- 01 1998-01 ¦ Лилипуты против великанов (паровые катера и миноноски с шестовыми минами)
- 02 1998-02 ¦ Носители “электрических скатов” (первые серийные миноноски)
- 03 1998-03 ¦ Патенты и эксперименты (необычные миноносцы)
- 04 1998-04 ¦ Каким быть миноносному судну?
- 05 1998-05 ¦ От 100 футов к 100 тоннам (миноноски становятся миноносцами)
- 06 1998-06 ¦ “Сигары” и “черепахи” (миноносцы 1880-х годов)
- 07 1998-07 ¦ Конкурент из Эльбинга (миноносцы фирмы “Шихау”)
- 08 1998-08 ¦ Уроки “молодой школы” (французские миноносцы)
- 09 1998-09 ¦ Минные крейсера
- 10 1998-10 ¦ Американские “экспонаты” (миноносцы Американского континента)
- 11 1998-11 ¦ “Скандинавский путь” (миноносцы Северной Европы)
- 12 1999-01 ¦ В поисках оптимального типа (последние русские миноносцы)
- 13 1999-02 ¦ Миноносцы: вариации на тему (миноносцы начала века)
- 14 1999-03 ¦ Самые малые из «москитов» (последние миноноски)
- 15 1999-04 ¦ Истребители миноносцев (первые английские эсминцы)
- 16 1999-05 ¦ Первые эскадренные миноносцы Франции
- 17 1999-06 ¦ Корабли «дивизионной» линии (первые немецкие эсминцы)
- 18 1999-07 ¦ Наследники «Сокола»
- 19 1999-08 ¦ Роковая торпеда с «Белого облака» (эскадренные Швеции и Японии)
- 20 1999-09 ¦ Несостоявшийся фурор «Фурора» (итальянские и испанские эскадренные)
- 21 1999-10 ¦ Заокеанские «мореходы» (первые эсминцы США)
- 22 1999-11 ¦ «Люкс» или «экономный класс»? (английские эсминцы начала XX века)
- 23 1999-12 ¦ Эсминцы на экспорт (корабли для флота второстепенных держав)
- 24 2000-01 ¦ «Добровольцы» (построенные на народные пожертвования, Россия)
- 25 2000-02 ¦ «Черная прислуга» адмирала Тирпица (германские Первой, ч.1)
- 26 2000-03 ¦ От «калек» адмирала Ланса до последних гигантов (германские Первой, ч.2)
- 27 2000-04 ¦ Буквы алфавита (английские эсминцы Первой мировой войны)
- 28 2000-05 ¦ Подкрепление с Дальнего Востока (французские и японские Первой)
- 29 2000-06 ¦ Знаменитые «Новики» (типа «Новик», Россия)
- 30 2000-07 ¦ Корабли-универсалы (Италии и Австро-Венгрии)
- 31 2000-08 ¦ Гладкопалубные сотки (американские Первой мировой войны)
- 32 2000-09 ¦ Лидеры (первые лидеры эсминцев)
Статья из журанала "Моделист-Конструктор" № 2000-07
Выпуск: 30 Корабли-универсалы
- Схемы ТТХ
- Вступление
- Описание
- Описание
- Описание
- Описание
- Служба
- 186 «Инсидиозо», Италия, 1914 г.
- 187 «Аудаче» (I), Италия, 1914 г.
- 188 «Джузеппе Сиртори», Италия, 1917 г.
- 189 «Аудаче» (II), Италия, 1916 г.
- 190 «Женерале Антонио Канторе», Италия, 1921 г.
- 191 «Палестро», Италия, 1921 г.
- 192 «Татра», Австро-Венгрия, 1913 г.
- 193 «Триглав» (II), Австро-Венгрия, 1917 г.
186. Эсминец «Инсидиозо», Италия, 1914 г.
Строился фирмой «Паттисон».
Водоизмещение нормальное 672 т, полное 770 т.
Длина наибольшая 73 м, ширина 7,3 м, осадка 2,6 м.
Мощность двухвальной паротурбинной установки 16000 л.с., скорость 30 уз.
Вооружение:
одно 120-мм и четыре 76-мм орудия, два 450-мм торпедных аппарата.
Всего в 1913-1914 гг. построено шесть единиц:
«Индомито», «Интрепидо», «Иррекуэто», «Импавидо», «Импетуозо» и «Инсидиозо».
187. Эсминец «Аудаче» (I), Италия, 1914 г.
Строился фирмой «Орландо».
Водоизмещение нормальное 780 т, полное 840 т.
Длина наибольшая 75,5 м, ширина 7,5 м, осадка 2,6 м.
Мощность двухвальной паротурбинной установки 16000 л.с., скорость 30 уз.
Вооружение;
одно 120-мм и четыре 76-мм орудия, два 450-мм торпедных аппарата.
Всего в 1913-1914 гг. построено две единицы:
«Аудаче» и «Анимозо».
188. Эсминец «Джузеппе Сиртори», Италия, 1917 г.
Строился фирмой «Одеро».
Водоизмещение нормальное 790 т, полное 847 т.
Длина наибольшая 73,5 м, ширина 7,3 м, осадка 2,8 м.
Мощность двухвальной паротурбинной установки 16000 л.с., скорость 30 уз.
Вооружение:
шесть 102-мм орудий, два 40-мм автомата, четыре 450-мм торпедных аппарата.
Всего в 1917-1919 гг. построено 12 единиц:
«Джузеппе Сиртори», «Джованни Ачерби», «Винченцо Джордано Орсини», «Франческо Стокко», «Джузеппе Ла Маса», «Джачинто Карини», «Бенедетто Кайроли», «Анжело Бассини», «Никола Фабрици», «Джакомо Медичи», «Джузеппе Ла Фаррина» и «Агостино Бертани».
189. Эсминец «Аудаче» (II), Италия, 1916 г.
Строился в Англии фирмой «Ярроу».
Водоизмещение нормальное 922 т, полное 1170 т.
Длина наибольшая 87,5 м, ширина 8,3 м, осадка 2,5 м.
Мощность двухвальной паротурбинной установки 22000 л.с., скорость 30 уз.
Вооружение:
семь 102-мм орудий, два 40-мм автомата, четыре 450-мм торпедных аппарата.
Всего построено две единицы:
«Аудаче» и «Уракадзе» (для Японии).
190. Эсминец «Женерале Антонио Канторе», Италия, 1921 г.
Строился фирмой «Одеро».
Водоизмещение нормальное 892 т.
Длина наибольшая 73,5 м, ширина 7,3 м, осадка 2,9 м.
Мощность двухвальной паротурбинной установки 16000 л.с., скорость 31 уз.
Вооружение:
три 102-мм и два 76-мм орудия, четыре 450-мм торпедных аппарата.
Всего в 1921-1922 гг. построено шесть единиц:
«Женерале Антонио Канторе», «Женерале Антонио Кашино», «Женерале Антонио Кинотто», «Женерале Карло Монтанари», «Женерале Акилле Папа» и «Женерале Марчелло Престинари».
191. Эсминец «Палестро», Италия, 1921 г.
Строился фирмой «Орландо».
Водоизмещение нормальное 875 т, полное 1076 т.
Длина наибольшая 81,9 м, ширина 8 м, осадка 2,8 м.
Мощность двухвальной паротурбинной установки 18000 л.с., скорость 32 уз.
Вооружение:
четыре 102-мм орудия, два 40-мм зенитных автомата, четыре 450-мм торпедных аппарата.
Всего в 1921-1923 гг. построено четыре единицы:
«Палестро», «Конфиенца», «Сан Мартино» и «Солферино».
192. Эсминец «Татра», Австро-Венгрия, 1913 г.
Строился фирмой «Данубиус».
Водоизмещение нормальное 854 т, полное 977 т.
Длина наибольшая 83,5 м, ширина 7,8 м, осадка 2,42 м.
Мощность двухвальной паротурбинной установки 20600 л.с., скорость 32,5 уз.
Вооружение:
два 100-мм и шесть 66-мм орудий, четыре 450-мм торпедных аппарата.
Всего в 1911-1914 гг. построено шесть единиц:
«Татра», «Балатон», «Чепель», «Лика», «Триглав» и «Орьен».
193. Эсминец «Триглав» (II), Австро-Венгрия, 1917 г.
Строился фирмой «Данубиус».
Водоизмещение нормальное 880 т, полное 1045 т.
Длина наибольшая 85,3 м, ширина 7,8 м, осадка 2,5 м.
Мощность двухвальной паротурбинной установки 22500 л.с., скорость 33 уз.
Вооружение:
два 100-мм, два 88-мм и шесть 66-мм орудий, четыре 450-мм торпедных аппарата.
Всего в 1916-1918 гг. построено четыре единицы:
«Триглав» (II), «Лика» (II), «Дукла» и «Ужок».
Нападение на итальянский конвой было внезапным и стремительным. Транспорты «Кароччо», «Верита» и «Берсальере» в сопровождении эсминца «Бореа» уже благополучно пересекли Адриатику и приближались к пункту назначения - албанскому порту Валона. Стоял полный штиль, вышедшая из-за гор луна освещала чистый горизонт... Ничто не предвещало беды. Но примерно в три часа ночи находившийся на мостике командир «Бореа» - капитан 2 ранга Франчески заметил справа по курсу силуэты двух кораблей. В ответ на опознавательный сигнал итальянцев ослепил свет прожекторов, и через секунду замелькали вспышки выстрелов. Австрийские эсминцы «Чепель» и «Балатон» перехватили конвой согласно точно рассчитанному плану, незаметно приблизившись к цели под тенью берега. Теперь им реализовать свое преимущество было, как говорится, делом техники.
Командир «Бореа» попытался защитить конвой, открыв ответный огонь и направив свой корабль между неприятелем и транспортами. Но силы были слишком неравными. Старый истребитель, принадлежавший к дестройерам первого поколения, не мог противостоять современным турбинным эсминцам со 100-мм артиллерией. Первое же попадание в «Бореа» перебило главный паропровод, и «итальянец» потерял ход. Через несколько минут его буквально изрешетили вражеские снаряды, и судно пошло ко дну. Затем настал черед транспортов. Атакованный торпедами «Кароччо» затонул, а два других парохода загорелись и были оставлены экипажами. Посчитав свою миссию выполненной, «Чепель» и «Балатон» прекратили огонь и растворились в темноте.
Этот скоротечный бой, произошедший 15 мая 1917 года, лишний раз продемонстрировал, что эсминец из специализированного торпедного корабля превратился в корабль универсальный, способный с успехом выполнять даже весьма сложные боевые задачи, еще недавно считавшиеся исключительно прерогативой легких крейсеров. А расширение круга задач, разумеется, предъявляло к эскадренным миноносцам новые требования. В результате прогресс в эволюции данного класса кораблей шел все быстрее и быстрее.
Весьма показательным в этом отношении выглядит опыт «императорско-королевского» флота Австро-Венгрии. Как мы уже знаем, эта европейская страна позже всех приступила к постройке дестройеров, долгое время довольствуясь лишь малыми торпедными судами. Однако адмиралы «двуединой» монархии быстро поняли свою ошибку и решили срочно наверстывать упущенное. Еще не успели войти в строй последние из истребителей типа «Хуссар», как Морской отдел военного министерства приступил к разработке технических требований к эсминцу принципиально нового типа - с паротурбинной энергетикой, смешанным отоплением котлов (2/3- нефтью и 1/3- углем) и способному развивать скорость в 32,5 узла непрерывно в течение четырех часов, а в июне 1910 года был объявлен международный конкурс на лучший проект корабля. Правда, как это часто бывает, победителя выбрали по политическим мотивам - им стала верфь «Данубиус» в Порто-Ре (ныне Кралевица), принадлежавшая венгерскому капиталу. Этот шаг был сделан явно для того, чтобы «задобрить» венгерский парламент, традиционно пытавшийся урезать выделявшиеся на флот средства.
Закладка головного турбинного эсминца «Татра» состоялась в октябре 1911 года. Для своего времени это был, несомненно, передовой проект. Еще бы: его вооружение включало в себя восемь орудий (два мощных 100-мм с длиной ствола в 50 калибров и шесть 66-мм в 45 калибров), торпедные аппараты впервые стали двухтрубными, изначально корабль оснастили радиостанцией. К этому следует добавить высокую скорость хода и хорошую мореходность. Хотя по совокупности боевых возможностей «Татра» и не дотягивала до русского «Новика», она настолько превосходила своих предшественников-«хуссаров», что для замкнутой Адриатики вполне могла считаться миниатюрным крейсером.
Справедливости ради следует заметить, что воплощение проекта в металл оказалось далеко не безукоризненным - сказался неудачный выбор верфи, не имевшей достаточного опыта в постройке таких кораблей. На испытаниях эсминцев выявились их многочисленные дефекты; тем не менее, на мерной миле все они развили проектную скорость или даже немного превзошли ее. К августу 1914 года все шесть заказанных «татр» вошли в состав австро-венгерского флота и получили положительную оценку моряков.
В ходе Первой мировой войны на той же верфи «Данубиус» построили дополнительную серию из четырех эсминцев, незначительно отличавшихся от первой шестерки. Головные корабли второй серии «Триглав» и «Лика» получили свои имена в честь систершипов, погибших в декабре 1915 года на минном заграждении вблизи албанского побережья. Они имели более длинные корпуса и усиленное вооружение (за счет установки на полубаке пары 88-мм орудий). Планировавшаяся на осень 1918 года закладка третьей группы эсминцев со 120-мм орудиями вместо 100-мм не состоялась из-за окончания войны.
Италия приступила к созданию эсминцев нового поколения несколько раньше, чем ее главный оппонент с противоположного берега Адриатики. Правда, требования к новым «каччаторпединьере» (так на Апеннинах именовали истребителей миноносцев) итальянцы выдвигали более скромные: нормальное водоизмещение ограничили величиной 680 т, скорость хода - 30 узлами. В 1909 году они объявили конкурс на лучший проект, победителем которого стала фирма «Паттисон» из Неаполя. В следующем году с нею заключили контракт на постройку шести эсминцев типа «Индомито». Еще четыре очень похожих корабля заказали верфи «Одеро» из Ливорно.
Первые «настоящие» эсминцы Реджа Марины хотя и уступали австрийским «одноклассникам», все равно являлись огромным шагом вперед: они примерно так же отличались от своих предшественников типа «Солдати», как, скажем, дредноуты от старых броненосцев. «Индомито» был оснащен чисто нефтяными котлами, обладал хорошей мореходностью и нес необычайно мощное артиллерийское вооружение - одну 120-мм и четыре 76-мм пушки. Правда, как выяснилось позднее, 120-миллиметровки оказались слишком тяжелыми и неудобными в обслуживании, и от них в конце концов отказались. На испытаниях эсминцы типа «Индомито» превысили проектную скорость, однако дальность плавания - 1200 миль 14-узловым ходом или 500 миль 25-узловым - оставляла желать лучшего. Поэтому в ходе Первой мировой войны запас нефти на них увеличили со 100 до 128 т. Полное водоизмещение при этом выросло до 900 т, а скорость, соответственно, несколько уменьшилась.
В целом «Индомито» вполне устраивал командование флота, и по его подобию была построена целая флотилия эсминцев - 36 единиц. Итальянские моряки называли их «тре канне» - «трехтрубники». Восемь кораблей типа «Розолино Пило» отличались от эсминцев первой серии более экономичными турбинами, увеличенным запасом топлива и более рациональным вооружением из шести 76-мм пушек и четырех однотрубных торпедных аппаратов. Двенадцать единиц типа «Джузеппе Сиртори» наконец-то получили двухтрубные торпедные аппараты и короткоствольные 102-мм пушки; внешне они выделялись формой форштевня с подводным бивнем, предназначенным для охоты за подводными лодками. Последняя группа из шести кораблей типа «Женерале Антонио Канторе», вступившая в строй только в 1921-1922 годах, была оснащена новой артиллерией из трех мощных 102-мм пушек. В остальном эти эсминцы повторяли все тот же «Индомито», спроектированный 10 лет назад.
Как мы уже упоминали, параллельно с фирмой «Паттисон» эсминцы были заказаны и верфи «Орландо». Ее первенцы - «Ардито» и «Арденте» - были все теми же «трехтрубниками», но вторая пара («Аудаче» и «Анимозо») имела более современный силуэт и две дымовые трубы. Любопытно, что именно «Аудаче» стал родоначальником второго семейства эсминцев Реджа Марины и даже предвосхитил архитектуру кораблей своего класса на последующие полтора десятилетия. В декабре 1915 года с «Орландо» заключили контракт на постройку восьми увеличенных кораблей типа «Аудаче». Увы, в условиях военного времени выполнение заказа затянулось. Четыре корабля типа «Палестро» были заложены лишь в 1917 году, а вторая четверка типа «Куртатоне» - вообще в 1920-м.
В 1916 году в Италии появился еще один весьма совершенный эсминец, получивший название в честь погибшего предшественника - «Аудаче». Он был заказан в 1912 году английской фирме «Ярроу» как японский «Кавакадзе». Однотипный «Уракадзе» попал во флот Страны восходящего солнца, а вот второй корабль англичане вместо Японии передали своему европейскому союзнику по Антанте. «Аудаче» (II) стал самым крупным и самым быстроходным из эсминцев Реджа Марины (лидеры не в счет - о них разговор впереди) - на испытаниях он развил ход в 34,5 узла. По проекту корабль предполагалось оснастить дизелями для экономического хода, однако в процессе постройки от такого решения отказались.
Итальянские и австро-венгерские эсминцы второго поколения в годы Первой мировой войны активно действовали на Адриатике и проявили себя настоящими универсалами. Они совершали разведывательные и крейсерские рейды, сопровождали конвои, охотились за неприятельскими миноносцами и подводными лодками. Четыре итальянских корабля погибли: «Импетуозо» пустила ко дну австрийская субмарина U-17, «Интрепидо» подорвался на мине, «Аудаче» и «Бенедетто Кайроли» стали жертвами столкновений. Потери австрийцев - эсминцы «Триглав» и «Лика», погибшие на минах.
Многим из итальянских эсминцев - участников Первой мировой войны довелось повоевать и во Вторую мировую. Правда, все «трехтрубники» к тому времени уже были переклассифицированы в миноносцы. Но это не помешало им выполнять разнообразные боевые задачи, действуя против своих бывших союзников - англичан.
В. Кофман