Журналы-1

Глава 3 Конструкция эскадренных броненосцев типа «Бородино»

Корпус корабля набирался по поперечной системе со шпацией 1,2 м. Наружный вертикальный киль, применявшийся в силу прежних традиций деревянного судостроения на ряде броненосцев русского флота, отсутствовал. Горизонтальный киль склепывали из двух наложенных друг на друга листов шириной 1,52 (наружный) и 1,22 м. Толщины листов соответственно составляли: в средней части корпуса по длине 20 и 18 мм, к оконечностям уменьшались до 18—16 и 16—14 мм.

Второе дно высотой 1 м по всей длине корпуса состояло из листов толщиной 13 мм в средней части, в остальных частях 9—11 мм. Флоры по шпангоутам имели толщину 9 мм. Листы наружной обшивки первых шести поясов имели толщину 18 мм в средней части, уменьшаясь к оконечностям до 17—15 мм, остальных трех поясов — 15 мм (ближе к оконечностям 14—13 мм).

Поперечные переборки устанавливались на шпангоутах 5, 13 (до верхней палубы), 18, 23, 26, 32, 34, 42, 44, 47, 49, 57, 59, 71, 77, 81, 87, 91 (все до броневой палубы) шпангоутах, склепывались из листов толщиной 9 мм и подкреплялись вертикальными стойками. Продольная переборка за броней пояса, установленная в 1,98 м от борта имела толщину 15 мм, уменьшаясь к оконечностям до 13—1 1 мм. Переборка машинных отделений в диаметральной плоскости выполнялась из гофрированных (в виде коробки) листов толщиной 9 мм. Для бимсов платформ и кубриков (эти палубы имели плоскую поверхность) применяли коробчатый профиль размерами 175 х 70 X 19 мм, на батарейной и нижней броневой палубах высота коробки увеличивалась до 200, а верхней броневой — до 300 мм.

Традиционный таранный форштевень выполнялся из стальной отливки толщиной в острие 216 мм, по ГВЛ — 305 мм. Своими приливами в вертикальной и горизонтальной плоскостях штевень склепывался с усиленными двойными листами (толщиной по 16 мм) наружной обшивки, броневой палубой и днищевой коробкой корпуса в диаметральной плоскости.

Главный бортовой пояс крупповской брони, толщиной 194 мм в средней части корпуса и 145 мм в оконечностях, состоял из плит высотой 1,8 м (ниже ватерлинии — 1,3 м), верхний пояс — из плит толщиной 102—152 мм и высотой 1,65 м. Устанавливалась бортовая броня на 203-мм лиственничную подкладку. Продольная броневая переборка имела толщину 40 мм.

Горизонтальная защита включала две непрерывные броневые палубы из хромоникелевых плит: 38-мм нижнюю и 32-мм батарейную, утолщавшуюся к оконечностям до 50,8 мм. Срезы верхней палубы над 75-мм центральной батареей бронировались 50,8-мм плитами.

Броня казематов 75-мм орудий по борту имела толщину 76 мм, башен 305-мм орудий — 254 мм (подачных труб 229 мм), башен (и подачных труб) 152-мм орудий — 152 мм, боевой рубки — 203 мм, трубы под ней в центральный пост — 127 мм. Крыши рубок и башен имели толщину 50,8 мм.

Для защиты 75-мм казематов от продольного огня на 5, 13, 31, 63 и 91 шпангоутах устанавливались 76-мм броневые траверзы, между орудиями — 12,7-мм траверзы, в носовом и кормовом казематах — 24,4-мм продольные переборки. Общая масса брони составляла 4500 т.

Увеличенная, по сравнению со всеми ранее построенными русскими броненосцами, ширина 23,2 м позволяла достичь остойчивости, требовавшейся для устанавливавшихся восьми башен. Тем же целям повышения остойчивости служили скругленные и заваленные линии борта к палубе, отчего ширина верхней палубы уменьшилась до 17 м, а навесной — до 14,7 м. Такая форма борта усложняла его конструкцию и резко увеличивала трудоемкость работ. В дальнейшем, правда, оказалось, что в условиях шторма срезы начали выполнять роль своего рода успокоителей качки (за счет задерживавшейся на них воды). Традиционным средством уменьшения качки служили скуловые или, как тогда говорили, боковые кили высотой 1 м.

Длина корпуса между перпендикулярами составляла 114,4 м, по ватерлинии 118,67 м, наибольшая 121м, коэффициент общей полноты равнялся 0,63 отношение длины к ширине — 5,1. Осадка 7,9 м составляла тот предел, который позволял войти в Суэцкий канал.

Корабль отличался развитой палубой полубака, называвшейся также навесной или спардеком. Составляя до 80 % длины корпуса, спардек выполнял две важные функции: обеспечивал высокое расположение башенной артиллерии и служил для тех жилых помещений, которым не хватало места в пределах основного корпуса корабля.

Носовая 305-мм двухорудийная башня и четыре двухорудийные 152-мм башни (носовая и кормовая пары), находясь на палубе спардека, обладали редкой по тем временам, почти 10-м высотой осей орудий над ватерлинией. Кормовая 305-мм и две средние башни 152-мм орудий располагались на уровне верхней палубы и обладали большим (для орудий этого калибра) углом обстрела — 180°. Все башенные установки имели уравновешенную конструкцию (отчего их поворот на борт не вызывал крена), электрифицированные приводы (с резервными штурвалами ручного поворота), что позволяло (не считая время на прицеливание) делать залпы из 305-мм орудий через 90 сек, а из 152-мм — через 15—20 сек. 305-мм орудия картузного заряжания с длиной ствола 40 калибров производства Обуховского завода при угле возвышения 15° могли стрелять (масса снаряда 331 кг) на расстояние до 70—80 кб. 152-мм патронные орудия с длиной ствола 45 калибров системы Канэ при угле возвышения 15° могли стрелять (масса снаряда 41,5 кг) на расстояние 53 кб.

Из 20 75-мм орудий системы Канэ четыре располагались в общем носовом каземате верхней палубы, 12 — в центральном и четыре в кормовом каземате (совмещенном с офицерской кают-компанией) батарейной палубы. Дальность стрельбы (при массе снаряда 4,92 кг) составляла 35 кб. Из 20 47-мм орудий Гочкиса по восемь размещались на крыльях носового и кормового мостиков, четыре предназначались для вооружения минных катеров. Для шлюпок и десанта использовались также две 37-мм пушки Гочкиса, две 63,5-мм пушки Барановского и шесть находившихся на мостиках пулеметов; еще четыре пулемета установили на фор-марсе.

Два подводных минных аппарата располагались в боковых отсеках между 23 и 25 шпангоутами, два надводных 8 фор- и ахтерштевнях.

На каждое 305-мм орудие полагалось по 18 снарядов и зарядов трех главных видов: бронебойных, фугасных стальных и фугасных чугунных, четыре картечных и четыре сегментных. На пушку калибром 152 мм полагалось по 47 тех же видов снарядов и патронов, 31 сегментный и восемь картечных. Для каждой 75-мм пушки полагалось по 125 бронебойных и чугунных унитарных патронов и 50 сегментных. Собственно, фугасных снарядов для этих орудий ко времени войны с Японией разработать «не успели». Для пушек калибром 47 и 37 мм полагалось по 540 и 1350 бронебойных и чугунных снарядов. Кроме того, в отдельных погребах хранилось 57 700 ружейных патронов (из них 7300 учебных) и 1480 патронов для пушек Барановского. Из-за тесноты в трюмных помещениях и размещения в них 124 учебных патронов калибром 152 мм часть боеприпасов, не поместившихся в своих погребах (60 снарядов и 27 патронов среднего 152-мм бомбового погреба и 81 патрон носового 152-мм погреба), хранилось в отдельном помещении в трюме. Подача боеприпасов в башнях осуществлялась системой норий (в виде бесконечной цепи, напоминающей пулеметную ленту). Для 75-мм орудий их унитарные патроны подавались с помощью принятой в русском флоте с 1892 года системы беседок (поддонов с вертикально установленными в них патронами), которые в тельферных подвесках вручную развозились к орудиям по рельсам, подвешенным под палубами.

Мины Уайтхеда (торпеды) образца 1898 года калибром 381 мм имели массу заряда 64 кг, полную массу 430 кг, длину 5,18 м и со скоростью 25 или 30  уз могли соответственно пройти 900 или 600 м. Их корпуса хранились вблизи аппаратов, а зарядные отделения доставляли из погребов по рельсовым путям, подвешенным под броневой палубой. На каждый аппарат полагалось по две торпеды.

56-футовые минные катера имели аппараты для укороченных (длина 4,57 м) торпед образца 1900 года, которые при скорости 27 уз проходили 366 м. Паровые катера снабжали аппаратами для метательных (не имевших двигателей и винтов) мин массой 67 кг (заряд 29 кг), которые за счет инерции, приобретенной при выстреле, могли пройти в воде до 60 м. Для защиты от атак миноносцев и катеров на необорудованных рейдах предусматривались сети Булливона из стальных колец большого диаметра, полотна которых подвешивались на откинутых от борта корабля шестах.

Полагались кораблям и 50 сфероконических мин заграждения.

Электрические приборы управления артиллерийским огнем, выпускавшиеся отечественным заводом фирмы Н.К.Гейслера, давали орудиям (по командам из боевой рубки) указания о направлении стрельбы, расстояние до противника и типе снарядов. Для определения расстояний использовались микрометры Люжоля и Мякишева, представлявшие собой портативные ручные угломерные приборы, для действия которых требовалось знать высоту рангоута или корпуса корабля, до которого следовало определить расстояние. Внутрибазисные дальномеры, хотя их промышленные образцы и были известны уже с 1893 года, на броненосцах типа «Бородино» появились, как и оптические прицелы, лишь с началом войны с Японией. Прицеливание торпедами, ввиду неподвижности аппаратов, осуществлялось специальными минными прицелами из боевой рубки, а наводка — корпусом корабля.

Главные паровые машины тройного расширения с четырьмя «вертикально опрокинутыми цилиндрами» располагались в двух разделенных диаметральной переборкой отсеках. Оси их коленчатых валов, соединенных с дейдвудными и гребными валами, не были параллельны и расходились от машин к бортам и вверх. Малооборотные (107 об/мин) гребные винты (трехлопастные на «Бородино» и четырехлопастные на «Орле» и броненосцах Балтийского завода) имели диаметр 5,4 м. Для «Бородино» машины, по чертежам завода «Форж э Шантье», изготовил Франко-Русский завод а для «Орла» — Балтийский завод по частично откорректированным собственным чертежам. Диаметры цилиндров главных машин составляли: высокого давления — 1,14м, среднего давления — 1,73 м, низкого давления — 1,9 м. Ход поршня составлял 1,12 м.

Контрактная мощность машин составляла у «Бородино» 16 300 л.с., у «Орла» — 15 800 л.с. Пар для машин вырабатывали 20 водотрубных котлов Бельвиля с общей нагревательной поверхностью 3873 м2 («Бородино») или 4200 м2 («Орел»).

Питание электрических механизмов и освещение обеспечивалось четырьмя главными паровыми динамо- машинами мощностью по 150 кВт (105 В, 1500 А) и двумя вспомогательными по 64 кВт.

Паровые приводы имели: рулевая машина, две валоповоротные машины, ротационная машина системы Пульта, двигатели носового и кормового шпилей, четыре лебедки подъема шлака из котельных топок, восемь насосов осушительной системы, два трюмных насоса, насос опреснительного аппарата, четыре насоса для перекачки пресной воды, два вспомогательных холодильника, три лебедки для подъема паровых катеров, две лебедки грузовой стрелы, рефрижераторная машина системы Холла. Электрические приводы имели: вентиляторы общекорабельной и специальной систем вентиляции, «воздухоохладительно-осушитель- ных аппаратов», электрическая рулевая машина, шпилевое устройство, восемь башенных установок, 10 лебедок подъема боеприпасов калибром 37—75 мм.

Якорно-швартовное устройство включало четыре становых якоря системы Мартина со штоками (масса по 7 т), стоп-анкер (1,85 т), три верпа (820, 700 и 570 кг, три шпиля (два носовых и кормовой). Две становые цепи калибром 63,5 мм имели длину по 315 м, запасная — 210 м.

Шлюпочное устройство включало три пары поворотных шлюпбалок, кильблоки для хранения шлюпок и катеров в средней части корпуса над спардеком и четыре грузовых стрелы, которые в силу неудобной для спуска шлюпок криволинейной конфигурации борта служили главным средством для подъема, спуска и установки по-походному всех корабельных шлюпок и катеров: двух 56-футовых минных, одного моторного и двух 40-футовых паровых катеров, двух 20-весельных барказов, двух 14-весельных катеров, двух 6-весельных вельботов и двух 6-весельных ялов. Фактически, «Бородино» получил на вооружение 50-футовый минный катер, первоначально предназначавшийся для четвертого броненосца типа «Ослябя».

Водоотливная система включала 10 отливных труб диаметром 343 мм, установленных на настиле второго дна, и столько же центробежных насосов, которые откачивали попавшую в отсек воду. Осушительная система предназначалась для- полной очистки отсека от воды или удаления ее небольших масс. Ее трубы имели диаметр 102 мм и обслуживались семью трюмо-пожарными насосами системы Вортингтона (двух ти-пов — вертикального и горизонтального) подачей 50 т/час и тремя ручными помпами системы Стона.

Пожарная система состояла из магистрали диаметром 102 мм, проходившей под броневой палубой по длине от 17 до 89 шпангоута и через присоединявшиеся к ней отростки могла подавать воду к пожарным шлангам до палубы спардека. Креновая система была одним из новых явлений техники того времени. Креновые трубы диаметром по 180 мм, сообщали между собой противолежащие бортовые отсеки броненосца.

Корабли снабдили приобретенными в Германии радиостанциями системы «Сляби-Арко» берлинской фирмы Телефункен. В отличие от маломощных отечественных систем, германские станции уже тогда держали устойчивую связь на расстояниях до 100 миль.