Журналы-1

Глава I ИСПАНСКАЯ МОРСКАЯ ПОЛИТИКА 1880-х ГОДОВ

Строительство большой серии броненосцев в 1860-х годах выдвинуло Испанию в число передовых военно-морских государств. Но в последующие годы экономические проблемы и политическая нестабильность привели к практически полной потере занятых позиций. Уже через десятилетие казематные броненосцы с железной броней, составлявшие основу испанского флота, безвозвратно устарели с появлением обшитых стальной броней башенных кораблей. Поэтому в 1880 году испанское правительство предприняло первые шаги к восстановлению былого морского могущества.

Ситуация, сложившаяся в Испании к началу 1880-х годов, была очень непроста. Только что завершившиеся опустошительные гражданские войны привели к власти короля Альфонса XII, с именем которого многие простые испанцы связывали свои надежды на стабилизацию ситуации в стране. На волне этих чувств в январе 1884 году был сформирован Кабинет министров из консерваторов, пост главы Морского министерства в котором занял контр-адмирал дон Хуан Батиста Антекера-и-Бобадилья.

Деятельный и энергичный адмирал стремился как можно скорее построить эскадру под стать своим запросам. Хотя испанский флот находился в полном запустении, практически все понимали, что если сейчас не принять энергичных мер в области нового судостроения, то вскоре уже никто и ничто не сможет защитить национальные интересы на море.

Положение осложнялось тем, что ни в Морском штабе, ни в Морском министерстве не было единого мнения, на какие корабли ориентировать новую судостроительную программу — броненосцы или броненосные крейсеры. Фактически за этими спорами стояли противники и сторонники колониальной империи. Броненосцы, при их дороговизне и медлительности, позволяли более или менее надежно прикрыть берега метрополии, в то время как более быстроходные и дешевые крейсеры предназначались исключительно для защиты колоний.

Отстаивая точку зрения последних, контр-адмирал Карраса заявлял, что под командой решительного и умного командира крейсерская эскадра, действуя на коммуникациях противника, может парализовать его броненосный флот. Надо лишь выжидать удобного случая, чтобы, пользуясь преимуществом в мобильности, по одиночке вывести из строя броненосцы противника, а оборону побережья при этом возложить исключительно на береговые укрепления. Полемизируя с ним, лейтенант Конкас справедливо отмечал, что в эскадренном бою с броненосцами крейсеры просто обречены. Антекера, как мог, пытался примирить тех и других. Он выступал, выражаясь современным языком, за сбалансированный флот. Время доказало справедливость его слов.

В апреле 1884 года Антекера разработал амбициозную десятилетнюю судостроительную программу, по которой предполагалось построить шесть больших океанских броненосцев, шесть броненосцев береговой обороны, два броненосных крейсера, 32 миноносца, семь крейсеров I ранга, девять — II ранга, 1 1 — III ранга, шесть транспортов, одно авизо, 23 сторожевых судна I ранга, 28 — II ранга, 37 — III ранга и восемь пароходов. Всего на нужды программы предполагалось потратить 231,17 млн. песет, что Кортесы (парламент Испании. — Прим.ред.) сочли чрезмерным.

Защищая свое детище, Антекера, в частности, сказал: «Испания тратит на флот лишь 4% своего бюджета, в то время как Англия выделяет все 12%, даже Франция, нация более сухопутная, чем морская, и та выделяет 8%, Италия, чьи морские нужды столь же неосновные, выделяет, в отличие от Испании, 7%!»

Пока в Кортесах еще только начинались прения по поводу целесообразности программы столь обширного судостроения, Антекера сумел за счет излишков 1883/84 финансового года включить в раздел расходов строительство нового броненосца. Не вдаваясь в подробности, что это будет за корабль, тогдашний председатель Совета министров Антонио Кановасдель Кастильо эту смету одобрил, отчасти развязав руки Антекере, хотя Кортесы еще не утвердили судостроительную программу. Кстати, отчасти благодаря такому самоуправству, там возникла сильная оппозиция программе.

Лишь 15 июня 1885 года парламентская комиссия под председательством Море одобрила программу. Хотя наиболее радикально настроенные адмиралы и предполагали построить девять броненосцев I класса, а сам Антекера настаивал на цифре шесть, парламентарии утвердили строительство пяти. Казалось бы, программе адмирала Антекеры дали зеленый свет, состоялась закладка головного броненосца, но тяжелый министерский кризис 13 июля 1885 года, Каролинский кризис и, наконец, последовавшая 25 ноября смерть Альфонса XII привели к отставке правительства консерваторов и формированию нового Кабинета министров из либералов.

Новое правительство снова подняло вопрос о программе судостроения. Особенное влияние на Кортесы произвел Каролинский кризис, показавший всю беззащитность испанских колоний. Хотя в Океанию незамедлительно перебросили крейсеры «Velasco» и «Don Antonio de Ulloa», этого явно было недостаточно. Срочно требовалась построить серию крейсеров, способных без дозаправки прибыть в любую из испанских колоний, при этом бы имевших вооружение достаточное, чтобы вступить в бой с более слабым крейсером потенциального противника, а скорость — чтобы уйти от более сильного.

В качестве основы для будущего проекта не без трений выбрали восемь крейсеров по типу английского «Orlando». Однако в итоге программа судостроения вылилась в шесть еще более крупных и быстроходных крейсеров (будущий тип «Infanta Maria Tereza»).

Достройку головного броненосца программы Антекеры, шедшую полным ходом, сторонники крейсерского флота отменить уже не могли. Но дальнейшие попытки приверженцев броненосного флота утвердить постройку еще одного корабля того же класса неизменно терпели провал.

Справедливости ради следует отметить, что попытки приобретения новых броненосцев в Испании все-таки предпринимали. Так, уже в 1890 году стало ясно, что для столь большой эскадры из крейсеров типа «Infanta Maria Tereza» требуются флагманы, поэтому специальным королевским декретом предполагалось в дополнение к броненосцу Антекеры построить еще два корабля того же водоизмещения, доведя общее их количество до трех — по числу военно-морских округов Испании. Но сторонники крейсерской войны полностью переделали проект: в результате утвержденные к постройке новые корабли типа «Emperador Carlos V», хотя и числились броненосцами 1 ранга, на деле являлись броненосными крейсерами.

По данному проекту контрактом предполагалось на частных заводах в Кадисе и Картахене в 40-месячный срок построить по кораблю. Но если судостроители Кадиса, пусть с опозданием, со своей задачей справились, то загруженный заказами завод в Картахене от строительства однотипного «Emperador Filippe II» отказался.

В апреле 1896 года морской министр адмирал Беранхер подписал специальную смету расходов на строительство броненосца водоизмещением 11 000 т за 22 млн песет и двух броненосных крейсеров по 6500 т за 13— 15 млн песет каждый. В результате конкурса, в котором приняли участие английские, французские и итальянские заводы, предпочтение отдали фирмам «W.G. Armstrong, Mitchell & Со» и «Ansaldo», несмотря на то, что многие видные военно-морские деятели рекомендовали разместить весь заказ у одной фирмы (например, начальник снабжения флота адмирал Монтехо выступал за выдачу заказа на все корабли фирме «Ansaldo»).

Заказ на строительство броненосца передали фирме «Armstrong»; один броненосный крейсер (официально классифицировавшийся как броненосец II класса) «Cristobal Colon» был приобретен у Италии, где он строился на верфи «Ansaldo» под наименованием «Garibaldi», еще один, «Pedro dAragon», предполагалось построить по тому же типу также на верфи «Ansaldo».

Вероятно, «Emperador Filippe II» мог бы стать самым совершенным малым броненосцем своего времени. При водоизмещении в 11 000 т и мощности машин в 15 000 л.с. он должен был развить ход в 18 уз при естественной тяге и 19 при форсированной. Главная артиллерия состояла из четырех 240-мм орудий, впервые в испанском флоте установленных в двухорудийных башнях (фирма «Armstrong» разрабатывала также вариант вооружения с четырьмя 254-мм орудиями, существовал проект с двумя 305-мм орудиями). Броня практически полностью прикрывала надводный борт 152-мм гарвеевскими плитами. На спонсонах предполагалось разместить 16 (по другим данным 18) 152-мм скорострельных орудий, вооружение дополняли 75-, 57- и 37-мм пушки. Несмотря на общее увлечение торпедными аппаратами, на броненосце число их ограничили всего тремя.

Новый броненосец идеально соответствовал бы требованиям борьбы с кораблями, вооруженными скорострельной артиллерией. Но увы: начавшаяся Испано-американская война не дала возможность выплатить фирме «Armstrong» 3 млн песет для первого взноса. Работа по испанскому заказу не пропала для англичан даром, и определенные наработки были потом положены в основу проекта чилийских кораблей «Constitucion» и «Libertad», ставших настоящими «истребителями броненосных крейсеров». Именно их так не хватало впоследствии эскадрам В.К.Витгефта и З.П.Рожественского в Русско-японскую войну 1904— 1905 годов.

Следующая попытка обзавестись броненосцами совпала с очередным ухудшением испано-американских отношений, вылившимся в итоге в войну. Испанцы по Европе тщетно искали возможные варианты усиления своего флота. Дальше всего их действия зашли в Австро-Венгрии. В июле 1896 года испанский вице-консул в Вене Карлос де Кардона выступил с предложением купить барбетный броненосец «Kronprinzessin Erzherzogin Stephanie» и два новейших башенных броненосца «Wien» и «Budapest». Первоначально переговоры шли довольно успешно, испанская миссия даже приехала в Полу, где провела инспекцию всех трех броненосцев, но вскоре австрийские власти известили их, что сделка невозможна, ведь в этом случае Австро-Венгрия лишалась своих сильнейших кораблей.

После Испано-американской войны 1898 года первой реакцией правительства на уничтожение флота стала попытка его воссоздания. Мало того, что на каждый погибший корабль планировалось заказать новый, улучшенный, сверх того в парламенте шло обсуждение программы строительства девяти океанских броненосцев водоизмещением пo 12 000 т и трех броненосцев береговой обороны по типу австрийского «Monarch». Но, естественно, с подорванной после войны экономикой эта статья расходов явно не вписывалась в небольшой испанский бюджет, и в течение нескольких ближайших лет дальше обсуждений дело не продвигалось, пока в 1907 году не приняли «закон Феррандиса», по которому предполагалось строительство трех линкоров нового класса — дредноутов. Так что корабль, построенный по программе адмирала Антекеры, стал первым и последним настоящим броненосцем Испании.

Первый вариант технического задания на новый броненосец, представленный морскому министру 15 февраля 1884 года инженер-инспектором доном Хоакином Тохоресом, предполагал следующие тактико-технические характеристики: длина 91 м, ширина 1 8 м, высота борта 1 2 м, осадка не более 7,62 м, мощность машин не менее 5000 л.с., скорость не менее 15 уз; главную артиллерию предполагалось составить из двух 300-мм и двух 270-мм орудий.

Обычной практикой того времени для испанцев был заказ кораблей у двух извечных стран-конкурентов, в Англии и Франции, после чего на основе более удачного обычно разворачивалось массовое копирование уже на собственных верфях.

Кстати, последняя пара испанских казематных броненосцев была заказана именно по этому принципу: «Vitoria» строилась в Англии, a «Numancia» — во Франции. К сожалению, разразившаяся в 1873 году гражданская война сорвала планы строительства испанских копий наиболее удачного корабля, но определенный опыт по эксплуатации броненосцев этого типа Морской штаб все-таки получил. Интересно отметить, что кораблям удалось встретиться друг с другом в реальном бою. Это произошло 10 октября 1873 года вблизи Картахены, и «Numancia», воевавшая на стороне мятежников, получила большие повреждения, чем правительственная «Vitoria». Тем не менее испанский Морской штаб оценил возможности французского судостроения выше, чем английского. Это видно из предполагаемого вооружения нового броненосца, где в техническое задание закладывалось ромбовидное расположение артиллерии, принятое во французской школе судостроения.

Головной корабль было решено строить за границей, а по вопросу места строительства серии ясность отсутствовала. Несмотря на частичную модернизацию судостроительной промышленности, испанские верфи того времени не могли бы построить корабль такого водоизмещения, поэтому для претворения программы в жизнь требовалось осуществить глубокую модернизацию всей судостроительной отрасли.

В сложившейся ситуации правительство решило сделать ставку на иностранный заказ из-за его сравнительной дешевизны и быстроты постройки, хотя и встретило серьезные возражения — инспектор-генерол-инженер дон Иларио Нава заявил, что «необходимо строить другие бронированные корабли I класса на отечественных заводах. Несмотря на то, что они получатся более дорогие... и хотя сроки будут явно больше, чем за границей, зато испанские заводы и рабочие приобретут передовой опыт».

Утвержденное морским министром техническое задание разослали возможным строителям, и 28 марта Антекера приказал приступить к переговорам: начальнику Морской комиссии в Англии — с фирмами «Napier & Sons» (Глазго), «Samuda Brothers» (Лондон) и «Thames Iron Works» (Лондон), а непосредственно Toxopecy — с французским обществом «Forges et Chantiers de la Mediterranee» (Тулон). Выбор этих фирм был далеко не случайным: все они ранее уже сотрудничали с испанским флотом.

Самое интересное, что в данном случае важнейшим критерием для заключения контракта выступал фактор времени: 30 июня бюджет на 1883/84 финансовый год считался закрытым, что означало невозможность использования двух миллионов песет, остававшихся в качестве излишка. Вторым немаловажным критерием выступала стоимость контракта, причем Морское министерство было согласно пересмотреть определенные статьи технического задания, если бы фирма предложила самую низкую цену.

Тем временем испанское правительство, стремясь, чтобы проектируемый броненосец стал по настоящему передовым достижением промышленности, решило пересмотреть техническое задание. Ссылаясь на заметку в журнале «Engineering» от 4 апреля, Антекера в своей телеграмме от 16 апреля указал Toxopecy на необходимость увеличения скорости до 16 уз, поскольку прошедший испытание в Англии бразильский броненосец «Riachuelo» имел именно такую скорость хода. В конце концов на конкурс было представлено три проекта (фирма «Napier & Sons» благодарила испанское правительство за оказанное ей доверие, но с сожалением указывала на невозможность удовлетворить заказчика по всем пунктам задания в столь сжатые сроки).

Первый вариант, представленный лондонской «Samuda Brothers», представлял собой немного измененный проект уже упомянутого «Riachuelo». Артиллерия броненосца концентрировалась в двух расположенных по эшелонной схеме башнях, водоизмещение составляло 8925 т, а скорость 16 уз. Проектная стоимость равнялась 14 050 000 песет.

Вариант броненосца фирмы «Thames Iron Works» имел прототипом строящиеся ею же для британского флота корабли типа «Anson». Водоизмещение корабля составляло 10 682 т, а главная артиллерия из четырех 343-мм орудий дополнялась четырнадцатью 140-мм пушками. Стоимость контракта достигала 17 950 000 песет.

И, наконец, третий вариант, представленный тулонской фирмой «Forges et Chantiers de la Mediterranee», представлял уменьшенную копию французского «Магсеаи» водоизмещеним 9067 т. Главный калибр состоял из четырех 300-мм орудий, расположенных по ромбической схеме.

Четвертое предложение поступило совершенно неожиданно от фирмы «W.G. Armstrong, Mitchell & Со». Хотя к этому времени испанцы уже вовсю обсуждали присланные на конкурс варианты, фирма была готова прислать в Мадрид своего лучшего инженера для технических консультаций. Но это предложение Морское министерство отклонило, поскольку времени на заключение контракта уже не оставалось.

16 июня 1885 года, то есть на следующий день после одобрения Кортесами судостроительной программы, в парламент поступило на утверждение техническое задание по новому броненосцу (уже фактически одобренное в министерстве и разосланное возможным строителям!), составленное капитаном 2 ранга Хуаном Монтехо, морским инженером Хоакином Тохоресом и старшим лейтенантом Виктором Марией Конкасом.

21 и 22 июня состоялись две сессии Консультативного собрания флота по обсуждению присланных на конкурс вариантов. Поскольку ни один из них в полной мере не соответствовал заявленному заданию, пришлось долго дискутировать, выбирая лучший для Испании вариант. Пункту по составу и калибру главной артиллерии не удовлетворял вообще ни один проект, скорость, за исключением проекта фирмы «Samuda», также была недостаточна. И хотя проект «Thames Iron Works» явно выигрывал по сравнению с остальными, предпочтение решили отдать французам, поскольку те в наибольшей степени удовлетворяли требованиям задания, представив самый подробный и проработанный проект и, самое главное, запросив самую низкую цену — 13 500 000 песет.

Адмирал Антекера утвердил решение Собрания, и 23 июня был подписан королевский декрет, разрешавший строительство за границей броненосца I класса «используя для оплаты первого взноса контракта излишек, оставшийся в сумме по главам и статьям действующего бюджета».

Техническое задание, откорректированное в соответствии с французским предложением, теперь предполагало: ход 15 уз при естественной тяге, а не форсированной, как раньше, и увеличение калибра носового и кормового орудий до 320 мм.

28  июня в Марселе контракт был подписан. С испанской стороны эта миссия выпала на долю капитана 2 ранга Хуана Мон- техо и лейтенанта флота дона Виктора Конкаса. Внесенные изменения неизбежно повлекли за собой увеличение стоимости, составившей 14,2 млн франков.

Срочность, срочность и еще раз срочность, которая властвовала над всем этим процессом, привела к тому, что фактически подписывалось первоначальное предложение «Forges et Chantiers de la Mediterranee» вместе с дополнением Консультативного собрания. Первым делом французский инженер Лагань. руководивший проектированием нового броненосца, бып вынужден переработать свой проект, и в октябре того же года предложить на рассмотрение Собрания окончательный вариант.

26  ноября 1884 года Консультативное собрание утвердило предложение, с единственной оговоркой, чтобы главный калибр состоял из двух 320-мм и двух 280-мм орудий системы Онтория. Это приводило к росту водоизмещения до 9902 т.

В 1879 году на «Fobrica Nacional de Trubia» началось производство целого семейства новых нарезных казнозарядных орудий для испанского флота, разработанных полковником артиллерии доном Хосе Гонсалесом Онтория. Это были орудия калибром в 200, 180, 160, 120, 90 и 70 мм. Столь широкая номенклатура изделий впервые внедрялась в Испании и вполне законно составила национальную гордость. В 1883 году началось производство новой, модернизированной, модели с еще большей номенклатурой калибров: 320, 280, 240, 180, 160, 140 и 120 мм. Все это привело к тому, что, желая упорядочить калибры принятых на вооружение флота орудийных систем, правительство утвердило регламент на калибры флотских орудий. Предполагалось уже состоящие на вооружении орудия постепенно заменять, а новые корабли принимать только с системой Онтория образца 1879/83 года и только указанных калибров.

Но оптимизм правительства совершенно не разделяли специалисты в области артиллерии. Онтория вынужден был проектировать свои системы в условиях жесткого ограничения по финансам, и из-за этого он постарался максимально упростить свои модели. Например, на образцах 1 879 года он сознательно пошел на применение чугунных стволов, произведенных по методу Родмана, в то время как во всем мире уже начали внедряться стальные стволы. Все это, безусловно, удешевляло производство, но отнюдь не способствовало качеству.

Другой парадокс заключался в том, что испанские артиллеристы этого периода находились под большим влиянием своих французских коллег. Поэтому, например, 320- и 280-мм орудия, выбранные в качестве главного калибра для нового броненосца, правильнее следовало бы рассматривать как модернизированный вариант орудий Канэ. Причем вариант «ухудшенный» и «удороженный» (поскольку производство на испанских заводах все равно обходилось дороже). Кроме того, из-за небольших мощностей фабрики Трубия, она исполняла все заказы с отчаянной медлительностью, что, естественно, не способствовало повышению темпов строительства. Французская сторона пыталась было указать на эти факты, но испанцы оставались непреклонны, поскольку испанский подрядчик гарантировал частичное возвращение денег в Испанию.

1 февраля 1885 года начались стапельные работы по новому испанскому броненосцу, в итоге обошедшемуся испанской казне в 22 миллиона песет! И это при том, что в эту сумму не вошла артиллерия и некоторое другое боевое снаряжение, произведенное фирмами-подрядчиками.

Весьма символично броненосец нарекли в честь легендарного вождя астурийцев Пелайо (? —737) — одной из наиболее загадочных фигур своего времени. Кстати, он также известен под именем Пелагей, по одной из версий, потомок славян, осевших на территории Испании после «великого переселения народов». После гибели короля Родриго в 714 году Пелайо руководил обороной Астурии, положив тем самым начало Реконкисте (отвоеванию испанцами земель, захваченных арабскими завоевателями. — Прим.ред.). А после разгрома в 718 году отряда арабов под руководством Алькамы в долине Ковадонга, Пелайо стал первым королем Астурии. Так легендарный король испанцев передал свое имя первенцу большой испанской судостроительной программы.

Броненосец «Pelayo» стал третьим и последним кораблем испанского флота с этим наименованием. Первым был парусный корабль «Infante Don Pelayo», заложенный в конце XVIII века, но так и не достроенный в связи с наполеоновским нашествием. Вторым «Pelayo» стала 16-пушечная бригантина, спущенная на воду в Эль Ферроле в 1849 году и числившаяся в списках флота до 1867 года.

Главным инспектором по строительству «Pelayo» назначался капитан 1 ранга дон Паскаль Сервера-и-Топете, в последующем — командующий испанской эскадрой в неудачном для нее. сражении у Сантьяго-де-Куба.