- 01 1998-01 ¦ Лилипуты против великанов (паровые катера и миноноски с шестовыми минами)
- 02 1998-02 ¦ Носители “электрических скатов” (первые серийные миноноски)
- 03 1998-03 ¦ Патенты и эксперименты (необычные миноносцы)
- 04 1998-04 ¦ Каким быть миноносному судну?
- 05 1998-05 ¦ От 100 футов к 100 тоннам (миноноски становятся миноносцами)
- 06 1998-06 ¦ “Сигары” и “черепахи” (миноносцы 1880-х годов)
- 07 1998-07 ¦ Конкурент из Эльбинга (миноносцы фирмы “Шихау”)
- 08 1998-08 ¦ Уроки “молодой школы” (французские миноносцы)
- 09 1998-09 ¦ Минные крейсера
- 10 1998-10 ¦ Американские “экспонаты” (миноносцы Американского континента)
- 11 1998-11 ¦ “Скандинавский путь” (миноносцы Северной Европы)
- 12 1999-01 ¦ В поисках оптимального типа (последние русские миноносцы)
- 13 1999-02 ¦ Миноносцы: вариации на тему (миноносцы начала века)
- 14 1999-03 ¦ Самые малые из «москитов» (последние миноноски)
- 15 1999-04 ¦ Истребители миноносцев (первые английские эсминцы)
- 16 1999-05 ¦ Первые эскадренные миноносцы Франции
- 17 1999-06 ¦ Корабли «дивизионной» линии (первые немецкие эсминцы)
- 18 1999-07 ¦ Наследники «Сокола»
- 19 1999-08 ¦ Роковая торпеда с «Белого облака» (эскадренные Швеции и Японии)
- 20 1999-09 ¦ Несостоявшийся фурор «Фурора» (итальянские и испанские эскадренные)
- 21 1999-10 ¦ Заокеанские «мореходы» (первые эсминцы США)
- 22 1999-11 ¦ «Люкс» или «экономный класс»? (английские эсминцы начала XX века)
- 23 1999-12 ¦ Эсминцы на экспорт (корабли для флота второстепенных держав)
- 24 2000-01 ¦ «Добровольцы» (построенные на народные пожертвования, Россия)
- 25 2000-02 ¦ «Черная прислуга» адмирала Тирпица (германские Первой, ч.1)
- 26 2000-03 ¦ От «калек» адмирала Ланса до последних гигантов (германские Первой, ч.2)
- 27 2000-04 ¦ Буквы алфавита (английские эсминцы Первой мировой войны)
- 28 2000-05 ¦ Подкрепление с Дальнего Востока (французские и японские Первой)
- 29 2000-06 ¦ Знаменитые «Новики» (типа «Новик», Россия)
- 30 2000-07 ¦ Корабли-универсалы (Италии и Австро-Венгрии)
- 31 2000-08 ¦ Гладкопалубные сотки (американские Первой мировой войны)
- 32 2000-09 ¦ Лидеры (первые лидеры эсминцев)
Статья из журанала "Моделист-Конструктор" № 1998-05
Выпуск: 05 От 100 футов к 100 тоннам
- Схемы ТТХ
- Вступление
- Описание
- Описание
- Описание
- Описание
- Служба
- 28 № IX, Австро-Венгрия, 1881 г.
- 29 «Аквила», Италия, 1882 г.
- 30 «Хулиан Ордонес», Испания, 1885 г.
- 31 «Ретамоса», Испания, 1886 г.
- 32 «Поти», Россия, 1883 г.
- 33 «Сухум», Россия, 1883 г.
- 34 «Мунин», Швеция, 1888 г.
28. Миноносец № IX, Австро-Венгрия, 1881 г.
Строился в Англии фирмой «Ярроу» по образцу русского «Батума».
Водоизмещение нормальное 40 т, полное 47 т.
Длина наибольшая 31,2 м, ширина 3,81 м, осадка 1,5 м.
Мощность одновальной паросиловой установки 450 л.с. (проектная), скорость 17 узлов.
Вооружение:
два носовых 356-мм торпедных аппарата и 37-мм пушка.
Всего для Австро-Венгрии построено две единицы (№ IX и X).
Обе сданы на слом в 1904 — 1905 гг.
29. Миноносец «Аквила», Италия, 1882 г.
Строился в Англии фирмой «Торникрофт».
Водоизмещение нормальное 35 т.
Длина наибольшая 29,2 м, ширина 3,28 м, осадка 1,5 м.
Мощность одновальной паросиловой установки 430 л.с., скорость на испытаниях 20 узлов.
Вооружение: два носовых торпедных аппарата и двуствольная 25-мм пушка.
Всего построено две единицы:
«Аквила» и «Габбиано», обе сданы на слом в 1907 г.
В 1884 — 1887 гг. построено еще 30 аналогичных кораблей типа «Альдебаран», имевших длину 30,5 м, ширину 3,58 м, осадку 1,67 м, нормальное водоизмещение 39 т и скорость 21 узел.
30. Миноносец «Хулиан Ордонес», Испания, 1885 г.
Строился в Англии фирмой «Торникрофт» по образцу русского «Сухума».
Водоизмещение нормальное 65 т.
Длина наибольшая 36,5 м, ширина 3,8 м, осадка 1,89 м.
Мощность одновальной паросиловой установки 660 л.с., скорость на испытаниях 19,7 узла.
Вооружение:
два носовых 356-мм торпедных аппарата, две 25-мм пушки.
Всего построено две единицы:
«X.Ордонес» и «Асеведо», позже они были переименованы в № 6 и 7.
Исключены из списков флота в 1910г.
31. Миноносец «Ретамоса», Испания, 1886 г.
Строился в Англии фирмой «Ярроу» по образцу русского «Сухума».
Водоизмещение нормальное 70 т.
Длина наибольшая 36,6 м, ширина 3,8 м, осадка 1,68 м.
Мощность одновальной паросиловой установки 700 л.с., скорость на испытаниях 20,25 узла.
Вооружение: два носовых 356-мм торпедных аппарата, две 25-мм пушки.
Исключен из списков флота в 1900 г.
32. Миноносец «Поти», Россия, 1883 г.
Строился во Франции фирмой «Норман».
Водоизмещение нормальное 63 т.
Длина наибольшая 38,3 м, ширина 3,68 м, осадка 2,03 м.
Мощность одновальной паросиловой установки 575 л.с., скорость 18,5 узла.
Вооружение:
два носовых торпедных аппарата, две 37-мм пятиствольные пушки Гочкиса.
В 1895 г. переименован в № 258, в 1910—1911 гг. переоборудован в тральщик.
В годы Первой мировой войны использовался на Черном море, с 1916 г. служил посыльным судном № 10, в 1919 г. переименован в «Охотник».
Находился в составе белогвардейского флота, а затем — в составе Морских сил Черного моря Советской России. В 1923 г. сдан на слом.
33. Миноносец «Сухум», Россия, 1883 г.
Строился в Англии фирмой «Торникрофт».
Водоизмещение нормальное 65 т.
Длина наибольшая 34,4 м, ширина 3,8 м, осадка 1,91 м.
Мощность одновальной паросиловой установки 698 л.с., скорость 18,5 узла.
Вооружение:
два носовых торпедных аппарата, две 37-мм пяти ствольные пушки Гочкиса.
В 1895 г. переименован в № 257. В 1907 г. выведен из боевого состава флота, но сдан на слом лишь в 1922 г.
34. Миноносец «Мунин», Швеция, 1888 г.
Строился на верфи «Бергзунд» в Гетеборге по чертежам фирмы «Торникрофт».
Водоизмещение нормальное 54 т, полное 65 т.
Длина наибольшая 34,44 м, ширина 3,8 м, осадка 2,03 м.
Мощность одновальной паросиловой установки 650 л.с., скорость 19 узлов.
Вооружение:
два носовых 356-мм торпедных аппарата.
Всего построено три единицы: «Мунин», «Фреке» и «Гере», позже переименованы в № 3, № 5 и № 7.
Построенный в Англии однотипный «Хугин» переименован в № 1.
В 1905 г. все четыре единицы вновь переименованы в № 1 — 4.
Переход русского миноносца «Батум» из Лондона в Николаев вызвал огромный резонанс во всем мире. Стало ясно, что при увеличении размеров судов — носителей торпедного оружия те вполне могут стать полноценными боевыми мореходными единицами. На фоне всеобщего интереса к «Батуму» и его плаванию несколько странной выглядела лишь позиция британского Адмиралтейства — оно не спешило финансировать строительство подобных кораблей для собственного флота. Поэтому фирма «Ярроу» начала активно искать экспортные заказы и весьма преуспела в этом направлении. В 1880— 1882 годах она построила 31 копию «Батума»: четыре для Японии (№ 1—4), две для Италии («Фалько» и «Спарвьеро»), две для Австро-Венгрии (№ IX и X), шесть для Чили (типа «Глаура»), четыре для Аргентины (типа «Алерта»), пять для Бразилии (№ 1—5), две для Голландии («Этна» и «Гекла») и шесть для Греции (Y1—Y6). В мире эти корабли стали известны как «100-футовые миноносцы Рида»: в их обозначении одновременно указывались и длина корпуса, и фамилия конструктора.
Аргентинские миноносцы «Ферре» и «Пи», а затем и все пять бразильских побили рекорд дальности плавания «Батума», совершив переход из Англии в Южную Америку. Ими управляли английские экипажи, а большую часть пути они прошли под парусами. Любопытная деталь: на двух съемных мачтах «бразильцев» иногда ухитрялись поднимать до девяти парусов — можно сказать, что в классе миноносцев это были настоящие «чайные клипера»!
Основной конкурент «Ярроу» — завод «Торникрофт» — разработал свой вариант 100-футового миноносца, которым заинтересовалось руководство итальянских ВМС. В 1882 году Италия приобрела первую пару таких судов — «Аквилу» и «Габбиано». Созданные явно под впечатлением от «Батума», они отличались тем, что были однотрубными и не имели выраженной карапасной палубы в носовой части. За прекрасную скорость в 20 узлов, показанную на ходовых испытаниях, пришлось, как водится, заплатить чрезмерным облегчением корпуса и механизмов. Толщина стальной обшивки «Аквилы» и «Габбиано» равнялась 1,5—3 мм, пожалуй, из всех их собратьев они обладали самой «хлипкой» конструкцией.
Тем не менее, эти миноносцы послужили прототипами большой серии кораблей, составивших в 80-х годах XIX века основу итальянского «москитного» флота. В 1884—1887 годах Реджо Марина (Королевские ВМС Италии) получила сразу 30 миноносцев типа «Альдебаран». Внешне они ничем не отличались от головной «Аквилы», но корпуса их были несколько усилены. 11 кораблей строились в Англии, остальные 19 — итальянскими фирмами по лицензии. Поначалу всем им присвоили названия («Альдебаран», «Антарес», «Чентауро», «Вега» и т.п.), но в 1886 году имена собственные заменили на номера (26Т—55Т).
Головные «Аквила» и «Габбиано» соответственно превратились в 23Т и 24Т, а «родные братья» «Батума» — «Спарвьеро» и «Фалько» — в 22Y и 25Y. Во всех наименованиях миноносцев буква означала фирму-разработчика проекта: Т — «Торникрофт», а Y — «Ярроу». В 1888 году у «торникрофтовских» кораблей появились еще четыре родственника: 56Т — 59Т. Они были построены итальянской фирмой «Одеро», имели несколько увеличенные размерения и водоизмещение (44 т), но на испытаниях смогли достичь лишь 18-узловой скорости.
Кстати, к скоростным характеристикам миноносцев того времени следует относиться очень осторожно. Дело в том, что фирмы-строители при заключении контрактов зачастую выторговывали себе право проводить испытания кораблей без установленного вооружения и с неполной нагрузкой. Поскольку тогдашние миноносцы имели очень небольшие размеры, отсутствие одних только торпедных аппаратов порой приводило к уменьшению водоизмещения чуть ли не на четверть. Конечно же, рекордные скорости, достигнутые на испытаниях и охотно рекламируемые создателями кораблей, в боевых условиях оказывались недостижимыми. Так, наш «Батум», развивший в Англии скорость в 22,16 узла, по прибытии на Черное море в полном грузу смог показать только 15,9 узла, да и то лишь в течение непродолжительного времени. Аналогичная картина имела место и в отношении других кораблей данного класса.
В то время, как англичане тиражировали копии русского «Батума» для флотов самых разных стран, наше Морское министерство сделало следующий важный шаг в развитии миноносцев. Всесторонние испытания «Батума» показали целесообразность дальнейшего увеличения размерений кораблей этого класса, и в декабре 1882 года морским техническим комитетом было выдано задание на строительство сразу четырех миноносцев (по старинке их продолжали называть миноносками) типа усовершенствованного «Батума» водоизмещением 65 — 70 т. Заказ разместили на четырех разных фирмах: английской «Торникрофт» и французских «Норман», «Форж э Шантье» и «Клапаред». Таким образом русское Морское министерство рассчитывало получить образцы последних достижений в области технологии судостроения.
Первыми выполнили заказ англичане. Построенный ими 65-тонный «Сухум» произвел в мире настоящую сенсацию, не меньшую, чем его знаменитый предшественник «Батум». Хотя на испытаниях новый миноносец показал лишь 18,5 узла, в полном грузу он уверенно держал 17,9 узла, что по сравнению с прототипом позволяет считать его более быстроходным. Но что самое главное, многочисленное семейство миноносок типа «Лайтнинг», гордо именовавшихся в Англии миноносцами 1-го класса, рядом с «Сухумом» казалось сборищем жалких шлюпок, обладавших ничтожными боевыми возможностями. Поэтому на сей раз британское Адмиралтейство выдало заказ на строительство аналогичных кораблей и для собственного флота.
Первой копией «Сухума» стал миноносец «Чилдерс», построенный фирмой «Торникрофт» в 1883 году для службы в австралийских водах. К берегам далекого пятого континента «Чилдерс» добирался своим ходом, установив тем самым новый рекорд дальности плавания для судов своего класса.
В 1885— 1886 годах в состав Ройял Нэйви вошли четыре «113-футовых» миноносца 1-го класса, также представлявших собой модификацию «Сухума». Первые два (№ 21 и 22) строились фирмой «Торникрофт», другие (№ 23 и 24) — «Ярроу». Одновременно последовали и экспортные заказы. «Торникрофт» поставил очень похожие корабли ТП1 для Германии, «Дельфинен» и «Хвалроссен» — для Дании, «Хугин» — для Швеции, «Хулиан Ордонес» и «Асеведо» — для Испании, Со стапелей «Ярроу» сошли на воду миноносец Y для Германии, №2—4 — для Португалии, «Ретамоса» — для Испании. Кроме того, шведская верфь в Гетеборге в 1884— 888 годах построила «Мунин», «фреке» и «Гере», представлявшие собой почти точное повторение «Хугина». Хотя внешне все эти корабли несколько отличались друг от друга, по конструкции и характеристикам они были практически идентичны своему прототипу— русскому «Сухуму».
Из французских фирм лучше всех справился с русским заказом завод «Норман» в Гавре. Построенный им миноносец «Поти» уже осенью 1883 года своим ходом перешел в Севастополь (одновременно с «Сухумом»). В ходе испытаний выяснилось, что «Поти» обладает рядом преимуществ перед своими собратьями английской постройки. Так, его дальность плавания по сравнению с «Сухумом» оказалась более чем в полтора раза выше (1660 миль против 1060), а обводы корпуса — более удачными. По сравнению с «Батумом» крышки его торпедных аппаратов представляли собой плавное продолжение носовых обводов и не создавали буруна, затруднявшего стрельбу минами Уайтхеда. Кстати, в 1884 году носовую оконечность «Батума» переделали по типу «Поти».
Строительство миноносцев «Геленджик» и «Гагры» на заводах «Форж э Шантье» в Тулоне и «Клапаред» в Сен-Дени близ Парижа затянулось. Из-за многочисленных дефектов на них пришлось менять котлы, и все равно их испытания сопровождались постоянными поломками. Миноносцы оказались перегруженными (водоизмещение «Геленджика» — 71 т, «Гагр» — 78 т) и более тихоходными (лучший результат «Геленджика» на заводской пробе — 17,8 узла).
В процессе выполнения заказа для России французские адмиралы вдруг осознали, что их весьма многочисленная армада миноносок ни на что не годится! Пришлось срочно принимать меры. В 1884 году французское правительство решило построить сразу девять кораблей типа «Бальни», разработанного фирмой «Норман» и практически в точности повторявшего «Поти». В 1886—1889 годах корабли вступили в строй и стали первыми представителями специально под них созданного класса мореходных миноносцев.
Как видим, именно русским миноносцам начала 80-х годов прошлого столетия суждено было стать законодателями мод в своем классе. В течение целого десятилетия флоты практически всего мира пополнялись судами, конструктивно повторявшими «Батум». Правда, размеры их неуклонно росли: 100-футовые корабли водоизмещением порядка 40—45 т быстро уступили место 60—70-тонным, а уже в 1884 году началось строительство 100-тонных боевых единиц, ознаменовавших собой очередной этап в эволюции миноносца. Подробнее о них мы расскажем в следующем номере.
В. Кофман