Журналы-1

"однако, предстоит блестящее плавание!"

Зиму 1902/03 года шесть из оставшихся в Кронштадте миноносцев провели в Петровском доке, седьмой миноносец "Безупречный" - на мортоновом эллинге, последний же из этой серии миноносец "Видный" по-прежнему стоял на стапеле завода в ожидании "готовности механизмов системы Луцкого". В апреле Невский завод приступил к устранению недоделок на кораблях. Работы затянулись до августа, после чего миноносцы стали готовиться к отправке на Тихий океан.

8 августа "ввиду слабого знакомства машинных команд с механизмами миноносцев" на каждый корабль назначили по три заводских машиниста и семь кочегаров, которые на переходе до Киля (Германия) должны были заняться обучением машинной команды. Отправляться на Тихий океан миноносцы должны были тремя группами: две - по два корабля и одна - три, - в зависимости от "распределения по миноносцам запасных винтов (на одних правый, на других левый)". В первую группу вошли "Блестящий" (командир капитан 2 ранга А.С.Шамов), "Безупречный" (командир капитан 2 ранга И.А.Матусевич), "Быстрый" (командир капитан 2 ранга Н.С.Маньковский), во вторую - "Буйный" (командир капитан 2 ранга А.Ф.Колчак) и "Бодрый" (командир капитан 2 ранга П.В.Иванов), в третью - "Бравый" (командир капитан 2 ранга Н.Н.Былим-Колосов-ский) и "Бедовый" (командир капитан 2 ранга Н.В.Баранов). Перед самым отходом миноносцев МТК провел испытания их водоотливных турбин: по три турбины на каждом миноносце были опробованы на откачивание воды, а остальные - вхолостую.

Как и у первой группы, переход этих миноносцев начался неудачно. На стоявший на Неве "Бодрый" нанесло барки с дровами; пассажирский пароход "Петербург" поломал миноносцу "Бравый" бушприт, погнул кромку носового минного аппарата и повредил буксирную брагу. У "Бодрого" пароход "Москва" также сломал бушприт. На ремонт этих миноносцев главный командир Кронштадтского порта вице-адмирал С.О.Макаров просил три дня.

Но это было только начало. При входе в гавань "Блестящий" получил в борту вмятину, потребовавшую для ее исправления докования. Нуждался в доковом осмотре и миноносец "Бедовый". "Полагаю, - писал С.О.Макаров, - что 19 августа могут уйти "Быстрый", "Безупречный", "Блестящий", 21 - "Бодрый", "Буйный" и 23 августа "Бравый" и "Бедовый" при условии, что до этого времени они не поломают себе винтов и прочего, что с ними так часто случается".

По счастью, все обошлось, и 1 9 августа первая группа миноносцев под общей командой командира "Блестящего" капитана 2 ранга А.С.Шамова в 10 ч, имея пары в двух котлах, снялась с якоря и, покинув Кронштадт, взяла курс на Киль, куда благополучно прибыла, пройдя 770 миль за 64 ч со средней скоростью 1 2 уз. Вторая группа под начальством капитана 2 ранга А.Ф.Колчака по выходе из Кронштадта попала в сильный туман, и миноносец "Буйный" едва не столкнулся с коммерческим пароходом. Пытаясь уклониться, он коснулся винтами отмели и с трудом дошел до Киля, где стал на ремонт. Последняя группа в составе миноносцев "Бравый" и "Бедовый" под начальством капитана 2 ранга Н.Н.Былим-Колосовского 23 августа вышла из Кронштадта, но из-за сильного шторма вынуждена была укрыться в порту Императора Александра III в Либаве. На следующий день, снова выйдя в море, корабли опять попали в 9-балльный шторм. "Бравый" потерял лаг вместе с перлинем и катушкой, однако миноносцы все же добрались до Киля.

Между тем, устранив неполадки, миноносцы стали готовиться к переходу в Шербур (Франция), куда ушли: первая группа - 29 августа, вторая - 3 сентября и третья на следующий день. В Северном море на "Буйном" вышел из строя опреснитель, с трудом "доставлявший" необходимое количество воды и после полутора суток работы потребовавший капитальной чистки от скопившейся в нем соли. В Шербуре "Буйный" вынужден был приступить к выщелачиванию котлов, а "Бодрый" после осмотра машины приступил к ремонту холодильника, (конденсатора). "Безупречный" вообще не дошел до Шербура: обнаружившийся в машине стук заставил миноносец зайти в Гавр, где он ремонтировался на заводе О.Нормана.

Осмотр миноносцев "Безупречный", "Быстрый" и "Блестящий" также оказался малоутешительным: на всех трех требовалось срочно ремонтировать котлы и полностью перебрать механизмы, поднять линолеум и выкрасить под ним палубы. На "Бравом" на переходе потек холодильник (конденсатор), и отряд капитана 2 ранга Н.Н.Былим-Колосовского вынужден был зайти в Дувр (Англия). Получив телеграмму управляющего Морским министерством "сократить стоянку в пределах крайней необходимости", капитан 2 ранга А.Ф.Колчак с миноносцами "Буйный" и "Бодрый" направился в Брест. На переходе корабли попали в шторм, и вскоре "Бодрый" поднял сигнал, что "всю почти команду на миноносце укачало". "На вверенном мне миноносце, - писал в своем рапорте Колчак, - также укачало значительное число людей". Против этого места в рапорте управляющий Морским министерством сделал собственноручную пометку: "Однако, предстоит блестящее плавание!"

Переход через Бискайский залив практически повторил картину, наблюдавшуюся на миноносцах "Бурный" и "Бойкий". Корабли капитана 2 ранга А.С.Шамова стало заливать водой через отливные отверстия турбин, воду пришлось откачивать на протяжении всего перехода.

Согласно принятому в октябре 1 903 года решению миноносцы должны были собраться в Бизерте и присоединиться там к кораблям отряда контр-адмирала А.А.Вирениуса. Выполняя это решение, 1 1 ноября вышел из Алжира отряд А.Ф.Колчака, на следующий день стали сниматься с якоря миноносцы "Бравый" и "Бедовый". При этом на "Бравом" лапа якоря ударила в борт, едва не пробив его. Расстроенный этим событием, командир миноносца Н.Н.Былим-Колосовский утратил контроль над миноносцем "Бедовый", который, снимаясь с якоря, повредил себе руль. Оставшись один, "Бедовый" продолжал следовать в Бизерту. Погода благоприятствовала переходу. Небольшая зыбь слегка покачивала миноносец. В полдень командир "Бедового" капитан 2 ранга Н.В.Баранов заметил, "что миноносец как-то стал зарываться носом и брать воду на полубак" и подумал : "...наверное, в носовом отсеке есть вода". Открыв горловины, он имел возможность убедиться в правильности своих предположений: весь второй отсек был заполнен водой. Сыграв "водную тревогу" Н.В.Баранов приказал уменьшить ход и пустить в дело водоотливные турбины, но они "не брали воду", тогда ее стали откачивать ведрами и брандспойтами. На всякий случай был приготовлен пластырь. Несколько откачав воду, удалось установить причину затопления отсека: вода проникла внутрь миноносца "чрез отливные забортные отверстия турбинной трубы, в которой клапан оказался открытым". Полузатопленный миноносец все-таки дошел до Бизерты, вскоре туда же пришли "Блестящий", "Быстрый" и "Безупречный". С приходом в Бизерту миноносцы стали числиться в отряде контр-адмирала А.А.Вирениуса, или, как он официально именовался, Отдельный отряд судов, идущих на Тихий океан.

17 декабря 1903 года миноносцы "Буйный", "Бодрый", "Блестящий", "Безупречный" и "Быстрый" пришли на остров Мальту, где командованию отряда удалось договориться с английскими властями о ремонте корпусов кораблей. В тот же день миноносцы вошли в док, при этом "Блестящий" получил 15 вмятин корпуса, которые, впрочем, администрация дока обязалась исправить. 19 декабря командиры миноносцев неожиданно были вызваны к русскому консулу, который передал им слова английского адмирала, что в случае объявления войны между Японией и Россией миноносцы должны будут покинуть Мальту в 24 ч, в противном случае они будут "арестованы до окончания военных действий", и сообщил, что все работы по ремонту кораблей прекращены "до решения командиров". На ответ англичане дали лишь один час.

Не имея никакой информации и считая, что английским властям "что-нибудь известно об объявлении войны", командиры миноносцев не сочли возможным оставаться в доке и продолжать работы из опасения, что вывести корабли оттуда за 24 ч не удастся. Тем временем, без согласия командиров, в полночь рабочие начали выбивать подпоры, и в 8 ч миноносцы уже выходили из дока "не сделав в нем совершенно никаких исправлений". Между тем российский консул был приглашен к английскому адмиралу, выразившему удивление по поводу того, что миноносцы так неожиданно покинули док и что он просто напомнил консулу о существующем положении относительно нахождения в случае войны кораблей воюющей державы в нейтральном порту. "Насколько прав или виноват консул, - писал в своем рапорте капитан 2 ранга А.С.Шамов, - и как он знает английский язык, я не могу судить, но рисковать остаться с судном под арестом на время военных действий было невозможно". Нечего и говорить, как было раздосадовано командование отряда. Контр-адмирал А.А.Вирениус прямо обвинял командиров миноносцев в том, что они ушли с Мальты, так и не закончив ремонт. Что касается поведения английских властей, то об этом достаточно ясно сказал командир крейсера "Дмитрий Донской" капитан 1 ранга Л.Ф.Добротворский: "...вообще поступили по-свински, потом они (англичане. - Н.А.) спохватились и начали заглаживать всякими любезностями, отклоненными раздосадованными командирами" (шифрованная телеграмма от 25 января 1 904 года).

Между тем Петербург приказывал спешить, спешить, спешить! В телеграмме от 19 января говорилось: "...миноносцам чистить котлы в пути и не останавливая хода... Миноносцы - главная часть вашего отряда. Ни одного самого плохого не бросайте. Только эти миноносцы страшны противнику..." Но было уже поздно! По выходе из Суэца отряд поступил под непосредственное начальство командующего Морскими силами в Тихом океане адмирала Е.И.Алексеева, но и такие его решительные меры, как выделение эскадренного броненосца "Ослябя" из отряда и его спешная посылка в Порт-Артур, уже ничего не могли изменить. Когда отряд наконец подошел к Джибути, А.А.Вирениус получил на свой запрос по беспроволочному телеграфу известие, "что уже третий день как началась война с Японией". Здесь адмирал прочитал все телеграммы из Порт-Артура и, согласно приказанию начальника ГМШ контр-адмирала З.П.Рожественского "не отсылать ни одного корабля в дальнейший путь без приказания", остался в Джибути, приступив к перекраске отряда в боевой зеленовато-оливковый цвет.

2 февраля последовало "высочайшее повеление" вернуться в Россию.

5 февраля, после неоднократных напоминаний береговых властей о нейтралитете Франции, корабли контр-адмирала А.А.Вирениуса были вынуждены покинуть Джибути. По пути отряд стал задерживать встречные пароходы и осматривать их на предмет наличия контрабанды. Непосредственное участие в этом принимали и миноносцы. Так, "Блестящий" осмотрел английский пароход "Palawan", а "Бедовый" - "Matida", причем долгое время шел на буксире у этого парохода. Однако по указанию из Петербурга все захваченные пароходы вскоре были отпущены.

При выходе из Порт-Саида едва не погиб "Буйный". Все носовое отделение было затоплено до жилой палубы, а шкиперское и отделение сухой провизии были залиты до верхней палубы, в кают-компании гуляла вода. Водоотливные турбины не работали (что почти стало традицией), опять пришлось, укрывшись в ближайшей бухте, откачивать воду ведрами и единственным брандспойтом.

21 марта "двигавшиеся разрозненными отрядами" русские корабли наконец смогли соединиться во французском порту Шербур. При этом недосчитались только одного миноносца "Буйный", который, будучи еще в Алжире и разворачиваясь при входе на рейд, выскочил у стенки гавани на камни, сильно повредив носовую часть и погнув форштевень. По приказанию адмирала корабль пришлось оставить на ремонт в Алжире.

5 апреля "Ослябя", "Аврора", миноносцы "Безупречный", "Быстрый", "Блестящий" и "Бравый" пришли в порт Императора Александра III. В ночь с 5 на 6 апреля по приказанию управляющего Морским министерством флаг начальника отряда А.А.Вирениуса был спущен.

Через четыре дня, 1 0 апреля, в 1 9 ч в Либаву пришел крейсер I ранга "Дмитрий Донской" в сопровождении миноносцев "Бодрый" и "Бедовый", и наконец уже 10 мая 1904 года прибыл после ремонта последний миноносец - "Буйный". После непродолжительной стоянки в Либаве миноносцы ушли в Кронштадт.

Комиссия при ГМШ по описанию действий флота в Русско-японскую войну 1904-1905 годов была вынуждена с горечью констатировать: "Так печально закончилась попытка увеличить русские морские силы в Тихом океане перед самой войной. Главная часть отряда, миноносцы, не позволили и второстепенным частям - боевым кораблям - присоединиться вовремя к эскадре в Артуре".