Германские миноносцы периода второй мировой войны
* - Продолжение. Начало см "Бриз-11 и -12" (1996) и "Бриз-3" (1997)
Миноносцы проектов "Т/23" И "Т/24"
В течение рассматриваемого периода германские миноносцы были гораздо меньше эсминцев, имея аналогичную высокую скорость, подобное эсминцам торпедное вооружение, но более слабое артиллерийское. Ни один из проектов миноносцев, за исключением типов "Mowe"/"Wolf" (и, возможно, типа "Т/40") не предусматривал в качестве основного предназначения эскортную службу. Их главной задачей были торпедные атаки и быстрые активные минные постановки, хотя они могли, конечно, также использоваться и для патрульной и эскортной службы. В 20-30-е годы миноносцы типов "Mowe"/"Wolf" привлекались к эскадренным действиям с оставшимися по условиям Версальского договора большими кораблями "Schlesien", "Schleswig-Holstein" и "Hessen". За это время с их помощью разрабатывалась новая тактика и обучался офицерский состав для новых эсминцев. Как только в строй вступили эсминцы типа "Z/34" эти миноносцы вернулись к своим прямым обязанностям, которые и выполняли вплоть до своей гибели.
После Первой мировой войны Германия сначала построила миноносцы типов "Т/23" и "Т/24", которые были весьма похожи между собой и, как и крейсер "Emden", походили на последние корабли своего класса времен Первой мировой войны. Фактически их проект был модифицированной версией типа "Н-145", из которых только один корабль успел войти в строй кайзеровского флота в 1918 году - перед самым перемирием. По проекту "Т/23" было построено шесть миноносцев полным водоизмещением 1300 тонн, со скоростью 32-33 узла при мощности турбо-зубчатых механизмов 23.000 л.с. Они были вооружены тремя 105-мм.орудиями образца 1916 года модели "Utof" (U-bootes und Torpedobootes Flak) с длиной ствола L/45 калибров на одиночных лафетах "LC/16". Одно орудие располагалось на полубаке и два в корме. Орудия N-1 и N-3 имели щиты (на головном миноносце только N-3), a N-2 стояло открыто,- по всей вероятности для того, чтобы иметь большие углы возвышения. Первоначально установленные два трехтрубных торпедных аппарата калибром 500 мм. в начале 30-х годов заменили на 533-мм. Вооружение дополняли зенитные 37-мм.пушки.
Корпус имел двойное дно и разделялся на 13 водонепроницаемых отсеков. При изготовлении надстроек применялись легкие сплавы, снижавшие вес. Гораздо более совершенная энергетическая установка, по сравнению с эсминцами периода Первой мировой войны, включала три котла с рабочим давлением пара 18,5 ат., установленные в трех отделениях. Носовой котел имел несколько меньшие размеры по причине обводов корпуса. Между кормовыми котельными отделениями находился отсек вспомогательных механизмов. Позади котельных отделений находились два турбинных отсека, при этом носовая турбина вращала правый вал, кормовая турбина - левый. Миноносцы имели по два турбогенератора и 1 дизель- генератор. Их общая электрическая мощность составляла 75 кВт.
Все шесть кораблей были построены на военно-морской казенной верфи в Вильгельмсхафене. Первый из них, "Mowe", был спущен на воду в марте 1926 года и укомплектован 1 октября 1926 года. Последний, "Kondor", вошел в строй 15 июля 1928 года.
Уже во время постройки миноносцев типа "Т/23" был разработан модифицированный проект миноносцев "Т/24", который и по внешнему виду и по внутреннему устройству походил на "Т/23". Имелись также некоторые отличия в механизмах. Мощность двух турбогенераторов и одного дизель-генератора увеличена до 99 кВт. Размеры корпуса несколько увеличены, а водоизмещение возросло до 1320 тонн. Вооружение располагалось так же, но 105-мм. орудия были новой модели типа "SKC/28" на лафетах "LC/28". Эта модель не получила распространения в немецком флоте, поэтому запас снарядов для таких орудий был сделан весьма небольшой - настолько, что в 1944 году, во время высадки союзников в Нормандии, это затруднило боевое использование миноносца "Jaguar".
Известно также, что было внесено предложение вооружить эти корабли орудиями 127-мм. калибра, для чего конструкторы разработали модель орудия типа "SKC/25". Однако слухи об увеличении калибра орудий на германских миноносцах достигли британского посла в Берлине, который поднял тревогу. На последовавший запрос о правдивости этих слухов рейхс-министр флота Ф.фон Фрейберг в апреле 1925 года ответил послу, что "по техническим причинам перевооружение новых эсминцев (!) этими орудиями непрактично. В связи с этим эсминцы получат 105-мм. орудия, а несколько уже изготовленных 127-мм.орудий будут переделаны в 105-мм.".
Все шесть новых миноносцев, как и предыдущие, были построены в Вильгельмсхафене и спущены на воду в 1927-1928 годах. Головной "litis" был укомплектован 1 октября 1928 года, а последний "Leopard" 15 августа 1929 года.
Вплоть до начала Второй мировой войны эти двенадцать кораблей составляли 2-ю, 3-ю и 4-ю флотилии миноносцев; они плавали в водах метрополии и вокруг Испании, когда там шла гражданская война. К началу Второй мировой войны они уже устарели, но оставались достаточно крепкими и надежными, что было характерно для всех кораблей постройки мирного времени. По сравнению с последующими кораблями миноносцы имели хорошо сбалансированное вооружение, хотя многими специалистами отмечалось, что они несли слишком много торпед для тех функций, которые им приходилось выполнять. Во время войны они служили в основном в Канале, где хорошо себя зарекомендовали в прибрежных боевых столкновениях с противником. Специалисты германского флота не имели причин сожалеть о постройке этих кораблей.
С началом войны на миноносцах этих двух проектов были сделаны некоторые усовершенствования, необходимость в которых выявилась по опыту
боевых действий. После 1939 года началась установка радаров, а в 1941 году занялись усовершенствованиями зенитного вооружения. Миноносцы типа "Mowe" получили счетверенный 20-мм. автомат в корме, сразу перед орудием N-2 и три одноствольных 20-мм. автомата вокруг второй дымовой трубы. Еще два одноствольных 20-мм. автомата разместили на крыльях мостика. Корабли типа "Wolf" получили такое же вооружение, и дополнительно один 20-мм. автомат перед мостиком. Внешний вид кораблей изменился из-за уменьшения высоты труб (для уменьшения верхнего веса) и модификации мостика. С началом войны эти корабли были сведены в 5-ю и 6-ю флотилии миноносцев, но из-за больших потерь в феврале 1941 года 6-я флотилия была расформирована, а все уцелевшие корабли были сведены в 5-ю флотилию.