Журналы-1

Постройка и испытания броненосцев «Адмирал Сенявин» и «Генерал-адмирал Апраксин»

Закладка «Адмирала Сенявина» состоялась 8 апреля 1893 года в более скромной обстановке, чем корабля Балтийского завода: старшим из присутствующих был генерал-адмирал.

Несмотря на то, что орудия главного калибра «Адмирала Сенявина» изготавливались в первую очередь, а подготовительные работы в малом каменном эллинге Нового Адмиралтейства начались еще в конце 1891 года, броненосец значительно отстал в темпах постройки от корабля Балтийского завода. Причины этого заключались в порочной практике бюджетного судостроения, существовавшей еще со времен парусных кораблей. В основе системы лежали строгая бумажная отчетность строителя, бюрократическая волокита бесконечных согласовании в различных инстанциях при нехватке инженерно-технических кадров, слабом оборудовании мастерских, сезонности и низкой квалификации мастеровых, получавших ничтожную плату.

Заработок указателей и десятников Нового Адмиралтейства примерно соответствовал уровню квалифицированных рабочих Балтийского завода. Мастеровые же получали от 40 до 90 коп. в день, лишь немногим из них начисляли свыше одного рубля, но не более 1 руб 30 коп. Большую часть мастеровых составляли крестьяне, приехавшие в столицу на заработки. Из более чем 1200 рядовых строителей «Адмирала Сенявина» в 1893— 1894 годах лишь единицы проработали на корабле около года. При низкой зарплате создать постоянный контингент квалифицированных рабочих оказалось невозможным.

Строитель «Адмирала Сенявина» М.К.Яковлев, приступив 9 июля 1892 года к сборочным работам на стапеле малого эллинга, докладывал о нехватке станков для одновременной обработки металла; пришлось работать и в ночное время.

Работы продвигались медленно: в среднем ежемесячно на стапеле устанавливали по 58 т стали (против 73 т на «Адмирале Ушакове»). Тем не менее, высшее руководство верило в возможности порта. Казалось, что достаточно всех организовать и расставить по местам, отдать нужные распоряжения, тщательно проверить их исполнение, и успех будет обеспечен.

По инициативе Н.М.Чихачева и по распоряжению главного командира Санкт-Петербургского порта В.П.Верховского главный корабельный инженер порта Н.А.Субботин составил перспективный план — «Таблицу сроков» постройки четырех броненосцев («Адмирал Сенявин» и трех типа «Полтава»), в котором подробно расписывались все поставки с указанием контрагентов и сроков утверждения чертежей.

Однако ГУКиС так выбрал контрагентов, что форштевень, ахтерштевень и рулевая рама броненосца, изготовленные заводом Уитворта в Англии, поступили в Новое Адмиралтейство только в начале 1894 года и из-за обнаруженных раковин в отливках прошли длительный путь освидетельствования и приемки.

Как и у «Адмирала Ушакова», скорость постройки «Адмирала Сенявина» зависела и от МТК: направленные 10 мая 1893 года Н.А.Субботиным на утверждение чертежи водоотливной системы провели в комитете пять с лишним месяцев. После этого они более двух месяцев циркулировали между строителем, портовой конторой и ГУКиС до сообщения в Главное управление о ценах, заявленных заводами на изготовление системы.

По мнению Н.А.Субботина, для ускорения работ следовало увеличить мощность мастерских Нового Адмиралтейства, количество хорошо оплачиваемых мастеров и указателей, а также создать «кадр» постоянных рабочих.

К 14 января 1894 года на «Адмирале Сенявине» провели испытания на водонепроницаемость всего 20 отделений из намеченных 43. Торжественный спуск корабля на воду состоялся лишь 10 августа 1894 года.

Задержка спуска на воду задержала и установку котлов и машин, доставленных в Санкт-Петербург еще осенью 1893 года. Иной подход изготовившей механизмы английской фирмы «Хамфрис Теннант энд К°» к обеспечению тяги в котлах по сравнению с установкой фирмы «Моделей, сонз энд Филд» обусловил меньшую высоту дымовых труб, что и стало основным внешним отличительным признаком кораблей.

«Адмирал Сенявин» прошел ходовые испытания осенью 1896 года, при этом на нем осталось много недоделок (хотя Санкт-Петербургский порт еще 1 января 1896   года оценивал степень готовности в 93,64%). Даже к апрелю 1897 года, когда в башнях главного калибра уже стояли все орудия, не работали элеваторы 120-мм патронов и система затопления крюйт-камер.

Решение о строительстве третьего броненосца серии, получившего наименование «Генерал-адмирал Апраксин», было принято Н.М.Чихачевым в декабре 1893 года, одновременно с заказом главных и вспомогательных механизмов Франко-Русскому заводу в Петербурге. Общая сумма контракта на поставку механизмов и котлов, заключенного с Санкт-Петербургским портом 20 июня 1894 года, составила 923 590 руб. Завод изготовлял машины и котлы по чертежам фирмы «Моделей, сонз энд Фильд». Интересно отметить, что в официальных документах этот броненосец именовался кораблем типа «Адмирал Ушаков» — вероятно, по месту изготовления механизмов.

Подготовительные работы по корпусу начались в феврале 1894 года, а 12 октября на стапель эллинга Нового Адмиралтейства выставили первые пуды металла. Строителем «Генерал-адмирала Апраксина», официально заложенного 20 мая 1895 года, назначили ДВ.Скворцова, освобожденного к тому времени от обязанностей наблюдающего на Балтийском заводе.

В конце февраля 1895 года Д.В.Скворцов представил записку о необходимости разгрузки нового броненосца. Для этого он предложил уменьшить толщину бортовой и траверзной брони на 25,4 мм, а также заменить башенные установки барбетными со сферическими крышами.

Фактически же изменения первоначального проекта свелись к установке закаленных (гарвеированных) плит бортового пояса с уменьшением максимальной толщины до 216 мм и башен главного калибра с электрическим приводом. Переход к таким установкам следует признать заслугой артиллеристов МТК во главе с С.О.Макаровым. Прогрессивное значение имели также требование артиллеристов обеспечить небывалый ранее угол возвышения орудий 8 35° и контрактную скорость заряжания 1,5 мин. Во избежание перегрузки (так как масса электрических установок превышала массу гидравлических более чем на 100 т) в кормовой башне решили поставить только одно 254-мм орудие вместо двух.

Одноорудийная кормовая башня и легкое прикрытие для 47-мм орудий на мостиках стали главными внешними отличиями «Генерал-адмирала Апраксина» от двух других кораблей. Дымовые трубы броненосца имели одинаковую высоту с таковыми на «Адмирале Ушакове».

К началу 1896 года готовность «Генерал-адмирала Апраксина» возросла до 54,5 %. Спуск корабля на воду состоялся 30 апреля 1896 года, а первый выход на пробу машин — осенью следующего года. Однако ходовые испытания завершились лишь год спустя. Усовершенствованные по сравнению с прототипом 254-мм орудия испытывались летом 1899 года.

Все три корабля имели значительную строительную перегрузку: фактическое водоизмещение «Адмирала Ушакова» составило 4648 т, «Адмирала Сенявина» — 4792 т (осадка — 6,1 м), «Генерал-адмирала Апраксина» — 4515 т (осадка — 5,7 м).

Это было вызвано слишком приблизительным подсчетом весов при проектировании, отсутствием необходимого запаса водоизмещения, а также различными «улучшениями и добавлениями» первоначальных проектных решений. Увеличение проектного водоизмещения броненосцев складывалась из перегрузки по артиллерийскому и минному вооружениям, а также по корпусу, устройствам и системам. На конец 1897 года последняя статья перегрузки для «Адмирала Сенявина» оказалась наибольшей по сравнению с другими кораблями серии, что прямо связано с более низкой дисциплиной весов и качеством работ на стапеле Нового Адмиралтейства. После завершения всех работ «Адмирал Сенявин» оказался примерно на 140 т тяжелее «Адмирала Ушакова». Меньшая строительная перегрузка «Генерал-адмирала Апраксина» объясняется уменьшением массы бронирования и некоторым сокращением вооружения по опыту постройки двух первых кораблей.