- 13 - 1997 / 01
- 14 - 1197 / 02
- "Корабли и суда китайской Сунгарийской флотилии в 1929 году"
- "Строительство лидеров эскадренных миноносцев проекта "38" на Амурском судостроительном заводе"
- "Лидер эскадренных миноносцев "Баку" проекта "38"
- "Линейные корабли Германии в 1906-1945 годах"
- "Немецкие линейные корабли типа "Н"
Часть 3
- 15 - 1997 / 03
- "Первые программы броненосного флота.
Часть 3. Броненосные фрегаты "Hector" и "Valiant" - "Линейный корабль "Воля" и батарея "Mirus"
- "Германские эскадренные миноносцы проектов "Z".
- "Сталинские линкоры.
Часть 2 Проектирование линейных кораблей для Советского Союза в Соединенных Штатах" - "Плавание крейсера "Karlsrhue".
Часть 1 и 2
- "Первые программы броненосного флота.
- 16 - 1997 / 04
- 17 - 1997 / 05 - "Корабли флота Японии."
- Подводные лодки. 1905-1945 годы
- 18 - 1997 / 06
- "Первые программы броненосного флота.
Часть 5. Броненосный фрегат "Royal Alfred" - "Турецкие военные корабли периода войны 1877-1878 годов на Дунае"
- "Плавание крейсера "Karlsrhue".
Часть 4 - "Проекты эскадренных миноносцев военного времени в австро-венгерском флоте"
- "Германские миноносцы периода Второй мировой войны
- "Японские системы управления артиллерийской стрельбой"
- "Первые программы броненосного флота.
-
- 19 - 1998 / 01 - "Корабли флота Японии."
- Японские миноносцы и эскадренные миноносцы. 1878-1945 годы
- 20 - 1998 / 02 - "Корабли флота Японии."
- Сторожевые, эскортные и патрульные корабли, боевые катера, диверсионные средства
- 21 - 1998 / 03 - "Корабли флота Японии."
- Канонерские лодки, корабли минно-тральных сил, десантныех корабли и средства
- 22 - 1998 / 04- "Bismarck"
- 23 - 1998 / 05
- "Первые программы броненосного флота.
Часть 6. Броненосный фрегат "Achilles" - Проекты торпедных катеров в австро-венгерском флоте в 1914-1918 годах"
- "Линейные корабли Германии в 1906-1945 годах"
- "Германский линейный крейсер "Lutzow" в бою у Скагеррака"
- "Тенденции проектирования линейных кораблей в кайзеровском флоте. 1915-1918 годы"
- "Германские миноносцы периода Второй мировой войны
- "Первые программы броненосного флота.
- 24 - 1998 / 06
- "Проектирование авианосцев в фашистской Германии".
- "Французские контр-миноносцы межвоенного периода"
- "Проектирование авианосцев в фашистской Германии".
-
Линейный корабль "Nassau"
Судьбы кораблей
(Карьеры кораблей приведено по немецким источникам, поэтому есть некоторые расхождения с русской версией при описании боевых действий на Балтике).
стал головным в серии кораблей, имевшей во многих отношениях решающее, и даже историко-политическое значение. С ними нельзя сравнивать даже столь известные и нашумевшие в истории военного флота "карманные линкоры" типа "Deutschland". И дело здесь не столько относится к военной точке зрения (это были первые в Германии дредноуты) - появление этих кораблей означало, что Кайзеровская Германия приняла брошенный Великобританией с постройкой "Дредноута", вызов в вопросе господства на море. Тем не менее, в вопросе о политическом значении этих кораблей до сих пор встречаются сильно расходящиеся мнения (Tirpitz "Erinnerungen" и "Dokumente", Berghhahn "Der Tirpitz-Plan", Salewski "Tirpitz" (новая редакция, 1980 г.). В качестве бесспорного факта можно привести немецкую точку зрения для оценки всей проблемы. Тогдашний британский 1-й морской лорд адмирал Сэр Джон Фишер полагал, что в результате роста размеров и водоизмещения линкоров и броненосных крейсеров можно будет установить окончательное превосходство по отношению как к Германской империи, так и к другим морским державам. Тирпиц был вынужден "вступить в игру", то есть пересмотреть свой первоначальный план строительства флота. Но его надежды "истощить" Великобританию гонкой морских вооружений не оправдались. Но, несмотря на это, нельзя отрицать, что момент для перевооружения флота Германия выбрала вполне подходящий, ибо второй "рычаг" антигерманской коалиции Россия в результате поражения в русско-японской войне на долгое время не могла рассматриваться как морской соперник.
Не менее важно и то, что решившись на строительство таких кораблей страна обрекла себя на громадные расходы, связанные с обеспечением базирования столь крупных единиц флота, - дноуглубительные работы в гаванях, расширение судоходных каналов (в первую очередь канала Кайзера Вильгельма) и вложение больших средств в развитие судостроительной промышленности. Отказ от этих дополнительных расходов мог поставить Германию в невыгодное стратегическое положение, которое ранее уже имело место - до открытия канала Кайзера Вильгельма в 1895 году немецкий флот стратегически делился на эскадры Северного и Балтийского морей. Так же был очень велик прирост стоимости кораблей - один броненосец типа "Deutschland" стоил ок.23 млн. марок, в то время как каждый корабль типа "Nassau" обошелся казне примерно в 37 млн. марок.
Экономическая проблема дредноутостроения в Германии имела всеобъемлющее значение. Всплыли все уже несколько позабытые опасения восьмилетней давности. Не окажется ли, что потраченные на инфраструктуру флота средства сделают иллюзорным дальнейшее строительство самого флота? Не отнимет ли флот у армии столь необходимые ей средства? Не окажется ли вообще Германия на пороге войны с более мощными державами? Решение могло быть только в полном обновлении бюджета и увеличении смет на строительство флота, и, таким образом, вопрос выносился на государственный уровень финансовой политики Германии и не мог быть решен без обсуждения его, помимо морского министерства, политическим руководством, рейхс-канцлером, министерством иностранных дел и министерством финансов.
С военно-технической точки зрения вопрос должен был согласовываться руководством флота, конструкторским департаментом (во главе с вице-адмиралом Эикштедом (Eickstedt) и военно-морскими инспекциями. Причем было заранее известно, что требования флота о повышении мощи орудий и обеспечении защиты, несмотря на все технические уловки нe могли быть осуществлены на кораблях прежних размеров. Нелишне отметить, что благодаря влиянию Тирпица были выделены немалые суммы для проведения опытов по непотопляемости новой конструкции.
В целом, при проектировании кораблей принципиально нового типа, немецким конструкторам пришлось решать различные технические задачи, большинство из которых не отличались от таковых в других странах. Однако существовали также и проблемы, которые в немецком флоте решались иначе. В первую очередь - это вопрос о выборе калибра главной артиллерии и его размещении на корабле.
Артиллерийская инспекция настаивала на больших калибрах (до 305 мм.). Морское командование считало важнее скорострельные малокалиберные орудия. Эта точка зрения совпадала с мнением, господствующим в то время во Франции. Намерения морского командования подкреплялись тем, что очень тщательно проведенные сравнительные артиллерийские испытания показали равноценность британского 305-мм. орудия и немецкого 280-мм. орудия в сочетании с изобретенным Круппом новым бронебойным снарядом. Благоприятные результаты испытаний оказались основной причиной, почему артиллерийская инспекция согласилась с доводами флотского командования - "Nassau" получил именно такие орудия.
Разногласия были и в вопросе размещения главного калибра. Хотя идеальное расположение башен в диаметральной плоскости уже вырисовывалось в некоторых проектах (например, "South Carolina" в США), все же против этого имелись некоторые важные моменты, включая сюда решение установить на "Nassau" довольно громоздкие паровые машины. Более значительным фактором было желание флота иметь достаточно большой "резерв" орудий. Объяснялось это тем, что немецкое командование, по опыту русско-японской войны, полагало, что кульминационным моментом генерального сражения все еще является так называемая "свалка". При этом решающее значение как для отступающей, так и для нападающей стороны будет иметь равномерно распределенный во все стороны огонь тяжелой артиллерии. В конечном итоге, по мнению многих немецких специалистов, доказательств абсолютной ошибочности размышлений тогдашнего немецкого руководства нет и сейчас, ибо даже крупнейшее морское сражение при Скагерраке по его результатам нельзя назвать генеральным.
Чисто "диаметральное" расположение башен появилось в германском флоте лишь на "Konig", когда введение турбин на флоте создало для этого технические возможности.
Таким образом, Германия оказалась вполне готовой к строительству дредноутов. Принятие данной программы не вызвало особых сложностей. Уже при первом чтении в Рейхстаге (6-13 марта 1906 года), при обсуждении морского бюджета на 1906/07 финансовый год и Дополнения к закону о флоте (Marine Novele) 1906 года, предложения о строительстве кораблей были одобрены большинством голосов, при втором чтении на Пленуме (26-29 марта) против высказалась только Социалистическая партия (43 депутата из 397). Две другие - Партия свободомыслия (Freisinnige Partei) и Лига Свободомыслия (Freisinnige Vereinigung) (в общей сложности 42 депутата) - высказались за принятие программы "ограниченно" (bedingt). 19 мая, при третьем чтении в Пленуме, программа была принята большинством голосов. Путь для немецкого дредноутостроения был открыт, и уже в самое ближайшее время казенная верфь в Вильгельмсхафене получила заказ на строительство линкора "Ersatz Bayern" - будущего "Nassau". Три других линкора были заказаны несколько позже частным верфям.
Корабль | Выдача заказа | Закладка на стапеле | Разница во времени |
"Nassau" | 31.05.1906 | 22.7.1907 | ок. 14 |
"Westfalen" | 30.10.1906 | 12.8.1907 | ок. 9,5 |
"Posen" | 13.11.1906 | 11.6.1907 | ок. 7 |
"Rheinland" | 16.11.1906 | 1.6.1907 | ок.6,5 |
Хотя контракт на строительство "Nassau" был выдан еще в 1906 году к весне 1907-го (то есть, спустя около десяти месяцев) из Вильгельмсхафена не поступило никаких известий о начале строительства. Это привело к парламентскому запросу в бюджетную комиссию Рейхстага. Вопрос о частных верфях не поднимался, так как им заказы были выданы позже. Но, так как постройка таких крупных кораблей требовала больших предварительных работ по увеличению построечных мест, запрос не возымел никакого действия и закладка первого корабля произошла гораздо позже серийных (по отношению к дате заказа), что ясно видно по таблице. Тем не менее, верфь в Вильгельмсхафене времени даром не теряла. Пока готовился стапель, было произведено накопление металлических конструкций и припасов, выданы заказы на машины и котлы. И когда строительство корабля все же началось, оно было проведено настолько быстро, что "Nassau" через 7,5 месяцев был готов к спуску на воду - раньше, чем остальные корабли. На церемонии спуска присутствовал сам Кайзер Германской империи Вильгельм II, а также Принц Генрих Нидерландский (Prinzgemals Heinrich der Niederlande). В соответствии с немецкими традициями, во время спуска так называемую крестильную речь произнес Обер- Президент земли Нассау фон Хенгштенберг (Ober-Prasident von Hengstenberg), а крестила корабль, разбив бутылку шампанского о форштевень (опять же по немецким традициям это всегда делает женщина) Вел. герцогиня фон Баден, принцесса Нассау (Hilda von Baden). Корабль был назван в честь немецкого герцогства, с 1866 года составлявшего часть прусской провинции Гессен-Нассау. Дальнейшая достройка линкора проходила обычными для немецкого флота темпами, и прошло еще 19 месяцев прежде, чем верфь подготовила корабль к первому выходу в море. Во время достройки имел место неприятный для корабля инцидент - корабль по недосмотру рабочих оказался притопленным кормой и сел на грунт, но через три дня осушен и работы возобновились.
1 октября 1909 года, после приемных испытаний, "Nassau" был принят в состав флота. Сразу после этого линкор, как головной корабль столь нового типа, начал крупномасштабную программу всевозможных испытаний, уже первые выходы в бурную погоду показали, что конструкторы зря отказались от установки скуловых килей. Их пришлось устанавливать позже.
16 октября "Massau" и "Westfalen" (последний официально еще не был принят флотом) участвовали в церемонии открытия входного шлюзового канала №-3 в Вильгельмсхафене. В феврале 1910 года они же, еще не пройдя полную программу боевой подготовки, участвовали в маневрах Флота Открытого моря.
3 мая 1910 года "Nassau" был зачислен в состав 1-й линейной эскадры, заменив старый броненосец "Kaiser Karl der Grosse". До начала войны в судьбе линкора, помимо обычной службы, имели место несколько примечательных событий. 26 июля 1910 года Кайзер Вильгельм II посетил "Nassau". Это был первый визит императора на действующий дредноут немецкого флота. Осенью того же года Турция изъявила желание купить один готовый линкор типа "Nassau", но по настоянию высшего морского командование это предложение было отклонено. В 1911 и 1912 годах "Nassau" завоевал годовые итоговые призы Кайзера за лучшую стрельбу.
был заложен в Бремене как корабль-замена "Ersatz Sachsen" 12 августа 1907 года. Спуск на воду состоялся через год, 1 июля 1908 года, при этом кораблю присвоили наименование "Westfalen" - в честь прусской провинции (с 1945 года - часть федеральной земли Нордрейн-Вестфален). На церемонии выступил Обер-Президент провинции Вестфален фон Реке (Staatsrninister Frhr von Recke), окрестила корабль княгиня фон Салм-Хорстмар (von Salm-Horstmar). К середине сентября 1909 года корабль находился к большой стадии готовности и готовился к буксировке с заводской командой в Вильгельмсхафен. Однако из- за падения уровня в реке Везер буксировка создала трудности. Только приподняв корабль шестью понтонами, со второй попытки, его удалось перевести в базу флота. Там еще недостроенный линкор, также с заводской командой, принял участие в торжествах по случаю введения в эксплуатацию шлюзового входного канала №-3. Вступление корабля в строй состоялось 16 ноября 1909 года.
До 3 мая 1910 года линкор провел ряд испытаний с военной командой, причем уже в феврале он принял участие в маневрах флота. После выполнения программы боевой подготовки линкор был зачислен в состав 1-й эскадры, сменив выведенный "Kaiser Barbarossa". 5 мая того же года командующий эскадрой вице-адмирал Поль (Hugo Pohl) поднял свой флаг на "Westfalen". Прежний флагман "Hannover" был перечислен во 2-ю эскадру. До 29 апреля 1912 года "Westfalen" был флагманским кораблем, после чего его сменил "Ostfiesland". Позже на линкоре кратковременно поднимались флаги 2-го адмирала 1-й эскадры и командующего эскадрой. Осенью 1914 года
"Westfalen" предполагалось перечислить во 2-ю эскадру - вместо "Preussen" в качестве флагмана эскадры. Этот шаг должен был стать началом замены кораблей 2-й эскадры на современные линкоры, однако начало войны помешало осуществлению этих планов.
был заказан верфи 16 ноября 1906 года как корабль- замена "Ersatz Wurtemberg" и раньше чем все остальные корабли этой серии заложен в Штеттине 1 июня 1907 года. Несмотря на это спущен на воду он был только 26 сентября 1908 года - третьим в серии. На церемонии спуска кораблю присвоено наименование "Rheinland" - в честь Рейнской земли, относящейся к провинции Пруссия. Корабль был окрещен княгиней zu Wied, а с речью выступил Обер-Президент Рейнской земли фон Шорлемер (Ober-Prasident Dr. Frhr. von Schorlemer). С 23 февраля до 4 марта 1910 года корабль с заводской командой провел официальные испытания в бухте Свинемюнде, после чего прибыл в Киль, где 30 апреля официально принят в состав флота. После этого корабль провел различные испытания с военной командой и 30 августа ушел в Вильгельмсхафен. Там корабль покинула часть экипажа, набранная на период приемки. Только после завершения осенних маневров и вывода из состава флота броненосца "Zahringen" на линкоре восстановили штатный экипаж. 21 сентября "Rheinland" был зачислен в состав 1-й линейной эскадры, заменив все тот же "Zahringen".
В октябре 1910 года "Rheinland" принял участие в осеннем плавании "Флота открытого моря", а в ноябре - в осенних маневрах. До начала войны служба корабля проходила в составе 1-й эскадры. В летних походах 1911, 1913 и 1914 годов линкор посещал норвежские воды.
был заложен в Киле 11 июня 1907 года, имея наименования "Ersatz Baden". 12 декабря 1908 года линкор был спущен на воду, при этом ему было присвоено наименование "Pozen" в честь немецкого княжества, в составе Германской империи. На церемонии спуска выступил Обер-Президент земли Позен фон Валдов (Ober-Prasident von Waldow), а крещен корабль был представительницей одного из старейшего рода этой земли княгиней Иоганна фон Радолин (Furstin Johanna von Radolin). После приемных испытаний в конце апреля 1910 года и окончательного снаряжения на казенной верфи в Киле, "Pozen" 31 мая вступил в строй кайзеровского флота.
До 27 августа линкор проходил различные испытания и пробы. 7 сентября он прибыл в Вильгельмсхафен, где корабль окончательно покинули заводские специалисты. Одновременно с корабля сошла и часть экипажа, набранная на период приемки с других кораблей. Фактически корабль зачислен в состав "Флота открытого моря" ("Hochseeflotte") только 20 сентября, когда штатный экипаж корабля был полностью заполнен за счет выведенного из состава флота броненосца "Wittelsbach". В ноябре он впервые участвовал в маневрах "Флота открытого моря".
В 1911 году корабль был оборудован как флагман дивизии линкоров и был назначен флагманским кораблем 2-го адмирала 1-й линейной эскадры (одновременно командующий 2-й дивизии линкоров). 3 октября на линкоре поднял флаг контр-адмирал Карл Циммерманн (Karl Zimmermann). 1 октября 1912 года контр-адмирала Циммерманна сменил контр-адмирал Труммлер (Trummler). Однако через месяц, 5 ноября, Труммлер был назначен командовать Средиземноморской эскадрой, поэтому 10 декабря его заменил капитан цур зее Карл Шоуман (Karl Schaumann) (14 декабря ему присвоили звание контр-адмирала). По всей вероятности, в этот период, дивизией некоторое время командовал контр-адмирал Ерхард Шмидт (Ehrhard Schmidt), который 2 октября 1912 года сдал свою должность 2-го флагмана 2-й эскадры и был представлен в распоряжение командования флотом и в новую должность командующего 5-й дивизии линкоров вступил только 8 декабря. Известно, что в период между 5 ноября (назначение Труммлера) и 10 декабря (назначение Шоумана) в распоряжении командования не было свободных флагманов, но официальных документов подтверждающих командование Шмидта не обнаружено. Когда командировка Труммлера, предполагавшаяся кратковременной, затянулась, контр-адмирал Шоуманн 13 мая 1913 года приказом верховного командования (АКО - Allerhochster Kabinettsorder) был назначен постоянным 2-м адмиралом. Через полгода, 1 октября 1913 года, на этом посту его сменил контр-адмирал Гедеке (Gadeke), под командованием которого дивизия и вступила в войну.
20 июня 1915 года Гедеке было поручено замещение командующего эскадры и, в связи с этим, 29 июня исполнение обязанностей 2-го флагмана было поручено (по совмещению) капитану цур зее (с 17 октября 1915 года - контр-адмирал) Ричарду Энги (Richard Engei). Через два месяца, 27 августа, его назначили на эту должность постоянно. 20 февраля 1916 года Энги стал главным директором казенной верфи в Вильгельмсхафене, и на посту 2-го флагмана его временно сменил командир "Pozen" капитан цур зее Ричард Ланге (Richard Lange). 1 марта флаг на борту "Pozen" поднял контр-адмирал Вальтер Эн- гельгард (Walter Engelhard). Ланге позже временно замещал Энгельгарда с 17 июля до 7 сентября 1916 года и 1-2 февраля 1917 года. 28 мая 1917 года 2-м флагманом эскадры был назначен контр-адмирал фон Дэльвиг цу Лихтенфельс (von Dalwigk zu Lichtenfels). В декабре его назначили председателем Комиссии по перемирию в Риге, поэтому 5 декабря 2-м флагманом назначили капитана цур зее (с 27 января 1918 года - контр-адмирал) Йохана Хартога (Johannes Hartog). Он оставался 2-м флагманом до конца войны, но 12-23 августа его временно замещал капитан цур зее фон Камек (von Kameke), а 11-22 сентября - капитан цур зее фон Кросиг (Wilhelm von Krosigk).
Во время войны боевая деятельность линкоров 1-й эскадры, в которую входили корабли типов "Nassau" и "Ostfriesland", полностью связана с действиями всего Флота Открытого моря. Как уже отмечалось ,"Pozen" в течение всей войны был флагманским кораблем 2-го адмирала 1-й линейной эскадры.
Линкоры типа "Nassau" принимали участие практически во всех операциях, проводимых Флотом Открытого моря. Но в некоторые боевые походы дивизия выходила в неполном составе. 29-30 марта 1915 года не выходил ремонтирующийся "Westfalen". Во время выхода в море 21-22 апреля 1915 года произошла серьезная поломка машин на "Rheinland", из-за чего ему пришлось уйти на верфь для ремонта, который продлился почти полтора месяца. Уже 29-30 мая 1915 года "Reihland" вновь принял участие в походе после ремонта. В походе 17-18 мая 1915 года не участвовал находившийся на верфи "Posen".
В июле 1915 года "Nassau" пришел на верфь для переоборудования части котлов на нефтяное отопление. Такие же работы произвели и на других линкорах.
4 августа 1915 года 1-я эскадра была направлена в Балтийское море для участия в операции по прорыву в Рижский залив. Руководил операцией командующий 4-й эскадрой линейных кораблей вице-адмирал Шмидт (Ehrhard Schmidt). Первая попытка прорыва, осуществляемая броненосцами типа "Wittelsbach", оказалась неудачной. В этой операции 1-я эскадра линкоров (включая 2-ю дивизию) осуществляла оперативное прикрытие. После первой неудачи Шмидт запросил разрешения использовать вместо старых кораблей своей 4-й эскадры в качестве ударной силы более новые линкоры. 13 августа Главнокомандующий сил Балтийского моря гросс-адмирал Принц Хейнрих (O.d.O. Oberbefehlshaber der Ostseestreitkrafte Gross-Admiral Prinz Heinrich von Preussen) позволил включить в группу прорыва два линкора типа "Nassau". 15 августа вице-адмирал Шмидт поднял флаг на "Pozen", который стал флагманом в этой операции.
Для участия во втором прорыве были привлечены следующие корабли:
- Линкоры "Pozen" (флаг вице-адмирала Шмидта) и "Nassau";
- Малые крейсеры "Graudenz" (флаг командующего 2-й разведывательной группой контр-адмирала Хебинхауса (Hebbinghaus), "Pillau", "Bremen" и "Augsburg";
- Большие миноносцы "V-99", "V-100", и "V-108", а также 8-я, 9-я и 10-я миноносные флотилии (всего 31 единица) и 1-й и 2-й дивизионы тральщиков;
- Вспомогательный дивизион тральщиков базы Свинемюнде и сторожевая флотилия охраны новых фарватеров "Ost" базы Нейфарвассер (Neufahrvasser Vorpostenflotille) (8 кораблей);
- Вспомогательный минный заградитель "Deutsch- land", 3 блокшива и 2 прорывателя заграждений.
Прикрытие осуществляли корабли "Флота Открытого моря":
- Большие крейсеры (линейные) "Seydlitz" (флаг командующего разведывательными силами вице-адмирала Хиппера (Hipper), "Moltke" и "Vonn der Tann";
- Линкоры "Ostfriesland" (флаг исполняющего обязанности командующего 1-й линейной эскадрой контр-адмирала Гедеке), "Oldenburg", "Thuringen" и "Helgoland";
- Линкоры "Rheinland" (флаг исполняющего обязанности 2-го флагмана 1-й эскадры капитана цур зее Энгеля (Engel), "Westfalen", "Braunschweig", "Elsass"
броненосный крейсер "Roon" (флаг командующего разведывательных сил в восточной Балтике (F.d.A.d.O.) контр-адмирала Хопмана (Hopman)
крейсеры "Regensburg", "Stralsund", "Uibeck", "Kolberg" (флаг 2-го флагмана миноносных сил капитана цур зее фон Ресторфа (von Restorff);
- 1-я, 3-я и 5-я флотилии миноносцев (всего 32 единицы).
Помимо этого, в Либаве в готовности находились:
- Линкоры "Wittelsbach", "Wettin", "Schwaben" (флаг 2-го адмирала 4-й эскадры контр-адмирала Альбертса (Alberts), "Mecklenburg", "Worth", "Brandenburg" и 4 миноносца;
- Авиатранспорты "Answald" и "Santa Elena";
- Госпитальное судно "Schleswig".
Прорыв начался 16 августа 1915 года. Уже в первой половине дня погиб на мине тральщик "Т-46" (17 погибших). Во второй половине дня произошел бой с русским до-дредноутом "Слава", который поддерживали канонерская лодка "Храбрый" и миноносцы. Они находились за минным заграждением и препятствовали работе тральщиков.
Ночью миноносцы "V-99" и "V-100", идя вплотную к берегу, предприняли ночную атаку на "Славу", но в рассветные часы натолкнулись на русский эсминец "Новик" (в большинстве немецких источников обычно приводится фраза, примерная по содержанию: "превосходящие силы русских эсминцев, включая "Новик"). В бою "V-99" получил тяжелые повреждения, на отходе подорвался на мине (погибли 21 человек) и выбросился на отмель. Экипаж оставил миноносец.
Рано утром 17 августа тральщики возобновили работу: Их прикрывали "Pozen" и "Nassau", которые вскоре вступили в перестрелку с русским линкором "Слава" и добились в него трех попаданий. После этого "Слава" вышел из боя и тральщики смогли сделать проход в минных заграждениях, через который утром 19 августа немецкие корабли прошли в Рижский залив. Во главе соединения шли 2-й и 1-й дивизионы тральщиков, за ними "Bremen" и "Pillau", затем в кильватерной колонне "Pozen", "Nassau" и "Augsburg", в охранении "V-100". Следом прошел "Deutschland" прикрываемый 8-й флотилией миноносцев и крейсером "Graudenz".
Вице-адмирал Шмидт с двумя дредноутами сперва попытался прорваться в Моонзунд, но вскоре оставил это и направился на юг к Dunemunde. Здесь линкоры вместе с "Augsburg" оказались втянутыми в перестрелку с русскими канонерскими лодками "Сивуч" и "Кореец". Первая из них была потоплена линкорами, а "Кореец" повреждена и уклонилась из под огня. Тем не менее 20 августа экипажу пришлось взорвать ее из-за невозможности прорыва. В этот же день, 19 августа, на мине погиб немецкий миноносец "S-31" (11 человек погибли).
20 августа "Graudenz", "Augsburg" и несколько миноносцев блокировали Pernau и обстреляли береговые батареи. Ответным огнем был легко поврежден "V-183". Вечером 20 августа немецкие корабли покинули Рижский залив, а 21 августа вице-адмирал Шмидт спустил свой флаг на "Pozen" и разослал корабли по базам.
Материальные потери в операции были примерно одинаковы. Однако важным стратегическим результатом операции для Германии стал факт, что англичане не поддержали своих русских союзников атакой в Северном море и у Каттегата в тот момент, когда значительная часть "Флота открытого моря" была отвлечена на Балтику. В итоге русским пришлось меньше надеяться на своих союзников и слегка умерить свои интересы в этом море. Кроме того, для русских стала реальностью возможность высадки крупного десанта за линией фронта с целью наступления на Петроград, поэтому они сняли с фронта свой гвардейский корпус и перевели его в Эстонию.
После возвращения в конце августа в Северное море линкоры 1-й эскадры продолжали действовать в составе Флота Открытого моря. Первый выход в море после операции на Балтике они совершили 11-12 сентября 1915 года. Боевые походы продолжались до середины 1916 года, с 12 февраля до 19 апреля 1916 года находился в длительном текущем ремонте, поэтому пропустил выход дивизии 4 марта 1916 года, когда "Pozen" (флаг командующего 2-й дивизии линкоров), "Nassau", "Westfalen" вместе с линейным крейсером "Von der Tann" в районе банки Амрум встречали возвращающийся из рейдерства вспомогательный крейсер "Mowe". Первый поход после ремонта "Rheinland" совершил в составе эскадры только 21-22 апреля 1916 года.
Следующей крупной операцией, в которой линкоры приняли деятельное участие было морское сражение у Скагеррака (так немцы называют Ютландское сражение). В этом выходе 2-я дивизия в полном составе следовала в общей линии "Флота открытого моря". Боевые действия дивизии описаны достаточно подробно в специальных исследованиях. Следует отметить только отдельные факты, касающиеся непосредственно конкретных кораблей.
Торопясь вступить в бой немецкий Флот Открытого моря шел поэскадренно растянутой кильватерной колонной. В голове колонны находилась 3-я эскадра в составе восьми линкоров типов "Konig" и "Kaiser". За ними шла 1-я эскадра во главе с "Ostfriesland" (вице-адмирал Шмидт) в составе четырех линкоров типа "Ostfriesland" и четырех линкоров типа "Nassau" во главе с "Posen" (контр-адмирал Энгельгард). Последней шла 2-я эскадра в составе шести броненосцев типа "Deutschland".
Во время третьего боевого поворота "Все вдруг" на отходе Флота Открытого моря, "Westfalen" оказался головным кораблем линии, в результате чего линкор подвергся большой опасности быть атакованным британскими миноносцами. Во время ночного перехода линкор успешно отразил несколько атак. При этом корабль имел только одно попадание снарядом среднего калибра (двое убитых).
"Nassau" шедший 15-м и предпоследним в строю немецких дредноутов, после разворота оказался вторым в колонне. Во время ночного возвращения линкору пришлось несколько раз уклоняться от торпед британских эсминцев. Ночью, в 0.31, "Nassau" таранил эсминец "Spitfire" и сам при этом получил некоторые повреждения в носовой части - разорван борт на участке длиной 3,5 метра, искорежен палубный набор, а сама палуба бака была вдавлена и задралась вверх. Корабль вышел из строя колонны и потерял связь с главными силами. Лишь в 2.20 он обнаружил корабли 2-й эскадры и пристроился к ним. Во время боя "Nassau" получил два попадания снарядами калибра 102 - 152-мм и потерял убитыми 11 и ранеными 16 человек. Ремонт линкора был закончен 10 июля 1916 года.
Во время ночных атак британских миноносцев, выполняя маневр уклонения, крейсер "Elbing" попытался прорезать линию главных сил и попал под форштевень линкора "Pozen", несмотря на то, что последний попытался отвернуть вправо, надеясь избежать столкновения. Около 0.30 1 июня форштевень линкора таранил крейсер под острым углом. От полученных повреждений крейсер вскоре затонул. Линкор тяжелых повреждений не получил.
В это же время, около 0.36, в "Rheinland" попали два 150-мм. снаряда в район носовой дымовой трубы (погибли 10, ранены 20 человек). Около 1.10 с левого борта появились британские эсминцы, которые сразу же были обстреляны с линкоров 2-й дивизии. Огнем с "Pozen" один миноносец был подожжен, потерял ход и был оставлен за кормой, где вскоре был обстрелян с "Oldenburg". Были замечены попадания во второй эсминец, причем по утверждению части экипажа они могли быть роковыми для него. После этого "Pozen", уклонившись от торпед, обстрелял следующий эсминец и, по всей вероятности, уничтожил его. Дальнейший путь прошел без осложнений.
Починка "Rheinland" на казенной верфи в Вильгельмсхафене продолжалась с 1 до 22 июня 1916 года. "Pozen" ремонтировался несколько дольше - с 26 июня до 17 июля 1916 года.
После Скагеррака линкоры 2-й дивизии участвовали во всех операциях Флота Открытого моря, а также участвовали в прикрытий боевых действий миноносцев, тральщиков и других легких кораблей. В 1917 году они привлекались для сторожевой и охранной службы.
19 августа 1916 года, во время выхода флота (18-20 августа; 2-я дивизия выходила без "Nassau"), британская подводная лодка "Е-23" добилась одного торпедного попадания в "Westfale.n". В охранении миноносцев поврежденный линкор ушел в Вильгельмсхафен. Ремонт продлился до 26 сентября. После проведения мероприятий боевой подготовки в Балтийском море, 4 октября линкор вернулся в строй Флота Открытого моря.
21 декабря 1916 года "Nassau" коснулся грунта в устье Эльбы, но снялся с мели без посторонней помощи. Тем не менее, кораблю пришлось идти в Гамбург на верфь "Reihersiegwerft" для ремонта, который продлился до 1 февраля 1917 года.
В июле-августе 1917 года на кораблях 1-й эскадры произошло восстание матросов. Возглавила восстание команда с "Thuringen". Случаи неповиновения команды офицерам имели место на "Pozen" и "Rheinland".
В летней кампании по захвату Моонзундских островов 1917 года 2-я дивизия непосредственно не участвовала, но линкоры посылались в Западную Балтику на случай вторжения британского флота на помощь русским. В частности, "Westfalen" с 23 сентября до 20 октября, и "Rheinland" с 15 сентября до 20 октября, находились в Арепгасе.
17-18 ноября 1917 года "Posen" выходил в море для поддержки 2-й разведывательной группы в бою с превосходящими британскими силами.
21-22 февраля 1918 "Rheinland" и "Westfalen" были зачислены в состав Специального соединения для участия в Финляндской операции. Командующий соединением контр-адмирал Майер (Hugo Meurer) поднял свой флаг на "Westfalen", тем самым связав немецкий флот с операцией Кайзеровского флота, позитивные последствия которой признаются и в сегодняшнее время. Поэтому предыстория и ход этой операции здесь приведены подробно.
Великое княжество Финляндия, находившееся в составе Российской империи с Петровских времен и получившее в 1809 году особые права автономии, все время стремилось образовать собственное независимое государство. К 1917 году в Финляндии образовалось две наиболее популярных партии - буржуазная и социал-демократическая. После свержения в России правительства Керенского 24-25 октября 1917 года, оставил свой пост и русский губернатор в Финляндии. Этим решили воспользоваться финские социал-демократы, решившие революционным путем захватить власть. 13 ноября они потребовали принятия своих условий, в противном случае угрожая буржуазной партии забастовкой. Условия приняты не были, и социал-демократы создали собственный Центральный комитет, через который призвали население к всеобщей забастовке. Одновременно Комитет упразднил Сенат, распустил ландтаг и взял в руки гражданское управление страной. Появилась угроза гражданской войны, а это, в свою очередь, могло бы помешать объявлению независимости. Ссылаясь на это, буржуазная партия решилась на компромисс, сделав значительные уступки требованиям социал-демократам. Всеобщая стачка была отменена, но уже в конце ноября 1917 года буржуазная партия объединилась с аграрной и образовала собственное правительство Svinhufvud. Социал-демократам, и до этого бывшим в меньшинстве, пришлось выжидать. Оба правительства начали формирование собственных вооруженных отрядов (охранные гвардии). Наконец, 6 декабря 1917 года Финляндия объявила о своей независимости.
На следующей неделе министр Svinhufvud провел переговоры с советским правительством о независимости страны, и при этом ссылался на декрет Совета Народных Комиссаров от 2 декабря 1917 года о праве свободного самоуправления всех народов России. Совнарком официально согласился с притязаниями Финляндии, однако не согласился с оставлением военных баз и баз флота. Кроме того, Советское правительство имело большое влияние на Гвардию социал-демократов. С целью наведения порядка, а по существу, для укрепления власти, правительство Svinhufvud решило создать силы правопорядка, основу которых должна была составить прежняя "Белая Гвардия". Это предложение было принято только частью социал-демократов, причем большая часть, включая партийное руководство, не поддержала их. Социал-демократы, опираясь на поддержку охранной "Красной Гвардии" и правительства Советской России, вновь упразднили ландтаг и создали собственное социалистическое правительство.
Так как путем переговоров Svinhufvud'y не удалось добиться вывода русских войск (более того, благодаря советским гарнизонам произошло усиление "Красной Гвардии"), то оно в январе 1918 года обратилось с нотой протеста к советскому правительству, а также к просьбой поддержки ко всем странам, прежде признавшим независимость Финляндии - в том числе и к Германской Империи. Следует отметить, однако, что финно-германские контакты завязались еще раньше, поскольку Германия уже из факта противостояния России имела большой интерес к Финляндии.
В январе Svinhufvud обратилось к Германии с просьбой отпустить финских добровольцев, воевавших в составе немецкой армии (27-й прусский егерский батальон). Просьба была удовлетворена, и добровольцы на двух финских пароходах отбыли на Родину. Они укрепили ядро "Белой Гвардии", которой к тому времени командовал бывший русский генерал фон Маннергейм (von Mannerheim). 19-20 января 1920 года "Красная Гвардия" и русские войска предприняли активные военные действия против "Белой Гвардии", однако, в конце концов, это привело к расколу социал-демократической партии. Поэтому 28 января "Красная Гвардия", поддержанная русскими, подняла восстание. В результате было организованно социалистическое правительство в составе 11 народных комиссаров во главе с Кулево Манером (Kullevo Manner). Правительство Svinhufvud было смешено и перебралось в северную Финляндию, где сельское население подняло мятеж против социалистического режима.
1 марта 1918 года советское правительство заключило государственный договор с правительство Маннера, в котором подтвердило полную независимость Финляндии, но многие страны, включая Германию, поддерживали прежнее правительство Svinhufvud.
В начале февраля правительство Svinhufvud обратилось к Германии с просьбой предъявить России протест и, по возможности, оказать давление, пригрозив контрмерами. 14 февраля Германия согласилась с этой просьбой, тем более, что немцы продолжали теснить развалившуюся русскую армию на сухопутном фронте. Наступление немцев было приостановлено только благодаря подписанию 3 марта Брестского договора. Помимо этого, немецкое правительство решило оказать Финляндии и вооруженную помощь.
Во исполнение этого решения в Данциге были сосредоточены некоторые силы немецкого флота - десантная "Балтийская дивизия" ("Ostsee Division") под командованием генерал-майора графа фон дер Гольца (von der Goltz) и корабельное "Специальное соединение" под командованием 2-го флагмана 4-й эскадры контр-адмирала Мейера (Hugo Meurer). Так как обширность финского побережья создавала проблемы, в качестве временной базы были выбраны Аландские острова, причем от шведского правительство было получено разрешение о проходе через территориальные воды. Для флота момент действия был неподходящий из-за ледовой обстановки и частых туманов в период с февраля по апрель, но положение в Финляндии не терпело отлагательств.
Соединению было поставлено три задачи:
- создание базы на Аландских островах для подготовки главной операции;
- перевод "Балтийской дивизии" в Финляндию;
- участие в операциях у финского побережья.
21-22 февраля Специальное соединение было окончательно сформировано. Первоначально оно состояло из линкоров "Westfalen", "Rheinland", крейсера-заградителя "Nautilus", 3-й группы прерывателей заграждений, 9-й полуфлотилии тральщиков, четырех миноносцев, семи вспомогательных судов и нескольких транспортов. 24 февраля контр-адмирал Мейер поднял флаг на "Westfalen". К его штабу причислили капитан-лейтенанта Кипа (Kiep) от штаба Флота Открытого моря, капитан-лейтенанта Бастиана (Bastian) из бывшего штаба командующего разведывательных сил Балтийского моря и капитан-лейтенанта Иссена (Ihssen) от Главного морского штаба.
23 февраля на линкоры началась погрузка 14- го егерского батальона под командованием Вел. герцога Мекленбургского и приданной ему роты велосипедистов. 24 февраля корабли первого эшелона вышли в восточную Балтику. Переходу, помимо льда, мешали и трудности иного рода. Шведское правительство отказало в проходе через территориальные воды (несмотря на свое первоначальное согласие), одновременно запретив также высадку войск в Eckero. Путь кораблей лежал через шхеры севернее Lagskar. Высадить войска на разрешенном участке южнее Lomland не удалось из-за льда и предполагаемых минных полей. Поэтому Мейер все же отправил корабли в Eckero, куда они и прибыли 5-6 марта. После переговоров с шведским морским представителем 7 марта была произведена высадка войск. Позже высаженный на Аландских островах егерский батальон по льду перебрался на материк, причем был обстрелян с берега, но при огневой поддержке крейсера "Kolberg" успешно завершил переход.
10 марта Мейер на "Westfalen" ушел в Данциг, где был определен дальнейший план действий. "Rheinland" оставался в Eckero до 10 апреля. Первоначальный план предусматривал, что десант высадится в районе Raumo-Mantyluoto, то есть к северу от Аландских островов. Из-за сильного льда это было невозможно, а так как время торопило, Мейер предложил в качестве основного места высадки крепость Hango. Его предложение было рассмотрено 12 марта, а 14 марта одобрено окончательно. Для решения задачи соединение усилили дредноутом "Posen" (2-й флагман контр-адмирал Хартог (Hartog), крейсером "Kolberg", броненосцем береговой обороны "Beowulf", вспомогательным крейсером "Mowe" 4-й полуфлотилией тральщиков и несколькими, пароходами. Предполагалось, что присоединится также и дредноут "Nassau", но он находился на верфи и не был боеготов.
15 марта Мейер на прорывателе Tranken" ("Westfalen" остался в Данциге) отправился в Eckero, но корабль подорвался на мине и адмирал продолжил путь на миноносце. 21 марта начались тральные работы (под руководством фрегаттен-капитана фон Розенберга (von Rosenberg), и в последних числах марта состоялась высадка частей Балтийской дивизии.
1 апреля операция вступила во вторую фазу. 3 апреля "Westfalen" и "Posen" подошли к Russaro - островной крепости, прикрывавшей Hango, - и десант захватил сигнальную станцию. Русский гарнизон и батареи огня не открывали, соблюдая нейтралитет (в соответствии с Брестским соглашением). Высадка частей Балтийской дивизии в Hango произошла без каких-либо трудностей. Базирующиеся там британские лодки были взорваны своими командами, их плавбаза подожжена. Действия немцев были облегчены заключением 5 апреля Гангутского соглашения с представителем русского Балтийского флота о невмешательстве русских морских сил, базирующихся в финских водах. Этим была решена вторая часть операции.
Между тем 8-я немецкая армия, несмотря на перемирие с русскими, оккупировала Ревель. Оттуда для помощи правительству Svinhufvud"a и для охраны принадлежащих Финляндии островов на ледоколах и вспомогательных судах была переправлена к Hochland"y и " на Lovisa (юго-восточнее Хельсинки) смешанная бригада под командованием полковника фон Бранденштейна (Frhr von Brandenstein). Эта операция осуществлялась при непосредственном участии флота с 25 марта по 13 апреля под руководством капитана цур зее Вольфрама (Paul Wolfram) из специальной команды ВМФ "Revel".
Следующей задачей Специального соединения и Балтийской дивизии было занятие Хельсинки (Helsinki - Helsingfors). Контр-адмирал Мейер предполагал провести десантную операцию из Ревеля, в то время как одновременно Балтийская дивизия, которой 11 апреля удалось прорваться через сухопутные форты Хельсинки, должна была прорываться в город с суши.
С 9 апреля "Westfalen" с другими кораблями соединения находились у Ревеля, и 11 апреля они вышли в направлении Хельсинки. 12 апреля корабли миновали сильно укрепленные форты, и вскоре "Westfalen", "Posen", а несколько позже "Beowulf", бросили якоря перед финской столицей. Русские корабли, также как и форты, соблюдали нейтралитет и не вмешивались в действия немцев. Одновременно "Nautilus" с несколькими небольшими кораблями ушел для высадки войск в Турку.
Немецкий десантный отряд занял порт и городской район Skatudden. В ходе уличных боев погибли 5 моряков-десантников. 14 апреля в финской столице боевые действия были прекращены. Немецкие корабли, в частности "Westfalen" под флагом Мейера оставались в Хельсинки до 30 апреля, занимаясь восстановлением укреплений береговой обороны и обучением финнов морской службе - для организации военного флота в Хельсинки создавалось минное соединение из бывших русских кораблей. "Posen" 22 апреля в гавани Гельсингфорса при постановке на якорь натолкнулся на затонувшее судно и получил повреждения винтов, поэтому он 30 апреля был исключен из состава соединения и 3-5 мая находился на казенной верфи в Киле, меняя поврежденные лопасти винтов.
Более крупная авария произошла с другим дредноутом. Еще 11 апреля линкор "Rheinland" покинул рейд Eckero (его заменил крейсер "Kolberg"), чтобы присоединиться к эскадре в Гельсингфорсе (предварительно было необходимо сходить в Данциг для бункеровки углем). Однако утром того же дня линкор выскочил на камни у Lagskar (погибли 2 человека). Корабль получил течь, вышли из строя все котельные отделения. С 18 до 20 апреля линкор "Pozen" под флагом адмирала Хартога тщетно пытался стащить "Rheinland" с камней. Сделать это не удалось, а так как в обозримом будущем корабль в боевое состояние привести не представлялось возможным, то 26 апреля появился приказ, в соответствии с которым большая часть экипажа покинула линкор и перешла на "Schlesien". 11 мая с "Rheinland" начали снимать броневые плиты, а с 24 мая - и орудия. В целом корабль облегчили на 6400 тонн, что позволило 9 июля снять линкор с камней и отбуксировать в Mariehamn. 24-27 июля на буксире спасательных судов "Lowe" и "Wendemuth", в сопровождении минного заградителя "Nautilus" и 1-й группы сторожевой флотилии "Ost" линкор прибыл в Киль. О восстановлении корабля не могло быть и речи.
После захвата Хельсинки присутствия немецких кораблей больше не требовалось, а так как задачи, поставленные перед флотом, были выполнены, большая часть флота вернулась в Германию. Дредноуты ушли в Северное море, за исключением "Rheinland" и кораблей оставшихся с ним. После 30 апреля обязанности Мейера, как командующего Специальным соединением, принял на себя командующий военно-морскими силами в Курляндии контрадмирал фон Ислар (von Isslar). Одновременно с роспуском Специального соединения 31 мая 1918 года фон Ислар получил в свое подчинение как морские соединения, так и береговое ведомство и стал именоваться "Командующий в Балтийских водах".
Благодаря вмешательству Германии 2 мая 1918 года правительство Svinhufvud стало хозяином положения в стране. Перед этим, 30 апреля - 2 мая в районе Riihinaki Балтийская дивизия и бригада полковника Бранденштейна, совместно с финскими войсками окружили и принудили к капитуляции часть финской "Красной Гвардии". Одновременно войска Маннергейма под Выборгом нанесли поражение другой части "Красной Гвардии". 16 мая Маннергейм прибыл в Хельсинки. В течение следующей недели Балтийская дивизия и части полковника фон Бранденштейна были отгружены на оставшиеся в Финляндии корабли Специального соединения. Часть Балтийской дивизии во главе с командиром фон дер Гольцем по просьбе финнов осталась там до конца войны, помогая созданию самостоятельных вооруженных сил.
В августе 1918 года финское Национальное собрание избрало королем Суоми принца Фридриха Карла (Prinz Friedrich Karl von Hessen), однако тот не принял выбор, поэтому в декабре того же года во главе правительства Финляндии стал генерал фон Маннергейм.
1918 год не был отмечен активными действиями Флота Открытого моря. Крупные боевые корабли привлекались, в основном, для охранных и сторожевых задач. Летом немецкое командование спланировало крупномасштабную десантную операцию на балтийском побережье, получившую кодовое наименование "Schiusstein", однако от проведения ее пришлось отказаться. Тем не менее, некоторые подготовительные мероприятия проводились; в частности, линкор "Nassau" 8 августа прибыл в Вильгельмсхафен для принятия на борт десанта со снаряжением. Вместе с ним линкор перешел на Балтику, но так как операцию отменили 22 августа "Nassau" ушел с Балтики.
11 августа 1918 года "Westfalen", "Posen", "Kaiser" и "Kaiserin" обеспечивали рейд немецких миноносцев в направлении Тершеллинга. В походе на "Westfalen" произошла авария, котла, и корабль замедлил ход до 16 узлов.
Осенью 1918 года дредноуты 2-й дивизий начали выводить из действующего флота.
Дальнейшая судьба дредноутов типа "Nassau"
+ "Westfalen"1 сентября 1918 года исключили из состава 1-й эскадры и прикрепили к Инспекции корабельной артиллерии в Киле в качестве учебно- артиллерийского судна. 18 декабря 1918 года он был исключен из состава флота.
В соответствии с условиями перемирия корабли 2-й дивизии не относились к интернируемым, но после затопления немецкого флота 8 Скапа-Флоу дополнительные требования союзников изменили это положение. 5 ноября 1919 года "Westfalen" был исключен из списков немецкого флота, так как предназначался для передачи флоту Великобритании как репарационный корабль "D" Передача корабля состоялась 5 августа 1920 года. В 1924 году "Westfalen" разобоали на металл в Биркенхеде.
на котором повреждения так и не были исправлены, 4 оетября 1918 года официально выведен из состава действующего флота. Некоторое время он использовался как плав/казарма, но в 5 ноября 1919 года полностью исключен из списков флота и позже был передан союзникам как репарационный корабль 4F". 28 июня 1920 года корабль был продан на слом в Нидерланды, и 29 июля того же года он прибыл на буксире в Додрехт и там в течение 1920-1921 года разобран на металл.
после прихода с Балтики, к боевым действиям практически не привлекался. С 22 ноября до 2 декабря 1918 года на борту линкора находился штаб Командующего разведывательными силами. 2 декабря "Nassau" был исключен из действующего флота. По условиям дополнительных требований 5 ноября 1919 года исключен из списков немецкого флота и 7 апреля 1920 года передан Японии как репарационный корабль "В". В Японию корабль не уводился и был продан британской судоразделочной фирме, которая в свою очередь перепродала корабль на разборку в Нидерланды. В июне 1920 года его отбуксировали в Додрехт, где вскоре и разобрали на металл.
как флагман дивизии дольше всех продержался в строю. 2 октября 1918 года, находясь на внешнем рейде Яде (Aussenjade), он прикрывал возвращение подводных лодок из Фландрии. В конце октября "Posen" планировали задействовать для наступательной операции флота, но ее отменили. 3 ноября 1-я эскадра вошла в устье Эльбы. 7 ноября на "Posen" был спущен контр-адмиральский флаг, но 8 ноября поднят вновь. В этот день капитан цур зее фон Кросиг (von Krosigk) сложил с себя руководство кораблем, которое принял старший офицер линкора корветтен-капитан Зирзов (Zirzow). 9 ноября "Posen" вместе с другими кораблями 1-й эскадра ушли из Брунсбутеля (Brunsbuttel) в Вильгельмсхафен, где "Posen" 10 ноября ошвартовался к причалу N-10 (Liegeplat 10). Официально корабли еще не были исключены из действующего флота, но экипажи на них были сильно сокращены. 22 ноября "Posen" еще использовался в качестве блокшива (Beischiff) с вахтенной командой, но 16 декабря он официально был выведен из состава действующего флота.
5 ноября 1919 года линкор исключили из списков немецкого флота и должен был передан флоту Великобритании как репарационный корабль "G". 13 мая 1920 года британское Адмиралтейство продало "Pozen" для разборки в Нидерланды, куда он был вскоре переведен и в 1922 году разобран в Додрехте (Dodrecht).