- 13 - 1997 / 01
- 14 - 1197 / 02
- "Корабли и суда китайской Сунгарийской флотилии в 1929 году"
- "Строительство лидеров эскадренных миноносцев проекта "38" на Амурском судостроительном заводе"
- "Лидер эскадренных миноносцев "Баку" проекта "38"
- "Линейные корабли Германии в 1906-1945 годах"
- "Немецкие линейные корабли типа "Н"
Часть 3
- 15 - 1997 / 03
- "Первые программы броненосного флота.
Часть 3. Броненосные фрегаты "Hector" и "Valiant" - "Линейный корабль "Воля" и батарея "Mirus"
- "Германские эскадренные миноносцы проектов "Z".
- "Сталинские линкоры.
Часть 2 Проектирование линейных кораблей для Советского Союза в Соединенных Штатах" - "Плавание крейсера "Karlsrhue".
Часть 1 и 2
- "Первые программы броненосного флота.
- 16 - 1997 / 04
- 17 - 1997 / 05 - "Корабли флота Японии."
- Подводные лодки. 1905-1945 годы
- 18 - 1997 / 06
- "Первые программы броненосного флота.
Часть 5. Броненосный фрегат "Royal Alfred" - "Турецкие военные корабли периода войны 1877-1878 годов на Дунае"
- "Плавание крейсера "Karlsrhue".
Часть 4 - "Проекты эскадренных миноносцев военного времени в австро-венгерском флоте"
- "Германские миноносцы периода Второй мировой войны
- "Японские системы управления артиллерийской стрельбой"
- "Первые программы броненосного флота.
-
- 19 - 1998 / 01 - "Корабли флота Японии."
- Японские миноносцы и эскадренные миноносцы. 1878-1945 годы
- 20 - 1998 / 02 - "Корабли флота Японии."
- Сторожевые, эскортные и патрульные корабли, боевые катера, диверсионные средства
- 21 - 1998 / 03 - "Корабли флота Японии."
- Канонерские лодки, корабли минно-тральных сил, десантныех корабли и средства
- 22 - 1998 / 04- "Bismarck"
- 23 - 1998 / 05
- "Первые программы броненосного флота.
Часть 6. Броненосный фрегат "Achilles" - Проекты торпедных катеров в австро-венгерском флоте в 1914-1918 годах"
- "Линейные корабли Германии в 1906-1945 годах"
- "Германский линейный крейсер "Lutzow" в бою у Скагеррака"
- "Тенденции проектирования линейных кораблей в кайзеровском флоте. 1915-1918 годы"
- "Германские миноносцы периода Второй мировой войны
- "Первые программы броненосного флота.
- 24 - 1998 / 06
- "Проектирование авианосцев в фашистской Германии".
- "Французские контр-миноносцы межвоенного периода"
- "Проектирование авианосцев в фашистской Германии".
-
Германские миноносцы периода второй мировой войны
Продолжение серии статей (см."Бриз" 11 и 12 / 1996; 3, 4 и 6 / 1997).
Миноносцы проекта "FT/39" И "FT/41"
Миноносцы проектов "FT/39" и "FT/41" (FT - Flottentorpedoboote) предназначались для использования в составе соединений крупных кораблей - в основном для боевого охранения и проведения торпедных атак. Однако во время войны участвовать в эскадренных действиях им практически не довелось, но, тем не менее, миноносцы хорошо проявили себя в ходе боевых действий вблизи побережья и при охране собственных коммуникаций.
Строительство этих миноносцев велось в соответствии с военными программами. Проект разрабатывался в проектном бюро морского ведомства на базе предыдущих проектов "Т/35" и "Т/37". Первоначально предполагалось, что проект "Т/39" не будет иметь коренных отличий, за исключением артиллерии, слабость которой на довоенных миноносцах вызвала много нареканий. Однако уже в ближайшее время
морское командование, накопившее первый опыт боевых действий, потребовало существенного изменения проекта.
Всего предполагалось построить 39 кораблей этих типов, но фактически работы велись только по 30 кораблям. 15 миноносцев строились по проекту "FT/39" (включая 9 последних единиц проекта "Т/37", строительство которых было решено закончить по новому проекту) и 15 миноносцев строились по проекту "FT/41". Из последних шесть единиц ("Т.43" - "Т.48") вошли в программу военного времени и должны были строиться по военному проекту "FT/42", но 12.06.1943 были перезаказаны по проекту "FT/41". Программой предполагалось также строительство еще 9 миноносцев по проекту "FT/41". Они получили)литерные обозначения "Т.52" - "Т.60", но заказы на них верфям выданы не были, соответственно и работы по строительству не начинались.
Проект | Миноносцы в серии | Место постройки серии | Стоимость серии |
"FT/39" "FT/41" | "Т.22" - "Т.36" "Т.37" - "Т.51" | "F. Schichau" (Эльбинг) "F. Schichau" (Эльбинг) | 84.869 тыс.марок |
Миноносцы в серии | Выдан | Заказ | Заводской номер | Заложен на стапеле. | Спущен на воду | Готовность |
||||
"Т.22" | 10 , | 11 | 1939 | S . | 1481 | 1941 | 1941 | 28 | 02 | 1942 |
"Т.23" | 10 . | 11 | 1939 | S . | 1482 | 1941 | ноябрь 1941 | 14 | 06 | 1942 |
"Т. 24" | 10 | 11 | 1939 | S . | 1483 | 1941 | 1942 | 17 | 10 | 1942 |
"Т.25" | 10 | 11 | 1939 | S . | 1484 | 1941 | 1942 | 12 | 12 | 1942 |
"Т. 26" | 10 | 11 | 1939 | S | 1485 | 1942 | 1942 | 27 | 02 | 1943 |
"Т.27" | 10 | 11 | 1939 | S | 1486 | 1942 | 17 | 04 | 1943 | |
"Т.28" | 10 | 11 | 1939 | S | 1487 | 1942 | ноябрь 1942 | 19 | 06 | 1943 |
"Т.29" | 10 | 11 | 1939 | S | 1488 | 1942 | 1943 | 21 | 08 | 1943 |
"Т.ЗО" | 10 | 11 | 1939 | S | 1489 | 1942 | 1943 | 24 | 10 | 1943 |
"Т.31" | 20 | 01 | 1941 | S | 1513 | 1943 | 1943 | 5 | 02 | 1944 |
"Т.32" | 20 | 01 | 1941 | S | 1514 | 1943 | 1943 | 8 | 05 | 1944 |
"Т.ЗЗ" | 20 | 01 | 1941 | S | 1515 | 1943 | 1943 | 16 | 06 | 1944 |
"Т.34" | 20 | 01 | 1941 | S | 1516 | 1943 | 1944 | 12 | 08 | 1944 |
"Т.35" | 20 | 01 | 1941 | S | 1517 | 1943 | 1944 | 7 | 10 | 1944 |
"Т.36" | 20 | 01 | 1941 | S | 1518 | 1943 | 1944 | 9 | 12 | 1944 |
"Т.37" | 25 | 11 | . 1942 | S | 1538 | 1943 | 1944 | - | ||
"Т.38" | 25 | 11 | . 1942 | S | 1539 | 1943 | 1944 | - | ||
"Т.39" | 25 | 11 | . 1942 | S | 1540 | 1943 | 1944 | - | ||
"Т.40" | 25 | 11 | . 1942 | S | 1541 | 1944 | 1944 | г | ||
"Т.41" | 25 | 11 | . 1942 | S | 1542 | 1944 | 1944 | - | ||
"Т.42" | 25 | 11 | . 1942 | S | 1543 | 1944 | 1944 | - | ||
"Т.43" | 12 | 06 | . 1943 | S | 1636 | 1944 | 1944 | - | ||
"1.44" | 12 | 06 | . 1943 | S | 1637 | 1944 | 1944 | - | ||
"Т.45" | 12 | 06 | . 1943 | S | 1638 | 1944 | 7 . 08 . 1944 | - | ||
"Т.46" | 12 | 06 | . 1943 | S | 1639 | 1944 | - | - | ||
"Т.47" | 12 | 06 | . 1943 | S | 1640 | 1944 | - | - | ||
"Т.48" | 12 | 06 | . 1943 | S | 1641 | 1944 | - | - | ||
"Т.49" | 11 | 01 | . 1944 | S | 1717 | 1944 | - | - | ||
"Т.50" | 11 | 01 | . 1944 | S | 1718 | 1944 | - | - | ||
"Т.51" | 11 | 01 | . 1944 | S | 1719 | 1944 | - | - |
Водоизмещение стандартное:
"Т.22" - "Т.36" 1294 ts
"Т.37" - "Т-51" 1493 ts
Водоизмещение нормальное:
"Т.22" - "Т.36" 1512 тм.
"Т.37" - "Т-51" 1782 тм.
Водоизмещение полное:
"Т.22" - "Т.36" 1754 тм.
"Т.37" - "Т-51" 2155 тм.
Длина по ватерлинии (КВЛ):
"Т.22" - "Т.36" 97,0 м.
"Т.37" - "Т-51" 102,0 м.
Длина наибольшая:
"Т.22" - "Т.36" 102,5 м.
"Т.37" - "Т-51" 106,0 м.
Ширина наибольшая по КВЛ:
"Т.22" - "Т.36" 10,0 м.
"Т.37" - "Т-51" 10,7 М;
Осадка по КВЛ при D стандартном:
"Т.22" - "Т.36" 2,60 м.
"Т.37" - "Т-51" 2,94 м.
Осадка наибольшая при D полном:
"Т.22" - "Т.36" 3,22 м.
"Т.37" - "Т-51" 3,72 м.
Высота борта:
"Т.22" - "Т.36" : 5,80 м.
"Т.37" - "Т-51" 6,25 м.
Миноносцы имели сплошную палубу, без полубака. Высоко приподнятый и сильно наклоненный вперед форштевень. Палубные якорные клюзы. Слегка закругленная транцевая корма с небольшим подзором.
Продольно-поперечная система набора, конструкции корпуса собирались из судостроительной стали "N-52". При изготовлении надстроек и корабельных устройств широко применялись легкие сплавы и электросварка. Количество отсеков:
"Т.22" - "Т.36" 13
"Т.37" - "Т-51" 14
Протяженность двойного дна:
-Т.22" - "Т.36": 67 %
"Т.37" - "Т-51": 69 %
Метацентрическая высота поперечная:
"Т.22" - "Т.36" 0,75 м.
"Т.37" « "Т-51" 0,83 м.
Миноносцы проекта "Т/39" оказались прекрасными мореходными судами. Они хорошо показали себя как на закрытых театрах Балтики и Английского канала, так и на открытых просторах Северного моря и Бискайского залива. Корабли превосходно управлялись и отличались хорошей маневренностью. Большой развал носовых шпангоутов обеспечил плавучесть носовой части, но при следовании с большой скоростью появлялась довольно заметная увальчивость на корму. Уже в ходе службы на части миноносцев (начиная с "Т.31") пришлось усиливать носовые шпангоуты установкой дополнительных книц, а также подкреплять продольные связи. Причиной этих работ стало необоснованное решение упростить конструкцию корпуса последней группы ("Т.31" - "Т.36") для ускорения постройки. Корабли проекта "Т/41" достроены не были, но можно предполагать, что их мореходные качества оказались бы не хуже.
Миноносцы новых проектов коренным образом отличались от предыдущих - как в части машинной установки, так и артиллерией. В этом проекте немцы отказались от принятой ранее схемы размещения механизмов, перейдя к эшелонированной, чем и объясняется появление второй дымовой трубы. Как и на других немецких кораблях с установками высокого давления, на этих миноносцах имели место проблемы, связанные с этим. Миноносцы были гораздо лучше вооружены - четыре 105-мм. орудия а коробчатых защитных щитах и большое количество зенитных автоматов делали их гораздо более пригодными для несения эскортной службы и весьма полезными в набеговых операциях. Три первых миноносца ("Т.22" - "Т.24") не имели перед носовой надстройкой площадки для зенитного автомата. Внешне миноносцы проектов "FT/39" и "FT/41" между собой отличались незначительно отсутствие грот-мачты на "FT/41" и несколько иная конфигурация надстроек. Помимо этого, на "FT/41" баковое орудие было перенесено ближе к носу, что позволило расширить площадку зенитного автомата перед надстройкой и установить спаренный автомат.
Строительство миноносцев во время войны позволило еще в процессе постройки внести многие изменения, необходимость в которых выявилась боевым опытом. Поэтому во время войны модернизационные работы имели незначительный объем частичное подкрепление корпуса, некоторое усиление зенитной артиллерии, установка радиолокационных станций (в том числе замена кормового прожектора на радар).
Эшелонированное размещение энергетической установки позволило сгруппировать ее в две автономных энергостанции, в каждой по 1 ТЗА и 2 котла.
2 турбозубчатых агрегата "Wagner".
МО (ЛБ) - КО - (Погреба) - МО (ПБ) - КО
2 трехлопастных винта диаметром 2,50 - 2,65 м.
4 водотрубных нефтяных котла "Wagner".
рабочее давление 70 ат.
перегрев пара 400 - 450 град.
Мощность механизмов расчетная:
"Т.22" - "Т.36" 32.560 SHP
"Т.37" - "Т.51" до 40.000 SHP
Мощность механизмов фактическая:
"Т.22" - "Т-36" ок. 29.000 SHP
Скорость проектная:
"Т.22" - "Т.36" 34,0 уз. при 463 об./мин.
"Т.37" - "Т.51" 34,0 уз. при 520 об./мин.
Скорость фактическая:
"Т.22" - "Т-36" до 32,5 уз. при 470 об./мин.
Запас жидкого топлива при нормальном и максимальном водоизмещении:
"Т.22" •> "Т-36" 160 / 374 т.
"Т.37" - "Т.51" 250/582 т.
Расход топлива ; 0,570 кг./SHP в час
Расчетная дальность плавания 19-узловым ходом (фактическая оказалась гораздо меньше):
"Т.22" - "Т-36" : 5000 миль
"Т.37" - "Т.51" 6500 миль
2 станции с 2 турбо-генераторами (по 80 кВт), размещенные в выгородках турбинных отсеков;
1 центральная станция с одним дизель-генератором в 160 кВт
или двумя по 80 кВт (на "Т.22" - "Т.31" три дизель- геератора по 80 кВт). Суммарная мощность (220 Вольт) ' 320 или 400 кВт.
2 параллельных балансирных руля.
4 105-мм./45-калиберное орудие образца "ТКС/32" на одноствольных лафетах с защитными щитами; +80 -8 град= 17,6 км. Запас снарядов 2400 + 480 штук;
4 37-мм.зенитных автомата "SKC/30" на двух спаренных установках. На миноносцах проекта "Т/41" - 6 автоматов на трех спаренных установках. Известно, что из-за нехватки спаренных допускалась установка одноствольных 37- мм. автоматов. Запас патронов - по 2000 на каждый ствол.
6 20-мм.зенитных автоматов, включая одну счетверенную установку и два одноствольных. На части кораблей при вступлении в строй число 20-мм. автоматов доходило до 9 стволов. На миноносцах проекта "Т/41" на крыльях мостика предусматривались спаренные автоматы и, таким образом, число стволов доведено до 8. Запас патронов - по 2000 на каждый ствол.
После 1943 года было решено увеличено число одноствольных 20-мм.автоматов, что и было сделано на некоторых миноносцах.
6 533-мм.торпедных труб (для торпед "G/7a") в двух 3- трубных аппаратах. Запасных торпед не предусматривалось.
4 бомбомета (до 32 глубинных бомб на 6 стеллажах).
Могли брать на палубу на съемные рельсы 50 мин (по другим данным - до 60 мин).
1 мотобот (моторный катер):
1 шлюпка (моторный ял);
1 шлюпка-тузик.
В конце войны, в соответствии с подготовленным планом "Barbara", намечалось перевооружение миноносцев новым, более совершенным зенитным оружием. В новом виде вооружение должно было выглядеть следующим образом:
Проект "Т/41" - предполагалось по плану "Barbara":
4 105-мм./45-калиб, орудия (2400 снарядов);
8 37-мм.автомата (две одноствольные и три спаренные установки) (16.000 патронов);
12 20-мм.автоматов (счетверенка и четыре спаренных установки) (16-24 тыс. патронов);
6 533-мм.торпедных аппаратов;
4 бомбомета и 32 глубинные бомбы на стеллажах
Проект "Т/39" - предполагалось по плану "Barbara":
4 105-мм./45-калиб.орудия (2400 снарядов};
6 37-мм.автомата (две одноствольные и две спаренные установки) (12.000 патронов);
12 20-мм.автоматов (счетверенка и четыре спаренных установки) (16-?' тыс. патронов);
6 533-мм.торпедных аппаратов;
4 бомбомета и 32 глубинные бомбы на стеллажах.
По прежнему оба проекта предусматривали возможность принятия на борт мин.
Перевооружение по плану "Barbara" проведено не было. Однако некоторые работы на части кораблей осуществить все же удалось, но далеко не в том объеме, как предполагалось.
штатный в военное время:
8 офицеров и 198 унтер-офицеров и матросов.