Журналы-1

Эскадренные миноносцы типа "Лейтенант Пущин"

Вопрос о новых 350-тонных эскадренных миноносцах для Черноморского флота был поднят в августе 1900 года. Предполагалось строить их на Балтике, а затем своим ходом отправить на Черное море. Однако из-за больших дипломатических трудностей, связанных с проводкой кораблей через Босфор и Дарданеллы, было решено строить миноносцы разборными на Охтинской верфи фирмы "В.Крейтон и К°" в Санкт-Петербурге. Но и это решение оказалось не окончательным - завод запросил за их постройку слишком высокую цену, поэтому Морскому министерству пришлось передать заказ южным заводам, хотя они и не имели достаточного опыта постройки кораблей этого класса.

19 ноября 1900 года Общество судостроительных и литейных заводов в Николаеве получило наряд на строительство двух миноносцев водоизмещением 350 т, а в декабре - Николаевский порт на корпуса четырех таких же кораблей, изготовление механизмов для которых было поручено заводам "Ланге и сын" в Риге, Машино- и мостостроительного общества в Гельсингфорсе и санкт-петербургскому Металлическому. Согласно контракту с Обществом судостроительных механических и литейных заводов, подписанному 27 февраля 1 901 года, оба миноносца предписывалось строить по чертежам, скопированным с чертежей 350-тонных миноносцев типа "Буйный" производства Невского завода, любое отступление "без письменного на то разрешения ГУКиС" контрактом запрещалось. В нем указывалось также, что "число индикаторных сил должно быть то же, какое окажется в таких же машинах, изготовляемых Невским заводом при скорости 25 уз и углублении штевней по контракту с Невским заводом". Оба корабля завод обещал подготовить к испытаниям в течение июля 1902 года, определив стоимость каждого в 450 тыс.руб.

Первоначально миноносцам предполагалось дать по традиции "рыбьи имена": строившимся Обществом - "Белуга" и "Карп", а Николаевским портом - "Угорь", "Рыбец", "Щука" и "Карась". Но так как приказ о их зачислении в списки флота совпал с приказом о переименовании (9 марта 1902 года), то в состав флота они вошли под наименованиями "Завидный", "Заветный", "Жуткий", "Живой", "Жаркий" и "Живучий". Следует заметить, что в отличие от закладки крупных кораблей, сопровождавшейся весьма пышным церемониалом, при закладке миноносцев этого не делалось. Так, например, церемонию закладки "Белуги" и "Карпа" управляющий Морским министерством отменил ввиду незначительности, по его мнению, кораблей этого класса.

К ноябрю 1901 года корпуса обоих миноносцев Общества судостроительных и литейных заводов были доведены до верхней палубы, однако дальнейшие работы пришлось приостановить из-за несвоевременного получения из Петербурга чертежей на дейдвудные трубы. Следует заметить, что большая часть документации находилась на Невском заводе еще в стадии разработки, и потому ее поступление сильно задерживалось: так, первая партия чертежей по механической части пришла в Николаев только в конце октября 1902 года. Более того, информация о сделанных корректировках документации приходила с запозданием, в результате чего перед самыми испытаниями выяснилось, что "многие детали не соответствуют тем изменениям, которые были едеюны во время постройки и испытаний миноносцев Невского завода". Из-за различных переделок испытания пришлось отложить еще на два месяца - на конец 1903 года. Таким образом, на 1 мая 1 903 года опоздание в сроках готовности миноносцев "Завидный" и "Заветный" составляло около девяти месяцев, а неустойка перевалила за 1 20 тыс.руб. На мерной линии "Заветный" не достиг контрактной скорости, за что заводу пришлось уплатить штраф, хотя, по мнению специалистов, это объяснялось "исключительно неопытностью машинной прислуги и кочегаров".

Недостатки, выявившиеся в процессе плавания миноносцев типа "Буйный" Невского завода, потребовали принятия ряда мер и по новым кораблям, причем в спешном порядке, даже до завершения программы испытаний. Было переделано офицерское помещение - перепланировано на отдельные каюты, вынесен на верхнюю палубу камбуз, расширен ходовой мостик, установлена грот-мачта. В свою первую кампанию в 1904 году ни "Завидный", ни "Заветный" так и не смогли развить скорость более 15 уз. "Главной причиной такого печального обстоятельства, - отмечалось в приказе главного командира Черноморского флота и портов, - служило совершенное незнакомство большинства кочегарной команды этих судов с установленными на них водотрубными котлами". Неудивительно, что на обоих кораблях за первые месяцы эксплуатации вышло из строя 4750 водогрейных трубок, которые спешно пришлось заказывать на Ижорском заводе. Положение выправилось лишь с приходом более опытных кочегаров и машинной команды.

Второй контракт, заключенный 19 августа 1903 года с Обществом судостроительных, механических и литейных заводов еще на три миноносца (их заложили 4 января 1904 года под наименованиями "Задорный", "Звонкий" и "Зоркий" со сроком сдачи флоту 30 марта 1905 года), предусматривал постройку "во всем согласно с чертежами ранее построенных миноносцев "Завидный" и "Заветный".

Однако, как уже отмечалось, опыт эксплуации подобных кораблей потребовал изменения первоначального проекта. В результате пересмотра чертежей носовой минный аппарат был убран, количество мин Уайтхе-да уменьшено до четырех, а впоследствии взамен 15-дюймовых аппаратов установлены более совершенные 45-сантиметровые. Помимо ходового мостика (над камбузом и штурманской рубкой) смонтировали и кормовой, но в отличие от миноносцев типа "Грозный" - без крыльев. В ходе постройки при установке на палубе пулеметных тумб пришлось переносить шлюпбалки. Сильно сдерживала работы несвоевременно поступавшая документация, корректировкой которой продолжал заниматься Невский завод. Так, окончательный чертеж внутреннего расположения строители получили лишь 16 февраля 1904 года и еще более двух с половиной месяцев ждали чертежи расположения главного паропровода. Тем не менее, забегая вперед, следует отметить, что благодаря ряду переделок эти корабли получились более удачными по сравнению с миноносцами типа "Буйный".

В октябре 1 904 года сошел на воду "Зоркий", а через месяц - "Задорный" и "Звонкий". Однако перебои с поставками и различные переделки, а затем и крупнейшие забастовки периода первой русской революции отодвинули срок испытаний миноносцев на осень 1905 года. Выход "Звонкого" на мерную линию 19 октября оказался неудачным: при нагрузке машин на 90% произошло "вскипание воды" в котлах, во время повторного выхода 28 октября лопнула трубка правого водяного коллектора. Затем в Севастополе началось вооруженное восстание, в ходе которого стоявшие в Южной бухте "Зоркий" и "Заветный" присоединились к революционной эскадре под командованием П.П.Шмидта. Испытания возобновились только в декабре. Из-за перегрузки, которая, как вполне справедливо отмечалось в приемочном акте, произошла не по вине завода-строителя, "а вследствие изменений и улучшений", ни один из миноносцев не достиг контрактных 26 уз. После пересчета скорости по результатам испытаний для водоизмещения 350 т (это позволило заводу хотя бы теоретически доказать возможность достижения контрактной скорости) и длительных обсуждений в ГУКиС корабли все-таки были приняты в 1906 году.

Несвоевременное поступление в Николаевский порт, строивший корпуса миноносцев "Жуткий", "Живой", "Жаркий" и "Живучий", чертежей с Невского завода также сильно тормозило работы. По этой и другим причинам спуск "Живого" состоялся только 28 марта 1903 года. Завод "Ланге и сын", изготавливавший механизмы для "Живучего", еще в ноябре 1903 года заявил о их готовности, однако корпус миноносца закончили лишь через девять месяцев. Общее же опоздание постройки корабля составило более 21 месяца. Оказались также сорванными контрактные сроки испыта

ний "Жаркого" и "Жуткого", механизмы для которых изготовлял петербургский Металлический завод.

В декабре 1905 года начались испытания "Живого", и в феврале следующего года его приняли в казну. Следом за ним вошли в состав флота "Живучий", "Жаркий" и "Жуткий"; в дальнейшем для краткости они получили наименование тип "Ж", а "Завидный", "Заветный", "Зоркий", "Звонкий" и "Задорный" (с 26 марта 1 907 года - "Лейтенант Пущин") -тип "3"; в официальной переписке всех их относили к типу "Лейтенант Пущин".

Незадолго до начала Первой мировой войны (в 1909-191 3 годах) все эти миноносцы (с 1907 года - эскадренные миноносцы) прошли капитальный ремонт в Севастопольском порту. Были заменены водогрейные трубки в котлах, а на "Лейтенанте Пущине" и сами котлы, отремонтированы почти все главные и вспомогательные механизмы. Вместо снятых 47-мм пушек на каждый корабль добавили по кормовому 75-мм орудию и четыре пулемета. Количество торпед уменьшили до трех, зато миноносцы смогли принимать на борт по 1 8 мин заграждения. При увеличенном запасе топлива водоизмещение возросло до 450 т. К началу Первой мировой войны миноносцы типа "Ж" снабдили моторными шлюпками.