Журналы-1

Глава 1 Крейсеры программы «Для нужд дальнего востока»

Крейсер «Богатырь» — головной корабль большой серии крейсеров российского флота, оставивших заметный след в истории. Эта серия стала завершающей в долгой эволюции доктрины крейсерской войны и в себе рождённую этой доктриной компромиссную идею универсального корабля, хорошо приспособленного для самостоятельного крейсерства, но, в то же время, могущего сопровождать эскадру, служить при ней разведчиком, а в крайнем случае выдержать и кратковременную стычку с броненосными кораблями. В рамках этой концепции в состав российского флота вошло шесть строившихся по единому оперативно-тактическому заданию крейсеров, из которых корабли типа «Богатырь» имели близкое к оптимальному сочетание наступательных и оборонительных элементов.

Развитие класса бронепалубных крейсеров привело, в середине 1890-х годов, к убеждению о нецелесообразности строительства больших кораблей, подобных английским 1-го класса. Все настойчивее высказывалась мысль, что основным назначением бронепалубного крейсера является разведка при эскадре. Вместе с тем, оставалась потребность иметь в составе эскадры крейсеры, способные выполнять задачи как ближней (тактической) разведки, так и боевого, походного и сторожевого охранений, кроме того, при необходимости, действовать на океанских и морских коммуникациях.

В российском флоте проектирование и постройка крейсеров в конце XIX века проходила в условиях повышенного внимания к развитию флота в Тихом океане. Эскадра в водах Дальнего Востока постепенно увеличивалась за счет перевода туда новых сил из состава Балтийского флота. Однако, с началом вступления в строй быстро строившихся на лучших европейских заводах японских кораблей, удержать превосходство на море становилось невозможным.

12 декабря 1897 года на квартире управляющего Морским министерством П.П.Тыртова состоялось Особое совещание адмиралов, на котором обсуждался вопрос «об усилении кораблестроительной деятельности ввиду могущих возникнуть осложнений на Дальнем Востоке». Исходя из того, что одновременное строительство кораблей для Балтийского моря и Тихого океана являлось невозможным, и руководствуясь принципом: «на главном театре войны должны быть расположены и главные силы», участники совещания пришли к заключению, что на Балтике следует ограничиться кораблями береговой обороны, а основные усилия направить на пополнение Тихоокеанской эскадры.

В соответствии с предполагаемым сроком окончания кораблестроительной программы Японии, необходимый состав эскадры Тихого океана к 1903 году определили в количестве 10 эскадренных броненосцев, четырех броненосных крейсеров, десяти крейсеров-разведчиков, водоизмещением 5000—6000 т и такого же количества крейсеров водоизмещением 2000—2500 т.

Состав эскадры и типы кораблей, определенные на Особом совещании, рассмотрели и обсудили на заседании под председательством генерал-адмирала великого князя Алексея Александровича, с участием высших руководителей флота: управляющего Морским министерством вице-адмирала П.П.Тыртова, начальника Главного морского штаба (ГМШ) вице-адмирала Ф.К.Авелана, председателя Морского технического комитета (МТК) вице-адмирала И.М.Дикова, начальника Главного управления кораблестроения и снабжений (ГУКиС) вице-адмирала В.П.Верховского, командующего эскадрой Тихого океана вице-адмирала Е.И.Алексеева, старшего флагмана Балтийского флота вице-адмирала С.О.Макарова, главного командира Кронштадтского порта вице-адмирала Н.И.Казнакова и командующего Практической эскадрой Балтийского моря вице-адмирала С.П.Тыртова.

Генерал-адмирал указал, что, в случае вооруженного столкновения, «главная задача будет предстоять эскадренным броненосцам, вопреки ранее существовавшему мнению о нанесении вреда неприятельской торговле отдельно действующими крейсерами». Великий князь согласился с необходимостью бронепалубных крейсеров-разведчиков водоизмещением 5000— 6000 т, по одному на каждый броненосец, но усомнился в необходимости крейсеров водоизмещением 2000— 2500 т, вместо которых предлагал построить один—два броненосца, однако большинство адмиралов, ссыпаясь на опыт службы на Тихом океане, высказалось за малые разведчики, сумев убедить и генерал-адмирала.

Таким образом, совещание одобрило и количество и типы кораблей программы «Для нужд Дальнего Востока». С учетом кораблей, строившихся по программе 1895 года, требовалось построить еще пять эскадренных броненосцев, шесть крейсеров водоизмещением по 5000—6000 т и 10 крейсеров — по 2000— 2500 т водоизмещения. До 1903 года построить такое количество кораблей на отечественных заводах было явно невозможно, поэтому часть кораблей решили заказать за границей.

Сразу после утверждения Николаем II программы 1895 года П.П.Тыртов приказал МТК разработать задания на проектирование броненосца водоизмещением 12 000 т, крейсеров 6000 т и 3000 т и миноносца 350 т. При обсуждении новой кораблестроительной программы «Для нужд Дальнего Востока» на совещаниях в декабре 1897 года подчеркивалось, что «наибольшая скорость и запас топлива должны составлять главные задания при проектировании этого типа крейсеров». Тогда же, в основном по соображениям стоимости, ограничились верхним пределом водоизмещения в 6000 т.

Разрабатывая задания на проектирование, специалисты МТК руководствовались тем, что новый крейсер должен быть сильнее и быстроходнее, чем соответствующие японские или британские корабли. Скорость хода большинства бронепалубных крейсеров к тому времени уже составляла 21 уз (при естественной тяге), отдельные корабли на ходовых испытаниях переходили и этот барьер, поэтому для будущего крейсера в программе проектирования скорость хода задали 23 уз. Нормальный запас угля определили из расчета 12% от водоизмещения, а полный запас топлива должен был обеспечить дальность плавания 5000 миль экономической скоростью 10 уз. Максимальную скорость хода в 23 уз требовалось подтвердить на непрерывном 12-часовом испытании, а дальность плавания проверить расходом топлива на непрерывном 24-часовом испытании экономическим ходом. Расход угля на вспомогательные механизмы и общесудовые нужды допускался не более 8 т/ сут.

Первоначально техническим заданием на проектирование новых крейсеров предусматривалось установить на них два 203-мм орудия (как на японских бронепалубных крейсерах типа «Читосе», вероятных противниках будущих русских кораблей), однако генерал-адмирал великий князь Алексей Александрович приказал (как ранее на крейсерах типа «Диана») заменить их «для однообразия калибров» на 152-мм. Так проявила себя давняя концепция, гласившая, что «важнее число, нежели калибр орудий». Научную базу под нее подвел и настойчиво поддерживал известный флотский артиллерист Н.В.Пестич, доказывавший, что «град снарядов из 152-мм пушек нанесет врагу больший урон, чем меньшее число попаданий из 203-мм и других более крупных пушек». С мнением известных руководителей флота, в частности, адмиралов А.Б.Асланбегова и С.О.Макарова генерал-адмирал не посчитался.

Кроме того, обязательное артиллерийское вооружение включало 12 75-мм и шесть 47-мм орудий, а минное — шесть торпедных аппаратов (четыре надводных и два подводных), 14 торпед и 35 мин заграждения. К минному вооружению причислялись также динамо-машины, шесть 75-см прожекторов, противоторпедные сети и минное вооружение двух паровых катеров. Так как артиллерийское и минное вооружение заказывалось на отечественных заводах, то задавались его массовые нагрузки: орудия со станками, боезапасом и системой подачи — 440,3 т, минное вооружение — 157 т.

Высокие требования к скорости, дальности плавания и артиллерийскому вооружению можно было, в пределах заданного водоизмещения, удовлетворить лишь за счет защиты, поэтому МТК ограничился требованием установки броневой карапасной палубы без задания ее толщины.

Кроме того, предусматривалась дополнительная защита углем в ямах, расположенных вдоль бортов над броневой палубой и под ней. Выше броневой палубы на всем протяжении вдоль бортов предусматривалась водонепроницаемая переборка, выгораживавшая бортовое пространство (коффердам), разделенное переборками на отсеки, заполняемые целлюлозой (при повреждении борта и попадании воды в коффердам, целлюлоза разбухала и затягивала пробоину). Броня боевой рубки предусматривалась толщиной в 152 мм, а защита оснований дымовых труб и элеваторов подачи боеприпасов — 38 мм. Защита личного состава, который в ходе боя при отсутствии брони был обречен на значительные потери, игнорировалась.

Корпус крейсера на протяжении всей длины должен был иметь двойное дно.

Из требований к главным механизмам, задавался только тип котлов: водотрубные системы Бельвиля с нагревательной поверхностью не менее 930 см2 на 1 и.л.с. мощности, развиваемую при полном ходе. Требование к остойчивости крейсера оговаривалось величиной метацентрической высоты не менее 76 см при водоизмещении с перегрузкой. Численность экипажа определялась в 580 человек (в том числе 21 офицер и девять кондукторов), автономность по запасам провизии — 60 суток, по воде — 10. В целях снижения водоизмещения, сокращения стоимости и сроков постройки от обшивки подводной части деревом и медью отказались.

В апреле 1898 года «Программу для крейсера в 6000 т водоизмещения» подписали председатель МТК вице-адмирал И.М.Диков и начальники отделов—главные инспекторы: кораблестроения — Н.Е.Кутейников, артиллерии — А.С.Кроткое, механической части — Н.Г.Нозиков, минного дела — П.С.Остелецкий.

Дополнительная сложность при разработке проектов новых крейсеров заключалось в их типовом разнообразии. Практически одновременно в МТК рассматривалось семь проектов, по которым предполагалось построить лишь 1 1 кораблей, в том числе два — для Черного моря.При этом в качестве образца для наиболее многочисленной серии,состоявшей из четырех единиц, приняли самый трудоемкий и сложный крейсер «Богатырь». Это решение отражало влияние крейсерской доктрины, десятилетиями добивавшейся создания универсальных кораблей. «Богатырь», с его броневыми башнями и казематами, позволял достичь максимума того, что при подобном назначении можно было получить при ограничении водоизмещения в 6000 т.

Мотив универсальности подтверждается и в выпущенном в 1902 году «Отчете по Морскому ведомству за 1897— 1900 года», в котором говорилось, что «снаружи "Богатырь" имеет вид большого высокобортного броненосца и в действительности этот крейсер представляет собой линейный, легко бронированный корабль».

Универсальность нового корабля предполагала ведение им разведки, крейсерства, а также участия в эскадренном сражении. В известном смысле этот тип опережал свое время, предвосхищая будущие весьма легко бронированные башенные крейсеры «вашингтонского» типа.