Сталинские линкоры

Проектирование линейных кораблей для Советского Союза в Соединенных Штатах

Продолжение. Начало статьи см. "Бриз-9"

Отдельного внимания заслуживает история о попытках руководства Советского Союза построить линейный корабль в Соединенных Штатах или хотя бы получить готовый проект.

Для этого в сентябре 1936 года в Нью-Йорке основывается компания "Carp Export and Import Company". Главой фирмы был назначен американец русского происхождения Сэм Карп (Sam Carp) - родной брат жены В.М.Молотова, Можно предполагать, что последнее и стало основной причиной назначения Карпа, так как в военном кораблестроении, как и в самих кораблях, Карп ничего не понимал. Кредит в 200 миллионов долларов, открытый для фирмы Карпа в банках Нью-Йорка и Филадельфии свидетельствовал о серьезности советских намерений.

Кроме финансовой поддержки Карпу оказывалась и дипломатическая. На одном из званных обедов советский посол намекнул адмиралу Леги, исполнявшему обязанности морского министра, что какой-нибудь из советских линкоров, построенный в Соединенных Штатах будет базироваться во Владивостоке и поможет сдерживать японские амбиции.

Значение, которое придавал Сталин контактам с Соединенными Штатами по этому вопросу, подтверждается его беспрецедентной встречей с послом США исключительно по вопросу о линейных кораблях. Известно, что до этого Сталин никогда не встречался с иностранными дипломатами.

Один из американских служащих Карпа отмечал отчаяние, с которым Карп и его коллеги вели переговоры с американскими фирмами. Они боялись репрессий в отношении себя и своих родственников в СССР в случае неудачи. Но даже с таким "веским стимулом" успехи фирмы Карпа были незначительны.

В начале 1937 года в США направляется специальная комиссия советских специалистов, которая связывается с фирмами "Yielous Incorporated" и "Bethlehem Steel Corporation". Первая из них, по техническим заданиям полученным из Москвы (водоизмещение 35.000 тонн; скорость 30 узлов; вооружение: девять 406-мм. орудий главного калибра, двенадцать 152-мм. орудий среднего калибра, двенадцать 100-мм. зенитных орудий и десять 37-мм. зенитных автоматов; дальность плавания 5000 миль; броня борта 356 мм., суммарная горизонтальная броня 229 мм.) разработала эскиз линкора-авианосца, предложенный советской комиссии на рассмотрение. О достоинствах этого проекта говорит тот факт, что он вызвал у членов комиссии по меньшей мере недоумение. Фирма же обосновала проект собственным мнением, что на современном линкоре необходимо иметь около 60 самолетов.

После рассмотрения в итоговом докладе комиссии отмечалось, что водоизмещение корабля не соответствует его размерениям (длина 283 метра), а вес, отводимый на броню и составлявший по проекту всего 12.000 тонн, явно недостаточен. По мнению членов комиссии, вес брони должен был равняться по меньшей мере 20.000 тонн. Выводом комиссии было предложение продолжать какие-либо переговоры с фирмой только в случае, если "Bethlehem" откажется от сотрудничества. В марте 1937 года члены советской комиссии встретились с вице-президентом этой фирмы, но результатов беседа не принесла. Несмотря на то, что Государственный Департамент США и сам президент более или менее сочувственно относились к планам Советского Союза построить линкор в Штатах, американское морское министерство не позволило фирме вести разговор о современных проектах. В лучшем случае Советский Союз мог рассчитывать на проект, созданный на базе старых линкоров типа "West Virginia" с главным калибром не более 356 мм. Старшие флотские офицеры проявили большую решимость в стремлении "не допустить никакой помощи коммунистам". Была организована "утечка" информации о переговорах в прессу, которая сформировала неблагоприятное для СССР общественное мнение, что, в свою очередь, повлияло на решения некоторых судостроительных фирм. Другим же компаниям, имеющим дело с фирмой Карпа, давали понять, что любые сделки с СССР отрицательно повлияют на будущие отношения с флотом. Для большинства судостроительных фирм это было серьезной угрозой, так как военный флот был их основным заказчиком.

В августе 1937 года, после отрицательного ответа большинства крупнейших судостроительных фирм, Карп познакомился с В.Ф.Гиббсом (William Francis Gibbs), президентом и основателем компании "Gibbs and Сох". Наибольшим достижением этой фирмы было проектирование лайнера "America" (26.500 тонн) - крупнейшего в то время коммерческого судна из построенных в США. Проектирование линейных кораблей фирма никогда не занималась, между тем как Советский Союз в первую очередь интересовал современный линейный корабль водоизмещением 35.000 тонн - предельного договорного водоизмещения того времени. Но кроме этого, Карп передал Гиббсу пожелание разработать проект "корабля большого водоизмещения с необычными данными".

Такая неопределенность задания объясняется желанием советских конструкторов получить максимум возможного от иностранной кораблестроительной техники. Гиббс добился официального разрешения Государственного Департамента США на ведение проектных работ для СССР и после этого приступил к работе.

По свидетельству Карпа, Гиббс был человеком со страстью ко всему необыкновенному, он не просто любил свою работу, она была смыслом его жизни. Очарованный кораблями с отрочества, он все свободное время отдавал изучению кораблей и их проектированию, однако, по различным обстоятельствам, не смог получить специального кораблестроительного образования. Еще до Первой мировой войны Гиббс вместе с братом Фредериком начали проектирование трансатлантического лайнера, собираясь этим заявить о себе. Гиббс не терпел компромиссов в своих проектах, как и в кораблях, строившихся по этим проектам, чем и заработал себе немало врагов. Тем не менее фирма неплохо зарекомендовала себя и успешно выдержала жестокие годы кризиса и депрессии.

Гиббс отказался от оплаты своей работы и сказал Карпу, что продаст проект, только если он сам будет удовлетворен работой. Настаивая на полной секретности, он не позволял ни Карпу, ни его советским консультантам знакомиться с процессом проектирования.

Если принять во внимание даже то немногое, что сказано уже о Гиббсе, не будет удивительно, что он не смог удовлетвориться скромным 35.000-тонным линкором и спроектировал нечто невиданное - гибрид линкора-авианосца водоизмещением 62.000 тонн. Об экстравагантности подобного проекта говорит тот факт, что в США не существовало в то время доков, способных вместить такой корабль.

Фактически Гиббс подготовил два варианта. Первый из них, проект "А", предусматривал вооружение из восьми 457-мм. орудий, другой, проект "В", - двенадцать 406-мм. орудий. В обоих вариантах авиационное вооружение включало 36 палубных истребителей и разведчиков с возможностью взлета с полетной палубы и 4 поплавковых гидросамолета для запуска с двух катапульт. Грандиозная машинно- котельная установка в случае осуществления проекта стала бы самой мощной в мире - шесть турбозубчатых агрегатов общей мощностью свыше 300 тысяч л.с. должны были вращать шесть не менее грандиозных винтов.

Проект предусматривал и стратегию боевого применения линкора-авианосца в составе корабельной группы. Кроме гиганта-корабля Гиббс спроектировал эскадренный миноносец и быстроходные суда снабжения для совместного использования.

Интересно отметить, что проект "В" вызвал заинтересованность в кругах политиков США, где он стал известен как "Корабль X", однако американское морское командование проявило к нему полнейшее равнодушие.

К концу 1936 года эскизный проект был готов и Гиббс показал его помощнику морского министра Эдисону, который так заинтересовался идеей, что устроил Гиббсу встречу с президентом США в конце февраля 1938 года. Франклин Рузвельт был заинтригован проектом. Это не вызовет удивления, если вспомнить, что еще раньше он проявлял интерес к гибриду линкора-авианосца, проект которого предложило американское "Бюро постройки и ремонта" в 1935 году. Рузвельт произвел разное впечатление на Эдисона и Гиббса. Первый вынес из встречи убеждение, что президент хочет построить такой корабль в Штатах для Советского Союза. В то время как Гиббс был убежден, что президент желает построить корабль для американского флота. Вследствие этого Гиббс не торопился показывать чертежи советским представителям. Тем временем Сталин еще раз продемонстрировал сильную заинтересованность в переговорах по линкорам персональным приглашением Карпа в Москву для объяснений, почему не видно успехов. После этой встречи Карп все-таки остался в живых и вернулся в Нью-Йорк. И уже в марте 1938 года в Штаты направляется комиссия под председательством заместителя наркома ВМФ И.С.Исакова.

Каково же было удивление комиссии, когда 22 апреля 1938 года Гиббс представил ей два проекта гибридов линкоров-авианосцев водоизмещением 62.000 тонн.

Одновременно Гиббс передал свой проект правительству США: он был заинтересован в бизнесе с Советским Союзом и, так как чувствовал давление со стороны флотских офицеров, хотел быть уверенным, что его действия одобряются правительством Соединенных Штатов. Среди аргументов Гиббса было то, что строительство корабля займет около пяти лет, и в случае крайней необходимости заказ может быть ликвидирован правительством США, а линкор достанется американскому флоту.

В конце апреля 1938 года Государственный Департамент наложил запрет на строительство в Штатах для Советского Союза линкоров водоизмещением свыше 45.000 тонн - предельного водоизмещения, установленного Второй Лондонской Морской конференцией в марте 1938 года. Дело в том, что еще Вашингтонский договор сформулировал условие, по которому ни одна из договаривающихся стран не может ни для кого построить линкор, превышающий установленный тоннаж, без согласия остальных участников договора. Однако продажу чертежей администрация США разрешила, считая, что Россия не сможет построить такой корабль в ближайшее время.

После запрета правительства США строить корабли более 45.000 тонн для Советского Союза Гиббс приступил к проектированию линкора-авианосца водоизмещением около 45.000 тонн. Проект- вариант "С" был готов уже в июле 1938 года.

В ноябре 1938 года Гиббс послал своего представителя с чертежами в Москву. Но есть также некоторые данные, что в Москву поехал сам глава фирмы У.Ф.Гиббс.

Для переговоров с американцами Сталин назначил комиссию во главе с И.Ф.Тевосяном. В нее также включили Редькина, Исаченкова, Чиликина, Никитина, Балкашина. Переговоры велись в течение пяти дней. Для того чтобы предотвратить копирование проекта прежде, чем он будет куплен, чертежи предоставлялись комиссии только днем, а на ночь прятались в сейф в посольстве США. После подробного рассмотрения проекта советское морское руководство решило не покупать его. На заседании в Кремле в присутствии Сталина, Молотова, Кагановича, Тевосяна, Редькина, Чиликина, Никитина обсуждался вопрос об американской технической помощи. Решено было настаивать на проектировании и постройке линкора обычного типа с 406-мм. артиллерией.

В декабре 1938 года Гиббс сообщил о согласии правительства США на проектирование и постройку для СССР линкора водоизмещением 45.000 тонн.

В соответствии с этим ограничением моряки составили технические задания на разработку проекта линкора. Проект, получивший обозначение "D", был готов к марту 1939 года и представлен на рассмотрение комиссии Исакова в США. Это был обыкновенный линкор с десятью 406-мм. орудиями главного калибра. Он стал последним проектом, подготовленным для Советского Союза.

1 сентября 1939 года фашистская Германия вторгается в Польшу и начинает Вторую мировую войну. Через две недели, 17 сентября 1939 года, по решению правительства Красная Армия переходит советско-польскую границу и вскоре после этого часть восточной Польши (западная Белоруссия) присоединяется к СССР. Внешняя политика Советского Союза не пользовалась популярностью в Соединенных Штатах, и это стало причиной того, что Гиббс отказывается от дальнейших работ над проектом в пользу СССР.

Интересно отметить, что после этого проект был рассмотрен американцами на предмет строительства подобного корабля для своего флота. Однако и американские моряки не заинтересовался гибридом. В меморандуме коллегии министерства военного флота от 24 октября 1939 года отмечалось, что необходимость в большом корабле, сочетающем в себе характеристики линкора и авианосца, не является очевидной. Несколько позже, в заключении коллегии министерства военного флота и экспертов флота в конце 1939 года отмечалось, что предусмотренные в проекте бронирование и конструктивная подводная защита слабее, чем на строящихся линкорах США, а авианосное вооружение меньше, чем на современных авианосцах. Так же, как и на предыдущих проектах гибридов, взлет и посадка самолетов были невозможны при ведении артиллерийского огня, так как действие дульных газов 406-мм. орудия настолько сильно, что самолету не удержаться на палубе. К тому же, низкая дымовая труба и орудийные башни позади полетной палубы могли создавать непредсказуемые воздушные завихрения, а это грозило созданием аварийной ситуации во время посадки самолетов.

(Продолжение следует)