Журналы-1

Глава 4 Постройка броненосцев «Бородино» и «Орел»

Не считая нужным (или просто не имея сил для координационной работы) потребовать от предприятий составления общего проекта, МТК по давней традиции позволил им вести работы самостоятельно, что, несмотря на общность исходных заданий, привело к целому ряду новых отличий, вызвавших по существу создание трех проектов — «Бородино», «Орел» (казенные верфи) и типа «Император Александр III» (Балтийский завод). Эти отличия проявлялись в форме форштевней, в общем расположении, в способах установки и подъема катеров, в расположении люков для выхода горячего воздуха из машинных отделений и так далее. Отличались и выполнявшиеся разными заводами (Металлическим и Путиловским) башенные установки кораблей.

Производство крупповской брони для всех броненосцев успешно осваивал (по лицензии фирмы Круппа) Ижорский завод. Одновременная потребность в плитах на все строившиеся в то время корабли, включая «Победу» и «Князь Потемкин-Таврический», превысила производственные возможности завода, переживавшего наладочный период, и часть заказа (до 20%) поручили шотландскому заводу Бирдмер в Глазго. Все эти обстоятельства выяснились уже в ходе постройки кораблей, подготовка к которой, как и следовало ожидать, крайне затянулась.

Уже получив в июле 1898 года уведомление командира Санкт-Петербургского порта о том, что эскизный проект броненосца на основе проекта А.Лаганя готов, ГУКиС только в ноябре, спохватившись, запрашивает из МТК «возможно скорейшем времени» спецификации стали и брони, потребные для постройки броненосца казенными средствами, а затем просит уточнить, нельзя ли эту сталь заказать Ижорскому заводу по ведомости броненосца, который Балтийский завод начал строить на том стапеле, где только что спустили «Пересвет» (речь шла о «Победе»), В декабре выяснилось, что два броненосца в казенных адмиралтействах предполагается строить все-таки по образцу А.Лаганя.

Официальный наряд на постройку корабля в Новом Адмиралтействе Санкт-Петербургский порт получил 12 марта 1899 года, после

чего В.П.Верховский просил ГМШ обратиться к управляющему Морским министерством за указанием, какое кораблю следует присвоить наименование. Приказом по Морскому ведомству от 20 марта 1899 года в списки флота под имением «Бородино» зачислили первый корабль будущей серии.

«Утрясание» условий заказа затянулось почти до осени, когда 22 августа 1899 года в списках флота появилось имя «Орел» — еще одного броненосца, начатого постройкой Санкт-Петербургским портом на «Галерном островке». Наряд на постройку порт получил 26 октября 1899 года. Одновременно Балтийский завод получил наряд на постройку броненосца того же типа, получившего имя «Император Александр III». Четвертый корабль серии, «Князь Суворов», Балтийский завод начал строить сразу после спуска на воду «Императора Александра III», летом 1901 года, пятый, «Слава» — осенью 1902 года.

Официальная закладка броненосцев состоялась в следующем, 1900 году. 11 мая в присутствии императора Николая II, императриц Александры Федоровны и Марии Федоровны, генерал-адмирала, управляющего Морским министерством и других официальных лиц на Новом Адмиралтействе торжественно заложили «36-пушечный эскадренный броненосец "Бородино"», как значилось на серебрянной закладной доске.

Торжество закладки на «Галерном островке» броненосца «Орел» состоялось 20 мая 1901 года. Строителем «Бородино» был назначен Д.В.Скворцов, «Орла» — М.К.Яковлев.

Броненосец «Бородино» строился, главным образом, силами российской промышленности и из отечественных материалов.

Из «вызванных на конкуренцию» восьми сталелитейных заводов наименьшую цену с пуда (2 руб. 55 коп.) назначил Александровский завод. Контракт от 28 марта на 300 000 пудов (4944 т) заключили из условия стоимости пуда 2 руб. 50 коп. Не устоял перед напором В.П.Верховского и Франко-Русский завод, который, чтобы не уволить рабочих, вынужден был согласиться изготавливать котлы и главные машины (по французским чертежам) за предложенную ему пониженную цену до 200 руб за 1 инд. .л. с.

Все башенные установки для броненосцев «Бородино» и «Орел» проектировались и изготавливались Металлическим заводом. Электрические лебедки для подачи боеприпасов поставлял парижский завод фирмы «Сетер э Харле». Орудия всех кораблей изготовлял Обуховский завод, подводные минные аппараты нового поршневого типа — Петербургский Металлический завод.

Форштевни броненосцев изготавливал Обуховский завод, ахтерштевни, рулевые рамы и кронштейны гребных винтов — заводы «Шкода» в Пльзене.

Электрооборудование поставляли отечественные предприятия — АО Электромеханических сооружений (бывшее Товарищество Дюфлон и Константинович) и «Русское общество Шуккерт».

Немотря но опоздания поставки стали и ахтерштевня, многочисленные изменения конструкции, задержек МТК с утверждением чертежей, Д.В.Скворцову и А.М.Токаревскому (назначенному строителем «Бородино» с ноября 1900 года) удалось добиться сравнительно быстрого продвижения работ. К 1 января 1901 года готовность по корпусу составила 39,3 %.

25  августа комиссия под председательством главного корабельного инженера порта Д.В.Скворцова осмотрела «работы по корпусу и спусковое устройство», а на следующий день корабль сошел на воду.

Спусковая масса броненосца составила около 4700 т, готовность — 53 %. Таким образом, стапельный период равнялся 27 месяцам — рекордно короткий срок для Санкт-Петербургского порта.

31  мая 1901 года Большой каменный эллинг «галерного островка» вместе с корпусом броненосца «Орел» с трудом удалось отстоять от пожара, уничтожевшего расположенный рядом с ним деревянный эллинг с днищевым набором корпуса крейсера «Витязь».

Готовность корпуса «Орла» к августу 1901 года достигла 40 %, однако спуск корабля на воду отложили до следующего года, намереваясь еще на стапеле погрузить части главных механизмов, ожидавшихся с Балтийского завода зимой 1901 /1902 годов.

Спуск на воду эскадренного броненосца «Орел», состоялся 6 июля 1902 года, спусковая масса составила около 5200 т, готовность — 56 %, стапельный период — 33 месяца.

При спуске корабль задержался на стапеле почти на час: копытья под носовой частью корпуса раздвинули в стороны полозья спускового устройства. Тогда М.К.Яковлев, определив торможение полозьев о боковые направляющие рыбины, приказал освободить последние от упоров и броненосец благополучно сошел на воду.

12  сентября 1901 года корпус «Бородино» перевели вниз по Неве, к стенке Общества Франко-Русских заводов, где на него предстояло погрузить котлы и машины. Это решение ГУКиС вызвало огромные затруднения, так как металл и оборудование пришлось перевозить из мастерских Нового Адмиралтейства на телегах. Ход работ замедлился, а Франко-Русский завод еще пять месяцев затратил на изготовление механизмов и только после этого начал их погрузку на броненосец.

Еще до окончания этих работ, 16 июля 1902 года, «Бородино» вновь перевели: теперь к «Галерному островку», где его решили достраивать вместе с броненосцем «Орел».

В июне-сентябре 1902 года на Морском полигоне прошли испытания стрельбой 305-мм орудия «Бородино». Три орудия (№ 36, № 37 и № 39) признали исправными, а четвертое (№ 38) забраковали и решили заменить орудием № 45, предназначавшимся первоначально для «Орла». Вскоре после этого испытали и 152-мм пушки головного корабля, оказавшиеся вполне годными. 20 октября 1902 года броненосец «Бородино» прошел швартовные испытания.

Скудность технических средств Санкт-Петербургского порта очень замедляла ход работ. Например, установка броневых плит на оба корабля производилась единственным 70-тонным краном, который переводили от одного броненосца к другому.

Сами плиты, из-за отсутствия достаточного места для складирования, сваливались на стенке в беспорядке, по мере поступления с завода, а из-за неточного изготовления часто требовалась сложная обрубка их по месту.

В январе 1904 года с Ихорских заводов доставили последнюю партию брони для «Бородино», готовность которого превышала 90 X. Сборка башен заканчивалась, носовые орудия (два 305-мм и четыре 152-мм) установили, кормовые предстояло поставить на место в Кронштадте. Оставались незавершенными работы по вспомогательным механизмам, системе вентиляции и электрооборудованию, отсутствовали гребные суда и грузовые стрелы.

«Орел» лишь немного отставал от головного корабля в части работ по корпусу и механизмам, окончание постройки задерживало отсутствие башенных орудий, орудийных станков и 86 броневых плит верхнего пояса, казематовО и подачных труб. Готовность броненосца составляла около 80 %.