Журналы-1

Глава 2 Проектирование крейсера I ранга «Богатырь»

Из-за занятости отечественных верфей выполнением программы 1895 года, первые корабли новой программы заказали зарубежным судостроительным фирмам, которые разрабатывали проекты в соответствии с заданиями МТК и при участии назначенных на каждый иностранный завод наблюдающих комиссий. Таким образом выявлялась совместимость предъявленных МТК требований с уровнем техники и поставленными в проекте ограничениями по водоизмещению и другим параметрам.

Первым в эту работу включился прибывший в Россию глава известной американской судостроительной фирмы «Вильям Крамп и сыновья», вице-президент американского общества корабельных инженеров Чарльз Крамп. На встречах в ГУКиС и МТК при обсуждении условий возможных заказов выявилась трудность достижения для 6000-тонного крейсера скорости хода 23 уз в условиях естественной тяги в топках и применения считавшихся МТК наиболее надежными котлов системы Бельвиля. Эти требования Ч.Крамп считал невыполнимыми и добился их исключения из «Предварительной спецификации» на постройку крейсера (будущего «Варяга») при заключении контракта, которое состоялось 11 апреля 1898 года. Отказ от котлов Бельвиля, которые начальник ГУКиС вице-адмирал В.П.Верховской считал чрезмерно тяжеловесными, санкционировал сам генерал-адмирал, создав прецедент для корректировки требования о котлах при составлении последующих проектов, рассматривавшихся МТК уже в конкурсном порядке.

Первой, в мае 1898 года, предложение о постройке крейсера водоизмещением 6000 т прислала на конкурс итальянская фирма «Ансальдо», изъявившая готовность построить корабль в соответствии со всеми требованиями МТК и даже с котлами Бельвиля, хотя более перспективными фирма считала применявшиеся ею в последние годы котлы Никлоссо. В начале июня проект крейсера водоизмещением 5900 т представил завод «Германия» фирмы «Фридрих Крупп», за ним поступили проекты петербургского Невского завода, германских фирм «Ф.Шихау» и «Ховальдтсверке».

3 июля 1898 года (журнал № 82) МТК отдал предпочтение проекту фирмы «Фридрих Крупп» (будущий «Аскольд»), обеспечивавшему при наименьшем водоизмещении (5900 т) наибольшую дальность плавания — до 6500 миль с запасом угля 1 100 т и наибольшую толщину бронирования палубы — до 76 мм на скосах и 100 мм — над машинными отделениями. Из представленных этими же фирмами проектов крейсера водоизмещением 3000 т лучшим признали проект фирмы «Ф.Шихау».

После утверждения генерал- адмиралом поступило «высочайшее разрешение» на заказ крейсеров по избранным проектам с учетом всех сделаных МТК замечаний. Резолюцией управляющего Морским министерством вице-адмирала П.П.Тыртова от 11 июля 1898 года предлагалось при заключении контрактов обязательно учитывать новые, только что принятые МТК требования к испытанию водонепроницаемости корпусов и новый, автономный принцип проектирования водоотливной системы.

Требовалось также «обусловить скорейшее доставление чертежей, дабы мы могли по этим образцам начать скорее строить такие же суда у себя дома».

20 июля 1898 года на рассмотрение МТК поступил эскизный проект крейсера водоизмещением 6250 т, разработанный германской фирмой «Вулкан». Этот проект признали не только не уступающим проекту фирмы «Фридрих Крупп», но и превосходящим его «в смысле броневой защиты жизненных частей». Признавая тяжеловесность котлов Бельвиля, большинство членов МТК согласилось на замену их другой системой. Лишь главный инспектор механической части генерал-лейтенант Н.Г.Нозиков возражал против предлагаемых проектантом котлов системы Нормана-Сигоди (более легких и требовавших меньшего обьема помещений), настаивая на применении котлов Бельвиля, пусть и более тяжелых, но несравненно более надежных. Но временно управляющий Морским министерством вице-адмирал Ф.К.Авелан согласился с предложением фирмы «Вулкан», а затем 1 августа разрешил удлинить корабль на 2 м по сравнению с первоначальным проектом, благодаря чему проектант, применяя ординарные котлы Нормана, гарантировал легкое достижение контрактной 23-узловой скорости при давлении в котельных отделениях «не более 2 дюймов водяного столба». В заключенном уже 5 августа 1 898 года контракте на постройку крейсера эта скорость гарантировалась при нормальной осадке 6,3 м.

Ввиду уже принятого решения об избрании проекта фирмы «Вулкан» для постройки по нему серии кораблей на отечественных верфях, технический проект, представленный в ГУКиС 22 сентября 1898 года, рассматривался в МТК особенно тщательно. На предварительном обсуждении в кораблестроительном отделе представителям фирмы указали на несоблюдение принятых в русском флоте норм прочности. Для усиления связей рекомендовалось воспользоваться резервом водоизмещения, полученным в результате замены тяжелых боевых мачт легкими, без марсов, и упразднения кормовой боевой рубки. Утолщением верхних связей корпуса удалось понизить напряжения до принятой МТК величины 10,16 кг/мм. Принята была и рекомендованная МТК конструкция броневой палубы в виде толстых плит, уложеных на водонепроницаемый настил из судостроительной стали с креплением плит болтами. Свод замечаний по всем разделам проекта в журнале заседания МТК № 16 от 29 января 1898 года составил более сотни пунктов.

По корпусу важнейшие из этих замечаний состояли в рационализации ряда размеров его связей и элементов набора с увеличением их толщин в средней части корпуса. Так, листы палубного стрингера в этом районе следовало с 12 мм, принятых по всей длине корабля, увеличить до 14 мм, а толщину листов ширстрека — с 24 до 26 м/и. В то же время высота профиля шпангоутов вне двойного дна и в оконечностях, наоборот, уменьшилась с 225 до 175 мм. Для усиления тарана носовую оконечность предписывалось укрепить увеличенными шпангоутами и бренштуками, высоту скуловых килей довести до 760 мм.

Для автоматического предупреждения крена в случае получения пробоин противоположные бортовые отделения двойного дна на протяжении котельных и машинного отделений предлагалось соединить трубами возможно большего диаметра с клапанами. Усовершенствовались и средства обеспечения непотопляемости, для чего вместо общей осушительной трубы, идущей непрерывно по длине коробля, требовалось установить в каждом котельном и машинном отделениях небольшие поршневые насосы со шлангами для осушения. Вместо непрерывной осушительной трубы для отделений над броневой палубой предусматривались сточные клапаны в трюм.

При монтаже системы вентиляции запрещалось прорезать для проверки трубопроводов как главные водонепроницаемые переборки, так и, по возможности, вспомогательные. Вместо этого предусматривалась установка в отсеках отдельных вентиляторов или проводка труб системы вентиляции через палубы. В связи с этим требовалось изменить всю систему вентиляции, к которой предъявлялось, кроме того, требование обеспечивать полный воздухообмен в помещениях каждые 10— 1 2 мин, а в отделениях динамомашин и других сильно нагревающихся помещениях — каждые 3—4 мин. Время затопления артиллерийских и минных погребов не должно было превышать 15 мин не только для одиночного погреба, но и для каждой группы погребов, ограниченных вертикальными водонепроницаемыми переборками и горизонтальными платформами, что требовало соответствующего увеличения диаметров труб затопления.

Машинные люки, вместо предусмотренных проектом решеток следовало забронировать сплошными боевыми крышками. Решетки для выхода пара размещались узкой полосой вдоль люка.

Помещение для раненых и боевой перевязочный пункт в соответствии с решением, принятым МТК по инициативе главного медицинского инспектора флота почетного лейб-хирурга В.С.Кудрина, требовалось расположить непременно под броневой палубой.

Для улучшения углов обстрела башенных орудий и устранения воздействия дульных газов на окружающие конструкции и механизмы, предписывалось уменьшить высоту носового шпиля и передвинуть кормовой, сдвинуть сходной тамбур в каюту командира, обнести гласисами световые люки в зоне действия дульных газов и снабдить их металлическими крышками.

Для повышения метацентрической высоты (при полном запасе угля 1070 т без водяного балласта) сверх уже гарантированной фирмой величины 0,7 м, разрешалось междупалубное пространство жилой палубы уменьшить с 2,11 до 1,98 м, чем соответственно понижалась высота надводного борта (верхняя палуба, полубак и полуют с расположенной на них артиллерией) и центр тяжести корабля.

Боевую рубку предлагалось выполнить эллиптической в плане формы с внутренними размерами 3,58 м поперек корабля и 3,2 м — вдоль. Принял завод и требование об устройстве под боевой рубкой, ниже броневой палубы, центрального поста, дублирующего командный пункт. Кроме того, МТК уточнил качество броневого прикрытия — стены и траверз боевой рубки, трубу в центральный пост, стены орудийных башен, полочные трубы к ним и казематы 152-мм орудий следовало выполнить из крупповской брони, крыши и полы башен, броню элеваторов и свесы крыши боевой рубки — из никелевой экстрамягкой брони по типу броневой палубы. Броней, хотя бы и уменьшенной до толщины 40 мм, следовало защитить все элеваторы выше броневой палубы, а не только расположенные в казематах, как предусматривалось первоначальной спецификацией.

Бортовые и внутренние стены казематов допускалось выполнить двухслойными из судостроительной стали, а оговоренную спецификацией для «пола боевой рубки и для горизонтальной части ее крыши» судостроительную сталь предлагалось, для обеспечения действия компасов, заменить немагнитным материалом.

По артиллерийскому и минному вооружению замечания относились в основном к расположению и оборудованию погребов боезапаса, способам хранения и доставки боеприпасов, установке прожекторов и динамомашин. МТК предлагал возложить на фирму прокладку сети и установку приборов управления артиллерийским огнем, полученных от Морского министерства. Система подачи боезапаса должна была обеспечить скорострельность каждого 152-мм орудия не менее 6 выстр./мин, 75-мм — 12 выстр./мин, а 47-мм — 20 выстр./мин. Количество элеваторов для 152- мм боезапаса следовало увеличить с восьми до 12.

После внесения в проект всех изменений проектное водоизмещение достигло 6410 т, длина между перпендикулярами — 127,0 м, по КВЛ — 132,4 м, наибольшая — 1 34,1 м, ширина наибольшая — 16,6 м, осадка на ровный киль — 6,3 м.

16  водотрубных паровых котлов системы Нормана (давление пара 18 атм,общая нагревательная поверхность 4600 м2), работавших при искусственной тяге 51 мм вод.ст. обеспечивали паром две вертикальные четырехцилиндровые паровые машины тройного расширения суммарной мощностью 19 500 л.с. (диаметры цилиндров: одного высокого давления, 6,7 атм — 1030 мм, одного среднего давления, 2,9 атм — 1530 мм, двух низкого давления, 1,23 атм — 1780 мм).

Проектная скорость хода составляла 23 уз, дальность плавания — 4900 миль 10-узловым ходом.

Емкость угольных ям достигала 1 220 т, цистерн пресной воды — 280 т.

Артиллерийское вооружение составляли 12 152-мм орудий Канэ с длиной ствола 45 калибров, 12 75-мм орудий Канэ с длиной ствола 50 калибров, шесть 47-мм орудий Гочкиса, два 47-мм шлюпочных орудия Гочкиса, два 37-мм шлюпочных орудия Гочкиса, два 63,5-мм десантных орудия Барановского, два 7,62-мм пулемета Максима.

Минное вооружение включало четыре 381-мм торпедных аппарата (два надводных и два подводных) и шесть 75-см прожектора.

Защиту крейсера составляли трехслойная броневая палуба суммарной толщиной в горизонтальной части 35 мм, на скосах — 70 мм, над машинным отделением — 85 мм. Котельные кожухи прикрывала 30-мм броня, боевую рубку — 140-мм, кормовой траверз рубки — 100-мм. Трубы'защиты кабелей центрального поста имели толщину 70 мм, башни — 90— 125 мм, подачные трубы башен — 51 —73 мм, элеваторы подачи боеприпасов — 35 мм, щиты орудий — 25 мм

Якорное устройство включало два становых стальных якоря Холла массой по 4000 кг, стоп- анкер массой 1000 кг, верп адмиралтейской системы массой 500 кг, два запасных стальных якоря Холла, две паровые шпилевые машины, восемь кнехтов.

На крейсере размещалось два 12,8-м паровых катера, 10,97-м моторный катер, 20-весельный барказ,

14-весельный рабочий катер, 12-весельный легкий катер, два 6-весельных вельбота, два 6-весельных яла.

Экипаж включал 30 офицеров и 550 нижних чинов.