Журналы-1

Экипаж и его размещение

Экипаж корабля насчитывал 20 офицеров (командир, старший офицер, ревизор, минный офицер, два артиллерийских офицера, два штурманских офицера, два вахтенных начальника, вахтенный офицер, старший инженер-механик, два его помощника, младший инженер-механик, судовой врач, шкипер, артиллерийский и машинный содержатели, судовой священник) и 385 нижних чинов.

Апартаменты командира состояли из гостиной (служившей также местом размещения кормового торпедного аппарата и двух 47-мм орудий), кабинета, спальни, ванной комнаты с санузлом. Помимо электричества они освещались через десять иллюминаторов диаметром по 457 мм и световой люк в верхней палубе. Старший офицер, ревизор, старший инженер-механик и священник жили в отдельных каютах, остальные — как в одноместных, так и в двухместных; всего в третьем, четвертом и пятом отделениях жилой палубы имелось 13 кают.

Ванная и ватерклозет размещались в третьем отделении. Каюты обставлялись мебелью красного дерева (шкафы, полки для книг, письменные столы), и оборудовались мраморными умывальниками. В кают-компании стояли пианино, мягкие кресла и книжный шкаф.

В отдельной каюте жил и старший боцман корабля, четырехместную каюту в средней части третьего отделения занимали кондукторы.

Унтер-офицеры и матросы размещались на подвесных койках в спардеке (158 человек), во втором отделении жилой палубы (84 человека) и в коридорах третьего отделения (83 человека). Для приема пищи использовались подвесные столы, для хранения матросских чемоданов — деревянные рундуки по бортам.

Часть матросов (60 человек) фактически жила на боевых постах. Если на борту броненосца находились сверхштатные люди, например, ученики-комендоры в 1898—1904 годах, то команда размещалась в весьма стесненных условиях.

На корабле отсутствовала баня, не предусмотренная МТК, якобы из-за специфического предназначения броненосца. Недостатком оборудования жилых помещений было и ничтожное количество скамеек. Серьезное внимание удобству нижних чинов Морское министерство стало уделять только в начале XX века, когда создавались корабли нового поколения.