже при вступлении в строй.
1 мотобот (моторный катер);
1 шлюпка (вельбот или полубарказ).
штатный в военное время:
4 офицера и 116 унтер-офицеров и матросов.
Позже штатный состав увеличен:
4 офицера и 123-125 унтер-офицеров и матросов. Как флагман соединения добавлялись:
5 офицеров и 25 унтер-офицеров и матросов. На "Seeadler" - в качестве опытового судна:
4 офицера и 113 унтер-офицеров и матросов.