Корабли и суда Финского флота во второй мировой войне
Великое княжество Финляндия - в 1809-1917 годах часть Российской Империи - 6 декабря 1917 года в вихре большевистской революции объявила о своей независимости. Стране пришлось вынести войну за независимость, которая, к сожалению, с января по май 1918 года переросла в Гражданскую войну. После заключения в 1920 году в Дерпте мирного договора с Советской Россией, который формально гарантировал ее независимость, молодая республика начала организовывать свои вооруженные силы. Основное внимание уделяли конечно армии. Хотя различные экспертные комитеты предлагали много разных судостроительных программ флота, все же военно-морские силы отходили на второй план. Прошло целое десятилетие, прежде чем парламент дал согласие на постройку первого корабля. Для этого имелись по меньшей мере следующие причины: в 1918 году немецкий флот господствовал в Финских шхерах и, таким образом, препятствовал агрессии против Финляндии, в 1919-1920 годах это же делала английская эскадра. Дерптский мирный договор и разрешение Аландского вопроса способствовали смягчению обстановки. В 20-е годы экономическое и политическое положение стран было очень напряженным. Новые боевые корабли стоили много денег. До поры до времени флот должен был ограничиваться отдельными устаревшими кораблями, большей частью русской постройки.
Первая обоснованная судостроительная программа, предложенная парламенту в 1921 году, включала 6 броненосных канонерских лодок, 4 эскадренных миноносца, 8 сторожевых кораблей, 4 подводные лодки, 30 торпедных катеров и 1 учебный корабль. Она оказалась слишком дорогой и депутаты ее просто отклонили. Такая же судьба постигла следующую, уменьшенную программу. После долгих дебатов и эту программу искромсали.
Когда же наконец, 30 октября 1927 года был принят парламентом первый финский закон о флоте, в нем остались только следующие корабли: 2 броненосца береговой обороны (по 3900 тонн), 3 подводные лодки (по 500 тонн), 1 подводная лодка (100 тонн), 4 торпедных катера (по 15 тонн) и 1 учебный корабль. Эсминцы и почти все сторожевые корабли были вычеркнуты. И хотя даже зарубежные консультанты в 30-е годы единодушно считали, что Финляндии необходимы, по меньшей мере, еще один броненосец, 4-6 эсминцев, 6 сторожевых кораблей, 6 подводных лодок и 10-16 торпедных катеров, до 1939 года новых кораблей не строили. Вопрос об эсминцах так и не был решен.
Поэтому Финляндия вступила во Вторую мировую войну с несбалансированным флотом, который не представлял собой оперативного единства. Броненосцы береговой обороны, например, хотя и являлись однотипными кораблями, не имели необходимого охранения. То, что финские ВМС смогли решить свои задачи в 1941-1944 годах вполне удовлетворительно, произошло отчасти благодаря поддержке немецкого флота.
Во второй мировой войне принимали участие следующие корабли и катера финского флота:
Список справочной литературы:
[1] "Справочник корабельного состава военно-морских флотов мира.1944 г." Военмориздат 1945 г.
[2] "Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Балтийском море и Ладожском озере. (1 января - 31 декабря 1943 г.)"
[3] Моисеев С.П. "Список кораблей русского парового и броненосного флота", Справочник. 1948 г.
[4] Богатырев С.В. "Потери боевых кораблей и катеров ВМФ СССР в период Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г."
[5] Богатырев С.В. Стрельбицкий К.Б. 'Потери флотов противника на морских ТВД в Великой Отечественной войне 1941-1945", (Справочное издание) Львов, ТО "ТриО", 1992 г.
[6] Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945 г.г.", Справочник. Москва, 1988 г.