Статья из журанала "Моделист-Конструктор" № 2000-01

Выпуск: 24 «Добровольцы»

  • Схемы ТТХ
  • Вступление
  • Описание
  • Описание
  • Описание
  • Описание
  • Служба
  • 160 «Эмир Бухарский», Россия, 1905 г.
  • 161 «Украйна», Россия, 1905 г.
  • 162 «Всадник», Россия, 1906 г.
  • 163 «Охотник», Россия, 1906 г.
  • 164 «Лейтенант Шестаков», Россия, 1909 г.
160. Минный крейсер «Эмир Бухарский», Россия, 1905 г.
160. Минный крейсер «Эмир Бухарский», Россия, 1905 г.

Строился в Гельсингфорсе по проекту фирмы «Шихау».

Водоизмещение проектное 500 т, фактическое 620 т.

Длина наибольшая 72,5 м, ширина 8,2 м, осадка 2,4 м.

Мощность двухвальной паросиловой установки 6500 л.с., скорость 25 узлов.

Вооружение:

две 75-мм и шесть 57-мм пушек, четыре пулемета, три торпедных аппарата.

Всего построено четыре единицы:

«Эмир Бухарский», «Финн», «Москвитянин» и «Доброволец».

Последний погиб в 1916 году в результате подрыва на мине, «Москвитянин» затонул в мае 1919 года после боя с английскими кораблями и атаки авиации на Каспии.

«Эмир Бухарский» и «Финн» в 1919 году переименованы соответственно в «Яков Свердлов» и «Карл Либкнехт»;

в 1925 году оба сданы на слом.

161. Минный крейсер «Украйна», Россия, 1905 г.
161. Минный крейсер «Украйна», Россия, 1905 г.

Строился в Риге По проекту фирмы «Вулкан».

Водоизмещение проектное 500 т, фактическое 630 т.

Длина наибольшая 73,2 м. ширина 7,23 м, осадка 2,3 м.

Мощность двухвальной паросиловой установки 6200 л.с., скорость 25 узлов.

Вооружение:

две 75-мм и четыре 57-мм пушки, четыре пулемета, три торпедных аппарата.

Всего построено восемь единиц:

«Украйна», «Войсковой», «Туркменец Ставропольский», «Казанец», «Стерегущий», «Страшный», «Донской казак» и «Забайкалец».

162. Минный крейсер «Всадник», Россия, 1906 г.
162. Минный крейсер «Всадник», Россия, 1906 г.

Строился на верфи «Германия» в Киле.

Водоизмещение проектное 570 т, фактическое 750 т.

Длина наибольшая 71,8 м, ширина 7,4 м, осадка 2,5 м.

Мощность двухвальной паросиловой установки 6400 л.с., скорость 25 узлов.

Вооружение: как на «Эмире Бухарском».

Всего построено четыре единицы:

«Всадник», «Гайдамак», «Амурец» и «Уссуриец».

163. Минный крейсер «Охотник», Россия, 1906 г.
163. Минный крейсер «Охотник», Россия, 1906 г.

Строился на верфи Крейтона в Або по проекту фирмы «Вулкан».

Водоизмещение проектное 615 т, фактическое 740 т.

Длина наибольшая 75,2 м, ширина 8,2 м, осадка 2,6 м.

Мощность двухвальной паросиловой установки 7300 л.с., скорость 25 узлов.

Вооружение: как на «Эмире Бухарском».

Всего построено четыре единицы:

«Охотник», «Пограничник», «Генерал Кондратенко» и «Сибирский стрелок».

164. Эскадренный миноносец «Лейтенант Шестаков», Россия, 1909 г.
164. Эскадренный миноносец «Лейтенант Шестаков», Россия, 1909 г.

Строился в Николаеве по усовершенствованному проекту фирмы «Крупп».

Водоизмещение проектное 605 т, фактическое 780 т.

Длина наибольшая 74,1 м, ширина 8,3 м, осадка 2,53 м.

Мощность двухвапьной паросиловой установки 6500 л.с., скорость 25 узлов.

Вооружение:

одна 120-мм и пять 75-мм пушек, два пулемета, три торпедных аппарата.

Всего построено четыре единицы:

«Лейтенант Шестаков», «Капитан Сакен», «Капитан-лейтенант Баранов» и «Лейтенант Зацаренный».

Внезапное нападение японского флота на порт-артурскую эскадру вызвало всплеск патриотических настроений на территории всей Российской империи. В первые же дни войны возникло стихийное движение по сбору денежных средств для немедленной помощи флоту. Только в Санкт-Петербурге населением за неделю было сдано четверть миллиона рублей - сумма по тем временам весьма значительная. Правительство решило поощрить этот почин и одновременно придать ему официальный статус. Николай II подписал 6 февраля 1904 года указ об учреждении «Особого комитета по усилению военного флота на добровольные пожертвования», возглавить который поручалось великому князю Александру Михайловичу. Так было положено начало поистине уникальной акции, вошедшей в историю мирового кораблестроения. Еще бы - на добровольно сданные народные деньги удалось построить не один и не два корабля, а целый флот: 19 эсминцев и четыре подводные лодки!

Ставка на эскадренные миноносцы была отнюдь не случайной. С одной стороны, требовалось усилить флот на Дальнем Востоке в кратчайшие сроки, что исключало возможность создания крупных боевых единиц - таких, как крейсера или броненосцы. С другой - опыт первых же боев показал эффективность истребителей, способных успешно бороться с бронированными гигантами. Поэтому оптимальным выглядело решение об экстренном пополнении русского флота мореходными судами - носителями торпедного оружия. Их водоизмещение решили увеличить до 500 т, что должно было обеспечить гармоничное сочетание вооружения, скорости хода и мореходности. Правда, в сознании тогдашних адмиралов не укладывалось, что миноносец может быть столь крупным, и новые корабли отнесли к классу минных крейсеров.

Разработку чертежей «народных крейсеров», или, как их еще называли, «добровольцев» поручили конструкторам германских фирм «Вулкан» и «Шихау» - немцы обещали выполнить заказ в кратчайшие сроки. В принципе, такое решение было вполне разумным: из всех русских истребителей, построенных по программе 1898 года, наилучшими оказались «шихаусские» корабли типа «Бесшумный» («Дельфин»). Собственно, специалисты этой фирмы не мудрствовали лукаво: их проект нового минного крейсера представлял собой увеличенный эсминец «Бесшумный» с усиленным до «японского стандарта» артиллерийским вооружением (две 75-мм и шесть 57-мм пушек) и заменой 380-мм торпедных аппаратов на 450-мм. Скорость, по сравнению с прототипом, немного уменьшилась, зато улучшилась мореходность и увеличилась дальность плавания. Общая компоновка корабля осталась прежней, типичной для продукции фирмы «Шихау»: две паровые машины тройного расширения располагались в районе миделя между носовыми и кормовыми котельными отделениями. Корпус делился водонепроницаемыми поперечными переборками на 13 отсеков. Запас угля (150 т) хранился в бункерах вдоль бортов; это обеспечивало дополнительную защиту энергетической установки. Силуэт минного крейсера стал более современным за счет того, что фок-мачту установили позади ходовой рубки, а саму рубку перенесли на полубак - в дальнейшем такое решение на долгие годы стало стандартным элементом архитектуры эскадренного миноносца.

Фирма «Вулкан» предложила свой вариант минного крейсера. Он обладал более привычной компоновкой энергетической установки (четыре паровых котла в двух отделениях; за ними - две четырехцилиндровые машины в одном отделении). Корпус судна был чуть длиннее и имел более острые обводы, но делился лишь на 10 водонепроницаемых отсеков. Полный запас угля составлял 130 т. Внешне «вулкановский» корабль отличался от своих собратьев-«добровольцев» трехтрубным силуэтом. Но наличие третьей дымовой трубы значительно сократило свободную площадь верхней палубы, на которой смогли разместить только два торпедных аппарата вместо трех. Но один из них впервые в нашем флоте сделали двухтрубным и таким образом обеспечили требуемое число торпед в бортовом залпе.

По международным нормам того времени, экспортные поставки оружия и военной техники воюющим странам категорически запрещались. Хотя в проектах минные крейсера для конспирации и были названы «паровыми яхтами», их постройка на германских верфях грозила России серьезными дипломатическими осложнениями. Поэтому строительство корпусов решено было поручить отечественным верфям, а всю «начинку» - механизмы, оборудование и даже отдельные отливки и кованые детали - заказать в Германии. Уже в марте 1904 года состоялось заключение первых контрактов. По два корабля проекта «Шихау» должны были построить Сандвикский док в Гельсингфорсе и Путиловская верфь в Санкт-Петербурге, четыре «вулкановских» - рижский завод «Ланге и сын». Предполагалось, что заказ удастся выполнить в рекордные сроки - к 1 января 1905 года (для Путиловской верфи - к 1 марта). Забегая вперед, заметим, что эти планы оказались нереальными, и до Цусимы в казну был принят лишь один «доброволец».

Тем временем сбор средств Особым комитетом шел весьма успешно: за первый год поступило более 13 млн. руб. пожертвований. Кстати, названия строившимся кораблям решили присвоить в честь главных спонсоров. Так, головной минный крейсер Сандвикского дока получил наименование «Эмир Бухарский» - в честь правителя Бухарского ханства Абдулахада, пожертвовавшего самую большую сумму - 1 млн. руб. Треть миллиона рублей была получена от сената Финляндии, и второму из заложенных в Гельсингфорсе кораблей присвоили имя «Финн». Примерно такую же сумму внесли кочевые туркмены Ставропольской губернии - и в русском флоте появился минный крейсер с необычным названием «Туркменец Ставропольский». По этому же принципу подбирали имена и остальным кораблям - «Украйна», «Москвитянин» (устаревшее слово «москвич»), «Казанец» и т.п.

Выгодные заказы на механизмы для «добровольцев», полученные фирмами «Шихау» и «Вулкан», не остались без внимания со стороны их конкурентов. Принадлежавшая фирме «Крупп» и имевшая хорошую репутацию верфь «Германия» из Киля также решила предложить свои услуги России, причем на самых выгодных условиях. Ее проект минного крейсера водоизмещением в 570 т в целом напоминал «Эмира Бухарского», но отличался традиционным расположением энергетической установки (три паровых котла в трех отделениях, за ними - две паровые машины в двух отделениях), отсутствием таранного форштевня и наличием спонсонов для носовых 57-мм пушек. Морской технический комитет русского Морского министерства заинтересовался проектом - тем более, что стоимость нового корабля обещала быть ниже, чем предыдущих «добровольцев». В сентябре 1904 года в обстановке строжайшей секретности состоялось заключение контракта с фирмой «Крупп». Два минных крейсера, получившие названия «Всадник» и «Гайдамак», должны были строиться в Германии за счет бюджетных средств Морского министерства. Еще два корабля - «Амурец» и «Уссуриец» - финансировались Особым комитетом; их предполагалось изготовить в виде отдельных секций и затем собрать на машино- и мостостроительном заводе в Гельсингфорсе.

Одновременно с заказом на корабли типа «Всадник» последовал дополнительный - еще на четыре «добровольца», выданный фирме «Ланге и сын». Новые «народные крейсера» в точности повторяли первую четверку минных крейсеров типа «Украйна», отличаясь лишь тем, что оба торпедных аппарата на них стали однотрубными (конструкция двухтрубного оказалась не очень удачной). Их строительство также велось в тесном сотрудничестве с фирмой «Вулкан». Предполагалось, что новые «добровольцы» удастся ввести в строй в апреле - июне 1905 года, на один - три месяца раньше, чем «крупповские» «всадники».

Осенью 1904 года на счету Особого комитета оставались деньги, достаточные для заказа еще нескольких кораблей. К тому времени в Риге уже была спущена головная «Украйна» и стали очевидными ее недостатки: прежде всего, пониженная остойчивость, вызванная слишком большим отношением длины к ширине. Поэтому в проекте последней серии «добровольцев» конструкторам фирмы «Вулкан» поручили исправить допущенные промахи. За счет увеличения нормального водоизмещения до 615 т новые минные крейсера типа «Охотник» должны были обладать повышенной остойчивостью, большей дальностью плавания и лучшей мореходностью. Кроме того, все четыре паровые котла размещались в отдельных отсеках. Заказ на постройку четырех кораблей выдали в январе 1905 года. Корпуса «Охотника» и «Пограничника» строились на заводе Крейтона в финском городе Або, «Сибирского стрелка» и «Генерала Кондратенко» - в Сандвикском доке в Гельсингфорсе. Все механизмы и оборудование поставлялись из Германии фирмой «Вулкан».

Ближайшими родственниками «добровольцев» были и четыре минных крейсера типа «Лейтенант Шестаков», заказанные в июне 1905 года для Черноморского флота. Они строились в Николаеве за казенный счет и представляли собой несколько увеличенный вариант «Всадника» с усиленным артиллерийским вооружением. Любопытно, что уже в проекте у черноморских кораблей 57-мм пушки заменили на 75-мм, а в ходе постройки вместо кормовой трехдюймовки установили 120-мм орудие - столь крупная артиллерия на кораблях «торпедных» классов появилась впервые.

Принять участие в русско-японской войне «народные крейсера» не успели. Из всех заложенных кораблей в 1905 году в строй вошли всего четыре: «Украина» - в мае, «Войсковой», «Туркменец Ставропольский» и «Эмир Бухарский» - в июне-августе. Последовавшие вскоре забастовки и события первой русской революции привели к тому, что большинство «добровольцев» было принято флотом в 1906-1907 годах, а черноморские - лишь в мае 1909-го. В сентябре 1907 года всех их перевели в новый, только что созданный класс эскадренных миноносцев, и в этом отношении они стали первыми «настоящими» эсминцами Российского флота.

Создание «добровольцев» стало важным этапом в истории отечественного кораблестроения. По своей концепции эти корабли во многом оказались аналогичны английским эсминцам типа «Ривер», они ознаменовали собой отход от достижения рекордных скоростей в пользу повышения прочности, мореходности, дальности плавания. Весьма характерным стал и почти двухкратный (по сравнению с предшественниками-истребителями) рост водоизмещения - миноносец перестал быть «москитом» и превратился в полноценный корабль. В целом «добровольцы» оказались, несомненно, удачными боевыми единицами, настоящими «рабочими лошадками» флота - это подтверждает их долгая активная служба. Их основные недостатки удалось ликвидировать в ходе модернизаций. Так, остойчивость кораблей типа «Украйна» повысили за счет укладки в трюмах 35 т твердого балласта. А в 1909-1910 годах эсминцы избавились от своей старомодной артиллерии: вместо 75-мм и 57-мм пушек на всех балтийских «добровольцах» установили по два новейших 102-мм патронных орудия Обуховского завода с длиной ствола в 60 калибров.

В 1915-1916 годах на кораблях типа «Охотник» и «Украйна» появилась третья 102-мм пушка. Таким образом, в артиллерийском отношении они оказались сильнее своих более современных противников - кайзеровских эсминцев. С черноморских судов типа «Лейтенант Шестаков» впоследствии также демонтировали все 75-мм пушки в пользу установки второй 120-миллиметровки. Одновременно с них (как, впрочем, и с балтийских «всадников») сняли бортовые спонсоны, которые были расположены слишком низко и на ходу при волнении сильно черпали воду.

В годы Первой мировой войны «добровольцы» активно использовались для постановки минных заграждений, а также участвовали в набеговых операциях, ходили в дозор, занимались конвойной службой. Три из них погибли: «Доброволец» и «Охотник» подорвались на минах, «Казанец» торпедировала немецкая подводная лодка. На Черном море от подрыва на мине затонул эсминец «Лейтенант Зацаренный».

Сражались «добровольцы» и на фронтах гражданской войны. «Эмир Бухарский», «Финн», «Москвитянин», «Украйна», «Войсковой» и «Туркменец Ставропольский» в 1918-1919 годах были переведены на Каспий, где воевали с белогвардейцами и интервентами. В бою 22 мая 1919 года с английскими кораблями и авиацией погиб эсминец «Москвитянин». Позже он был поднят белыми, но так и не восстановлен и вторично уничтожен ими при отступлении.

Многие из «добровольцев» служили в составе ВМС Советской России. Эсминец «Сладков» (бывший «Всадник») находился в боевом строю морских сил Балтийского моря до конца 1926 года и был сдан на слом в 1929-м. «Железняков» (бывший «Амурец»), переклассифицированный в 1926 году в посыльное судно, закончил свою карьеру плавказармой в начале 50-х годов. Еще более удивительная судьба выпала «Сибирскому стрелку». В 1926 году его передали Особому техническому бюро (Остехбюро) и переименовали в «Конструктор». В течение долгих лет он использовался в качестве опытового судна, а с началом Великой Отечественной войны был вооружен и введен в состав Ладожской флотилии как сторожевой корабль. Во время авианалета 4 ноября 1941 года в «Конструктор» попала бомба с «юнкерса», фактически разломившая корпус корабля на две части. Тем не менее, бывший «доброволец» удалось спасти: кормовую часть отбуксировали в Новую Ладогу, где в плавдоке к ней прикрепили заново изготовленную укороченную носовую секцию. В апреле 1943 года «Конструктор» вновь вошел в строй и принял участие в боевых действиях. После войны его опять превратили в опытовое судно, а затем - в паровой отопитель. Заслуженный корабль был сдан на слом только в 1957 году.

Но истинными долгожителями оказались переведенные на Каспий «добровольцы» типа «Украина». Минные крейсера «Маркин» (бывший «Войсковой»), «Бакинский рабочий» («Украина») и «Альтфатер» («Туркменец Ставропольский») в 1926 году были переклассифицированы в канонерские лодки. После ряда модернизаций они служили в составе Каспийской флотилии до 1949 года, после чего их передали организациям ДОСААФ. На слом они были сданы лишь в конце 50-х - начале 60-х годов.

К моменту окончания русско-японской войны на добровольные пожертвования были построены или находились в постройке 18 минных крейсеров и четыре подводные лодки. Остававшиеся два с лишним миллиона рублей решили потратить на создание принципиально нового эсминца - с нефтяными котлами, паротурбинной энергетической установкой и проектной скоростью в 36 узлов. Так появился знаменитый «Новик» - последний корабль, построенный на народные деньги. Но разговор о нем - впереди.

В. Кофман