- 13 - 1997 / 01
- 14 - 1197 / 02
- "Корабли и суда китайской Сунгарийской флотилии в 1929 году"
- "Строительство лидеров эскадренных миноносцев проекта "38" на Амурском судостроительном заводе"
- "Лидер эскадренных миноносцев "Баку" проекта "38"
- "Линейные корабли Германии в 1906-1945 годах"
- "Немецкие линейные корабли типа "Н"
Часть 3
- 15 - 1997 / 03
- "Первые программы броненосного флота.
Часть 3. Броненосные фрегаты "Hector" и "Valiant" - "Линейный корабль "Воля" и батарея "Mirus"
- "Германские эскадренные миноносцы проектов "Z".
- "Сталинские линкоры.
Часть 2 Проектирование линейных кораблей для Советского Союза в Соединенных Штатах" - "Плавание крейсера "Karlsrhue".
Часть 1 и 2
- "Первые программы броненосного флота.
- 16 - 1997 / 04
- 17 - 1997 / 05 - "Корабли флота Японии."
- Подводные лодки. 1905-1945 годы
- 18 - 1997 / 06
- "Первые программы броненосного флота.
Часть 5. Броненосный фрегат "Royal Alfred" - "Турецкие военные корабли периода войны 1877-1878 годов на Дунае"
- "Плавание крейсера "Karlsrhue".
Часть 4 - "Проекты эскадренных миноносцев военного времени в австро-венгерском флоте"
- "Германские миноносцы периода Второй мировой войны
- "Японские системы управления артиллерийской стрельбой"
- "Первые программы броненосного флота.
-
- 19 - 1998 / 01 - "Корабли флота Японии."
- Японские миноносцы и эскадренные миноносцы. 1878-1945 годы
- 20 - 1998 / 02 - "Корабли флота Японии."
- Сторожевые, эскортные и патрульные корабли, боевые катера, диверсионные средства
- 21 - 1998 / 03 - "Корабли флота Японии."
- Канонерские лодки, корабли минно-тральных сил, десантныех корабли и средства
- 22 - 1998 / 04- "Bismarck"
- 23 - 1998 / 05
- "Первые программы броненосного флота.
Часть 6. Броненосный фрегат "Achilles" - Проекты торпедных катеров в австро-венгерском флоте в 1914-1918 годах"
- "Линейные корабли Германии в 1906-1945 годах"
- "Германский линейный крейсер "Lutzow" в бою у Скагеррака"
- "Тенденции проектирования линейных кораблей в кайзеровском флоте. 1915-1918 годы"
- "Германские миноносцы периода Второй мировой войны
- "Первые программы броненосного флота.
- 24 - 1998 / 06
- "Проектирование авианосцев в фашистской Германии".
- "Французские контр-миноносцы межвоенного периода"
- "Проектирование авианосцев в фашистской Германии".
-
Преследование и потопление немецкого линейного корабля "Bismarck"
Особенности конструкции линейных кораблей типа "Bismarck"
Германский линейный корабль "Bismarck" и его систершип "Tirpitz" стали наибольшими боевыми кораблями, построенными на европейских верфях. По мнению большинства специалистов в проект "Bismarck'а", при его разработке, были заложены идеи конструкции дредноутов времен Первой мировой войны "Bayern" и "Baden", - естественно, с использованием новых технологий и материалов. В частности, предусматривалось более мощное бронирование с применением более качественной брони. Более совершенными были новые 380-мм орудия кораблей этого типа, разработанные специально для боя на дальних дистанциях в Северном море и Атлантике с французскими и британскими кораблями.
Корабли типа "Bismarck" получили пропульсивную 3-вальную энергетическую установку. Машинные и котельные отделения были разделены продольными и поперечными переборками, что также было характерно для "Bayern" и "Baden". Вообще же, использование 3-вальной силовой установки было присуще немецкому флоту. Немецкие корабельные инженеры считали, что ее применение позволяет примерно на треть уменьшить требуемую вращательную мощность по сравнению с 4-вальной установкой такой же мощности. Котельная установка обеспечивала производительность пара 50 тонн в час с рабочим давление пара 55 ат. и температурой 450 градусов.
Другим ее достоинством считалось более удачное расположение двух параллельных рулей между винтами. Подобное размещение рулей при 4-вальной установке увеличивало расстояние между перьями рулей, а это, по мнению немецких конструкторов, ухудшало маневренность на малых скоростях.
Немаловажно было также то, что 3-вальная установка позволяет сделать более полными обводы подводной части корпуса в районе боевых погребов кормовых башен.
В сравнении с иностранными линкорами для германского "Bismarck'а" было характерно увеличение ширины корпуса. Хорошая остойчивость обеспечивалась большой метацентрической высотой, которая по величине очень сильно отличалось от современных линкоров. В некоторой степени поперечная остойчивость была улучшена за счет некоторого перемещения миделевого шпангоута ближе к носу.
Большая метацентрическая высота, помимо хорошей остойчивости, обеспечивала кораблю низкий, глубоко посаженный борт. Это имело важное значение, так как применение 3-вальной энергетической установки и винтов требуемого для 150-тысячесильной машины диаметра потребовало сравнительно большей посадки кормы - по отношению к проектам немецких дредноутов первой мировой войны. В свою очередь это позволило разработать для кормы специальные обводы, обеспечивающие достаточно большой зазор между подзором кормы и кромкой среднего винта, что уменьшало турбулентную вибрацию. Необходимость зазора среднего винта для немецких конструкторов (не только "Bismarck'а", но и других кораблей этого периода) была столь очевидной, что они соглашались на требующееся при этом некоторое облегчение кормы и уменьшение плавучести кормовой части из-за незначительности погруженного объема.
Еще одним вынужденным недостатком подобного конструкторского решения была необходимость размещения на ослабленной кормовой оконечности довольно тяжелого рулевого оборудования и рулевых машин, а также их не менее тяжелой броневой защиты. Известно, что во время войны у немецких кораблей были большие проблемы из-за конструктивного ослабления конструкции кормы. Так, например, торпедирование кормовой оконечности тяжелых крейсеров "Lutzow" и "Prinz Eugen" привело к тяжелым повреждениям и даже надломам кормового свеса. Поэтому "Bismarck", благодаря более глубокой посадке корпуса, имел некоторое преимущество перед ними, хотя слабость кормы была присуща и ему.
Как уже говорилось, линейные корабли "Bismarck" и "Tirpitz" имели очень большую метацентрическую высоту. Вообще, немецкие конструкторы уделяли большое внимание остойчивости линкоров. Наличие большого запаса начальной поперечной остойчивости и хорошо обеспеченная защита корпуса, по их мнению, позволяли успешно вести борьбу за живучесть корабля даже при затоплении больших кормовых отсеков и связанных с этим больших кренов. Нелишне напомнить, что в машинно-котельных отделениях имелась продольная переборка в диаметральной плоскости, и при нарушении целостности противоторпедной переборки какого-либо борта (к тому же на "Bismarck" не было фильтрационной камеры) создавалась угроза большого крена. В этих условиях многое зависело именно от запаса поперечной остойчивости.
Но, при всех названных достоинствах, большая величина поперечной метацентрической высоты имела и невыгодные стороны. В первую очередь - короткий период колебаний корабля и связанная с этим стремительность качки. При следовании морем, где продольная и поперечная качка взаимосвязаны подобная стремительность колебаний создавала некоторые неудобства. Но, помимо этого, имелись и более важные неприятные факторы. В частности, "Bismarck" оказался очень оживленной орудийной платформой; это в некоторой степени влияло на конструкции набора, а также затрудняло использование артиллерии корабля и снижало эффективность орудийных систем. По мнению английских специалистов, для ширины корпуса "Bismarck'а" его метацентрическая высота превышала принятый в британском военном флоте стандарт "good design practice" более, чем на 5 % (но не больше 10 %). Тем не менее, война подтвердила важность достижения наибольшей остойчивости крупных кораблей - многие из них становились небоеспособными не в силу полученных повреждений артиллерийских систем, а из-за имевших место больших кренов, угрожавших живучести корабля.
Другим важным фактором, требовавшим особого внимания, стала броневая защита. Значение защиты в немецком флоте обычно превалировало над орудийной мощью и скоростью, и нет сомнений, что броневая и конструктивная защита линкора заслуживают высокой оценки. Но, не умаляя ее достоинств, сейчас, в свете многих ставших известными сведений, большинство специалистов склоняются к тому, что "Bismarck" не получил всей возможной защиты, которая могла быть на корабле его размеров. Меньше известен тот факт, что подобные оценки давались еще в период строительства корабля. Например, один из конструкторов "Bismarck'а" Генрих Шлютер (Heinrich Schluter), погибший вместе с линкором, незадолго до выхода корабля в Атлантику назвал систему защиты линкора "совершенно неудачной". Его жена сообщила, что во время работы над проектом Шлютер особенно настаивал на продлении броневого пояса вниз от ватерлинии больше, чем это было предусмотрено окончательным проектом. Трудно судить насколько это было возможно сделать - стандартное водоизмещение корабля на 7600 ts превысило разрешенное договорами, и морское командование требовало любого возможного уменьшения водоизмещения. Помимо этого, необходимость весовой экономии означала невозможность равномерного бронирования вдоль всего корпуса.
Большая экономия в весе достигалась за счет применения специальных сортов сварочных броневых сталей "Wh" (Wotan harte) и "Ww" (Wotan Weich), которые использовались для бронирования палуб и переборок с толщинами листов до 150 мм. Однако достаточно широкое применение этих сталей ограничивалось необходимостью специальных сравнительно дорогих электродов, для изготовления которых требовались редкие, экспортируемые Германией металлы. Проблема была решена только после длительных экспериментов, которые позволили найти замену их на более дешевые, доступные в самой Германии. Тем не менее, считается вполне допустимым, что именно дефицит электродов мог повлиять на решимость Гитлера отложить строительство кораблей типа "Н/39".
Водоизмещение: |
|
Размерения |
|
Вооружение: |
|
Энергетическая установка |
|
Броневая защита |
|
Корабль |
Водоизмещение |
Метацентрическая высота |
Ширина корпуса |
Отношение GM / B |
"Richelieu" |
46,797 ts |
9,28 ft / 2,83 м |
108,5 ft / 33,07 м |
0,0865 |
Для сохранения наступательных способностей корабля столь долго сколько необходимо, артиллерия обычно получает наиболее толстую броню. На "Bismarck" лобовая броня башен имели толщину 360 мм. Задняя стенка толщиной 320 мм, уравновешивавшая башню, и боковые 150-220-мм плиты прикрывали башни с других сторон. Крыша башен имела толщину 150 мм в горизонтальной части и по бокам. Наклонные плиты крыши в передней и задней части защищались 180-мм броней. Барбеты башен имели толщину 340 мм над верхней палубой и 220 мм ниже ее.
Башни средней артиллерии имели лицевую броню толщиной 100 мм, крышу 20-35 мм, по бокам и задняя стенка 40 мм.
Весь броневой материал без исключения для защиты главной и средней артиллерии - типа "KCnA".
В ходе боя, особенно в Северном море, управление кораблем должно было осуществляться из главного командного боевого поста - носовой боевой рубки. Однако, несмотря на надежную защиту, для лучшего обзора обычно управление как на "Bismarck'е", так и на "Tirpitz'е", осуществлялось с открытого мостика. Иначе говоря, старшие офицеры корабля в бою оказывались среди наименее защищенной части экипажа. Тем не менее достоверно известно, что в последнем бою "Bismarck'а" управление кораблем и его стрельбой осуществлялось все-таки из боевой рубки.
Вертикальная броня боевой рубки имела толщину 350 мм, крыша прикрывалась 220-мм броней, а палуба настилалась 60-мм листами. Коммуникационная шахта соединяла рубку с боевыми постами корабля ниже броневой палубы. Шахта защищалась цилиндрической броней толщиной 220 мм. Вся броня кроме коммуникационной шахты "KCnA".
В случае выхода из строя главной носовой боевой рубки управление кораблем переходило в кормовой командный пост, защищенный, по отношению к носовому, хоть и менее основательно, но все-таки достаточно хорошо. Оборудование поста позволяло получать всю информацию о состоянии корабля и управлять им в бою, независимо от главного поста. Именно поэтому один из офицеров корабля Мюлленхейм-Рехберг (Baron von Mullenheim-Rechberg), находившийся во время последнего боя в кормовой рубке и переживший трагедию линкора, довольно хорошо был осведомлен об обстановке на корабле.
Помещение кормового командного поста защищалось вертикальными 150-мм броневыми плитами. Крыша рубки прикрывалась 50-мм броней, а палуба - 30-мм броней. Коммуникационная шахта защищалась 50-мм цилиндрической броней. Вся броня кроме коммуникационной шахты "KCnA".
Основу всей броневой защиты корпуса линкора составляла цитадель. Протяженность цитадели составляла 171,4 метра в средней части корабля. Степень защищенности погребов и механизмов была различна.
Главный броневой пояс составляли броневые плиты толщиной 320 мм из цементированной брони Круппа ("КСnA"). Под ватерлинией, в нижней части, пояс утончался до 170 мм. Верхний пояс, расположенный выше уровня средней палубы, состоял из сварных 145-мм броневых плит "КСnA". По краям цитадели (33,4 м и 201,6 м. от ахтерштевня) были установлены броневые траверзы также из "KCnA" с наибольшей толщиной плит 220 мм в середине, 100 мм у бортов и 10-145 мм в верхней части.
Еще одна переборка из брони "KCnA" толщиной 150 мм (вверху 45 мм) прикрывала помещение рулевого управления на расстоянии 11,3 метра от ахтерштевня.
Все броневые плиты укладывались на деревянную тиковую подкладку толщиной 50 мм.
Вне цитадели носовая часть на протяжении 38, 5 метров прикрывалась 60-мм броней "Wh", а кормовая на протяжении 31,4 метров - 80 мм броней также "Wh".
Продольная противоторпедная переборка толщиной 45 мм из плит броневой стали "Ww" помимо защиты от подводных взрывов предохраняла также от подводных взрывов глубоко погрузившихся в воду снарядов. Протяженность переборки вдоль бортов составляла 170,7 м.
Увеличение дистанций артиллерийского боя и резко возросшая роль авиации в морской войне заставили моряков задуматься о более эффективной горизонтальной защите линейных кораблей от отвесно падающих снарядов и авиационных бомб с большим углом падения. Исходя из этих соображений при проектировании "Bismarck'a" конструкторы отвели палубной броне очень важное значение. Толщина броневой защиты верхней палубы в пределах броневой цитадели равнялась 50 мм. Главная броневая палуба имела толщину плит над машино-котельными отделениями 80 мм, а над боевыми погребами - 95 мм. По бокам эта палуба имела 110-мм броневые скосы, увеличивающие защитные возможности бортовой брони. Вся палубная броня изготовлена из броневой стали "Wh".
В целом, броневая защита цитадели была хорошо продумана и могла противостоять не только крупнокалиберным артиллерийским снарядам на близких дистанциях боя, но и авиационным бомбам противника, сброшенным с малых высот.
К неудачным сторонам броневой защиты "Bismarck'a" специалисты относили недостаточное прикрытие жизненно-важных для корабля постов, размещенных вне цитадели (в сравнении с современными ему иностранными линкорами), а также чрезмерную уязвимость от подводных взрывов снарядов, выпущенных с дальних дистанций.
По данным немецкого историка Breyer'a броневая защита линкора обеспечивала ему защиту от снарядов калибра 380 мм в пределах дистанции боя 11 - 21 км для отсеков энергетической установки, и в пределах 11 - 23 км для погребов главного калибра. Защита от более крупных снарядов (406 мм и более) обеспечивалась только на дистанциях больше 16-12 км. На меньших дистанциях эти снаряды пробивали любую броню линкора.
Горизонтальная броня |
|
Броня на скосах |
|
установленная на новых немецких линкорах, оказалась гораздо более эффективней британской, приборы которой работали на постоянном токе. "Bismarck'a" имел три поста управления огнем - главный, носовой и кормовой, из которых оба первых имели по три трансмиттерных прибора (Zielgeber) типа "ZG C/38 S", а кормовой имел только два прибора. Еще по два таких же прибора имелось для управления стрельбой при плохой видимости и ночью на специальных постах. Для определения дистанции имелось пять постов с 10,5-метровыми дальномерами "BG" (Basisgerate), из которых три находились в башнях и два трехкоординатных внутри специальных башенок на надстройках. Еще один 7-метровый дальномерный пост "BG" имелся на носовой надстройке. Эти же дальномеры использовались и при управлении стрельбой среднего калибра, но для этого имелись также два 6,5-метровых дальномера в средних башнях каждого борта. Для управления зенитной стрельбой имелись четыре поста, из которых два носовых "А" и "В" были штатными типа "SL-8" (Stabilisierter Leistand), а два кормовых "C" и "D" типа "Kdo.Ger.40", установленные временно вместо штатных "SL-8".
При этом немцы, как и американцы, использовали иную систему корректировки стрельбы главного калибра, основанную на трехзалповой пристрелке по дистанции. Бой в Датском проливе, закончившийся гибелью "Hood" наглядно продемонстрировал преимущества немецкой системы управления артиллерийским огнем. Ветеран американского флота адмирал Уилингс (Admiral J.M.Wellings) (27 мая 1941 года он в чине капитан-лейтенанта находился на борту линкора "Rodney") отметил, что ему в 1940 году довелось побывать на борту линейного крейсера "Hood", и, по его мнению, система управления огнем на этом корабле была не лучше той, что он видел в 1927 году на американском линкоре "Florida".
"Bismarck" имел радиолокационную станцию типа "Seetakt" с тремя прямоугольными антеннами типа "FuMo-23" (Funkmessortungsgerate)(длина волны 81,5 см.; частота 500 Гц; выходная мощность 8 кВт), смонтированными на поворотных структурах дальномерных постов. Предполагалась также установка радиолокационной станции типа "FuMB-4 Samos" (Funkmessbeobachtungsgerate), но сделано это не было.
Имелась также пассивная шумопеленгаторная станция типа "GHG" (Gruppenhorchgerat) с двумя группами микрофонов по 60 штук в каждой. Дальность прослушивания составляла 30-40 км. В качестве навигационной использовалась шумопеленгаторная станция типа "NHG" (Navigationshorchgerat), совместно с которой могло работать специальное звуколокационное оборудование активного типа "S-Аnlage" (Sonderfernsteuer-Anlage)
Во время проектирования линейных кораблей этого типа Германия была вынуждена соблюдать ограничивающие ее амбиции пункты, навязанные ей договорами 1922 и 1930 годов. Несоблюдение этих договоров могло негативно отразиться на будущих планах Гитлера. Поэтому даже после подписания англо-германского морского соглашения 1935 года и дополнительных положений 1936 года Германия не решилась открыто нарушать оговоренные в нем ограничения размеров кораблей. Однако работа над проектом нового линкора "F" показала, что уложиться в требующиеся 35.000 тонн вряд ли удастся. А к моменту готовности предварительного проекта выяснилось, что превышение водоизмещения составит не менее нескольких тысяч тонн. В связи с этим конструкторам было предложено рассмотреть все возможные варианты снижения веса корабля, но оказалось, что требуемое уменьшение водоизмещения возможно только лишь при радикальном изменении проекта, в частности - замена 2-орудийные башен на 3- или 4-орудийные, уменьшение главного калибра, применение универсального среднего калибра или уменьшение толщины и площади бронирования. Все эти изменения не были приняты германским морским командованием. Более того, выяснилось, что выполнение его новых требований потребует еще несколько тысяч тонн. Поэтому в секретном порядке продолжалась работа над проектом корабля водоизмещением 42.000 тонн.
Решение это основывалось на международной политической игре - правительствам Англии и США было решено сообщить сведения о линкоре, соответствующие договорным ограничениям - водоизмещение 35.000 тонн при осадке 7,9 метра. А так как Гитлер был убежден, что Япония никогда не согласится с условиями Лондонского морского соглашения 1936 года, то это, в конце концов, могло бы стать поводом к пересмотру всех статей договора. Нужно было только дождаться официального заявления из Токио. Исходя из этого, 1 апреля 1937 года Гитлер разрешил дальнейшее проектирование линейного корабля со стандартным водоизмещением уже 45.000 тонн.
Когда "Bismarck" в августе 1940 года был подготовлен к выходу в море, он составлял о себе настолько впечатляющее зрелище, что англичане признали его весьма опасным противником, для уничтожения которого требовалось целое соединение линейных кораблей. Имевшиеся в Королевском флоте корабли типа "King George V" с их вполне современными десятью 356-мм/45-калиберными орудиями явно уступали "Bismarck'у" как по мощи вооружения, так и по защите, и вряд ли были способны победить его в одиночном поединке.
Как итог краткого обращения к усилиям по созданию этого грандиозного корабля можно указать, что общая стоимость постройки составила 196,8 миллионов рейхсмарок, конечно же без учета затрат на проектирование. Для сравнения можно также привести стоимость однотипного "Tirpitz'a" - 191,6 миллиона.