Журналы-1

Глава 6 Балтийский отряд

Как один из немногих уцелевших после войны достаточно современных кораблей, «Богатырь» получил назначение в состав особого соединения флота, предназначенного для плавания с кораблями гардемаринами и строевыми унтер-офицерами.

Неофициально отряд называли «гардемаринским». В него также вошли эскадренные броненосцы «Цесаревич» и «Слава». Первый вернулся с Дальнего Востока после интернирования в Циндао, второй, не успев подготовиться для ухода с эскадрой З.П.Рожественского, вступил в строй во время войны. Планы отправить его со вторым эшелоном 3-й Тихоокеанской эскадры в мае 1905 года не осуществились, и корабль, счастливо сохранившись, служил теперь задачам послецусимского возрождения флота. Позднее к отряду, официально названному Балтийским, присоединились новые корабли — крейсеры «Рюрик» и «Адмирал Макаров», а также «Олег». «Рюрик», построенный в Англии, являлся броненосным крейсером нового типа, переходным к классу линейных, а «Адмирал Макаров» (и однотипные с ним два корабля) воспроизводил почти без изменений «Баян», что было вызвано как признанием эффективности типа крейсера с 203-мм артиллерией, так и отсутствием более современных проектов для загрузки простаивавших судостроительных заводов.

Так «Богатырь» оказался в начале давшего благотворные результаты этапа обновления и перестройки. Его итогом стало появление на флоте новых, широко образованных офицеров, одинаково хорошо изучивших и тактические, и технические возможности своих кораблей, свободно владевших сложнейшим искусством управления артиллерийским огнем и методами его массирования.

Осуществляя корабельный метод воспитания нового поколения офицеров. «Богатырь» вместе с отрядом побывал практически во всех главнейших портах и базах Европы. Первые два года отрядом командовал контр-адмирал И.Ф.Бострем (в 1905— 1906 годах служивший командиром «Богатыря»), Корабли Балтийского отряда 10 сентября 1906 года прибыли в Пенешу, а 16 сентября пришли в Екатерининскую гавань, место давних зимовок строившихся в Архангельске кораблей, будущую базу Северного флота.

Зайдя в Териберку, давнее прибежище поморских рыбаков, 20 сентября корабли вышли в океан и, обогнув с севера Шотландию, пришли в порт Гринок на реке Клайд. Через Брест, Виго, Мадеру, Кадис, Гибралтар и Бизерту отряд прибыл в Тунис, а 15 марта — в Тулон. В Либаву корабли вернулись через Виго, Портсмут и Киль 29 марта 1907 года.

28  сентября 1907 года «Богатырь» прошел переклассификацию: подклассы крейсеров I и II рангов упразднили, образовав два других подкласса — броненосных крейсеров и крейсеров; «Богатырь» причислили ко второму.

В своем следующем плавании (сентябрь 1907 — март 1908 года) с постоянными, как и ранее, занятиями гардемаринов, учениями и стрельбами и заходами в Неаполь, Гибралтар, Виго, Киль, корабли отряда прошли 1 1 500 миль. Свой вклад внес экипаж крейсера «Богатырь» и в подвиг гуманизма русских моряков в дни землетрясения в итальянском порту Мессина. В декабре 1908 года российские корабли находились в порту Аугуста и, перейдя в Мессину, в числе первых приступили к спасению погребенных под обломками жителей города. Всего российские моряки спасли около 1800 человек, оказав им медицинскую помощь и доставив в порты Италии.

После захода в Александрию, на Канарские острова, в Мадеру, Виго, Портсмут и Киль, отряд 17 марта вернулся в Либаву. На большой зыби в западной части Средиземного моря выяснилось, что «Богатырь» «как более легкий и длинный держался лучше линейных кораблей, которые брали воду бортами при значительной килевой качке».

После состоявшегося во второй половине 1909 года ремонта котлов «Богатырь» продолжал плавания вместе с крейсерами «Аврора» и «Диана». Их почти месячный курс учений и стрельб в Бизертском озере прервало поручение доставить на родину тело умершего в Каннах генерал-фельдмаршала великого князя Михаила Николаевича. Так в декабре 1909 года с разрешения турецких властей состоялся кратковременный визит «Богатыря» в Севастополь. До входа в Дарданеллы его провожали «Диана» и «Аврора», а на пути до Севастополя конвоировали пришедшие к Босфору крейсеры «Кагул» и «Память Меркурия».

Став ненадолго гостем Севастополя, «Богатырь» уже в конце декабря 1909 года вернулся в Средиземное море. В январе 1910 года со всем отрядом «Богатырь» участвовал в миротворческой миссии в Фалеро, в феврале корабли отряда осуществили стрельбу по необитаемому острову Петро-Карго, а 30 марта возвратились в Либаву.

Новое плавание в составе Балтийского отряда под флагом великого князя Николая Николаевича («Цесаревич», «Слава», «Рюрик», «Адмирал Макаров») «Богатырь» начал 18 июля 1910 года. Исключительным энтузиазмом населения и размахом официальных чествований русских моряков был отмечен визит отряда в августе 1910 года в Черногорию на празднование 50-петия короля Николая I. На обратном пути в Либаву корабли выдержали жестокий шторм, от которого «Богатырь» «валяло» с размахами до 38е' на борт.

В кампании 1911 года «Богатырь», вместе с крейсерами «Россия», «Олег», «Аврора», «Диана» состоял в Бригаде крейсеров 1 -го резерва. В 1912 году на Кронштадтом пароходном заводе капитально отремонтировали главные машины крейсера.

Конец 1912 года и весь 1913 год «Богатырь» провел в Средиземном море, в январе побывал в палестинском порту Яффа, в декабре занимался проведением учебных стрельб в Бизертском озере.

Завершив в 1914 году, с января по июнь, последнее плавание с юнгами флота в Атлантическом океане и Средиземном море, «Богатырь» вернулся на Балтику.