- 13 - 1997 / 01
- 14 - 1197 / 02
- "Корабли и суда китайской Сунгарийской флотилии в 1929 году"
- "Строительство лидеров эскадренных миноносцев проекта "38" на Амурском судостроительном заводе"
- "Лидер эскадренных миноносцев "Баку" проекта "38"
- "Линейные корабли Германии в 1906-1945 годах"
- "Немецкие линейные корабли типа "Н"
Часть 3
- 15 - 1997 / 03
- "Первые программы броненосного флота.
Часть 3. Броненосные фрегаты "Hector" и "Valiant" - "Линейный корабль "Воля" и батарея "Mirus"
- "Германские эскадренные миноносцы проектов "Z".
- "Сталинские линкоры.
Часть 2 Проектирование линейных кораблей для Советского Союза в Соединенных Штатах" - "Плавание крейсера "Karlsrhue".
Часть 1 и 2
- "Первые программы броненосного флота.
- 16 - 1997 / 04
- 17 - 1997 / 05 - "Корабли флота Японии."
- Подводные лодки. 1905-1945 годы
- 18 - 1997 / 06
- "Первые программы броненосного флота.
Часть 5. Броненосный фрегат "Royal Alfred" - "Турецкие военные корабли периода войны 1877-1878 годов на Дунае"
- "Плавание крейсера "Karlsrhue".
Часть 4 - "Проекты эскадренных миноносцев военного времени в австро-венгерском флоте"
- "Германские миноносцы периода Второй мировой войны
- "Японские системы управления артиллерийской стрельбой"
- "Первые программы броненосного флота.
-
- 19 - 1998 / 01 - "Корабли флота Японии."
- Японские миноносцы и эскадренные миноносцы. 1878-1945 годы
- 20 - 1998 / 02 - "Корабли флота Японии."
- Сторожевые, эскортные и патрульные корабли, боевые катера, диверсионные средства
- 21 - 1998 / 03 - "Корабли флота Японии."
- Канонерские лодки, корабли минно-тральных сил, десантныех корабли и средства
- 22 - 1998 / 04- "Bismarck"
- 23 - 1998 / 05
- "Первые программы броненосного флота.
Часть 6. Броненосный фрегат "Achilles" - Проекты торпедных катеров в австро-венгерском флоте в 1914-1918 годах"
- "Линейные корабли Германии в 1906-1945 годах"
- "Германский линейный крейсер "Lutzow" в бою у Скагеррака"
- "Тенденции проектирования линейных кораблей в кайзеровском флоте. 1915-1918 годы"
- "Германские миноносцы периода Второй мировой войны
- "Первые программы броненосного флота.
- 24 - 1998 / 06
- "Проектирование авианосцев в фашистской Германии".
- "Французские контр-миноносцы межвоенного периода"
- "Проектирование авианосцев в фашистской Германии".
-
Германские миноносцы периода второй мировой войны
Миноносцы проекта "Т/35"
После ввода в строй последнего миноносца типа "Wolf" строительство торпедных сил было сосредоточено на эсминцах и небольших торпедных катерах "S-bootes". Только через шесть лет был подготовлен проект миноносца "Т/35". Корабли, строящиеся по этому проекту, оказались гораздо меньше эсминцев типа "Z/34", которые строились в то время, и немного меньше предыдущих миноносцев. Они стали развитием концепции "малого миноносца", начало которой положили миноносцы типа "А" периода Первой мировой войны, базировавшиеся и воевавшие во Фландрии.
Работы над проектом "Т/35" начались в 1934 году, когда Проектное бюро предложило проект малого эсминца водоизмещением до 1000 тонн, вооруженного двумя двухорудийными 105-мм. зенитными установками. В то время Редер не одобрил предложение, приведя в подтверждение своего мнения следующие причины: 1) принятый калибр орудий был меньше, чем на современных иностранных эсминцах; 2) высокие лафеты, необходимые для стрельбы по воздушным целям, затрудняли стрельбы на малых углах возвышения. Другой важной причиной был вес спаренной 105-мм. установки - 25 тонн, несравнимый с 13-тонной одноорудийной 127-мм. установкой. Такая тяжелая установка требовала бы силового привода, а для более эффективного огня еще и стабилизированного артиллерийского директора, что еще более увеличило бы вес. Наконец, сложная электрическая схема такой установки оказывалась сильно подверженной влиянию непогоды и затрудняла техническое обслуживание. Развивая свои идеи, Редер настаивал, чтобы германские эсминцы не уступали по артиллерийскому вооружению эсминцам вероятных противников - России, Франции и Польши. Тем не менее он допускал возможность создания сравнительно небольших эсминцев, сравнимых с британскими - стандартными типов "А" ... "F", создаваемых для океанской службы.
Исходя из этого, когда началась работа над проектом малого миноносца, первоначально предложенный проект с водоизмещением до 1000 тонн был отвергнут на том основании, что ничего большего, чем быстроходный носитель торпед с недостаточным для эсминца артиллерийским вооружением создать не удастся. А поскольку водоизмещение превышало 600 тонн, тоннаж на них пришлось бы брать за счет эсминцев. Поэтому было решено разработать чистый торпедоносец без специального артиллерийского вооружения. Эти, так называемые "S-bootes" были идеальными кораблями для бесшумных и внезапных торпедных атак у побережья, но они не могли действовать уже в средней части Северного моря. Поэтому новый проект должен был соединить хорошую мореходность с низким силуэтом и высокой скоростью, что было необходимо для ночных атак. Если бы конструкторам удалось бы уложиться в 600 тонн, это бы сохранило весь разрешенный Германии тоннаж, который был необходим ей для строительства эскадренных миноносцев с мощным артиллерийским вооружением.
В конце концов такой проект был подготовлен и поступил в работу под шифром "Т/35", а позже, в слегка модифицированной форме, как "Т/37". Всего по этим проектам был построен двадцать один миноносец. К сожалению, вся эта масса кораблей использовалась по прямому назначению очень редко, поэтому затраты на них в людях и материалах оказались напрасными. Напротив, торпедные катера "S-bootes" оказались в достаточной степени мореходны для действий почти на всех предполагаемых театрах. После гибели "Т.6" в первом же наступательном выходе эти миноносцы по своему прямому назначению, в соответствии с проектными задачами, больше не использовались.
Миноносцы типа "Т/35" имели красивый силуэт, с одной трубой и гладкой палубой, возвышенной к носу. Полное водоизмещение составляло 1108 тонн, длина по ватерлинии равнялась 82,16 метров. Корпус весом 310 тонн разделялся на 12 водонепроницаемых отсеков, под машинно-котельной установкой было устроено двойное дно, в котором хранилось топливо, питательная и питьевая вода. В конструкциях верхних надстроек широко использовались легкие сплавы.
Три первых отсека с кормы на "твиндеке" были отведены под жилые помещения, а под ними в трюме располагались склады и погреба боезапаса. Начиная с отсека IV (шпангоут 20,5) в нос размещалась энергетическая установка, которая по протяженности занимала почти полкорабля. Как и на современных им эсминцах, два машинных отсека располагались в смежных отсеках. Из них носовая турбина, как было принято в немецком флоте, вращала правый вал. Перед этим отделением имелся небольшой отсек (Vl-й), в котором располагался дизель-генератор. В отсеках VII и VIII находились два котельных отделения, в каждом из которых размещались по два котла. Носовые отсеки также в основном выделялись под жилые помещения. На твиндеке в отсеке IX располагались торпедная передаточная станция, оснащенная по образцу эсминцев, а палубой ниже находился пост гирокомпаса. На уровне верхней палубы в носовой надстройке размещалась большая радиорубка, оснащенная двумя передатчиками (диапазоны 40-200 и 500-3000 метров) и тремя приемниками (12-20.000 метров); за ней находился камбуз, а с бортов ее - гальюны и умывальники.
Все миноносцы имели котлы типа "Wagner" (70 ат., 460°С) и турбозубчатые агрегаты "Wagner" мощностью 31.000 л.с., позволявшие развивать скорость до 35 узлов. Удельный вес установки составлял 11,64 кг/л.с. В каждом машинном отделении находились турбогенераторы, а помимо них имелось еще два дизель-генератора. Общая электрическая мощность равнялась 224 кВт при напряжении корабельной сети 220 Вольт.
Каждый миноносец имел шесть торпед типа "G.7a" в двух трехтрубных торпедных аппаратах. Запасных торпед не было. Система управления торпедной стрельбой была достаточно сложной. На верхнем мостике находился торпедный директор типа "TZA-2" со стабилизированной оптикой, связанный с передающей торпедной станцией, содержащей прибор упреждения и оборудование для вычисления углов расстворения труб. Помимо этого, каждый аппарат имел силовое дистанционное управление и был оборудован оптическими прицелами. С правого борта, у кормовой части надстройки до дымовой трубы были проложены транспортные рельсы для торпедо-погру- зочной тележки.
Артиллерийское вооружение было слабым. Одна одноствольная артиллерийская установка с орудием типа "SKC/32" была установлена в корме и имела угол возвышения до 50 градусов. Сектор обстрела ее составлял 320 градусов (носовой "мертвый угол" равнялся 40 градусам). Система управления огнем установки включала только дальномеры - на верхнем мостике, за торпедным директором и на средней надстройке между торпедными аппаратами. Оба дальномера имели базу 1,5 метра. Помимо этого орудия, на кормовой надстройке с возвышением над 105-мм. пушкой, был установлен 37-мм.зенитный автомат. На крыльях мостика имелось также два одноствольных 20-мм. автомата "С/30".
Другим, не менее важным оружием этих миноносцев были мины. 60 мин типа "ЕМС" можно было принять на борт, разместив их на установленных в корме палубных минных рельсах. Однако на использование минного оружия имелись ограничения. Миноносец мог принять на палубу 70 тонн дополнительного груза, включая съемные рельсы, при этом в цистернах должно было оставаться не менее 50 % топлива, а использование корабля ограничивалось волнением моря не более 3 баллов, иначе создавалась угроза остойчивости корабля. К тому же, с грузом мин кормовое 105-мм.орудие использовать было невозможно.
Всего по проекту "Т/35" было построено двенадцать миноносцев. Фирма "Schihau" в Эльбинге (Восточная Пруссия) построила "Т.1" - "Т.4", "Т.9" и "Т. 10я. Другие шесть кораблей, "Т.5" - "Т.8", "Т.11" и "Т. 12" были построены в Бремене концерном "Deschimag". Контракты на их строительство были заключены в 1935-1936 годах, последние три миноносца были заказаны 29 июня 1936 года. Строительство шло медленно. Без сомнения, на это влияла загруженность верфей. Первый корабль сошел на воду только в самом конце 1938 года. Ни один из них не успел войти в строй до начала войны. Укомплектованный первым "Т.8" поднял флаг 8 октября 1939 года (командир капитан-лейтенант Эрдманн).
Миноносцы проекта "Т/37"
+ Миноносцы проекта "Т/37"Проект "Т/37" являлся модифицированным вариантом предыдущего проекта. Корпус у него был несколько короче и значительно шире. По внутреннему устройству отличие заключалось в отсутствие отделения вспомогательных механизмов и генераторов, так что носовое машинное отделение непосредственно соседствовало с кормовым котельным отделением. Дизель-генераторы располагались в корме, позади машинных отделений и палубой ниже, чем на прежних миноносцах. В отношении контроля повреждений это был шаг назад, так как в случае затопления кормовых отсеков и остановки турбин от сотрясения при ударе (взрыве) корабль мог остаться без электроэнергии. Запас топлива был несколько увеличен, что давало дальность плавания 1600 миль на крейсерской скорости. Вооружение было аналогично миноносцам типа "Т/35", но дальномеры имели базу 2 метра, хотя ко времени ввода этих кораблей в строй на носовом марсе установили радар.
Заказы на первые шесть кораблей ("Т. 13" - "Т. 18") были выданы 18 сентября 1937 года, а на три остальные ("Т.19" - "Т.21") 5 октября 1938 года. Все они строились фирмой "Schihau", которая затем строила все типы миноносцев, кроме проекта "FT/40". Как и прежде работы велись медленно, но в этот раз из-за нехватки квалифицированных рабочих и перебоев с поставками сырья. К тому же, "Т. 18" - "Т.21" задержались с постройкой из-за внесения в конструкцию некоторых изменений, необходимость которых была установлена после проверки в море более ранних кораблей. Последний миноносец этой серии, "Т.21" был укомплектован в июле 1942 года (то есть, уже после головного корабля следующего проекта).
Со вводом в строй этих кораблей в строй формировались и новые флотилии: 1-я и 2-я в октябре 1939 года и 3-я в августе 1941 года, хотя в это же время была расформирована 1-я флотилия, а все ее корабли были включены во 2-ю. Однако, проблемы с котлами, заливание носовой части и модификация мостика не позволили этим кораблям включиться в активную службу до июня 1940 года. Последующие модификации касались в основном установки радара и усиления зенитного вооружения. Правда, как сейчас известно, "Т.1" и в 1945 году еще не имел радара, и, по-видимому, никогда не был им оснащен.
37-мм. зенитный автомат перенесли с кормовой надстройки в нос, а на его месте, на миноносцах, по мере поступления стали устанавливать счетверенную 20-мм.автоматическую зенитную установку. Некоторые корабли получили и вторую такую же установку, размещенную на средней надстройке, которая заменила установленный ранее одноствольный зенитный 20-мм.автомат на платформе за дымовой трубой, над воздухозаборниками котельного отделения. Кроме этого, некоторые миноносцы имели погонные 20- мм.автоматы вместо 37-мм.зениток. В целом же зенитная оборона не была заметно усилена до конца 1944 года.
Подготовленный для миноносцев "Т/35" план усиления зенитного вооружения включал установку спаренной 37-мм.зенитки типа "М/42" или одноствольную "М/43.М" того же калибра в носу; два спаренных 20-мм.автомата типа "LM/44" на крыльях мостика; два таких же автомата на штурманской рубке; две одноствольных 37-мм. зенитки "М/43.М" на обеих надстройках (средней и кормовой). Миноносцы типа "Т/37" отличались заменой кормового торпедного аппарата еще на одну одноствольную 37- мм.зенитку "М/43.М".
Эту программу полностью завершить не удалось. Наибольшее зенитное усиление получили, вероятно, только миноносцы "Т.11", "Т. 14", "Т. 19" и "Т.20". При этом "Т. 19", в 1944-1945 годах использовавшийся в Скагерраке, лишился всех торпедных аппаратов и получил вместо носового аппарата один одноствольный 40-мм.зенитный автомат "Flak.28" (так в немецком флоте назывался трофейный "Bofors"). В окончательном виде его зенитное вооружение состояло из одноствольных 40-мм. и 37-мм. зенитных пушек и одиннадцати 20-мм.автоматов. "Т.20" закончил войну, имея две одноствольных 37-мм. пушки в носу и средней части, одну счетверенную установку 20-мм. автоматов в корме и четыре спаренных 20-мм.авто- мата "LM/44" на крыльях мостика и за трубой. Помимо этого миноносец имел 21 установку для пуска 86-мм. зенитных неуправляемых ракет типа "RAG". "Т.14" получил аналогичное вооружение, хотя на нем оставался один торпедный аппарат. "Т.11" имел в носу 40-мм. автомат "Bofors", две одноствольных 37-мм. зенитки, одна из которых была установлена вместо кормового торпедного аппарата, а также двенадцать стволов 20-мм. автоматов в одной счетверенной и четырех спаренных установках.
Боевое использование этих миноносцев было связано с рядом проблем, так как они подходили только для торпедных атак, возможностей для которых оказалось не так уж много. Их артиллерийское вооружение было слабым, и, хотя они использовались в Канале, все же не годились для скоротечных схваток у берега, для которых более старые миноносцы типов "Mowe" и "Wolf" подходили больше. Поэтому большую часть времени они провели на Балтике, да и то часто стояли в резерве разукомплектованными. Единственным их реальным успехом было потопление 4 января 1945 года советской подводной лодки "С.4" миноносцем "Т.З" (по другим данным ошибочно называется "Т.ЗЗ").
Миноносцы проекта "Т/35" и "Т/37"
+ Миноносцы проекта "Т/35" и "Т/37"Строительство миноносцев было вызвано решением имперского правительства об усилении флота и стало возможным после заключения англо-германского договора о морских вооружениях, статьи которого отменили условия Вашингтонского соглашения ограничивающего количество и тоннаж легких сил немецкого флота. Проект разработан проектным бюро морского ведомства. Ведущий инженер проекта - конструктор Витте (Witte).
Основная задача новых кораблей заключалась в проведении ночных торпедных атак в отдалении от побережья - вне зоны действия торпедных катеров. В связи с этим корабли получили достаточно мощное торпедное вооружение, но явно слабую и недостаточную для выполнения других задач артиллерию.
Всего предполагалось построить 30 кораблей этих типов (программы 1936-1938 годов). Заказы на постройку 12 миноносцев проекта "Т/35" и 9 проекта "Т/37" были выданы в 1935-1936 годах. Остальные заказы на 9 миноносцев проекта "Т/37" были аннулированы и перезаказаны на миноносцы других типов.
Миноносцы | в серии | Место постройки серии | Стоимость серии |
"Т. 1" - | "Т.4" | "F.Schichau" (Эльбинг) | 35.160 тыс.марок |
"Т.5" - | "Т. 8" | "Deschimag" (Бремен) | 31.160 тыс.марок |
"Т.9" - | "Т. 10" | "F.Schichau" (Эльбинг) | 17.579 тыс.марок |
"Т. 11" - | "Т. 12" | "Deschimag" (Бремен) | 15.579 тыс.марок |
"Т. 13" - | "Т. 21" | "F.Schichau" (Эльбинг) | 84.399 тыс.марок |
"Т.22" - | "Т. 30" | "F.Schichau" (Эльбинг) | - |
Миноносцыв серии | Выданзаказ | Заводскойномер | Заложеннастапеле | Спущенна воду | Готовность |
"Т. 1" | 16 .11. 1935 | S.1380 | 14 .11 . 1936 | 1938 | 2 .12.1939 |
"Т.2" | 16 .11. 1935 | S.1381 | 14 .11 . 1936 | 1938 | 9 .12. 1939 |
"Т.З" | 16 .11. 1935 | S.1382 | 14 .11 . 1936 | 1938 | 3 .02. 1940 |
"Т.4" | 16 .11. 1935 | S.1383 | 29 .12 . 1936 | 1938 | 27 .05. 1940 |
"Т. 5" | 15 .01. 1936 | W.934 | 30 .12 . 1936 | 22. 11 . 1937 | 23 .01. 1940 |
"Т. 6" | 15 .01. 1936 | W.935 | 3 .01 . 1937 | 16. 12 . 1937 | 30 .04. 1940 |
"Т.7" | 15 .01. 1936 | W.936 | 20 .08 . 1937 | 18. 06 . 1938 | 20 .12. 1939 |
"Т.8" | 15 .01. 1936 | W.937 | 28 .08 . 1937 | 10. 08 . 1938 | 8 .10. 1939 |
"Т.9" | 29 .06. 1936 | S.1393 | 24 .11 . 1936 | 1939 | 4 .07. 1940 |
"Т. 10" | 29 .06. 1936 | S.1394 | 24 .11 . 1936 | 1939 | 5 .08. 1940 |
"Т. 11" | 29 .06. 1936 | W.938 | 1 .07 . 1938 | 1. 03 . 1939 | 7 .05. 1940 |
"Т. 12" | 29 .06. 1936 | W.939 | 20 .08 . 1938 | 12. 04 . 1939 | 3 .07. 1940 |
"Т. 13" | 18 .09. 1937 | S.1401 | 1939 | 15. 06 . 1939 | 31 .05. 1941 |
"Т.14" | 18 .09. 1937 | S.1402 | 1939 | 1939 | 14 .06. 1941 |
"Т. 15" | 18 .09. 1937 | S.1403 | 1939 | 1939 | 26 .06. 1941 |
"Т. 16" | 18 .09. 1937 | S.1404 | 1939 | 24 .07. 1941 | |
"Т. 17" | 18 .09. 1937 | S.1405 | 1939 | 28 .08. 1941 | |
"Т. 18" | 18 .09. 1937 | S.1406 | 1939 | 22 .11. 1941 | |
"Т. 19" | 5 .10. 1938 | S.1444 | 1939 | 20. 07 . 1940 | 18 .12. 1941 |
"Т. 20" | 5 .10. 1938 | S.1445 | 1939 | . 10 . 1941 | 5 .06. 1942 |
"Т. 21" | 5 .10. 1938 | S. 1446 | 1939 | . 11 . 1941 | 11 .07. 1942 |
Миноносцы в серии | Выдан заказ | Заводской номер | |
"Т.22" - "Т.24" "Т.25" - "Т.ЗО" | октябрь 1938 март 1939 | S.1447 - 1449 S.1455 - 1460 | 10 ноября 1939 года было принято решение строить эти миноносцы по проекту "FT/39" |
Водоизмещение стандартное:
"Т. 1" - "Т.8" 844 ts
"Т.9" - "Т-12" 839 ts
"Т. 13" - "Т.21" 853 ts
Водоизмещение нормальное:
"Т. Г - "Т.8" 962 тм.
"Т. 13" - "Т.21" 997 тм.
Водоизмещение полное:
"Т.1" - "Т.8" 1082 ts
"Т.9" - "Т-12" 1088 ts
"Т.13" - "Т.21" 1098 ts
Миноносцы имели сплошную палубу, без полубака. Продольно-поперечная система набора, конструкции корпуса собирались из судостроительной стали "N-52". При изготовлении надстроек и корабельных устройств широко применялись легкие сплавы и электросварка. Количество отсеков:
"Т.1" - "Т-12" 12
"Т.13" - "Т.21" 11
Конструктивное двойное дно отсутствовало, но на протяжении машинно-котельных отсеков был устроен
трюм с внутренним настилом, который, в некоторой
степени, можно назвать двойным дном. В нем размещались цистерны с топливом и запасами воды.
Длина по ватерлинии (КВ/1):
"Т.1" - "Т-12" 82,2 м.
"Т.13" - "Т.21" 82,0 м.
Длина наибольшая:
"Т.1" - "Т-12" 84,3 м.
"Т.13" - "Т.21" 85,2 м.
Длина наибольшая (после переделки):
"Т.1" - "Т-12" 87,1 м.
Ширина наибольшая по КВ/1:
"Т.1" - "Т-12" 8,62 м.
"Т.13" - "Т.21" 8,87 м.
Осадка по КВЛ при D стандартном:
"Т.1" - "Т-12" 2,33 м.
"Т.13" - "Т.21" 2,51 м.
Осадка по КВЛ при D нормальном:
"Т.1" - "Т-12" 2,57 м.
Осадка наибольшая при D полном:
"Т.1" - "Т-12" 2,94 м.
"Т.13" - "Т.21" 3,14 м.
Высота борта 5,14 м.
Миноносцы этих типов оказались превосходными мореходными судами. Они хорошо зарекомендовали себя на переходах морем даже в очень бурную погоду, вполне удовлетворительно управлялись и маневрировали. Миноносцы проекта "Т/35" (до "Т. 12") имели в кормовой части, под транцем, изгиб киля вниз - подобно устройству "staukeil" на эсминцах "Z" и с теми же целями - улучшение поворотливости и подпор кормы водой от винтов. Но в отличие от "Z", на которых это устройство являлось наделкой и позже было снято, на миноносцах оно было заложено в конструкции корпуса и потому удалено не было. Впрочем, в этом и не было необходимости. Тем не менее, известно, что переделка в конце 1941 года носовой части миноносцев "Т.1", "Т.2", "Т.4", "Т.8", "Т.9" и "Т. 10", с установкой форштевня "атлантического типа", была вызвана сильной заливаемостью носа при волнении. После переделки у миноносцев стала проявляться увальчивость на корму. Одновременно на части миноносцев по этой же причине перестроили носовой мостик. Кроме того, уже после вступления в строй на всех миноносцах проекта "Т/35" пришлось усиливать конструкцию носовой части, подкрепив кницами носовые шпангоуты на уровне верхней палубы. Миноносцы проекта "Т/37" еще при постройке получили более полные обводы носовой части, увеличившие плавучесть носа.
Применение на кораблях энергетической установки высокого давления оказалось не совсем удачным решением из-за их повышенной аварийности и ненадежности. Проблема встала настолько остро, что пришлось пойти на уменьшение рабочих параметров пара (включая давление в котлах). Поэтому, начиная с "Т.11", поток нареканий со стороны командиров кораблей резко уменьшился.
Нацеленность кораблей на решение боевых задач (торпедные атаки) обусловила весьма ограниченную пригодность их для эскортных операций. Причиной этого были как слабость зенитного вооружения, так и недостаточная дальность плавания. Уже в сентябре 1940 года один из командиров флотилий (F.d.T.) охарактеризовал миноносцы как "большие катера" ("Grosse S-Boote").
Во время войны, помимо усиления зенитного вооружения, на кораблях устанавливали радиолокационные станции на площадках мачт (частично вместо прожекторов).
2 турбозубчатых агрегата "Wagner"
Турбины ВД и СД 7650 об/мин.
Турбины НД 4720 об/мин.
МО (ЛБ) - МО (ПБ) - (Всп.мех.) - КО - КО. 2 трехлопастных винта диаметром 2,45 - 2,60 м.
4 водотрубных нефтяных котла "Wagner".
рабочее давление 70 (позже 58) ат.
перегрев пара 460 град.С0
Мощность механизмов по проекту 31.000 SHP
Мощность механизмов фактическая:
"Т.1" - "Т-12" до 28.200 SHP
"Т.13" - "Т.21" до 34.110 SHP
Скорость проектная 34,5 уз. при 520 об./мин.
Скорость фактическая:
"Т. "1 - "Т-12" до 35,0 уз. при 502 об./мин.
"Т. 13" - "Т.21" до 36,6 уз. при 493 об./мин.
Запас жидкого топлива при нормальном и максимальном водоизмещении:
"Т. Г - "Т-12" 85/200т.
"Т.13" - "Т.21"90/216 т.
Расход топлива 0,340 кг./SHP в час
Расход пара:
"Т. Г - "Т. 12" 23 т. в час
"Т. 13" - "Т.З1" 30 т. в час
Расчетная дальность плавания "Т.1" - "Т-12":
19-узловым ходом 1070 миль
35-узловым ходом 600 миль
Расчетная дальность плавания "Т. 13" - "Т-21":
19-узловым ходом 1400 миль
16-узловым ходом 1650 миль
1 балансирный руль в диаметральной плоскости на миноносцах проекта "Т/35".
2 параллельных балансирных руля меньшей площади на миноносцах проекта "Т/37".
2 станции с 2 турбо-генераторами (по 52 кВт), размещенные в выгородках турбинных отсеков; 1 центральная станция с дизель-генератором (60 кВт) в отсеке между МО и КО. На миноносцах проекта "Т/37", не имевших отсека всп./мех-ов дизель- генератор размещался в корме за турбинным отделением, палубой ниже.
Суммарная мощность (220 Вольт) 164 кВт.
Часть миноносцев были дополнительно оборудованы еще 2 дизель-генераторами, при этом суммарная мощность достигала 224 кВт.
1 105-мм./45-калиберное орудие образца "ТКС/32" на одноствольном лафете с защитным щитом коробчатого типа; +80 -10 град.= 17,6 км. (фактически наибольший угол возвышения составлял 50 град.). Запас снарядов 600 + 120 штук;
3 20-мм. одноствольных зенитных автомата "С/30". Однако практически все миноносцы вступали в строй, имея более сильное зенитное вооружение - от 5 до 12 стволов. Запас патронов - по 2000 на каждый ствол.
6 533-мм.торпедных труб (для торпед "G/7a") в двух 3-трубных аппаратах. Запасных торпед не предусматривалось. С 1944 года на части миноносцев по мере надобности снимался кормовой торпедный аппарат.
Могли брать на палубу на съемные рельсы 30 мин (по другим данным - до 60 мин).
4 бомбомета (до 32 глубинных бомб)
Позже, в ходе войны, на уцелевших миноносцах зенитное вооружение усиливалось за счет установки счетверенных 20-мм. автоматов и 37-мм. зениток.
В конце войны, в соответствии с программой зенитного перевооружения "Barbara", был подготовлен план перевооружения миноносцев новым, более совершенным зенитным оружием. В соответствии с ним миноносцы должны были получить следующее вооружение.
Миноносцы проекта "Т/35":
3 или 4 37-мм. зенитных автомата на одноствольных и спаренных установках (по 2000 патронов);
8 20-мм. зенитных автомата на четырех спаренных установках (по 2000 патронов).
Миноносцы проекта "Т/37":
5 37-мм. зенитных автомата на одноствольных и спаренных установках (по 2000 патронов);
8 20-мм. зенитных автомата на четырех спаренных установках (по 2000 патронов).
Однако полностью претворить программу не удалось, хотя некоторые работы на части кораблей проведены все же были.
"Т. 13" и "Т. 18" - с ноября 1941 года - добавлен 1 одноствольный 37-мм.автомат на палубе бака.
"Т.4" и "Т. 19" - с июня 1944 года - 1 105-мм./45-ка- либ.орудие; 4 37-мм. и 12 20-мм.зенитных автоматов; носовой торпедный аппарат.
"Т.8", "Т. 10", "Т.12" и "Т. 17" - с июня 1944 года - 1 105-мм./45-калиб.орудие; 2 37-мм. и 12 20-мм. зенитных автоматов; носовой торпедный аппарат.
"Т.11" - с июня 1944 года до конца войны - 1 105- мм./45-калиб.орудие; 1 40-мм.автомат "Bofors", 2 37-мм. и 12 20-мм.зенитных автоматов; носовой торпедный аппарат.
"Т. 19" - к концу войны - 1 105-мм./45-калиб. орудие; 1 40-мм.автомат "Bofors", 2 37-мм. и 11 20-мм. зенитных автоматов; торпедных аппаратов нет.
"Т.20" - к концу войны - 1 105-мм./45-калиб. орудие; 2 37-мм. и 12 20-мм.зенитных автоматов; пусковые установки зенитных неуправляемых ракет; торпедных аппаратов нет.
"Т.14" - к концу войны - 1 105-мм./45-калиб. орудие; 2 37-мм. и 12 20-мм.зенитных автоматов; пусковые установки зенитных неуправляемых ракет; носовой торпедный аппарат.
1 мотобот (моторный катер); 1 шлюпка (моторный ял);
1 шлюпка-тузик.
штатный в военное время:
6 офицеров и 113 унтер-офицеров и матросов.
Позже штатный состав увеличился:
6 офицера и 149 унтер-офицеров и матросов.