- 01 1998-01 ¦ Лилипуты против великанов (паровые катера и миноноски с шестовыми минами)
- 02 1998-02 ¦ Носители “электрических скатов” (первые серийные миноноски)
- 03 1998-03 ¦ Патенты и эксперименты (необычные миноносцы)
- 04 1998-04 ¦ Каким быть миноносному судну?
- 05 1998-05 ¦ От 100 футов к 100 тоннам (миноноски становятся миноносцами)
- 06 1998-06 ¦ “Сигары” и “черепахи” (миноносцы 1880-х годов)
- 07 1998-07 ¦ Конкурент из Эльбинга (миноносцы фирмы “Шихау”)
- 08 1998-08 ¦ Уроки “молодой школы” (французские миноносцы)
- 09 1998-09 ¦ Минные крейсера
- 10 1998-10 ¦ Американские “экспонаты” (миноносцы Американского континента)
- 11 1998-11 ¦ “Скандинавский путь” (миноносцы Северной Европы)
- 12 1999-01 ¦ В поисках оптимального типа (последние русские миноносцы)
- 13 1999-02 ¦ Миноносцы: вариации на тему (миноносцы начала века)
- 14 1999-03 ¦ Самые малые из «москитов» (последние миноноски)
- 15 1999-04 ¦ Истребители миноносцев (первые английские эсминцы)
- 16 1999-05 ¦ Первые эскадренные миноносцы Франции
- 17 1999-06 ¦ Корабли «дивизионной» линии (первые немецкие эсминцы)
- 18 1999-07 ¦ Наследники «Сокола»
- 19 1999-08 ¦ Роковая торпеда с «Белого облака» (эскадренные Швеции и Японии)
- 20 1999-09 ¦ Несостоявшийся фурор «Фурора» (итальянские и испанские эскадренные)
- 21 1999-10 ¦ Заокеанские «мореходы» (первые эсминцы США)
- 22 1999-11 ¦ «Люкс» или «экономный класс»? (английские эсминцы начала XX века)
- 23 1999-12 ¦ Эсминцы на экспорт (корабли для флота второстепенных держав)
- 24 2000-01 ¦ «Добровольцы» (построенные на народные пожертвования, Россия)
- 25 2000-02 ¦ «Черная прислуга» адмирала Тирпица (германские Первой, ч.1)
- 26 2000-03 ¦ От «калек» адмирала Ланса до последних гигантов (германские Первой, ч.2)
- 27 2000-04 ¦ Буквы алфавита (английские эсминцы Первой мировой войны)
- 28 2000-05 ¦ Подкрепление с Дальнего Востока (французские и японские Первой)
- 29 2000-06 ¦ Знаменитые «Новики» (типа «Новик», Россия)
- 30 2000-07 ¦ Корабли-универсалы (Италии и Австро-Венгрии)
- 31 2000-08 ¦ Гладкопалубные сотки (американские Первой мировой войны)
- 32 2000-09 ¦ Лидеры (первые лидеры эсминцев)
Статья из журанала "Моделист-Конструктор" № 1998-11
Выпуск:11 «Скандинавский путь»
- Схемы ТТХ
- Вступление
- Описание
- Описание
- Описание
- Описание
- Служба
- 84 «Гидра», Голландия, 1900 г.
- 85 «Офир», Голландия, 1901 г.
- 86 G-1, Голландия, 1905 г.
- 87 G-13, Голландия, 1914 г.
- 88 Z-5, Голландия, 1916 г.
- 89 2-го класса «Агне», Швеция, 1892 г.
- 90 «Гундул», Швеция, 1894 г.
- 91 «Персеус», Швеция, 1906 г.
- 92 «Хвальроссен», Дания, 1913 г.
84. Миноносец «Гидра», Голландия, 1900 г.
Строился в Англии фирмой «Ярроу».
Водоизмещение нормальное 85 т, полное 100 т.
Длина наибольшая 39,2 м, ширина 4,01 м, осадка 1,22 м.
Мощность одновальной паросиловой установки 800 л.с., скорость на испытаниях 24,3 узла.
Вооружение:
три торпедных аппарата, две 37-мм револьверные пушки.
Всего построено две единицы:
«Гидра», «Сцилла», вошедшие в строй в 1900 г.
85. Миноносец «Офир», Голландия, 1901 г.
Строился в Англии фирмой «Ярроу».
Водоизмещение нормальное 105 т, полное 140 т.
Длина наибольшая 40,0 м, ширина 4,11 м, осадка 2,10 м.
Мощность двухвальной паросиловой установки 1500 л.с., скорость на испытаниях 24,6 узла.
Вооружение:
два торпедных аппарата, две 50-мм пушки.
Всего построено шесть единиц:
«Офир», «Пангранго», «Ринджинай», «Смерое», «Тангка», «Ваджанг», вошедшие в строй в 1900- 1903 гг.
86. Миноносец G-1, Голландия, 1905 г.
Строился фирмой «Де Шельде».
Водоизмещение нормальное 140 т.
Длина наибольшая 46,5 м, ширина 4,70 м, осадка 2,3 м.
Мощность одновальной паросиловой установки 2000 л.с., скорость на испытаниях 24,7 узла.
Вооружение:
три торпедных аппарата, две 50-мм пушки.
Всего построено восемь единиц: G-1 — G-8, вошедшие в строй в 1905 — 1907 гг.
Исключены из списков к 1919 г.
87. Миноносец G-13, Голландия, 1914 г.
Строился фирмой «Де Шельде».
Водоизмещение нормальное 160 т, полное 180 т.
Длина наибольшая 49,5 м, ширина 5,20 м, осадка 2,15 м.
Мощность двухвальной паросиловой установки 3000 л.с., скорость на испытаниях 26,1 узла.
Вооружение:
три торпедных аппарата, две 75-мм пушки.
Всего построено 4 единицы:
G-13 — G-16, вошедшие в строй в 1914 г.
G-14 исключен из списков после взрыва котла в 1919 г.; остальные сданы на слом к 1945 г.
88. Миноносец Z-5, Голландия, 1916 г.
Строился фирмой «Де Шельде».
Водоизмещение нормальное 265 т, полное 340 т.
Длина наибольшая 62,6 м, ширина 6,12 м, осадка 2,25 м.
Мощность двухвальной паросиловой установки 5500 л.с., скорость на испытаниях 27 узлов.
Вооружение: четыре торпедных аппарата, две 75-мм пушки.
Всего построено четыре единицы:
Z-5, Z-6. Z-7 и Z-8, вошедшие в строй в 1916 — 1917 гг.
Сданы на слом к 1945 г.
89. Миноносец 2-го класса «Агне», Швеция, 1892 г.
Строился на госверфи в Карлскроне.
Водоизмещение нормальное 40 т, полное 55 т.
Длина наибольшая 31,5 м, ширина 3,55 м, осадка 1,85 м.
Мощность одновальной паросиловой установки 460 л.с., скорость на испытаниях 19 узлов.
Вооружение:
два торпедных аппарата, одна 37-мм пушка.
Всего построено семь единиц:
«Агне» (№ 75), «Агда» (№77), «Бюгве» (№71), «Бюльгия» (№73), «Гальдар» (№ 65), «Нарф» (№ 67) и «Норве» (№ 69).
90. Миноносец «Гундул», Швеция, 1894 г.
Строился на госверфи в Карлскроне.
Водоизмещение нормальное 70 т, полное 86 т.
Длина наибольшая 37,7 м, ширина 4,25 м, осадка 2,05 м.
Мощность одновальной паросиловой установки 850 л.с., скорость на испытаниях 19,6 узла.
Вооружение:
два торпедных аппарата, две 25-мм пушки.
Всего построено две единицы:
«Гундул» и «Гудур».
91. Миноносец «Персеус», Швеция, 1906 г.
Строился на госверфи в Карлскроне.
Водоизмещение нормальное 100 т, полное 120 т.
Длина наибольшая 40,2 м, ширина 4,45 м, осадка 2,15 м.
Мощность двухвальной паросиловой установки 2000 л.с., скорость на испытаниях 26 узлов.
Вооружение:
два торпедных аппарата, две 37-мм пушки.
Всего построено 16 единиц:
«Плейяд», «Кастор», «Поллукс», «Астрея», «Спика», «Ирис», «Тетйс», «Вега», «Альтаир», «Арго», «Антарес», «Арктурус», «Персеус», «Поларис», «Регулус» и «Ригель», вошедшие в строй в 1906 — 1910 гг.
С 1928 г. — патрульные суда.
Исключены из списков вскоре после окончания Второй мировой войны.
92. Миноносец «Хвальроссен», Дания, 1913 г.
Строился на госверфи в Копенгагене.
Водоизмещение нормальное 185 т.
Длина наибольшая 45,2 м, ширина 5,18 м, осадка 2,13 м.
Мощность двухзальной паросиловой установки 3500 л.с., скорость на испытаниях 26 узлов.
Вооружение:
четыре торпедных аппарата, одна 75-мм пушка.
Всего построено три единицы:
«Хвальроссен», «Дельфинен» и «Свэрдфискен», вошедшие в строй в 1912 — 1913 гг.
«Хвальроссен» затоплен в 1942 г. при попытке немцев захватить датские корабли; остальные исключены из списков в 1932 г.
Появление нового вида оружия, сначала шестовых, а затем и самодвижущихся мин (торпед) и их носителей — миноносок и миноносцев, явилось настоящим подарком для небольших северных европейских стран Скандинавии и Голландии. Со времен грозных викингов, наводивших страх на приморские народы, утекло немало воды. Изменились и задачи их потомков: вместо набегов теперь следовало больше думать о защите собственных берегов, протяженность которых за века отнюдь не уменьшилась. Многочисленные фиорды, шхеры, острова и отмели создавали отличное «поле» для применения торпедного оружия. Немаловажным фактором являлась и относительная дешевизна миноносцев, делавшая их еще более привлекательными в глазах правительств не слишком богатых государств. Поэтому вовсе не удивительно, что и скандинавы, и голландцы оказались в числе первых обладателей минного флота.
Как мы уже отмечали, Норвегия оставила свой след в истории кораблестроения, заказав еще в 1872 году у «Торникрофта» первую полноценную миноноску «Paп». Всего через три года норвежцы стали обладателями 25 торпед Уайтхеда — одной из первых промышленных серий. Факт тем более примечательный, что помимо «Рапа» в состав флота в это время входила только одна миноноска «Ульвен». Впрочем, их последователи не заставили себя ждать: в 1882 — 1888 годах к первенцам прибавилось еще семь миноносцев водоизмещением 40 — 49 т, большая часть которых строилась на верфи в Хортене близ Осло по чертежам, полученным от признанных лидеров — «Шихау» и «Ярроу». Поскольку Норвегия в то время находилась в личной унии со своей «старшей сестрой» Швецией, также активно включившейся в торпедную гонку, представителям обоих флотов пришлось даже созывать специальный конгресс, на котором, в частности, поделили буквы алфавита, какими могли начинаться названия новых миноносцев. Шведам досталась первая половина азбуки, до буквы «N», а норвежцам — остаток, начиная с буквы «О», так что «новички» получили названия «Од», «Раек», «Пил», «Снар», «Оттер» и т.п. Пустяковый вопрос о наименованиях вновь всплыл в середине 1890-х годов, когда «союз королевств» порядком надоел обеим странам. Норвежцы перестали соблюдать соглашение и начали называть свои корабли вразнобой, в результате чего возникла изрядная путаница, тем более что зачастую имена дублировались номерами.
При этом сами торпедные суда, строившиеся на севере Европы, особого интереса не представляли. Норвежцы с завидным упорством продолжили строить маломореходные миноносцы 2-го класса водоизмещением в 65—70 т, имевшие весьма сомнительную ценность. Последние суденышки «Эрн» и «Равн» были спущены на воду аж в 1904 году, когда эти 20 — 22-узловые «малышки» выглядели уже явным анахронизмом. Причина их появления была вполне понятна — нехватка средств. Наиболее боеспособными судами норвежского флота стали семь «стотонников» типа «Хваль», построенные по проекту фирмы «Шихау».
Аналогичным образом происходило развитие и торпедных сил Швеции. После нескольких катеров с шестовыми минами,пронумерованными с № 1 по № 7, шведы вдруг сразу перескочили на № 61, пропуская потом все четные номера и построив в 1882—1903 годах десяток мало примечательных миноносцев 2-го класса водоизмещением от 40 до 56 т. Чуть побольше были «торникрофтовские» № 1 — № 4 (65 т), из которых головной, названный «Хугин», строился в Англии, а остальные — на различных шведских верфях. Первым самостоятельным проектом относительно крупного миноносца стал тип «Гундул», не получивший, однако, дальнейшего развития. Морское министерство предпочло проверенные и получившие широкое признание в мире разработки германской фирмы «Шихау» и французской — «Ле Норман», построивших по одному прототипу («Комет» и «Плейяд»), на основе которых шведы воспроизвели соответственно 11 и 15 кораблей, сохранившихся в составе торпедных сил нейтральной державы в годы как Первой, так и Второй мировой войн! Правда, в промежутке между войнами с них сняли торпедные аппараты и переклассифицировали в патрульные суда, но все же долговечности этих 100-тонных корабликов можно позавидовать: последние из них пошли на слом только в 1958 году.
Пыталась не отстать от своих северных соседей и Дания. Потеряв в 1864 году почти треть своей территории, захваченной Пруссией, маленькая страна могла позволить себе лишь очень ограниченные траты на флот. Тем не менее, уже в 1874 году все тот же «Торникрофт» поставил датчанам первую миноноску №1 — аналог норвежской «Рaп», развившую скорость 15 узлов. Вначале она несла шестовые мины; только через несколько лет флот получил первые две торпеды Уайтхеда. Спустя пять лет к № 1 прибавились миноноски № 2 и № 3. В том же году в строй вступил первый миноносец «Хайен», также «торникрофтовского» производства, показавший на пробе свыше 21 узла. Одновременно с именем корабль получил порядковый номер 4. Однако вскоре его номер изменился на 2, затем — на 23. Вообще датчане оказались исключительными любителями менять названия и номера своих миноносцев, создавая настоящие головоломки для современных морских историков. Дело доходило до того, что впоследствии даже сами скандинавы зачастую путали типы собственных миноносцев.
Программа 1879 года предусматривала постройку в следующие пять лет целой флотилии из 30 миноносцев, однако недостаток денег растянул реализацию на вдвое больший срок и заставил ограничиться двумя десятками кораблей. Все, кроме 37-тонного «Сёульвена»,заказанного во Франции, сошли с верфи «Торникрофта». Водоизмещение мелких номерных судов не превышало 35 т; они имели на вооружении одну револьверную 37-миллиметровку и два неподвижных торпедных аппарата в носу. Более крупные «Дельфинен» (60 т) и «Хвальроссен» (70 т) были с таким же вооружением, но могли развивать 17—18 узлов вместо 15 у номерных кораблей, а еще более солидные «Сторен» и «Сёлёвен»(90 т), «Нарвален» и «Хавнестен» (100 т) получили удвоенный комплект и пушек (две 37-мм), и торпедных аппаратов (два носовых дополнили два поворотных палубных). С 1891 года к делу подключилась верфь в Копенгагене, успешно спустившая на воду под руководством английских инженеров 86-тонный «Спрингерен». Первенец датского миноносного судостроения еще имел британские машины и котлы, однако следующие, «Макрелен» и «Нордкаперен» (1893 г., 112 т), были полностью отечественными и по работе, и по материалам, хотя сам проект, в общем, повторял пятилетней давности «Хавнестен». Следующая тройка — «Хайен», «Хавэрнен» и «Себьорнен» — выглядела уже вполне солидно по меркам Скандинавии конца XIX века: водоизмещение 140 т, двухвальная машинная установка, скорость свыше 22 узлов, вооружение из 47-мм и 37-мм пушек и четырех торпедных аппаратов.
Однако затем для датского торпедного флота наступила десятилетняя пауза. Только в 1907 году копенгагенская верфь сдала 100-тонный «Ормен», построенный по чертежам признанного авторитета из Франции — фирмы «Ле Норман». Пожалуй, наиболее интересным в этом типичном представителе «мобильной обороны» стали его торпедные аппараты: помимо неподвижного носового, миноносец имел поворотный палубный, две трубы которого были направлены в противоположные стороны. Таким образом, «Ормен» мог теоретически выпустить торпеды сразу по трем сторонам света, хотя на деле в те времена залповая стрельба не практиковалась. «Француз» отличался приличной скоростью — свыше 26 узлов.
Но все же датчане не стали делать ставку на французский тип малого миноносца. В 1910 году они обратились сразу и к немцам, и к англичанам на предмет покупки чертежей 240-тонного миноносца с вооружением из двух 75-мм пушек и пяти 18-дюймовых торпедных аппаратов. Оба продавца — «Шихау» и «Ярроу» — не ударили в грязь лицом, представив отличные проекты малого торпедного корабля и построив головные образцы. По подобию германского «Тумлерена» и английского «Сёриддерена» копенгагенские верфи построили по две аналогичные единицы. «Британцы» имели более высокий борт и лучшую мореходность, тогда как «немцы» — низкий и малозаметный силуэт. Они оказались настолько удачными, что после начала Первой мировой войны Германия построила для своего флота почти сотню аналогичных миноносцев типа «А», активно использовавшихся в боях в Ла-Манше и у голландского побережья.
Затем в развитии торпедных сил датского флота последовал очередной спад. Следующая троица — «Хвальроссен», «Дельфинен» и «Свэрдфискен», спущенные на воду в 1913 году, — имела уменьшенное водоизмещение и облегченное артиллерийское вооружение. Еще меньшими (всего 110 т) вышли миноносцы типа «Спрингерен», строившиеся уже в разгар Первой мировой войны. Правда, несмотря на малый размер, они несли по два 75-мм орудия и два 18-дюймовых торпедных аппарата, являясь, очевидно, наиболее сильно вооруженными корабликами из числа «стотонников».
«Скандинавский путь» в развитии торпедных сил во многом повторил флот другой европейской страны — Голландии. Эта небольшая страна даже стала на какой-то момент одним из лидеров миноносной гонки. Так, еще в 1875 году была создана «нидерландская торпедная служба», а в 1884 году Голландия имела третий в мире флот минных судов (22 единицы), опережая такие державы, как Англия и Италия. Правда, основу его составили скромные 20 — 40-тонные корабли, вооруженные одной 37-мм скорострелкой и сначала шестовой миной, а затем одним или двумя носовыми торпедными аппаратами. При этом часть миноносок строилась в Британии, а часть — на голландских верфях по «торникрофтовским» образцам.
С 1886 года голландцы перешли к постройке более крупных мореходных миноносцев 1-го класса водоизмещением около 80 т, первым из которых стал построенный фирмой «Ярроу» «Арджоено». Из остальных десяти единиц этого типа на долю англичан пришелся еще лишь «Эмпонг»; остальные строились на заводах Амстердама, Шельды и Фейенорда. Мало отличались от них и уменьшенная до 60 т серия из трех единиц типа «Ламонган» и три немного увеличенные и более скоростные типа «Гидра»; все они несли одинаковое вооружение: по два торпедных аппарата и столько же 37-мм пушек. При этом голландцы проявили изрядный консерватизм, построив в 1906 — 1907 годах тройку миноносцев («Драак», «Крокодил» и «Зеесланг»), повторявших с минимальными изменениями те же «гидры».
Последней серией, строившейся на паритетных началах (три корабля в Англии у «Ярроу» и три в Голландии), стали увеличенные до 100 с лишним тонн суда типа «Офир», на которых калибр пушек возрос до 50 мм.
Обращает на себя внимание странное на первый взгляд чередование традиционных имен миноносцев с названиями явно «заморского» происхождения, хотя ничего удивительного в том нет: маленькая европейская страна являлась обладательницей обширной колониальной империи, простиравшейся от островов Вест-Индии до «жемчужины короны» — Голландской Ост-Индии, нынешней Индонезии. «Страна тысячи островов» для защиты требовала значительных морских сил, и, как только миноносцы достигли таких размеров, которые позволяли им совершать дальние походы, значительная часть их стала строиться специально для Юго-Восточной Азии, зачастую получая замысловатые малайские имена.
Однако с 1908 года система наименований изменилась: место названий заняли обезличенные номера. Была пересмотрена кораблестроительная политика. Голландские миноносцы начали быстро расти в размерах: 140-тонные G-1 сменили 160-тонные G-13, а в 1913 году в Германии были заказаны четыре корабля нового типа, с высоким полубаком и большим водоизмещением, получившие обозначение «Z» (от Zeegard, что можно перевести как «морские» миноносцы). Заказчикам сильно не повезло — вскоре разгорелась мировая война, и почти готовые корабли немцы реквизировали для собственных нужд, перевооружив их 88-мм пушками и дав свои номера (V-105 — V-108). Близкого конца мировой войне не ожидалось, воюющим гигантам Европы было явно не до маленького «нейтрала», и в 1917 году голландцы решились заложить совершенно аналогичные корабли на собственных верфях, пользуясь полученными от немцев комплектами чертежей. Эксперимент оказался удачным, и за четырьмя Z-1 последовала четверка Z-5. Судьба еще раз столкнула эти небольшие кораблики с Германией: те из них, которые не успели пойти на слом до начала Второй мировой войны, оказались потопленными немцами в момент вторжения или же ушли в Англию, чтобы продолжать борьбу в составе союзных флотов.
В. Кофман