Журналы-1

«Диана» и «Аврора» в период между двумя войнами

Покинув Сайгон первой, 1 ноября 1905 года, «Диана» и первой из возвращавшихся кораблей, 8 января 1906 года, достигла Либавы; «Аврора» прибыла в Либаву 19 февраля. Все вернувшиеся корабли прошли в Либаве освидетельствование технического состояния, в первую очередь состояния артиллерии. Если остававшаяся к тому времени на борту «Дианы» артиллерия не требовала выполнения ремонта в условиях завода, то три 75-мм из пострадавших в Цусимском сражении орудий «Авроры» пришлось впоследствии отправить для ремонта на Обуховский сталелитейный и орудийный завод в Петербурге, а еще три того же калибра — заменить.

Тем временем не только в России, но и во всем мире изучается боевой опыт Русско-японской войны, причем ведущие страны приступают к строительству кораблей с учетом последних достижений науки и техники: в частности, оснащают их энергетическими паросиловыми установками нового поколения с турбинами и котлами более высоких паропроизводительности и рабочего давления, работающими на смешанном, а несколько позже только на более энергоемком жидком топливе. В Великобритании по заказу России строится броненосный башенный крейсер «Рюрик» водоизмещением 15 000 т, но с энергетической установкой прежнего типа — с паровыми машинами и угольными котлами. Предполагалось по разработанным английскими инженерами чертежам построить на Балтийском заводе еще два корабля, уже в варианте с турбинными двигателями, но 10 апреля 1906 года главный инспектор кораблестроения С. К. Ратник в своем письме морскому министру вице-адмиралу А. А. Бирилеву рекомендовал временно воздержаться от постройки столь крупных кораблей с принципиально новыми для нашего флота энергетическими установками, считая, что в случае их аварии корабль крупных размерений будет достаточно сложно отбуксировать в порт для ремонта, и предлагал для изучения возможностей турбинных двигателей и обучения моряков их эксплуатации построить крейсер по типу «Новика» водоизмещением 3000—5000 т либо «на возвратившихся с Дальнего Востока крейсерах "Диана" или "Аврора"» заменить бортовые машины турбинами, «оставив среднюю поршневую в запасе на случай каких-либо неудач в плавании от действия турбин... Такая постановка опыта на готовом судне, потерявшем уже боевое значение, не только ускорит, но и значительно удешевит его производство. Благополучный же опыт, сделанный адмиралом Рожественским по перегрузке этих крейсеров двойным усиленным запасом угля (1800 вместо 800 тонн) дает вероятность на способность этих крейсеров сделать большие переходы по океанам, если их отправить по некультурным (плохо оборудованным. — А.С.) портам из Кронштадта во Владивосток даже через Магелланов пролив с заходом на попутные острова для загрузки угля». Письмо С.К.Ратника морскому министру не имело последствий ни для «Дианы», ни для «Авроры», как и не осуществилось создание в России двух аналогов «Рюрика», хотя бы и с поршневыми машинами.

По возвращении на Балтику для «Дианы» наступила, в отличие от «Авроры», череда продолжительных ремонтов и не столь долгих плаваний с воспитанниками различных учебных отрядов на борту.

В апреле 1906 года «Диана» со значительно сокращенным экипажем переходит в Петербург, где становится на два года к достроечной стенке Балтийского завода. Его мастеровые совместно с мастеровыми Санкт-Петербургского военного порта заменили под котлами второе дно, нижние части переборок котельных отделений, трубки в котлах и холодильниках, большую часть трубопроводов, перебрали и капитально отремонтировали машины, механизмы, насосы. На «Авроре» аналогичный ремонт проводился силами Франко-Русского и Обуховского заводов, а также Кронштадтского порта. Выполнили эти работы быстрее, нежели на «Диане», и уже кампании 1907 и 1908 годов «Аврора» провела на Балтике в учебных плаваниях, но 13 августа 1908 года еще раз на год стала на заводской ремонт — уже к достроечной стенке Балтийского завода.

Из-за выявившейся в ходе боевых действий бесполезности нахождения на крупных кораблях мелкокалиберной артиллерии, на крейсерах, вернувшихся с Дальнего Востока, полностью снимали 37-мм и 47-мм, частично — 75-мм орудия и при возможности увеличивали число орудий главного калибра. Эти перевооружения приурочивались, как правило, к заводскому восстановительному ремонту того или иного корабля, Коснулись они и «Дианы» с «Авророй»: в первые послевоенные годы на них стояло по 10 (укрытых щитами) 152-мм и по 20 75-мм орудий.

На навигации 1908 и 1909 годов «Диану» направили в отряд Морского корпуса, и на ней проходили практику гардемарины. Затем, в конце лета 1909 года, «Диана» становится флагманским кораблем вновь сформированного отряда судов, назначенных для плавания с корабельными гардемаринами.

13 августа на кронштадтском рейде корабельные гардемарины и ученики унтер-офицеров перешли с линкоров бывшего Балтийского отряда «Слава» и «Цесаревич» на крейсеры «Диана», «Аврора» и «Богатырь». Через неделю состоялся высочайший смотр, а затем, после месяца плаваний на Балтике, крейсеры 1 октября 1909 года направились в Средиземное море. Достигнув 13 ноября Алжира, они после непродолжительной стоянки перешли в Бизерту. Первоначально планировалось «оставаться [там] до 3 декабря, но ввиду чрезвычайно благоприятных обстоятельств погоды, способствовавшей успешному ходу занятий, а также благодаря имеющемуся вблизи Бизерты грандиозному озеру, доступному для плавания больших судов и очень удобному для производства всевозможных стрельб, стоянка в этом порту была продолжена»48.

7 декабря весь отряд спешно вышел из Бизерты в Вилпь-Франш близ Канн для доставки на родину тела умершего великого князя Михаила Николаевича. Поздним вечером 10 декабря корабли вышли в море: «Богатырь» с телом великого князя через Босфорский пролив направился в Севастополь, а «Диана» и «Аврора» сопровождали его до Дарданелл, затем, зайдя за углем в Смирну, ушли в Неаполь, назначенный местом встречи с «Богатырем». Соединившись 30 декабря, отряд покинул Неаполь и в последний день 1909 года прибыл в Тулон. Вскоре к отряду присоединяется отозванный со станции на острове Крит крейсер «Олег».

В акватории Средиземного моря четыре крейсера находились до конца февраля 1910 года. На стоянках все это время проводились различные учения и занятия, причем кроме обычных шлюпочных учений — высадка десанта на берег. Отрабатывались ночные атаки паровых катеров с соблюдением светомаскировки на атакуемых крейсерах и артиллерийские стрельбы по щитам. А однажды, 3 февраля, огонь 152-мм орудий велся по необитаемому каменистому островку Петро-Карго, имевшему диаметр 40 м и на столько же возвышавшемуся над уровнем моря. Островок являлся прекрасной мишенью: взлетавшие в воздух камни и поднимавшаяся пыль хорошо были издали видны стрелявшим комендорам. 28 февраля учебные корабли покинули порт Гибралтар и с заходом в Виго, Шербург и Киль направились на Балтику. 30 марта 1910 года при подходе к Либаве четыре крейсера отряда были «атакованы нашими подводными лодками, [заранее] вышедшими на практику и ожидавшими подхода отряда».

По приходе в Либаву отряд расформировали, и последующая судьба «Дианы» сложилась так, что она больше не покидала пределов Балтийского моря. До конца навигации 1910 года крейсер, вместе с «Авророй», опять попадает в Учебный отряд Морского корпуса и на корабле вновь проходят практику воспитанники старших возрастов.

«Аврора» в середине ноября уходила в отдельное плавание в Средиземное море с учениками школ строевых унтер-офицеров и юнг на борту. По возращении на Балтику на корабле, с конца марта до августа 1911 года, проходили летнюю практику гардемарины и кадеты Морского корпуса. В период с сентября 1911 до июля следующего 1912 года «Аврора» вновь совершила дальний одиночный поход: в Таиланд и на остров Ява, на обратном пути четыре месяца находилась в Средиземном море и завершила компанию в Кронштадте в августе 1912 года. Кампанию 1913 года «Аврора» провела на Балтике в составе Учебного отряда Морского корпуса.

Между тем «Диана» со времени окончания навигации 1910 года и вплоть до июня 1911 года стояла, ремонтируя машины, на Балтийском заводе. Летом крейсер перевели в Кронштадт, и здесь силами Кроншадтского порта еще в течение года, вплоть до конца мая 1912, проводился ремонт котлов и вспомогательных механизмов. 22 мая 1912 года «Диана» начала кампанию и три последующих месяца находилась в плавании, преимущественно в Биорке-Зунде, с учениками школ строевых унтер-офицеров и юнгами последнего призыва на борту. «Возвратившись в Кронштадт и передав 22 августа учеников и юнгов на броненосный крейсер "Россия", крейсер "Диана" окончил кампанию [1912 года] и вступил в вооруженный резерв».

И вновь длительный ремонт: в августе 1912 года морской министр принял решение приспособить «Диану» под базу подводных лодок, заменив в ходе модернизации выработавшие свой ресурс котлы котлами системы Бельвиля—Долголенко (в носовом кочегарном отделении — со смешанным нефтеугольным отоплением], имевшие существенно увеличенную скорость циркуляции воды и, соответственно, более высокую пароотдачу (если котел Бельвиля выдерживал сжигание 100 кг/ч на 1 м2, то котел Бельвиля— Долголенко — более 200 кг). Планировалось, что зимой в Кронштадте заделают артиллерийские порты, ликвидируют большую часть элеваторов и погребов, перепланируют внутренние помещения, починят медно-деревянную зашивку подводной части, заменят проржавевшие корпусные детали, отремонтируют механизмы и электротехническое оборудование.

С наступлением навигации 1913 года корабль перевели на Балтийский завод, который изготовил и заменил котлы и фундаменты под ними, устроил емкости для хранения 55 т нефти, приспособил вентиляторы носовой кочегарки под форсированное дутье для возможности использования жидкого топлива, отремонтировал трубопроводы, заменил 12 донок Бельвиля новыми. Весь объем работ планировалось выполнить ровно за год и вывести корабль на ходовые испытания в августе 1913 года. Как обычно, с началом заводского ремонта с корабля сняли всю артиллерию, а поскольку возвращать ее на корабль в полном объеме не предполагалось, то ее сразу же использовали по другому назначению. Но с составом вооружения «Дианы» при новом ее назначении окончательно определиться не успели: уже в декабре 1912 года морской министр приказал не переделывать крейсер в базу подводных лодок, а сохранить как артиллерийский корабль.

Тем временем флот готовился к надвигавшейся войне: на заводах шло интенсивное строительство большого числа кораблей, а учебные отряды год от года готовили все больше специалистов для их команд. В мае 1913 года МГШ признал необходимым обеспечить отряд еще одним кораблем — крейсером «Диана».

Для того чтобы ученики комендоров могли освоить новейшие артиллерийские системы, планировалось вооружить крейсер десятью недавно принятыми на вооружение 130-мм орудиями.

Кроме того, намечалось установить приборы управления огнем новой для того времени системы Эриксона, провести соответствующие переоборудования боевой рубки и центрального поста, переделать погреба и элеваторы под хранение и подачу 130-мм снарядов и картузов, отремонтировать и подкрепить палубу в местах монтажа орудийных установок. Срок окончания ремонтно-модернизационных работ перенесли на май 1914 года, но выйти кораблю из затянувшегося ремонта суждено было только после начала Первой мировой войны, причем работы собственно по перевооружению корабля к этому времени так и не были выполнены.