Германские миноносцы периода второй мировой войны

* - Продолжение. Начало см "Бриз-11 и -12" (1996) и "Бриз-3" (1997)

Миноносцы проектов "Т/23" И "Т/24"

В течение рассматриваемого периода гер­манские миноносцы были гораздо меньше эсминцев, имея аналогичную высокую скорость, подобное эс­минцам торпедное вооружение, но более слабое ар­тиллерийское. Ни один из проектов миноносцев, за исключением типов "Mowe"/"Wolf" (и, возможно, типа "Т/40") не предусматривал в качестве основного предназначения эскортную службу. Их главной зада­чей были торпедные атаки и быстрые активные мин­ные постановки, хотя они могли, конечно, также ис­пользоваться и для патрульной и эскортной службы. В 20-30-е годы миноносцы типов "Mowe"/"Wolf" при­влекались к эскадренным действиям с оставшимися по условиям Версальского договора большими ко­раблями "Schlesien", "Schleswig-Holstein" и "Hessen". За это время с их помощью разрабатывалась новая тактика и обучался офицерский состав для новых эсминцев. Как только в строй вступили эсминцы типа "Z/34" эти миноносцы вернулись к своим прямым обязанностям, которые и выполняли вплоть до своей гибели.

После Первой мировой войны Германия сна­чала построила миноносцы типов "Т/23" и "Т/24", которые были весьма похожи между собой и, как и крейсер "Emden", походили на последние корабли своего класса времен Первой мировой войны. Факти­чески их проект был модифицированной версией типа "Н-145", из которых только один корабль успел войти в строй кайзеровского флота в 1918 году - перед самым перемирием. По проекту "Т/23" было постро­ено шесть миноносцев полным водоизмещением 1300 тонн, со скоростью 32-33 узла при мощности турбо-зубчатых механизмов 23.000 л.с. Они были вооруже­ны тремя 105-мм.орудиями образца 1916 года моде­ли "Utof" (U-bootes und Torpedobootes Flak) с длиной ствола L/45 калибров на одиночных лафетах "LC/16". Одно орудие располагалось на полубаке и два в кор­ме. Орудия N-1 и N-3 имели щиты (на головном ми­ноносце только N-3), a N-2 стояло открыто,- по всей вероятности для того, чтобы иметь большие углы возвышения. Первоначально установленные два трех­трубных торпедных аппарата калибром 500 мм. в начале 30-х годов заменили на 533-мм. Вооружение дополняли зенитные 37-мм.пушки.

Корпус имел двойное дно и разделялся на 13 водонепроницаемых отсеков. При изготовлении над­строек применялись легкие сплавы, снижавшие вес. Гораздо более совершенная энергетическая установ­ка, по сравнению с эсминцами периода Первой миро­вой войны, включала три котла с рабочим давлением пара 18,5 ат., установленные в трех отделениях. Но­совой котел имел несколько меньшие размеры по причине обводов корпуса. Между кормовыми котель­ными отделениями находился отсек вспомогательных механизмов. Позади котельных отделений находились два турбинных отсека, при этом носовая турбина вращала правый вал, кормовая турбина - левый. Ми­ноносцы имели по два турбогенератора и 1 дизель- генератор. Их общая электрическая мощность со­ставляла 75 кВт.

Все шесть кораблей были построены на воен­но-морской казенной верфи в Вильгельмсхафене. Первый из них, "Mowe", был спущен на воду в марте 1926 года и укомплектован 1 октября 1926 года. По­следний, "Kondor", вошел в строй 15 июля 1928 года.

Уже во время постройки миноносцев типа "Т/23" был разработан модифицированный проект миноносцев "Т/24", который и по внешнему виду и по внутреннему устройству походил на "Т/23". Имелись также некоторые отличия в механизмах. Мощность двух турбогенераторов и одного дизель-генератора увеличена до 99 кВт. Размеры корпуса несколько увеличены, а водоизмещение возросло до 1320 тонн. Вооружение располагалось так же, но 105-мм. орудия были новой модели типа "SKC/28" на лафетах "LC/28". Эта модель не получила распространения в немецком флоте, поэтому запас снарядов для таких орудий был сделан весьма небольшой - настолько, что в 1944 году, во время высадки союзников в Нор­мандии, это затруднило боевое использование мино­носца "Jaguar".

Известно также, что было внесено предложе­ние вооружить эти корабли орудиями 127-мм. калиб­ра, для чего конструкторы разработали модель ору­дия типа "SKC/25". Однако слухи об увеличении ка­либра орудий на германских миноносцах достигли британского посла в Берлине, который поднял трево­гу. На последовавший запрос о правдивости этих слухов рейхс-министр флота Ф.фон Фрейберг в апре­ле 1925 года ответил послу, что "по техническим причинам перевооружение новых эсминцев (!) этими орудиями непрактично. В связи с этим эсминцы полу­чат 105-мм. орудия, а несколько уже изготовленных 127-мм.орудий будут переделаны в 105-мм.".

Все шесть новых миноносцев, как и пре­дыдущие, были построены в Вильгельмсхафене и спущены на воду в 1927-1928 годах. Головной "litis" был укомплектован 1 октября 1928 года, а последний "Leopard" 15 августа 1929 года.

Вплоть до начала Второй мировой войны эти двенадцать кораблей составляли 2-ю, 3-ю и 4-ю фло­тилии миноносцев; они плавали в водах метрополии и вокруг Испании, когда там шла гражданская война. К началу Второй мировой войны они уже устарели, но оставались достаточно крепкими и надежными, что было характерно для всех кораблей постройки мирно­го времени. По сравнению с последующими корабля­ми миноносцы имели хорошо сбалансированное во­оружение, хотя многими специалистами отмечалось, что они несли слишком много торпед для тех функ­ций, которые им приходилось выполнять. Во время войны они служили в основном в Канале, где хорошо себя зарекомендовали в прибрежных боевых столкно­вениях с противником. Специалисты германского флота не имели причин сожалеть о постройке этих кораблей.

С началом войны на миноносцах этих двух проектов были сделаны некоторые усовершенствова­ния, необходимость в которых выявилась по опыту

боевых действий. После 1939 года началась установ­ка радаров, а в 1941 году занялись усовершенствова­ниями зенитного вооружения. Миноносцы типа "Mowe" получили счетверенный 20-мм. автомат в корме, сразу перед орудием N-2 и три одноствольных 20-мм. автомата вокруг второй дымовой трубы. Еще два одноствольных 20-мм. автомата разместили на крыльях мостика. Корабли типа "Wolf" получили такое же вооружение, и дополнительно один 20-мм. автомат перед мостиком. Внешний вид кораблей изменился из-за уменьшения высоты труб (для уменьшения верхнего веса) и модификации мостика. С началом войны эти корабли были сведены в 5-ю и 6-ю флоти­лии миноносцев, но из-за больших потерь в феврале 1941 года 6-я флотилия была расформирована, а все уцелевшие корабли были сведены в 5-ю флотилию.