Журналы-1

Броненосцы программы 1881 года

В течение четверти века после поражения в Крымской войне 1853 - 1856 годов российское Морское министерство в своих кораблестроительных программах ограничивалось исключительно оборонительными целями. На Балтийском море строились мониторы и башенные фрегаты, основной задачей которых являлась оборона с моря столицы государства - Санкт-Петербурга; исключением стал первый мореходный броненосец "Петр Великий", но и его, в случае войны, предполагалось использовать в одной "боевой линии" с кораблями береговой обороны. На Черном море, даже после денонсирования в 1871 году статей Парижского мира, запрещавших России иметь там военно-морской флот, из-за финансовых трудностей, удалось построить только два круглых броненосца конструкции А.А.Попова. На Дальнем Востоке морские рубежи империи вообще оставались беззащитными...

Проблема воссоздания активного флота обострилась после Русско-турецкой войны 1877-1878 годов, когда Англия, Австрия и Германия на Берлинском конгрессе лишили Россию плодов ее побед на суше. Наступала новая эра развития российского военно-морского флота.

В августе 1 881 года в Санкт-Петербурге под председательством генерал-адмирала великого князя Алексея Александровича начало работу Особое совещание, образованное указом императора Александра III. Перед представителями Военного, Морского министерств и Министерства иностранных дел стояла сложная задача: определить основы морской политики России и программу судостроения на ближайшие 20 лет.

Совещание вело напряженную работу - это диктовалось сложностью мировой военно-политической обстановки. На юге возникла реальная угроза захвата Великобританией Босфора: английские войска уже бомбардировали Александрию и оккупировали Египет; на Дальнем Востоке назревающая война между Японией и Китаем грозила нарушить существующее равновесие. Недоброжелательная политика Германии и активный рост ее флота создали угрозу интересам Российской империи на западе. Интересы государства требовали иметь сильный военно-морской флот. 24 августа Особое совещание закончило работу. "Россия не должна играть на море той же слабой роли, как в последнюю Русско-турецкую войну. Она должна быть готова встретить неприятеля за пределами своих вод у его берегов, будь это на Балтике или на Черном море", - таков был главный вывод совещания.

Для морских сил Балтийского моря основная задача заключалась в "обеспечении за нами первенствующего значения сравнительно с флотами других прибрежных держав. Для этого флот наш должен не уступать германскому, а, если возможно, иметь над ним перевес в открытом море". В свое время император Николай I установил принцип господства русского флота на Балтике, в силу которого он должен был иметь преобладание над соединенными флотами Германии и Швеции, но участники совещания прекрасно понимали, что осуществить этот принцип реальные экономические и финансовые возможности страны не позволят, поэтому им пришлось ограничиться выдвижением более скромных задач. В итоre принятая Особым совещанием Двадцатилетняя кораблестроительная программа 1881 года предусматривала построить для Балтийского моря 16 новых броненосцев, 13 крейсеров, 11 канонерских лодок и 100 миноносцев.

Формируя в октябре 1 882 года задания на проектирование первых броненосцев новой программы, управляющий Морским министерством вице-адмирал И.А.Шестаков видел в них тип сильных, способных действовать в европейских водах кораблей, подобных германским броненосцам типа "Sachsen", "такого же водоизмещения и малостоящих".

В итоге после многократных переделок по замечаниям то и дело менявшего свои требования И.А.Шестакова был разработан и в августе 1 884 года начал осуществляться проект броненосного корабля "Император Александр II". Казалось бы, что после столь длительной и глубокой проработки этот проект мог бы стать типовым для постройки последующих кораблей программы, однако И.А.Шестаков, не придавая значения выгодам серийной постройки однотипных кораблей, решил проявить "экономию", уменьшив размерения второго броненосца. Выдонное им 3 марта 1884 года задание предписывало проектировать новый корабль "меньших размеров противу строящегося" - "Императора Александра II". Прототипом должен был стать построенный в 1 883 году в Англии для бразильского флота броненосец "Riachuelo". Многочисленные изменения, дополнения и улучшения, вносимые в проект, привели к тому, что к апрелю 1885 года от своего прототипа новый броненосец сохранил лишь длину корпуса.

В мае 1885 года Морской технический комитет (МТК одобрил им же разработанный проект, и И.А.Шестаков 25 октября распорядился выдать заказ на постройку "броненосного корабля № 2" Балтийскому заводу, но 31 октября внезапно изменил решение и распорядился поручить строить броненосец, руководствуясь проектом "Императора Александра II", Обществу Франко-Русских заводов на "Галерном островке". Броненосный корабль, получивший имя "Император Николай I", сошел на воду 20 мая 1889 года.

В 1885 году кораблестроительная программа была пересмотрена: в связи с тем, что Германия ассигновала средства на постройку 150 миноносцев, российское Морское министерство решило также ускорить строительство минного флота, а количество предполагавшихся к постройке броненосцев сократилось до девяти.

В рамках этой программы И.А.Шестаков 4 июля 1887 года распорядился приступить к проектированию "броненосного корабля № 3" (будущий "Гангут"), который должен быть подобен по общему расположению двум предыдущим, иметь осадку не более 20 футов (6,1 м} при скорости 15 уз, "наивозможно полно защищен не очень толстою броней, как пояса по грузовой ватерлинии, так и всей артиллерии". Пресловутый принцип "экономии" заставил уменьшить размеры и ослабить вооружение броненосца: вместо двух 305-мм орудий, установленных на каждом из двух предыдущих кораблей, он имел всего одно. Значительно осложняло задачу проектантов требование, чтобы новый малый броненосец для закрытого морского театра был способен "в случае необходимости" совершить переход в Средиземное море и даже на Дальний Восток. 29 октября I 888 года в Новом Адмиралтействе начались работы по постройке броненосного корабля "Гангут". Вступивший в строй в 1894 году, он пользовался у моряков нелестной репутацией - о нем говорили: "Одна мачта, одна труба, одна пушка - одно недоразумение". Еще до начала постройки броненосца "Гангут", в январе 1888 года, развернулись работы по проектированию следующего броненосного корабля. Проект разрабатывался одновременно МТК, известным кораблестроителем Э.Е.Гуляевым и Обществом Франко-Русских заводов. И.А.Шестаков выдвинул довольно жесткие требования: сохраняя вооружение "Императора Александра II", новый корабль должен был иметь "как можно меньшее водоизмещение и осадку"; разрешалось ограничиться скоростью 14 уз и дальностью плавания 3500 миль. Первым был готов проект Общества Франко-Русских заводов.

Главный уполномоченный Общества П.К. Дю Бюи представил его И.А.Шестакову уже 11 февраля. Проект броненосца водоизмещением 6431 т удовлетворял, казалось, всем требованиям министерства. 21 мая МТК рассмотрел все три проекта, генерал-адмирал великий князь Алексей Александрович одобрил их через четыре дня с небольшими изменениями. Но к постройке корабля так и не приступили: Главный морской штаб (ГМШ) получил сведения о проектировании в Германии новых броненосцев типа "Worth", вооруженных шестью 280-мм орудиями при водоизмещении более 10 000 т и скорости хода 16 уз. Эти корабли превзошли бы по своей силе любой из русских броненосцев, и генерал-адмирал отдал новое распоряжение: проектировать четвертый "броненосец для Балтийского моря, более сильный, чем "Александр II", водоизмещением от 8000 до 9000 тонн, вооруженный двенадцатидюймовыми орудиями с броней и скоростью хода возможно большей, и с запасом угля, которого будет достаточно в случае назначения корабля в дальнее плавание".

П.К.Дю Бюи понял, что у Общества Франко-Русских заводов есть возможность получить крупный выгодный заказ: необходимо лишь быстро переработать проект. Инженеры общества, руководимые главным корабельным инженером верфи талантливым практиком-самоучкой П.А.Титовым (человеком редких природных способностей, феноменальной инженерной интуиции, обогащенных длительным опытом работы в судостроении), старались, и ровно через четыре месяца Дю Бюи представил в МТК чертежи нового корабля, близкого по своей конструкции новейшим английским броненосцам "Nile" и "Trafalgar". Однако, несмотря на очевидную необходимость постройки такого корабля, МТК пребывал в нерешительности: давать ли столь крупный заказ частной фирме, выкупить ли проект и вести строительство на казенной верфи или вообще вернуться к отработанному типу "Императора Николая I" - ведь новые германские корабли еще не заложены, и кто знает, чем все это кончится... И лишь после того, как П.К.Дю Бюи сумел получить разрешение на заключение контракта о постройке "броненосца в 9476 т" от самого императора, МТК оказался вынужденным одобрить проект.

1 июля 1889 года в эллинге "Галерного островка" начались работы по постройке броненосного корабля, получившего 19 августа наименование "Наварин". Этот корабль замечателен тем, что его общее расположение и вооружение стали образцом для всех отечественных броненосцев, строившихся вплоть до Русско-японской войны 1904- 1905 годов. Достаточно мощное вооружение из четырех 305-мм и восьми 152-мм орудий размещалось по ставшему классическим варианту: главный калибр - в двух башнях в носу и корме, противоминный калибр - в каземате между ними.

В 1890 году кораблестроительная программа вновь корректируется: теперь она предусматривает ввести в строй, кроме кораблей других типов, 10 броненосцев. В этот момент и поступило распоряжение управляющего Морским министерством Н.М.Чихачева начать подготовку к постройке пятого балтийского броненосца программы 1881 года, получившего впоследствии имя "Сисой Великий".