Журналы-1

Глава 4 На дальний восток

К конце июля 1902 года император Вильгельм II, прибывший в Штеттин на спуск трансатлантического лайнера «Kaiser Willchelm II», ознакомившись с мнением фирмы и российской приемной комиссии, пришел к выводу, что новый крейсер является лучшим среди кораблей, построенных для российского флота на заграничных верфях. Действительно, основательность и добротность немецкой работы (которые подтверждали также «Новик», «Аскольд», «Океан») не подлежали сомнению. Однако император «не обратил внимания» на то, что рядом с «Богатырем» для Японии строился несравненно более мощный броненосный крейсер «Якумо».

Удостоившись еще одной похвалы императора Вильгельма II за ликвидацию пожара на частной верфи в Свинемюнде, где крейсер завершал приемки и последние испытания, «Богатырь» 24 сентября 1902 года прибыл в Кронштадт. Здесь выяснилось, что башенные установки крейсера нуждаются в новых доработках. Одной из причин этого, как отмечал главный инспектор морской артиллерии, являлся отказ ГУКиС от неоправданной, по его мнению, командировки в Германию для надзора и доработки башен, представителя Металлического завода. Этой доработкой, из-за выявившихся неисправностей, пришлось теперь заниматься в Кронштадте.

Немало времени отняла и наладка подводных минных аппаратов, которые, несмотря на почти абордажную дальность действия тогдашних торпед считались во всех странах даже для больших кораблей совершенно необходимыми.

В конце октября 1902 года, завершив последние работы, испытания башенных установок и стрельбы, «Богатырь» вместе с эскадренным броненосцем «Победа» направился в Либаву, где собирался отряд, назначенный для следования в Тихий океан.

Доктрина, ориентировавшая флот на действие в океанах одиночных крейсеров, все еще малое число броненосных кораблей и начавшееся со времени управления Морским министерством вице-адмиралом И.А.Шестаковым преобладание цензового подхода к службе, привели к утрате практики дальних эскадренных плаваний. Поэтому формирование отряда контр-адмирала Э.А.Штакельберга в Морском министерстве рассматривали как важный шаг на пути создания полноценного и гармоничного флота. Совместное плавание должно было ко времени прихода в Порт-Артур сформировать из кораблей тактическое соединение, способное органично войти в состав эскадры. Ядро отряда составили новые корабли — эскадренные броненосцы «Ретвизан», «Победа», крейсеры I ранга «Диана», «Паллада», «Богатырь» и крейсер II ранга «Боярин». В греческих водах к отряду должны были присоединиться ранее отправленные в плавание пять миноносцев французской постройки типа «Властный» и два отечественной — типа «Буйный». В пути, исполнив возложенные на них специальные поручения, к отряду могли присоединиться крейсеры «Аскольд» и «Новик». Отдельно, через острова Зеленого мыса и мыс Доброй Надежды, учебное плавание совершал крейсер II ранга «Джигит». Намечавшиеся в состав отряда крейсер I ранга «Баян», третий миноносец типа «Буйный», два малых миноносца типа «Циклон» и миноносцы № 212 и № 213 подготовить к походу в срок не удалось.

Ожидалось, что плавание отряда Э.А.Штакельберга будет совершаться «при условии военного времени» — с организацией дозорной и разведочной службы, обязательным оповещением эскадры сигналами о всех встречных судах, с возможно частой практикой в эволюциях, со строгим соблюдением строя (доводя промежутки между кораблями до 1 кб) и других требований тогдашней военной науки.

Однако выполнению этого плана помешала обнаружившаяся неожиданно высокая аварийность механизмов новых кораблей отечественной постройки. Так, дали знать о себе произошедшие к концу XIX века значительное усложнение корабельной техники и застарелое невнимание в русском флоте к проблемам ее надежности и квалифицированного обслуживания. Неизбежным фактором аварийности являлась и крайне малая (часто на уровне опытных образцов) серийность отечественных механизмов, как правило, уступавших в надежности и работоспособности аналогичным изделиям западной техники, хорошо отработанным в массовом производстве. Вот почему уже но третий день пути, 19 октября 1902 года, когда до Либавы оставалось 40 миль, на шедших с «Ретвизаном» крейсерах «Диана» и «Паллада» обнаружилось много неисправностей: от выхода из строя электропривода руля и отказа донок Бельвиля до поломки параллели штока золотника правой машины. На «Богатыре», прибывшем с «Победой» 29 октября, неполадки отсутствовали и 3 1 октября все пять кораблей продолжили плавание.

В Киле отряд встретил подчеркнуто радушный прием: германская эскадра уступила русским кораблям в гавани самые почетные бочки, напротив дворца принца Генриха.

На переходе до Портленда начала отставать «Победа» — на ней один за другим потекли холодильники всех трех главных машин, в двух котлах обнаружили соленость. Борьба с засолением холодильников и котлов, очистка их трубок от расплавленного цинка и попеременный ввод котлов в действие (чтобы поддерживать хотя бы 10-узловую отрядную скорость) стали на «Победе» главной заботой всего последующего плавания. Поход «при условии военного времени» не получился — на присоединившемся к отряду в Портленде крейсере «Боярин» в день выхода в море застрелился старший инженер Чеханин, и крейсер для похорон отправили в испанский порт Виго. В Лиссабон для передачи больного на берег ушел «Богатырь». Неутешительным оказался и проделанный тогда опыт радиосвязи: депешу, посланную ему вслед, на крейсере с расстояния 10 миль принять не сумели.

Соединились корабли уже после прохода Гибралтарского пролива. За время стоянки в Алжире (с 3 по 14 декабря), отмеченной столь же теплыми, как и в Германии, проявлениями союзнических чувств со стороны французского гарнизона, к отряду присоединились миноносцы «Бурный» и «Бойкий». Их отправили из России, не завершив и половины из предусмотренных по результатам испытаний исправлений и теперь неполадки задерживали корабли в каждом порту.

Проведя на «Победе» и миноносцах самые насущные исправления, отряд 14 декабря продолжил путь, чтобы, придя в греческие порты Пирей и Суда, вновь возобновить ремонтные работы. Новый, 1903, последний предвоенный год «Богатырь» встречал в Пирее, где, наконец, с присоединением пяти миноносцев типа «Властный», состоялся полный сбор отряда.

Отсюда корабли группами направились в Суду, а затем — в Порт-Саид и Суэц. «Богатырь» на котором обнаружились незначительные повреждения, остановился в Порт-Саиде и ожидал подхода из Пирея миноносцев «Бурный» и «Бойкий», на которых только что закончился ремонт. Дальнейшее плавание кораблей отряда Э.А.Штакельберга окончательно выявило одну из основных проблем флота того времени — конструктивное несовершенство и низкую надежность машин и механизмов. В российсском флоте она усугублялась постоянным некомплектом на кораблях инженер-механиков, машинистов и кочегаров, а также отсутствием необходимого опыта обслуживания новых водотрубных котлов с их сложными системами питания.

К счастью для «Богатыря», его старший инженер-механик П.И.Кигель являлся исключением. До назначения на «Богатырь» с его новейшими котлами Нормана, он успел хорошо освоить водотрубные котлы Бельвиля при постройке на Балтийском заводе канонерской лодки «Отважный» и в плаваниях на ней в 1893— 1895 годах в должности старшего механика. Котлы и машины «Богатыря» за все пять лет их обслуживания П.И.Кигелем не знали отказов и повреждений. Возможно поэтому и опеку над «Бойким» и «Бурным» поручили уже тогда проявившему себя самым исправным из крейсеров отряда — «Богатырю».

Дальнейшее продвижение отряда превратилось в плавание отдельных кораблей. Не обеспечив поход необходимой ремонтной базой — плавучей мастерской и квалифицированным обслуживанием, министерство по собственной вине погубило идею формирования в пути на Дальний Восток боеспособной эскадры. Вперед ушел крейсер «Боярин», который в Персидском заливе провел очередную политическую демонстрацию, вне отряда остались вышедшие ранее «Аскольд» и «Новик», безнадежно отстала «Победа». Разделились и другие корабли, после чего отряд фактически перестал существовать.

3 февраля, ведя на буксире порученные ему миноносцы, «Богатырь» вышел в Коломбо. Более чем трехнедельной стоянки в этом порту оказалось недостаточно для приведения в исправность «Бойкого», и путь от Сабанга он опять проделал на буксире «Богатыря». На строгий запрос о причине буксировки, поступивший от исполнявшего должность начальника ГМШ контр-адмирала З.П.Рожественского, командир капитан 1 ранга А.Ф.Стемман телеграфировал: «свищ и течь фланцами главной питательной трубы, лопнула котельная трубка; упустили воду, кочегары неопытны». На буксире пришлось привести «Бойкого» и в Сингапур (4 апреля), и в Гонконг (19 апреля). «Сам идти без ремонта не может, «Бурный» исправен — телеграфировал о состоянии своего отряда А.Ф.Стемман.

В Порт-Артур «Богатырь» прибыл, по отзыву начальника эскадры вице-адмирала О.В.Старка, в такой же «полной исправности по всем частям», что и крейсер «Аскольд», но выгодно отличался от него «более прочной» постройкой и наличием полубака. К «легкобронированным башням» адмирал отнесся скептически, считая их весьма уязвимыми из-за отсутствия брони по- дачных труб. И все же бронированные башни и броневые казематы для еще четырех расположенных рядом 152-мм орудий являлись весьма существенными достоинствами, позволявшими вступать в бой даже с броненосными крейсерами. Это, повидимому, и стало в конечном счете основанием для включения корабля в состав отделявшегося от Эскадры Тихого океана Владивостокского отряда крейсеров. Совершив совместно с «Громобоем», «Россией» и «Аскольдом» плавание к берегам Японии, побывав вместе с эскадрой во Владивостоке, «Богатырь» на обратном пути принял участие в больших маневрах флота в Желтом море и завершившем их в Талиенванском заливе.

В ночь на 24 сентября 1903 года «Богатырь» в белой (с желтыми трубами) окраске мирного времени вместе с «Громобоем», «Россией» и «Рюриком» навсегда покидал Порт-Артур. Отношения с Японией были предельно напряжены, и 950-мильный путь до Владивостока корабли прошли в полной готовности к бою, доведя в Корейском проливе скорость до экстраординарных, по мирным временам, 16 уз.

В составе окончательно сформировавшегося боевого соединения из четырех кораблей под командованием контр-адмирала Э.А.Штакельберга, «Богатырь» прошел напряженный, как никогда, курс боевой подготовки, маневров и стрельб. Её уровень вполне отвечал требованиям того времени и. как показали события первых месяцев войны, не уступал достигнутому на японских кораблях.

Оперативный план предусматривал, что в случае войны действия отряда на путях сообщения противника заставят японское командование выделить из состава флота достаточно крупное соединение кораблей, облегчив тем самым положение порт-артурской эскадры.

18  января 1904 года «Богатырь», в скованной льдами бухте Золотой Рог, вместе со всем отрядом, начал кампанию, а 26 января крейсеры окрасились в защитный зеленовато-оливковый цвет. Получив известие о нападении японского флота на Порт-Артур, корабли уже после полудня 27 января с помощью ледокола вышли в море. Вблизи острова Хонсю крейсеры потопили, предварительно сняв команду, японский каботажный пароход но от дальнейшего крейсерства пришлось отказаться из-за жестокого 4-балльного шторма с пургой. Корабли сильно обледенели, а стволы орудий из-за попадания воды оказались закупоренными сплошными ледяными пробками.

После десятидневной стоянки крейсеры 11 — 17 февраля совершили второй поход, к Гензану, который оказался безуспешным, но вызвал ответные действия японцев. 22 февраля отряд вице-адмирала Х.Камимуры в составе пяти новейших броненосных («Идзумо», «Якумо», «Адзумо», «Ивате», «Асама») и двух легких («Касаги» и «Иосино») крейсеров подверг Владивосток бомбардировке, и теперь уже не покидал этого района. Вскоре для усиления прибыли еще пять легких крейсеров и до 10 миноносцев. Цель Владивостокского отряда — отвлечь на себя превосходящие силы противника — оказалась достигнутой. Ввиду увеличивающегося риска встречи с японской эскадрой, третий поход 10—15 января состоялся без устаревшего «Рюрика» (уверенно развивавшего лишь 17-узловую скорость), но зато с участием двух миноносцев. Благодаря режиму радиомолчания и туману отряд сумел избежать встречи с противником и, не считая нескольких мелких пароходов, практически под носом японской эскадры перехватил и потопил войсковой транспорт.