Журналы-1

Постройка и испытания броненосца «Адмирал Ушаков»

Заказ на постройку броненосца Балтийский завод фактически получил лишь в январе 1892 года. После рассмотрения представленной ГУКиС документации управляющий заводом М.И.Кази взялся построить корабль за сумму 1 175 910 руб. Первоначальную разбивку частей корпуса вели на изготовленной в масштабе 1:48 полумодели корабля. Параллельно с работами на плазе составлялись ведомости поставки стали, заказанной Путиловскому заводу.

Быстрая подготовка стапеля в деревянном эллинге позволила уже 16 июня 1892 года приступить к сборке корпуса. На стапель-блоках установили первую деталь вертикального киля, который вскоре продолжили в нос и в корму, начали устанавливать шпангоуты. Официальную церемонию закладки «Адмирала Ушакова» провели одновременно со спуском на воду крейсера «Рюрик» — 22 октября 1892 года. Закладка состоялась в присутствии ипрератора Александра III и императрицы Марии Федоровны, в 11 ч 15 мин.

Организация постройки представляла собой сложный процесс. В ней участвовали портовые и центральные управления Морского ведомства, а так же многочисленные контрагенты. Разработанные Д.В.Скворцовым практические чертежи через главного корабельного инженера и главного командира Санкт-Петербургского порта представлялись на утверждение МТК, откуда поступали на Балтийский завод и в ГУКиС, заключавшим контракты, оформлявшим наряды на поставку механизмов и устройств от контрагентов.

Отлаженный М.И.Кази технологический механизм, квалификация мастеров, указателей и рабочих позволили добиться сравнительно быстрого продвижения работ: в среднем каждый месяц масса корпуса возрастала на 73 т. К началу 1893 года завершилась настилка второго дна, а ветки шпангоутов «выросли» до высоты верхней палубы. В мае начались испытания междудонных отделений на водонепроницаемость.

Однако особое значение имело своевременное утверждение в МТК практических чертежей, особенно тех, которые увязывали изготовленные на заводе элементы корпуса с деталями и оборудованием, поставляемыми контрагентами. Так, чертежи кронштейнов и гребных валов строители представили в МТК еще 4 апреля 1892 года. Это позволило своевременно приступить к проектированию и изготовлению главных и вспомогательных механизмов на иностранных заводах. Чертежи ахтерштевня с рулевой рамой и форштевня, идентичных для обоих броненосцев, МТК утвердил 26 июня 1892 года.

После этого стальные штевни, рулевую раму и два кронштейна гребных валов для «Адмирала Ушакова» заказали на заводе фирмы «Стил Компани оф Скотлэнд», которая к лету 1893 года доставила готовые изделия в Санкт-Петербург. В августе кронштейны так же, как и фор- и ахтерштевень установили на место. Работами по их установке руководил лично М.И.Кази.

В сентябре 1892 года Н.А.Субботин направил в МТК чертежи и расчеты румпелей и рулевого устройства с паровым приводом по системе французской фирмы «Стопфер де Дюкло». М.И.Кази возражал против французской системы, утверждая, что она хорошо проявила себя лишь на малых кораблях. Однако Н.Е.Кутейников, ссылаясь на положительный опыт эксплуатации приводов Дюкло на крейсерах «Князь Пожарский», «Герцог Эдинбургский», «Генерал-адмирал» и на броненосце «Император Николай I», считал ее вполне пригодной для броненосцев береговой обороны, не исключая, впрочем, и заказ рулевого привода для «Адмирала Ушакова» по итогам конкурса разных заводов.

В итоге Адмиралтейские Ижорские заводы выполнили свой вариант привода для «Адмирала Сенявина», а для «Адмирала Ушакова» рулевую машину изготовила фирма «Стопфер де Дюкло». Нужно отметить, что оба рулевых устройства имели конструктивные недостатки и производственные дефекты, что доставило морякам много неприятностей.

На сроки окончательной готовности корабля большое влияние оказали хозяйственный «диктат» ГУКиС, обеспечивавший постройку поставками «от казны». Так, в 1892  году ГУКиС заказало для «Адмирала Ушакова» на Адмиралтейских Ижорских заводах только два становых якоря Мартина, якорные цепи и камбуз. Наряд на бортовую и траверзную броню ижорцы получили лишь 30 июля 1893 года, когда броненосец уже готовили к спуску на воду.

В октябре 1893—феврале 1894 года Ижорским заводам заказали водолазный аппарат, броневые болты, брандспойты Доунтона, паровые машины для катеров и, наконец, запасной якорь Мартина и цепной канат к нему. Это же казенное предприятие поставляло для «Адмирала Ушакова» шпили с паровыми машинами, приводы, битенги и стопора, крамболы, фиш-балки, шлюпбалки и водоотливную систему. Трубы этой системы удалось получить только к январю 1894 года.

Запоздалый заказ водоотливной системы, брони и болтов повлиял на готовность броненосца к выходу в море. Эта готовность, естественно, зависела и от монтажа главных и вспомогательных механизмов. Но управляющему министерством пришлось заказать их, вопреки давнему решению Александра II «строить флот дома и из отечественных материалов», более надежному контрагенту — английской фирме «Моделей, сонз энд Фильд». Кроме этого Морское министерство разместило в Англии ряд крупных заказов. Право заключать контракты и осуществлять общее наблюдение за их выполнением получил морской агент в Великобритании капитан 1 ранга З.П.Рожественский, который 20 июля 1892 года подписал контракт с Уолтерем Модслеем на изготовление двух паровых машин тройного расширения с котлами, винтами и вспомогательными механизмами для броненосца «Адмирал Ушаков». Фирма обязалась доставить механизмы в Санкт-Петербург до закрытия навигации 1893 года и установить их на корабль. Валы, дейдвудные трубы, кингстоны забортной арматуры требовалось поставить на Балтийский завод не позднее 15 июня 1893  года. Окончательную сборку механизмов планировалось завершить до 15 июня 1894 года.

Общая сумма заказа составляла около 568 тыс. руб. Чертежи расположения гребных валов поступили через З.П.Рожественского в Морское министерство уже 28 июля 1892 года.

Для непосредственного наблюдения за изготовлением машин и котлов в октябре 1892 года в Англию командировали помощника старшего инженера-механика А.И.Францкевича. К середине ноября завод Модслея в Лондоне изготовил шатуны и закончил обработку цилиндров.

Следует упомянуть тщательность приемщиков Морского ведомства, требовавших точного выполнения всех пунктов подробной спецификации. Но английские заводы отличались быстрой сборкой машин, которая обеспечивалась высокой точностью изготовления деталей, в то время как на большинстве русских предприятий, из- за необходимости длительной ручной подгонки по месту, процесс сборки неоправданно затягивался.

Машины для «Адмирала Ушакова» удалось собрать на заводе-изготовителе в июне—августе 1893 года, а в октябре в разобранном виде уже отправить в Петербург. В это же время Балтийскому заводу за 23 тыс. руб. заказали вспомогательный котел, от изготовления которого отказался Моделей.

Строительство «Адмирала Ушакова» уже приближалось к моменту спуска на воду, а ряд вопросов его конструкции еще не удалось окончательно решить. Одобрив предложение Балтийского завода о замене деревянных каютных переборок стальными, МТК медлил с утверждением чертежей расположения кают, лазарета и аптеки, представленных Д.В.Скворцовым еще в марте 1893 года. Просторная кают- компания и офицерские каюты на 22 места превосходили требования ГМШ, а расположение их, оказалось более удобным, чем в проекте «Адмирала Сенявина». Поэтому вариант Д.В.Скворцова приняли для обоих броненосцев, но чертежи все лето «циркулировали» между Балтийским заводом, главным портовым корабельным инженером и МТК.

До конца 1893 года не удалось окончательно решить устройство водоотливной системы, а также определить размещение и конструкцию мачт броненосца. Согласно первоначальному проекту на корабле предусматривалась одна мачта с боевым марсом; ее чертеж Д.В.Скворцов разработал в мае 1893 года. Он предложил поставить мачту на крыше боевой рубки, при этом масса всего сооружения составляла 57 т (на 3 т меньше предусмотренной МТК). В январе 1894 года артиллерийское отделение решило вооружить марсы всех броненосцев десятью 37-мм орудиями. Однако утверждение проекта затянулось до марта 1894 года, когда на броненосцах решили иметь уже по две мачты. После очередной корректировки чертежей в апреле балтийцы приступили к изготовлению мачт.

Из броненосцев программы 1890 года только «Адмирал Ушаков» радовал Морское ведомство быстрым продвижением работ. Поэтому для отчета перед императором решили спуск корабля на воду, запланированный Балтийским заводом на конец октября 1893 года, провести со всей возможной торжественностью.

В назначенный день (среда 27 октября) на Неве выстроились яхта «Александрия», пароходы «Онега», «Нева» и «Могучий». Утром к эллингу прибыли на катере от Нового Адмиралтейства Александр III с императрицей. На церемонию собрались высшие чины Морского ведомства во главе с генерал-адмиралом и Н.М.Чихачевым, представители Военного министерства и гвардии, военные и морские агенты иностранных государств.

Наступил торжественный момент, ив 11 ч 50 мин «Адмирал Ушаков» сошел на воду. При выходе корабля из эллинга над ним взвились Андреевский флаг, гюйс, флаг генерал-адмирала и императорский штандарт, все корабли расцветились флагами, над Невой прогремел 31 залп праздничного салюта. На палубе броненосца выстроился почетный караул с оркестром.

После спуска на воду броненосец имел углубление носом 1,85 м и кормой — 2,78 м. Относительно малая спусковая масса корпуса (около 1200 т) объяснялась незавершенностью многих внутренних работ. Сразу после швартовки броненосца к заводской стенке на нем начались погрузка и монтаж главных и вспомогательных механизмов, доставленных из Англии.

В декабре 1893 года на броненосце установили машинные и котельные фундаменты, упорные подшипники, а также колонны под цилиндры машин. В январе—феврале закончили монтаж арматуры котлов и установили на месте две дымовые трубы. Высота их достигала 14,6 м от кожуха до верхнего среза, что способствовало хорошей тяге при естественной вентиляции котельных отделений.

Этот период ознаменовался для Балтийского завода переходом в государственную собственность. Начальником завода стал старший судостроитель С.К.Ратник.

К концу апреля 1894 года завершилась сборка главных и вспомогательных механизмов броненосца. Пары во всех котлах развели 28 июня, доведя давление пара до контрактного (9,1 атм), опробовали левую машину на малых оборотах в течение 1 ч и все вспомогательные механизмы. Пробу главных машин на швартовах повторили 1 июля. Обе машины плавно отработали 1,5 ч с частотой вращения до 60 об/мин. Зимой 1893/94 года Балтийский завод изготовил и вспомогательный котел, который 26 апреля испытали под давление 14,4 атм. Работы по его установке завершились в августе 1894 года, а монтаж дымохода и паропроводов затянулся до осени.

Морское министерство рассчитывало провести ходовые испытания броненосца «Адмирал Ушаков» в кампанию 1894 года, но выход корабля в море не состоялся из-за неготовности водоотливной системы, а также рулевого устройства и шпилей.

Одной из причин этого стало несвоевременное согласование и утверждение чертежей в МТК. Так, чертежи водоотливной системы Балтийский завод представил еще 2 июня 1893 года. Их разработке предшествовало согласование взаимного расположения труб и водоотливных турбин с главными машинами и котлами. МТК утвердил их только 8 февраля следующего года.

Броня поставлялась также с большим опозданием, зависевшим не только от сроков утверждения чертежей, но и от поисков в ГУКиС исполнителей заказов. Адмиралтейские Ижорские заводы к осени 1894 года с трудом изготовили плиты главного броневого пояса, и траверзов. Невозможность своевременной поставки башенной брони заставила ГУКиС обратиться к Обуховскому заводу, взявшемуся изготовить 16 плит барбетов башен к февралю 1895 года. Однако заказ удалось выполнить лишь к осени.

Затем Франко-Русский завод только к концу января 1895 года обстрогал изготовленную обуховцами броню гласисов дымоходов и машинных люков. Наконец, 16 декабря 1894 года заказ на восемь броневых плит вращающихся частей башен получил Саут-Вифлиемский завод в США. Окончательное решение об изготовлении в США 224 тонн башенной 178-мм брони с болтами для двух броненосцев береговой обороны приняли в январе 1895 года, а попали они в Петербург к началу следующего года.

Главной же причиной задержки готовности броненосца, стало опоздание 254-мм орудий и башенных установок, принятых спустя почти два года после изготовления корпуса и механизмов.

Испытания первых пяти орудий провели на Охтинском поле летом 1895 года. Несмотря на применение бурого (дымного) пороха (с меньшей начальной скоростью), испытания выявили низкую прочность чрезмерно облегченных пушек, что потребовало их переделки. Работы затянулись до июля 1897 года, когда последнее орудие, наконец, попало на корабль.

Задержка 254-мм орудий сказалась и на создании башенных установок. Уровень развития техники уже позволял, используя гидравлические механизмы, полностью механизировать процесс наведения и заряжания. По первоначальному проекту на броненосцах береговой обороны предполагались барбетные установки. Но в 1892 году артиллерийское отделение МТК, учитывая увеличение калибра орудий с 229 до 254 мм, накопленный опыт в создании башен, а также требования лучшей защиты, остановилось на закрытых вращающихся башнях.

В условиях на проектирование оговаривались наибольшая масса каждой установки без брони (90 т), требования обеспечить вращение башни вручную при крене до 8°, центральное заряжание, скорость вращения гидравлическим приводом и углы наведения. На практике условие возможности ручного вращения означало уравновешенность башни. Наибольший угол возвышения орудий задавался в 15°, снижения 5°. От угла возвышения зависела и дальность стрельбы. Здесь МТК пошел несколько дальше англичан и французов. На английских броненосцах угол возвышения орудий главного калибра составлял 13,5°, на французских от 10° до 14°. Правда, в германском флоте уже в 1890-х годах установки несколько меньшего калибра (240 мм) имели угол возвышения до 25°.

На предложение Морского министерства о конкурсе откликнулись английские заводы Уитворта и Армстронга, французские «Форж э Шантье де ля Медитерране», Кайля и Батиньоля, а из русских — Путиловский и Металлический. В марте 1893 года предложенные ими проекты рассматривались в МТК. Однако в большинстве проектов оказалась превышенной заданная масса. В итоге первое место занял проект завода Уитворта, второе — вариант Путиловского завода с гидравлическим приводом (другой вариант предусматривал электрический привод, но оказался на предпоследнем месте). Н.М.Чихачев, согласившись с предложением МТК ориентироваться на объявленную заводами цену заказа, представил право выбора ГУКиС.

Главное управление выбрало Путиловский завод, с которым 30 июля 1893 года и заключило контракт на сумму 310 тыс. руб. за обе башенные установки со сроком сдачи в собранном виде не позднее 12 апреля 1894   года. На наладку и испытания установок на броненосце отводилось 15 дней, масса каждой ограничивалась 100,4 т.

Несмотря на пожар, бушевавший на заводе осенью 1893 года, он в целом справился с заданием. В результате изменений в конструкциях параллельно создававшихся орудий и станков Путиловскому заводу пришлось осенью 1894 года устранять обнаруженный «перевес на дуло». Балтийский завод тем временем за дополнительную плату вырубал часть палубной брони для помещения оснований установок, не совпадающих с первоначальным проектом.

Многочисленные изменения в конструкции установок, корпуса и бронирования привели к тому, что Путиловский завод доставил детали установок на Балтийский летом 1895 года, тогда же на Охтинском поле испытали вместе с орудиями и пробный станок, предназначавшийся для «Адмирала Сенявина». Монтаж поворотных столов на «Адмирале Ушакове» путиловцы начали в июне 1895 года, полную сборку установок с броней удалось в основном завершить только в 1896 году. К 1 марта 1897 года в кормовой башне уже стояли орудия, наладка же установок в сборе с пушками носовой башни затянулась до сентября. К этому времени корпус, главные машины и котлы броненосца уже приняли в казну, ввели в строй водоотливную систему и рулевую машину.

9 августа 1895 года «Адмирал Ушаков» начал свою первую кампанию ходовыми испытаниями. На корабле под командованием капитана I ранга А.П.Шестакова служили семь офицеров, два кондуктора, 24 унтер-офицера и 264 матроса.

Председатель приемной комиссии контр-адмирал К.К. де Ливрон 15 августа поднял свой флаг на броненосце, и 31 августа в 9 ч утра корабль своим ходом перешел в Кронштадт.

После окраски в доке подводной части корпуса, и погрузки 150 т кардифа, броненосец перешел на Малый Кронштадтский рейд, откуда утром 6 сентября снялся с якоря для заводской пробы. Главные механизмы обслуживали судовые кочегары и машинисты при участии немногочисленных английских специалистов. В 9 ч корабль развил полный ход, который держали в течение 8ч 15 мин.

Средняя скорость составила 14,93 уз, при суммарной мощности машин 4945 л.с. Водоизмещение корабля (411 3 т) оказалось близким к проектному, так как недостающее вооружение и снабжение лишь отчасти компенсировали приемом воды в отделения двойного дна. Уже тогда очевидной стала значительная строительная перегрузка.

Выход в море на официальные 12-часовые испытания полным ходом состоялся 20 сентября 1895 года. При водоизмещении 4020 т суммарная мощность машин значительно превысила контрактную, составив 5770 л.с. Броненосец держал полный ход в течение 1 1,5 ч, по средним результатам четырех пробегов на мерной миле скорость составила 16,1 уз. Главные и вспомогательные механизмы работали исправно.

Броненосец береговой обороны окончил кампанию 14 октября 1895 года, оставшись на зиму в Кронштадте, где продолжались работы по монтажу 254-мм башен главного калибра. Однако к началу кампании следующего года получить орудия с Обуховского завода так и не удалось.

В 1896 году «Адмирал Ушаков» начал кампанию 22 августа. Все еще без орудий главного калибра и без боезапаса броненосец сидел в воде уже на 15 см глубже, чем предусмотрено по проекту (водоизмещение при этом достигло 4282 т).

Плавание броненосца невольно затянулось: он участвовал в работах по снятию с мели крейсера «Россия». Только 17 ноября «Адмирал Ушаков» вошел в гавань, окончив кампанию через 12 дней.

Актом приемной комиссии от 17 ноября 1896 года корпус броненосца приняли в казну. Через месяц комиссия приняла в казну палубные механизмы и водоотливную систему.

Все лето 1897 года «Адмирал Ушаков» простоял в Кронштадте. Испытать 254-мм башни удалось только к 19 сентября. При стрельбе из носовых орудий все зеркальные стекла нависающей над башней разборной ходовой рубки разлетелись вдребезги, что по тем временам считалось обычным явлением. Недавно вступивший в управление министерством вице-адмирал П.П.Тыртов 16 декабря признал башенные установки удовлетворительными.

Однако водоотливная система работала плохо (все шесть турбин откачивали воду из кочегарки за 50 мин с фактической производительностью по 79,2 т/ч, расчетная же составляла 250 т/ч). Очевидно, что огромные длина и диаметр трубы с многочисленными клапанами и отростками снижали КПД турбин водоотливной системы. А.И.Францкевич полагал, что турбины, поставленные каждая в своем отделении, дадут лучшие результаты. Именно такое размещение водоотливных средств и приняли вскоре для кораблей флота и магистральная труба стала достоянием прошлого.

Итак, малоэффективная водоотливная система, в сочетании с главными переборками кочегарных и машинного отделений, доведенные только до жилой палубы, могли привести к опасным последствиям, что уже доказала гибель броненосца «Гангут» в 1897 году.

О неблагополучии в этом плане кораблей типа «Адмирал Ушаков» вице-адмирал С.О.Макаров доложил П.П.Тыртову 3 июня 1898 года. Однако для того чтобы поколебать ГУКиС понадобился беспримерный позор цусимского поражения.