Журналы-1

Глава 6 В составе практической эскадры и Учебно-артиллерийского отряда

К конце XIX века организация и боевая подготовка российского флота определялись как традициями, сложившимися в парусную эпоху, так и влиянием бурного технического прогресса. Переплетение старого и нового составляло достаточно запутанную картину, и практически ежегодно осложнялось новыми решениями Морского министерства.

На Балтике не было командующего флотом. Старшим из адмиралов являлся главный командир Кронштадтского порта, он же — военный губернатор Кронштадта. Распределение всех корабельных команд по флотским экипажам, то есть кронштадтским казармам, и развитые портовые учреждения обеспечивали явное преобладание институтов береговой (административной) организации над элементами морской — оперативной. В море флотом командовали старшие флагманы 1-й и 2-й флотских дивизий, выходившие на время плаваний из подчинения главного командира. Однако прямое подчинение управляющему министерством не устраняло зависимости начальников эскадр от портов — Кронштадтского, Ревельского и Свеаборгского, командиры которых располагали материальными ресурсами. На практике получалось, что флот существует для тыла, а не наоборот.

Замерзание Финского залива в зимнее время приводило к сезонности боевой подготовки: корабли вооружались для плавания на три-четы- ре летних месяца. В мирное время наиболее боеспособные и исправные из них в мае начинали кампанию в составе Практической эскадры. Более старые корабли на три месяца включались в Отряд судов Морского корпуса. С 1869 года ежегодно назначался в плавание отдельный Учебно-артиллерийский отряд, а с 1874 года — Учебно- минный отряд. В них выделяли корабли и из боевого состава флота.

Интенсивное строительство кораблей в 1890-х годах требовало подготовки все большего количества специалистов. Оказавшись не в состоянии перестроить систему подготовки кадров, Морское министерство с каждым годом выделяло все большее количество кораблей для плавания с учебными целями. Весь Балтийский флот постепенно превращался в собрание учебных отрядов, далеко обогнавших по количеству вымпелов Практическую эскадру.

На кампанию 1898 года командовал эскадрой вице- адмирал С.О.Макаров, а самыми ее современными кораблями стали броненосцы береговой обороны «Адмирал Ушаков» и «Адмирал Сенявин». На «Адмирале Ушакове» к началу мая Балтийский завод окончил все работы по устранению дефектов. С 26 января 1898 года броненосцем командовал сменивший А.П.Шестакова капитан 1 ранга К.М.Андреев.

С.О.Макаров, как никто другой, умел создавать творческую обстановку в плавании, когда ни одна минута не тратилась даром, но при этом каждый моряк имел время для отдыха. Смотр «Адмирала Ушакова» состоялся 28 мая. Отметив хорошую выправку команды, Степан Осипович приказал «пустить воду» в коридор носовых погребов боезапаса.

Между тем Практическая эскадра постепенно сосредоточилась в Гельсингфорсе, где 5 июля к ней присоединились «Адмирал Сенявин» и «Адмирал Ушаков». 12 июля эскадра перешла на рейд Гангэ, по пути встретив новый крейсер I ранга «Светлана» под брейд-вымпелом генерал-адмирала: при остром недостатке крейсеров в эскадpax на Балтике и в Тихом океане великий князь Алексей Александрович использовал «Светлану» в качестве яхты.

Проведя 20 июля стрельбу из учебных стволов и малокалиберных орудий по буксируемым щитам, Практическая эскадра на следующий день вышла в Либаву. Северный ветер поднимал сильную попутную волну. «Сенявин» и «Ушаков» зарывались в воду всем баком, хотя волнорез и задерживал ее движение к носовой башне. Таким образом, оба броненосца показали удовлетворительные мореходные качества.

Вход в аванпорт Л ибавы без лоцманов довершил лихой маневр эскадры по постановке на якорь в темное время, с освещением буев и вех прожекторами. В день празднования первой морской победы, одержанной российским флотом при Гангуте, 27 июля украшенные флагами расцвечивания корабли после торжественного молебна с провозглашением вечной памяти Петру Великому произвели салют. В ходе кампании это оказался единственный морской праздник, так как остальные относились к юбилеям членов императорской фамилии.

Напряженность учений возросла 29 июля: вечером на меридиане Вормса с кораблей заметили вышедшие из Моонзунда миноносцы, собиравшиеся провести «атаку». Правда, их командиры поторопились обойти эскадру и еще в сумерках попали под «огонь» «Абрека». Однако их ночное «нападение» на эскадру, вынужденную из-за темноты преждевременно включить боевое освещение, закончилось вполне успешно. В это время миноносец № 110 лейтенанта К.К.Юрасовского, на скорости около 12 уз таранил «Адмирала Ушакова». Удар пришелся в левый борт и погнул 40-й шп. К счастью, откинутое сетевое заграждение смягчило удар и 80-тонный корабль своротил себе нос, но остался наплаву.

Затем 26 августа «Адмирал Ушаков» стрелял по парусным лайбам боевыми чугунными снарядами с дистанции от 11 до 7 кб. Обе лайбы были разбиты восемью снарядами, и начали тонуть. Броненосцы береговой обороны добили их таранными ударами.

Строительство незамерзающего военного порта в Либаве, названного в честь императора Александра III, начатое в 1889 году к этому времени оказалось еще далеким от завершения. Тем не менее, учитывая готовность защищенного волноломами аванпорта и части береговых помещений для личного состава, в ГМШ решили использовать Либаву для зимнего базирования части новых кораблей в состоянии вооруженного резерва.

Вооруженный резерв, впервые введенный в 1890 году на Черноморском флоте, предусматривал содержание кораблей на паровом отоплении в 1 2-часовой готовности к выходу в море. Такая готовность обеспечивалась постоянным пребыванием на борту трети команды и половины офицерского состава при 75 % запасов угля и смазочного масла и месячном запасе провизии; только боеприпасы хранились в портовых складах. Вице-адмирал П.П.Тыртов распорядился поставить на зиму в Либаву эскадренный броненосец «Петропавловск», броненосец береговой обороны «Адмирал Ушаков» и мореходную канонерскую лодку «Храбрый».

«Адмирал Ушаков» вышел из Кронштадта в Либаву 17 октября 1898 года, и прибыв туда 19 октября, через шесть дней поступил в вооруженный резерв. На корабле зимовали девять офицеров, два содержателя, четыре кондуктора и 143 унтер-офицера и матроса. Остальную команду поселили в береговой казарме.

Кампания 1899 года началась 4 мая, и капитан 1 ранга К.М.Андреев вывел «Адмирала Ушакова» в море для перехода в Кронштадт к началу обычного летнего плавания.

Последняя кампания XIX века показала деградацию боевого ядра Балтийского флота. В Практической эскадре не оказалось ни одного эскадренного броненосца, и ее флагманским кораблем стал «Адмирал Ушаков», прибывший в Кронштадт 6 мая 1899 года.

В полночь 10 мая на броненосце подняли флаг вице-адмирала В.П.Мессера. На одном корабле с командующим находилась и половина чинов его штаба; к концу кампания «Адмирал Ушаков» имел на борту 421 человека, в том числе самого адмирала и 20 офицеров.

На Большой Кронштадтский рейд 17 мая прибыла яхта «Александрия» с Николаем II. Император посетил и флагманский корабль Практической эскадры.

Эскадра снялась с якоря 19 мая и вышла в море. Начались учения: корабли отработали взаимную буксировку: «Адмирал Ушаков» вел «Адмирала Сенявина», а тот, в свою очередь, буксировал «Адмирала Спиридова» до самого Пакеррортского маяка. В дальнейшем плавание во многом напоминало кампанию Практической эскадры 1898 года, с тем лишь отличием, что вместо опасного Транзунда для рейдовой подготовки использовался Балтийский порт, где отрабатывались артиллерийские стрельбы, пожарные и водяные тревоги, высаживали десант.

Втянутые в водоворот событий на Дальнем Востоке, управляющий министерством и начальник ГМШ совсем не уделяли внимания тактической выучке Балтийского флота. Морское ведомство занималось в основном достройкой кораблей и отправкой их в Тихий океан, а также подготовкой новых специалистов для пополнения экипажей. Основные же вопросы подготовки флота повисли в воздухе. Испытанный в кампании 1899 года в Практической эскадре дальномер Барра и Струда к 1904 году удалось установить всего на восьми кораблях, а оптические прицелы — только на броненосце «Ослябя».

Практическая эскадра 15 июля 1899 года перешла на рейд Гангэ, а 19 июля «Адмирал Ушаков» и «Адмирал Сенявин» с командующим на борту направились в Либаву. На переходе В.П.Мессер собирался опробовать машины броненосцев на полном ходу, но этому помещал разрыв паровой трубы в носовом котельном отделении «Адмирала Ушакова». Пришлось разобщить оба котла с главным паропроводом, и броненосцы пошли обычным экономическим ходом.

После полудня 20 июля броненосцы прибыли в аванпорт Либавы. В Либаве на «Адмирале Ушакове» проверили применение противоминных сетей: скорость безопасного маневрирования с ними оказалась не более 3,5 уз. Затем, перейдя в Балтийский порт, 30 июля броненосец стрелял торпедами по буксируемому щиту.

После торпедной стрельбы по щитам и высадки десанта 7 августа начались артиллерийские стрельбы. Лайбы разбили практическими снарядами с дистанций 7— 12 кб, а одну из них, еще державшуюся на воде, «Адмирал Ушаков» отправил на дно таранным ударом.

Затем 20 августа Практическая эскадра расположилась на Транзундском рейде. Стоянка сопровождалась экзаменами, смотрами и шлюпочными гонками. В.П.Мессер, призвал команды привести в порядок часовню и кладбище моряков на острове Меннсари, много лет служившем местом погребения умерших во время практических плаваний.

В.П.Мессер 28 августа провел сравнительные учения на «Адмирале Ушакове» и «Адмирале Сенявине». При гидравлическом заряжании 254-мм орудий на первом броненосце требовалось от 6 мин 30 с до 7 мин 30 с на каждый выстрел, на втором — от 10 мин 23 с до 10 мин 53 с. При ручном заряжании это время увеличивалось почти вдвое. Несоответствие достигнутой при испытаниях «технической» скорости заряжания и скорости стрельбы на практике можно объяснить только полным пренебрежением к этому важнейшему элементу во время боевой подготовки. Скорость стрельбы на практических стрельбах не фиксировалась, поэтому они не давали истинного представления об эффективности артиллерии и недостаточно стимулировали ее совершенствование.

Корабли эскадры 1 сентября перешли из Бъёрке в Кронштадт, а 3 сентября управляющий Морским министерством посетил броненосец «Адмирал Ушаков», стоявший на Большом рейде. Сыграв пожарную тревогу, адмирал П.П.Тыртов поблагодарил офицеров и команду. 9 сентября В.П.Мессер спустил свой флаг, а «Адмирал Ушаков» продолжил кампанию еще на неделю для перехода в Либаву.

Вооруженный резерв зимой 1899/1900 года выглядел внушительно: в порту Императора Александра III кроме «Адмирала Ушакова» зимовали эскадренные броненосцы «Полтава» и «Севастополь», а также «Адмирал Сенявин» (после устранения недоделок в Кронштадте) и «Генерал-адмирал Апраксин».

Практическая подготовка артиллеристов на специальном учебном корабле впервые началась в России еще накануне Крымской войны, а с 1869 года на Балтике ежегодно специально вооружался Учебно-артиллерийский отряд.

Следует учесть, что новые системы орудий осваивались мало, поскольку отряд имел всего два 75-мм, два 120-мм и одно 152-мм орудие Канэ.

В Морском министерстве знали об устаревшей артиллерии, и необходимости пополнить отряд, кораблями современных типов, исключив старые. Однако новых орудий не хватало даже для строившихся кораблей, запасы снарядов ограничивались одним боевым комплектом при полном отсутствии практических (уменьшенных) зарядов. Поэтому для ознакомления учеников с новыми системами пришлось выделять в 1898— 1899 годах из Практической эскадры на три недели новые броненосцы береговой обороны «Адмирал Ушаков» и «Адмирал Сенявин». Потребность в комендорах стремительно нарастала, и программой плавания в 1900 году оба броненосца назначили в отряд уже на всю кампанию.

Для размещения обучаемых пришлось сократить постоянный состав экипажей всех кораблей отряда. Так, на «Адмирале Ушакове» из штатной команды осталось 263 матроса и унтер-офицера, остальные 183 ученика комендора и гальванера с трудом размещались в жилых' помещениях броненосца. Несмотря на разнообразие учений и бопьшое количество стрельб, уровень боеготовности броненосцев типа «Адмирал Сенявин» с поступлением в отряд резко снизился, а экипаж не срабатывался как единое целое. В 1902 году флагманский артиллерист отряда отметил низкую скорость ручного вращения башен «Адмирала Ушакова» (на 180° башня поворачивалась за 20 мин).

В плачевном состоянии оказалось и подготовка офицеров из-за отсутствия тактических упражнений и маневров в отряде, а также частых перемещений офицеров.

В Учебно-артиллерийском отряде испытывались новые образцы артиллерийских приборов. Среди них особое место на рубеже веков занимали дальномеры. С 1882 года для измерения расстояний на флоте применялись угломеры (микрометры) Люжоля. Для определения ими дистанции до корабля требовалось знание высоты его рангоута, а точность показаний (удовлетворительная в пределах 20—30 кб) оказалась непригодной для больших дистанций, доступных орудиям 1890-х годов. В 1893 году МТК заинтересовался принципиально новым дальномером — горизонтально-базисным, предложенным англичанами Барром и Струдом. В кампании 1899 года дальномер системы Барра и Струда показал хорошие результаты. Однако из-за стремления ГУКиС добиться от изобретателей снижения их стоимости, к началу Русско-японской войны лишь на некоторых кораблях Тихоокеанской эскадры имелись единичные экземпляры новых дальномеров, в то время как на всех броненосцах и крейсерах японского флота стояли эти приборы.

Аналогичная ситуация, напоминавшая судьбу отечественных радиостанций, сложилась и с оптическими прицелами, впервые успешно примененными американским флотом в войне с Испанией в 1898 году. Волокита с выбором типа прицела (системы Мякишева, Гейслера, Апостоли, Перепелкина), из-за нежелания ГУКиС потратиться на приобретение готового или на отечественный опыт серийного производства, затянулась на несколько лет — с 1899 по 1903 год.

В августе 1901 года Учебно-артиллерийский отряд принял участие в крупных маневрах сухопутных войск и флота. Броненосцы «Адмирал Ушаков», «Адмирал Сенявин», «Адмирал Лазарев» и «Адмирал Грейг», крейсеры «Минин» и «Память Азова», вместе с минным крейсером «Воевода» и номерными миноносцами маневрировали в проливе Бъеркезунд. Отряд перевез и высадил войска и артиллерию 23-й пехотной дивизии, предварив это судовым десантом в количестве 766 человек.

Начальник Учебно-артиллерийского отряда З.П.Рожественский заслужил одобрение, усомнившегося было в возможностях флота военного министра генерала АН.Куропаткина. На маневрах присутствовал и император.

Любопытно, но сторонник судовых десантов З.П.Рожественский всегда выступал против создания в составе флота морской пехоты. Зато перевозка войск на боевых кораблях вместо транспортов порой вызывала удивление иностранных флагманов. Будущий противник Рожественского японский адмирал Х.Того во время войны в Китае (1900 год) обратил внимание на это обстоятельство, отметив пренебрежительное отношение командования русской Тихоокеанской эскадры к боеготовности.

Кампанию 1902 года «Адмирал Ушаков» начал 21 апреля, сев на мель в Либавском канале. Но на следующий день он, вместе с «Генерал-адмиралом Апраксиным» и «Адмиралом Лазаревым» вышел в Кронштадт. Весна не баловала погодой: 25 апреля на подходах к Ревелю пошел снег, вскоре показался и битый лед. В тумане корабли застопорили машины, а с прояснением погоды зашли в Ревель для погрузки угля. Днем 26 мая за 5 ч «Адмирал Ушаков» успел перегрузить с двух барж около 160 т. Вечером броненосцы направились в Кронштадт под проводкой «Ермака», который у Гогланда вошел в сплошной лед. Удары льдин вызвали на «Адмирале Ушакове» течь и деформацию бимсов в носовой части. Опасность новых повреждений заставила повернуть обратно в Ревель.

В середине мая «Адмирал Ушаков» ушел в Кронштадт на ремонт. За трое суток в Александровском доке броненосцу сменили две поврежденных во льдах лопасти винта.

В июне—июле 1902 года Учебно-артиллерийский отряд готовился к маневрам в присутствии двух императоров. Вильгельм II прибыл в Ревель 23 июля на яхте «Gogenzollern» в сопровождении крейсеров «Prinz Heinrich», «Niobe» и миноносцев. Встреченный Николаем II на «Штандарте» у острова Нарген, германский император под грохот салюта обошел внушительный строй кораблей на Ревельском рейде. Только Учебно-артиллерийский отряд насчитывал семь броненосцев, два броненосных крейсера, минный крейсер и четыре миноносца. Кроме отряда в смотре участвовали яхты, крейсер «Светлана» и новые броненосцы «Победа» и «Ретвизан».

Оба монарха наблюдали за маневрами с крейсера «Минин». Учебно-артиллерийский отряд продемонстрировал маневрирование со стрельбой из строев кильватера и фронта по плавучим и береговым щитам на острове Карлос. Корабли поражали цели с дистанции 15— 23 кб. Завершились маневры высадкой десанта и ночной стрельбой.

Оба императора не поскупились на похвалу морякам, а З.П.Рожественский вскоре получил должность начальника ГМШ.

Последняя предвоенная кампания 1903 года на Ревельском рейде прошла в борьбе за исправность техники. На «Адмирале Ушакове» в плохом состоянии оказались динамо-машины, а при переходе из Ревеля в Либаву 30 августа 1903 года на нем неожиданно заклинило руль, и корабль лишился управления. Однако, управляясь машинами, 31 августа броненосец дошел до порта и 1 сентября вступил в вооруженный резерв.

Мягкая в Либаве зима 1903/1904 года проходила в обычных занятиях и работах. Тем временем на Дальнем Востоке японские вооруженные силы заканчивали последние приготовления к войне, и 15 октября 1903 года самый авторитетный из японских флагманов вице-адмирал Х.Того поднял на броненосце «Микаса» флаг главнокомандующего Соединенным флотом, призванного сокрушить морское могущество России на Тихом океане.