Журналы-1

Конструкция и постройка броненосца "Наварин"

Работы по постройке четвертого балтийского броненосного корабля, получившего наименование "Наварин", начались 1 июля 1889 года в эллинге верфи "Галерный островок", арендованной Обществом Франко-Русских заводов. Строителем корабля был назначен корабельный инженер П.А.Титов, наблюдающим от Морского министерства - младший судостроитель В.В.Максимов.

Согласно утвержденной МТК спецификации водоизмещение броненосца составляло 9476 т, длина между перпендикулярами - 103,02 м, наибольшая ширина - 20,42 м, осадка в полном грузу на ровный киль - 7,62 м. Корпус корабля изготавливался "из лучшей Сименс-Мартена русской стали". Набор состоял из 96 шпангоутов и шести стрингеров с каждого борта. 1, 9, 14, 20, 24, 28, 31, 34, 38, 41, 44, 48, 52, 55, 58, 61, 65, 69, 73, 76, 82 и 89 шпангоуты, шельф (1-й стрингер) на всем протяжении броневого пояса и 4-й стрингер ( на протяжении двойного дна, то есть 20-76 шпангоутов) являлись водонепроницаемыми. Внутреннее дно по ширине ограничивалось продольными переборками бортовых коридоров.

Две средние продольные переборки располагались на протяжении от 31 до 65 шпангоута на расстоянии 1,22м друг от друга по высоте от второго дна до жилой палубы. В нос от 31 до 24 шпангоута высота переборок ограничивалась платформой, а от 20 до 1 шпангоута шла одна переборка высотой до броневой палубы.

Главные поперечные переборки имели толщину 9,5 мм от внутреннего дна до нижней палубы, выше - 4,76 мм; главные переборки, разделявшие котельные и машинные отделения усиливались вертикальными стойками. Все остальные поперечные переборки имели толщину 7,9 и 3,2 мм соответственно.

Вертикальный киль изготавливался из листовой стали и на протяжении двойного дна имел до 76 шпангоута тол-шину 14, 3 мм и высоту 965 мм; в нос и корму толщина уменьшалась, а высота в корму увеличивалась. Горизонтальный киль состоял из двух стальных листов: верхний толщиной 15,9 мм (в нос и корму она уменьшалась до 9,5 мм), нижний - 22,2 мм (в нос и корму - 17,5 мм). Вертикальный и горизонтальный кили соединялись угловой сталью 101,6 х 101,6 х 19 мм.

Бимсы под верхней палубой изготавливались из тавробимсовой стали и устанавливались при каждом шпангоуте. Под 152-мм орудиями между бимсами приклепывались карлингсы. Настил верхней палубы выполнялся из стальных листов толщиной 12,7 мм в средней части и от 9,5 до 7,9 мм в оконечностях. На протяжении каземата настил составлялся из листов длиной 4,57-5,79 м, шириной 1,22 м и толщиной 38,1 мм. Поверх настила укладывались сосновые доски длиной 6,4-8,53 м, шириной 0,15 м и толщиной 95,25 мм.

Броневая защита корабля состояла из главного пояса, имевшего длину по ГВЛ 69,49 м, высоту 2,1 3 м (из них 0,91 м над ГВЛ). Толщина плит на протяжении котельных и машинных отделений на высоте 1,06 м от верхней кромки достигала 406 мм, уменьшаясь к нижней кромке до 203 мм; в нос от котельных и в корму от машинных отделений она составляла в верхней части 356-305 мм, а в нижней - 178-152 мм; толщина и носового и кормового траверзов составляла 305 мм.

Толщина бортовой брони нижнего каземата равнялась 305 мм, носового траверза - 305 мм, кормового - 254 мм; борта и траверзы верхнего каземата имели толщину 1 27 мм. Башни 305-мм орудий бронировались 305-мм плитами, боевая рубка - 254-мм, труба под ней - 203-мм. Броневая палуба имела толщину 76,2 мм в оконечностях и 50,8-63,5 мм под казематом. Вся броня выполнялась из сталежелезных плит. Поясья обшивки позади брони состояли из двух слоев стальных листов толщиной 11 мм каждый, деревянная подкладка - из длинных 1 27-мм лиственничных брусьев. Главная энергетическая установка нового броненосца включала в себя две вертикальные паровые машины тройного расширения с рабочим давлением 9,4 атм общей мощностью 9000 л.с.

Диаметр цилиндра высокого давления составлял 1030 мм, среднего давления - 1500 мм, низкого давления - 2190 мм, ход поршня - 1067 мм. Наибольшая частота вращения коленчатого вала по контракту должна была составить 100 об/мин.

Пар для механизмов вырабатывали 12 цилиндрических огнетрубных трехтопочных котлов, продукты сгорания выводились в четыре трубы, расположенные по углам кожуха котельных отделений. Общая площадь нагревательной поверхности составляла 216 м2, площадь колосниковых решеток - 82,3 м2. Скорость полного хода броненосца должны была составить 16 уз, дальность плавания - 1600 миль полным и 5760 миль 10-узловым ходом.

Вооружение корабля составляли четыре 305-мм орудия с длиной ствола 30 калибров, расположенных в двух башнях (боезапас на ствол - 80 выстрелов) и восемь 152-мм орудий с длиной ствола 35 калибров, расположенных в нижнем каземате (боезапас на ствол - 125 выстрелов). Также предусматривалась установка 47-и 37-мм орудий Гочкиса в верхнем каземате и на боевом марсе, но их точное число в спецификации не оговаривалось.

Вооружение дополняли шесть 381 -мм торпедных аппаратов и 50 сфероконических мин. В состав плавсредств броненосца вошли по два 50-футовых (15,24 м) минных катера, 34-футовых паровых катера, 20-весельных барказа, 14-весельных легких катера, 6-весельных вельбота и 6-весельных яла, а также один 16-весельный рабочий катер.

Экипаж броненосца должен был составить 30 офицеров и 560 нижних чинов.

Торжественная церемония официальной закладки броненосного корабля "Наварин" состоялась 19 мая 1890 года в присутствии императора Александра III, императрицы Марии Федоровны, греческой королевы Ольги, генерал-адмирала великого князя Алексея Александровича, управляющего Морским министерством вице-адмирала Н.М.Чихачева и других официальных лиц. К килю прикрепили серебряную закладную доску размером 9 х 13 см. Печальным правилом постройки кораблей российского флота являлось внесение, в ходе строительства, переделок и исправлений в проект. Не избежал этой участи и "Наварин". Уже 21 сентября 1889 года управляющий Морским министерством Н.М.Чихачев приказал на всех кораблях, начиная с броненосца "Наварин", ставить 305-мм орудия с длиной ствола в 35 калибров, вместо планировавшихся ранее 30 калибров. Правда, была сделана оговорка "если к тому нет каких-либо особых препятствий", позволявшая при желании отказаться от установки новых орудий, но дирекция Общества, понимая важность усиления огневой мощи корабля, решилось пойти на необходимые переделки. Переработку чертежей закончили к концу января 1 890 года. Одновременно ликвидировали, согласно решению МТК, носовой минный аппарат.

Летом 1 890 года Обуховскому заводу были переданы рабочие чертежи расположения палуб и переборок и его специалисты начали проектирование 305-мм двухорудийной башенной установки. К февралю следующего года проект был готов, однако он имел серьезный недостаток: центр тяжести башни отстоял от оси вращения на 1,3 м к лобовой части, что вызывало чрезмерно большое давление на катки и затрудняло поворот башни. По требованию МТК проектанты свели смещение центра тяжести до минимума, что облегчило наведение орудий.

Работа на верфи шла своим чередом - к 19 июля 1890 года установили уже более 2,5 тысяч т стали, корпус довели уже до жилой палубы. Задержек практически не было, хотя МТК 24 сентября преподнес очередной "сюрприз", распорядившись борт каземата "для упрочнения сделать прямым, а не изогнутым>, а порты четырех 152- мм орудий перенести в углы каземата для усиления продольного огня. Уже начали перерабатывать чертежи, когда Н.М.Чихачев приказал угловых казематов не делать. Подобная история произошла и с мачтами "Наварина". По первоначальному проекту он имел одну мачту (хотя в 1888 году МТК и распорядился установить две), в ноябре 1889 года Н.М.Чихачев все же приказал установить две мачты, однако в сентябре следующего года он же одобрил вариант, которым предусматривалась установка только грот-мачты.

Тогда же, в сентябре 1 890 года, МТК определил состав мелкокалиберной артиллерии. На "Наварине" предполагалось установить восемь 47-мм одноствольных орудия Гочкиса (из них шесть в верхнем каземате и два - в каюте командира), четыре 37-мм пятиствольных орудия Гочкиса и два 63,5-мм десантных орудия Барановского.

Все это, конечно, мешало нормальному ходу работ, однако главные трудности были впереди. Узким местом в постройке корабля оказались поставки брони, заказанной Адмиралтейским Ижорским заводам. Требовалось изготовить 1 25 плит, не считая башенной брони, толщиной от 51 до 406 мм, а Ижорский завод, являясь основным поставщиком брони для всего Российского флота явно не мог, по своей производственной мощности, удовлетворить всех заказчиков. Вина за создавшуюся ситуацию лежала на Морском министерстве, не сумевшем, разрабатывая судостроительную программу, своевременно позаботиться либо о налаживании производства необходимого количества брони на казенных заводах, либо о заключении договоров с частными подрядчиками. То, что с поставками брони возникает много трудностей выяснилось уже в конце 1 890 года. Лихорадочные попытки исполняющего должность командира Санкт-Петербургского порта контр-адмирала В.П.Верховского исправить положение увенчалось успехом только в одном случае: 9 января 1 891 года удалось заказать Невскому заводу плиты броневой палубы. Основной проблемой оставалось, однако, поставка брони для пояса ниже ватерлинии, Ее отсутствие задерживало спуск практически готового корабля.

16 декабря 1890 года был утвержден список плавсредств: по сравнению с первоначальным вариантом, отказались от минных катеров, а 20-весельные барказы заменили на 1 8-весельные.

18 апреля 1891 года МТК принял решение вместо двух надводных торпедных аппаратов заказать заводу Уайтхеда в Фиуме два подводных траверзных.

К концу июня стало ясно, что уложиться в контрактный срок не удастся. 4 июля В.П.Верховской сообщил, что для спуска "Наварина" на воду необходимо:
- окончить наружную обшивку в кормовой части и установить руль;
- установить дейдвудные трубы, гребные валы, кингстоны, клюзы, шпиль стопорные рымы, битенги и кнехты;
- настелить верхнюю палубу;
- укрепить марки и кормовое украшение;
- закончить мелкие работы и окрасить корабль;
- установить спусковое устройство.

Рассмотрев создавшееся положение, временно управляющий Морским министерством вице-адмирал О.К.Кремер высказал руководству Общества пожелание, чтобы спуск состоялся хотя бы не позднее 15 августа, но уже через три недели главный корабельный инженер порта А.А.Грехнев доложил, что даже при принятии самых действенных мер "Наварин" не сойдет на воду ранее 30 августа. Но и этот срок оказался нереальным. Установку броневых плит ниже ватерлинии смогли заключить лишь в самом конце сентября. К этому времени комиссия, назначенная В.П.Верховским освидетельствовала корпус и спусковое устройство, испытали большинство отсеков на водонепроницаемость.

Спуск на воду приурочили к 64-й годовщине Наваринского сражения. В 16 ч 8 октября рабочие освободили сдерживающие упоры и корабль начал медленно двигаться к воде, а на его флагштоках поочередно поднялись Андреевский, Адмиралтейский флаги, императорский штандарт, флаг генерал-адмирала и гюйс. Стоявшие на Неве корабли произвели салют и через минуту "Наварин", отдав два адмиралтейских якоря, уже стоял в Неве. В рапорте В.В. Максимов сообщал, что спусковая масса с полозьями составила 3185,5 т, осадка носом равнялась 2,3 м, кормой - 4,3 м, перегиби и воды в трюме не было.

12 ноября в МТК вновь рассматривался вопрос о минном вооружении "Наварина". Так как завод Уайтхеда отказался принять заказ на подводные аппараты, то было принято решение вернуться к первоначальному варианту, установив шесть надводных 381-мм торпедных аппаратов. Тогда же МТК решил разместить на броненосце три 75-см прожектора: один - "на марсе топа мачты", два - "сзади носовой башни вне обстрела башенных орудий с приспособлением для спускания их за борт по вертикальным рельсам".

Подходил к концу 1891 год. По всему чувствовалось, что Общество не сумеет сдать корабль к контрактному сроку. Мешали и ранние сильные морозы, замедлившие проведение работ и не позволившие даже вынуть из-под корабля спусковые полозья. 1 февраля 1 892 года "Наварин", в соответствии с новой классификацией, перечислили в класс эскадренных броненосцев.

Весь 1892 год прошел в напряженной переписке между Франко-Русским заводом, ГУКиС, Ижорским заводом и Санкт-Петербургским портом по поводу поставок брони для "Наварина". Франко-Русский завод обвинял в нарушении сроков Ижорский, указывая на недопоставку брони как на главную причину задержки строительства броненосца. ГУКиС и Санкт-Петербургский порт, напротив, винили во всем Общество. Командир порта контр-адмирал В.П.Верховский заявил, что "претензии Общества... неосновательны, не заслуживают никакого снисхождения и не подлежат удовлетворению", что являлось, несомненно, слишком суровым приговором. Конечно, задержка поставок брони не могла мешать установке других деталей и механизмов, но не следует забывать, что Обуховский завод до сих пор не закончил разработку башен, что контракт с Путиловским заводом на поставку торпедных аппаратов ГУКиС подписал только 22 февраля 1 892 года, а чертежи общего расположения по минной части МТК так и не утвердил. Не удалось завершить строительство "Наварина" и в следующем, 1893 году. Единственно, что сумел сделать Франко-Русский завод - это перевести корабль в октябре, после настоятельного требования Н.М.Чихачева, в Кронштадт. Причины задержки оставались теми же: недопоставка брони и артиллерии. "До сих пор неизвестно, когда все эти предметы будут доставлены и нельзя определить срок сдачи корабля в казну, тем более, что работы придется производить в Кронштадте" - заявил в ответ на запрос ГУКиС главный уполномоченный Общества 28 сентября. Одновременно ГУКиС послало запрос на Обуховский завод и получило ответ: 152-мм орудия "будут готовы к началу навигации" 1 894 года, а сборка башен не может быть начата ранее мая того же года.

Не лучше обстояли дела и с механизмами броненосца. 29 июля приемная комиссия провела испытания, во время которых выяснилось, что машины способны развить 9000 л.с, но котлы "недостаточны, при давлении в 135 фн. для производства потребного количества пара". Согласно контракта Общество должно было найти способ исправить положение, и оно не возражало, но просило, ввиду большого объема предстоящих работ, перенести официальные испытания механизмов на весну 1 895 года. Так как шансов окончить постройку "Наварина" в 1 894 году практически не было, Н.М.Чихачев просьбу завода удовлетворил.

Тем временем председатель МТК вице-адмирал П.П. Пилкин и младший флагман Практической эскадры контр-адмирал С.О.Макаров осмотрели новый броненосец. Результатом явился рапорт С.О.Макарова командиру Кронштадтского порта, в котором он указывал, что "Наварин" имеет "много несовершенства по части непотопляемости". Главным недостатком С.О.Макаров считал то, что водонепроницаемые переборки доходили только до жилой палубы, поэтому "при затоплении отсека жилой палубы вода может свободно распространяться по кораблю".

Адмирал наметил целый список неотложных работ по обеспечению непотопляемости, который МТК удосужился рассмотреть только 5 ноября. Решено было произвести работы силами Франко-Русского завода и Кронштадтского порта, но с оговоркой - "не задерживая готовности броненосца к плаванию". Эта оговорка оказалась чрезвычайно выгодной и заводу и порту. Да и у МТК она развязывала руки: в первой половине 1 895 года комитет удовлетворил ходатайства завода и порта об отказе почти от всех работ из списка С.О.Макарова под предлогом того, что они могут задержать готовность корабля. 20 июня Н.М.Чихачев разрешил заводу не производить установку дополнительных переборок "дабы не задержать готовность броненосца". Список работ по обеспечению непотопляемости, составленный С.О.Макаровым так и остался невыполненным.

Заводская проба машин "Наварина" состоялась 23 сентября 1895 года. Несмотря на то, что "машины работали плавно и не грелись", броненосец развил скорость лишь чуть более 15 уз. Через шесть дней, 29 сентября, состоялся второй выход в море, во время которого были проведены шестичасовые испытания. При водоизмещении 10 107 т "Наварин" развил скорость 16,3 уз.

10 ноября 1895 года в 9 часов 40 минут броненосец вышел в море на официальные испытания. Осадка носом составляла 7,47 м, кормой - 8,13 м. За четыре пробега на Кронштадтской мерной миле он, при мощности машин 9144,36 л.с, показал среднюю скорость 15, 85 уз (максимальная в одном из пробегов - 16,4 уз). Машины работали исправно, без стука и нагревания. Правда, испытания проводились в течение 6 ч, а не 12, как полагалось по контракту, но подобное сокращение продолжительности МТК разрешал уже неоднократно - на канонерской лодке "Грозящий", броненосцах "Двенадцать Апостолов", "Гангут" и других кораблях.

Комиссия удовлетворилась достигнутым результатом и 30 ноября подписала акт о приеме механизмов в казну. К 13 декабря 1895 года Обуховский завод окончил, наконец, все работы по установке башен и зарядников; правда, оставалось еще установить компрессоры орудий и тормоза у зарядников. В течение зимы была установлена броня боевой рубки, выстрелы, такелаж противоторпедных сетей, площадки под прожекторы. Новшеством для российского флота стала установленная на "Наварине" система управления артиллерией при помощи боевых указателей. Тогда же окончательно установили состав малокалиберной артиллерии броненосца: 16 47-мм одноствольных орудия Гочкиса (восемь в верхнем каземате, шесть на палубе спардека и два - в каюте командира), 12 37-мм одноствольных орудия Гочкиса на боевом марсе и два 63,5-мм десантных орудия Барановского.

Весной 1896 года "Наварин" перевели в Ревельский порт, где работа шла еще в течение 2 месяцев. Окончательно корабль вступил в строй только в июне.