- 13 - 1997 / 01
- 14 - 1197 / 02
- "Корабли и суда китайской Сунгарийской флотилии в 1929 году"
- "Строительство лидеров эскадренных миноносцев проекта "38" на Амурском судостроительном заводе"
- "Лидер эскадренных миноносцев "Баку" проекта "38"
- "Линейные корабли Германии в 1906-1945 годах"
- "Немецкие линейные корабли типа "Н"
Часть 3
- 15 - 1997 / 03
- "Первые программы броненосного флота.
Часть 3. Броненосные фрегаты "Hector" и "Valiant" - "Линейный корабль "Воля" и батарея "Mirus"
- "Германские эскадренные миноносцы проектов "Z".
- "Сталинские линкоры.
Часть 2 Проектирование линейных кораблей для Советского Союза в Соединенных Штатах" - "Плавание крейсера "Karlsrhue".
Часть 1 и 2
- "Первые программы броненосного флота.
- 16 - 1997 / 04
- 17 - 1997 / 05 - "Корабли флота Японии."
- Подводные лодки. 1905-1945 годы
- 18 - 1997 / 06
- "Первые программы броненосного флота.
Часть 5. Броненосный фрегат "Royal Alfred" - "Турецкие военные корабли периода войны 1877-1878 годов на Дунае"
- "Плавание крейсера "Karlsrhue".
Часть 4 - "Проекты эскадренных миноносцев военного времени в австро-венгерском флоте"
- "Германские миноносцы периода Второй мировой войны
- "Японские системы управления артиллерийской стрельбой"
- "Первые программы броненосного флота.
-
- 19 - 1998 / 01 - "Корабли флота Японии."
- Японские миноносцы и эскадренные миноносцы. 1878-1945 годы
- 20 - 1998 / 02 - "Корабли флота Японии."
- Сторожевые, эскортные и патрульные корабли, боевые катера, диверсионные средства
- 21 - 1998 / 03 - "Корабли флота Японии."
- Канонерские лодки, корабли минно-тральных сил, десантныех корабли и средства
- 22 - 1998 / 04- "Bismarck"
- 23 - 1998 / 05
- "Первые программы броненосного флота.
Часть 6. Броненосный фрегат "Achilles" - Проекты торпедных катеров в австро-венгерском флоте в 1914-1918 годах"
- "Линейные корабли Германии в 1906-1945 годах"
- "Германский линейный крейсер "Lutzow" в бою у Скагеррака"
- "Тенденции проектирования линейных кораблей в кайзеровском флоте. 1915-1918 годы"
- "Германские миноносцы периода Второй мировой войны
- "Первые программы броненосного флота.
- 24 - 1998 / 06
- "Проектирование авианосцев в фашистской Германии".
- "Французские контр-миноносцы межвоенного периода"
- "Проектирование авианосцев в фашистской Германии".
-
Немецкие линеиные корабли типа "Н"
Окончание статьи (начало см."Бриз -6 и -7м)
Энергетическая установка
Энергетическая установка этих кораблей являлась наиболее интересной особенностью. Они должны были иметь три винта диаметром 4.8 метра. Каждый из винтов приводился бы в действие от четырех дизелей с нормальной мощностью 12.500 м.л.с каждый (в форсированном режиме 13.750 м.л.с.). Немцы тщательно изучили причины сильной вибрации от заботы дизельной энергетической установки на кораблях типа "DeutschlancT и спроектировали нового типа фундаменты под дизели высотой 4 метра.
Дополнительную жесткость давало и двойное дно увеличенной высоты, к которому фундаменты жестко крепились. Все это (фактически это означало присоединение к нагрузке определенно больших масс) считалось достаточной мерой против интенсивной вибрации. Установка этих фундаментов троебовала, помимо прочих трудностей, и специальной технологии строительства корабля. Корпус должен был формироваться таким образом, чтобы сначала собрать кормовую часть, так как от сварки продольные элементы конструкции корпуса могло "повести", а этого следовало избегать, поскольку установка и центровка двенадцати главных дизелей требовали большой точности. Не менее точной должна была быть и центровка дизелей с зубчатым редуктором.
Двухтактные 9-цилиндровые дизели двойного действия типа "MZ.65/95", спроектированные и изготовленные фирмой "MAN" (диаметр поршня 65 см., ход 95 см., 265 об./мин.). Четыре дизеля на каждом валу соединялись с редуктором через зубчатую передачу. Каждая пара дизелей, в которой дизели устанавливались друг за другом, подсоединялась к одной общей шестерне редуктора с помощью синхронизированной зубчатой муфты. Шестерни были специального ("гибкого") проекта: обод шестерни крепился к ступице нежестко, а мог проскальзывать по ней. Через каждые два зубца шестерни по окружности сцепления от ступицы к ободу просверливались цилиндрические отверстия, куда вставлялись цилиндрические пружины (в виде многочисленных стальных втулок - одна к другой). При изменении крутящего момента, передаваемого от дизелей, эти пружины должны были попеременно сжиматься и разжиматься, снижая колебания крутящего момента на входе в зубчатый редуктор.
На каждом гребном валу имелось по два зубчатых редуктора, выходные валы которых соединялись с гребным валом через гидравлическую муфту, чтобы сглаживать колебания числа оборотов. К тому же это давало возможность отсоединять ту пару дизелей, которые находились в ремонте. Передаточное число редуктора было близким к 1:1 (гребные валы имели скорость вращения 260 об./мин.). Потери мощности на редукторах составляли 7-8 % (трение в редукторе, муфтах, подшипниках гребного вала), так что на вал передавалось 50.000 м.л.с., а суммарная оценочная мощность энергетической установки разнялась 150.000 м.л.с. в нормальном режиме и 165.000 м.л.с. в форсированном. Это обеспечивало кораблю скорость 30,4 узла при проектном водоизмещении 57.617 тонн.
Водоизмещение | 58.543 т. | 61.070 т. | 63.591 т. |
Наибольшая скорость | 30,4 уз. | 30,1 уз. | 29,8 уз. |
Продолжительная максимальная скорость | 29,6 уз. | 29,3 уз. | 28,9 уз. |
Дальность хода на скорости 19 узлов | 8100 миль | 15.200 миль | 20.250 миль |
Дальность плавания на скорости 19 узлов составляла 16.000 миль, а использование резервного топлива для боя позволяло повысить дальность до 20.250 миль.
Как и на предыдущих типах линкоров, главная бортовая электрическая сеть имела напряжение 230 В постоянного тока, а вспомогательная - 110 В переменного (количество оборудования, потребляющего переменный ток увеличилось по сравнению с кораблями типа "Bismarck"). Имелось четыре отделения дизель-генераторов, в каждом из которых стояли два генератора постоянного тока мощностью по 920 кВт и один генератор переменного тока на 460 кВт.