Журналы-1

Глава 3 Постройка «Богатыря»

В течение почти всего 1899 года доработка проекта по замечаниям МТК выполнялась фирмой «Вулкан» одновременно с начавшейся постройкой корабля, получившего наименование «Богатырь», зачисленного в класс крейсеров I ранга и торжественно заложеного 9   декабря. Такая практика являлась обыкновенной для судостроения того времени, в особенности на частных заводах, которые постоянно подгонял контрактный срок. Приходилось спешить, чтобы избежать штрафа за опоздание, и весьма часто заводы, не ожидая решения вопросов, форсировали сборочные работы и ставили заказчика перед фактом запоздания его решения. С развертыванием с 1898 года невиданной еще по размаху программы судостроения специалисты МТК начали буквально «тонуть» в потоке обрушившихся на них дел. На разных стадиях проектирования и постройки находилось 75 боевых кораблей, одновременно заказывалось значительное количество портовых плавучих средств и вспомогательных судов, и по каждому из них все принципиальные вопросы решали немногочисленные ведущие специалисты МТК. Нередко из-за решения серьезных проблем по одному кораблю задерживался ответ на неотложные вопросы по другому. И каждая задержка оборачивалась для Морского министерства, помимо ухудшения элементов кораблей, денежными потерями: все фирмы после заключения контракта быстро утрачивали широко обещанную готовность идти навстречу пожеланиям заказчика, вносить изменения в контракт и дополнять спецификацию новыми требованиями и поставками. В итоге запоздалые требования МТК или их несогласованность с ГУКиС при заключении контракта оборачивались для казны значительной суммой сверхконтрактных платежей.

Не составил исключения и «Богатырь». Так, по указанию управляющего Морским министерством, в октябре 1899 года пришлось отказаться от требования МТК вместо 60-мм брони, предусмотренной для защиты только четырех шахт элеваторов, забронировать, хотя бы и уменьшенной до 40 мм броней, все элеваторные шахты. Фирма объявила, что это будет стоить 40 300 марок (1 2 437 руб), вызовет перегрузку 10,5 т и уменьшит метацентрическую высоту на 4,5 мм.

Технические решения по проекту «Богатыря» осложнялись значительно большим кругом вопросов, требующих еще и взаимного согласования. В отличие от других строившихся за границей крейсеров, «Богатырю» требовалось обеспечить проектирование и заказ брони для двух обширных казематов и впервые разрабатывавшихся для крейсеров башен 152-мм орудий. Большие сложности вызвало принятое МТК в сентябре 1899 года решение заменить первоначально предусмотренную спецификацией трехслойную броневую палубу на однослойную. 9 марта 1900 года ГУКиС получило наряд на эту замену и разместило заказ на Южно-Вифлиемском заводе в США, изготавливавшем такую же экстрамягкую никилевую, отличавшуюся особой пластичностью, и заставлявшую рикошетить снаряды, попадавшие в палубу под небольшим углом, броню для крейсера «Варяг».

За изменение конструкции и улучшенный материал броневой палубы пришлось доплатить 239 332 марки (73 863 руб.). Еще 9750 марок (3009 руб.) потребовалось доплатить за замену материала крыши и пола боевой рубки, 2400 марок (741 руб.) — за такую же зомену в башнях и 53 550 марок (16 527 руб.) — за замену броневого прикрытия четырех элеваторов 152-мм орудий (из обычной сименс-мартеновской стали) на нецементованную броню Круппа.

Первая партия новой палубной брони поступила на завод 8 апреля (вместо марта), а последняя — 20 декабря 1900 года (вместо июня). Из-за этого, по обьяснению фирмы, задержалась сборка стоек надводного борта выше броневой палубы и последующие работы, сорвавшие срок спуска корабля на воду. Больше года ушло и на обмен неоднократно исправлявшимися чертежами казематов 152-мм орудий между МТК и фирмой «Вулкан». Из-за неоднократных опозданий поставки брони летом 1901 года задерживалась погрузка на крейсер машин и котлов, а монтаж их на корабле, по сведениям наблюдающего за постройкой механизмов старшего инженер-механика П.И.Кигеля, должен был занять еще четыре—пять месяцев. С учетом задержек в утверждении спецификации (занявшем 16 месяцев) и чертежей, контрактный 24-месячный срок сдачи крейсера продлили до 5 марта 1901 года. Мешала работе и присущая казенному судостроению прямая подчиненность наблюдающих корабельных инженеров командирам строившихся за границей кораблей, которые пытались низвести корабельных инженеров до уровня «указателей», отвечающих только «за тщательность клепки и чеканки» В таких именно выражениях об условиях своей работы на постройке во Франции эскадренного броненосца «Цесаревич» и крейсера I ранга «Баян» в январе 1900 года писал главному инспектору кораблестроения наблюдающий корабельный инженер К.П.Боклевский — один из виднейших специалистов отечественного судостроения. В результате чертежи посылались в Петербург без рассмотрения их инженером, шаблоны броневых плит отправлялись помимо инженера без проверки их по чертежам, а сам наблюдающий инженер не имел права обращаться непосредственно в МТК.

В подобной ситуации оказался и наблюдающий за постройкой «Богатыря» корабельный инженер Э.Р. де Грофе. В специальном постановлении МТК обращал внимание управляющего Морским министерством на ненормальность такого положения.

Для устранения волокиты предлагалось предоставить наблюдающим корабельным инженерам, находящимся «в техническом отношении» в подчинении у МТК, право непосредственной с ним переписки. На такую «вольность» вице-адмирал П.П.Тыртов пойти не решился. Пришлось самому МТК «воспитывать» командира крейсера А.Ф.Стеммана (вплоть до возврата без рассмотрения единолично одобренных им чертежей), который и через год пытался еще игнорировать права Э.Р. де Грофе.

Основным фактором опоздания готовности крейсера оказалось изготовление его башенных установок. К концу января 1899 года готовый проект отсутствовал, при этом фирма считала себя обязанной поставить только башни с центральными трубами и «куполообразными» крышами, а поворотные столы, механизмы подачи и заряжания относила к поставке заказчика. МТК, напротив, полагая, что германская сторона, будучи инициатором применения башен на корабле, предусмотрит для них соответствующую нагрузку в проекте, а распределение заказа согласует с ГУКиС, не вдавался в рассмотрение конструкции башен до составления их проекта. В результате только в мае 1899 года, когда выяснилось, что башни будут изготовляться в России, МТК, сопоставляя конкурсные проекты отечественных заводов на их поставку, установил, что перегрузка на крейсере из-за неучтенной своевременно массы башен составит около 80 т, а из-за невнимания фирмы к изложенным в контракте требованиям к оборудованию погребов — еще 25 т. По минному вооружению перегрузка составила 9 т, общая же по крейсеру к 21 апреля 1900 года дошла до 121 т. Это приводило к переуглублению корабля на 76 мм и уменьшению метацентрической высоты с 750 до 705 мм. Пришлось в апреле 1900 года согласиться с предложением фирмы уменьшить толщину «верхнего бронирования» передних и задних стен казематов 152-мм орудий соответственно с 85 до 80 и с 40 до 35 мм, передних и задних стен боевой рубки — со 150 до 140 и со 100 до 90 мм, брони трубы под боевой рубкой — с 75 до 70 мм, а также опустить верхнюю палубу (как это МТК предлагал еще в январе 1899 года) на 100 мм.

Еще 3 т экономии удалось получить летом 1900 года за счет ликвидации рубашек под крышами башен. Предназначавшаяся для задержания осколков рубашка оказывалась ненужной при новом материале крыши, не дающем осколков. Утверждавший решение МТК вице-адмирал Ф.К.Авелан предложил, чтобы сохранить неизменной внутреннюю высоту башни и улучшить остойчивость корабля, понизить башню на 1 3 мм — толщину ликвидируемой рубашки.

Завод «Вулкан» явно не спешил с согласованием проекта 152-мм двухорудийных башен, представленного Металлическим заводом уже в июле 1899 года. В Штеттинге проект изучали 10 недель, а когда Металлический завод, получив замечания, в три недели откорректировал весь проект, понадобилось еще пять недель, чтобы дождаться ответа фирмы. Из-за этих промедлений башни могли быть готовы только 3 июля 1901 года. Еще четыре—шесть месяцев требовалось на перевозку их из России и сборку на крейсере, что задерживало его готовность до ноября 1901 — января 1902 года.

17  января 1901 года «Богатырь» благополучно сошел на воду, в мае, после установки машин прошел швартовые испытания, а в ноябре 1901 года на заводских испытаниях развил скорость 24,33 уз.

Получив отсрочку до 15 марта 1902 года, фирма уложиться в нее не успела, и лишь в мае, завершив все предварительные испытания, монтаж башен и доделочные работы, удалось предъявить крейсер к сдаче.

7   июня, при пробегах на мерной линии в Данцигской бухте (при перегрузке в 46 т и средней осадке 6,31 м) средняя скорость по створным знакам составила 23,45 уз, а 9 и 10 июня в течение двух шестичасовых испытаний — 23,55 уз при мощности машин 20 368 л. с. (первый пробег — 23,9 уз).

Успешно прошли и проведенные в Померанском заливе 1 3 июля на скорости 13 уз испытания стрельбой башенных установок. После 40 выстрелов, в том числе залповых (наибольший угол возвышения 19,5°), ни в подкреплениях корпуса, ни в сомом цилиндро-коническом барабане повреждений и остаточных деформаций не обнаружили. Наиболее крупным происшествием стало подпрыгивания шпиля на верхней палубе при залпе прямо по носу с углом возвышения 0°. В остальном перечень повреждений (сорванный кронштейн электрической лампы в каюте командира, сломанные леерные стойки, разорванные парусиновые обвесы и так далее) оказался значительно меньше,чем на «Аскольде», где для всех орудий пришлось ограничивать углы обстрела по сравнению с проектными. Успешно действовали и сами башенные установки, система подачи, подъемные и накатные механизмы орудий Обуховского завода, исправными, без осечек и заеданий оказались патроны Ижорского завода Замечания вызвала лишь недостаточная набивка сальников у компрессоров станков, которые уже в России, перед уходом крейсера в плавание, заменили первоначально предназначавшимися для эскадренного броненосца «Бородино». Дополнительное испытание их стрельбой 24 октября также не обнаружило никаких недостатков.

Оправдав все расчеты, труды и заботы МТК, крейсер I ранга «Богатырь» оказался действительно отличным приобретением для российского флота.