Журналы-1

Глава 3 Конструкция кораблей

Согласно утвержденной МТК спецификации новые броненосцы береговой обороны имели следующие главные размерения: длина наибольшая — 86,4 м, ширина — 15,9 м, осадка проектная — 5,2 м при водоизмещении 4126 т.

Набор корпуса состоял из литых стальных штевней, горизонтального и вертикального килей, продольных стрингеров, шпангоутов, палубных бимсов, полубимсов, карлингсов и стрингеров. Прямой в надводной части форштевень имел отверстие для носового торпедного аппарата, а под водой — выступающий вперед таран. Корпус в районе тарана подкреплялся дополнительными вертикальными и горизонтальными связями. Ахтерштевень, тоже с отверстием для торпедного аппарата, отливался вместе с рулевыми петлями и подпятником.

Горизонтальный киль состоял из двух склепанных между собой стальных листов суммарной толщиной 30 мм. Вертикальный киль имел высоту 0,915 м, толщину 11 мм и крепился к горизонтальному стальными угольниками. Шесть днищевых стрингеров и водонепроницаемые шпангоуты (№ 15, 19, 24, 29, 33, 37, 42, 46, 50, 53 и 59) образовывали клетки междудонного пространства.

Главные водонепроницаемые поперечные переборки толщиной 8 мм ниже броневой палубы подкреплялись 254-мм стальными ребрами. Выше броневой палубы толщина переборок уменьшилась до 6,4 мм, из таких же листов выполнялись продольные водонепроницаемые переборки угольных ям и бортовых коридоров.

Поверх 6,4-мм стальной настилки верхней палубы укладывались 88-мм сосновые доски, крепившиеся оцинкованными болтами на гайках. Под 120-мм орудиями и под цепями якорного устройства укладывались тиковые доски.

В средней части корпуса на 2,4 м от верхней палубы возвышалась надстройка (спардек) длиной 42,6 м, с обшивкой из 9,5-мм стальных листов. Поверх бимсов спардека укладывались 5-мм стальные листы и 64-мм сосновые доски. Толщина стальной палубы над 1 20-мм орудиями увеличивалась до 13 мм, по углам спардека, в местах возможного воздействия орудийных газов, сделали двойную бортовую обшивку.

Над спардеком возвышались мачты, дымовые и вентиляционные трубы, боевая и штурманская рубки, коечные сетки, мостики с настилкой из 88-мм сосновых досок, световые люки, катера и шлюпки. Там же находилась флажная и малярная каюты, две цистерны пресной воды для умывальников и ватер-клозет.

На верхней палубе в носовой части размещались якорное устройство и вентиляционные трубы командного гальюна. Перед носовой башней на 0,76 м возвышался дугоообразный волнорез.

В спардеке стояли: столярный станок, стол для писарей, командные рундуки по бортам, четыре небольших рундука для такелажа, динамо-машина № 5, а у кожухов машинных и кочегарных отделений — пирамиды для винтовок и палашей. Здесь же помещались и два камбуза — офицерский и командный, в районе камбузов верхнюю палубу покрывали керамические плитки. По левому борту спардека оборудовали походную (разборную) церковь. На юте кроме световых и сходных люков имелись кнехты и киповые планки, шлюпбалки для быстрого спуска на воду спасательных шлюпок и два забортных трапа: левый — парадный, из красного дерева с «медным прибором», и правый — дубовый, скрепленный оцинкованным железом.

Жилая палуба разделялась водонепроницаемыми переборками на шесть отделений при высоте междупалубного пространства 2,4 м. В носовом отделении стоял торпедный аппарат, а по бортам помещались два командных гальюна; палуба покрывалась деревянным настилом. Во втором отделении вокруг барбета носовой башни для матросов имелись «шкапчики», где хранились фуражки, полотенца и ложки. По бортам располагались командные рундуки, впереди барбета — два паровых шпиля, а позади — аптека и лазарет на три койки. Помещения аптеки и лазарета освещались палубными иллюминаторами. Палуба второго отделения покрывалась линолеумом. Естественное освещение создавалось за счет 12 бортовых иллюминаторов.

Третье отделение, длиной 34,7 м, состояло из двух бортовых коридоров, ограниченных с одной стороны кожухами машинных и котельных отделений, с другой — переборками кают и бортовых угольных ям. Только установки торпедных аппаратов получили выход к наружному борту. В этом отделении помещались командные рундуки и умывальники (на 24 места), а также вспомогательный котел, два опреснителя системы Роберта Круга и главный пожарный насос. В носовой части левого борта выгораживались ванная и ватерклозет для лазарета.

Четвертое (офицерское) отделение частично занимал барбет кормовой башни. Кроме кают в нем находился офицерский буфет. Палуба в каютах покрывалась клеенкой.

В пятом отделении размещались кают-кампания и две каюты — ревизора и старшего офицера, в шестом — аппартаменты командира корабля.

В носовой части корпуса, ниже жилой палубы, находился трюм с шестью цистернами для пресной воды. Стальные цистерны изнутри покрывались известью, а снаружи — белой масляной краской. Из этого трюма можно было попасть в ахтерлюк — помещение мокрой провизии, где хранились водка, солонина и масло. Под аптекой располагалась шкиперская каюта, смежная с носовым подбашенным отделением, где стояли и две паровые динамо-машины (№ 1 и № 2). Рядом помещались аккумуляторная каюта, патронные погреба (разделенные носовым коридором), малярная каюта и отделение, предназначавшееся проектом для сфероконических мин заграждения. В конце носового коридора имелся второй ахтерлюк для хранения соли, уксуса, мыла, табака и квашеной капусты.

Далее в корму помещались котельные и машинное отделения, а по бортам — угольные ямы. Под офицерским отделением, в кормовом подбашенном, стояли две паровые динамо-машины (№ 3 и № 4) и главная электростанция. Там же имелись аккумуляторы, парусная и минная каюты, хранилище для сухой провизии, а ближе к корме - два обширных помещения рулевого отделения с патронными погребами и двумя карцерами. Ниже их проходили водонепроницаемые коридоры главных гребных валов. Под кают-компанией по правому борту размещались сухарное отделение, по левому — запасной артиллерийский арсенал. В самой корме, ниже командирского помещения, осталось место для провизионного погреба командира и тросового отделения.