Журналы-1

Системы и устройства

Основой водоотливной системы служила проложенная поверх второго дна по всему кораблю магистральная труба диаметром 457 мм в середине корпуса, в носу и корме — по 406 мм. Отростки от трубы проводились во все междудонные отделения и отсеки ниже броневой палубы. Для откачки воды служили шесть турбин с приводами от трехцилиндровых паровых машин системы Бро- дерхуда производительностью 250 т/ч каждая и два паровых эжектора системы Фридмана. Турбины располагались непосредственно у трубы, а машины Бродерху- да — на нижней палубе. Дополнялись водоотливные средства четырьмя помпами системы Стоуна.

Главная пожарная магистраль питалась насосами системы Шанд-Месона, а ее отростки снабжались брезентовыми и резиновыми рукавами.

Вентиляция котельных и машинного отделений осуществлялась пятью вдувными вентиляторами. Машинное отделение вентилировалось через горловину в полой грот- мачте, а котельные — через четыре вентиляционные трубы, выведенные наверх в районе мостика. Суммарная подача вентиляторов в котельных отделениях достигала 18400 м3/ллин.

Общесудовую вентиляцию обеспечивали магистральные трубы, проложенных под верхней палубой, с отростками в вентилируемые помещения диаметром 76 и 152 мм. Работали 18 вдувных (9200 м3/ч) и шесть вытяжных (5000 м3/ч) электрических вентиляторов. Двойная вентиляция предусматривалась в крюйт-камерах и бомбовых погребах. В жилых помещениях кораблей ограничились только приточной вентиляцией. Впоследствии эффективность системы повышали установкой переносных вентиляторов.

Управление обеспечивала паровая рулевая машина системы «Стопфер Люкло», с приводом от трех штурвалов, один из которых (основной) стоял в боевой рубке, два — на правом и левом крыльях мостика. Кроме того, ручной штурвал с тремя деревянными колесами стоял в рулевом отделении.

Два паровых шпиля могли выбирать два становых, и запасной якоря системы Мартина массой по 3,18 т при длине якорь-цепей по 426 и 320 м соответственно.

Для питания паром вспомогательных механизмов при стоянке корабля в порту служил вспомогательный цилиндрический котел, установленный в жилой палубе.

На рострах спардека помещались два паровых 34-футовых катера Крейтона, вооруженных метательными минами, 16-весельный барказ, 14-весельный рабочий катер. Спуск на воду паровых катеров осуществлялся грузовой стрелой, укрепленной на грот-мачте. На поворотных шлюпбалках в кормовой части верхней палубы имелись два 1 2-весельных легких катера и два 6-ве- сельных вельбота. Два 6-весельных яла помещались на носовом мостике.