Журналы-1

Из Либавы - на Дальний Восток

Возглавляемая З.П.Рожественским 2-я Тихоокеанская эскадра, в состав которой успел войти пока лишь "Жемчуг", 29 августа 1904 года вышла из Кронштадта в Ревель, где 26 сентября состоялся императорский смотр. Через пять дней, 2 октября, эскадра покинула последний российский порт - Либаву. Ей предстоял небывалый поход дальностью 18 000 миль через три океана. "Изумруд" покинул Либаву 3 ноября в составе так называемого Догоняющего отряда, куда, кроме него, вошли крейсеры "Олег", "Рион" и "Днепр", пять миноносцев и транспорт "Океан".

Когда Догоняющий отряд вышел в Атлантику, командир "Изумруда" пожаловался судовому врачу В.С.Кравченко: "Что-то не по себе, руки и ноги точно не мои, спины не чувствую..." Врач уговорил В.Н.Ферзена немного отдохнуть и записал в своем дневнике: "Устал наш богатырь, переутомился: разные инциденты, неисправность судна, вечные поломки, бессонные ходовые ночи, ответственность за все - извели и его наконец". Особенно тяжелым для "Изумруда" оказался шторм в Бискайском заливе. В.С.Кравченко вспоминает: "По палубе волною ходила вода. Время от времени мы черпали всем бортом; вельбот, висевший высоко на талях, весь уходил в воду. Казалось, этак нас и вовсе зальет. Каюты ревизора, двух механиков... были полны воды... Первый экзамен остойчивости был выдержан, однако, с честью. Крейсер, не имевших боковых килей, делал большие стремительные размахи, но перевертываться не желал..."

Тем временем 21 октября ядро 2-й Тихоокеанской эскадры под командой вице-адмирала З.П.Рожественского прибило в Танжер, и часть кораблей с меньшей осадкой, среди них и "Жемчуг", пошли через Средиземное море и Суэцкий канал.

Как ни торопило Морское министерство Догоняющий отряд, постоянные неисправности и "неимение под рукой надлежащего механического завода" срывали график перехода, и вскоре остроумные французы в своих корреспонденциях заменили его название на "Отстающий". На подходе к Порт-Саиду начальник "догоняюще-отстающего" отряда, он же командир крейсера "Олег" капитан 1 ранга Л.Ф.Добротворский, решил проверить, на что способны его корабли, и приказал дать полный ход. Результаты превзошли самые худшие опасения - на "Олеге" вышла из строя часть котлов, у "Изумруда", как писал судовой врач В.С.Кравченко, "в машине появились какие-то предостерегающие симптомы" (как выяснилось позднее, прорыв главного паропровода), а на дальнейший переход оказались способны только два миноносца из пяти.

"На крейсере "Изумруд" много недостатков, - телеграфировал в Петербург П.Ф.Добротворский, - котлы текут, гаснет электричество, нет ходу, трубы текут и парят... Вообще, плавать с ним хуже, чем с номерными миноносцами". Главный инспектор по механической части на флоте Н.Г.Нозиков, отметив, что "на крейсере "Изумруд" старший судовой механик Семенюк3 - опытный и хороший механик, а помощники его - младшие инженер-механики Браилко (технолог) и Смирнов4 (Московское техническое училище) - никогда нигде не плавали, с морскими машинами не знакомы, последний, к тому же, почти слепой, а прапорщик Щепоченко-Павловский за пьянство списан", дал указание назначить на крейсер более опытного механика вместо Смирнова и другого, опытного прапорщика вместо Щепоченко-Павловского, после чего ряд дефектов машинно-котельной установки "Изумруда" удалось устранить.

Сказывалась и спешка в ходе достройки "Изумруда". В.С.Кравченко в своих воспоминаниях писал, что уже во время прохождения Ла-Манша стали вываливаться заклепки, практически не работали опреснители, с большим трудом открывались и закрывались иллюминаторы, протекала верхняя палуба -"законопатить почему-то не удается. И сколько подобных досадных мелочей на каждом шагу..."

1 февраля 1905 года у берегов острова Мадагаскар корабли Догоняющего отряда присоединились ко 2-й Тихоокеанской эскадре и заняли свои места в строю: "Изумруд" дал полный ход сделал круг, прошел под кормой броненосца "Орел", обрезал нос "Жемчугу", на котором команда кричала "ура" своему прибывшему брату-близнецу, и стал на якорь рядом с ним. Начались совместные с эскадрой упражнения в стрельбе и эволюциях. Отрабатывая поставленную задачу, "Жемчуг" и миноносцы маневрировали, как в боевой обстановке. При стрельбе с больших дистанций они укрылись за линией броненосцев, как бы прячась от огня неприятеля, а при отражении атаки миноносцев устремлялись на линию огня. "Жемчуг", переходя с одного фланга на другой, смело обрезал нос "Князю Суворову" и понесся прямо на щиты, не обращая внимания на то, что впереди море пенилось от падавших с "Бородино" и "Императора Александра III" снарядов. При этом сам "Жемчуг" развил большую интенсивность огня. Наблюдавший за этими маневрами корабельный инженер броненосца "Орел" В.П.Костенко не без оснований заметил, что, как показал предыдущий опыт, при недостаточной артиллерийской тренировке нашего состава комендоров такие смелые упражнения небезопасны.

Наконец 3 марта эскадра двинулась дальше. Крейсеры "Жемчуг" и "Изумруд" назначили состоять при главных силах, и на переходе они занимали свои места справа и слева на траверзе флагманского броненосца "Князь Суворов". Прошли Индийский океан. Плавание сопровождалось изнурительными погрузками угля на океанской волне в тропическую жару.

"Нехорошо у меня на эскадре, - писал домой в Петербург З.П.Рожественский. - Два с половиной месяца стоянки на Мадагаскаре разнесли весь запас энергии, который был накоплен предыдущим мощным движением. Последние известия о полном разгроме армии окончательно докончили слабые душевные силы моего народа. Даже и небольшая часть беспечной молодежи повесила носы". Подняла настроение встреча 26 апреля у берегов Индокитая с кораблями Отдельного отряда контр-адмирала Н.И.Небогатова. Напряжение на эскадре нарастало - вот-вот ожидалось появление японских разведчиков.

8 мая "Жемчуг" заметил воздушный шар, и с флагмана ему последовал сигнал идти на NO 48°, а "Олегу" - поддержать "Жемчуг". Корабли ушли за горизонт, но вернулись, ничего не обнаружив. 10 мая на кораблях получили приказ вице-адмирала З.П.Рожественского, начинавшийся словами: "Быть ежечасно готовыми к бою...". 14 мая 1905 года корабли Тихоокеанской эскадры взяли курс на Цусимский пролив. Под утро прошли остров Квельпарт (Чеджудо)...

"Как мы ждали вторую эскадру!" - эти единственные слова-воспоминания вырвались спустя 70 лет у солдата-ветерана Русско-японской войны 1904-1905 годов Александра Николаевича Терёшина, которые довелось услышать одному из авторов. Других воспоминаний о войне у рядового российской армии, безуспешно сражавшейся с японцами на сопках Манчжурии, не осталось: "Как мы ждали ВТОРУЮ ЭСКАДРУ!"