Журналы-1

В боях под Порт-Артуром.

4 февраля 1904 года миноносец "Бурный" начал кампанию, но остался стоять на швартовах у стенки отделения Невского завода в Порт-Артуре, продолжая ремонт машин и водоотливной системы. Наконец в начале марта работы были завершены, и миноносец вышел на ходовые испытания, показавшие его полную непригодность к службе, после чего корабль перевели в Восточный бассейн, где ремонт продолжился уже силами порта. Однако 1 2 мая все работы приостановили и "Бурный" направили сопровождать канонерскую лодку "Бобр" в Дальний для обстрела неприятельских позиций. Учитывая состояние миноносца, его командир лейтенант Н.Д.Тырков получил словесный приказ "в случае отступления наших войск с позиций и невозможности прорваться обратно в Артур взорвать миноносец". Однако все обошлось. Дальнейшая служба миноносца состояла из череды выходов в море и бесконечного, изматывающего ремонта у стенки. Выходы в море на траление, а позже и на постановку мин заграждения (для чего на корме были смонтированы специальные рельсы, по которым на салазках подавали мины заграждения) нередко сопровождались перестрелками с неприятельскими миноносцами. Так, 14 июля "Бурный" около 0 ч у мыса Лунвентан попытался атаковать торпедами японский миноносец; его атаку поддерживал миноносец "Выносливый", командир которого, к сожалению, преждевременно открыл артиллерийский огонь. В бой включился показавшийся из-под берега Лунвентана второй японский миноносец.

Стрельба в море привлекла внимание часовых на Крестовской горе. Лучи прожекторов, прорезав ночную мглу, сразу осветили оба русских миноносца. Казалось, прожектористы хотели отвести от себя тяготеющее над ними с начала войны обвинение в неумении пользоваться прожекторными установками, которые сейчас ни на минуту не выпускали русские миноносцы из своих лучей, слепя командиров и облегчая пристрелку неприятелю.

Тем не менее стрельба японцев оказалась безуспешной, и они вскоре скрылись в темноте. "Ввиду того, что наши береговые прожектора все время держали нас в луче,- писал в своем рапорте командир "Бурного", - я потерял неприятеля из виду..." Позднее из японских источников стало известно, что японцы в этом бою потеряли убитыми одного офицера и 14 матросов, трое были ранены. Участвовал в боевых действиях под Порт-Артуром и "Бойкий", который также нес службу по охране рейда, тралил мины, сопровождал крейсеры и канонерские лодки в их выходах для обстрелов неприятельских позиций. В ночь на 1 0 июня "Бойкий" в составе 1-го отряда миноносцев участвовал в бою с японскими миноносцами. "Бойкий" и "Бурный" приняли участие в прорыве Тихоокеанской эскадры во Владивосток, предпринятой 28 июля 1904 года, и в последовавшем в ходе этого прорыва морском сражении, вошедшем в историю как бой в Желтом море, или сражение у Шантунга.

После выхода из строя эскадренного броненосца "Цесаревич", флагманского корабля русской эскадры, и вызванного этим замешательства "Бурный" предпринял безуспешную попытку нагнать ушедшие далеко вперед крейсеры "Аскольд" и "Новик", но, ввиду перерасхода угля, вынужден был сбавить ход и почти сразу был окружен японскими миноносцами, по счастью, не замечавшими его. "Бурный", не открывая огня и прижимаясь к берегу, в 3 ч 30 мин вошел в густую полосу тумана, из которого, как записано в историческом журнале корабля, "сразу перед глазами вырисовалась скала". Был дан задний ход, но остановить миноносец не удалось и он днищем сел на камни, при этом его корма "сравнялась с горизонтом воды". Командир и механик, спустившиеся по форштевню корабля, увидели, что нос миноносца "совершенно вылез на берег", а киль с днищем свернуло влево и снять "Бурный" с камней без посторонней помощи невозможно. Это и решило судьбу корабля. За борт выбросили орудийные замки, в машинном отделении расставили зарядные головные части торпед, и, после того как был спущен флаг, прогрохотали три взрыва, превратившие миноносец в груду исковерканного железа.

Теперь следовало позаботиться об экипаже. За большие деньги у местных жителей удалось достать мулов, на которых погрузили оставшееся имущество и посадили наиболее ослабевших членов команды. Пройдя более 70 верст, офицеры и команда "Бурного" 30 июля в 19 ч прибыли в Вейхайвей. После непродолжительных переговоров они были помещены на английский транспорт "Humber", доставивший их в Гонконг, где русских моряков прикомандировали к 110-му полку и разместили в хижинах на территории военного лагеря. Русская дипломатия предприняла ряд попыток вызволить команду, мотивируя их положение статусом потерпевших кораблекрушение, а затем пытаясь попросту обменять их на четырех англичан, захваченных в свое время на японском транспорте "Садо Мару" и находившихся в Калуге. Но все эти попытки оказались безуспешными. Удалось вывезти в Россию лишь серьезно заболевших командира корабля и двух матросов.

В заключение следует упомянуть о самом миноносце. Предметы, найденные на нем, оказались "малоценными", и за их продажу китайцы выручили всего 1 5 долларов. Из вооружения удалось снять с "Бурного" только 75-мм пушку, которую доставили в вице-консульство в Чифу. При этом расходы составили 72 доллара; за вычетом 15 долларов за продажу железного лома на нужды Морского ведомства было израсходовано 57 долларов, которые оно выплатило Министерству иностранных дел.

Миноносец "Бойкий" (командир лейтенант И.И.Подъяпольский) после боя в Желтом море остался при эскадре, с наступлением темноты присоединившись к крейсеру "Паллада". Утром 29 июля миноносец пришел в Порт-Артур и вошел в состав 1-го отряда миноносцев. С 1 2 августа корабль, поступивший в распоряжение заведующего подвижной минной обороной контр-адмирала М.Ф.Лощинского, нес сторожевую службу по охране рейда и участвовал в минных постановках.

Когда падение крепости и гибель эскадры стали очевидными, несколько кораблей во главе с броненосцем "Севастополь" перешли в бухту Белый Волк. Среди них был и "Бойкий", который под командованием нового командира лейтенанта Г.О.Гадца как мог защищал броненосец от атак японских миноносцев, подвергаясь при этом минным атакам и артиллерийским обстрелам: три торпеды прошли вблизи миноносца, а одна даже задела его скулу, но, по счастью, не взорвалась, один неприятельский снаряд разорвался на кожухе между дымовыми трубами.

Накануне падения крепости оставшиеся миноносцы "Смелый" и "Бойкий" (уже под командованием лейтенанта М.А.Беренса), около 21 ч 19 декабря 1 904 года, провожаемые взрывами погибающих кораблей 1 -й Тихоокеанской эскадры, взяли курс на нейтральный китайский порт Киао-Чао, куда благополучно прибыли на рассвете. Дальнейшие планы на переход в Сайгон были сорваны появлением перед Киао-Чао японской эскадры в составе трех крейсеров и четырех миноносцев. О прорыве не могло быть речи, и 22 декабря согласно приказу из Петербурга миноносцы вошли в гавань и приступили к разоружению.

По сравнению с положением команды "Бурного", личный состав "Бойкого" и других русских кораблей, разоружившихся в Киао-Чао, пользовался относительной свободой. Война казалась уже далекой, пока холодным душем Цусимского погрома не взбудоражила команды. В ночь на 1 9 мая 1905 года на миноносце "Бойкий" застрелился поручик Остряков, письменно обвинив людей в жестокости. Доктор миноносца нашел это помешательство следствием последних событий...