Журналы-1

Глава 7 В Первой мировой войне

Накануне войны в Бригаду крейсеров под командой контр- адмирала Н.Н.Коломейцева входили «Громовой», «Адмирал Макаров», «Паллада» и «Баян». «Рюрик» числился при Бригаде линейных кораблей, «Россия», «Богатырь» и «Олег» находились в составе кораблей 1 -го резерва, «Диана» была одним из кораблей Учебно-артиллерийского отряда (2-й резерв), «Аврора» — приписана к Учебному отряду Морского корпуса. По мобилизации к концу июля 1914 года сформировали 2-ю бригаду крейсеров под командой контр-адмирала П.Н.Лескова, в состав которой вошел и крейсер «Богатырь»,

13 августа 1914 года «Богатырь» вместе с крейсером «Паллада» в сопровождении 1 -го дивизиона миноносцев, обеспечил захват выскочившего на камни у острова Оденсхольм германского крейсера «Magdeburg». Оставшуюся часть экипажа взяли в плен; главное, в руки русских попали выброшенные за борт, но найденные водолазами германские сигнальные книги, а на корабле — ряд секретных документов, в том числе шифровальные таблицы позволившие союзникам овладеть системой германских шифров и в течение всей войны, но всех ее театрах, расшифровывать радиопереговоры противника. Этот стратегический успех трудно переоценить.

19 августа отряд под флагом командующего флотом адмирала И.О.Эссена в составе крейсеров «Рюрик», «Россия», «Олег», «Богатырь» и эсминцев вышел из Ревеля в море для операции против германских крейсеров, несших дозор в районе Готланда и для разведки на линии Стейнорт—Хоборг. Ввиду свежей погоды на выходе в Балтийское море, эсминцы, кроме «Новика», вернулись обратно. В ночь на 20 августа в районе Готланда отряд обнаружил германский крейсер «Augsburg», который, опознав русские корабли, стал быстро уходить на юг. Ввиду обнаружения своего отряда Н.О.Эссен вернулся назад.

6   ноября «Рюрик», «Олег» и «Богатырь» прикрывали постановку мин с заградителя «Амур» между банкой Штольпе и островом Борнхольм, Несмотря на минную угрозу, опасность от подводных лодок и возможность появления превосходящих сил германского флота Открытого моря, русские крейсера продолжали активные боевые действия и зимой, Для этого их оборудовали приспособлениями для постановки мин: на верхней палубе и юте смонтировали рельсы, для сбрасывания мин с кормы и бортов — минные скаты.

2   декабря «Олег» и «Богатырь» обеспечивали постановку мин заградителем «Енисей» у Данцигской бухты.

В декабре прошла реорганизация состава Балтийского флота. С 16 декабря в состав 1-й бригады крейсеров вошли «Рюрик», «Адмирал Макаров», «Баян», «Богатырь» и «Олег», в состав 2-й — «Россия», «Громовой», «Аврора», «Диана». При большой разнотипности крейсеров для формирования из них действенных боеспособных соединений оказалось необходимым изменить критерии отбора и соединить в одной бригаде все крейсеры с башенными установками. Так, легкие крейсеры «Богатырь» и «Олег» попали в компанию с броненосными «Адмиралом Макаровым», «Баяном» и «Рюриком». В пользу этого решения, помимо фактора защищенности и, потому, более уверенного ведения боя, действовало, видимо, и то обстоятельство, что башенные установки «Богатыря» по скорострельности уступали палубным, и для совместного с ними массирования огня не годились. Соединенные же вместе башенные установки облегчали управление огнем и обеспечивали более высокий эффект централизованной бригадной стрельбы.

Как и во время Русско-японской войны, важнейшее место в деятельности Балтийского флота занимали минные постановки. 31 декабря 1914 года «Рюрик», «Адмирал Макаров» и «Баян» прикрывали постановку мин с крейсеров «Олег» и «Богатырь» у острова Борнхольм; на этом заграждении 12 января 1915 года подорвался германский крейсер «Augsburg».

31 января 1915 года «Рюрик», «Адмирал Макаров», «Олег» и «Богатырь» вышли для постановки мин на подходах к Данцигской бухте. В результате плохой видимости «Рюрик» получил серьезные повреждения, ударившись о прибрежные подводные камни острова Готланд. Вследствие повреждения наружной обшивки были залиты междудонные пространства на протяжении от 8 до 222 шпангоута, 10 верхних и 10 нижних угольных ям, а также ряд других помещений, в некоторых местах сильно деформировано второе дно и переборки. Пока «Рюрик» ремонтировался в Кронштадте, остальные крейсеры продолжали боевую службу. В ночь на 24 апреля «Адмирал Макаров», «Баян», «Олег» и «Богатырь» прикрывали миноносцы, ставившие мины у Либавы. В течение получаса отряд вел артиллерийский бой на дальних дистанциях с крейсером «Miinchen» и эсминцами; пользуясь превосходством в скорости, противник отошел. Германское командование, получив донесение об обнаружении русских крейсеров, направило в море четыре линейных ко- рабля-додредноута типа «Wittelsbach», но расстояние оказалось слишком большим, и все участвовавшие в операции русские корабли благополучно вернулись в свои базы.

В мае 1915 года Ревельский завод «Беккер и К°» изготовил пять комплектов фортралов для крейсеров «Рюрик», «Адмирал Макаров», «Баян», «Богатырь» и «Олег». Из-за участия кораблей в боевых действиях установка приспособлений для креплений фортрана задерживалась. 8 октября фортрал неудачно испытали на «Баяне», после чего от идеи отказались, а носовое устройство для крепления фортрала сняли.

19  июня 1915 года 1-я бригада крейсеров под командованием контр-адмирала М.К.Бахирева направлялась к Мемелю для бомбардировки. По радио из штаба флота поступило сообщение, что в море находится группа германских кораблей.

Обстрел Мемеля отложили, и крейсеры направились на поиск противника. Штаб флота наводил отряд по данным пеленгования германских работающих радиостанций.

В 7 ч 30 мин впереди по курсу были обнаружены крейсер «Augsburg», заградитель «Albatross» и три эсминца. Через несколько минут русские крейсеры открыли огонь с дистанции 44 кб. «Augsburg» попытался прикрыть заградитель дымовой завесой, оба германских корабля увеличили ход и начали выполнять противоартиллерийский зигзаг, а эсминцы вышли в торпедную атаку, но выпушенные торпеды прошли между «Адмиралом Макаровым» и «Баяном».

Пользуясь преимуществом в скорости, «Augsburg» и эсминцы прорвались на юг и скрылись в дымке. «Albatross» направился к острову Готланд, чтобы укрыться в шведских территориальных водах. Русские крейсеры сосредоточили по нему огонь, но множество всплесков мешало корректировать стрельбу. От разрывов фугасных снарядов мостик, верхняя палуба и борт в носу и в корме минного заградителя имели значительные повреждения. В 8 ч 30 мин была сбита фок-мачта, ранен командир и в командование вступил старший офицер, в 8 ч 43 мин вышло из строя рулевое управление, и корабль стал описывать циркуляцию, но в 8 ч 45 мин вошел в территориальные воды Швеции. Тем не менее, еще 22 мин русские крейсеры продолжали вести огонь. В 9 ч 1 2 мин «Albatross» выбросился на берег. В него попало шесть 203-мм и 20 152-мм снарядов (четыре из них не разорвалось), из 237 человек личного состава 27 было убито и 55 ранено. В «Адмирал Макаров» попал 88-мм снаряд повредивший прожектор, один матрос получил ранение. Русские крейсера направились в Финский залив и около 10 ч обнаружили броненосный крейсер «Roon», крейсер «Lubek» и четыре эскадренных миноносца, вызванные по радио с крейсера «Augsburg». В 10 ч 5 мин «Баян», находившийся ближе всех к противнику, открыл огонь по броненосному крейсеру «Roon» из своих двух 203-мм орудий. Началась артиллерийская дуэль.

Бой шел на параллельных курсах, при этом «Адмирал Макаров» и «Богатырь» находились вне дальности действительного огня, а «Олег» вел бой с крейсером «Lubek». Контр-адмирал М.К.Бахирев вызвал по радио броненосный крейсер «Рюрик», а затем — линейные корабли «Слава» и «Цесаревич». Вероятно, командир «Roon» предположил, что русские крейсера пытаются навести его на превосходящие силы, ив 10 ч 30 мин повернул на обратный курс. Начальник русской бригады крейсеров считал, что на его кораблях недостаточно боезапаса и не преследовал противника.

Вскоре подошедший «Рюрик» (командир капитан 1 ранга А.М.Пышнов) обнаружил крейсер «Lubek» и открыл по нему огонь, ав 10ч 50 мин заметил направлявшийся на юг броненосный крейсер «Roon». Огонь главного калибра «Рюрика» перенесли на нового, более сильного противника.

«Roon» уходил, отстреливаясь из одного 210-мм орудия кормовой башни, «Рюрик» преследовал оба германских крейсера. Однако справа на траверзе был обнаружен перископ неизвестной подводной лодки. Пока русский крейсер совершал маневр уклонения от возможной торпеды, германские корабли скрылись в тумане. Преследование продолжалось до 12 ч, когда был получен приказ начальника бригады крейсеров о возвращении. Отряд благополучно вернулся в Ревель 20 июня и в тот же день по приказу командующего флотом прибыл в Гельсингфорс. Русская сторона считала прошедший бой победой, крейсера восторженно встретили в главной базе флота.

18  июля 1915 года «Рюрик», «Адмирал Макаров», «Баян», «Олег», «Богатырь» и эсминцы обеспечивали переход линейного корабля «Слава» в Рижский залив через Ирбенский пролив.

16 октября 1915 года «Адмирал Макаров», «Баян», «Богатырь» и «Олег» в сопровождении эскадренных миноносцев вышли в Ботнический залив для поиска германских пароходов, вывозящих железную руду из Швеции, в результате удалось захватить и привести в Рау- мо пароход «Fraskatti». Успех мог бы быть значительно большим, но шведские власти, получив сообщение об обнаружении русских крейсеров, оповестили об этом все германские суда, находившиеся в портах Ботнического залива.

29  октября 1915 года крейсеры «Рюрик», «Баян», «Адмирал Макаров» и «Олег» участвовали в постановке заграждения из 560 мин к югу от острова Готланд: 12 ноября на поставленных здесь минах подорвался крейсер «Danzig». Для усиления этого заграждения крейсера 1 -й бригады 22—24 ноября выставили еще 700 мин юго- восточнее Готланда, 31 декабря в этом районе подорвался крейсер «Lubek».

В активных минных постановках крейсеры выставили 42,7% мин, эскадренные миноносцы — 45,6%, а заградители— 1 1,7%. В минных постановках участвовали «Рюрик», «Россия», «Адмирал Макаров», «Баян», «Олег» и «Богатырь». Крейсеры поставили 1743 мины или 4,5% от общего числа мин выставленных в оборонительных и активных минных заграждениях. С окончанием кампании 1915 года крейсеры к минным постановкам более не привлекались.

В 1915 году на Франко-Русском заводе «Богатырь» прошел замену котельных трубок.

В ходе военных действий на различных уровнях поднимался вопрос об усилении артиллерийского вооружения крейсеров, при этом корабли типа «Богатырь» командующий флотом адмирал Н.О.Эссен предлагал перевооружить 130-мм пушками. В своих докладах в Морское министерство Н.О.Эссен подчеркивал, что переделки не потребуют большого объема работ по корпусу, так как касаются лишь артиллерийских погребов и элеваторов подачи снарядов.

В результате обсуждения ГУК вопроса о перевооружении пришли к мнению о необходимости установки 130-мм орудий по варианту Металлического завода: для 130-мм башенных пушек изготавливались специальные кожуха для приведения этих орудий по наружному очертанию к 152-мм Канэ, после чего новые орудия устанавливались в старые люльки, не требуя никакой переделки станков. 75-мм орудия сняли, за счет чего удалось установить еще четыре 130-мм пушки, доведя общее число их до 16.

В течение зимы 1916 года перевооружение «Богатыря» завершилось. На нем установили также новый комплект приборов управления огнем и ликвидировали выступающую часть боевой рубки, заменив ее листом 75-мм цементированной брони.

В кампании 1916 года крейсеры продолжали вести активные боевые действия. 31 мая «Рюрик», «Олег» и «Богатырь» прикрывали действия эскадренных миноносцев, атаковавших германский конвой в Норрчёпингской бухте.

В 1917 году команды крейсеров приняли участие в событиях Февральской и Октябрьской революций. Зиму 1917/1918 года крейсеры «Рюрик», «Адмирал Макаров», «Баян», «Олег» и «Богатырь» находились в Ревеле. В связи с наступлением германских войск, они 25—27 февраля перешли в Гельсингфорс, а затем приняли участие в Ледовом походе. 12—17 марта «Адмирал Макаров», «Рюрик» и «Богатырь» перешли из Гельсингфорса в Кронштадт в составе 1 -го отряда.

Балтийские крейсера оказались в Петрограде и Кронштадте с некомплектом личного состава и нуждались в ремонте. В стране начиналась Гражданская война, разруха, голод; катастрофически не хватало топлива. В соответствии с Временным расписанием флота Балтийского моря от 16 мая 1918 года, 1-ю и 2-ю бригады объединили в Бригаду крейсеров. «Богатырь» с мая 1918 года находился на долговременном хранении. Восемь 130-мм орудий отправили на Волжскую военную флотилию, четыре — на Северодвинскую военно-речную флотилию. В 1922 году корабль разобрали, но из списков исключили только 21 ноября 1925 года. Цилиндры и детали машин использованы для восстановительного ремонта крейсера «Коминтерн».