Журналы-1

Глава 8 Цусима

Самый удачливый из японских разведчиков, вспомогательный крейсер «Синано-мару», ночью 14 мая обнаружил в темноте три ярких огня одного из госпитальных судов русской эскадры. Сблизившись, японец вскоре различил более 10 крупных кораблей и многочисленные дымы. Командир крейсера, капитан 1 ранга Нарукава, продолжая наблюдение, в 4 ч 25 мин дал радиограмму: «Противник в квадрате 203».

Стало ясно, что русские шли в Корейский пролив, и в 6 ч 15 мин три японских боевых отряда и пять отрядов миноносцев вышли в море из района Мозампо. В составе 1 -го боевого отряда шли броненосцы «Мика- са» (флаг адмирала Х.Того), «Сикисима», «Фудзи», «Асахи», броненосные крейсеры «Касуга» и «Ниссин». 2-й боевой отряд вел вице-адмирал Х.Камимура на броненосном крейсере «Идзумо», за которым следовали «Адзума», «Токива», «Якумо», «Асама» и «Ивате».

В состав 4-го боевого отряда контр-адмирала С.Уриу входили бронепалубные крейсеры «Нанива», «Такатихо», «Акаси» и «Цусима», пять отрядов миноносцев объединяли 21 корабль. Малые миноносцы с трудом держались на волнении, зарываясь в воду, и Х.Того отослал их до наступления ночи в залив Миура на островах Цусима. Сам он, обходя Цусиму с севера, направился к острову Окиносима, где рассчитывал встретить русскую эскадру. Далеко впереди главных сил на сближение с ней уже шли отдельные крейсеры-разведчики, 3-й боевой отряд вице- адмирала С.Дева и 5-й боевой отряд вице-адмирала С.Катаока.

К 6 ч утра русская эскадра увеличила ход с 6 до 9 уз. Левую колонну больших кораблей вел «Император Николай I», за которым в кильватер держали «Генерал-адмирал Апраксин», «Адмирал Сенявин», «Адмирал Ушаков», крейсеры «Олег» (флаг контр-адмирала О.АЭнквиста), «Аврора», «Дмитрий Донской» и «Владимир Мономах».

После восхода солнца погода прояснялась, но горизонт оставался во мгле, видимость не превышала 6—7  миль. Волнение от юго-западного ветра мало отражалось на больших кораблях, однако брызги воды попадали на стекла прицелов, а качка снижала точность наводки орудий низкобортных броненосцев береговой обороны.

Утром 14 мая на броненосцах типа «Адмирал Сенявин» оставалось еще по 440—446 т угля и примерно по 200 т пресной воды. Перегрузка по сравнению с нормальными запасами составляла не менее 370—380 т. Например, водоизмещение «Адмирала Ушакова» приближалось к 4975 т, а броневой пояс возвышался над действительной ватерлинией всего на 9 см. С учетом фактического волнения это означало, что надводная часть борта оказалось полностью лишена защиты.

В седьмом часу из мглы неожиданно вынырнул японский крейсер «Идзуми», и пошел параллельным курсом в 60 кб правее русских кораблей. До острова Цусима оставалось 40 миль.

Потеря оперативной внезапности сделала бой неизбежным. На первый план выступала тактика, которая требовала развертывания эскадры в боевой порядок с выдвижением вперед быстроходных разведчиков для обнаружения броненосных сил противника и вскрытия особенностей их построения. Однако русские не попытались отогнать японских разведчиков своими крейсерами.

В 9 ч 45 мин к эскадре подошел 5-й боевой отряд вице-адмирала С.Катаоки (броненосец «Тин-Иен», крейсеры «Ицукусима», «Хасидате», «Мацусима» и из 6-го отряда — «Акицусима»), который лег на параллельный курс в дистанции 65—70 кб. Японские корабли медленно обгоняли русские.

Наконец,по сигналу с «Князя Суворова» 1-й и 2-й броненосные отряды увеличили ход до 11 уз и повернули «все вдруг» на 2 румба влево с целью обогнать и принять в кильватер отряд Н.И.Небогатова. Маневр шел крайне медленно и занял более часа. За это время елевого борта приблизился 3-й японский боевой отряд вице-адмирала С.Дева в составе крейсеров «Касаги», «Титосе», «Отова» и «Нийтака». Сходящимися курсами противники вскоре сблизились до 40 кб.

На русских кораблях в 8 ч, наряду с обычным, подняли стеньговые флаги, что соответствовало и дню коронации императорской четы, и нахождению «в виду неприятеля». К 11 ч собрались обедать, но обед прервал сигнал боевой тревоги с флагманского броненосца. На русских кораблях все ждали сигнала «открыть огонь». Нарастающая напряженность разрядилась без приказа: из левой средней 152-мм башни броненосца «Орел» комендор произвел случайный выстрел, принятый другими кораблями за долгожданный сигнал к открытию огня. Вслед за «Орлом» огонь по японцам открыли «Ослябя», броненосцы береговой обороны, «Дмитрий Донской» и «Князь Суворов».

«Адмирал Ушаков» стрелял из обеих башен главного калибра и 120-мм орудий левого борта. Японский отряд, отвернув влево «все вдруг», поспешил увеличить дистанцию и почти скрылся в тумане. Его не преследовали, сигналом «не бросать снарядов» З.П.Рожественский остановил стрельбу. С «Адмирала Ушакова» и «Генерал- адмирала Апраксина» наблюдали разрыв снаряда, выпущенного из носовой башни «Адмирала Сенявина», между трубами «Титосе», хотя японские источники утверждают, что попаданий в их корабли не было.

Временное затишье использовали, чтобы накормить команду обедом. Перестрелка и отступление японцев вызвали подъем боевого духа, все ждали продолжения боя. И он не замедлил последовать.

В 12 ч в середине восточной части Корейского пролива «Князь Суворов», а за ним и вся эскадра повернули на курс норд-ост 23° — so Владивосток. В 13 ч 15 мин «Сисой Великий» обнаружил главные силы противника, пересекавшие курс эскадры справа налево на расстоянии около 60 кб. Вскоре броненосцы Х.Того и крейсеры Х.Камимуры увидели и с мостика «Князя Суворова».

Итак, 1 2 броненосным кораблям японцев противостояли 12 русских броненосцев в одной кильватерной колонне. «Адмирал Ушаков» замыкал боевой порядок главных сил. В 13 ч 49 мин «Князь Суворов» начал пристрелку из левой носовой 152-мм башни.

Броненосцы береговой обороны открыли огонь сразу вслед за «Князем Суворовым». Достаточно долгое время они оставались вне обстрела японских кораблей, большинство которых сосредоточили огонь на «Князе Суворове» и «Ослябе». Около 14 ч 50 мин, когда на траверзе 3-го броненосного отряда, в 5—6 кб от «Адмирала Ушакова» перевернулся и погиб броненосец «Ослябя», «Адмирал Ушаков», замыкавший колонну, еще не получил ни одного попадания, другие броненосцы береговой обороны тоже совершенно не пострадали.

Главные цели броненосцев береговой обороны — броненосные крейсеры «Ниссин» и «Касуга» — имели значительные повреждения. В 14 ч 14 мин «Касуга» получил первое попадание снарядом крупного калибра. Спустя 7 мин разрыв такого же снаряда, попавшего в правое 203-мм орудие носовой башни «Ниссина», оторвал ему ствол и на некоторое время заставил замолчать всю башню. Вскоре японские крейсеры вышли из секторов обстрела кораблей Н.И.Небогатова.

Следуя за броненосцем «Бородино», который к этому времени стал головным, 3-й отряд вошел в промежуток между сражавшимися крейсерами и оказался в самом центре сражения. Обстановка усугубилась подходом с севера пяти броненосных крейсеров Х.Камимуры.

Броненосцы 3-го отряда обстреляли крейсеры вице-адмирала С.Дева и контр-адмирала С.Уриу. В 16 ч 41 мин флагманский корабль последнего «Нанива» вышел из строя, получив пробоину у ватерлинии. Через 8  мин снаряд калибром не менее 254-мм пробил на глубине 3,6 м угольную яму «Касаги» и вызвал затопление котельного отделения. С.Дева был вынужден оставить поле сражения и с помощью «Титосе» отконвоировать поврежденный крейсер к берегам Японии; «Касаги» стал единственным японским кораблем, вышедшим из строя до конца Цусимского сражения.

Огонь крейсеров Х.Камимуры по скоплению русских кораблей тоже оказался довольно эффективным. «Адмирал Ушаков», обходя вышедшего из строя «Императора Александра III», получил попадание 203-мм снарядом в правый борту 15 шп. близ ватерлинии; взрывом убило четырех человек, еще четверо получили ранения. Второй снаряд проделал дыру диаметром около 90 см на уровне ватерлинии в носовом гальюнном отделении. На ходу, при волнении и стрельбе носовой башни подвести пластырь оказалось невозможным. Пришлось задраить водонепроницаемую переборку на 10 шп. в жилой палубе, и форпик заполнился водой. Броненосец сел носом, потерял до 4 уз хода и стал плохо слушаться руля. Позднее третий снаряд сделал вмятину в броне кормовой башни. Осколки этих и других снарядов изрешетили шлюпки и дымовые трубы.

«Адмирал Ушаков» в 16 ч, обгоняя поврежденный «На- варин», прикрыл его бортом и поддержал огнем, обстреляв японские крейсера. Огонь кормовой башни , стрелявшей на предельном угле возвышения, перенесли на «Идзумо». Но снаряды не долетали до цели, хотя до неприятеля было около 60 кб. Очевидно, уже в это время 254-мм установки начали «сдавать», что обернулось недолетами и на второй день сражения.

Около 17 ч русская эскадра, следуя за «Бородино», постепенно склонившись вправо, вновь повернула к Владивостоку. Через полчаса Х.Камимура, лишенный поддержки броненосцев Х.Того, счел благоразумным прекратить погоню и, выйдя из боя, затерялся в тумане.

Но уже в 17 ч 42 мин на правой раковине из мглы вынырнули броненосцы Х.Того, которые с дистанции около 35 кб открыли огонь по «Бородино».

Около 18 ч эскадру догнал эсминец «Буйный», командир которого капитан 2 ранга Н.Н.Коломейцев под огнем противника подошел к «Князю Суворову» и снял с него раненого командующего эскадрой вместе с частью штаба и несколькими матросами. Выполняя волю 3.П.Рожественского, к «Императору Николаю I» направили эсминец «Безупречный» для сообщения о передаче командования Н.И.Небогатову с приказом следовать во Владивосток.

Дневной бой завершился после гибели «Императора Александра III» и «Бородино», около 18 ч 20 мин. Уверенный в победе адмирал Х.Того уступил поле сражения многочисленным отрядам миноносцев, которые с трех сторон окружали остатки 2-й Тихоокеанской эскадры.

Из кораблей 3-го броненосного отряда наибольшие повреждения получили «Император Николай I», лишившийся 305-мм орудия, и «Адмирал Ушаков», на котором затопило носовое отделение. Снижение скорости до 10 уз и ухудшение маневренности серьезно ослабило боеспособность этого броненосца.

Около 20 ч, уже в темноте, «Император Николай I» склонился вправо и взял курс на Владивосток. За ним последовали все уцелевшие броненосцы, некоторые крейсеры и миноносцы. Корабли 3-го отряда выключили все отличительные огни, кроме кильватерных, позволявших им сохранять свое место в строю. Затемнение и увеличение скорости до 12 уз позволило им сравнительно быстро выйти из зоны минных атак. При этом кормовая башня «Адмирала Сенявина» добила поврежденный японский миноносец, оказавшийся без хода в свете прожекторов броненосцев 2-го отряда.

Однако около 21 ч от флагмана стали отставать корабли, поврежденные в дневном бою и неспособные удерживать 12-узловую скорость. Так отстал и севший носом «Адмирал Ушаков», которого обошли «Генерал- адмирал Апраксин» и «Адмирал Сенявин». К 23 ч весь отряд совершенно скрылся из виду.

Еще до 22 ч последние японские миноносцы отстали, и после тяжелого боя наступило затишье. Для соблюдения скрытности В.Н.Миклуха запретил стрельбу. Люди буквально валились с ног от страшной усталости.

Не спал командир В.Н.Миклуха и старший штурман Е.А.Максимов, пытавшийся в просветы между облаков увидеть звезды для определения места. К полуночи ему удалось восстановить прокладку, и командир собрал офицерский совет, единогласно высказавшийся за продолжение похода на север.

Н.Н.Дмитриев спустился в кают-компанию, где среди покойников спали на диванах офицеры, перекусил и отправился отдыхать в каюту. Около 5 ч 00 мин его разбудил мичман В.В.Голубев: «Вставай, Николай Николаевич, опять японцы идут».

Между тем впереди «Адмирала Ушакова», на расстоянии свыше 15 миль от него, во Владивосток шли остатки эскадры. С рассветом Н.И.Небогатое убедился, что ведет только броненосцы «Император Николай I», «Орел», «Генерал-адмирал Апраксин», «Адмирал Сенявин» и крейсер II ранга «Изумруд». Вскоре на горизонте начали появляться дымы японских кораблей. Вначале их приняли за своих, но это оказался 5-й боевой отряд вице-адмирала С.Катаока в составе четырех старых кораблей, которые сообщили о русском отряде адмиралу Х.Того. В 5 ч «Микаса» с 11 другими кораблями главных сил находился всего в 60 милях к северу от «Императора Николая I» и в 30 милях к юго-западу от острова Дажелет.

Н.И.Небогатое попытался атаковать С.Катаока, но осторожный японский флагман, продолжая наблюдение, уклонился в сторону.

Около 10 ч пять русских кораблей оказались в полукольце боевых отрядов противника. В 10   ч 15 мин с дистанции около 43 кб крейсер «Касуга» открыл огонь по броненосцу «Императору Николаю I», затем открыли огонь и другие корабли. Вскоре в броненосец один за другим попали два снаряда среднего калибра. На русских кораблях по боевой тревоге все находились на постах и были готовы сражаться и умереть, потому что положение представлялось безнадежным. В ответ японцам прозвучало всего три выстрела: два из 152-мм башни «Орла», начавшего пристрелку по «Микаса», и один из 120-мм орудия «Генерал-адмирала Апраксина»

Ответный огонь в самом начале прервало распоряжение Н.И.Небогатова: на «Императоре Николае I» взвился сигнал о сдаче, набранный по международному своду. Флагманский броненосец застопорил ход и вскоре поднял японский флаг.

Сигналу адмирала последовали «Орел», «Генерал-адмирал Апраксин» и «Адмирал Сенявин». Ни один из командиров броненосцев не решился проявить самостоятельность и хотя бы попытаться уничтожить свой корабль. Только быстроходный «Изумруд» под командованием капитана 2 ранга В.Н.Ферзена прорвался сквозь японский боевой порядок, и ушел на север.

После визита Н.И.Небогатова на «Микаса» на сдавшиеся корабли высадились японские призовые команды, и повели их в свои порты. Наскоро исправив незначительные повреждения, противник перекрасил трофеи, переименовав их в «Ики» («Император Николай I»), «Миносима» («Адмирал Сенявин») и «Окиносима («Генерал-адмирал Апраксин»). Все эти корабли до окончания войны приняли участие в операциях против острова Сахалин.

После окончания Русско-японской войны оба броненосца береговой обороны достаточно длительное время входили в состав японского флота и даже приняли участие в операции по захвату германской базы Циндао во время Первой мировой войны.

Броненосец «Окиносима» был разоружен в 1915 году и переоборудован в плавказарму; в 1939 году его разобрали на металл. «Миносима» оставался в составе флота до 1918 года, затем его переоборудовали в ледокол, в 1928 году — в плавмастерскую, позднее — в блокшив. В 1938 году он стал плавучей мишенью и был потоплен во время учений.

Интересно отметить, что в 1915 году, когда формировалась флотилия Северного Ледовитого океана, Морское министерство вело с Японией переговоры о выкупе кораблей, захваченных в 1904— 1905 годах. Японская сторона первоначально соглашалась уступить только броненосцы береговой обороны, но российские представители решительно отказались от совершенно устаревших кораблей.

Иначе сложилась судьба броненосца «Адмирал Ушаков». В 5 ч .15 мая он обнаружил на горизонте далекие дымы отрядов Н.И.Небогатова и С.Катаока. Некоторое время В.Н.Миклуха безуспешно пытался сблизиться со своим флагманом; связаться с ним было невозможно, так как в дневном бою осколком перебило антенну радиотелеграфа.

В 8 ч пробили боевую тревогу — с правого борта показался японский крейсер «Титосе» под флагом вице-адмирала С.Дева. «Титосе», сблизившись до 35—40 кб, лег на параллельный курс. В.Н.Миклуха объявил боевую тревогу и навел на «Титосе» орудия, демонстрируя готовность к бою. СДева не принял вызова, его крейсер поспешно отвернул в сторону и стал удаляться. Вскоре он скрылся из виду, и «Адмирал Ушаков» повернул почти прямо на восток, обходя вероятное место неприятельской эскадры. Этим курсом «Адмирал Ушаков» прошел почти 30 миль.

За это время командир вновь собрал военный совет, решивший отворачивать от всех замеченных дымов, стараясь затеряться в море, а ночью двигаться на север в надежде дойти до Владивостока или Татарского пролива.

Как на зло, 15 мая установилась отличная погода с хорошей видимостью, ярко светило солнце, полностью разогнав вчерашние мглу и туман. После 10 ч вдалеке послышались выстрелы и через 5 мин неожиданно стихли (это сдался отряда Н.И.Небогатова).

В полдень изменили курс на северо-запад — к корейскому берегу. Два часа после этого дымов не наблюдалось, и у экипажа появилась надежда на прорыв. Однако с 14 ч дымы стали окружать корабль со всех сторон. Вскоре справа по носу показался отряд японцев.

Броненосный крейсер «Ивате», под флагом контр-адмирала Х.Симамура, еще до 14 ч обнаружил «Адмирала Ушакова», и дал оповещение по флоту. Около 15 ч вице-адмирал Х.Камимура направил против последнего корабля противника своего младшего флагмана с крейсерами «Ивате» и «Якумо».

Японские корабли явно превосходили «Адмирала Ушакова», так как двукратный перевес в скорости обеспечивал занятие выгодной позиции, а огневая мощь позволяла нанести тяжелые повреждения сравнительно небольшому русскому кораблю, не имевшему броневой защиты оконечностей и средней артиллерии. Правда, 254-мм орудия «Адмирала Ушакова» представляли серьезную угрозу, но вероятность вывести из строя одним снарядом 10 000-тонный и достаточно полно забронированный корабль была ничтожной, а последующих попаданий крейсера могли легко избежать маневрированием.

Обнаружив грозного противника, броненосец повернул на юг, и теперь японцам пришлось его догонять. Только около 17 ч расстояние уменьшилось до 80 кб. В 16ч 50 мин Х.Симамура распорядился поднять сигнал по международному своду: «Ваш флагман сдался, предлагаю Вам сдаться». Одновременно на «Ивате» взвились боевые стеньговые флаги.

«Адмирал Ушаков» тем временем тщетно пытался увеличить скорость и командир корабля приказал старшему минному офицеру Б.К.Жданову приготовить к подрыву трубы кингстонов и циркуляционных насосов. С мостика полетели за борт лишнее дерево и парусина, остались лишь пробковые матросские койки для защиты от осколков.

Очередной совет офицеров единогласно решил драться, пока хватит сил, а потом уничтожить броненосец. У моряков не было и мысли о возможной сдаче. С приближением противника пробили боевую тревогу. Все офицеры и матросы прощались друг с другом.

Сигнал, поднятый на «Ивате», разобрали не сразу. Противник приблизился и, подвернув вправо, лег на параллельный курс: «Адмиралу Ушакову» предстояло сражаться поврежденным правым бортом.

Наконец разобрали половину сигнала: «Советую Вам сдать Ваш корабль...». «Ну, а продолжение и разбирать нечего,— сказал В.Н.Миклуха, — долой ответ, открывайте огонь».

Броненосец немедленно открыл огонь по «Ивате» из обеих башен и двух 120-мм орудий правого борта. Точные по направлению выстрелы сразу начали давать недолеты. Японцы в 17 ч 10 мин ответили с дистанции около 49 кб. Недолеты и большой разброс снарядов «Адмирала Ушакова» заставили В.Н.Миклуху повернуть для сближения с неприятелем.

Вокруг броненосца выросли столбы разрывов, по надстройкам застучали мелкие осколки. Стремясь маневрировать на фоне низкого солнца, японцы в то же время не хотели сокращать дистанцию. Но русский корабль постоянно подворачивал вправо — к западу, сближаясь с противником и японцам пришлось отходить. Одновременно «Адмирал Ушаков» поворотами сбивал пристрелку, но это ухудшало и собственный огонь.

После первых четырех выстрелов вышло из строя гидравлическое наведение носовой башни. Лейтенант Д.Д.Тыртов перешел на ручное управление, и огонь «Ушакова» ослабел. Первый 203-мм снаряд попал в броненосец через 10 мин после начала боя. Он ударил в борт против носовой башни и сделал большую пробоину у ватерлинии. Вскоре 152-мм снаряд вывел из строя правое носовое 120-мм орудие, а другой такой же — зажег и взорвал три беседки 120-мм патронов. В батарее загорелись обшивка борта и рундуки в жилой палубе.

Через 20 мин боя крен броненосца на правый борт затруднил вращение башен, еще через 10 мин огонь из них пришлось прекратить, и только последнее 120-мм орудие продолжало стрелять под управлением мичмана И.А.Дитлова.

В.Н.Миклуха приказал потопить корабль, а команде спасаться. Для ускорения гибели трюмный механик Л.Ф.Джелепов с хозяином трюмных отсеков Б.Шагиголеевым затопил патронные и бомбовые погреба. Вода хлынула в машинное отделение. Броненосец кренился на правый борт, но противник не прекращал огня.

В.Н.Миклуха, Н.Н.Дмитриев и Е.А.Максимов до последней минуты стояли на мостике. Чудом остались в живых дальномерные офицеры: когда они спускались с мостика, разрывом снаряда разбило оба дальномера и убило сигнальщика ДПлаксина. Одновременно 203-мм снаряд разворотил кают-компанию. Для спасения команды удалось спустить продырявленный барказ, плававший килем вверх, и спасательный круг. Моряки бросались в воду со спасательными поясами и койками, корабль вскоре опустел.

На мостик поднялся старший офицер А.А.Мусатов и доложил командиру: «Броненосец скоро утонет». Н.Н.Дмитриев прыгнул в воду с кормы, а В.Н.Миклуха — с мостика, когда корабль уже переворачивался. А.А.Мусатову спастись не довелось, его придавило сорвавшимся с ростров баркасом. Навечно остался на корабле и старший минер Б.К.Жданов. Он несколько раз выносил и бросал плававшим вокруг людям деревянные обломки. Офицеры корабля были уверены, что Борис Константинович разделил судьбу гибнущего броненосца по своей воле.

«Адмирал Ушаков», погружаясь носом в воду, лег на правый борт и перевернулся. Вскоре днище кормой вперед ушло в воду. Перед погружением в корпусе раздался взрыв: видимо, это взорвались котлы. Пока таран броненосца не скрылся под водой, японцы продолжали огонь, вымещая на людях злобу за несостоявшийся трофей. От разрывов снарядов погибли десятки плававших в воде русских моряков.

Скончался от раны доблестный командир броненосца Владимир Николаевич Миклуха. От переохлаждения в воде умерли инженер-механик поручик Н.Е.Трубицын, прапорщик по морской части Э.Н.Зорич, кондукторы Мару лович, Звягин и Федоров. Матросы помогали мичману Н.А.Дитлову, лейтенант Н.Н.Дмитриев уговорил раненого старшего боцмана И.А.Драницына не бросать спасательный пояс. Позднее самого лейтенанта и боцмана Г.Митрюкова японцы выловили из воды по подсказке матроса 1-й статьи Н.Петрухина.

«Ивате» и «Якумо», прекратив огонь, подошли к месту гибели броненосца и спустили шлюпки. Спасение продолжалось до темноты, в лучах прожекторов крейсеров. Старший судовой механик капитан Ф.А.Яковлев и кочегар 1 -й статьи А.С.Хлынов умерли на «Ивате» от переохлаждения через несколько минут после подъема на борт. Всего «Ивате» подобрал 182, а «Якумо» 146 человек. Из команды броненосца погибли семь офицеров, три кондуктора и 84 унтер-офицера и матроса.

По японским данным, последний бой броненосца «Адмирал Ушаков» произошел в 60 милях к западу от острова Оки. Корабль скрылся под водой около 17 ч 50 мин 15 мая 1905 года.

По возвращении из плена все кондукторы, унтер-офицеры и матросы броненосца «Адмирал Ушаков» за коллективный подвиг в бою с превосходящими силами противника получили Георгиевские кресты. Из них 298 человек наградили крестами 4-й, а 27 наиболее отличившихся — сразу 3-й степени. Офицеров наградили значительно позднее — только в январе 1907 года Все они получили ордена Св.Владимира 4-й степени с мечами и бантом.