Журналы-1

Глава 5 Скалы мыса Брюса

Туман — нош надежный союзник» — говорилось в очередной телеграмме, посланной в министерство начальником отряда контр-адмиралом К.П.Иессеном. Слова эти, увы, оказались роковыми. Туман, помогавший русским, требовал к себе большого внимания и не прощал ошибок, что привело «Богатырь» к тяжёлой аварии. Это произошло 2 мая, когда контр-адмирал К.П.Иессен отправился в залив Посьет на встречу с сухопутным команды ван и ем. При этом начальник отряда, не считаясь с мнением командира корабля, приказал идти с опасной в условиях сгустившегося тумана 10-узловой скоростью. Курс и путь по счислению оказались ошибочными и вместо поворота, предполагавшегося за три мили до острова Антипенко, крейсер вылетел носом на скалы у мыса Брюса. К счастью, туман почти сразу после аварии рассеялся, что позволило послать во Владивосток за помощью паровой катер, а тихая погода давала возможность развернуть спасательные работы. Однако попытки буксировки корабля сравнительно маломощным ледоколом «Надежный» оказались безрезультатными, а прибывшему вечером 3 мая крейсеру «Россия» помешал разыгравшийся 10-бальный шторм. «Богатырь» начал раскачиваться, получая новые повреждения, и команду, опасаясь гибели корабля, свезли на берег. Офицеры оставались на крейсере, и наутро снова подняли на нем спущенный ранее флаг и вымпел. Погода улучшилась, но К.П.Иессен не рискнул прибегнуть к более решительным мерам, чем попытки снять крейсер с камней при помощи буксиров.

5   мая у места аварии собрались «Россия», «Громобой», «Рюрик» и транспорт «Лена», но «Богатырь» к этому времени уже заметно осел носом и был крепко охвачен вошедшими внутрь корпуса острыми выступами скал. Затяжная и изнурительная борьба за спасение корабля потребовала напряжения всех сил отряда. Из-за необходимости охранять стоянку крейсера с моря пришлось отменить боевые походы.

К 14 мая на «Богатыре» демонтировали носовую башню, боевую рубку, сняли все 152-мм орудия и их боезапас, из поврежденных отсеков откачивали воду. Однако попытки снять корабль с камней оставались безрезультатными. Присутствие адмиралов (на месте аварии находились и К.П.Иессен, и прибывшие из России новый командующий флотом Тихого океана вице-адмирал Н.И.Скрыдлов и начальник 1-й эскадры вице-адмирал П.А.Безобразов) не способствовало успеху работ. В конце концов, силы догадались разделить: порту поручили спасать «Богатырь», а отряд крейсеров вернулся к непосредственной боевой деятельности. 1 июня 1904 года «Богатырь», наконец, сняли с камней и перевели во Владивосток.

Служа флагманским кораблем для собравшихся во Владивостоке адмиралов (по его сигналу «добро» ушел в поход 30 июля 1904 года отряд контр-адмирала К.П.Иессена, вернувшийся 2 августа без погибшего в бою «Рюрика») и дважды освобождая док для требовавших немедленных исправлений «России» и «Громобоя», «Богатырь» провел в ремонте более года. Вместе с работами по корпусу, составившими более трети его построечной трудоемкости, на корабле заново собирались боевая рубка и носовая башня со всеми ее системами. При этом учли и добытый кровью 1 августа боевой опыт. В частности, 25,4-мм углообразными накладками на торец вертикальной брони (и уменьшением визирного просвета) устранили возможность отражения осколков снарядов внутрь боевой рубки от ее грибовидной крыши. Открытые палубные орудия с их прислугой прикрыли 25,4-мм броневой крышей, устроили защиту и для прожекторов, сняли часть улавливавших и отражавших осколки снарядов шлюпбалок.

Для улучшения организации централизованной стрельбы всего корабля изменили циферблаты системы приборов управления артиллерийским огнем. В дополнение к переговорным трубам соединили звонковой сигнализацией машинные и котельные отделения. Боевое расписание корабля дополнили «филиальными отделениями» главного перевязочного пункта, увеличили штат машинной команды, что вместо изнурительных двухвахтенных позволило обеспечить трехвахтенные боевые смены.

Встреча с японцами состоялась только осенью и уже в а/,ирной обстановке, когда только что вступивший в строй «Богатырь» вместе с миноносцами «Бравый» и «Грозный» сопровождал до залива Корнилова (порт Расин) крейсер «Россия», на борту которого 5 сентября 1905 года состоялось совещание русского и японского (его отряд составили крейсеры «Ивате», «Нийтака», миноносцы «Оборо» и «Акебоно») адмиралов о деталях осуществления на море уже заключенного в Портсмуте мирного договора.

На испытании 13 сентября машины крейсера «Богатырь» развили 152 об/мин, что соответствовало скорости 23,5 уз.

Телеграфируя министру об этом завершающем акте восстановления крейсера, который снова стал таким же, «каким был принят от завода», К.П.Иессен особо отметил работу старшего инженер-механика П.И.Кигеля, руководившего ремонтом, корабельного инженера Беляева и трюмного механика Полякова.

Потрясавшие Россию в 1905 году бунты и мятежи грозили докатиться до Владивостока, и, опасаясь вовлечения в них экипажей крейсеров отряда, владивостокское начальство поспешно избавилось от них: доставляя солдат на освобождавшуюся Японией северную половину острова Сахалин, крейсеры получили приказ прямо из залива Де-Кастри следовать в Россию. 1 1 ноября 1905 года корабли направились к Корейскому проливу.

В этом плавании настроение наполовину сменившихся экипажей, подавленное результатами проигранной войны, усугублялось брожением среди запасных, ожидавших демобилизации, цензурными ограничениями на сведения из России, враждебным отношением к русским в английских колониях, полуаварийным состоянием предельно изношеных (почти без ремонта) за время войны броненосных крейсеров. «Могу идти от порта до порта, везде починяясь, не более 10 узлов», — докладывал об этом адмирал.

17  января 1906 года в гавани Коломбо «Богатырь» отделился от отряда, взяв на борт всех призванных на корабли во время войны из запаса. Передав запасных в Порт-Саиде на пароход идущий в Севастополь, «Богатырь» получил приказание морского министра следовать дальше, не ожидая отряда.

6   марта 1906 года крейсер маршрутом Алжир— Шербург—Кильский канал прибыл в Либаву.