Журналы-1

Глава 1 Крымская война и концепция оборонительного флота России

К середине XIX веко в Европе бурно прошла перестройка судостроительного производства, связанная с внедрением парового машиностроения, нарезной артиллерии и броневой защиты кораблей. Это поставило все морские державы в одинаковые условия, когда мощь их флотов напрямую стала зависеть от способности осваивать новые технологии.

Руководство Морского ведомства России не сумело во-время оценить значения появления паровых кораблей. Дело в том, что к этому времени российский флот уступал по числу кораблей только Англии и, совсем немного, Франции. Русские моряки исправно радовали своего императора на высочайших смотрах, когда на Большом Кронштадском рейде высились борта трехдечных гигантов, а горизонт затягивало дымом от залпов сотен салютующих орудий.

Между тем в Англии и Франции на линейные корабли и фрегаты начали устанавливать паровые машины. В России же не спешили: пароходные заводы в Николаеве и Кронштадте, заложенные в 1847 году, строились низкими темпами. Средства на строительство и переоборудование винтовых линейных кораблей и фрегатов правительство России выделило только в 1851 — 1854 годах, причем машины для них пришлось заказать в Англии.

В июле 1853 года прошли маневры британского Флота Канала. Впервые в истории здесь участвовала эскадра винтовых кораблей: шесть линейных кораблей, два фрегата, четыре корвета и шесть колесных пароходо-фрегатов. В показательном бою паровые корабли уверенно взяли верх над парусными. Однако официальная печать Санкт-Петербурга, несмотря на то, что маневры англичан носили демонстративный и угрожающий характер (под «разгромленной» парусной эскадрой подразумевалась русская), отозвалась о них довольно пренебрежительно.

Действительно, когда осенью 1 853 года эскадра адмирала П.С.Нахимова уничтожила турецкие морские силы на Синопском рейде, русские оказались вдвое сильнее неприятеля по огневой мощи, при еще более подавляющем нравственном превосходстве. Однако это сражение, став «лебединой песней» российского парусного флота, послужило поводом для вступления в войну Англии и Франции на стороне Турции. Последовавшие затем события показали технологическое превосходство европейцев.

Не прошло и полугода, как Российская империя уже оказалась втянутой в войну с коалицией двух сильнейших держав, располагавших самым мощным в мире паровым флотом линейных кораблей, который и действовал на Черном море с 1 854 года, так что черноморцы предпочли затопить свои корабли в Севастопольской бухте, а артиллерию свезти на берег для обороны города.

Добившись господства на Черном море противник обеспечил себе успех в Крыму. Но мало этого: враг угрожал столице государства — Санкт-Петербургу: после захвата Аландских островов, город оказался под угрозой вторжения с моря. В кампании 1 854 года оборона на Балтике носила пассивный характер, когда мощь фортов и береговых батарей Свеаборга и Кронштадта дополнялась стоявшими на якоре парусными кораблями. Интересно отметить, что в составе флота союзников вошли под наименованиями «Cossack» и «Tartar» («Казак» и «Татарин») заказанные Россией и конфискованные правительством Великобритании винтовые корветы «Витязь» и «Воин»,

Кроме винтовых кораблей, в 1 855 году Франция применила против русских еще одну техническую новинку — первые паровые броненосные батареи. Тогда же англичане начали строить корабли этого класса специально для Балтики, поэтому угроза вторжения сил союзников стала еще более реальной. Между тем отечественные производители опаздывали: лишь к 1858 году российский флот пополнили десять паровых линейных кораблей и фрегатов.

Крымскую войну Россия проиграла. Этот позор надолго поколебал престиж великой державы, которой запретили иметь военный флот на Черном море.

Опыт войны и достижения техники позволили Франции в 1858—1859 годах реализовать идею мореходного броненосца, создав «La Gloire», имевший обшитый броней деревянный корпус и водоизмещение 5600 т. На постройку этого броненосца Англия ответила постройкой в 1860 году железного броненосного фрегата «Warrior» водоизмещением более 9000 т, после чего обе страны начали перестраивать свои паровые деревянные линейные корабли в броненосные фрегаты.

Таким образом, технический прогресс и неудачи войны поставили вопрос о срочном строительстве русского оборонительного флота на Балтике, способного вести успешные боевые действия под прикрытием орудий приморских фортов.

Хотя в Морском министерстве России с тревогой следили за бурным соперничеством Англии и Франции при создании броненосцев, единственными «броненосцами» в России оставались 14 батарейных плотов, построенных в 1856 году. Только в 1861 году к ним добавилась железная канонерская лодка «Опыт», созданная на петербургском заводе Карра и Макферсона (будущий Балтийский завод) и имевшая броневой бруствер для защиты единственного 196-мм орудия.

В конце 1861 года российскому Морскому министерству удалось получить средства для заказа в Англии первого настоящего броненосца — плавучей батареи «Первенец». На следующий год последовало решение строить однотипную батарею «Не тронь меня» в Петербурге, а заложенные ранее деревянные паровые фрегаты «Севастополь» и «Петропавловск» достроить как мореходные броненосцы. В конце 1862 года удалось получить средства на постройку третьей броненосной батареи в Санкт- Петербурге.

Между тем за океаном назревали события, на которые в России мало кто обратил должное внимание. Дело в том, что в Соединенных Штатах во время войны за независимость от Великобритании (1775—1783 годы) необычайное развитие получили фрегаты: американцы постоянно увеличивали калибр артиллерии и их фрегаты по своей боевой мощи практически не уступали даже линейным кораблям Британии. Поэтому в морских сражениях, несмотря на мужество английских моряков, победа оставалась за американцами, уже в то время хорошо осознавших, что оборонный потенциал страны стал определяться не только количеством боевых машин, но и интеллектуальной мощью нации.

Событие, окончательно решившее судьбы деревянных кораблей, произошло во время Гражданской войны в США. 8 марта 1862 года на Хэмптонском рейде броненосец флота конфедератов «Virginia» практически безнаказанно пустил на дно два новейших паровых фрегата флота северных штатов. После этого в Европе стало ясно, что с таким же успехом это бронированное чудовище могло уничтожить любой 100-пушечный корабль, не способный долго противостоять разрывам снарядов его мощных бомбических пушек и, в то же время, неуязвимое для ответного огня.

Уже на следующий день, 9 марта на том же Хэмптонском рейде произошло еще одно историческое событие: первый в истории бой броненосных кораблей. Против «Virginia» северяне выставили совершенно новый тип броненосного башенного корабля, спроектированного Д.Эриксоном. Имя этого броненосца — «Monitor» — стало нарицательным для нового класса кораблей. Этот неказистый по форме небольшой корабль, которому шутники сначала дали презрительную кличку «Коробка из-под шляпы на плоту», имел низкий бронированный борт, и два крупнокалиберных орудия во вращаемой паром бронированной башне. К всеобщему удивлению «Monitor» выдержал бой со значительно более крупным и сильнее вооруженным броненосцем южных штатов.

Через несколько лет, в 1866 году монитор флоте США «Miantonomoh» флота США пересек Атлантический океан: 5 июня вышел из Сент-Джонаи, через 1 1 суток прибыл благополучно в британский порт Квинстоун, а оттуда — в Санкт-Петербург..

После боя на Хэмптонском рейде в Европе началась настоящая «мониторноя лихорадка». Эти корабли строила и Россия, одновременно приступившая к обновлению оборудования судостроительных заводов Санкт-Петербурга. Работа ускорилась в связи с угрозой войны с Великобританией, которая, поддерживая восстание в Польше 1 863 года, пыталась создать коалицию против России. В связи с этим, как и в 1854 году, на подступах к Кронштадту ожидалось появление противника, но на этот раз уже броненосного флота.

Для обороны морских подступов к столице России в марте 1863 года Морское министерство приняло кораблестроительную программу, предусматривавшую строительство десяти броненосных лодок типа «Ураган», имевших по одной двухорудийной башне системы американского конструктора Д.Эриксона и одной лодки «Смерч» с двумя одноорудийными башнями системы английского капитана К.Кольза.

Постепенно выяснилось, что мореходность мониторов крайне ограничена, и ажиотаж постепенно спал, затем в европейских морских державах пришли к заключению, что корабли этого типа можно использовать только в качестве броненосцев береговой обороны.

В этот период времени морская политика России предусматривала развитие военно-морского флота в двух направлениях: строительство мореходных крейсеров, способных вести борьбу на океанских коммуникациях вероятного противника — Англии — и броненосцев береговой обороны, предназначенных для защиты побережья Балтийского моря и подступов к Кронштадту.

Задачам прибрежной обороны соответствовала принятая 9 марта 1864 года новая кораблестроительная программа, предусматривавшая строительство серии броненосных кораблей: четырех башенных батарей типов «Адмирал Лазарев» и «Адмирал Грейг», двух броненосных лодок типа «Русалка» и двух броненосных фрегатов: батарейного «Князь Пожарский» и башенного «Минин»; из этих кораблей только два последних проектировались как мореходные броненосцы. Полная же программа для обороны Кронштадта и «ближайших прибрежий» включала 41 броненосец, однако, как и многие другие намерения Морского министерства, осуществить ее полностью не удалось.

Из-за отсутствия четкой классификации, несмотря на одни и те же конструктивные особенности, корабли береговой обороны называли по-разному: частично — мониторы, частично — башенные броненосные лодки, частично — башенные броненосные фрегаты. Следует отметить, что монитором некоторое время числился даже первый мореходный броненосец «Петр Великий», который первоначально именовался монитор «Крейсер».

Вот таким образом, в конце 1860-х годов, завершилось строительство русского оборонительного флота для Балтийского моря. Концепции обороны побережья отвечали и первые броненосцы возрождавшегося Черноморского флота — круглые корабли «Новгород» и «Вице- адмирал Попов».

В конце 1860-х — начале 1870-х годов российские броненосцы береговой обороны в целом отвечали своему назначению и поставленным перед ним задачам, обеспечивая достаточно надежную оборону побережья Балтийского моря.

Но в середине 1 870-х годов в английском флоте появились броненосцы с 317-мм орудиями и 305—356-мм броней, а в 1881 году в море вышел «Inflexible», вооруженный 406-мм пушками и защищенный 610-мм броневой цитаделью. Внедрение в 1880-х годах удлиненных орудий с нарезами прогрессивной крутизны привело к устареванию артиллерийского вооружения русских кораблей. Несмотря на модернизации, броненосные батареи, башенные лодки и фрегаты, переведенные 1 февраля 1892 года в класс броненосцев береговой обороны, в последнем десятилетии XIX века не отвечали так-ти- ческим требованиям.

В соответствии с общей политикой государство изменились и задачи российского военно-морского флота. В апреле 1 882 года император Александр III утвердил 20-летнюю кораблестроительную программу. Ее выполнение должно было решить задачу возрождения Черноморского флота, который в случае войны мог бы высадить десантный корпус на берегах Босфора. Предполагалось также, что Балтийский флот не уступит военно- морским силам Германии. Таким образом, предусматривалось создание флота «открытого моря» и броненосцы «прибрежной обороны» в этот период не имели дальнейшего развития.

Новый этап в создании кораблей этого класса начался лишь семь лет спустя.