Журналы-1

Бронирование

Сравнивая бронирование броненосцев французской и английской судостроительных школ, можно сделать вывод, что англичане подходили к проблеме защиты более дифференцированно. В центральной части корпуса по ватерлинии пояс имел максимальную толщину и заканчивался бронированной траверзной переборкой, оставляя оконечности незащищенными. Французы отдавали предпочтение сплошному поясу, естественно, меньшей толщины в центре. В этом случае пояс гарантировал защиту от неприятельских снарядов по всей ватерлинии, поскольку французы небезосновательно считали, что даже разделение незащищенных оконечностей на большое число отсеков не может защитить корабль от потопления: тонкие переборки будут легко деформироваться при попаданиях и терять водонепроницаемость. Кроме того, появление в конце 1880-х годов снарядов, начиненных сильнодействующим взрывчатым веществом (типа мелинита или робурита), поставило лишенный брони борт в критическое положение, а ведь даже самая примитивная защита была в состоянии вызвать преждевременный разрыв такого снаряда до проникновения его в корпус корабля.

Общая масса броневой защиты, включая деревянную подкладку, составляла 2719 т.

Главная защита броненосца, массой 1094 т, состояла из сравнительно узкого броневого пояса, шириной всего около 2,1 м, из которых 0,6 м находилось над ватерлинией. Броневые плиты на верхней кромке в центре имели толщину 450 мм, уменьшаясь к оконечностям до 300 мм. Недостатком этой броневой защиты можно считать ее недостаточную ширину, особенно над ватерлинией: даже при небольших боевых повреждениях, как, впрочем, и при перегрузке, полностью уходил в воду, делая борт совершенно незащищенным.

Вся броня поставлялся заводом «Schneider» в Крезо, руководство которого, как оказалось, неверно интерпретировало условия заключенного контракта, в частности, того пункта, который определял сроки поставки. Из-за этого верфь «Forges et Chantiers de la Mediterranee» не смогла выдержать заданные темпы строительства, и только вмешательство инспектора-наблюдателя дона П.Серверы, лично съездившего на завод «Schneider», позволило урегулировать конфликт. Броненосец спустили на воду без брони, поэтому уже в ходе достройки на плаву его пришлось вводить в док. Все эти проволочки оттянули срок выхода «Pelayo» на испытания до августа 1888 года.

Справедливости ради следует отметить, что качество броневых плит оказалось выше всяких похвал. В ходе полигонных испытаний в окрестностях Лориена (под Гавром) 10 января 1888 года в присутствии испанской комиссии каждая из выбранных для пробы плит выдержала потри выстрела 270-мм снарядами (масса 216 кг, начальная скорость 437 м/с). Во всех случаях снаряды разбивались, засев головной частью в плитах, в то время как сами плиты получали лишь легкие несквозные трещины.

Карапасная броневая палуба настилалась из трех слоев стальных листов так, что суммарная толщина защиты над жизненно важными частями составляла 70 мм, в остальных местах — 50 мм. Кромка броневой палубы соприкасалась с нижней кромкой броневого пояса. Для лучшей непотопляемости палуба выполнялась водонепроницаемой, и число люков и отверстий в ней было весьма ограничено, кроме того, все они были окружены бронированными комингсами и гласисами толщиной 300 мм. Два из них, высотой около 1 м, окружали дымовые трубы, а остальные, высотой 0,6 м, — люки.

По проекту корабль не имел бронирования казематов артиллерии среднего калибра. Лишь после проведенной в 1896—1898 годах модернизации, когда старые котлы заменили новыми, более легкими, получившуюся экономию водоизмещения использовали на бронирование казематов. Батарея прикрывалась с бортов 75-мм броней, а с носа и кормы — 75-мм траверзами.

Наиболее противоречивая информация встречается по бронированию рубки. Так, справочник Веера за 1912 и 1916 годы сообщает о 150-мм бронировании, Конвей — о 155-мм, ряд других справочников о 200-мм, еще ряд авторов указывает на отсутствие бронирования. В архивных документах завода-изготовителя значится, что рубку «Pelayo» прикрывала 150-мм броня,